УДК 159.947:294
Т. Е. Покотилова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв. В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье исследуется процесс развития благотворительной деятельности в различных ее формах в системе светского образования Ставропольской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. с учетом потребностей проводимых в стране модернизационных преобразований.
Ключевые слова: благотворительность, Ставропольская губерния, Ставрополь, модернизационные процессы, система образования, частная благотворительность, общественные благотворительные организации.
T. E. Pokotilova
CHARITY IN SECULAR EDUCATION IN THE STAVROPOL PROVINCE IN SECOND HALF XIX - EARLY XX c.c. IN THE CONTEXT OF RUSSIAN MODERNIZATION PROCESS
The article studies the developmet of charitable activity in the system of education in Stavropol province in the second half of the XIX -early XX c.c. as an important factor of Russian modernization changes.
Реформы второй половины XIX века в России актуализировали решение проблемы увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования как такового. Новые условия жизни, порождаемые экономическими и социально-политическими преобразованиями, закономерно требовали наличия у населения не только элементарной грамотности, но и серьезных общеобразовательных и даже профессиональных знаний. Одновременно у неравнодушной интеллигенции растет стремление улучшить жизнь народа путем просвещения, сопровождаемое рядом правительственных действий по легитимации общественной деятельности в данной сфере. В эти процессы все шире вовлекаются регионы.
Ставрополье, переживавшее реформы в статусе региона, с одной стороны, с далеко еще не завершенными колонизационными процессами, с другой - с набиравшими темп активными капиталистическими изменениями в социально-экономической сфере, имело свою историю вхождения, как в российское образовательное пространство, так и в благотворительную деятельность в сфере образования и просвещения.
Key words: charity, Stavropol province, Stavropol, modernization processes, system of education, private charity, public charity organizations.
Известно, что с момента своего основания сам Ставрополь очень быстро превращался в место, где расположились военная и гражданская администрации осваиваемого Россией региона, и получил статус административного центра [21, с. 104]. Из Отчета городского полицейского управления Кавказскому гражданскому губернатору о состоянии города Ставрополя за 1838 год [12, с. 126-138], мы узнаем, что в Ставрополе к этому моменту из 5 329 его жителей 1 126 человек были чиновниками! То есть, пятая часть населения Ставрополя представляла собой достаточно образованных людей. Естественно было ожидать, что в условиях приобретения городом статуса губернского и вступления страны в целом в период модернизационных преобразований потребность в таких людях постоянно возрастала.
Первое светское учебное заведение в г. Ставрополе, содержавшееся на общественные деньги и располагавшееся в здании, являвшемся собственностью города, появилось в 1804 г. В конце 1815 года эта «партикулярная» школа приобрела статус приходского
училища и перешла под патронат «учебного начальства». Скорее всего, причиной этому стал недостаток желания у городского общества далее содержать учебное заведение для детей небогатых горожан. Подобные предположения связаны с дальнейшей историей становления системы светского городского образования в городе - до 1862 года более ни одной подобной инициативы по созданию школы для бедных у состоятельных горожан не возникало [8, с. 233-236], тогда как частные учебные заведения для детей из состоятельных семей открывались постоянно: с 1838 г. работал пансион Крупье, в 1847 г. начало свою деятельность женское училище Св. Александры, с 1856 г. к ним присоединилось училище штабс-капитана Демидова и т. д. А когда усилиями бывшего Попечителя Кавказского учебного округа Я. М. Неверова в городе наконец-то открылись две бесплатные воскресные школы, то проработали они недолго - никто из состоятельных горожан не стремился ощутимо сочувствовать их деятельности.
К концу 60-х гг. XIX в. в Ставрополе, население которого насчитывало уже 20 545 жителей, имелось только одно двухклассное уездное училище, в котором обучались 96 учащихся.
18 декабря 1 874 год в Ставрополе была проведена однодневная перепись населения города [23]. К учащимся в учебных заведениях, согласно данным переписи, из опрошенных 29 тысяч 617 человек себя отнесли 1219 человек мужского пола и 486 человек женского пола, на домашнем обучении находились 428 человек мужского пола и 236 человек женского пола [25, с. 158-161].
В1888 году город имел 2 собственных начальных училища [18, с. 102] и был обязан к их содержанию «Городовым положением» 1870 года, хотя расходы на городское начальное образование были отнесены этим документом к «необязательным» и долгое время составляли незначительную часть городских финансов. К примеру, в уже упоминавшемся выше 1 838 году расход городского бюджета с населением в 5329 жителей на содержание приходского училища совместно с обеспечением деятельности думы, полиции, словесного суда, квартирной комиссии, пожарной части и богадельни составил 17 791 руб. 10 1/4 коп. [18, с. 102]. В 1888 году Ставрополь, имевший общегодовой доход в размере 1 44 708 руб.
