УДК 372.881.1
Н. М. Белянкова
Учебная дискуссия в развитии коммуникативных компетенций младших школьников
В статье рассматриваются формы и методы организации учебной дискуссии как инструмента формирования коммуникативных и речевых компетенций у младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к таким личностным качествам, как уважительное отношение к чужому мнению, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость. В статье даны конкретные рекомендации по организации дискуссий на морально-этические темы. Автор считает, что необходимо с первого класса обучать детей правилам ведения дискуссий. В статье приводятся формулы, с которых должны начинаться реплики диалога в ходе дискуссии, чтобы спор не перерастал в ссору, как это нередко бывает в реальной жизни, так как дискуссия отличается от обычной беседы большим эмоциональным накалом. В связи с этим темы, которые учителю следует выбирать для дискуссий, должны затрагивать наиболее важные жизненные ситуации. В «Азбуке» В.Г. Горецкого предлагается проводить дискуссии по русским народным пословицам. Подобные же дискуссии можно организовать по пословицам в «Азбуке» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой, а также по материалам пословиц в учебниках русского языка и литературного чтения.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, дискуссия, морально-этические проблемы, анализ пословиц, эмоциональный отклик, преодоление директивного стиля в общении.
N. M. Belyankova
Educational Discussion in Development of Junior Schoolchildren's Communicative Competences
In the article are regarded forms and methods to organize educational discussion as an instrument to form communicative and speech competences of junior schoolchildren according to the requirements of the Federal State Educational Standard of the primary general education to such personal qualities, as respect to somebody's opinion, goodwill, emotional responsiveness. In the article certain recommendations about the organization of discussions on moral and ethical subjects are made. The author considers that it is necessary to train children in rules of making discussion from the first class. In the article are given formulas which are the beginning of the replies of the dialogue during discussion to prevent dispute from developing into quarrel as it quite often happens in real life, discussion differs from usual conversation because it has great emotional tension. In this regard topics which the teacher should choose for discussions must touch upon the most important life situations. In V.G.Goretsky' "Alphabet" it is offered to carry out discussions on the Russian national proverbs. Similar discussions can be organized on proverbs in L.F. Klimanova and S.G. Makeeva's "Alphabet", and also on materials of proverbs in textbooks of the Russian language and literary reading.
Keywords: communicative competences, discussion, moral and ethical problems, an analysis of proverbs, emotional response, overcoming of the directive style of communication.
В последние годы в обществе отмечается весьма негативное явление в среде молодых людей, выражающееся в изменении стиля общения: громкая примитивная речь, перекрикивание собеседника, нецензурная брань. Разумеется, нельзя этого говорить обо всей молодежи, да и не самое это опасное в подростковой среде, но все же оно является показателем того, что школа, в том числе и начальная, недорабатывает в формировании личностных и метапредметных УУД, касающихся именно этих сторон воспитания личности ребенка.
Какие же задачи ставит перед учителем и детьми как субъектами образовательного процесса Федеральный государственный образова-
тельный стандарт начального общего образования в сфере межличностного общения? В «портрете выпускника начальной школы» среди других личностных характеристик ребенка выделяются и такие качества, как «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» [4, с.7]. Эти качества могут быть сформированы при достижении таких личностных результатов освоения основной образовательной программы, как формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, а также раз-
© Белянкова Н. М., 2014
витие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками [4, с.8]. Из метапредметных результатов стандарт выделяет такие результаты, как готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий [4, с.9].
Начинают эту работу обычно в дошкольном возрасте в семье и в ДОУ, обучая ребенка говорить старшим «вы», быть вежливым и сдержанным. Но к 7 годам этот процесс далеко не закончен. Младшие школьники еще плохо контролируют свои эмоции как позитивного, так и негативного характера: в перемены бегают, скандалят, кричат. Многие психологи считают, что такое поведение в перемену является вполне нормальным: детям трудно без движения высидеть 35-45 минут. Беспокоит другое: дети, во многих семьях единственные, эгоцентричны, не умеют выслушивать друг друга, не умеют без крика доказывать свою правоту, часто споры заканчиваются ссорами. Поэтому необходима постоянная, целенаправленная работа по формированию в младших школьниках толерантности в общении.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, являющимся основой ФГОС, учащиеся должны сформировать у себя соответствующие коммуникативные компетенции путем тренировки в общении между собой, с учителем, родителями и иными взрослыми членами общества.
