проявлений, он получал одновременно и возможность вместе со взрослыми упражняться в ее осмыслении, использовании, совершенствовании; обретал опыт коллективного восприятия, переживания и оценки ценностей и явлений культуры, что создавало уникальные педагогические возможности для колоссального духовного роста
личности, ее нравственного и эстетического развития.
Библиографический список
1. Разумный В.А. В поисках смысла. - М., 2003.
2. Истомина С. // Народное образование. -1995. - №>6.
УДК 371.4
Кононова Ольга Борисовна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Статья посвящена поиску психологических закономерностей формирования личности ребенка на основе концепции коллективной творческой деятельности. В работе раскрыты основные принципы данной концепции: общая творческая забота как стратегия формирования гуманистической направленности личности, отношения содружества поколений и технология коллективной организаторской деятельности.
Ключевые слова: педагогика социального творчества, просоциальная деятельность, отношения, содружество поколений.
В отечественной психологии прочно утвердилось «представление о социально-деятельной природе личности, обретающей свое «я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с людьми» [3]. Деятельность человека определяет весь его облик, его характер, ценности, смыслы, представления об окружающем мире, о других людях, о себе. Таким образом, основным принципом воспитания подрастающего поколения является включение его в такую деятельность, в рамках которой будут сформированы социально желательные характеристики личности. В данной статье мы хотели бы остановиться на поиске психологических закономерностей развития личности в условиях коллективного творческого воспитания, в основе которых лежат концепция, теория и методика организации коллективной творческой деятельности, разработанные И.П. Ивановым [8]. Педагогику И.П. Иванова также часто называют коммунарской методикой, педагогикой общей заботы или педагогикой социального творчества. Особенности коллективной творческой деятельности являются предметом научных исследований, выполненных автором концепции И.П. Ивановым [7; 8; 9; 10] и его многими последователями, в частности это работы И.Д. Аванесян [1; 2], Л.Г. Борисовой [4], О.С. Газмана [5],
Н.П. Царевой [23], С.М. Платоновой [17] и др. Пси-
хологическая сущность и методика развития возможностей личности и коллектива в организаторской деятельности, наполненной яркими, лично-стно и общественно значимыми эмоциями блестяще раскрыты в работах А.Н. Лутошкина [13; 14; 15].
Центральной идеей концепции И.П. Иванова является принцип включения ребенка в активную деятельность заботы об улучшении окружающей жизни. Если личность, как социальное свойство, формируется в деятельности, то какой будет данная личность, какие мотивы и ценности станут ведущими в ее структуре, какой направленностью она будет характеризоваться, зависит от нравственного содержания этой деятельности. «Забота - это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота)» [8, с. 293]. Раскрывая сущность термина «забота», Л.Г. Борисова пишет: «Слово «забота» в русском языке удивительно богато, в нем одновременно содержится и «любовь» и «дело». Забота - это деятельная любовь, это желание добра и само добро, привнесенное в жизнь человеком». Пытаясь раскрыть социальный смысл понятия «забота» через триаду связанных между собой понятий «творчество», «свобода», «любовь», составляющих концептуальную основу педагогики общей заботы Игоря
Петровича Иванова, мы с необходимостью осознаем, что субъектом свободы могут быть только свободные люди, ибо сделать что-то хорошее можно и по приказу, а заставить любить невозможно [4, с. 351]. Идеи Иванова созвучны мыслям западных представителей гуманистической психологии, прежде всего, таким как Э. Фромм и К. Роджерс. По существу, эти социальные открытия были сделаны независимо и в одно и то же время - в начале 50-х гг. прошлого столетия. Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» пишет: «Единственно продуктивный путь, не приводивший к неразрешенным конфликтам, - путь связей с людьми и природой, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Наивысшим проявлением таких связей является любовь и творчество» [2, с. 84]. И еще: «Истинная любовь есть проявление продуктивности и невозможна без заботы. Она не «аффект» в смысле пребывания в состоянии возбуждения, вызванного другим, но активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека» [22, с. 101]. В.