УДК 242.951 ББК 67.301
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс;
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА СУСЛОВА, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация: Рассматриваются формы взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий в ходе проведения избирательных кампаний; основные задачи, которые призваны решать органы внутренних дел в период организации и проведения выборов и референдумов, направления сотрудничества в указанной сфере.
Ключевые слова: избирательные кампании, референдумы, принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями.
Annotation. This article discusses forms of interaction between internal Affairs bodies and election commissions during the election campaigns; the main tasks that are designed to address the internal Affairs bodies in the organization and conduct of elections and referendums, cooperation directions in this field.
Keywords: election campaigns, referendums, principles and forms of interaction of internal Affairs bodies with election committees.
Анализ законодательства зарубежных стран показывает, что в настоящее время конституции многих, в том числе демократических развитых стран возлагают на правоохранительные органы значительную часть работы по организации и проведению выборов (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.). Главной задачей правоохранительных органов любой страны по обеспечению, охране и защите избирательных прав ее граждан является противодействие проникновению мафиозных структур в высшие эшелоны власти, так как в случае их доступа к государственному управлению стране наносится огромный ущерб. Именно в период проведения вы-
боров правоохранительные органы имеют возможность реально противодействовать проникновению организованной преступности в парламент страны. После получения депутатского мандата данная работа по известным причинам существенно затрудняется.
Социальная роль органов внутренних дел в государстве определяется их целевым предназначением, выполняемыми задачами и функциями, методами деятельности, урегулированными законодательством, и заключается в том, чтобы, с одной стороны, защищать права граждан и их безопасность, с другой — быть опорой власти у государства1. Анализ
8
Вестник экономической безопасности
№ 2/2016
правовой базы в исторической ретроспективе позволяет нам выделить основные задачи, которые призваны осуществлять органы внутренних дел в период организации и проведения выборов и референдумов:
• обеспечение благоприятных условий проведения выборов и референдумов;
• обеспечение личной безопасности граждан;
• защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств;
• содействие государственным органам, политическим партиям и кандидатам в депутаты в проведении выборов и референдумов;
• предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;
• осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда;
• поддержание общественного порядка на территории, где указанные мероприятия не проводятся.
Осуществление органами внутренних дел своих полномочий в период проведения выборов и референдумов следует рассматривать как деятельность в особых условиях, т.е. в обстановке, представляющей повышенную опасность для нормального функционирования государственных институтов2, так как с началом выборных процедур увеличивается политическая активность граждан и их объединений, обостряется борьба за власть с использованием незаконных методов ведения избирательной кампании.
При этом в Российской Федерации предметным ориентиром осуществления взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями является заключенное в 2011 году соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации3, предметом которого является совершенствование организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов внутренних дел в целях обеспечения гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении.
Особенности данного направления взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти, в частности Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК), региональными избирательными комиссиями обусловлены рядом специфических принципов, направленных, в конечном итоге, на укрепление политической безопасности государства.
В числе подобных принципов необходимо назвать следующие:
• независимость в принятии решений и осуществлении возложенных на органы внутренних дел и избирательные комиссии функций, а также конфиденциальность информации;
• самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств;
• использование полученной информации исключительно для выполнения задач, возложенных на стороны законодательством Российской Федерации;
• законность и профессионализм;
• взаимное доверие при строгом соблюдении государственной, служебной тайн. Руководствуясь указанными общеправовыми и
специальными принципами, субъекты рассматриваемого взаимодействия осуществляют сотрудничество в рамках различных направлений:
• создание необходимых условий для реализации гражданами всеобщего равного и прямого избирательного права, а также волеизъявления при участии в референдуме;
• выявление и пресечение противоправной деятельности при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации;
• обеспечение общественного порядка при проведении выборов и референдумов, безопасности деятельности избирательных комиссий и их должностных лиц при исполнении ими должностных обязанностей;
• взаимное предоставление информации по запросам. В частности, органы внутренних дел по запросам избирательных комиссий представляют сведения о наличии у кандидатов неснятых и непогашенных судимостей, а также сведения о совершении административных правонаруше-
№ 2 / 2016
Вестник экономической безопасности
9
ний, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4. Представляют о кандидатах иные сведения, которые являются законодательно установленным воспрепятствованием к реализации данными кандидатами пассивного избирательного права и др.