Одним из наиболее действенных путей при этом являются так называемые учебные дискуссии. Что же может быть материалом для подобных дискуссий?
Дискутируют люди между собой только по тем вопросам, которые являются действительно спорными, поэтому не всякий диалог можно назвать дискуссией. Вряд ли можно назвать дискуссиями беседы в ходе разрешения проблемных ситуаций, требующих поиска закономерностей в изучаемом учебном материале. Как правило, такие беседы - не спор, а высказывание предположений, и даже если дети высказывают разные точки зрения, то такие беседы, как правило, лишены того эмоционального накала, который характерен именно для дискуссии, затрагивающей жизненные установки людей. Разумеется, беседы по учебному материалу также необходимы, так как учат детей подбирать аргументы, используя уже имеющиеся знания о явлениях действительности, формулировать гипотезы. В определенной
степени они моделируют обстановку научного диспута с его спокойным течением, неторопливым сопоставлением аргументов и выбором наиболее верного решения проблем. Но если не учить детей дискутировать по спорным вопросам, то стоит ли удивляться, что дети так и не научились межличностному общению.
На наш взгляд, наиболее эффективным будет обсуждение морально-этических вопросов при анализе содержания пословиц, которые помещены практически во всех современных учебниках по обучению грамоте и по литературному чтению. В этом плане из всех существующих ныне систем хотелось бы отметить старейшую и наиболее авторитетную - «Школу России», учебники которой подверглись значительной модернизации в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Так, например, в модернизированном учебнике «Азбука» В.Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской и М.В. Бойкиной (бывшая «Русская азбука»), в каждой из тем одна из имевшихся в предыдущих изданиях учебника пословиц вынесена в начало изучения темы и становится предметом дискуссии: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «Жить -Родине служить», «Нет друга - ищи, а нашел -береги», «Век живи - век учись», «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» и т.д. Таким образом, изучение каждой темы в период обучения грамоте должно начинаться с небольшой дискуссии, причем, не на учебном материале, а на нравственные, этические, патриотические и даже философские темы. Учитывая скоротечность урока в 1 классе (всего 35 минут) и многообразие задач, стоящих на уроке, дискуссия не должна быть длительной. Правила ведения дискуссии даются детям сразу при первом же обсуждении пословицы, являющейся главной темой урока, его «камертоном»: не кричать, не перебивать говорящего, пользоваться формулами типа «Я не согласен с Ваней, потому что...», «Я согласен с Машей, но хочу добавить...», «Я думаю, что.» и т.д.
В методическом пособии к «Азбуке» [2] мы постарались дать подробное описание хода подобных дискуссий и вопросы, которые наиболее рациональным путем подводят детей к необходимым выводам.
Кроме этого, для того чтобы вызвать у детей больший эмоциональный отклик, можно предложить построить дискуссию по пословице в соответствии с той моделью, по которой обычно строятся басни: вначале рассказ о жизненной си-
туации, а затем мораль. Но при этом нужно помнить, что следует избегать лобовых решений, характерных для басен и пословиц. Дети должны учиться понимать, что жизнь гораздо сложнее, и стараться огульно не осуждать людей, пока не ясны все обстоятельства. Это будет способствовать развитию вариативности мышления и стремлению понять все причины поступков людей, прежде чем делать выводы.
Вот как, например, можно организовать дискуссию по пословице «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»:
Учитель (после того как дети прочитали пословицу) задает вопросы: Как вы понимаете смысл этой пословицы? (предположения детей). Все с этим согласны? Тогда обсудим такую ситуацию. В одной семье были брат и сестра. Сестра работала на заводе, а брат учился в институте. В воскресенье утром сестра приготовила завтрак, убралась в квартире, постирала белье. Брат в это время лежал в постели, закрыв глаза, не встал даже позавтракать. Но сестра его не ругала, не требовала, чтобы он ей помогал. Как вы оцениваете эту ситуацию? (В ходе обсуждения учитель спрашивает, все ли согласны с высказываемыми мнениями, с оценкой поведения брата, побуждает к высказываниям «молчунов»). А как вы думаете, почему же сестра не ругала брата? (предположения детей). Все согласны? Тогда послушаем продолжение этой истории. Около полудня брат вскочил с постели, подбежал к письменному столу и начал что-то писать. Затем он радостно сообщил сестре, что решил очень трудную задачу, и теперь может писать выпускную работу. Сестра тоже очень обрадовалась. Как теперь вы оцениваете эту ситуацию? (В ходе обсуждения учитель должен подвести детей к выводу, что сестра не ругала брата потому, что он тоже трудился, но труд его был умственный, который не менее сложен, чем физический, поэтому оба они соответствуют обсуждаемой пословице).
