УДК 376.112.4
И.Д. Аванесян
содружество поколений как основа педагогики общей заботы
АВАНЕСЯН Инесса Давидовна — исследователь в области теории и методологии воспитания; доцент, кандидат педагогических наук.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: innavan42@mail.ru
Аннотация
Рассматриваются научно-педагогические исследования академика И.П. Иванова (1923—1992), автора педагогики общей заботы. Выделены методические аспекты теории коллективного творческого воспитания, подчеркивающие многомерность воспитательного процесса и коллективной творческой деятельности как средства воспитания. Цель статьи — обосновать значимость педагогических идей И.П. Иванова для современного образования. Особое значение придается гуманистическому подходу, содружеству поколений в процессе формирования духовно-нравственного опыта личности, в котором общая забота составляет содержательную основу взаимодействия воспитателей и воспитанников. Понятия «воспитатель» и «воспитанник» рассматриваются в единстве и взаимосвязи, акцентируется взаимовлияние субъектов в коллективе.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; СОДРУЖЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ; КОЛЛЕКТИВ; КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Учение академика И.П. Иванова — это учение о человеке и человечности, а «педагогика по Иванову» — это педагогика без границ, как с точки зрения реализации в разных образовательных пространствах, так и с точки зрения ее воплощения в разных возрастных группах. Многолетний опыт учеников и последователей ученого убедительно иллюстрирует сказанное. Выступления и статьи, опубликованные в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции (5 ноября 2013 г., СПбГПУ) «Философия, психология и педагогика развития социальной активности и творчества личности», посвященной 90-летию И.П. Иванова, являются подтверждением актуальности его идей для современного образования как в высших учебных заведениях, так и в учреждениях общеобразовательной и дошкольной практики.
Конференция была организована при содействии Института гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Петербургского государственного университета путей сооб-
щения, межрегиональной общественной организации «Педагогика социального творчества», Ассоциации исследователей детского движения (Москва). В конференции принимали участие ученые и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Архангельска, Брянска, Иваново, Оренбурга, Омска, Липецка, Челябинска, Электростали, Перми, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Ульяновска и других городов (всего из 36 регионов Российской Федерации), а также из Белоруссии, Финляндии, Израиля, США, Украины, Франции. Было заслушано более 50 докладов по проблемам развития образования на основе гуманистических идей. Участники конференции в своих выступлениях подчеркивали воспитательно-нравственное значение идей педагогики общей заботы, коллективного творческого воспитания для современного образования.
Становление гуманно-демократической концепции воспитания И.П. Иванова пришлось на 1950—1980-е годы. В условиях директивных и идеологических установок в обще-
стве осуществлялся поиск путей преодоления косности и формализма в воспитании. Доминирование роли учителя в сфере обучения и организации жизни детского коллектива было типичным проявлением «педагогики передачи и усвоения».
Игорю Петровичу, широко образованному и внутренне свободному человеку, удалось преодолеть догмы авторитарной педагогики. Каждый его замысел предполагал ломку сложившихся стереотипов с одновременным прорывом в область подлинно гуманистической практики. Борьба за педагогику отношений приобретала принципиальный характер, а преодоление «одностороннего подхода к воспитанию» было созидательным. Раскрыв сущность и дав характеристику воспитательным отношениям авторитаризма, чрезмерной опеки и «свободного воспитания» как регрессивным типам, Игорь Петрович одновременно обосновал эффективность и перспективность воспитательных отношений «творческого содружества воспитателей и воспитанников».
Формулируя одно из главных условий эффективности воспитательной системы, Игорь Петрович отмечал, что это — «соответствие целям и задачам воспитания тех воспитательных отношений, которые складываются и развиваются между воспитателями и воспитанниками, а также между самими воспитателями, между самими воспитанниками». То есть внутренним источником самодвижения воспитательного процесса выступают объективные и личностные (субъективные) отношения, которые складываются между участниками, а отношения общей творческой заботы есть «главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях». Закон заботы есть одна из ведущих закономерностей, открытых и сформулированных И.П. Ивановым. Идея заботы имеет принципиальное значение для понимания сущности воспитательной системы. Данное понятие в исследовании ученого приобрело общественно-педагогический смысл, наполнило содержанием взаимодействие детей и взрослых. Формирование заботливого отношения к себе и окружающим людям является важнейшей задачей воспитания, и одновременно проявление действенной заботы воспитанников о себе, окружающих людях есть показатель ее результативности. Забота — это прежде
всего особый сплав отношений, поведения и деятельности, это творческая практическая забота об общей жизни, о конкретных людях, «о себе как товарище других людей». И.П. Иванов предложил нетрадиционный, новаторский подход и к отбору содержания воспитания для реализации задач по осуществлению разнообразной заботы. И тогда, как бы прост ни был объект заботы, он не допускает одностороннего, формального подхода (если, конечно, речь идет о действительной, а не показной заботе). Любая реальная, а не абстрактная забота о человеке требует синтеза душевных, физических и интеллектуальных сил.
