Научная статья на тему 'Особенности формирования личности ребенка в системе педагогики социального творчества'

Особенности формирования личности ребенка в системе педагогики социального творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА / ПРОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / СОДРУЖЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ / PEDAGOGY OF SOCIAL CREATIVITY / PROSOCIAL ACTIVITY / RELATIONS / GENERATIONS COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Ольга Борисовна

Статья посвящена поиску психологических закономерностей формирования личности ребенка на основе концепции коллективной творческой деятельности. В работе раскрыты основные принципы данной концепции: общая творческая забота как стратегия формирования гуманистической направленности личности, отношения содружества поколений и технология коллективной организаторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article refers to the search of psychological appropriateness of childs personality formation on the base of collective creative activity conception. The main principles of this conception are revealed in the work: general creative care as strategy of formation of personality humanistic orientation, of generations cooperation relations and technique of team organizational activity.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования личности ребенка в системе педагогики социального творчества»

проявлений, он получал одновременно и возможность вместе со взрослыми упражняться в ее осмыслении, использовании, совершенствовании; обретал опыт коллективного восприятия, переживания и оценки ценностей и явлений культуры, что создавало уникальные педагогические возможности для колоссального духовного роста

личности, ее нравственного и эстетического развития.

Библиографический список

1. Разумный В.А. В поисках смысла. - М., 2003.

2. Истомина С. // Народное образование. -1995. - №>6.

УДК 371.4

Кононова Ольга Борисовна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья посвящена поиску психологических закономерностей формирования личности ребенка на основе концепции коллективной творческой деятельности. В работе раскрыты основные принципы данной концепции: общая творческая забота как стратегия формирования гуманистической направленности личности, отношения содружества поколений и технология коллективной организаторской деятельности.

Ключевые слова: педагогика социального творчества, просоциальная деятельность, отношения, содружество поколений.

В отечественной психологии прочно утвердилось «представление о социально-деятельной природе личности, обретающей свое «я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с людьми» [3]. Деятельность человека определяет весь его облик, его характер, ценности, смыслы, представления об окружающем мире, о других людях, о себе. Таким образом, основным принципом воспитания подрастающего поколения является включение его в такую деятельность, в рамках которой будут сформированы социально желательные характеристики личности. В данной статье мы хотели бы остановиться на поиске психологических закономерностей развития личности в условиях коллективного творческого воспитания, в основе которых лежат концепция, теория и методика организации коллективной творческой деятельности, разработанные И.П. Ивановым [8]. Педагогику И.П. Иванова также часто называют коммунарской методикой, педагогикой общей заботы или педагогикой социального творчества. Особенности коллективной творческой деятельности являются предметом научных исследований, выполненных автором концепции И.П. Ивановым [7; 8; 9; 10] и его многими последователями, в частности это работы И.Д. Аванесян [1; 2], Л.Г. Борисовой [4], О.С. Газмана [5],

Н.П. Царевой [23], С.М. Платоновой [17] и др. Пси-

хологическая сущность и методика развития возможностей личности и коллектива в организаторской деятельности, наполненной яркими, лично-стно и общественно значимыми эмоциями блестяще раскрыты в работах А.Н. Лутошкина [13; 14; 15].

Центральной идеей концепции И.П. Иванова является принцип включения ребенка в активную деятельность заботы об улучшении окружающей жизни. Если личность, как социальное свойство, формируется в деятельности, то какой будет данная личность, какие мотивы и ценности станут ведущими в ее структуре, какой направленностью она будет характеризоваться, зависит от нравственного содержания этой деятельности. «Забота - это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота)» [8, с. 293]. Раскрывая сущность термина «забота», Л.Г. Борисова пишет: «Слово «забота» в русском языке удивительно богато, в нем одновременно содержится и «любовь» и «дело». Забота - это деятельная любовь, это желание добра и само добро, привнесенное в жизнь человеком». Пытаясь раскрыть социальный смысл понятия «забота» через триаду связанных между собой понятий «творчество», «свобода», «любовь», составляющих концептуальную основу педагогики общей заботы Игоря