57 3/4 коп., расходовал на «содержание учебных и общественных заведений и пособие разным лицам» 16 504 руб.58 коп., при числе жителей в 34 303 человек [11, с. 13, 18-19].
К 1904/05 учебному году в Ставрополе действовали уже 1 двухклассное, 15 одно-классных начальных училищ и 11 послеобеденных классов, работа которых позволила
14 тысячам детей получить начальное образование [14, с. 3]. Источники свидетельствуют, что практически все эти учебные заведения располагались в помещениях, обошедшихся городскому бюджету в 120 тысяч рублей [14, с. 9]. Лишь Павловское двухклассное училище и начальное училище в память А. Н. Некрасова работали в зданиях, предоставленных благотворителями. Причем в первом случае здание стало собственностью училища: оно было подарено ему известным ставропольским благотворителем Лавром Ермолаевичем Павловым. Здание же второго училища было предоставлено безвозмездно с образовательными целями городу Комитетом Попечительства о народной трезвости - ставропольским отделением крупного российского благотворительного ведомства. Расходы на каждого обучавшегося в ставропольских начальных училищах составляли в 1904/05 учебному году
15 руб. 10 коп., а на каждого учащегося Павловского училища было потрачено в среднем 23 рубля 72 копейки, в том числе из капитала, завещанного для этих целей Л. Е. Павловым. По данным источника, все без исключения городские училища имели полноценные библиотеки, которыми пользовались и учащиеся, и учителя. Кроме того, особо нуждавшимся ученикам город помогал «платьем, обувью и учебными пособиями» [14, с. 9].
С ноября 1878 г. в Ставрополе заявило о начале своей работы Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе [28]. К началу ХХ века это было уже достаточно авторитетное и эффективное общественное объединение, помогавшее в получении начального образования и работавшее на ниве внешкольного воспитания населения города Ставрополя. Открытие и содержание воскресных школ, двух народных училищ, двух бесплатных библиотек числилось в арсенале этой организации к указанному периоду [29, с. 390]. К 1914 году уже в трех школах Общества бесплатно начальное образование получали до 250 человек [5, с. 47].
Созданное в 1898 году по инициативе ряда активных представителей городской интеллигенции, Ставропольское на Кавказе Общество содействия воспитанию и защиты детей [31, с. 1] и указавшее в качестве своей главной цели содействие «в воспитании подрастающего поколения, защищать детей и несовершеннолетних и заботиться о брошенных и беспризорных детях» [31, с. 3], также вносило определенный вклад в совершенствование образовательного процесса на Ставрополье. Так, в организованной в апреле 1899 г. Обществом швейной мастерской для девочек из бедных семей [19, с. 11], последние, наряду с обучением ремеслу, могли получать начальное образование. В открытом Обществом в 1906 г. детском приюте [19, с. 11] все опекаемые сироты школьного возраста получали начальное образование, обучаясь, по договоренности, в Софийской школе комитета грамотности г. Ставрополя, в школе епархиального училища, в приходском училище.
Андреевская начальная школа для мальчиков в г. Ставрополе находилась под благотворительным, в том числе и духовным покровительством Ставропольского Андреевского православного братства [7, с. 853], общественно-религиозной организации, работавшей в губернии с 1873 года.
Свой существенный вклад в оказание помощи в получении начального образования жителям Ставрополя внесли такие национально-благотворительные объединения, как Римско-католическое общество пособия бедным в г. Ставрополе, основанное в 1903 г. [16, с. 1], и Общество вспомоществования недостаточным учащимся и бедным армянам в губернском г. Ставрополе, работавшее с 1908 года [3, л. 1-2 об; 17-19 об].
Очевидно, что постепенно общественное управление г. Ставрополя, в отличие от многих других городов империи [9, с. 298], смогло обеспечивать приемлемый уровень и масштабы начального образования в городе, в том числе, опираясь на благотворительную помощь отдельных благотворителей и общественных объединений частно-правового и иного характера.
