Научная статья на тему 'Модели взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения'

Модели взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения»

В результате изучения данного содержания студенты получают прочные навыки работы с реляционными системами управления базами данных, что в дальнейшем позволит бакалавру образования создавать эффективные базы данных и использовать их при создании программ учебного назначения, образовательных ресурсов и информационных образовательных сред.

И. Н. Пальчикова

Модели взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» для обеспечения доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий учащихся и независимо от их местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья в практике работы системы общего образования Ленинградской области активно используются дистанционные образовательные технологии.

Достичь наибольшего эффекта от использования таких технологий можно только в том случае, если организация учебного процесса осуществляется на основе единой информационнообразовательной среды, сетевой системы дистанционного обучения. Такие системы специальных программных и аппаратных средств, обеспечивают целостность учебного процесса, преемственность всех его этапов.

Сетевые системы дистанционного обучения построены на основе интернет-технологий, базируются на web-серверах интернет и доступны участникам процесса обучения с помощью любого web-обозревателя. В состав информационно-образовательной среды, как правило, входят такие модули как: демонстрационный, контроля знаний, диалога, учёта и анализа результатов обучения, инструментальный, административный.

Рассмотрим, как может использоваться сетевая система дистанционного обучения для обеспечения взаимодействие участников учебного процесса в различных педагогических ситуациях.

Педагогическая ситуация, с которой сталкиваются практически все педагоги, это обеспечение учебными материалами контроля знаний, так как именно на этом этапе реализуется обратная связь в обучении. Результаты контроля знаний позволяют оперативно регулировать и корректировать ход учебного процесса, ставить новые задачи обучения.

155

Наличие библиотеки контролирующих материалов, как в форме контрольных работ, так и в форме тестовых заданий, системы для быстрой проверки и оценки результатов работы, хранения и анализа результатов проверки, позволит сделать учебный процесс более результативным.

Взаимодействие учителя и ученика происходит непосредственно во время учебного процесса. Чтобы сделать его более успешным, библиотека заданий должна постоянно обновляться и пополняться. Такие библиотеки могут формироваться как самим учителем, так и сотрудниками методической службы на уровне школы.

Для обеспечения работы ученика с системой дистанционного обучения учитель должен предоставить ему доступ к ней, или говорят зарегистрировать учащегося. Учебным центром или провайдером дистанционного обучения будет выступать школа, регистрировать учащихся может либо сами учителя, либо специально назначенный технический работник, а курировать процесс в рамках школы административный работник, например, заместитель директора образовательного учреждения по информатизации.

В учебном процессе часто складываются ситуации, в которых удовлетворить образовательные потребности учащихся возможно только с помощью организации их самостоятельной работы. Например, дополнительных занятий по тому или иному содержанию могут потребовать слабая подготовка учеников, подготовка учеников к ЕГЭ или поступлению в вуз, большое количество пропусков у ряда учеников по состоянию здоровья и другое.

Самостоятельное изучение или повторение материалов темы, проверку знаний и подготовку к контрольным мероприятиям, все это можно обеспечить, применяя дистанционные образовательные технологии.

В таком случае для организации работы ученика ему необходимо предоставить доступ не только к модулю контроля знаний, но и к содержанию автоматизированного учебного курса.

Учитель в таком процессе выступает тьютором, который формирует учебный маршрут ученика, а также анализирует, корректирует и направляет его работу. Для выполнения своих функций учителю достаточен доступ к тем же модулям что и ученику, а также к инструментам учёта и анализа результатов обучения.

Взаимодействие же учителя и ученика будет происходить непосредственно во время учебного процесса. Взаимодействие участников учебного процесса будет успешным, если учителя предметники будут постоянно обновлять и пополнять учебные курсы и библиотеки контроля знаний. Доступ к системе дистанционного обучения могут обеспечивать либо сами учителя, либо специально назначенный технический работник.

156

В ряде случаев образовательное учреждение не может создать соответствующие условия для реализации образовательных потребностей учащихся, например, по причинам отсутствия учителя-предметника, поддержки ограниченного списка профилей обучения. В таких ситуациях ликвидировать разрыв между образовательными потребностями учащихся и возможностями образовательного учреждения возможно с помощью привлечения новых участников, таких как удалённый тьютор-преподаватель (удалённый учитель) и помощник тьютора.

Тьютор-преподаватель - удалённый учитель, который реализует процесс дистанционного обучения в рамках учебной дисциплины. Удалённым тьютором может выступать учитель образовательного учреждения или педагог центра информационных технологий муниципального образования или региона.

При такой реализации учебного процесса взаимодействие ученика и тьютора, обмен информацией между ними происходят опосредовано с помощью средств и инструментов сетевой системы дистанционного обучения. К таким средствам относятся средства модуля диалога и инструменты планирования, такие как почта, дискуссии, расписание, объявления, календарь и др. Для получения обобщённой информации об учебном процессе тьютору необходим доступ к инструментам модуля учёта и анализа результатов обучения сетевой системы дистанционного обучения.

