УДК 614.8.013 ББК 68.9
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Л.А. РЕЗИНА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия.
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье выявлены и раскрыты основные проблемы, возникающие при подготовке студентов медицинских ВУЗов к дальнейшей профессиональной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Подробно освещен I учебно-спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций".
Ключевые слова: обучение, первая помощь, чрезвычайные ситуации, терроризм.
Актуальность. Изучать приемы оказания первой помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области - одна из основных обязанностей каждого человека согласно федеральному закону РФ от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения" [15].
Однако по данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России ежегодно 200000 человек гибнет из-за неоказания первой помощи, а 90% случаев оказания первой помощи приходится на родных и близких. Статистика служб "скорой помощи" многих крупных городов свидетельствует, что смерть пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по причине несовместимых с жизнью повреждений составляет только 10-15% от всех смертельных исходов, а 80% гибели людей происходит по причине, не оказанной своевременно помощи [5, 14]. Практика показывает, что у населения отсутствуют или не в полной мере имеются знания в области оказания первой помощи пострадавшим. Кроме того, важным аспектом являются психологические барьеры,
возникающие при необходимости оказания первой помощи. Среди основных психологических барьеров, которые могут возникнуть у студентов при оказании помощи пострадавшему, согласно проведенному ранее исследованию, выявляются следующие: боязнь навредить своими непрофессиональными действиями пострадавшему - 46%, боязнь заразится различными инфекционными заболеваниями - 18%, неуверенность в своих силах -16%, боязнь юридической
ответственности - 12%, нежелание брать ответственность за чужую жизнь - 8% [1].
В условиях высшего учебного заведения, безусловно, создаются условия обучения принципам безопасности, однако не в полной мере. Теоретические знания безопасности не всегда подкрепляются умениями, нет практических навыков оказания помощи пострадавшему и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях [2, 11, 16, 18].
Для выпускников медицинских вузов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разным направлениям (специальностям) квалификация (степень) «специалист» нормативный срок освоения основной образовательной программы (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации, составляет 6 лет. Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения [13]. Однако, большинство выпускников, обладая рядом профессиональных качеств, неспособны правильно и адекватно оказать первую помощь, специализированную помощь, в том числе и сердечно-легочную реанимацию. [2, 6, 17]. Кроме того, учитывая тенденции современного мира, сопровождающиеся ростом различного рода опасностей, таких как терроризм, различные техногенные катастрофы,
необходимо постоянное совершенствование методик обучения безопасному поведению человека [4, 9].
Проблема терроризма глобальна по своей сути, и нет ни одного государства в мире, которое может жить сегодня в полной уверенности в том, что это явление рано или поздно не коснется его граждан. Общество должно быть готово к тому, что борьба с терроризмом может приобрести
долговременный характер, а не сводиться лишь к проведению отдельных мероприятий. Терроризм за последние годы приобрел глобальный характер, угрожая интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств независимо от их политической системы, международным отношениям. Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);
внутриполитического терроризма
(террористические действия, направленные против правительства, каких-либо
политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки); уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели [3, 7]. В России за последнее десятилетие террористические акты стали повседневным явлением, при этом постоянный рост угрозы террористических воздействий разного масштаба (преступление против личности, групповое убийство, массовая гибель граждан, диверсия по всей территории страны, крупномасштабная акция против мирового сообщества) происходит на фоне обострения политического, этнического и религиозного экстремизма, представляющих значительную опасность для жизненных интересов отдельной личности, общества и государства, политической, военной, экономической и экологической безопасности страны, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности [3].
Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм, перед их руководителями встают задачи как по обеспечению их безопасности, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера. От быстрых, четких, скоординированных действий
и слаженной работы должностных лиц в области гражданской обороны и чрезвычайной ситуации, а также работы дежурно-диспетчерских служб, от готовности сил и средств службы медицины катастроф, чёткости и умения их работы при ликвидации последствий террористических актов зависит жизнь и здоровье многих людей [3].
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что экономическое развитие государств, благополучие и здоровье наций находятся под постоянной угрозой со стороны природных и антропогенных катастроф. При этом если в прошлом подобные явления были чрезвычайно редки и их последствия ограничивались отдельными районами или регионами одной страны, то к концу ХХ века ситуация изменилась коренным образом. Природные и техногенные катастрофы приобрели
разрушительный глобальный характер, как для экономики планеты, так и для ее экологии. Это заставило мировое сообщество задуматься о собственной безопасности и заняться поиском путей более устойчивого развития. Среди наиболее разрушительных природных катастроф в мире доминируют тропические штормы и тайфуны, а также наводнения. На них приходится примерно по трети от общего числа чрезвычайных ситуаций природного характера. В оставшейся трети превалируют землетрясения и засухи, на которые приходится соответственно 13 и 9 процентов общего числа природных катастроф. Среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера в мире до двух третей приходится на аварии и катастрофы на транспорте. По данным за 1989-2000 годы, на автомобильный и железнодорожный транспорт приходилось 30% от общего числа ситуаций, на морской и речной - 20% и около 16% - на авиацию. Еще одну треть составляют крупные пожары на промышленных и энергетических объектах (18%), а также прочие техногенные аварии и катастрофы (16%) [8, 9].
