УДК 371
Белинская Александра Борисовна
доктор философских наук Институт социальной педагогики РАО, г. Москва
УЧАСТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Для социального педагога особенно важно овладеть методикой организации коллективных творческих дел. Представлена значимость коллективно творческой деятельности для школьников.
Ключевые слова: коллективно творческое дело, взаимодействие, педагог.
Гзворя о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником коллективной деятельности [2].
Коллективная деятельность выступает в виде взаимодействия членов коллектива в процессе достижения общей цели. Коллективная творческая деятельность проявляется как общая (совместная) организаторская деятельность единого коллектива педагогов и ребят. Коллективные творческие дела - это одна из форм организации воспитательной деятельности, современной методики воспитания. Их важнейшая особенность: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.
Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей действительности. Поэтому это не простое дело, а дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами. Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Различают следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные и др.
К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
И все-таки вопрос о выборе форм воспитательной работы встает, прежде всего, перед педагогом. При его решении педагогу целесообразно руководствоваться следующими положениями:
1) учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы; каждая форма работы должна способствовать решению этих задач;
2) определить на основе поставленных задач содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
3) составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом;
4) учет возможностей, подготовленность детей, их интересов и потребностей;
5) оценить материальную базу;
6) использовать внешние условия (наличие культурных центров, производственного окружения и т.д.);
7) учесть и использовать квалификацию педагогов, родителей;
8) в процессе коллективной деятельности детей обеспечить новым опытом, идеями, например, через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
9) сформировать в процессе коллективной деятельности взаимоотношения учащихся, основанные на принципах взаимоуважения, взаимоподдержки и взаимопонимания.
Коллективная форма воспитательной работы может быть творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:
© Белинская А.Б., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
23
1) учитываются интересы и потребности каждого;
2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;
3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
4) данная форма является неповторимой по исполнению.
Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Дети как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
Наиболее полное научно-методическое обоснование организации коллективных творческих дел (КТД) было разработано И.П. Ивановым [1].
Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и воспитанников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу.
По мнению И.П. Иванова, процесс реализации коллективных творческих дел предусматривает шесть стадий. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств и методов решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант.
Первая стадия - предварительная работа. Педагоги, взрослые определяют место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, выдвигают конкретные воспитательные задачи, подбирают различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, оценивают возможности активизации деятельности каждого участника. При этом взрослые не диктуют, не навязывают свое мнение, а размышляют вместе с учащимися.
Вторая стадия - коллективное планирование. На этой стадии действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.
Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.
Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому важна роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Он может увлечь неким сюрпризом или заинтересовать «трудного» ребенка секретным договором с ним; оказать особое доверие ответственным поручением и т.д. В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников информации.
Четвертая стадия - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время коллективной работы, из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Пятая стадия - подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам выполненной работы. Каждый высказывает свое мнение, участвует в обсуждении положительных и отрицательных сторон подготовки и проведения дела.
Кроме итогов, подводимых на общем сборе коллектива, участие каждого в оценке дела может осуществляться и другими средствами: высказыванием своего мнения в ходе опросов, заполнения анкет через стенгазету, в творческих отчетах. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей), учился анализировать, оценивать, извлекать уроки, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы, участвовать в выработке общественного мнения, создавать добрые традиции.
Шестая стадия - ближайшее последействие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, оценивают то, чему научились. Педагогу все это надо учесть и использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов дела необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за реализацию тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. При этом намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.
Необходимо иметь в виду, что невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, необходимо создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида дела формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия и т.д.).
Другим приемом этой методики является «мозговая атака», когда ребята в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи.
Часто используется еще один прием - отбор идей, когда нужно из множества возможных вариантов решений выбрать один или два-три. Выбор идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием - защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектива защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективных творческих дел, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.
Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого дела, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого дела требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.
Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг о друге, о родителях, близких людях, окружающем мире.
Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу формирование коллектива.
В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:
- доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
- выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
- определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
- содействие включению детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
- движение от личности к делу, а не от дела к личности; предоставление возможности каждо-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
25
му выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
- создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
- оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.
Методика коллективной творческой деятельности (КТД), предложенная И.П. Ивановым, характеризуется стратегией общей заботы об улучшении окружающей жизни, тактикой воспитательных отношений содружества старших и младших в совместной творческой деятельности, технологией коллективной организаторской деятельности. Эта методика была успешно реализована во Всесоюзном пионерлагере «Орленок», где дети не только отдыхали, но и проходили социализацию, учились по-настоящему дружить, жить и работать в коллективе.
Коллективная творческая деятельность способствует развитию позитивных отношений между участниками воспитательного процесса, развивает важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формирует у детей ответственность, инициативность и самостоятельность.
Для социального педагога особенно важно овладеть методикой организации коллективных творческих дел. С.Т. Шацкий использовал потенциал коллективных творческих дел в процессе воспитательной работы в организованном им еще в 1908 году обществе «Сетлемент».
Разнообразные коллективные дела, в которые были вовлечены воспитанники и воспитатели, лежали в основе педагогической системы
A.С. Макаренко и позволяли выдающемуся советскому педагогу успешно перевоспитывать бывших беспризорников находящихся в колонии им. А.М. Горького и Ф.Э. Джержинского.
В своей книге «Мудрая власть коллектива»
B.А. Сухомлинский увлекательно описывает методику формирования детской индивидуальности в коллективных творческих делах. Возражая своим оппонентам, недовольным излишним вниманием к развитию индивидуальности учеников, В.А. Сухомлинский писал «Я хочу, чтоб ребенок чувствовал себя в коллективе не прутиком в венике, а цветком в букете» [4]. Принцип развития индивидуальности в процессе воспитания особенно актуален в современных условиях, когда поставлена задача формирования творческого, социально ответственного гражданина своей страны, успешного в конкурентной среде.
Библиографический список
1. Иванов И.П. Коллективные творческие дела как средство воспитания младших школьников. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
2. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. В 8 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1 - С. 267-330.
3. МалининГ.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. - М.: Прометей, 1993.
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1983.