Постоянное развитие информационных технологий и соответствующего программного обеспечения создают для учащихся определенные сложности и требуют привлечения к учебному процессу дополнительного участника, помощника тьютора, который бы мог на месте оказывать учащимся необходимую организационную и методическую помощь в работе с ресурсами учебного центра и при взаимодействии с удалённым учителем. Такой участник должен находиться в непосредственном очном контакте с учащимися и, в первую очередь, координировать работу школьников. Помощник тьютора это учитель образовательного учреждения, который обеспечивает сопровождение учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии со сложившимися педагогическими ситуациями.

Управление образовательным учреждением требует постоянного выявления различных категорий учащихся и анализа тенденций развития их образовательных потребностей, отслеживания динамики педагогических ситуаций. Сбор и анализ соответствующей информации чаще всего осуществляют административные работники образовательного учреждения. Привлечение удалённого учителя при использовании ДОТ в ряде педагогических ситуаций приводит к расширению их функционала. Каждому из участников необходимо

157

предоставить доступ к системе дистанционного обучения в соответствии с их ролью в учебном процессе. По его окончании необходимо обобщить результаты работы и оценить активность каждого из участников. Соответствующие обязанности, в частности, набор учащихся, подбор тьюторов и взаимодействие с ними для получения информации об учебном процессе, может выполнять заместитель директора образовательного учреждения по информатизации. Для контроля процесса обучения такому сотруднику также необходим доступ к инструментам модуля учёта и анализа результатов обучения сетевой системы дистанционного обучения.

Функции регистрации участников при такой модели взаимодействия может выполнять административный работник, а обеспечение доступа, чаще всего, осуществляет специально назначенный технический работник.

В современных условиях трудно обеспечить процесс обучения силами одного образовательного учреждения. С одной стороны, формирование и развитие учебного ресурса, пополнение соответствующих библиотек трудоёмкие и трудозатратные процессы. С другой стороны, информационные технологии, используемые в учебном процессе, предъявляют особые требования к подготовке участников, в частности к подготовке тьютора дистанционного обучения. Удаленный учитель это уникальный специалист, он должен свободно ориентироваться в содержании учебного предмета, управлять инструментами сетевой системы дистанционного обучения, владеть современными технологиями решения учебных задач в любой педагогической ситуации.

В муниципальном образовании не любое образовательное учреждение имеет возможность осуществлять подбор опытных тьюторов и подготовку специалистов такого уровня, формировать методическую поддержку, ресурсное и информационное обеспечение их работы.

Целесообразно к решению перечисленных проблем привлекать творческие коллективы образовательных учреждений или центров информационных технологий и на их основе организовывать базовые школы - центры дистанционного обучения. В муниципальном образовании такие центры, в первую очередь, могут выполнять функции менеджера учебного процесса.

Организация работы такого центра, обеспечение и регламентирование взаимодействия участников дистанционного процесса обучения в целом требуют привлечения новых специалистов, например, тьютора-координатора процесса реализации, специалиста по документационному обеспечению процесса реализации дистанционного обучения, обязанности которых могут исполнять административные работники базовой школы.

158

Функционирование модели взаимодействия на базе центра дистанционного обучения в рамках муниципального образования невозможно без четкого регламента и управления. Создать условия для успешной реализации, выполнить обобщение и систематизацию сложившихся педагогических ситуаций могут специалисты по информатизации районного отдела образования.

Использование дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях региона приводит к увеличению количества участников, требует централизованного управления, формирования единого банк учебных материалов. Обеспечить перечисленные условия может базовый центр дистанционного обучения. Именно он может играть интегрирующую и координирующую роли, а также поддерживать работоспособность системы специального программного и аппаратного обеспечения, выступать провайдером услуг дистанционного обучения.

В состав сотрудников базового центра дистанционного обучения целесообразно включить администратора сервера, администратора базы данных, координатора процесса реализации дистанционного обучения, специалиста по документационному обеспечению процесса реализации. Функции управления центром может осуществлять научный руководитель базового центра, он формирует направления развития цента, планирует его деятельность и кадровое обеспечение, организует взаимодействия всех участников дистанционного обучения в региональной системе образования.

Такая модель в настоящее время выбрана для реализации долгосрочной целевой программы «Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы». Анализ качества и активности участников позволит выявить её достоинства и недостатки и сформировать направления развития, а также комплекс соответствующих мероприятий.

Н. А. Симанова

Методологическая основа мониторинга образовательной системы в школе

Главная стратегическая линия развития общего среднего образования Российской Федерации состоит в обновлении, в том, чтобы сделать образование современным в содержании, во внутреннем устройстве школы, в управлении. Необходимыми условиями реализации этой линии являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, многообразие

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.