Петровича Иванова, мы с необходимостью осознаем, что субъектом свободы могут быть только свободные люди, ибо сделать что-то хорошее можно и по приказу, а заставить любить невозможно [4, с. 351]. Идеи Иванова созвучны мыслям западных представителей гуманистической психологии, прежде всего, таким как Э. Фромм и К. Роджерс. По существу, эти социальные открытия были сделаны независимо и в одно и то же время - в начале 50-х гг. прошлого столетия. Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» пишет: «Единственно продуктивный путь, не приводивший к неразрешенным конфликтам, - путь связей с людьми и природой, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Наивысшим проявлением таких связей является любовь и творчество» [2, с. 84]. И еще: «Истинная любовь есть проявление продуктивности и невозможна без заботы. Она не «аффект» в смысле пребывания в состоянии возбуждения, вызванного другим, но активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека» [22, с. 101]. В.Л. Ситников по этому поводу замечает: «Кьел Рудестам, автор популярнейшего учебника «Групповая психотерапия» называет психотерапевтические группы встреч основателя гуманистической психологии К. Роджерса, появившиеся в 1962 году, величайшим социальным открытием человечества», и далее - «но у нас, в том же, 1962-м году уже прошла комму-нарская смена в «Орленке» [19, с. 161]. Другими словами, идеи И.П. Иванова о значении заботы для формирования личности человека возникли одновременно (а возможно и раньше) и оказались созвучны идеям зарубежных гуманистических психологов 60-х годов XX века. К сожалению, в отличие от зарубежных психологов имя И.П. Иванова не так широко известно. Что касается, отечественной психологии, то ближе всего по смыслу к категории «деятельность заботы» приближаются понятия общественно-полезная деятельность, социально-значимая деятельность или просоциальная деятельность, разработанные в рамках научной школы Д.И. Фельдштейна [20]. Общественно-полезная деятельность - это «особая деятельность, целиком ориентированная на благо «ближних» и «дальних» людей, общества, форма нравственного воспитания... Общественно-полезная деятельность - важное условие активного формирования нравственных качеств личности, источник накопления опыта обще-

ственного поведения» [20, с. 39-40]. Очевидно, что термины «забота» и «общественно-полезная деятельность» очень близки по смыслу, однако первое понятие является более общим. По классификации И.П. Иванова общественно-полезная деятельность ближе всего к практической заботе. Кроме нее им выделяются морально-познавательная и организаторская забота. Забота практическая представляет собой улучшение окружающей жизни реальными делами, большими и малыми. В широте понимания категории «забота» и состоит существенное отличие концепции коллективного творческого воспитания. Забота не ограничивается отдельными общественно-полезными делами, а пронизывает всю жизнь воспитательного коллектива. Исследования Д.И. Фельдштейна и его коллег показали, что «чем более значимы общественно полезные дела, чем шире их общественно полезные границы и, что не менее важно, их общественная оценка, тем более четко проявляется положительное отношение к ним подростков. Не менее важной по своему влиянию на отношение подростков к общественно полезной деятельности оказывается, по данным Д.И. Фельдштейна, организация этой деятельности. Коллективный характер деятельности, ее выраженная общественная значимость делают привлекательными самые черновые, неэмоциональные виды работ [20]. Эти закономерности были положены и в основу методики коллективного творческого воспитания.

В работах И.П. Иванова речь идет о формировании «общественника» [10], «коллективиста» [7], человека, готового заботиться об окружающих людях не меньше, а порой и больше, чем о себе самом. В своей докторской диссертации И.П. Иванов пишет о развитии у подростков и старшеклассников «потребности заботиться об окружающих людях» [9, с. 352]. «Автор на первый план выдвигает задачу развития у детей гуманно-личностных отношений к различным сторонам жизни, и прежде всего к самой жизни как к верховной ценности, «как источнику общей радости и пользы» и к себе как «товарищу других людей». Ученым сделана попытка рассмотреть в диалектическом единстве процесс формирования деятельно-гуманного отношения человека к себе и окружающим людям» [1, с. 6]. Формирование заботливой или общественно-полезной деятельности ведет к перестройке мотивов личности, а именно к доминированию гуманистических мо-

тивов над другими, к формированию гуманистической направленности личности. В психологии понятие «направленность личности» было введено Л.И. Божович. В ее понимании направленность личности является результатом наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы. Наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности создает направленность его личности [11]. В исследовании И.Д. Егорычевой выделены четыре направленности личности: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная [21, с. 164-174]. При гуманистической направленности личность не стремится к автономии, признавая право каждого на свободное самоопределение причем как индивидуально, так и в рамках группы. Главная ценность для человека с такой направленностью -личность. Думается, что в терминах И.Д. Егоры-чевой методика коллективной творческой деятельности формирует прежде всего гуманистическую направленность личности.

