Участие общественности в развитии женского среднего образования в России в конце XIX - начале XX вв. ...
УДК 37.015
Буслаева Ольга Сергеевна
Ивановский государственный университет [email protected]
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЖЕНСКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
(на примере Владимирской губернии)
В статье рассматривается роль меценатов в процессе становления и развития женских гимназий Владимирской губернии в концеXIX- начале XX вв. Деятельность частных лиц и объединявших их общественных организаций выступала в этот период в качестве определяющего фактора формирования средних образовательных учреждений края. Просвещение стало важной функцией передовой общественности, представители которой действовали через различные благотворительные структуры, в том числе - общества помощи учащимся. Данная статья позволяет оценить роль представителей прогрессивной российской общественности и государства в процессе возникновения и развития учреждений женского среднего образования на территории Владимирской губернии в конце XIX -начале ХХ в.
Материальное обеспечение гимназий являлось задачей не только благотворительных обществ, но также и попечительных советов женских гимназий, состоявших из богатых горожан и крупных чиновников. Члены этих органов, действовавших при каждом среднем учебном заведении для женщин, занимались не только привлечением материальной помощи, но и вносили собственные средства на развитие гимназий, учреждали и распределяли стипендии среди учащихся, рассматривали вопросы об освобождении последних от платы за обучение, чем значительно способствовали подъему среднего женского образования в крае.
Ключевые слова: женские гимназии, гражданское общество, частная инициатива, меценатство, благотворительность, общества вспомоществования, попечительные советы.
Меценатство и благотворительность были характерными чертами российской действительности на рубеже XIX и XX столетий. Они получили широкое распространение в таких сферах как общественное призрение, здравоохранение, культура, образование. Это в полной мере относилось к средним общеобразовательным учебным заведениям. При этом следует отметить, что мужские гимназии и реальные училища финансировались в основном государством, а учреждения среднего женского образования с момента своего возникновения почти всецело были предоставлены частной инициативе. Благотворительность в рамках христианского вероучения являлась важной добродетелью в представлении общества. Участие в благотворительных и меценатских акциях было своего рода правилом хорошего тона в среде состоятельных людей. Для определения роли частной инициативы в становлении и развитии женского гимназического образования в России в конце XIX - начале XX вв. необходимо иметь четкое представление о том, какие именно институты осуществляли его финансовую поддержку, и сопоставить ее с вкладом государства в развитие женских средних учебных заведений.
В качестве предмета данного исследования выступают общеобразовательные учреждения для девушек, действовавшие на территории Владимирской губернии в конце XIX - начале XX вв. В свою очередь, объектом изучения являются различные виды материальной и организационной поддержки женских гимназий передовой общественностью.
При написании статьи автор использовала материалы государственных архивов Владимирской
и Ивановской областей, отчеты общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии и другие делопроизводственные источники. Они позволили изучить участие субъектов гражданского общества в становлении и развитии женского среднего образования. Однако при этом стоит заметить, что смысл понятия «гражданское общество» в конце XIX -начале XX вв. не совпадал с тем, который мы вкладываем в него в настоящее время, ведь в рассматриваемый нами период в России формировались лишь отдельные элементы гражданского общества.
Первоначально все женские гимназии в России подразделялись на подчинявшиеся Министерству народного просвещения (МНП) и находившиеся в ведении канцелярии императрицы Марии - последние именовались мариинскими. Однако 30 мая 1858 г. по новому «Положению о женских училищах» ведомства МНП женское образование подлежало реформированию: учебные заведения для девушек «должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц» [9, с. 131], получая дотации от государства только в исключительных случаях. Размеры этих сумм, как правило, были невелики; например, из отчета общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии мы узнаем, что в 1908 г. сумма, полученная ею от МНП, составила 33 р. [8, с. 6]. В рассматриваемый период времени размер дотаций от государства стабильно сохранялся на довольно низком уровне с небольшими отклонениями. Несмотря на это, с момента возникновения женского гимназического образования
© Буслаева О.С., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
13
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
и на протяжении всей его истории, число женских учебных заведений неуклонно возрастало и даже обогнало по этому показателю мужские образовательные учреждения. В 1914 г. на 319 реальных училищ и 508 мужских гимназий приходилась 991 женская, среди них 44% составляли частные средние учебные заведения [6, с. 8].
Женское среднее образование развивалось преимущественно за счет средств городских и земских бюджетов, а также посредством частной инициативы. Роль общественности в поддержке женского образования неуклонно возрастала с 60-х гг. XIX в. Одновременно государство пыталось усилить свое влияние в образовательной сфере, постепенно уходившей из-под его опеки и превращавшейся «в важнейшую функцию общества» [5, с. 7].