Темпы и уровень организации и развития начального образования в ставропольских селах определялись не только проводимой в стране политикой в отношении развития начального образования, но и возможно-
стями достаточно крепких крестьянских обществ, а также потребностью самих селян к получению их детьми образования. Согласно официальному источнику, к началу XX века в Ставропольской губернии насчитывалось 232 сельских училища, из них 6 были двухклассными, 226 - одноклассными; в них обучалось 13 тысяч 512 учащихся. Таким образом, одно училище приходилось на 4 056 крестьян и 2,8 села [1, с. 12-13]. По прошествии почти 15 лет ставропольские земцы, анализируя состояние дел в народном образовании губернии, отмечали: «... Для нашей губернии вопрос о необходимости вечерне-воскресных занятий со взрослыми и начальных школ грамоты для взрослых усугубляется недостаточностью числа начальных школ для всего населения. Громадный процент детей школьного возраста остается за бортом начальной школы и дает впоследствии огромный контингент безграмотных, невежественных взрослых» [5, с. 33].
Хотя те же земцы косвенно давали довольно неплохую оценку уровню и масштабам грамотности сельского населения губернии, обсуждая результаты работы сельских библиотек и Народных домов. Так, например, только с января по декабрь 1915 года библиотека при Летницком народном доме приросла пятьюстами подписчиками. Книг за этот период было выдано 5836 единиц. При этом подавляющее большинство читателей интересовались беллетристикой, небольшая группа - религиозными вопросами, историей, естественными науками, «человек 40-50 подростков запоем читают военные книги». За одиннадцать месяцев 1915 г. библиотеку посетило 6 178 селян. Записавшиеся с августа по декабрь 1915 г. в библиотеку Народного дома села Большая Джалга 228 читателей были представлены детьми 11-13 лет (57 человек), подростками 14-17 лет (63 человека) и взрослыми (108 человек). В подавляющем большинстве это были крестьяне [5, с. 8].
Изученные нами документы из соответствующих фондов Государственного архива Ставропольского края, касающиеся деятельности благотворительных организаций в сфере образования и просвещения, не дают материала о каком-либо особо значимом их вкладе в развитие начального образования на селе в целом. И о том, что их отдельные попытки были не всегда эффективными, мы можем судить опять-таки со слов тех же земских
докладчиков, обсуждавших состояние образования до открытия земства в губернии в 1912 году: «Библиотеки Попечительства о народной трезвости... совершенно не функционируют и книги в них лежали и лежат мертвым материалом без всякого движения; местное общество распространения народного образования по губернии, в силу недостаточности своих средств, не могло широко развить свою деятельность; кооперативы - как частно-экономический институт, - только за последние годы начинают включать в программу своей деятельности просветительские функции: -и население губернии оказалось вне влияния всяких просветительных организаций, просто не имея их» [5, с. 8].
Но, с другой стороны, ряд обществ, занимавшихся работой общеблаготворительного характера, в том числе и по отношению к детям, имели серьезные достижения и в сфере попечения о начальном образовании. Так, например, Песчанокопское общество попечения о детях с начала ХХ в. выделяло ежегодно по 500 руб. на содержании Песчанокопского высшего начального училища, в двух классах которого к 1915 году обучались 80 учащихся из 10 соседних сел [5, с. 3]. Сверх того, Общество каждый год покупало необходимую для новых классов мебель на сумму до 300 руб. и платило 120 руб. за проживание на съемной квартире одной из учительниц. 100 руб. ежегодно Общество выделяло на ремонт здания училища [5, с. 3].
Значимый вклад в развитие начального образования на территориях проживания т.н. «инородцев» вносили православные братства, действовавшие в губернии. Братство святого Апостола Андрея Первозванного в 1873 г. открыло в селе Дербетовка, рядом с местом калмыцких кочевий, начальную школу. В этом же году Братство назначило учившимся в начальной школе села Большая Джалга детям-калмыкам стипендии [4, с. 138]. Ставропольское Андреевско-Владимирское братство, правопреемник Андреевского и Владимирского братств, взяло на себя полное содержание церковно-приходской школы для крещеных калмыков в селе Князе-Михайловском и школы «в Абганеровском роде .» для некрещеных калмыков [11, с. 13]. Это Братство платило «денежное пособие» школьному учителю в станице Прочноокопская; оплачивало половину жалования школьного учителя
в поселке Просянский; материально опекало школу грамоты на хуторе крестьянина Воробьева, создавая и обеспечивая подобные школы в других хуторах [15, с. 8].