Д.С. Лихачев в небольшом эссе «Неделя добрых дел» писал: «...Люди открывают для себя счастье доброты. в результате. растворяется, как туман, стяжательство, страсть к наживе. Революцию добра рьяно подхватывают дети. Они больше всех первыми заражаются добром. Добро становится для них любимой игрой, они учатся делать добро» [4, с. 366].
Так и у Игоря Петровича, благодаря участию детей в общей творческой гражданской заботе, происходит формирование личностных отношений к различным сторонам жизни, и прежде всего к самому себе и окружающим людям. Обращение к идеям заботы есть путь наполнения духовностью, путь приобретения нравственного опыта. Воспитание невозможно без «дел-событий», без сопереживания и социальной практики [2, с. 22].
Формирование гуманистических отношений между поколениями, творящих и развивающих способности каждого человека — гражданина, являлось одной из главных забот самого ученого. Воспитательные отношения деятель-ностного, творческого взаимодействия взрослых и детей основаны на принятии идеи постоянного самосовершенствования первых и, как условие, ответственности за развитие детей.
Выдвинув идею об «общей творческой заботе» воспитателей и воспитанников, Игорь Петрович одновременно рассматривал творчество как возможность реализовать природную тягу человека к свободе в сфере социальной жизни, а социальное творчество — как напряжение живой мысли, рождение идей, заряд к действию, как источник эмоционально-нравственного созидательного опыта растущего человека, как способ его существования.
В известном опыте ленинградской Фрунзенской коммуны идея содружества поколений, коллективного творческого воспитания была блестяще реализована и получила в дальнейшем широкое распространение. Теоретические и методические идеи И.П. Иванова проникали в педагогическую практику, в сознание взрослых и детей, и в 1960-1970-х годах Ленинград стал центром притяжения педагогов страны. Методика коллективной творческой деятельности, разработанная ученым, стала основой развития педагогической инициативы, педагогического проектирования.
Особое место в концепции занимает понятие «коллектив». Игорь Петрович отмечал, что при определении коллектива недостаточно выделения лишь двух признаков — наличия общественно-полезной цели и органов самоуправления. В таком объединении не всегда происходит действительно всестороннее целостное развитие каждого его члена, так как имеет место устойчивое деление данной социальной группы на организаторов и исполнителей. Именно эти отрицательные явления должны быть преодолены в практике. Он рассматривал коллектив прежде всего как «объединение людей, в котором развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению» [3, с. 118]. Данная идея, подкрепленная методикой коллективной творческой деятельности, позволяет каждому ее участнику реализовать свои возможности, приобрести личный опыт организаторской и творческой заботы.
В работе «Воспитывать коллективистов» [1] Игорь Петрович со свойственной ему обстоятельностью раскрыл возможности педагогики коллективной творческой жизни воспитателей и воспитанников, показал созидательную силу товарищеского взаимодействия. В современной практике воспитания часто недооценивается роль коллектива в воспитательном процессе. Нередко происходит смещение терминов «индивидуальность» (individuality) и «индивидуализм» (individualism). «Такая подмена понятий, — пишет канадский психолог Г. Ньюфелд, — заставляет людей думать, что индивидуализация — это нечто противоположное коллективу, хотя на самом деле является необходимым условием для формирования настоящего коллектива, сообщества» [5, с. 363].
Игорю Петровичу удалось как в теории, так и на практике доказать, что движущей силой развития коллектива, его воспитательного влияния становится товарищеская воспитательная забота руководителя о воспитателях и воспитанниках, что, в свою очередь, развивает «заботу воспитанников о себе и их заботу о воспитателях как старших друзьях» [3, с. 118].
И.П. Иванову вслед за А.С. Макаренко удалось определить закономерности развития коллектива на основе демократических принципов. Привлекательность идей, результативность методики, ее заразительность и предсказуемость открыли широкие возможности для творчества педагогов и их воспитанников. Способы организации жизнедеятельности, характер отношений и позиция взрослых в коллективе отличались от массовой практики и при этом совпадали с представлениями педагогов и воспитанников (особенно последних!) о том, каким должен быть настоящий коллектив.
По существу, И.П. Иванов разработал уникальную методику, в которой заложен и успешно действует механизм формирования нравственных ценностей и демократической культуры отношений. Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивается заботой о нем, а развитие индивидуальности — высокой степенью свободы, самореализации и ориентации на социалное творчество.
