Научная статья на тему 'Участие органов внутренних дел в осуществлении избирательного права граждан: нормативное обеспечение и практика реализации'

Участие органов внутренних дел в осуществлении избирательного права граждан: нормативное обеспечение и практика реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЫБОРЫ / ЗАЩИТА ПРАВ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / MAINTENANCE OF PUBLIC SAFETY / ELECTIONS / PROTECTION OF THE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мосолков Мосолков Кирилл

Исследуются отношения, складывающиеся между избирательными комиссиями и органами внутренних дел в ходе осуществления ими своих полномочий на различных стадиях избирательного процесса. Рассматриваются организационно-правовые формы взаимодействия избирательных комиссий и органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мосолков Мосолков Кирилл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of Law-Enforcement Bodies in the Implementation of Citizens Suffrage: Normative Maintenance and Practice of Implementation

The relations developing between election commissions and lawenforcement bodies during the implementation of their powers at various stages of the election process are researched. The organizational-legal forms of interaction of election commissions and law-enforcement bodies are considered.

Текст научной работы на тему «Участие органов внутренних дел в осуществлении избирательного права граждан: нормативное обеспечение и практика реализации»

зации будут приобретать все большие черты частных учреждений, однако кризисная ситуация может привести к усилению государственного финансового контроля над созданием и функционированием автономных учреждений.

Библиографический список

1. Об автономных учреждениях: Федер. закон от 3 нояб. 2006 г. № 173-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4626.

2. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федер. закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.

3. Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы правового положения учреждений по новому законодательству // Юрист. 2007. № 4.

4. Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения: постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 325 // Рос. газ. 2007. 19 июня.

5. Михайлов С.Г., Реутов В.П. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и проблемы образования // Вестн. Перм. ун-та. Пермь, 2007. Вып. 8: Юридические науки.

6. Мясников О.А. О Федеральном законе «Об автономных учреждениях» // Налоговый вестник: комментарий к нормативным документам для бухгалтеров. 2007. № 1.

K.S. Mosolkov

Participation of Law-Enforcement Bodies in the Implementation of Citizens’ Suffrage:

Normative Maintenance

and Practice of Implementation

The relations developing between election commissions and law-

enforcement bodies during the

implementation of their powers at various stages of the election process are researched. The organizational-legal forms of interaction of election commissions and law-enforcement bodies are considered.

Key words and word-combinations: law-enforcement bodies, maintenance of public safety, elections, protection of the rights.

Исследуются отношения, складывающиеся между избирательными комиссиями и органами внутренних дел в ходе осуществления ими своих полномочий на различных стадиях избирательного процесса. Рассматриваются организационно-правовые формы взаимодействия избирательных комиссий и органов внутренних дел.

Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел, обеспечение общественной безопасности, выборы, защита прав.

УДК 334 ББК 65.291.212.1

К.С. Мосолков

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН:

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

ч. 1 ст. 32 Конституции РФ закрепляется право, традиционно считающееся основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан, - конституционное право граждан на участие в управлении делами государства [1]. Право граждан на участие в управлении делами государства выходит далеко за рамки обычного субъективного права, соприкасаясь с другими политическими правами и свободами граждан [2].

Возможно, оно является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами.

Реализация конституционного права на участие в управлении государством конкретизируется прежде всего в избирательном праве граждан. В ч. 2 ст. 32 Конституции РФ это выражается в праве избирать, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что в настоящее время конституции ряда государств возлагают на министерства внутренних дел всю работу по организации и проведению выборов либо какую-то ее часть (Великобритания, Италия, Франция, Германия). В России роль правоохранительных органов, и особенно органов внутренних дел, в обеспечении избирательных прав граждан изначально была и остается значительной, хотя они непосредственно организацией и реализацией избирательного процесса не заняты.

В выборный период функция охраны и защиты избирательных прав граждан для органов внутренних дел выделена в качестве первоочередной. Большой объем и разнообразие применяемых избирательных технологий требуют от органов внутренних дел профессиональных действий по выявлению и пресечению нарушений избирательного законодательства в целях обеспечения эффективной защиты избирательных прав граждан.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении всех государственных органов в избирательном процессе использует термин «оказание содействия избирательным комиссиям» [3]. Судя по анализу избирательного законодательства, в совместной деятельности органов внутренних дел и избирательных комиссий складывающиеся правоотношения основываются на двух формах - взаимодействии и оказании содействия.

Взаимодействие органов внутренних дел с избирательными комиссиями -это основанная на законах и подзаконных актах, согласованная по целям, формам и методам совместная деятельность органов внутренних дел и избирательных комиссий, направленная на создание благоприятных условий для подготовки и проведения честных и справедливых выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Под формами взаимодействия понимаются основные направления совместной деятельности органов внутренних дел и избирательных комиссий в целях обеспечения законности избирательных кампаний, по охране и защите избирательных прав граждан.