В отличие от начального, среднее образование в дореволюционном Ставрополье имело более содержательную историю поддержки, оказывавшейся в самых различных формах и в более серьезных объемах, как отдельными благотворителями, так и многочисленными организациями. Хотя начало этого процесса было непростым: деньги, необходимые к открытию в Ставрополе первой мужской гимназии, не смогли собрать ни в 1804, ни в 1811 гг. - дворянство было немногочисленным и, в основном, небогатым, а купеческие сборы не дали необходимой суммы. Открытая же в 1837 году в присутствии императора Николая I [10, с. 56-57], Ставропольская мужская гимназия сразу же становится объектом постоянного попечительства со стороны многих состоятельных и знатных персон. Содержание именных стипендиатов; непосредственное участие в жизни учебного заведения путем материальной поддержки его деятельности, в том числе посредством завещаний и исполнения обязанностей Почетного Попечителя гимназии практиковали граф Евдокимов, князь Меликов, Почетный гражданин Моздока Тушмалов, помещик Пятигорского уезда Гавриил Калантаров и многие другие. Привычной стала практика публичной сдачи экзаменов гимназистами в присутствии попечителей и потенциальных благотворителей.
Поскольку «Уставом гимназии и прогимназии» 1864 г. гимназия объявлялась всесословной, помощь в обучении отдельным обучавшимся в ней гимназистам из небогатых семей даже в условиях приличного государственного обеспечения деятельности такого рода учебных заведений была очень важна. А с появлением т.н. циркуляра «о кухаркиных детях» 18 июня 1887 г., в нарушение Устава требовавшего от попечителей учебных округов принять самые энергичные меры к очищению гимназий от лиц «низших сословий», актуальность подобного рода помощи неизмеримо возросла. К примеру, смета расходов на содержание 213 частных воспитанников Ставропольской гимназии на 1904 год предполагала траты на каждого из них в размере 163 руб. 31 коп., что составляло 66 % от суммы прихода, но при этом статья расходов
«пособие бедным» в смете сопровождалась прочерком [6, с. 133]. Важно, что к этому времени, в рамках общероссийской тенденции к стремительному росту числа общественных благотворительных объединений, в губернии разворачивают свою деятельность сначала Общество вспомоществования беднейшим ученикам Ставропольской гимназии, затем Общество вспомоществования недостаточным ученикам Ставропольской первой мужской гимназии; Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Петровской, Ставропольской губернии, мужской прогимназии; Александровское Ставропольской губернии общество по открытию и содержанию гимназии и прогимназии в с. Александровском Ставропольской губернии.
Известно, что серьезным дополнением к деятельности подобных, специализировавшихся только на попечительстве в образовании, общественных организаций, были и акции обществ, носивших иной характер. Как, например, помощь в получении среднего образования в гимназиях города отдельным, особо отличившимся, воспитанникам приюта Ставропольского на Кавказе Общества содействия воспитанию и защиты детей.
Женские средние учебные заведения, в отличие от мужских, вначале вообще не имели финансовой поддержки со стороны государства, и позже последняя всегда оставалась несоизмеримо меньшей. Так, к 1901 году в России государство тратило на одну мужскую гимназию около 28 155 руб., а на одну женскую - 1 387 руб. [17, с. 12, 174].
Но при этом Ставрополь еще в 1849 году получил женское училище с 6-летним курсом обучения. Его появлением и успешной многолетней работой город был обязан Ставропольскому женскому благотворительному обществу Св. Александры. Это общественное объединение как раз и создавалось по инициативе жены Наместника Кавказского М. С. Воронцова Елизаветы Воронцовой для оказания помощи в получении среднего образования дочерям небогатых жителей Ставропольской губернии [2, с. 76]. Практически все ученицы этого учебного заведения обучались за счет Общества Св. Александры [26, с. 19]. К концу XIX в. эта женская благотворительная организация располагала капиталом в 125 тысяч рублей, ежегодно расходуя около 40 тысяч рублей на обеспечение деятельности уже
семиклассной женской гимназии Св. Александры, содержание и обучение ее почти трехсот учениц [28].
Естественно, что по мере прирастания ставропольских женских средних образовательных учебных заведений в числе, возрастала потребность в организации и осуществлении определенной помощи им и их ученицам. В ответ на существующий запрос рождаются такие благотворительные объединения, как Общество вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольских женских гимназий Ольгинской и Св. Александры; Общество вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольской третьей гимназии. В своей работе они ориентировались на опыт благотворительной работы в женском образовании Общества Св. Александры и многочисленных подобных благотворительных организаций, активно и достаточно успешно работавших к этому времени в стране. В практике их работы - оплата за обучение и проживание на квартирах отдельных «недостаточных» учениц; покупка для них учебников и канцелярских принадлежностей; организация их бесплатного питания и предоставления им необходимой медицинской помощи; выделение нуждающимся учащимся продуктов, одежды, лекарств; выплата денежных пособий и др.
