УДК 614.88 ББК 53.5
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ ВО II СПОРТИВНОМ КОНКУРСЕ "ПЕРВАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ", ПРОВЕДЕННОМ В ЮЖНО-УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
КРАСИЛЬНИКОВА И.В., МАРКОВА Т.С., ЧУКИЧЕВ А.В., ПЕШИКОВ О.В., ШЛЕПОТИНА Н.М. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрен опыт участия студентов-волонтеров во II спортивном конкурсе "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций", проведенном в Южно-Уральском государственном медицинском университете в 2017 году. Позитивная роль такого участия заключается не только в оказании организационной помощи при проведении конкурса, но и в активном личностном и профессиональном развитии студентов.
Ключевые слова: спортивный конкурс, студенты-медики, волонтерство.
Актуальность. В современном обществе за последнее десятилетие произошло активное развитие добровольчества (волонтерства). Основополагающим принципом
добровольчества является добровольный выбор, отражение личной позиции. При этом волонтер максимально реализует себя в каком-либо виде деятельности, так как работает без принуждения, не преследует материального или финансового интереса, действует не под воздействием внешнего социального, экономического или политического давления.
Существуют разнообразные мотивы, побуждающие людей заниматься
благотворительной деятельностью в качестве волонтеров: такие люди хотят быть социально полезными; способствовать изменениям в обществе; стремятся к самореализации; оказывают помощь из чувства долга; имеют желание интересно провести досуг; их могут привлекать перспективы карьерного роста, связанные с возможностью обучения и получения профессионального опыта; иногда действуют религиозные мотивы и т.д. Волонтеры в процессе своей деятельности получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам [9, 11].
Наиболее социально активной
демографической группой, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения, служит молодежь. В России волонтерской
деятельностью в целом охвачено около 10% молодежи, в основном это студенты вузов. Это связано с тем, что студентов характеризует не только молодость, но и, чаще всего, необремененность семейными и бытовыми проблемами, желание и готовность оказывать помощь другим людям, возможность использования добровольчества в своем личном продвижении. В свою очередь, образовательная среда учебных заведений обладает наилучшими возможностями для развития волонтерского движения и популяризации различных видов волонтерской деятельности. Студенческое волонтерство рассматривается как
воспитательная деятельность, которая влияет на субъективные и объективные характеристики благополучия студентов; как социальная технология, стимулирующая самоопределение, в том числе профессиональное, и самоорганизацию студенческой молодежи; как полезная форма организации досуга представителей молодого поколения. В то же время добровольческая деятельность - это определенный этап профессионального становления личности студента, ресурс, способный активизировать творческую инициативу молодых людей. Волонтерство также несет в себе черты педагогического процесса, формирующего готовность обучающихся вузов к реализации социальной роли гражданина [7].
В Южно-Уральском государственном медицинском университете (ЮУГМУ) стало
традицией ежегодное проведение конкурса по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Целью проведения данного конкурса является усовершенствование практических навыков, таких как выполнение транспортировки пострадавших, остановка наружного кровотечения, сердечно-легочной реанимации и т.д., у студентов-медиков. Таким образом студенты развивают свои профессиональные компетенции, необходимые в будущей практической деятельности [1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 14]
Так, II спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" был организован в мае 2017 года на базе ЮУГМУ сотрудниками кафедр топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии, физической культуры, анестезиологии и реаниматологии и сотрудниками центра практических навыков с целью популяризации изучения основ оказания первой помощи, действий в экстремальных ситуациях и отработки практических навыков [5, 13].
В конкурсе приняли участие 27 команд - это студенты 1-4 курса ЮУГМУ, а также сборная Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) из г. Екатеринбурга. Участникам конкурса необходимо было преодолеть несколько последовательных этапов: транспортировка пострадавшего на лямке; удаление инородного тела из верхних дыхательных путей; остановка наружного кровотечения при помощи жгута, давящей повязки, пальцевого прижатия; наложение бинтовой повязки "Чепец"; проведение сердечно-легочной реанимации с использованием фантома; спортивные состязания - отжимание и перетягивание каната [8].
После проведения в 2016 году I конкурса организаторы провели опрос среди студентов, принимавших участие в мероприятии, с целью выявления основных ошибок и недоработок проведения соревнования с точки зрения самих участников. Проведённая объективная оценка мероприятия и обобщения полученного практического опыта позволило выявить наиболее распространённые ошибки проведения конкурса и учесть их в 2017 году. Типичными ошибками были нерациональная организация маршрута, недостаточное количество судей на этапах, несовершенная система оценивания команд.