Л. Ситников по этому поводу замечает: «Кьел Рудестам, автор популярнейшего учебника «Групповая психотерапия» называет психотерапевтические группы встреч основателя гуманистической психологии К. Роджерса, появившиеся в 1962 году, величайшим социальным открытием человечества», и далее - «но у нас, в том же, 1962-м году уже прошла комму-нарская смена в «Орленке» [19, с. 161]. Другими словами, идеи И.П. Иванова о значении заботы для формирования личности человека возникли одновременно (а возможно и раньше) и оказались созвучны идеям зарубежных гуманистических психологов 60-х годов XX века. К сожалению, в отличие от зарубежных психологов имя И.П. Иванова не так широко известно. Что касается, отечественной психологии, то ближе всего по смыслу к категории «деятельность заботы» приближаются понятия общественно-полезная деятельность, социально-значимая деятельность или просоциальная деятельность, разработанные в рамках научной школы Д.И. Фельдштейна [20]. Общественно-полезная деятельность - это «особая деятельность, целиком ориентированная на благо «ближних» и «дальних» людей, общества, форма нравственного воспитания... Общественно-полезная деятельность - важное условие активного формирования нравственных качеств личности, источник накопления опыта обще-
ственного поведения» [20, с. 39-40]. Очевидно, что термины «забота» и «общественно-полезная деятельность» очень близки по смыслу, однако первое понятие является более общим. По классификации И.П. Иванова общественно-полезная деятельность ближе всего к практической заботе. Кроме нее им выделяются морально-познавательная и организаторская забота. Забота практическая представляет собой улучшение окружающей жизни реальными делами, большими и малыми. В широте понимания категории «забота» и состоит существенное отличие концепции коллективного творческого воспитания. Забота не ограничивается отдельными общественно-полезными делами, а пронизывает всю жизнь воспитательного коллектива. Исследования Д.И. Фельдштейна и его коллег показали, что «чем более значимы общественно полезные дела, чем шире их общественно полезные границы и, что не менее важно, их общественная оценка, тем более четко проявляется положительное отношение к ним подростков. Не менее важной по своему влиянию на отношение подростков к общественно полезной деятельности оказывается, по данным Д.И. Фельдштейна, организация этой деятельности. Коллективный характер деятельности, ее выраженная общественная значимость делают привлекательными самые черновые, неэмоциональные виды работ [20]. Эти закономерности были положены и в основу методики коллективного творческого воспитания.
В работах И.П. Иванова речь идет о формировании «общественника» [10], «коллективиста» [7], человека, готового заботиться об окружающих людях не меньше, а порой и больше, чем о себе самом. В своей докторской диссертации И.П. Иванов пишет о развитии у подростков и старшеклассников «потребности заботиться об окружающих людях» [9, с. 352]. «Автор на первый план выдвигает задачу развития у детей гуманно-личностных отношений к различным сторонам жизни, и прежде всего к самой жизни как к верховной ценности, «как источнику общей радости и пользы» и к себе как «товарищу других людей». Ученым сделана попытка рассмотреть в диалектическом единстве процесс формирования деятельно-гуманного отношения человека к себе и окружающим людям» [1, с. 6]. Формирование заботливой или общественно-полезной деятельности ведет к перестройке мотивов личности, а именно к доминированию гуманистических мо-
тивов над другими, к формированию гуманистической направленности личности. В психологии понятие «направленность личности» было введено Л.И. Божович. В ее понимании направленность личности является результатом наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы. Наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности создает направленность его личности [11]. В исследовании И.Д. Егорычевой выделены четыре направленности личности: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная [21, с. 164-174]. При гуманистической направленности личность не стремится к автономии, признавая право каждого на свободное самоопределение причем как индивидуально, так и в рамках группы. Главная ценность для человека с такой направленностью -личность. Думается, что в терминах И.Д. Егоры-чевой методика коллективной творческой деятельности формирует прежде всего гуманистическую направленность личности.
