УДК 61:37(09) ББК 51.1(2)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВРЕМЕН Н.И. ПИРОГОВА ДО СОВРЕМЕННОСТИ
А.Б. ЛАРИН, НП "МП Челябинской области", г. Челябинск, Россия А.Ю. ШАМАНОВА, ФГБОУВО ЮУГМУ Минздрава России, НП "МП Челябинской области", г.
Челябинск, Россия
Н.М. ШЛЕПОТИНА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected] М.М. РУСАКОВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия М.В. ПЕШИКОВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В данной статье рассмотрены некоторые вехи в развитии отечественной системы высшего и последипломного медицинского образования. Также авторами проведено социологическое исследование, отражающее взгляд студентов-медиков на особенности последипломного образования в Российской Федерации
Ключевые слова: медицинское образование, Николай Иванович Пирогов, Николай Васильевич Склифосовский, интернатура, ординатура.
Актуальность. Медицина как профессия является уникальной и одной из самых сложных сфер деятельности человека. От качества подготовки врачебных кадров зависит уровень здоровья населения, что является одним из приоритетных направлений стратегии национальной безопасности Российской Федерации. К медицинскому образованию должны предъявляться особые требования, выполнение которых призвано укомплектовать больничные учреждения различных субъектов государства высококвалифицированными
врачебными кадрами [1]. В настоящее время модернизация системы образования в медицинских вузах связана с практической направленностью обучения, активным привлечением студентов к научно-исследовательской деятельности, а также внедрением инновационных методов и средств обучения в образовательный процесс [3, 4, 11, 12]. Эффективным методом формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся является их участие в учебно-методических конкурсах, олимпиадах, конференциях [14, 15, 16]. Приоритет практического обучения реализуется за счет тотального внедрения симуляционных технологий в учебный процесс. Работа на обучающих тренажерах позволяет освоить и совершенствовать такие практические навыки, как наложение хирургического шва, интубация
трахеи, сердечно-легочная реанимация [5, 9, 13]. Постоянное развитие медицинских знаний и технологий требует создания условий для непрерывного медицинского образования.
Тем не менее, наглядность, практическая направленность, приоритет научно-
исследовательской деятельности,
многоуровневая подготовка врачебных кадров -все эти принципы организации учебного процесса в медицинском образовании сложились не одномоментно. Процесс становления и развития отечественного высшего медицинского образования неизменно связан с именами великих ученых. Говоря об образовании в российских медицинских вузах, невозможно не вспомнить такие имена, как Николай Иванович Пирогов, Николай Васильевич Склифосовский. Именно они разработали главные принципы организации медицинского образования в нашей стране и определили его развитие на многие годы вперед. Н.И. Пирогов (1810-1881) - великий русский хирург, заложивший основы военно-полевой хирургии, педагог-новатор и выдающийся общественный деятель - широко пропагандировал практический подход в обучении будущих врачей. Именно он считал, что формирование врача невозможно без глубокого изучения топографической анатомии, уделял большое внимание секционному курсу. Для наглядности изучения анатомии Николай
Иванович издал первый анатомический атлас "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях", обобщив таким образом результаты многолетнего кропотливого труда. Кроме того, Николай Иванович всегда говорил о том, что главным является воспитание так называемого "внутреннего человека", высоконравственного, всесторонне развитого [8]. Все эти принципы обучения в медицинском вузе остаются актуальными и реализуются в
компетентностном подходе при изучении любой учебной дисциплины. Н.В. Склифосовский (1836-1904) - один из сподвижников Н.И. Пирогова, его преемник и последователь, великий хирург и организатор здравоохранения - также внес внушительный вклад в развитие отечественного медицинского образования. Он также был горячим сторонником практического направления в обучении: под его руководством студенты-медики часами находились в клинике, курируя пациентов и принимая участие в уходе за больными. Благодаря содействию Н.И. Пирогова и Н.В. Склифосовского в нашей стране стало возможным приобщить женское население к получению медицинского образования. Николай Васильевич
Склифосовский организовал первый в мире клинический институт усовершенствования врачей, который был открыт в Санкт-Петербурге в 1885 году. Это был важнейший шаг на пути к становлению непрерывного медицинского образования в России [2, 7, 18].