Органы внутренних дел и избирательные комиссии в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях и в различных формах:
1. Взаимный информационный обмен по всем вопросам, отнесенным к предмету сотрудничества. Например, ЦИК России представляет в МВД России, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации — в соответствующие министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации сведения о назначенных избирательных кампаниях и референдумах и т.п.
Порядок взаимодействия и информационного обмена в ходе подготовки, проведения выборов и в период между выборами, а также объем сведений о кандидатах на выборные должности, их формат в электронном виде и на бумажном носителе, порядок их передачи определяются ЦИК России совместно с МВД России, а на региональном уровне — избирательными комиссиями субъекта Российской Федерации совместно с соответствующими территориальными органами МВД России.
Кроме того, в период подготовки и проведения выборов МВД России информирует ЦИК России, а территориальные органы МВД России — соответствующие избирательные комиссии:
• об уголовных делах, возбужденных по фактам преступлений, предусмотренных ст. 141, 141.1, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, имевших место при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, в том числе в отношении членов соответствующих избирательных комиссий (ст. 142, 142.1 УК РФ5);
• о делах, возбужденных по фактам административных правонарушений, в том числе в отношении членов соответствующих избирательных
комиссий и кандидатов на выборные должности, а также о результатах рассмотрения этих дел в суде и принятых по ним судебным решениям.
2. Взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждой из сторон данной области взаимодействия, а также проведение совместных совещаний, рабочих встреч и тематических семинаров.
Например, органы внутренних дел совместно с избирательными комиссиями, комиссиями референдума организуют подготовку слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России, военнослужащих внутренних войск к несению службы на объектах проведения выборов.
3. Проведение совместных исследований проблем, связанных с обеспечением законности и правопорядка при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации.
4. Издание совместных и самостоятельных нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, разработка методических рекомендаций, инструкций и памяток по вопросам взаимодействия органов внутренних дел и избирательных комиссий, комиссий референдума по обеспечению безопасности и законности в период подготовки и проведения выборов и референдумов.
В целях совершенствования взаимодействия и проверки, отдельных его форм и методов также могут проводиться эксперименты по координации действий на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; кроме того, на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа работников избирательных комиссий, комиссий референдума и сотрудников органов внутренних дел. В частности органы внутренних дел откомандировывают специалистов в распоряжение соответствующих избирательных комиссий для работы:
• в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях с освобождением от основной работы на сроки, установленные законодательством о выборах в субъектах Российской Федерации;
• в составы рабочих групп для проверки достоверности содержащихся в подписных листах
10
Вестник экономической безопасности
№ 2/2016
сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), иных рабочих групп, образуемых избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов, касающихся направлений деятельности органов внутренних дел.
Избирательные комиссии, организующие выборы, комиссии референдума в период проведения конкретной избирательной кампании передают в соответствующие органы внутренних дел списки и адреса избирательных участков, образованных на данной территории, сведения о должностных лицах избирательной комиссии, их контактные телефоны.
Также в согласованные сроки информируют соответствующие органы внутренних дел о планируемых маршрутах перевозки избирательной документации, видах и государственных регистрационных знаках транспортных средств, используемых избирательными комиссиями в период выборов и референдумов.
ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии заслушивают сообщения соответствующих руководителей органов внутренних дел по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в пределах их компетенции.
С целью оказания практической помощи избирательным комиссиям и органам внутренних дел по вопросам организации их взаимодействия в период избирательных кампаний в целях обеспечения безопасности и законности, представители ЦИК России совместно с представителями МВД России, а представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации совместно с представителями соответствующих министерств внутренних дел по республикам, главными управлениями, управлениями МВД России по иным субъектам Российской Федерации осуществляют выезды в соответствующие регионы и территории в ходе подготовки и проведения выборов.
Органы внутренних дел в целях обеспечения законности и общественного порядка в период подготовки и проведения выборов и референдумов в рамках своей компетенции осуществляют следую-
щие мероприятия: не позднее чем через пять дней после получения сведений о назначенных выборах и референдумах направляют в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума информацию о принимаемых мерах по обеспечению безопасности предстоящих избирательных кампаний и референдумов, а также списки должностных лиц, ответственных за вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности участников выборного процесса и референдумов, с указанием их контактных телефонов.