При этом важно отметить, что заботливая деятельность в данной концепции имеет групповой, коллективный характер. Воспитательный коллектив обязательно включает в себя и старших (воспитателей) и младших (воспитуемых). В.Н. Мяси-щев писал: «Воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого... Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет результат взаимодействия» [16]. В истории воспитания возникли и развились несколько типов воспитательных отношений. К сожалению, для нашей школы стали вполне привычными регрессивные воспитательные отношения, к которым И.П. Иванов относил авторитарные отношения между учителями и детьми, отношения свободного воспитания, отношения чрезмерной опеки [8]. Наиболее прогрессивным типом объективных воспитательных отношений И.П. Иванов считал воспитательные отношения творческого содружества поколений, формирующиеся в процессе совместной, общей заботы. Автор предложил не рассматривать по отдельности коллектив воспитателей и коллектив воспитанников, а соединить всех участников процесса воспитания в единый воспитательный коллектив. В коммунарских коллективах и у воспитателей, и у детей одна общая цель - забота об улучшении окружающей жизни, а значит и один коллектив. О.С. Газман пишет: «Оказывается, педа-
гог - это не артист, выступающий со сцены, не лектор, вещающий с кафедры, и не классный все знающий руководитель, ведущий назидательный монолог, а товарищ по борьбе, по постижению знаний и наук, по игре и творчеству, идейный не по должности, а по душе» [5]. Исследования проблем психологии педагогического творчества, осуществленные В.А. Кан-Каликом, показали, что наиболее плодотворными стилями общения педагога с детьми являются стиль общения на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью и стиль общения на основе дружеского расположения [5]. Именно это всей своей научной и практической деятельностью убедительно доказал Игорь Петрович Иванов, исторически ставший одним из основателей и идейных вдохновителей того, что С.Л. Соловейчик назвал педагогикой сотрудничества. Отношения содружества поколений удовлетворяют важнейшую потребность детей в старшем друге, в понимании и принятии себя со стороны взрослого мира.
Основной технологией организации коллективного и творческого взаимодействия старших и младших в концепции И.П.Иванова является коллективная организаторская деятельность (КОД). Сущностью КОД является активное участие каждого во всех этапах цикла управления. В коллективной организаторской деятельности субъектом самоуправления становится весь коллектив. Механизмом включения каждого в выполнение властных функций является опора на микроколлективы и временные объединения воспитанников, постоянная смена тех, кто выполняет руководящие роли» [17, с. 160]. Алгоритм коллективной организаторской деятельности удивительно прост и быстро усваивается любым подростком в процессе совместной творческой деятельности. Он включает в себя шесть основных этапов: предварительная работа коллектива, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение коллективного творческого дела, коллективное подведение итогов и стадия ближайшего последействия [8, с. 121-126]. Коллективная организаторская деятельность, как одна из разновидностей деятельности, обладает всеми ее характеристиками. Согласно отечественным авторам (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Г альперин и др.) каждая деятельность включает предмет преобразования, продукт преобразования, средства, а так же ориентировочные, исполнительные и контрольные акты. «Описание любого процесса как
деятельности предполагает выделение в нем всех отмеченных компонентов и задание их специфического содержания» [12, с. 128]. С.М. Платонова предметом коллективной организаторской деятельности считает «достижение согласованности, упорядоченности взаимных действий членов детско-взрослого сообщества». И пишет далее, что «как вид управленческой деятельности КОД является вторичной деятельностью, производной от практической деятельности, достижению цели которой она способствует» [17, с. 352]. Средствами коллективной организаторской деятельности служат различные формы организаторской работы: формы проведения общих собраний, формы коллективного планирования и коллективного анализа, организация работы в советах дел и т.д. Ориентировочные акты представлены этапами предварительной работы коллектива и коллективным планированием, исполнительные акты включают в себя подготовку и проведение дела, а контрольные - подведение итогов дела и стадию последействия. Если при формировании учебной деятельности формируется умение учиться, то в нашем случае формируется умение организовывать различные «дела», работать в группе и с группой. Важно также отметить, что каждый этап коллективной организаторской деятельности предполагает включение творческого потенциала и ребенка, и взрослого. Н.П. Царева пишет: «Думать над тем, как улучшать жизнь - задачка не из простых... Поиск наилучшего способа решения задач процесс, безусловно, творческий, он предполагает интеллектуально-нравственное напряжение, определённое духовное усилие, волевое напряжение» [23, с. 341]. Какие качества развиваются в творческой деятельности? Отечественные исследования указывают на такие качества как: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, работоспособность, активность и т.д. [18, с. 262].
