торые отбираются в соответствии с индивидуальными особенностями личности обучаемого. В ходе выполнения заданий учащемуся предоставляется возможность рефлексии своей деятельности. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях, нехваткой времени в течение урока на усвоение определенной доли учебной информации.
Особое внимание учителя, как правило, уделяют методическому сопровождению устной работы на уроке. Мною также разработаны несколько таких материалов по темам «цилиндр и цилиндрическая поверхность», «конус», «векторы», «метод координат» и др.
Но наибольшую популярность среди моих учащихся приобрели так называемые «Рейтинг-контроли» по различным темам курса стереометрии в старших классах, это своеобразная форма итогового контроля-зачета, созданная в форме презентации, при которой любой учащийся может при необходимости не только наглядно проверить свой ответ, но и получить необходимую помощь-подсказку в случае каких-либо затруднений. Кроме того, такая форма контроля не является адресной и, следовательно, изначально снимается иногда возникающая обида на то, что учитель «специально» задал кому-то более трудный вопрос, а кому-то вопрос полегче: презентация составлена так, что каждый учащийся сам выбирает свой вопрос и как на него будет отвечать.
В заключение хочется отметить, что применение средств ИКТ в обучении математике прежде всего направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Использование информационных технологий в совокупности с правильно подобранными традиционными технологиями обучения позволяет учителю обеспечивать необходимый современный уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения математике.
И. Н. Пальчикова
Участники процесса обучения
с использованием дистанционных образовательных технологий
Информационные и телекоммуникационные технологии вносят существенный вклад в развитие современной системы образования. В настоящее время, активно развивается новый тип образования -открытое обучение. Оно предполагает сочетание различных форм получения знаний с применением современных средств информационных и телекоммуникационных технологий.
388
В рамках открытого образования рассматривают дистанционное обучение, плановое обучение, при котором учение отделено от преподавания, а весь процесс распределен в пространстве и времени. Оно позволяет обеспечить возможность непрерывного получения образовательных услуг независимо от места проживания и расположения учебного центра.
Дистанционное обучение в реальном учебном процессе может быть использовано как в полном объеме (дистанционное обучение как форма обучения), так и частично (дистанционное обучение как метод обучения или учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий).
В настоящий момент определены ведущие компоненты дистанционного обучения: образовательное учреждение (провайдер дистанционного процесса); ресурсы дистанционного процесса, которые в свою очередь складываются из аппаратного, программного и информационного обеспечения.
Все компоненты процесса тесно взаимосвязаны между собой. Их взаимоотношения проявляются в различных видах деятельности. Эти виды деятельности, в свою очередь, требуют привлечения соответствующих специалистов.
Авторами работы «Основы деятельности тьютора» рассматриваются три сферы деятельности:
■ образовательная деятельность, или деятельность собственно образовательного процесса;
■ сфера управления, т. е. деятельность по регулированию организации и хода образовательного процесса;
■ сфера обеспечения деятельности, поддерживающей образовательный процесс и механизм организационного управления.
В предложенных сферах деятельности выделяются ключевые подсистемы. Первая сфера включает деятельность по непосредственному осуществлению образовательного процесса и управлению качеством образования.
Сфера управления складывается из административной и маркетинговой деятельности.
Административная деятельность - это деятельность по осуществлению и управлению документооборотом, связанным с регистрацией, оформлением и непрерывным сопровождением обучаемых в течение всего периода обучения.
Маркетинговая деятельность, т. е. деятельность по управлению отношениями с клиентами, потребителями услуг системы дистанционного обучения.
Сфера обеспечения включает в себя научно-методическую, информационную и развивающую деятельность.
389
Научно-методическая деятельность, деятельность по научному и методическому обоснованию и сопровождению образовательного процесса.
Информационная или производственная деятельность - деятельность по изготовлению учебных материалов и средств обучения.
Развивающая деятельность - это деятельность по созданию, поддержке и развитию технологий для дистанционного обучения, а также по развитию всех подсистем дистанционного обучения.
Перечисленные виды деятельности осуществляются не сами по себе, а в соответствующих функциональных подразделениях.
Образовательная деятельность осуществляется сотрудниками учебного отдела, а именно, тьюторами и преподавателями.
Тьютор (от англ. tutor) в условиях дистанционного обучения в первую очередь разрабатывает индивидуальные образовательные траектории учеников. Он выступает в роли преподавателя-консультанта и наставника, куратора информационного обмена основанного на ресурсах сети и учебного центра. В его обязанности также входит организация эффективного изучения курса; проведение очных и заочных семинаров и консультаций для учащихся, очных групповых тьюториалов (семинаров); корректировка процесса самостоятельных занятий; проверка и комментирование письменных заданий; освоение эффективных методов работы и обмена опытом.
Преподаватели (помощники тьютора) - это сотрудники из числа педагогов, либо учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения, которые отвечают непосредственно за сам процесс дистанционного обучения. Они находятся в непосредственном очном контакте с учащимися и в первую очередь координируют работу школьников. Их основной функцией является помощь при работе с ресурсами учебного центра и взаимодействии с тьютором.
Деятельность сферы управления поддерживают сотрудники административного и маркетингового отделов (администратор центра и менеджеры курсов).
Ведущая функция администратор центра - организация и документирование деятельности участников дистанционного процесса обучения, координация всех этапов работ.
Менеджеры курсов выполняют обязанности по продвижению образовательных услуг дистанционного учебного центра, а именно выполняют анализ рынка и политики ценообразования, проводят рекламную кампанию, взаимодействуют с тьюторами, кураторами при формировании списков учеников дистанционного процесса обучения.