При этом важно отметить, что заботливая деятельность в данной концепции имеет групповой, коллективный характер. Воспитательный коллектив обязательно включает в себя и старших (воспитателей) и младших (воспитуемых). В.Н. Мяси-щев писал: «Воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого... Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет результат взаимодействия» [16]. В истории воспитания возникли и развились несколько типов воспитательных отношений. К сожалению, для нашей школы стали вполне привычными регрессивные воспитательные отношения, к которым И.П. Иванов относил авторитарные отношения между учителями и детьми, отношения свободного воспитания, отношения чрезмерной опеки [8]. Наиболее прогрессивным типом объективных воспитательных отношений И.П. Иванов считал воспитательные отношения творческого содружества поколений, формирующиеся в процессе совместной, общей заботы. Автор предложил не рассматривать по отдельности коллектив воспитателей и коллектив воспитанников, а соединить всех участников процесса воспитания в единый воспитательный коллектив. В коммунарских коллективах и у воспитателей, и у детей одна общая цель - забота об улучшении окружающей жизни, а значит и один коллектив. О.С. Газман пишет: «Оказывается, педа-

гог - это не артист, выступающий со сцены, не лектор, вещающий с кафедры, и не классный все знающий руководитель, ведущий назидательный монолог, а товарищ по борьбе, по постижению знаний и наук, по игре и творчеству, идейный не по должности, а по душе» [5]. Исследования проблем психологии педагогического творчества, осуществленные В.А. Кан-Каликом, показали, что наиболее плодотворными стилями общения педагога с детьми являются стиль общения на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью и стиль общения на основе дружеского расположения [5]. Именно это всей своей научной и практической деятельностью убедительно доказал Игорь Петрович Иванов, исторически ставший одним из основателей и идейных вдохновителей того, что С.Л. Соловейчик назвал педагогикой сотрудничества. Отношения содружества поколений удовлетворяют важнейшую потребность детей в старшем друге, в понимании и принятии себя со стороны взрослого мира.

Основной технологией организации коллективного и творческого взаимодействия старших и младших в концепции И.П.Иванова является коллективная организаторская деятельность (КОД). Сущностью КОД является активное участие каждого во всех этапах цикла управления. В коллективной организаторской деятельности субъектом самоуправления становится весь коллектив. Механизмом включения каждого в выполнение властных функций является опора на микроколлективы и временные объединения воспитанников, постоянная смена тех, кто выполняет руководящие роли» [17, с. 160]. Алгоритм коллективной организаторской деятельности удивительно прост и быстро усваивается любым подростком в процессе совместной творческой деятельности. Он включает в себя шесть основных этапов: предварительная работа коллектива, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение коллективного творческого дела, коллективное подведение итогов и стадия ближайшего последействия [8, с. 121-126]. Коллективная организаторская деятельность, как одна из разновидностей деятельности, обладает всеми ее характеристиками. Согласно отечественным авторам (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Г альперин и др.) каждая деятельность включает предмет преобразования, продукт преобразования, средства, а так же ориентировочные, исполнительные и контрольные акты. «Описание любого процесса как

деятельности предполагает выделение в нем всех отмеченных компонентов и задание их специфического содержания» [12, с. 128]. С.М. Платонова предметом коллективной организаторской деятельности считает «достижение согласованности, упорядоченности взаимных действий членов детско-взрослого сообщества». И пишет далее, что «как вид управленческой деятельности КОД является вторичной деятельностью, производной от практической деятельности, достижению цели которой она способствует» [17, с. 352]. Средствами коллективной организаторской деятельности служат различные формы организаторской работы: формы проведения общих собраний, формы коллективного планирования и коллективного анализа, организация работы в советах дел и т.д. Ориентировочные акты представлены этапами предварительной работы коллектива и коллективным планированием, исполнительные акты включают в себя подготовку и проведение дела, а контрольные - подведение итогов дела и стадию последействия. Если при формировании учебной деятельности формируется умение учиться, то в нашем случае формируется умение организовывать различные «дела», работать в группе и с группой. Важно также отметить, что каждый этап коллективной организаторской деятельности предполагает включение творческого потенциала и ребенка, и взрослого. Н.П. Царева пишет: «Думать над тем, как улучшать жизнь - задачка не из простых... Поиск наилучшего способа решения задач процесс, безусловно, творческий, он предполагает интеллектуально-нравственное напряжение, определённое духовное усилие, волевое напряжение» [23, с. 341]. Какие качества развиваются в творческой деятельности? Отечественные исследования указывают на такие качества как: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, работоспособность, активность и т.д. [18, с. 262].