Отечественная психология убедительно показала, что единственно возможный путь формирования личности ребенка - включение его в такую деятельность, которая соответствует целям воспитания. Методика коллективного творческого воспитания включает ребенка в деятельность заботы об улучшении окружающего мира и тем самым способствует формированию гуманистической направленности личности. Основным стилем воспитательных отношений является содружество поколений, как единство старших и млад-
ших в общей заботе. Основной технологией организации коллективного и творческого взаимодействия старших и младших в концепции И.П. Иванова является коллективная организаторская деятельность. Ее структура соответствует общепсихологическому представлению о структуре деятельности. Активное участие всего воспитательного коллектива во всех этапах коллективной организаторской деятельности позволяет сделать явными для ребенка общественные и личностные цели и смыслы заботы об улучшении окружающей жизни, а также влиять на формирование новых целей и смыслов, мотивов личности. Лишь организаторская деятельность, пронизанная коллективным творчеством способствует формированию творческих качеств и творческих способностей личности.
Библиографический список
1. Аванесян И.Д. Жизнь - научный поиск. К юбилею Игоря Петровича Иванова // Воспитание: научные дискуссии и исследования: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В.Титовой. - СПб., 2005. - С. 5-8.
2. Аванесян И.Д. Линия жизни // Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / Авт.-сост. И.Д. Аванесян; под общ. ред. Г. А. Бордовского и В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 11-173.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
4. Борисова Л.Г. Игорь Петрович Иванов -выдающийся российский педагог и мой дорогой друг // И.П. Иванов. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб.: «Аверс»; ООО «Иноваци-онные психолого-педагогические объединения», 2003. - С. 337-354.
5. Газман О. С. Проблемы развития коммунар-ской методики // Коммунарская методика: вопросы теории. - М., 1989.
6. Кан-КаликВ.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
7. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.
8. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб., 2003. - 504 с.
9. Иванов И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1972. -32 с.
10. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов: Очерки методики воспитательной работы школы. - Л., 1969. - 119 с.
11. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благо-надежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 342 с.
12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - 199 с.
13. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива - М., 1988.
14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива - М., 1978.
15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М., 1978.
16. Мясищев В.Н. Психология отношений. -СПб.: Питер, 2003. - 400 с.
17. Платонова С.М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности: Дис. .
канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 218 с.
18. ПономаревЯ.А. Психология творчества. -М., 1976. - 301 с.
19. Ситников В.Л. Методика гармонизации личности // Социокинетика: Стратегия и тактика детского движения нового века / Сост. и ред. Т.В. Труха-чева, А.Г. Кирпичник. - М., 2002. - С. 161-163.
20. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 224 с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994. - 290 с.
22. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.
23. Царева Н.П. Сущность традиций и причины инноваций коллективной творческой деятельности // Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / Авт.-сост. И.Д. Аванесян; под общ. ред. ГА. Бор-довского и В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 335-350.
УДК 37.013
Зобков Валерий Александрович
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
В статье рассмотрена роль общественных организаций и роль семьи как важнейших социальных факторов в воспитании личности учащегося и в преодолении кризисного состояния в молодёжной среде.
Ключевые слова: активная жизненная позиция, отношение к деятельности, общественные молодежные организации.
Каждая общественная система стремится воспроизводить тот тип человека, .который в наибольшей степени этой системе подходит.
Если мы начинаем вести разговор о кризисном состоянии молодежной среды в современной России, то, вероятно, следует указать на общее кризисное состояние России. Почему? Потому, что в объективном мире все системно взаимосвязано. Системность окружающего мира, начиная со времен Гераклита, Демокрита и Эпикура, ни у кого не вызывает сомнения. Выделяют естественные и социальные системы. В настоящий момент я говорю о социальной системе. Ведущим, доминирующим компонентом социальной системы, реализующим общественно-значимые цели, является человек, личность.
Личность молодого человека формируется в тех социальных условиях, в которых она (личность) проживает, учится, общается, взаимодействует. Последнее и составляет специфику молодежной среды.
Кризисное состояние в молодежной среде, вероятно, можно связать с системным кризом в России.
Преодоление системного кризиса в России, на мой взгляд, следует связывать с формированием личности с социально-адекватным типом отношения к деятельности (ниже раскрою содержание этого типа), личности с активной жизненной позицией. Замечу, что хотя в настоящее время и ставятся вопросы о воспитании личности молодого человека, однако отсутствует целенаправленная, системноорганизованная программа по формированию личности с социально-адек-