Научная статья на тему 'Участие общественности в развитии женского среднего образования в России в конце XIX - начале XX века (на примере Владимирской губернии)'

Участие общественности в развитии женского среднего образования в России в конце XIX - начале XX века (на примере Владимирской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ / МЕЦЕНАТСТВО / PATRONAGE / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ / ПОПЕЧИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ / FEMALE GYMNASIUMS / SOCIETIES OF ASSISTANCE / COUNCILS OF TRUSTEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буслаева Ольга Сергеевна

В статье рассматривается роль меценатов в процессе становления и развития женских гимназий Владимирской губернии в конце XIX начале XX века. Деятельность частных лиц и объединявших их общественных организаций выступала в этот период в качестве определяющего фактора формирования средних образовательных учреждений края. Особую роль в становлении и развитии женского гимназического образования во Владимирской губернии на рубеже позапрошлого и прошлого веков играли попечительные советы, создававшиеся при каждом среднем учебном заведении. Их деятельность сводилась к материальному обеспечению женских гимназий. Определяющая роль частной инициативы в процессе формирования женской средней школы объяснялась уходом последней из-под контроля государства в исследуемый период. В конце XIX начале XX века, развитие женского гимназического образование становится важной задачей представителей прогрессивной российской общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буслаева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PARTICIPATION IN THE DEVELOPMENT OF WOMEN''S SECONDARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY (on the example of Vladimir province)

The article deals with the role of benefactors in the process of establishment and development of women's gymnasiums in Vladimir province in the late 19th early 20th century. The activity of private individuals and ' public organizations had great significance in formation of secondary schools in the region. Different boards of trustees, affiliated with every secondary institution played a specific role in the Vladimir governorate formation and development of the female education. Their activity was limited to female college welfare issues only. The defining role of a private initiative in the course of formation of women's secondary school was explained by leaving of the latter from under the control of the state during the studied period. At the turn of the XX century the development of female secondary education became a very significant issue of progressive Russian community.

Текст научной работы на тему «Участие общественности в развитии женского среднего образования в России в конце XIX - начале XX века (на примере Владимирской губернии)»

УДК 377 "18/19"(470) ББК 74.03(2)5 - 422

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЖЕНСКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (на примере Владимирской губернии)

I О.С. Буслаева

Аннотация. В статье рассматривается роль меценатов в процессе становления и развития женских гимназий Владимирской губернии в конце XIX - начале XX века. Деятельность частных лиц и объединявших их общественных организаций выступала в этот период в качестве определяющего фактора формирования средних образовательных учреждений края. Особую роль в становлении и развитии женского гимназического образования во Владимирской губернии на рубеже позапрошлого и прошлого веков играли попечительные советы, создававшиеся при каждом среднем учебном заведении. Их деятельность сводилась к материальному обеспечению женских гимназий. Определяющая роль частной инициативы в процессе формирования женской средней школы объяснялась уходом последней из-под контроля государства в исследуемый период. В конце XIX- начале ХХ века. развитие женского гимназического образование становится важной задачей представителей прогрессивной российской общественности.

Ключевые слова: женские гимназии, меценатство, благотворительность, общества вспомоществования, попечительные советы.

347

PUBLIC PARTICIPATION IN THE DEVELOPMENT OF WOMEN'S SECONDARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY (on the example of Vladimir province)

I O.S. Buslaeva

Abstract. The article deals with the role of benefactors in the process of establishment and development of women's gymnasiums in Vladimir province in the late 19th - early 20th century. The activity of private individuals and public organizations had great significance in formation of secondary schools in the region. Different boards of trustees, affiliated with every secondary

institution played a specific role in the Vladimir governorate formation and development of the female education. Their activity was limited to female college welfare issues only. The defining role of a private initiative in the course of formation of women's secondary school was explained by leaving of the latter from under the control of the state during the studied period. At the turn of the XX century the development of female secondary education became a very significant issue of progressive Russian community.

Keywords: female gymnasiums, patronage, charity, societies of assistance, councils of trustees.

348

Меценатство и благотворительность были характерными чертами российской действительности на рубеже XIX и ХХ столетий. Они получили широкое распространение в таких сферах, как общественное призрение, здравоохранение, культура, образование. Это в полной мере относилось к средним общеобразовательным учебным заведениям. При этом следует отметить, что мужские гимназии и реальные училища финансировались государством, а учреждения среднего женского образования с момента своего возникновения почти всецело были предоставлены частной инициативе.