Обеспечивают на безвозмездной основе:
• охрану помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, включая помещения для голосования, помещения, в которых размещены комплексы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;
• круглосуточную охрану помещений участковых избирательных комиссий после передачи в указанные комиссии избирательных бюллетеней;
• охрану избирательных документов при их перевозке по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума.
Согласовывают с избирательными комиссиями, комиссиями референдума маршруты патрулирования нарядами полиции соответствующей территории. В процессе патрулирования обеспечивают взаимодействие этих нарядов с должностными лицами комиссий. Организация патрулирования и мероприятия по обеспечению общественной безопасности осуществляются с учетом четырех территориальных зон, включающих: территорию избирательного участка, на которой возможны различные предвыборные акции; территорию избирательного участка, непосредственно прилегающую к зданию, в котором размещается избирательная комиссия, комиссия референдума; здание, в котором находится участковая избирательная комиссия; помещение участковой избирательной комиссии и помещение для голосования.
При необходимости принимают меры по организации физической защиты и личной безопасности членов избирательных комиссий, комиссий референдума, включая членов их семей, кандидатов в депутаты и иных кандидатов на выборные долж-
№ 2 / 2016
Вестник экономической безопасности
11
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ности, а также наблюдателей, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений и журналистов.
Принимают незамедлительные меры по предотвращению изготовления и распространения незаконных агитационных материалов и их изъятию, установлению изготовителей и распространителей указанных материалов, источников их оплаты, выявлению участников иной противоправной деятельности; а также по пресечению экстремистской и иной противоправной деятельности, в том числе возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.
В течение трех суток информируют избирательные комиссии, комиссии референдума о выявленных фактах и принятых мерах, обеспечивают своевременное направление в суд материалов о соответствующих административных правонарушениях, а также учет в органах внутренних дел решений, принятых в судах.
Рассматривают в сроки, установленные законодательством о выборах и референдумах, представления соответствующих избирательных комиссий, комиссий референдума. Проводят проверки изложенных фактов, принимают меры по пресечению нарушений закона. Незамедлительно информируют избирательные комиссии, комиссии референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Кроме того, территориальные органы внутренних дел оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания, а также граждан, подвергнутых административному задержанию либо административному аресту.
В области обеспечения транспортной безопасности при проведении выборов органы внутренних дел:
• организовывают контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог на основных и запасных маршрутах перевозки избирательных бюллетеней, техническим состоянием выделяемых избирательным комис-
сиям, комиссиям референдума транспортных средств;
• осуществляют контроль за соблюдением квалификационных требований к водительскому составу, привлекаемому к обслуживанию избирательных комиссий, комиссий референдума, их проверку по информационным и оперативно-справочным учетам органов внутренних дел в целях установления среди них лиц, склонных к систематическому нарушению правил дорожного движения, совершению других правонарушений, а также ранее судимых;
• обеспечивают контроль за соблюдением правил дорожного движения на маршрутах следования транспортных средств, перевозящих бюллетени, в том числе их водителями, в необходимых случаях оказывают им содействие.
Таким образом, проведенный анализ одного из направлений взаимодействия органов внутренних дел и органов государственной власти на примере избирательных комиссий свидетельствует о комплексности и всесторонности данного сотрудничества, для повышения эффективности которого необходимо постоянное поступательное и перспективное развитие МВД России в различных направлениях.
Также можно сделать вывод, что МВД России является одной из основных структур в системе обеспечения политической безопасности, но задействованной практически во всех направлениях обеспечения национальной безопасности российской Федерации.
1 Балтага Д.А. Политические свободы собраний, митингов, уличных шествий: дис. ... канд. юрид. наук / Д.А. Балтага. М., 1993. С. 95—96.
2 Управление органами внутренних дел в особых условиях. М., 1996. С. 23.
3 Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2011 // СПС Консультант-Плюс, 2015.
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 2 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996. № 25. Ст. 2954.
12
Вестник экономической безопасности
№ 2/2016