Сущность коллективного творческого воспитания раскрывается в цепочке ответов на вопросы методического характера:
• Какими путями достигаются поставленные цели?
• Какими должны быть методы и приемы воспитательного процесса?
• Как строить отношения на паритетной основе?
• Какой должна быть позиция воспитателя и содержательная основа взаимодействия?
• Как организовать совместную деятельность и при каких условиях становится возможным развитие товарищеских отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми?
Следующее положение развивает предыдущее и связано с ценностно-смысловой основой взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Общая гражданская забота об улучшении жизни людей и собственной жизни, совершенствование окружающего мира и есть объ-
единяющее начало, мощная воспитательная сила. Ребенок, как утверждал И.П. Иванов, не субъект воспитания, а субъект жизни, ее преобразователь. (Если Ш. Амонашвили говорит: «Нужно облагораживать среду вокруг ребенка», то И. Иванов предлагает облагораживать среду вместе с детьми.)
Забота как педагогическая категория у И.П. Иванова определяет сущность воспитания и наполняет содержанием взаимодействие детей и взрослых.
Жизнь — вот верховная цель, именно она увлекает за собой воспитанников, она должна быть главной заботой, а воспитание идет, как писал И.П. Иванов, «по ходу решения жизненно важных задач».
Данное положение ориентирует нас на поиск методик, приемов, побуждающих детей осуществлять эту заботу, на создание условий, способствующих развитию действий, умений, направленных на улучшение окружающего мира, совершенствование себя как личности, поиск ответов на методические вопросы.
Что есть окружающая жизнь? Это то, что за порогом дома, школы? Или же дом, школа, ближайшее окружение?
Как организовать «разведку» дел, научить каждого думать и видеть нужную в жизни работу?
Как включить каждого в планирование, организацию и оценку совместных дел, направленных на улучшение окружающей жизни?
Кто ответствен за результат?
Выдвинув идею об «общей творческой заботе» воспитателей и воспитанников, Игорь Петрович рассматривал творчество не как технику исполнения, а прежде всего как возможность реализовать природную тягу человека к свободе в сфере социальной жизни, социальное творчество как напряжение мысли, рождение идей, заряд к действию, как источник эмоционально-нравственного, созидательного опыта растущего человека, как способ существования.
Коллективная творческая деятельность — основное средство воспитания в педагогике Иванова, дающее ответы на поставленные вопросы. Для такой деятельности характерны практическая и творческая направленность, коллективная организация.
Методика коллективной организации жизнедеятельности — стержень всей методической системы коммунарского движения.
Союз энтузиастов (СЭН), создавший алгоритм деятельности на условиях общественной организации, по сути, дал ответ на вопрос: как обеспечить право детей думать над тем, как строить жизнь в своей организации (пионерской), проявлять инициативу и самостоятельность?
И вновь вопросы методического характера:
• Как вовлечь каждого в коллективную творческую деятельность?
• Какое содержание может быть источником творчества?
• Что сделаем? Как?
• Если творчество — это всегда выбор, то как его обеспечить?
Пять содержательных направлений коллективной творческой деятельности и шести-этапный путь их осуществления дают ответы на эти и другие вопросы.
Педагогический смысл методики коллективного творческого воспитания дает обоснование группе взаимосвязанных методов и приемов, предложенных И.П. Ивановым:
• методам товарищеского приучения,
• методам товарищеского побуждения,
• методам товарищеского убеждения.
Целостность же всей методической системы обеспечивается методикой комплексной организации воспитательного процесса, в которую И.П. Иванов включает:
• планирование и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам,
• реализацию шести взаимосвязанных стадий коллективной творческой деятельности воспитателей и воспитанников,
• применение системы функций товарищеской воспитательной заботы.
В противовес «педагогике одностороннего воспитательного воздействия», подробного понимания и осуществления воспитательного процесса И.П. Иванов развил и утвердил идею этапно-циклического характера воспитательного процесса, в котором одинаково важным и значимым является как самовоспитание педагога и воспитание педагогом воспитанников, так и взаимовоспитание, самовоспитание воспитанников и воспитание ими воспитателей. Выявление новых жизненно-практических и воспитательных задач вызвало новый цикл развития воспитательного процесса, в котором особое место занимает
вопрос духовного внутреннего отношения к растущему человеку.
В педагогике общей заботы, составляющей основу методической системы, есть три взаимосвязанные закономерности:
• целеустремленность, или единство образа жизни и воспитания;
• товарищество поколений;
• гуманизм воспитания.