В XX столетии в нашей стране бурное развитие получила система послевузовского образования - интернатуры, ординатуры. Благодаря этим ступеням образования выпускник медицинского вуза получает возможность не только усовершенствовать свои знания и практические навыки, но и освоить узкую специальность. Первое предложение учредить интернатуру и ординатуру появилось на медицинском факультете Императорского Московского университета в середине XIX века. В марте 1843 года профессора А.И. Овер и А.И. Поль направили рапорт с предложением об организации в Московском университете интернатуры. Предлагалось 6 лучших студентов последнего курса назначить помощниками ассистентов и адъюнктов госпитальных клиник. Фактически на основании этого рапорта была организована двухгодичная ассистентура. Институт клинической ординатуры был
воссоздан в I Московском медицинском институте с момента его создания в 1930 году. Одногодичная интернатура выпускников лечебных и педиатрических факультетов была учреждена постановлением совета министров Союза Советских Социалистических Республик от 10 февраля 1967 года №130 "Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов" [6].
В соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, ординатура и аспирантура являются ступенями высшего образования. Отметим тот факт, что с 01 сентября 2017 года интернатура как форма подготовки врачебных кадров прекратит свое существование. После окончания медицинского вуза
дипломированные выпускники должны будут работать врачами-терапевтами и педиатрами в амбулаторно-поликлинической сети [10]. Данный подход призван восполнить кадровый дефицит на уровне первичного звена оказания медицинской помощи, усовершенствовать степень практической подготовки студентов-медиков, поскольку для успешной работы столь молодых специалистов необходимо повысить требования, предъявляемые к качеству высшего образования. Данные цели возможно достигнуть за счет внедрения инновационных технологий в учебный процесс и развития практического, наглядного подхода к обучению. Но стоит отметить, что выпускники будут иметь возможность сразу после окончания медицинского вуза поступить в ординатуру по какой-либо узкой специальности, пройдя вступительные испытания.
Но любое нововведение всегда находит отклик в народных массах, в связи с чем становится актуальным провести
социологическое исследование именно в период адаптации к новым условиям [17]. Каково же мнение студентов медицинского вуза относительно внедряемых новшеств в систему российского медицинского образования? С данной целью в 2015/16 учебном году на базе ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России было проведено анонимное анкетирование методом случайных чисел на основании списочного состава. Выборочная совокупность включила в себя 423 студента 1-6 курсов, среди которых 79,2% составили лица женского пола, 20,8% -лица мужского пола. Средний возраст участников исследования составил 20,7 лет (17;
36). Доля студентов младших курсов (1-3) среди опрошенных - 53,4%; доля студентов старших курсов (4-6) - 46,6%. В ходе анкетирования респондентам был задан вопрос "Уверены ли Вы, что в дальнейшем будете поступать в ординатуру для получения узкой специальности?". Положительный ответ дали 74,7% участников исследования, отрицательный - 5,0%, сомневаются 20,3% опрошенных. Отрицательное отношение к факту отмены существования интернатуры выразили 78,0% студентов, положительное отношение - 2,8% участников исследования, нейтральное отношение - 19,2% опрошенных. Среди наиболее частых причин негативного отношения студенты отмечали увеличение времени, потраченного на получение образования (46,8%), отсутствие опыта и достаточной подготовки для самостоятельной работы (15,4%), сложности в получении узкой специализации (7,2%), нежелание работать в амбулаторно-поликлинических учреждениях (8,6%). Многим студентам, которые узнали об отмене интернатуры во время учебы в вузе
пришлось скорректировать свои планы: 26,7% участников исследования всерьез
задумываются, останутся ли они работать в здравоохранении; 12,8% опрошенных изменили выбор будущей врачебной специальности; 3,5% респондентов отметили, что им, скорее всего, придется выбрать другую сферу профессиональной деятельности, переехать в другую страну и т.д. Не пришлось вносить изменения в планы на жизнь из-за отмены интернатуры 57,0% студентов.