Обсуждение смысла пословицы «Век живи -век учись» можно организовать следующим образом. Вначале следует с помощью словаря выяснить значение слова «век» и выбрать то, которое соответствует по смыслу пословице, и затем задать вопрос: «Почему нужно учиться всю жизнь?» Первоначальное обсуждение пословицы во многих случаях может вызвать недоумение у большей части детей: им, маленьким, которые только что сами начали учиться, трудно понять, что и взрослые тоже должны чему-то учиться. Поэтому можно задать вопрос, не говорили ли
взрослые в их семьях о том, что проходили они переподготовку, курсы повышения квалификации, военные сборы, объясняли ли как-то предназначение этих занятий. Можно привести пример учителей, которые проходят курсы повышения квалификации через каждые пять лет. Если все же предположения детей будут примитивными или излишне обобщенными, можно создать проблемную ситуацию на основе жизненного примера, например, такого: «На заводе работали два токаря. Один из них упорно трудился, часто сверхурочно и получал большую зарплату. Другой токарь работал поменьше, потому что вечерами занимался на курсах повышения квалификации, поэтому зарплата у него была меньше. Как вы думаете, кто из них был прав?». Провоцируя споры у детей, учитель может подчеркнуть, что второй из токарей имел меньшую зарплату (во многих семьях это довольно чувствительный фактор). Выслушав предположения детей, учитель ведет их к разрешению проблемной ситуации: «А теперь послушаем, что было дальше. Через некоторое время завод закупил новые, более эффективные станки, и тот, кто занимался на курсах, научился за это время на них работать, а тот, кто не проходил эти курсы, был уволен и проходил переподготовку уже на бирже труда. Как вы теперь оцените эту ситуацию?». Завершая обсуждение, учитель подчеркивает, что если человек не хочет отстать от жизни, то он должен постоянно учиться, практически всю жизнь, и это особенно важно сейчас, когда жизнь стремительно меняется.
Думается, у каждого учителя найдется в запасе масса жизненных спорных ситуаций, которые он может использовать при организации учебных дискуссий при обсуждении смысла пословиц, которыми так богаты не только «Азбука», но и учебники русского языка и литературного чтения системы «Школа России».
Хотелось бы также обратить внимание учителей и на одну из не так давно разработанных систем - систему «Перспектива», подготовленную издательством «Просвещение» в серии «Академический школьный учебник», в учебниках обучения грамоте и русскому языку которой языковые явления изучаются на коммуникативно-познавательной основе: каждый из учебников открывается разделом «Мир общения», в котором дети последовательно и целенаправленно обучаются тому, как надо строить диалог, чтобы собеседник понял тебя, и как нужно слушать со-
беседника, чтобы либо подобрать контраргументы, либо принять точку зрения собеседника.
Помогают сформировать коммуникативные навыки и учебники по окружающему миру А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой в системе «Перспектива». В этих учебниках в каждой изучаемой теме есть рубрика «Обсудим!», вопросы которой инициируют организацию дискуссий по экологическим и общественным проблемам.
Учебные дискуссии характерны также и для систем развивающего обучения Л.В. Занкова, а также Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые, хотя и не получили в школах России широкого распространения, чего они, безусловно, заслуживают, но оказали большое влияние на разработку ФГОС.
Почему же наличие неплохих учебников, рассчитанных на разные категории учащихся, а также усилия педагогов, психологов и ученых-методистов в последние десятилетия не оказали заметного влияния на результаты? Почему устная речь и коммуникативные навыки школьников и выпускников школ с каждым годом не улучшаются, а, судя по свидетельствам исследователей, даже ухудшаются?
Некоторые исследователи считают это явление наследием советской школы [1, с.72]. Пока еще многие учителя, и не только учителя, но и руководители школ и даже большинство родителей не осознали основной идеи ФГОС о том, что ученик должен быть не объектом обучения и воспитания, а субъектом образования. На уроках по-прежнему во многих случаях царствует директивный стиль общения учителя с учениками, когда учитель, организуя дискуссию или беседу при разрешении проблемной ситуации, чувствует, что не успеет выполнить с детьми все запланированное и потому прерывает ребенка, если он высказывает «неправильную» мысль. Два-три случая неуважительного отношения - и в классе появляется маленький «молчун», который никогда не научится говорить публично с соблюдением толерантности в споре, с использованием формул вежливости, а начинает в неформальном общении транслировать тот молодежный сленг, который слышит в школе и на улице от подростков. В результате появляется ситуация, о которой писал еще В.В. Маяковский: «улица корчится безъязыкая, ей нечем петь и разговаривать».