Благотворительность в рамках христианского вероучения являлась важной добродетелью в представлении общества. Участие в благотворительных и меценатских мероприятиях было своего рода правилом хорошего тона в среде состоятельных людей. Для определения роли частной инициативы в становлении и развитии женского гимназического образования в России в конце XIX — начале XX века необходимо иметь четкое представление о том, какие именно институты осуществляли его финансовую поддержку, и сопоставить ее с вкладом государства в развитие женских средних учебных заведений.

В качестве предмета данного исследования выступают общеобразовательные учреждения для девушек, действовавшие на территории Владимирской губернии в указанный период. В свою очередь, объектом изучения являются различные виды материальной и организационной поддержки женских гимназий передовой общественностью.

При написании статьи автор использовала материалы государственных архивов Владимирской и Ивановской областей, отчеты общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии и другие делопроизводственные источники. Они позволили изучить участие субъектов гражданского общества в становлении и развитии женского среднего образования. Однако при этом стоит заметить, что смысл понятия «гражданское общество» в конце XIX — начале XX века не совпадает с тем, который мы вкладываем в него в настоящее время и означает скорее «общественность», «сообщество граждан», так как в рассматриваемый нами период в России лишь формировались отдельные элементы гражданского общества.

Первоначально все женские гимназии в России подразделялись

на подчинявшиеся Министерству народного просвещения (МНП) и находившиеся в ведении канцелярии императрицы Марии, последние именовались мариинскими. Однако 30 мая 1858 г. по новому «Положению о женских училищах» ведомства МНП женское образование подлежало реформированию: учебные заведения для девушек «должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц» [1, с. 131], получая дотации от государства только в исключительных случаях. Размеры этих сумм, как правило, были невелики; например, из отчета общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии мы узнаем, что в 1908 г. сумма, полученная ею от МНП, составила 33 р. [2, с. 6]. В рассматриваемый период времени размер дотаций от государства стабильно сохранялся на довольно низком уровне с небольшими отклонениями. Несмотря на это, с момента возникновения женского гимназического образования и на протяжении всей его истории число женских учебных заведений неуклонно возрастало и даже обогнало по этому показателю мужские образовательные учреждения. В 1914 г. на 319 реальных училищ и 508 мужских гимназий приходилась 991 женская, среди них 44% составляли частные средние учебные заведения [3, с. 8].

Женское среднее образование развивалось преимущественно за счет средств городских и земских бюджетов, а также посредством частной инициативы. Роль общественности в поддержке женского образова-

ния неуклонно возрастала с 60-х гг. XIX века. Одновременно государство пыталось усилить свое влияние в образовательной области, однако последнее в определенной степени уходило из-под опеки государства, «превращаясь в важнейшую функцию общества» [4, с. 7].

Поддержкой женского среднего образования занимались состоятельные граждане города, оказывавшие материальную и организационную поддержку либо частным порядком, либо через благотворительные организации, действовавшие во многих городах Владимирской губернии на рубеже XIX и XX веков. Примером такой организации может служить общество вспомоществования беднейшим ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии, возникшее в 1883 г. Члены общества делились на три категории: самой малочисленной группой были почетные члены за заслуги, вносившие весьма солидные пожертвования в пользу гимназии, их было не более 10 человек; остальные полторы сотни являлись почетными и действительными членами [5, с. 3]. Возглавляли данное общество исключительно крупные промышленники Иваново-Воз-несенска. На заседаниях правления решались в основном вопросы материального характера: распределение пособий бедным ученицам, выделение средств на покупку для них одежды и обуви, на обеспечение их питанием, расходы на приобретение учебников для раздачи малоимущим, внесение платы за дополнительные занятия по отдельным предметам для отстающих, обсуждался и «жилищный» вопрос об ученическом общежитии.

