1УДК 811.161.1 ББК 74.268.19=411.2
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
М. С. Логинова
Аннотация. В данной статье рассматривается такое внеурочное мероприятие, как дискуссионный клуб русского языка для иностранных студентов, являющийся одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции учащихся. Описаны разные форматы проведения дискуссионного клуба, создающего условия для организации общения на проблемные темы. Отмечено, какой может быть и от чего зависит тематическая наполняемость встреч-дискуссий. Показано, как дискуссионные площадки способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся, владеющих русским языком на базовом уровне, а также позволяют повысить интерес и мотивацию студентов-иностранцев к изучению русского языка. В статье представлен вариант сценария встречи-дискуссии, посвященной свободному времени и учебе, с методическими пояснениями. Во время заседания дискуссионного клуба по данной теме предполагается применение метода свободных ассоциаций, работа в малых группах, знакомство с русской пословицей и др.
Ключевые слова: дискуссионный клуб, коммуникативная компетенция, внеклассная деятельность, обучение русскому языку как иностранному, интерактивные методы.
DISCUSSION CLUB AS A MEANS OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG FOREIGN STUDENTS
M. S. Loginova
Abstract. The article deals with such extracurricular event as a discussion club of the Russian language for foreign students, which is one of the most effective ways of forming communicative competence among students. Different formats for holding a discussion club which creates conditions for organizing communication on problem topics are described. It is noted what determines the thematic content of meetings and discussions. It is shown how discussion platforms contribute to the formation of communicative competence of students who know the Russian language at a basic level, and also increase the interest and motivation of foreign students to study the Russian language. The article presents a scenario of a meeting-discussion devoted to free time and study, with methodological explanations. During the meeting of the discussion club on the given topic, it is proposed to use the method of free associations, work in small groups, get acquainted with the Russian proverb and so on.
Keywords: discussion club, communicative competence, extracurricular activities, teaching Russian as a foreign language, interactive methods.
Проблеме формирования и совершенствования у студентов коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посвящено много работ и исследований. Однако перед лингвистами по-прежнему стоит вопрос о наиболее эффективных способах достижения цели обучения иностранному языку.
Перед тем как говорить о результативных средствах развития коммуникативной компетенции, остановимся подробнее на самой коммуникативной компетенции, которую доктор педагогических наук, профессор М. Р. Львов определил как одну из важнейших характеристик языковой личности [1, с. 92-93]. Коммуникативная компетенция, согласно «Новому словарю методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, - «это способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения» [2]. Таким образом, учащимся необходимо знать звуковые, лексические, грамматические, стилистические средства языка, а также культуру речи. Они должны овладеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом.
Для удовлетворения вышеперечисленных требований интерактивные методы являются наиболее эффективными. От традиционных методов они отличаются тем, что общение происходит между всеми членами группы, а преподаватель только организует и контролирует данный процесс. Интерактивные формы проведения занятий позволяют студентам не только получить конкретные знания и умения, но и приобрести такие качества личности, как самостоятельность, коллективизм, креативность и др. Интерактивное обучение, обращаясь к чувствам и к жизненному опыту каждого учащегося, способствует более эффективному усвоению учебного материала, формированию собственного мнения и отношения студентов, позитивно воздействует на эмоциональную и во-
левую сферы личности, снимает нервное напряжение и, самое главное, пробуждает и повышает интерес к обучению, к общению на изучаемом языке.
Большую роль в системе образования играет и внеурочная деятельность. Внеклассные мероприятия, являясь частью единого учебно-воспитательного процесса, дополняют учебную работу на занятиях и помогают поддерживать интерес учащихся.
В настоящее время все более популярным становится такой вид внеурочного мероприятия, как встречи в формате дискуссионного клуба, организованного с применением интерактивных методов.
Дискуссионный клуб (разговорный клуб, дискуссионная площадка) - это коммуникативная площадка, создающая условия для организации общения на проблемные темы. Цель заключается в возможности участников обсудить различные вопросы и конфликтные ситуации на изучаемом иностранном языке, «используя его как цель (повысить уровень владения) и средство (выразить свое мнение)» [3, с. 93].
Положительные результаты работы дискуссионной площадки описаны в статье «Дискуссионный клуб как средство развития иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей» Е. А. Сергиевской [4, с. 71]. Автор подчеркивает, что для того, чтобы человек заговорил на иностранном языке, необходимы коммуникативно-познавательный мотив и потребность вербального осмысления окружающей действительности.