В 2017 году организаторами было привлечено около 30 волонтеров (студенты 1 и 2 курса
ЮУГМУ), которые оказали существенную помощь в проведении данного мероприятия. Добровольцы встречали и сопровождали прибывшую команду УГМУ, помогали гостям мероприятия с ориентированием по городу. На этапах конкурса вместе с членами жюри волонтеры наблюдали за выполнением алгоритма манипуляций по оказанию первой помощи, помогали заполнять протоколы, а также следили за соблюдением участниками правил мероприятия. Во время этапа "Транспортировка пострадавшего на лямке" волонтеры выдавали командам карточки с клиническим случаем, совместно с членами конкурсного жюри оценивали выбор участниками способа транспортировки и техники ее выполнения. На этапе демонстрации приема Геймлиха студенты-добровольцы вели подсчет попыток, которые понадобились для удаления инородного тела. При наложении повязки типа "Чепец" и выполнения временной остановки кровотечения волонтеры так же совместно с членами жюри оценивали время и качество выполнения задания. На протяжении всей эстафеты волонтеры маршрутизировали участников конкурса согласно схеме прохождения этапов. Участие студентов-волонтеров позволило провести мероприятие на высоком уровне.
Также важно подчеркнуть то, что добровольцы оказали огромную помощь в фото-и видео-сопровождении.
При распределении волонтеров по этапам мероприятия максимально учитывались их интересы. Волонтеры, помогая организаторам в проведении конкурса, повысили свои профессиональные компетенции и
профессиональную готовность. В результате взаимоотношений между волонтерами и образовательным учреждением в ходе проведения II спортивного конкурса "Первая помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" каждая из сторон получала максимально положительный результат от сотрудничества.
В заключение можно отметить, что добровольческая деятельность позволяет культивировать в молодежной среде такие нравственные ценности как жертвенность, милосердие, сострадание, альтруизм, бескорыстие, являющиеся редкостью в современном капиталистическом обществе, акцентирующим внимание на индивидуализме и приоритете личных интересов над общественными.
Список литературы
1. Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 14-18.
2. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова [и др.] // Sci-article.ru. - 2016. - №31. - C. 54-59.
3. Красильникова И.В. Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 3, №3 (14). - С. 82-85.
4. Междисциплинарный подход при изучении основ сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева О.Е. [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 28-31.
5. Невейцева О.А. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (Результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского ВУЗа") / О.А. Невейцева, А.В. Чукичев, О.Е. Ильичева и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 84-87
6. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций / И.А. Пирогова [и др.] //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1, №2 (13).
- C. 15-20.
7. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации / М.В. Певная // Высшее образование в России. - 2015. - С. 81-88.
8. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - 2016. - С. 93-95
9. Пушкарева Т.В. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность / Т.В. Пушкарева, В.Н. Мельникова //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №1. - С. 188-190.
10. Работа в студенческом спасательном отряде "Helper" и подготовка к выполнению сердечно-легочной реанимации /В.А. Боровская [и др.] //Научный альманах. - 2017. - №1-2 (27). - С. 52-57.
11. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества / О.И. Холина // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №8. - С. 71-73.
12. Шуляковская А.С. Проведение I учебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" как способ мотивации учащихся к углублённому изучению преподаваемых дисциплин / А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев, И.В. Красильникова и др. //Новый день в медицине. - 2016. - №3-4 (15-16). - с. 222-225
13. Dydykin S.S. Role of the Students' Scientific Circles and Olympiads in the Concept of Clinical Anatomical and Surgical Undergraduate Training in Russia /S.S. Dydykin, M. Kapitonova //Anatomical Sciences Education. - 2015. - Vol. 8. - Issue 5.
- p. 471-477
14. The needfor additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South-Ural state medical university /A. O. Eremin [et al.] //Инновационное развитие современной науки. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. - 2014. - С. 28-31.
PARTICIPATION OF VOLUNTEER STUDENTS IN THE II SPORTS COMPETITION "FIRST AID IN EMERGENCIES", WHICH HELD IN SOUTH URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY
KRASILNIKOVA I.V., MARKOVA T.S., CHUKICHEV A.V., PESHIKOV O.V., SHLEPOTINA N.M. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
This article considers the information about experience of participation of students-volunteers in the II sports competition "First aid in emergencies", which held in South Ural State Medical University in 2017. The positive role of such participation is not only in providing of organizational assistance in holding of the competition, but students also get the opportunity of the active personal and professional development.
Keywords: sports competition, medical students, volunteering.