349

ВЕК

В сметах о приходе и расходе средств общества за год особой строкой значился фонд на устройство квартир для воспитанниц. Размеры его постоянно возрастали и к 1907 г. достигли 6079 рублей [там же, с. 11]. Из отчета о деятельности гимназии в Иваново-Вознесенске за 1902 г., составленного почетной попечительницей М.А. Га-релиной, мы узнаем об учреждении специального общежития для учащихся на средства данного фонда [6, ф. 35, оп. 1, д. 107, л. 1]. В первое полугодие 1902 г. в нем проживало 16 воспитанниц, 14 из которых были платными, а двое — бесплатными. Оплата зависела от количества дней, проведенных в общежитии; за полный месяц воспитанницы платили 15 р. [там же, л. 5]. Некоторым учащимся отказывали в просьбах о заселении сюда, так как на всех желающих мест не хватало. Общества вспомоществования занимались не только жилищным вопросом, но также отдыхом и оздоровлением учащихся. В марте 1912 г. была организована летняя колония в 0ЕП усадьбе М.С. Удина в деревне Клин-350 цево для небогатых и слабых здоровьем девушек [7, с. 26]. Большинство этих учениц питались дома довольно скудно, страдали от различных заболеваний, чему способствовала неблагоприятная экологическая среда крупного фабричного города. Отдых в колонии, напоминавшей современный летний лагерь, с правильным режимом дня и калорийным рационом питания (регулярным употреблением мясных и молочных продуктов), пошел на пользу воспитанницам, поэтому опыт был повторен в 1913 и 1914 гг.

Аналогичные общества вспомоществования существовали в других городах. В частности, во Владимире

действовала организация под названием «Детская помощь». Она оказывала содействие образовательным учреждениям всех уровней и профилей, в том числе женским гимназиям. Основным направлением помощи было обеспечение воспитанников одеждой и обувью, в рамках которого к праздникам Рождества и Пасхи проходила бесплатная раздача ситца на платья, а также обуви учащимся из наиболее нуждавшихся семей.

Вторым направлением деятельности общества было определение иногородних девочек на жительство в частные семьи. При этом все расходы по их содержанию общество брало на себя, а за каждой из таких учениц для надзора был закреплен член «Детской помощи» [8].

В провинциальном Иваново-Воз-несенске, как и в губернском Владимире, немаловажной составляющей общественного содействия женскому среднему образованию было оказание бесплатной репетиторской помощи отстающим учащимся. То, что подобная помощь была необходима многим, членам общества вспомоществования стало ясно из бесед с педагогами учебных заведений Иваново-Вознесенска. В частности, когда одну из преподавательниц женской гимназии спросили, скольким воспитанницам требуется дополнительная репетиторская помощь, она ответила, что в ней нуждаются более чем сто учениц [7, с. 3].

Помимо обществ вспомоществования, при гимназиях существовали попечительные советы, ведавшие материальным обеспечением этих учебных заведений. Это были особые органы, представлявшие собой «посредствующее звено между обще-

ством и правительством» [9, с. 20]. В сферу их деятельности входил сбор средств на нужды гимназий, поступавших от городских обществ, земств и частных лиц. Чаще всего в состав попечительных советов входили богатые граждане города и крупные чиновники. Экономическая ситуация в России в исследуемый период в целом характеризовалась динамичным ростом промышленности и торговли, поэтому многие состоятельные горожане могли позволить себе тратить значительные суммы на благотворительность.

Попечительные советы добивались немалых успехов в привлечении материальных средств со стороны. В Иваново-Вознесенске уже в первые годы существования гимназии удавалось получать на ее содержание средства от городского общества — 1700 р. в год, а от Шуйского уездного земства - 1000 р. [9, с.20].

Члены попечительных советов вносили на развитие гимназий значительные по размерам собственные средства. В частности, в Иваново-Воз-несенске действовала около двух лет особая благотворительная касса для оказания помощи бедным ученицам гимназии, финансируемая из средств членов попечительного совета.

Одним из важнейших направлений деятельности попечительных советов было учреждение и распределение стипендий среди учащихся гимназии. Их имели право получать беднейшие ученицы гимназии, а также ученицы из многодетных семей, оставшиеся без кормильца. При этом стипендиатки должны были отличаться «примерным поведением и хорошими успехами» [10, ф. 459, оп. 1, д. 34, л. 2]. Как правило, эти стипен-

дии распределялись два раза в году, а пользоваться ими учащиеся могли «во все продолжение учения» [там же]. Размер стипендиальных капиталов варьировался, но обычно не превышал 1000 рублей. Разумеется, в стипендии превращались не эти капиталы, а только проценты с них. Сами капиталы оставались неприкосновенными и хранились в местных отделениях казначейства в ценных бумагах. Попечительные советы выбирали наиболее достойных стипендиаток, причем преимущество отдавалось дочерям местных жителей.