Органы внутренних дел принимают меры по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в соответствии с обращениями (представлениями) комиссий, то есть их совместная деятельности носит формы организационно-правового и практического сотрудничества. Они постоянно развиваются и наполняются новым содержанием, исходя из требований избирательного законодательства и в соответствии с задачами органов внутренних дел.

Содействуя избирательным комиссиям в реализации их полномочий, органы внутренних дел при выполнении своих обязанностей участвуют в решении

задач по предотвращению негативных воздействий на избирательную кампанию в интересах кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов; по противодействию использования административного ресурса, направленного на достижение определенного результата в пользу «нужных» кандидатов и партийных списков, в том числе с привлечением государственных служащих к незаконной агитации, с использованием силовых методов воздействия на избирателей либо их подкуп; по защите жизни, здоровья и безопасности членов комиссий, кандидатов и других участников выборов.

Выполняя поставленные задачи, органы внутренних дел оказывают содействие избирательным комиссиям в проведении проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей. Без оперативной помощи органов внутренних дел избирательные комиссии справиться с нарушениями, совершаемыми при сборе подписей и проверке их достоверности, практически не в состоянии. Органы внутренних дел выявляют и пресекают нарушения порядка сбора подписей, устанавливают лиц, виновных в принуждении избирателей поставить свои подписи в подписных листах.

В органы внутренних дел часто не поступает информация о нарушениях в силу того, что организаторы не хотят придавать огласке свои действия, а граждане, принимающие участие в нарушениях избирательного законодательства, «боятся» возражать данным нарушениям. Поэтому при получении информации о нарушениях сотрудникам следует оперативно выезжать на место для пресечения нарушения, выявления организаторов и участников. Но, как показывает практика, оперативного реагирования зачастую не происходит ввиду отсутствия свободной дежурной машины или занятости следственной группы на других преступлениях и происшествиях. Учитывая это, следует рекомендовать руководителям органов внутренних дел в обязательном порядке и в возможно более короткие сроки направлять своих специалистов в рабочие группы избирательных комиссий.

Закон предоставляет право комиссиям в связи с обращениями граждан направлять в правоохранительные органы представления о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона. Органы внутренних дел обязаны в пятидневный срок организовать проверку фактов о нарушении закона, изложенных в представлении избирательной комиссии, принять меры по их пресечению и незамедлительно информировать о результатах избирательную комиссию.

Оперативного реагирования на представления избирательных комиссий зачастую не происходит, ввиду того что у сотрудников находится на исполнении большое количество материалов проверки и они не уделяют должного внимания материалам, связанным с выборами. В результате происходят нарушения сроков рассмотрения материалов. Кроме того, материалы проверок в большинстве случаев носят формальный характер, так как сотрудники органов внутренних дел довольно редко сталкиваются в своей повседневной работе с нарушениями избирательного законодательства. Поэтому руководителям органов внутренних дел следует обеспечивать регулярные консультации с избирательными комиссиями, взаимообмен необходимой информацией, проведение иных совместных мероприятий.

За нарушение законодательства о выборах в соответствии с федеральными законами устанавливается уголовная, административная либо иная ответствен-

ность. В ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ в 2008 г. на территории Саратовской области выявлено 98 фактов нарушений избирательного законодательства, по которым составлено 63 административных протокола, 4 материала рассмотрены в судебном порядке, по четырем вынесены постановления об отказе в возбуждении дел, не рассмотренными остались 45 материалов. По заявлениям депутатов и их доверенных лиц зарегистрировано 28 фактов нарушений, по четырем материалам заведены уголовные дела, по пятнадцати вынесены постановления об отказе в возбуждении дел и по четырем составлены административные протоколы по ст. 5.12 КоАП РФ [4].

Эти цифры не отражают реальной картины нарушений, а лишь свидетельствуют о том, что предусмотренный законом механизм защиты избирательных прав граждан работает не на полную мощность и что составление протоколов об административной ответственности по указанным статьям Кодекса должно найти более широкое применение в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Анализ правоприменительной практики доказывает существование определенных проблем в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан.

По причине недостаточной регламентации в уголовном законе отдельных признаков преступлений, нарушающих избирательные права, следственные и судебные органы сталкиваются с определенными трудностями при решении вопросов о квалификации. Отсутствуют четкие критерии отграничения преступлений, посягающих на избирательные права граждан, от смежных преступлений и целого ряда административных правонарушений в сфере проведения выборов, что также вызывает затруднения в правоприменительной практике. Как следствие, уголовно-правовые нормы об ответственности за такие преступления применяются недостаточно эффективно.

С 1997 по 2003 г. (за 7 лет действия Уголовного кодекса РФ 1996 г.) по ст. 141, 142 УК РФ было возбуждено всего лишь 421 уголовное дело, хотя, по оценкам экспертов, в ходе выборов совершается значительное число таких преступлений. Следовательно, можно сделать вывод об объективной необходимости исследования проблем, существующих в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан, и поиска путей их преодоления [5, с. 4].

