Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153).
Право. Вып. 19. С. 32-34.
Т. Г. Иванова
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СТАТУСА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Представлены основные положения и правовая регламентация статуса органов внутренних дел в период подготовки и проведения выборов в Российской Федерации. Проанализированы правоотношения между органами внутренних дел и избирательными комиссиями как субъектами конституционного права.
Ключевые слова: органы внутренних дел, выборы, избирательная комиссия, субъекты конституционного права.
Действующая Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Данный принцип означает, что государственная власть должна формироваться и осуществляться, во-первых, в соответствии с волей народа, во-вторых, с соблюдением демократических процедур, то есть путем свободных периодических и нефальсифицированных выборов.
В правовом демократическом государстве основными задачами органов внутренних дел являются обеспечение правопорядка и общественной безопасности, профилактика преступлений и контроль над преступностью.
В механизме государственно-правового обеспечения прав личности правоохранительные органы образуют систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации личных конституционных прав и свобод граждан. В рамках этой системы значительный объем работы выполняют органы внутренних дел как федеральные исполнительные государственные органы, которым поручена организация непосредственной работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан, защите прав и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств1.
Отношения органов внутренних дел с избирательными комиссиями сегодня во многом определяются основами, заложенными системой конституционных и иных правовых актов, нормы которых предполагают или непосредственно регулируют правоотношения между органами внутренних дел и избирательными комиссиями как субъектами конституционного права. Тем самым государство гарантирует охрану и защиту указанных прав, обеспечивает юридические гарантии, предполагающие защиту избирательных прав граждан как по их собственной инициати-
ве, так и косвенно, путем создания государственными органами власти таких организационноправовых форм, использование которых служит беспрепятственной реализации гражданами своих конституционных прав.
Необходимо отметить, что органам внутренних дел отводится одна из главных ролей в вопросах обеспечения прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве2. Таким образом, эффективный результат по поддержанию режима законности и правопорядка практически во всех сферах общественной жизни может иметь место только в результате объединения совместных усилий всех заинтересованных и управомоченных на то органов и подразделений, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности функционирования всего государственного организма3. В ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 8 июля 2000 г. говорится о том, что сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только сильное демократическое государство способно «обеспечить баланс интересов личности и общества, в состоянии защитить гражданские, политические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины»4.
За последние десять лет сформирована значительная правовая база в сфере организации подготовки и проведения избирательных кампаний. Законодательное закрепление полномочий органов внутренних дел с точки зрения их соответствия требованиям закона представляет несомненный интерес, так как позволяет определить взаимодействие с другими правоохранительными органами и, в частности, с Министерством юстиции Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 16 статьи 21) в отношении всех государственных органов в избирательном процессе использует термин «оказание содействия избирательным комиссиям»5.
Конституция РФ 1993 г. устанавливает организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями, что выражается в системе принятых правовых актов, регламентирующих проведение выборов на федеральном и региональном уровнях. Действующее законодательство определяет полномочия органов внутренних дел при подготовке и проведении выборов как оказание содействия работе избирательных комиссий. Конкретные формы и методы работы органов внутренних дел в этом направлении обусловлены этапами избирательной кампании. Так, в межвыбор-ный период органы внутренних дел занимаются в основном учетом избирателей. Деятельность органов внутренних дел по регистрации избирателей в межвыборный период в значительной мере предопределяет легитимность выборов. Деятельность по оказанию органами внутренних дел содействия избирательным комиссиям обусловила необходимость законодательного закрепления статуса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и создания на ее базе единого регистра избирателей, что, в свою очередь, станет правовой основой для введения в масштабах страны единой системы учета населения России с четким закреплением обязанностей всех государственных органов по ее ведению и поддержанию в актуальном виде.
В период подготовки и проведения выборов, как правило, отмечаются правонарушения, предусматривающие уголовную ответственность по ст. 141, 142 Уголовного кодекса РФ, объектом которых являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и их права участвовать в референдуме, контроль за фальсификацией избирательных документов, документов референдума, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума6. Общественные отношения регулируются также федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях, специально оговоренных федеральным и региональным законодательством,
уставами муниципальных образований7. По данным статистики, число совершаемых преступлений, предусмотренных ст. 141, 142 Уголовного кодекса РФ, сравнительно невелико (см. рисунок).
5 4 3
2
1 0
2005 2006 2007
И ст. 141 УК РФ Ш ст 142 УК РФ
В целях реализации рекомендаций Совета Безопасности РФ о мерах по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации предлагается упорядочить взаимодействие правоохранительных органов в случае сокрытия кандидатом в депутаты сведений о неснятой и непогашенной судимости или неверного указания сведений о своем имущественном положении с тем, чтобы эти данные стали достоянием общественности до официальной регистрации кандидатов. Следует отметить необходимость усиления требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к своим сотрудникам, оказывающим содействие избирательным комиссиям в проведении выборов. При этом одним из эффективных путей оптимизации данной деятельности является совершенствование методов управления подразделениями органов внутренних дел в межвыборный период и в период проведения избирательных кампаний в России.
Участие сотрудников органов внутренних дел в работе контрольно-ревизионных служб при соответствующих избирательных комиссиях является новым специфическим родом деятельности органов внутренних дел, нашедшим отражение и в п. 27 ст. 10 Закона «О милиции»8. Данный вид деятельности заключается, с одной стороны, в осуществлении присущих только органам внутренних дел организационнопрактических мероприятий (например, оперативные проверки), с другой — в проведении работы, ранее не входившей в обязанности органов внутренних дел и ставшей возможной только при современном уровне организации выборов в Российской Федерации (анализ и обобщение поступивших от избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации сведений об избирательных фондах кандидатов, проверка финансовых отчетов избирательных объединений и т. д.).
Органы внутренних дел в процессе организации подготовки и проведения выборов в России сотрудничают с избирательными комиссиями на организационно-правовом уровне. Это сотрудничество базируется на демократических принципах построения конституционного строя в Российской Федерации, основанного на приоритете интересов человека, его прав и свобод, а также на стандартах организации подготовки и проведения избирательного процесса, которые содержатся в Конституции РФ и международноправовых актах.
Примечания
1 См.: Анохин, Ю. В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности : монография. Барнаул, 2004. С. 195.
2 Концепция национальной безопасности Российской
Федерации : утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Рос. газ. 1997. 26 дек.
3 См.: Иванов, Д. А. Место органов внутренних дел в механизме валютного контроля // Юрист. 2001. № 4. С. 73-76.
4 Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года // Рос. газ. 2000. 11 июля.
5 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
6 См.: Веденеев, Ю. А. Избирательные правоотношения / Ю. А. Веденеев, С. Д. Князев // Государство и право. 1999. № 5.
7 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 52) предусматривает, что время начала и окончания голосования при проведении местного референдума может регулироваться уставами муниципальных образований.
8 Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» от 5 ноября 1999 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999 № 49. Ст. 5905.