Таким образом, система высшего медицинского образования в Российской Федерации постоянно совершенствуется, изменяется. Основные векторы стратегий ее развития были заложены великими учеными, в числе которых важную роль сыграли Н.И. Пирогов и Н.В. Склифосовский. В настоящее время факт отмены интернатуры многими студентами воспринимается с негативных позиций, тем не менее, большинство студентов не собираются изменять выбор будущей специальности и планируют дальнейшее обучение в ординатуре.
Список литературы:
1. Альтман Д.А. Профессиональная ориентация как необходимое условие успешного становления будущего врача на некоторых этапах образовательного процесса / Д.А. Альтман, А.Б. Ларин, Н.М. Шлепотина и др. //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 9-13
2. Боровикова О.С. Н.В. Склифосовский - новатор в оперативной хирургии и асептике / О.С. Боровикова, А.В. Чукичев, Т.В. Васильева и др. //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2, №2 (13). -с. 13-16
3. Гизингер О.А. Студенческое научное общество кафедры как средство повышения эффективности педагогического процесса / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева и др. // Материалы I научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Издательство "Челябинская государственная медицинская академия". - 2010. - с. 27-29
4. Гизингер, О.А. Повышение заинтересованности студентов-членов студенческого научного кружка в научно-исследовательской деятельности / О.А. Гизингер, М.В. Пешикова, Е.В. Колбина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 34-37
5. Ильичева, О.Е. Использование симуляционных технологий при проведении практических занятий по медицине катастроф / О.Е. Ильичева, У.В. Харламова, А.Е. Локтев и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 41-42
6. История создания клинической ординатуры и интернатуры: [электронный ресурс] // Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. М., 2008-2016. URL: http://www.mma.ru/education/faculties/fppov/otd/ordin/hiss/. (Дата обращения: 24.04.2016).
7. Крачун Г.П. Н.В. Склифосовский - выдающийся отечественный хирург, ученый-новатор, организатор высшего медицинского образования. К 175-летию со дня рождения /Г.П. Крачун //Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. - 2011.
- №12. - с. 78-87
8. Мазинг Ю.А. Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России /Ю.А. Мазинг // Пространство и время.
- 2010. - №2. - с. 203-221
9. Невейцева, О.А. Самодельный тренажер для отработки практических навыков наложения хирургических швов /О.А. Невейцева, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической
конференции, посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - с. 81-86
10. Новости: [электронный ресурс] // Нижегородская государственная медицинская академия. Нижний Новгород, 2009-2016. ПЯЬ: http://www.nizhgma.ru/news/13730.html. (Дата обращения: 24.04.2016).
11. Пешиков О.В. Мониторинг качества знаний студентов в медицинском вузе / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - №3. - с. 3
12. Пешиков О.В. Влияние ранней научной деятельности на успешность карьеры хирурга / О.В. Пешиков, А.С. Бичурина // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - 2015. - с. 302-305
13. Пешиков О.В. Тренажер для отработки хирургических навыков / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, О.А. Невейцева // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, №2. - с. 3-6
14. Пешикова, М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 93-95
15. Черных М.А. Опыт проведения внутривузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" /М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 124-127
16. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, №1. - С. 10-12
17. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2013. - №1 (3). - с. 220-223
18. Шлепотина Н.М. Вклад Н.В. Склифосовского в формирование современных принципов военно-полевой хирургии / Н.М. Шлепотина, И.В. Вождаева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. -Т. 2, №2 (13). - с. 141-143
FEATURES OF MEDICAL EDUCATION FROM THE TIME OF N.I. PIROGOV TO THE PRESENT DAY
A.B. LARIN, NP "MO of Chelyabinsk region", Chelyabinsk, Russia A.Yu. SHAMANOVA, FSBEI HE SUSMUMOH Russia, NP "MO of Chelyabinsk region", Chelyabinsk,
Russia
N.M. SHLEPOTINA, FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] M.M. RUSAKOVA, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia M.V. PESHIKOVA, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
Some of milestones in the development of the national system of higher and postgraduate medical education are described in this article. Also, authors carried out the sociological study, in which the opinion of medical students at the features of postgraduate education in the Russian Federation was determined
Keywords: medical education, Nikolay Pirogov, Nikolay Sklifosovsky, internship, residency.