В июле 2003 г. система норм уголовного законодательства, обеспечивающих охрану избирательных прав, претерпела существенные изменения. Внесены поправки в ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», ст. 142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума». Кроме того, в Уголовный кодекс РФ включены новые нормы, предусматривающие ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» (ч. 3 ст. 141 УК РФ), нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, кампаний референдума (ст. 1411 УК РФ), а также за фальсификацию итогов голосования (ст. 1421 УК РФ) [6]. Таким образом, возникла необходимость теоретического анализа происшедших изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций по их применению.

В 2002-2004 гг. приняты новые нормативно-правовые акты о выборах и референдумах в Российской Федерации. Поскольку содержание бланкетных

признаков преступлений, предусмотренных ст. 141-1421 УК РФ, во многом зависит от положений указанных нормативно-правовых актов, то необходим анализ уголовно-правовых норм об ответственности за нарушения избирательных прав с учетом изменений в законодательстве о выборах и референдумах.

В соответствии с требованиями демократического правового государства степень участия органов внутренних дел в защите избирательных прав граждан строго определяется нормативными правовыми актами, и сотрудники органов внутренних дел должны четко знать свои основные обязанности, связанные с обеспечением охраны общественного порядка в период подготовки и проведения выборов. Постоянное изменение избирательного законодательства не позволяет им в полной мере его изучить и получить навыки применения. Следовательно, необходимо повышение правовой культуры, изучение норм избирательного законодательства сотрудниками на занятиях по служебной подготовке.

Выборы представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований [7, с. 138]. Комплексность в охране общественного порядка может быть достигнута лишь при условии, что каждый ее участник постоянно реализует материальные и процессуальные нормы в сфере охраны правопорядка. Органы внутренних дел должны действовать с учетом конкретных потребностей и законных целей, а также использовать соразмерные обстоятельствам методы и средства, не превышающие потребностей правоохранительных действий.

На органы внутренних дел возлагается задача по созданию условий реализации избирателями своих прав на всех стадиях избирательного процесса, а в необходимых случаях - по защите и восстановлению нарушенных законных интересов граждан. Деятельность органов внутренних дел должна строиться в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Необходимость взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями в избирательном процессе очевидна и подчеркивается реалиями избирательных кампаний, но, учитывая тот факт, что действующие нормативно-правовые акты не раскрывают содержания данного взаимодействия, требуется законодательное определение границ понятия «оказание содействия» для конкретного государственного органа, в силу их различных по объему функций и полномочий. Поэтому важным является законодательное обеспечение полномочий органов внутренних дел с точки зрения определения меры их участия в избирательном процессе.

Следует расширить организационно-правовые формы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации гражданами избирательных прав. Представляется целесообразным рекомендовать органам внутренних дел и избирательным комиссиям в целях повышения эффективного взаимодействия обеспе-

чить своевременную разработку, принятие и совершенствование совместных и самостоятельных нормативных правовых актов.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. М., 2008.

2. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кута-фина [Электронный ресурс]. ЦВ.Ь: http://constitution.garant.ru/DOC_3866952.htm

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 2253.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Елисеева Т.Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Моск. ун-т МВД России. М., 2004.

6. Уголовный кодекс РФ: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

7. Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 2000.

I.S. Alikhadzhieva Implication in Prostitution and Organization of Prostitution: Drawbacks of the Constitution and the Contents of the Articles 240 and 241 of the Criminal Code of the Russian Federation

Drawbacks of set legal formulations of implication in prostitution and the organization of prostitution are researched. Various interpretations of terms “implication”, “organization of a brothel for prostitution”, “running a brothel for prostitution”, and “system character” used in disposition by criminal-legal theory and practice is analyzed.

Key words and word-combinations: implication in prostitution, organization of prostitution, brothel, system character.

Исследуются недостатки закрепленных в УК РФ юридических формулировок вовлечения в занятие проституцией и организации занятия проституцией. Анализируется различное толкование уголовно-правовой теорией и практикой используемыЕх в диспозиции терминов: «вовлечение», «организация притона для занятия проституцией», «содержание притона для занятия проституцией», «систематичность».

Ключевые слова и словосочетания: вовлечение в занятие проституцией, организация занятия проституцией, притон, систематичность.

УДК 343.544 ББК 67.408

И.С. Алихаджиева

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ ПРОСТИТУЦИЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ ПРОСТИТУЦИЕЙ: НЕДОСТАТКИ КОНСТРУКЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ СТАТЕЙ 240 И 241 УК РФ

российском Уголовном кодексе [1] содержатся две нормы, регламентирующие ответственность за деяния, способствующие сексуальной эксплуатации людей. К таковым традиционно относятся вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ) и организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ). Данные статьи не являются принципиально новыми: ответственность за указанные преступления была введена в отечественном уголовном законодательстве в начале прошлого века. Однако сложившаяся практика пока-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.