Наш опыт общения и работы с И.П. Ивановым дает основание утверждать, что для него важнее всего была личность. Его волновали вопросы, как сделать жизнь человека полноправной и полнокровной, как создать условия, чтобы дети думали, участвовали в организации жизнедеятельности и были ответственны за свои действия, как строить отношения, чтобы не подавлять, а развивать природные силы ребенка. Сама жизнь и воспитание — самое увлекательное для ученого и практика И.П. Иванова.
Особое значение для современных исследований приобретает путь научного поиска ученого. Воспитательная система «Педагогика общей заботы» разрабатывалась на протяжении всего периода 1950-1980-х годов в тесном соотношении теоретических положений с педагогической практикой. Путь поиска был уникальным и с точки зрения организации. На каждом этапе исследования рождались разновозрастные исследовательские группы под руководством И.П. Иванова. Так, в 1957 году при Ленинградском НИИ педагогики АПН СССР, который возглавлял известный психолог Б.Г. Ананьев, возник Союз энтузиастов (СЭН). Идеи и опыт работы «сэновцев» легли в основу создания в 1959 году Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ) в Ленинграде, а в 1963 году в ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне — РГПУ им. А.И. Герцена) доцент кафедры педагогики начальной школы Игорь Петрович Иванов объединил студентов и педагогов. Он все отчетливее понимал, что успех дела воспитания зависит от взрослых, от воспитателей. Эффективно работать с детьми, опираясь на принципы педагогики коллектив-
ного творческого воспитания, могут те, кто прошел школу коллективного взаимодействия. Учиться накапливать творческий опыт необходимо в студенческие годы. Члены Коммуны им. А.С. Макаренко (КиМ) стали участниками опытно-экспериментальной, исследовательской работы. Школы Ленинградской области послужили базой новаторского опыта. Студенты и педагоги школ под руководством своего учителя разрабатывали и проводили с учащимися коллективные творческие мероприятия на радость и пользу «себе и окружающим людям». Шла борьба за «педагогику будущего в настоящем», за педагогику творческого содружества поколений, за педагогику общей заботы.
Обладая подлинно научным темпераментом, Игорь Петрович щедро делился своими идеями, объединял вокруг себя учеников и последователей, создавал научное поле, на котором прорастали зерна добра и творчества.
Сегодня научные исследования развивают основные положения теорий и практики коллективного творческого воспитания, педагогики общей заботы. Научный интерес представляют работы Е.В. Титовой, в которых раскрывается методологический потенциал концепции И.П. Иванова, дается ориентир развития методики воспитания в современной образовательной системе.
В центре исследования С.М. Платоновой находится проблема становления демократической культуры школьников в условиях коллективной организаторской деятельности. Диссертация А.В. Полищук посвящена истории развития коммунарской педагогики. В работах В.Л. Тузовой системно представлен опыт работы с младшими школьниками на основе идей педагогики общей заботы И.П. Иванова. В этом же ряду находятся материалы исследований В.Л. Ситникова, Л.С. Нагавкиной, Н.П. Царёвой и многих других ученых, где дается обоснование ценностно-смысловой преемственности коллективного творческого воспитания.
список литературы
1. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
2. он же. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
3. Педагогические труды И.П. Иванова. В 2 т. Т. 2. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.
4. Лихачев Д.С. Книга беспокойств. М., 1991.
5. Ньюфелд Г., Матэ Г. «Не упускайте своих детей». М.: Ресурс, 2012.
I.D. Avanecjan
concord of generations as base of pedagogy of general care
AVANECJAN Inessa D. — researcher in area of theory and methods of upbringing.
Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia
e-mail: innavan42@mail.ru
Abstract
The article deals with a scientific-pedagogical way of investigations of academician I.P. Ivanov, author of pedagogic of general care, theory of collective's creative activity. Article's purpose is to show how important is his pedagogical ideas and give more information about them. Ivanov's conception especially attend to humanistic point of view, concord of generations in process of forming spiritual and moral experience. General care bases relationships of mentors and pupils. It also deals with methodical aspect of Ivanov theory.
Keywords
UPBRINGING PROCESS; CONCORD OF GENERATIONS; COLLECTIVE; COLLECTIVE'S CREATIVE ACTIVITY; SOCIAL CREATIVE.
references
1. Ivanov I.P. Vospityvat' kollektivistov. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. (In Russ.)
2. Ivanov I.P. Zveno v beskonechnoy tsepi. Ryazan, 1994. (In Russ.)
3. Pedagogicheskiye trudy I.P. Ivanova. In 2 vol. Of vol. 2. St. Petersburg, Polytechn. Univ. Publ., 2013. (In Russ.)
4. Likhachev D.S. Kniga bespokoystv. Moscow, 1991. (In Russ.)
5. Nyufeld G., Mate G. "Ne upuskayte svoikh de-tey". Moscow, Resurs Publ., 2012. (In Russ.)
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014