Для повышения уровня знаний в области безопасности, в условиях высшего учебного заведения необходимо комплексно решать следующие задачи: расширить циклы посвященные изучению первой помощи и алгоритму поведения в чрезвычайных ситуациях; проводить больше практических занятий, приближенных к реальным условиям чрезвычайной ситуации, что позволит отрабатывать навыки адекватного поведения и, возможно, снизит вероятность проявления
психологических барьеров в критических условиях; проводить учебные тренировки; разработать памятки - руководства к действиям студентов и сотрудников в случае чрезвычайной ситуации [6, 10, 12].
25 мая 2016 года на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральского государственного
медицинского университета» министерства здравоохранения Российской Федерации был проведен I учебно-спортивный конкурс "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций". Мероприятие организовано сотрудниками кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, кафедры общей хирургии, кафедры физической культуры и сотрудниками центра практических навыков.
Целями организации и проведения конкурса стали:
- совершенствования практических навыков оказания первой медицинской помощи на месте происшествия;
- повышение уровня теоретической и практической подготовки;
- создание условий для обмена опытом среди студентов и преподавателей разных кафедр;
- приобщения студентов к изучению топографической анатомии и оперативной хирургии;
- приобщения студентов к изучению медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи;
- создания среды творческого общения студентов.
К участию в конкурсе приглашались команды студентов всех курсов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Состав команды - 5 человек. По итогам подачи заявок на участие в конкурсе, было зарегистрировано 29 команд. Последовательность участия в конкурсах для них определялось жеребьевкой. Мероприятие включало в себя две секции: теоретическую и практическую.
Целью проведения постерной секции стало, главным образом, повышение уровня теоретической подготовки студентов и возможность для коллег ознакомиться с результатами стендовых докладов, задать вопросы непосредственно в процессе докладов. Грамотно оформленный стендовый доклад позволяет представить аудитории большое количество разнообразной информации, представленной в виде графиков, схем, таблиц и
прочего. В отличие от устных докладов, детальное и обстоятельное обсуждение представленных работ происходит
непосредственно во время стендовой сессии.
Практическая секция включала в себя пять этапов в виде эстафеты с перемещение между этапами с имитацией транспортировки пострадавшего - члена команды. В каждом забеге участвовало 3 команды. На стартовой площадке размещались носилки для трех команд забега. Старт команд осуществлялся с интервалом в 5 минут, что позволило сократить время ожидания как для команд уже пробежавших эстафету, так и для команды, которые еще ожидали время старта. По команде судьи команды получали задание с описанием патологического состояния пострадавшего и вида местности, по которой предполагается транспортировка "пациента". Задача участников правильно осуществить транспортировку пострадавшего.
Протяженность первого этапа составляла 190 м. По прибытии на второй этап необходимо было сменить пострадавшего (задание для транспортировки сохранялось одинаковым на всех этапах). На втором этапе проводилась оценка навыков остановки кровотечения. Члены команды получали по жребию вариант кровотечения, после чего выполняли остановку кровотечения. Член жюри проводил оценку правильности выбора места наложения жгута или место пальцевого прижатия сосуда, технику остановки кровотечения и эффективность (отсутствие пульсации на периферических сосудах). Протяженность транспортировки пациента на втором этапе составила 80 м.
На 3 этапе команда меняла пострадавшего и демонстрировала навыки наложения бинтовой повязки Дезо. Для объективности оценки все использовали бинт шириной 10 см. Важно было учитывать необходимость наложения как минимум трех слоёв по 4 тура в каждом для адекватной фиксации верхней конечности к туловищу. Дистанция для транспортировки составляла 140 м.
На 4 этапе один из членов команды проводил удаление инородного тела (прием Геймлиха) на тренажере, в то время как пятый член команды осуществлял подбор противогазов для всех членов команды. По команде "Газы" вся команда надевает противогазы, укладывает пострадавшего на носилки и транспортирует его на следующий этап на расстояние 160 м. Для всех участников это оказался самый сложный
этап, учитывая, что транспортировка осуществлялась в противогазе.
На пятом этапе один из членов команды осуществлял метание дротиков с расстояния два метра. За каждый промах команде начислялась одна штрафная минута в общекомандное время. Заключительная дистанция транспортировки пострадавшего составляла 50 м.