390
Сфера обеспечения является самой сложной по структуре. Для обеспечения соответствующей деятельности необходимы научнометодический, производственный отделы, а также отдел развития и центр информационных технологий.
Ведущими сотрудниками перечисленных отделов считаются авторы курсов (преподаватели-консультанты). Ими являются преподаватели, учителя или методисты, имеющие авторские учебнометодические материалы или владеющие уникальной методикой обучения. Их основная роль - это отбор и структурирование содержания учебного курса, а также разработка возможных маршрутов его изучения. Они осуществляют не только подготовку учебных материалов, но и их обновление.
В обязанности технических работников входят поддержка работоспособности аппаратного и программного обеспечения учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, а также создание дополнительных модулей учебного мультимедиаресурса, совершенствование базы данных дистанционного обучения.
Технологические особенности дистанционного обучения привносят свою специфику в традиционные формы и методы обучения, а также в традиционную систему контроля знаний. Отдел развития сферы обеспечения отвечает за разработку форм, методов обучения и организацию контроля знаний с использованием коммуникационных технологий. В состав такого отдела могут входить, например, такие специалисты, как фасилитейтор и инвигилатор.
Фасилитейтор (консультант по методам обучения) - специалист отдела развития, который рекомендует соответствующие целям и содержанию методы и формы обучения, организует или оказывает помощь при проведении занятий с использованием инновационных методов и форм в рамках дистанционного обучения.
Инвигилатор - специалист отдела развития по методам контроля результатов обучения. Он разрабатывает соответствующую целям и содержанию систему контролирующих заданий в различной форме, организует или оказывает помощь при организации контроля знаний и умений.
Реальные условия реализации системы дистанционного обучения вносят изменения в состав участников. В первую очередь, используется ли дистанционное обучение в полном объеме или дистанционные образовательные технологии используются в рамках определённых педагогических ситуаций. Например, использование дистанционных образовательных технологий для работы с отстающими школьниками требует привлечения таких участников как учитель-предметник, классный руководитель ученика, которые работают с ним в рамках очного обучения.
391
Куратор ученика - учитель-предметник образовательного учреждения, который оказывает помощь тьютору в проведении дистанционных занятий. В его обязанности входит:
■ знакомство с необходимым дистанционным ресурсом;
■ подготовка списка учеников для дистанционного обучения;
■ формирование совместно с удаленным преподавателем индивидуальных образовательных маршрутов и планов занятий учеников;
■ взаимодействие с тьютором при организации проведения групповых и индивидуальных дистанционных занятий;
■ взаимодействие с классным руководителем и контроль графика работы учеников;
■ протоколирование результатов дистанционного учебного процесса (заполнение журнала, фиксирование отметок тьютора и т.
д.).
Классный руководитель - это педагогический работник образовательного учреждения, который взаимодействует с учителем-предметником, родителями и учащимися. Его основные функции в дистанционном процессе обучения:
■ помощь ученикам в выборе профиля обучения, дисциплин для изучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
■ контроль выполнения учащимся графика учебного процесса.
В список участников учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий косвенно можно включить и родителей учеников, так как именно они влияют на выбор ученика, сколько и какие дисциплины изучать дистанционно, а также контролируют график его работы.
Также на состав участников влияние оказывает такой компонент системы дистанционного обучения, как сетевая система дистанционного обучения (платформа дистанционного обучения). Её профили могут способствовать дополнению сформированного списка, объединению обязанностей нескольких участников, или выделению в списке активных участников. Например, сетевая система WebCT имеет следующие профили: администратор, дизайнер, тьютор, преподаватель, ученик и посетитель.
Администратор сервера - это технический специалист, осуществляющий техническое обслуживание и настройку сервера дистанционного обучения, распределяющий его ресурсы, управляющий правами участников всего процесса на всех этапах.
Дизайнер курсов - это специалист по созданию электронной версии разработанного авторами учебного курса и публикации его в систему дистанционного обучения.
392
Посетитель - это участник, который может просматривать рекламные версии ресурсов учебного центра, чтобы в дальнейшем подать заявку на обучение или преподавание учебного курса в системе дистанционного обучения.
Перечислим всех возможных участников дистанционного процесса обучения.
Сфера управления
■ административный и маркетинговый отдел: администратор центра, менеджеры курсов.
Образовательная деятельность
■ учебный отдел: тьюторы, преподаватели (помощники тюто-ра), кураторы учащихся;
■ ученики и посетители.
Сфера обеспечения
■ научно-методический отдел: авторы курсов;
■ производственный отдел: дизайнеры курсов;
■ отдел развития: фасилитейтор, инвигилатор;
■ центр информационных технологий: администратор сервера, технические работники.
Т. Ф. Серебренникова
Информатика в формировании профессионализма будущих экономистов
Реалии постиндустриального общества говорят о необходимости повышения уровня информационной подготовки экономистов, обеспечивающего их основные компетенции: общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, профессиональные. Без них невозможно добиться успехов в бизнесе в условиях современных рыночных отношений и угроз экономической безопасности, обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг, эффективность управления организационных систем любого типа и уровня, реализацию концепции непрерывного самосовершенствования и самообразования личности.
Такая образовательная область, как информатика, является ведущей в подготовке специалистов высокого класса. Важная особенность информатики - широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину др. Информатика выдвигается на первый план еще и потому, что эту дисциплину характеризуют высокий уровень культуры работы с техникой, новые подходы к орга-
393