Организация деятельности учащихся обуславливает эффективность обучения. Необходимо, чтобы были все условия для формирования у студентов опыта решения коммуникативных задач. Работа ведущего подразумевает создание проблемных ситуаций и поддержание атмосферы сотрудничества и успеха. В рамках проведения дискуссионных площадок формируются и совершенствуются умения студентов вести беседы, слушать и слышать собеседника, применять речевой этикет. При решении спорных вопросов возможно использование различных текстов, аудио- и видеоматериалов, которые, с одной стороны, послужат источником для размышлений, а с другой, сделают занятие более динамичным.
Формат проведения разговорного клуба может варьироваться.
1. В роли ведущих выступают русские студенты-практиканты. У такой организации дискуссионных площадок есть преимущества и недостатки (как для русских, так и иностранных студентов). Например, среди плюсов можно выделить практику для будущего преподавателя и возможность для иностранцев снять языковой барьер, а среди минусов - методические ошибки подачи материала студентами-практикантами и добровольное посещение клуба только высоко мотивированными учащимися, а не студентами, испытывающими проблемы в изучении русского языка [5, с. 54-59].
2. Ведущим является преподаватель, а участниками клуба - иностранные студенты. Однако классическая схема «учитель-ученик» для данного формата проведения занятий не подходит. Преподаватель должен только организовывать и направлять ход дискуссии.
3. Встречу проводит ведущий-преподаватель. На заседании разговорного клуба присутствуют не только студенты-иностранцы, но и русские студенты (волонтеры). Подобного рода организация занятий даст возможность иностранным учащимся вести беседу не только между собой, но и с носителями языка, завести новых русскоговорящих друзей, что послужит дополнительной мотивацией к общению на русском языке и посещению дискуссионного клуба.
Отметим, что кроме различного формата организации разговорной площадки, дискуссионные встречи условно делят на «классические», подразумевающие обсуждение морально тяжелых, проблемных тем, чтение «серьезных» текстов, прослушивание аудио текстов и т. п., и «игровые», «которые в своей основе не имеют какой-либо социально острой, злободневной, дискуссионной темы и не сводятся к дебатам или дискуссии» [3, с. 96]. На наш взгляд, подобная классификация не совсем корректна, так как проведение дискуссии видится нам одной из основных задач разговорного клуба, а игровые элементы могут присутствовать и приветствуются на любом заседании дискуссионного клуба.
В статье «Разговорный клуб как форма внеаудиторной работы с иностранными студентами» приводятся примеры тем для обсуждения
(«Смертная казнь», «Аборты», «Коррупция» и др.) и схема проведения занятия [3, с. 94]. Мы считаем, что данная тематика подходит больше для учащихся, владеющих русским языком уже на продвинутом уровне. Для участников клуба, приехавших в Россию несколько месяцев назад и освоивших русский язык только на базовом уровне, проблемные темы, предлагаемые авторами статьи для дискуссий, представляются достаточно трудными и в связи с этим не располагающими к общению.
Тематическая наполняемость встреч-дискуссий, когда студенты не владеют большим словарным запасом, может быть самой различной. Возможны беседы о свободном времени, учебе, путешествиях (например, место отдыха, экстремальный туризм), обсуждение проблем больших городов и маленьких деревень, разговор об отношениях в семье и на работе и т. д. Еще раз подчеркнем, что обсуждение тем предполагает организацию дискуссий, связанных с созданием комфортной обстановки, а также поиском возможных выходов из предложенных конфликтных ситуаций. Целью дискуссионной площадки является не обсуждение семейной жизни отдельно взятого человека или его личных взаимоотношений на работе, а воспитание толерантности, осознание того, что все мы живем в полилингвальном и поликультурном мире.
Выбор тематики зависит от учебной цели преподавателя и/или от предпочтений и интересов обучающихся (например, можно заранее провести опрос студентов). Заседание дискуссионного клуба предлагается начинать: а) с мозгового штурма без предварительного информирования участников о теме занятия; б) с заранее подготовленного сообщения одного из студентов; в) (при заблаговременном анонсе) с обсуждения появившихся у иностранных учащихся и желательно записанных мыслей и вопросов по названной теме. Различные идеи участников клуба могут быть анонимными и в письменном виде заранее оставлены в условленном месте. Это позволит студентам не бояться своих возможных ошибок. Преподавателю рекомендуется проанализировать полученные данные перед проведением заседания клуба.
Для большей эффективности дискуссионных площадок рекомендуется создание группы
или сообщества в социальных сетях. Студенты смогут высказать свое мнение и по завершении дискуссионной встречи. Это также позволит всем желающим, кто не смог прийти на заседание клуба по какой-либо причине, принять участие в разговоре. Таким образом, создание сообщества в социальных сетях, бесспорно, повысит мотивацию студентов к общению на изучаемом языке.