Другой причиной несформированности коммуникативных навыков у большинства учащихся является то, что в ходе учебных дискуссий учитель из-за нехватки времени на уроке может вы-
слушать мнение 3-4, иногда 5-6 учащихся. В результате в беседе участвуют одни и те же наиболее активные дети, остальные же отмалчиваются. Для преодоления подобного недостатка В.К. Дьяченко в конце 80-х - начале 90-х годов предложил парные и групповые формы работы детей [3]. Система В.К. Дьяченко, требовавшая замены классно-урочной системы парным взаимообучением, так и осталась на уровне педагогического эксперимента, но вот парная и групповая формы работы, включенные в урок как один из методов, были приняты педагогической общественностью.
Во всех учебниках систем «Школа России» и «Перспектива» на полях есть указания, какие задания должны быть выполнены в паре или группе. Мы считаем, что эти формы работы могут быть применены и при организации дискуссии: учитель задает вопрос, соседи по парте его обсуждают, затем один из них дает ответ на вопрос, используя формулу: «Мы обсудили с Ваней этот вопрос и оба считаем, что...». Если же соседи по парте не смогли прийти к единому мнению, то используется другая формула: «Мы не смогли прийти к общему мнению. Я считаю, что. А Ваня думает по-другому». (Далее свое мнение высказывает Ваня). Таким образом, в дискуссию включается большая часть класса. Если же учитель видит, что в некоторых парах дискуссия не получается (один ученик всегда говорит, а другой только слушает и молчит), то можно попробовать создавать пары сменного состава.
Помимо обсуждения смысла пословиц, анализа литературных произведений, а также дискуссий при разрешении проблемных ситуаций, большие возможности для формирования у детей коммуникативных навыков предоставляет выполнение исследовательских проектов, особенно таких, которые расширяют их круг общения за счет интервьюирования взрослых: «Знаменитые люди нашего города», «История нашего города», «Народные промыслы нашего региона», «Промышленность нашего региона», «Туристические маршруты нашего региона» и т.д.
Общаясь в ходе выполнения проекта со взрослыми (работниками музеев, туристических бюро, историками, этнографами), дети усваивают традиционные, бывшие когда-то общепринятыми, формы общения, которые отличаются от тех, которые, к сожалению, весьма распространены в настоящее время в детской и подростковой среде. Дети на конкретных примерах пони-
мают обоснованность правил ведения дискуссии, необходимость их соблюдения и справедливость афоризма: «Ничто не стоит человеку так дешево и не ценится окружающими так дорого, как вежливость».
Библиографический список
1. Аврамченко Р.Ф. От знания к пониманию: назревший путь модернизации обучения [Текст] // Школьные технологии. - 2012. - №5.
2. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Г.Горецкий, Н.М. Белянкова. - М.: Просвещение, 2012.
3. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии [Текст] // Начальная школа - 1994 -№5.
4. Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении [Текст] / В.К.Дьяченко - М.: Народное образование, 1991.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Bibliograficheskij spisok
1. АугатеИепко R.F. Ot znaniya k ponimaniyu: nazrevshij put' modernizatsii obucheniya [Tekst] // SHkol'nye tekhnologii. - 2012. - №5.
2. Goretskij V.G. Obuchenie gramote. Metodiche-skoe posobie s pourochnymi razrabotkami. 1 klass [Tekst]: posobie dlya uchitelej obshheobrazovatel'nykh uchrezhdenij / V.G. Goretskij, N.M. Belyankova. - M.: Prosveshhenie, 2012.
3. D'yachenko V.K. Novaya pedagogicheskaya tek-hno-logiya v dejstvii [Tekst] // Nachal'naya shkola - 1994 - №5.
4. D'yachenko V.K.Sotrudnichestvo v obuchenii [Tekst] / V.K.D'yachenko - M.: Narodnoe obrazovanie, 1991.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazova-tel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya [Tekst] / Minis-terstvo obrazovaniya i nauki Rossij-skoj Federatsii. - M.: Prosveshhenie, 2010.