Поддержкой женского среднего образования занимались состоятельные граждане города, оказывавшие материальную и организационную поддержку либо частным порядком, либо через благотворительные организации, действовавшие во многих городах Владимирской губернии в конце XIX - начале XX вв. Примером такой организации может служить общество вспомоществования беднейшим ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии, возникшее в 1883 г. Члены общества делились на три категории: самой малочисленной группой были почетные члены за заслуги, вносившие весьма солидные пожертвования в пользу гимназии, их было не более 10 человек; остальные полторы сотни являлись почетными и действительными членами [7, с. 3]. Возглавляли данное общество исключительно крупные промышленники Иваново-Вознесенска. На заседаниях правления решались в основном вопросы материального характера: распределение пособий бедным ученицам, выделение средств на покупку для них одежды и обуви, на обеспечение их питанием, расходы на приобретение учебников для раздачи малоимущим, внесение платы за дополнительные занятия по отдельным предметам для отстающих, обсуждался и «жилищный» вопрос об ученическом общежитии.
В сметах о приходе и расходе средств общества за год особой строкой значился фонд на устройство квартир для воспитанниц. Размеры его постоянно возрастали и к 1907 г. достигли 6079 рублей [7, с. 11]. Из отчета о деятельности гимназии в Иваново-Вознесенске за 1902 г., составленного почетной попечительницей М.А. Гарелиной, мы узнаем об учреждении специального общежития для учащихся на средства данного фонда [4, Д. 107, Л. 1]. В первое полугодие 1902 г. в нем проживало 16 воспитанниц, 14 из которых были платными, а двое -бесплатными. Оплата зависела от количества дней, проведенных в общежитии; за полный месяц воспитанницы платили 15 р. [4, Д. 107, Л. 5]. Некоторым учащимся отказывали в просьбах о поселении сюда, так как на всех желающих мест не хватало.
Общества вспомоществования занимались не только жилищным вопросом, но также отдыхом и оздоровлением учащихся. В марте 1912 г. была организована летняя колония в усадьбе М.С. Удина в деревне Клинцево для небогатых и слабых здоровьем девушек [1, с. 26]. Большинство этих учениц питались дома довольно скудно, страдали от различных заболеваний, чему способствовала неблагоприятная экологическая среда крупного фабричного города. Отдых в колонии, напоминавшей современный летний лагерь, с правильным режимом дня и калорийным рационом питания (регулярным употреблением мясных и молочных продуктов), пошел на пользу воспитанницам, поэтому опыт был повторен в 1913 и 1914 гг.
Аналогичные общества вспомоществования существовали в других городах. В частности, во Владимире действовала организация под названием «Детская помощь». Она оказывала содействие образовательным учреждениям всех уровней и профилей, в том числе женским гимназиям. Основным направлением помощи было обеспечение воспитанников одеждой и обувью, в рамках которого к праздникам Рождества и Пасхи проходила бесплатная раздача ситца на платья, а также обуви учащимся из наиболее нуждавшихся семей.
Вторым направлением деятельности общества было определение иногородних девочек на жительство в частные семьи. При этом все расходы по их содержанию общество брало на себя, а за каждой из таких учениц для надзора был закреплен член «Детской помощи» [2].
В провинциальном Иваново-Вознесенске, как и в губернском Владимире, немаловажной составляющей общественного содействия женскому среднему образованию было оказание бесплатной репетиторской помощи отстающим учащимся. То, что подобная помощь была необходима многим, членам общества вспомоществования стало ясно из бесед с педагогами учебных заведений Иваново-Вознесенска. В частности, когда одну из преподавательниц женской гимназии спросили, скольким воспитанницам требуется дополнительная репетиторская помощь, она ответила, что в ней нуждаются более чем сто учениц [1, с. 3].
Помимо обществ вспомоществования при гимназиях существовали попечительные советы, ведавшие материальным обеспечением этих учебных заведений. Это были особые органы, представлявшие собой «посредствующее звено между обществом и правительством» [10, с. 20]. В сферу их деятельности входил сбор средств на нужды гимназий, поступавших от городского самоуправления, земств и частных лиц. Чаще всего в состав попечительных советов входили богатые граждане города и крупные чиновники. Экономическая ситуация в России в исследуемый период в целом характеризовалась динамичным ростом промышлен-
14
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015
Участие общественности в развитии женского среднего образования в России в конце XIX - начале XX вв. ...