Одним из способов мотивирования учащихся разговорного клуба активно работать во время встреч-дискуссий является система бонусов (грамот, дипломов) [6]. Однако такого рода поощрение не должно влиять на оценивание аудиторных занятий, так как дискуссионный клуб представляет собой внеклассное мероприятие и его посещение подразумевается на добровольной основе.
Проведение заседания клуба за круглым столом также может повысить эффективность встречи, но, к сожалению, преподаватель часто не имеет возможности организовать дискуссионную площадку в подходящей для этого аудитории.
Рассмотрим один из вариантов сценария занятия в дискуссионном клубе.
При разговоре о свободном времени, студентам можно предложить в качестве темы встречи-дискуссии проблемный вопрос «Учеба или свободное время?» или «Учиться или отдыхать?». Такого рода вопросы позволяют обсудить несколько близких тем одновременно, использовать метод сопоставления, способствующий поддержанию активной беседы, и, самое главное, заставляют учащихся задуматься над проблемой и сформировать собственное мнение. Тему предстоящего занятия желательно (но необязательно) анонсировать заранее, чтобы к назначенной дате у участников дискуссионного клуба уже сложилась определенная точка зрения по данному вопросу, которая может измениться в ходе разговора.
Начать занятие рекомендуется с игры в ассоциации. Учащиеся должны ответить, какие ассоциации у них вызывает слово учеба. Преподаватель может ограничить ассоциативные слова принадлежностью к определенной части речи. Например, вначале студенты называют только существительные (кто? что?), соотносящиеся со словом учеба, затем прилага-
тельные (какая учеба?), глаголы (что делать?) и наречия (как?). Применение метода свободных ассоциаций в начале встречи, во-первых, позволит активизировать лексический запас участников, во-вторых, поможет студентам раскрепоститься и, в-третьих, послужит «вызовом» к общению.
После этого задания учащимся могут быть предложены для обсуждения следующие вопросы:
• Учеба - это отдых или работа? Учиться легко или трудно?
• После школы нужно учиться или работать? Почему? Как принято у вас в стране?
• Как вы считаете, женщины должны учиться в университете? А работать? Почему? Сколько?
Отметим, что беседа будет интереснее, если участниками будут представители различных государств. Таким образом, в ходе обсуждения у студентов появится дополнительная возможность сравнить культуру, традиции и обычаи разных стран.
Затем учащиеся выполняют схожую работу, говоря о свободном времени.Вначале студенты высказывают, какие ассоциации у них вызывает устойчивое словосочетание свободное время (или слово отдых), а потом отвечают на вопросы:
• У человека должно быть свободное время? Почему?
• Как отдыхают дети? Женщины? Мужчины? Пенсионеры?
• Как вы думаете, как отдыхают президенты?
• Как вы думаете, как президент России проводил свободное время, когда он учился в школе?
Далее студенты смотрят «Недетский разговор с Владимиром Путиным» на канале НТВ, выясняя, правы они были или нет, отвечая на последний вопрос [7]. После просмотра видео обязательной является проверка на понимание смысла текста. В показанном видеосюжете В. В. Путин говорит, что в школьные годы во внеурочное время занимался спортом, ходил в концертный зал, читал книги по истории. Использование видеоресурсов создает атмосферу совместной познавательной деятельности, повышает мотивацию обучения, способствует
формированию коммуникативной компетенции студентов.
На следующем этапе работы участники дискуссионной площадки делятся на три команды. Задача каждой группы - привести максимальное количество аргументов, почему после окончания школы нужно: 1) поступить в университет и много учиться; 2) идти работать; 3) много отдыхать и веселиться.
Задание
Первая группа. Вы считаете, что после школы нужно поступить в университет и много учиться. Почему?
Вторая группа. Вы считаете, что после школы нужно идти работать. Почему?
Третья группа. Вы считаете, что после школы нужно много отдыхать и веселиться. Почему?
Использование картинок поможет снять атмосферу напряжения. Групповая форма работы учит сопоставлять, прислушиваться к мнению других, вырабатывать коллективное решение, тем самым повышая эффективность обучения. Побеждает та команда, у которой будет больше аргументов.
Затем участникам клуба снова даются вопросы для дискуссии:
• Когда лучше учиться, когда работать, а когда отдыхать? Утром или вечером? Летом или зимой?
• Сколько и как нужно отдыхать, чтобы хорошо работать?
Далее рекомендуется познакомить учащихся с пословицей Делу время, потехе час. Вначале необходимо объяснить значение слова потеха ('отдых, развлечение, веселье'), а затем выяснить, как студенты его понимают. Сама же пословица трактуется двояко: 1 ) всему свое время, то есть нужно в определенное время учиться, работать, и в определенное - отдыхать; 2) нужно больше учиться и работать, чем
отдыхать [8]. В завершение можно включить короткий видеоотрывок из клипа Аллы Пугачевой и Раймонда Паулса «Делу время» (1985) [9]. С одной стороны, это поможет закрепить знакомство с пословицей, а с другой стороны, послужит эмоциональной разрядкой.