Отечественная психология убедительно показала, что единственно возможный путь формирования личности ребенка - включение его в такую деятельность, которая соответствует целям воспитания. Методика коллективного творческого воспитания включает ребенка в деятельность заботы об улучшении окружающего мира и тем самым способствует формированию гуманистической направленности личности. Основным стилем воспитательных отношений является содружество поколений, как единство старших и млад-

ших в общей заботе. Основной технологией организации коллективного и творческого взаимодействия старших и младших в концепции И.П. Иванова является коллективная организаторская деятельность. Ее структура соответствует общепсихологическому представлению о структуре деятельности. Активное участие всего воспитательного коллектива во всех этапах коллективной организаторской деятельности позволяет сделать явными для ребенка общественные и личностные цели и смыслы заботы об улучшении окружающей жизни, а также влиять на формирование новых целей и смыслов, мотивов личности. Лишь организаторская деятельность, пронизанная коллективным творчеством способствует формированию творческих качеств и творческих способностей личности.

Библиографический список

1. Аванесян И.Д. Жизнь - научный поиск. К юбилею Игоря Петровича Иванова // Воспитание: научные дискуссии и исследования: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В.Титовой. - СПб., 2005. - С. 5-8.

2. Аванесян И.Д. Линия жизни // Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / Авт.-сост. И.Д. Аванесян; под общ. ред. Г. А. Бордовского и В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 11-173.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.

4. Борисова Л.Г. Игорь Петрович Иванов -выдающийся российский педагог и мой дорогой друг // И.П. Иванов. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб.: «Аверс»; ООО «Иноваци-онные психолого-педагогические объединения», 2003. - С. 337-354.

5. Газман О. С. Проблемы развития коммунар-ской методики // Коммунарская методика: вопросы теории. - М., 1989.

6. Кан-КаликВ.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

7. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.

8. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб., 2003. - 504 с.

9. Иванов И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1972. -32 с.

10. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов: Очерки методики воспитательной работы школы. - Л., 1969. - 119 с.

11. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благо-надежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 342 с.

12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - 199 с.

13. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива - М., 1988.

14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива - М., 1978.

15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М., 1978.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. -СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

17. Платонова С.М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности: Дис. .

канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 218 с.

18. ПономаревЯ.А. Психология творчества. -М., 1976. - 301 с.

19. Ситников В.Л. Методика гармонизации личности // Социокинетика: Стратегия и тактика детского движения нового века / Сост. и ред. Т.В. Труха-чева, А.Г. Кирпичник. - М., 2002. - С. 161-163.

20. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 224 с.

21. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994. - 290 с.

22. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

23. Царева Н.П. Сущность традиций и причины инноваций коллективной творческой деятельности // Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / Авт.-сост. И.Д. Аванесян; под общ. ред. ГА. Бор-довского и В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 335-350.

УДК 37.013

Зобков Валерий Александрович

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

[email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

В статье рассмотрена роль общественных организаций и роль семьи как важнейших социальных факторов в воспитании личности учащегося и в преодолении кризисного состояния в молодёжной среде.

Ключевые слова: активная жизненная позиция, отношение к деятельности, общественные молодежные организации.

Каждая общественная система стремится воспроизводить тот тип человека, .который в наибольшей степени этой системе подходит.

Если мы начинаем вести разговор о кризисном состоянии молодежной среды в современной России, то, вероятно, следует указать на общее кризисное состояние России. Почему? Потому, что в объективном мире все системно взаимосвязано. Системность окружающего мира, начиная со времен Гераклита, Демокрита и Эпикура, ни у кого не вызывает сомнения. Выделяют естественные и социальные системы. В настоящий момент я говорю о социальной системе. Ведущим, доминирующим компонентом социальной системы, реализующим общественно-значимые цели, является человек, личность.

Личность молодого человека формируется в тех социальных условиях, в которых она (личность) проживает, учится, общается, взаимодействует. Последнее и составляет специфику молодежной среды.

Кризисное состояние в молодежной среде, вероятно, можно связать с системным кризом в России.

Преодоление системного кризиса в России, на мой взгляд, следует связывать с формированием личности с социально-адекватным типом отношения к деятельности (ниже раскрою содержание этого типа), личности с активной жизненной позицией. Замечу, что хотя в настоящее время и ставятся вопросы о воспитании личности молодого человека, однако отсутствует целенаправленная, системноорганизованная программа по формированию личности с социально-адек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.