Научная статья на тему 'Информатика в формировании профессионализма будущих экономистов'

Информатика в формировании профессионализма будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатика в формировании профессионализма будущих экономистов»

Посетитель - это участник, который может просматривать рекламные версии ресурсов учебного центра, чтобы в дальнейшем подать заявку на обучение или преподавание учебного курса в системе дистанционного обучения.

Перечислим всех возможных участников дистанционного процесса обучения.

Сфера управления

■ административный и маркетинговый отдел: администратор центра, менеджеры курсов.

Образовательная деятельность

■ учебный отдел: тьюторы, преподаватели (помощники тюто-ра), кураторы учащихся;

■ ученики и посетители.

Сфера обеспечения

■ научно-методический отдел: авторы курсов;

■ производственный отдел: дизайнеры курсов;

■ отдел развития: фасилитейтор, инвигилатор;

■ центр информационных технологий: администратор сервера, технические работники.

Т. Ф. Серебренникова

Информатика в формировании профессионализма будущих экономистов

Реалии постиндустриального общества говорят о необходимости повышения уровня информационной подготовки экономистов, обеспечивающего их основные компетенции: общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, профессиональные. Без них невозможно добиться успехов в бизнесе в условиях современных рыночных отношений и угроз экономической безопасности, обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг, эффективность управления организационных систем любого типа и уровня, реализацию концепции непрерывного самосовершенствования и самообразования личности.

Такая образовательная область, как информатика, является ведущей в подготовке специалистов высокого класса. Важная особенность информатики - широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину др. Информатика выдвигается на первый план еще и потому, что эту дисциплину характеризуют высокий уровень культуры работы с техникой, новые подходы к орга-

393

низации собственного труда. Появляются совершенно новые возможности коммуникативных связей и многое другое. Информатика является, с одной стороны, самостоятельной образовательной областью, но в то же время ее компоненты должны входить в другие предметы, чтобы студенты могли использовать их для лучшего усвоения знаний.

Информатика очень многими сегодня понимается в узком смысле как овладение информационными технологиями, но эта дисциплина содержит два компонента: теоретический и практический, к которому и относится собственно формирование навыков работы с компьютером и программным обеспечением. По мнению специалистов, и автор разделяет эту точку зрения, теоретический компонент не менее важен, так как он призван сформировать у студентов основы информационной культуры, научить их осмысленно вести диалог человек-машина. Это особенно важно в ситуации, когда на технику все больше перекладывается ответственность за принятие решений. Иначе мы рискуем воспитать поколение, для которого решение, принятое компьютером, будет равнозначно решению, принятому человеком, а такого быть не должно.

Сейчас повсеместно не хватает менеджеров, управленцев, которые могли бы, используя все передовые достижения в области компьютерных технологий, оперативно проанализировать ту или иную ситуацию, состояние той или иной отрасли и на основе этого анализа быстро и взвешенно принять оптимальное решение. Часто студенты не умеют представлять результаты исследований в виде диаграмм, имеющийся материал - в виде таблиц.

Сегодня, когда в нашем распоряжении имеются стандартные офисные пакеты, умение при помощи электронных таблиц, текстовых процессоров и программ презентации обрабатывать и наглядно представлять информацию в виде таблиц, диаграмм, блок-схем -обязательная часть современного высшего образования. Одной из важнейших задач образования в век информации является обучение коммуникационным навыкам.

Распространение новых информационных технологий ведет к сближению вуза и его окружения, дает студентам возможность находиться в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментами, с которыми они столкнутся через несколько лет, выйдя из вуза. Требования сегодняшнего дня состоят в том, что выпускник вуза, вступающий в мир рыночного труда, должен иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения.

В мире, где изменчивость стала чертой не только технологического и научного прогресса, но и образа жизни людей, в учебных за-

394

ведениях должны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда прежде не сталкивались. Чтобы в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к специалисту с высшим образованием, выпускник должен уметь:

• создавать и оформлять любые документы;

• собирать и анализировать данные;

• проводить расчеты и их обработку;

• осуществлять поиск и сбор нужной информации;

• понимать различные формы и способы представления данных;

• уметь оценивать и обрабатывать имеющуюся у него информацию с разных точек зрения;

• уметь использовать имеющиеся у него данные при решении поставленных задач.

На экономическом факультете ЯрГУ обучение студентов информатике начинается с первых дней их студенческой жизни. На первом курсе студенты изучают курс «информатика», где знакомятся с основными понятиями и устройством компьютера.

В качестве системообразующего понятия в базовом курсе выступает понятие «информация». При изучении любой темы курса студенты должны видеть, как понятия этой темы соотносятся с понятием информации, с её представлением; хранением, обработкой или передачей. На нашем факультете первой темой курса «информатика» является тема «основные понятия экономической информации», в которой рассматриваются виды экономической информации, виды документов, понятия показателя и реквизитов.

Практическая компонента базового курса ориентирована на освоение основных методов работы на компьютере с пакетами прикладных программ. Студенты обучаются работе в операционной системе Windows XP, составляют и обрабатывают документы с помощью программ, входящих в интегрированный пакет Microsoft Office, работают в локальных и глобальных информационных сетях. Специфика курса «Информатика» как учебного предмета заключается в значительном влиянии средств обучения на его содержание в ряде важнейших разделов этого курса. Рабочая программа конкретизируется по типу той техники, которая используется в учебном процессе. К сожалению, поступающие на первый курс абитуриенты имеют различный уровень начальной подготовки в области информатики. В связи с этим на первом этапе обучения возникает задача выравнивания степени компьютерной грамотности до среднего уровня.

Информатика - единственный предмет, дающий представление о ряде фундаментальных идей, которые управляют современным миром. Таких идей три: моделирование и формализация, автомати-

395

зация, управление. Чтобы автоматизировать, надо сначала формализовать, т. е. выделить некоторую форму, структуру. Например, когда мы оформляем отчеты, заполняем всевозможные таблицы и ведомости, мы строим информационную модель.

В информатике, как ни в какой другой дисциплине, сильны внутри - предметные связи, и каждый ее раздел вносит что-то новое в содержание основных понятий, раскрывает их с новой точки зрения. Поэтому неизбежны повторы, неоднократное возвращение к одним и тем же вопросам. Современные информационные технологии становятся все более интеллектуальными. Самым существенным становится не освоение пакета MS Office, а выработка умения подготовить информацию для использования компьютеров. Следует знакомить студентов с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология. На практических занятиях может быть реализован принцип межпредметных связей.

Информатика должна давать систематизированные знания в области закономерностей протекания информационных процессов, сопровождающих любую деятельность человека. Она позволяет приобрести опыт работы с информационными объектами различных видов и способов представления, а также опыт целесообразного применения современных информационных технологий для использования существующих и создания собственных информационных ресурсов. Для того чтобы студент по окончанию вуза имел определенный уровень информационной культуры, необходимо непрерывное компьютерное образование. Эту функцию выполняют наряду с базовым курсом информатики и курсы по выбору и специальные дисциплины.

Рынок труда неизбежно поставит специалистов в конкурентные отношения друг к другу. Только отличная профессиональная подготовка, глубокие теоретические знания и практические навыки позволят им ориентироваться и решать свои жизненные проблемы в сложных рыночных условиях.

А. А. Смирнова

Новый уровень школьного математического образования

в девятилетней школе

Смена доктрины образования «образование-преподавание» на доктрину «образование-созидание», по мнению А.В. Хуторского, -закономерная особенность современных глобальных изменений в образовании. Готово ли современное образование, российская шко-

396

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.