Если уровень владения языком учащихся позволяет, то в качестве домашнего задания участникам клуба предлагается посмотреть советский фильм «Большая перемена» (1973). Отметим, что преподавателю необходимо предварительно пояснить иностранным студентам, почему в советский период взрослые люди ходили в школу.
Итак, использование дискуссионной площадки в образовательном процессе отвечает требованиям компетентностного подхода и способствует достижению цели обучения русскому языку как иностранному, а именно формирования и совершенствования у учащихся коммуникативной компетенции. Применение данных площадок позволяет решить целый ряд задач: обучить студентов коллективной мыслительной и практической работе, научить работать в команде, сформировать умения социального общения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Академия: Высшая школа, 1999. - 272 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009.
3. Косарева Е. В., Масленникова З. С., Филатова Е. М. Разговорный клуб как форма внеаудиторной работы с иностранными студентами // Русский язык за рубежом. - М.: Изд-во ГосИРЯ им. А. С. Пушкина, 2015. - № 2. -С. 92-96.
4. Сергиевская Е. А. Дискуссионный клуб как средство развития иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей // Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ.
конф., Санкт-Петербург, 15-16 янв. 2016 г. -СПб.: КультИнформПресс, 2016. - С. 71.
5. Косарева Е. В., Масленникова З. С. Разговорный клуб: опыт внеаудиторной работы с иностранными студентами // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2016. - Т.4. - С. 54-59.
6. Филатова Г. Е. Студенческий дискуссионный клуб как средство формирования коммуникативной компетенции студентов // Тр. Ростовского гос. ун-та путей сообщения. -Ростов н/Д: РГУПС, 2016. - № 1 (34). -С.143-146.
7. Недетский разговор с Владимиром Путиным // НТВ. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=GTZBk3vfYjY (дата обращения: 07.02.2018).
8. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: Локид-Пресс, 2003.
9. Алла Пугачева и Раймонд Паулс. Делу время. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ KVrKF94MhA (дата обращения: 07.02.2018).
REFERENCES
1. Lvov M. R. Slovar-spravochnik po metodike prep-odavaniya russkogo yazyka: posobie dlya studen-tov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhey. Moscow: Akademiya: Vysshaya shkola, 1999. 272 p.
2. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniyayazykam). Moscow: IKAR, 2009.
3. Kosareva E. V., Maslennikova Z. S., Filatova E. M. Razgovornyy klub kak forma vneauditor-noy raboty s inostrannymi studentami. Russkiy yazyk za rubezhom. Moscow: Izd-vo GoslRYa im. A. S. Pushkina, 2015, No. 2, pp. 92-96.
4. Sergievskaya E. A. Diskussionnyy klub kak sredstvo razvitiya inoyazychnoy kompetentnos-ti studentov neyazykovykh spetsialnostey. In: Nauka kak dvizhushchaya antikrizisnaya sila: innovatsionnye preobrazovaniya, prioritetnye napravleniya i tendentsii razvitiya fundamental-nykh i prikladnykh issledovaniy. Proceedings of International scientific-practical conference, St. Petersburg, 15-16 Jan. 2016. St. Petersburg: KultlnformPress, 2016. P. 71.
5. Kosareva E. V., Maslennikova Z. S. Razgovornyy klub: opyt vneauditornoy raboty s inostrannymi studentami. Problemy prepodavani-ya filologicheskikh distsiplin inostrannym uchashchimsya. Voronezh: Voronezhskiy gos. un-t, 2016. Vol. 4, pp. 54-59.
6. Filatova G. E. Studencheskiy diskussionnyy klub kak sredstvo formirovaniya kommunika-tivnoy kompetentsii studentov. Tr. Rostovskogo gos. un-ta putey soobshcheniya. Rostov-on-Don: RGUPS, 2016, No. 1 (34), pp. 143-146.
7. Nedetskiy razgovor s Vladimirom Putinym. NTV. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=GTZBk3vfYjY (accessed: 07.02.2018).
8. Serov V. Entsiklopedicheskiy slovar krylatykh slov i vyrazheniy. Moscow: Lokid-Press, 2003.
9. Alla Pugacheva i Raymond Pauls. Delu vremya. Available at: https://www.youtube.com/watch ?v=_KVrKF94MhA (accessed: 07.02.2018).
Логинова Маргарита Сергеевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель Кафедры довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Loginova Margarita S., PhD in Philology, senior lecturer, Pre-university teaching of Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]