ности и торговли, поэтому многие состоятельные горожане могли позволить себе тратить значительные суммы на благотворительность.
Попечительные советы добивались немалых успехов в привлечении материальных средств со стороны. В Иваново-Вознесенске уже в первые годы существования гимназии удавалось получать на ее содержание 1700 р. в год от городского общества и 1000 р. от Шуйского уездного земства [10, с. 20].
Члены попечительных советов вносили на развитие гимназий значительные по размерам собственные средства. В частности, в Иваново-Вознесенске действовала около двух лет для оказания помощи бедным ученицам гимназии особая благотворительная касса, финансируемая из средств членов попечительного совета.
Одним из важнейших направлений деятельности попечительных советов было учреждение и распределение стипендий среди учащихся гимназии. Их имели право получать беднейшие ученицы гимназии, а также девушки из многодетных семей, оставшихся без кормильца. При этом стипендиатки должны были отличаться «примерным поведением и хорошими успехами» [3, Д. 34, Л. 2].
Как правило, эти стипендии распределялись два раза в году, а пользоваться ими учащиеся могли «во все продолжение учения» [3, Д. 34, Л. 2]. Размер стипендиальных выплат варьировался, но обычно не превышал 1000 рублей. Разумеется, в стипендии превращались только проценты с капиталов. Последние, в свою очередь, оставались неприкосновенными и хранились в местных отделениях казначейства в ценных бумагах.
Попечительные советы выбирали наиболее достойных стипендиаток, причем преимущество отдавалось дочерям местных жителей. Из журнала попечительного совета Владимирской земской женской гимназии видно, что его члены регулярно рассматривали вопросы об освобождении учащихся от платы за обучение. Под это правило попадали не только дети из беднейших семей, но и дочери преподавателей гимназии. 11 мая 1873 г. попечительный совет утвердил для таких учениц особое «право пользования бесплатным обучением в гимназии» [3, Д. 22, Л. 4]. Таким образом, женское среднее образование с момента своего возникновения было предоставлено частной инициативе. Роль последней в его поддержке начала неуклонно возрастать с 60-х гг. XIX в. С этого времени оно постепенно уходило из-под контроля государства, превращаясь в одно из ведущих направлений деятельности представителей прогрессивной российской общественности. Это были состоятельные горожане, оказывавшие средним учебным заведениям как материальную, так и организационную поддержку. Как правило, они действовали через особые благотворительные организации, целью которых было оказание помощи
учебным заведениям различного уровня и профиля. К таковым относилось общество вспомоществования беднейшим ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии, а также «Детская помощь», действовавшая в губернском Владимире. Помимо материального обеспечения учебного процесса, в задачи этих обществ входило решение жилищного вопроса, организация репетиторской помощи, а также отдыха и оздоровления учащихся, обеспечение их одеждой и обувью.
Большую роль в развитии женского среднего образования во Владимирской губернии играли попечительные советы, действовавшие при каждой гимназии. Не только привлечение материальных средств, но и пожертвование собственных сбережений на нужды гимназии членами советов, освобождение малообеспеченных воспитанниц от платы за обучение, а также разработка проектов стипендий в значительной степени способствовали развитию женского среднего образования на исследуемой территории на рубеже позапрошлого и прошлого веков.
Библиографический список
1. Балдин К.Е. Общества вспомоществования недостаточным учащимся средних общеобразовательных школ и провинциальная общественность на рубеже XIX-XX вв. (на материалах города Иваново-Вознесенска) // На пути к гражданскому обществу. - 2013. - № 3-4. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.es.rae.rn/goveiment/77-240 (дата обращения 23.09.2015).
2. Владимирец. - 1907. - № 209.
3. Государственный архив Владимирской области. - Ф. 459. - Оп. 1.
4. Государственный архив Ивановской области. - Ф. 35. - Оп. 1.
5. Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Женское образование в России. - М.: Дрофа, 2010. - 288 с.
6. Лейкина-Свирская В.Г. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. - М.: Мысль, 1981. - 368 с.
7. Отчет правления общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии за XXV-й год. - Иваново-Вознесенск: Типо-литография С. и Е. Соколовых, 1908.
8. Отчет правления общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии за XXVI-й год. - Иваново-Вознесенск: Типо-литография С. и Е. Соколовых, 1908.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. -М.: Педагогика, 1976.
10. Речь, произнесенная Председателем Попечительного совета Иваново-Вознесенской женской гимназии М.И. Невядомским на торжественном акте 12 января 1888 г. - Иваново-Вознесенск, 1889.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
15