В ходе проведение конкурса были выявлены недоработки его организации. На каждом этапе
практической секции необходимо наличие "Пит-стоп разделителей" для каждой команды в забеге. Это позволит избежать путаницы команд на промежуточных этапах. Тем не менее, несмотря на все трудности, возникающие во время всего конкурсного дня студенты и преподаватели остались довольны итогами проведенного конкурса.
Список литературы
1. Астапчук Н.Ю. Психологические аспекты при оказании первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях / Н.Ю. Астапчук, А.Е. Катанакова // Сборник тезисов докладов «Межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» 9-10.10.15. - Ч. 2. - Изд-во НГАСУ- 2015. - с. 20
2. Баланчук В.Д. О необходимости повышения знаний студентов высших учебных заведения в вопросах оказания первой помощи и поведению в чрезвычайных ситуациях /В.Д. Баланчук, И.В. Пирумова, Е.А. Калиниченко и др. // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015 - №9 (22). - с. 55-57
3. Бычков А.В. Современный терроризм / А.В. Бычков // Сборник статей международной научно -практической конференции. - 05.02.16. - г. Киров /в 3 ч. Ч. 2. - Уфа: АЭТЕРНА. - 2016. - с. 11-14
4. Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков //Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". -Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 04.06.14. - с. 14-18
5. Зарков С.И. Анализ оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в дорожно -транспортных происшествиях / С.И. Зарков //Инновации в науке. - 2012. - № 7. - с. 74-78
6. Ильичева О.Е. Мнение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева, А.В. Чукичев, И.В. Вождаева и др. / Сборник материалов II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной Дню российской науки. - 2014. - с. 46-51.
7. Ильичёва О.Е. Противодействие терроризму. Учебное пособие. / О.Е. Ильичева, А.В. Чукичев, У.В. Харламова и др.
- Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2015. - 47 с.
8. Карякин Ю.В. Природные и техногенные катастрофы/Ю.В. Карякин // Свободна мысль. - 2010. - № 9. - с. 77-90
9. Мисюкевич Н.Д., Пешиков О.В. Техногенные катастрофы современности: общий обзор и ситуация по Южному Уралу / Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 04.06.14. - с. 61-65.
10. Невейцева О.А., Чукичев А.В., Ильичева О.Е., Пешиков О.В. Значение изучения топографической анатомии в освоении навыков первой медицинской помощи (результаты II ежегодного внутривузовского учебно-методического конкурса "Первая помощь в жизни студента медицинского вуза") / Сборник материалов IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - 2016. - с. 84-87.
11. Пирогова И.А. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова, В.Ф. Таланова, М.А. Черных и др. //Sci-article.ru. - 2016. - №31. - с. 54-59
12. Пирогова И.А. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций / И.А. Пирогова, А.В. Чукичев, Н.М. Шлепотина и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1. №2 (13). -с. 15-20
13. Приказ от 8 ноября 2010 г. N1118 «Об утверждение и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образовании по направления подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «Специалист»)»
14. Пургина А.А. Зависимость пола и локализации травмы у лиц, пострадавших в ДТП в малом городе Челябинской области/А.А. Пургина, Ю.Т. Кабыш, О.В. Пешиков //Материалы I Уральского медицинского форума «Травматология: проблемы, инновационные технологии в диагностике и лечении. Медицинская и социальная реабилитация». -Челябинск: изд-во «Челябинская государственная медицинская академия». - 05.10.11. - с. 70-72
15. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ред. от 13.07.2015)
16. Шаманова А.Ю., Пешиков О.В. Концепция формирования врача-специалиста / В мире научных открытий. - 2010.
- №4-18. - С. 167-168
17. Вождаева И.В. Аналiз результатiв до^дження рiвня теоретичног пiдготовки студентiв Швденно-Уральського державного медичногоутверситету в питаннях алгоритму надання серцево-легеневогреатмацИ/И.В. Вождаева, О.В. Пешжов, А.О. Срьомт и др. // В сборнике материалов I (XLI) международной научно-практической конференции по
философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам "Глобальные преобразования в научной сфере". - 2014. - с. 63-66.
18. Eremin A. O. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South Ural State Medical University / A.O. Eremin, V.P. Novikova, V. V. Samylov et al. // Сборник статей международной научно-практической конференции "Инновационное развитие современной науки". - Уфа: РИЦБашГУ. - ч. 6. - 31.01.14. - с. 28-31
FIRST AID IN THE EMERGENCY *
L.A. REZINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article identified and disclosed the main problems encountered when preparing medical students for future professional activities in emergencies. More I lit sports training competition "First aid in emergency situations."
Keywords: training, first aid, emergencies, terrorism.
* Научный руководитель: к.м.н., доц. Пешиков О.В., асс. Красильникова И.В.