Из журнала попечительного совета Владимирской земской женской гимназии видно, что его члены регулярно рассматривали вопросы об освобождении учащихся от платы за обучение. Под это правило попадали не только дети из беднейших семей, но и дочери преподавателей гимназии. 11 мая 1873 г. попечительный совет утвердил для таких учениц особое «право пользования бесплатным обучением в гимназии» [там же, д. 22, л. 4].

Таким образом, мы видим, что роль частной инициативы в оказании материальных и иных видов поддержки женскому гимназическому образованию была очень значительной. Организации, предназначенные для помощи малоимущим ученицам, обеспечивали нуждавшихся одеждой и обувью, решали жилищный вопрос, снабжали девушек учебной литературой, организовывали дополнительные занятия для отстающих. Наконец, общества помощи занимались вопросами отдыха и оздоровления учениц гимназии.

Кроме того, при каждой женской гимназии существовал попечительный совет, ведавший делами материального обеспечения образовательно-

351

ВЕК

го процесса в учреждении. Данный орган осуществлял поддержку малоимущих воспитанниц, назначая стипендии отдельным гимназисткам, либо освобождая их от платы за учебу. Члены попечительных советов жертвовали для малоимущих и значительные собственные средства. Влияние государства на женское просвещение было незначительным, поэтому со временем среднее образование в России превратилось в одну из функций передовой общественности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. [Текст]. - М., 1976.

2. Отчет правления общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии за ХУП-й год [Текст]. - Иваново-Вознесенск, 1900.

3. Лейкина-Свирская, В.Г. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. [Текст] / В.Г. Лейкина-Свирская. - М., 1981.

4. Днепров, Э.Д. Женское образование в России [Текст] / Э.Д. Днепров, Р.Ф. Усачева. - М., 2010.

352 5. Отчет правления общества вспомоществования бедным ученицам Иваново-Вознесенской женской гимназии за XXV-й год [Текст]. - 1908.

6. Государственный архив Ивановской области.

7. Балдин, К.Е. Общества вспомоществования недостаточным учащимся средних общеобразовательных школ и провинциальная общественность на рубеже XIX-XX вв. (на материалах города Иваново-Вознесен-ска) [Текст] / К.Е. Балдин // На пути к гражданскому обществу. - 2013. - № 3-4.

8. Владимирец. - 1907. - № 209.

9. Речь, произнесенная председателем попечительного совета Иваново-Вознесенской женской гимназии М.И. Невядомским на торжественном акте 12 января 1888 г. -Иваново-Вознесенск, 1889.

10. Государственный архив Владимирской области.

REFERENCES

1. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mysli narodov SSSR. Vtoraya polovina XIX v., Moscow, 1976. (in Russian)

2. Otchet pravleniya obshchestva vspomoshchest-vovaniya bednym uchenitsam Ivanovo-Vozne-senskoi zhenskoi gimnazii za XVII-i god, Iva-novo-Voznesensk, 1900. (in Russian)

3. Leikina-Svirskaya V.G., Intelligentsiya v Rossii vo vtoroi polovine XIX v., Moscow, 1981. (in Russian)

4. Dneprov E.D., Usacheva R.F., Zhenskoe obra-zovanie v Rossii, Moscow, 2010. (in Russian)

5. Otchet pravleniya obshchestva vspo-moshchestvovaniya bednym uchenitsam Iva-novo-Voznesenskoi zhenskoi gimnazii za XXV-i god, 1908. (in Russian)

6. Gosudarstvennyi arkhiv Ivanovskoi oblasti. (in Russian)

7. Baldin K.E., "Obshchestva vspomoshchest-vovaniya nedostatochnym uchashchimsya srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol i provintsial'naya obshchestvennost' na rubezhe XIX-XX vv. (na materialakh goroda Ivanovo-Voznesenska)", Na puti k grazhdanskomu ob-shchestvu, 2013, No. 3-4. (in Russian)

8. Vladimirets, 1907, No. 209. (in Russian)

9. Rech, proiznesennaya predsedatelem popechitelnogo soveta Ivanovo-Voznesens-koi zhenskoi gimnazii M.I. Nevyadomskim na torzhestvennom akte 12 yanvarya 1888 g., Ivanovo-Voznesensk, 1889. (in Russian)

10. Gosudarstvennyi arkhiv Vladimirskoi oblas-ti. (in Russian)

Буслаева Ольга Сергеевна, аспирантка, кафедра истории России, Ивановский государственный университет, [email protected] Buslaeva O.S., Post-graduate Student, Russian History Department, Ivanovo State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.