Практически каждое учебное заведение либо его отдельные ученицы традиционно находились под попечительством ряда частных благотворителей из числа известных состоятельных ставропольцев и сословных организаций, а иногда и жителей других городов, входивших в Кавказский учебный округ.
К примеру, уже упоминавшийся ранее Л. Е. Павлов выделил место и средства на строительство здания училища Св. Александры [22, с. 350]. На деньги, получаемые им от сдачи в наем одного из домов, с 1881 г. обучались 10 пансионерок училища [20, с. 3]. Этим он продолжил дело купеческого собрания г. Ставрополя, члены которого с 1858 по 1876 г. содержали на средства ставропольского купеческого общества десять полупансионерок этого учебного заведения [13, с. 525].
Событию, когда в начале восьмидесятых годов XIX века статус женской гимназии получило ставропольское женское училище второго разряда [30, с. 148], также предшествовала большая благотворительная активность горожан, представлявших различные
социальные группы. А именно - организованный силами учеников и преподавателей мужской гимназии благотворительный концерт, сборы денег по линии Ставропольского дворянского собрания, отдельные многочисленные пожертвования мещан и купцов г. Ставрополя вкупе с решением губернского Приказа общественного призрения ежегодно выделять на содержание женской гимназии сумму в 440 рублей дали возможность власти пойти на создание новой женской гимназии в г. Ставрополе, получившей название Ольгин-ской [24, с. 5] и объединившейся в 1871 году с училищем Св. Александры.
За рамками данной статьи остались еще немало примеров, связанных с активной работой значительного количества людей, стремившихся и сумевших, в большинстве своем, частным образом или в составе различных общественных объединений, существенно до-
полнить недостаточные вызовам времени действия российских властей различного уровня по развитию системы отечественного образования. Более того, результатом их непрестанных усилий на благотворительном поприще, в частности на Ставрополье, стал не только рост числа и типов учебных заведений, что важно уже само по себе. Начальное и среднее образование благодаря оказывавшейся в различных видах помощи получали те, кто своим социальным происхождением и отсутствием материальных возможностей не мог на это рассчитывать в иной ситуации. А сами благотворители не только реализовали свою потребность и нравственную обязанность заботы о нуждающемся в ней ближнем, но и приобретали опыт цивилизованного социального действия по вкладу в организацию жизни местного сообщества. Что напрямую отвечало потребностям модернизируемой страны.
Литература
1. Алибегов И. Г. Народное образование на Кавказе. Доклад, читанный на заседании общего собрания членов Императорского Кавказского Общества сельского хозяйства 25 апреля 1903 г. Тифлис: Электропеч. груз. изд. т-ва, 1903. 64 с.
2. Бентковский И. В. Ставрополь в географическом, историческом, топографическом и статистическом отношениях // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. С. 64-95.
3. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 68. Оп. 2. Д. 5230.
4. Гедеон, Митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.- Пятигорск: Наука, 1992. 195 с.
5. Доклады губернской земской управы третьему очередному губернскому земскому собранию 1915 года по народному образованию. Вып. 1. Ставрополь: Типография Губернского Правления, 1916. 140 с.
6. Журналы заседаний Попечительского совета Кавказского учебного округа 15-23 декабря 1903 года в Тифлисе. Тифлис: Тип. Канц. Главнонач. гражд. ч. на Кавказе,1904. 316 с.
7. Извлечение из отчета о состоянии и деятельности Братства св. Апостола Андрея Первозванного в г. Ставрополе за 1875-1876 (третий) братский год // Кавказские епархиальные ведомости. 1876. № 24.
8. Историческая справка о первых начальных училищах на Кавказе и в Ставрополе // Ставрополь в документах и материалах (1777-2007). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. С. 233-236.
9. История русской культуры: XIX век. СПб.: Лань, 2000. 576 с.
10. Кемпинский Э. В. Высочайший ревизор в Ставрополье. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2000. 79 с.
11. Обзор Ставропольской губернии за 1888 год. Ставрополь: Типография Губернского Правления, 1889. 87 с.
12. Отчет городского полицейского управления Кавказскому гражданскому губернатору о состоянии города Ставрополя за 1838 год // Ставрополь в документах и материалах (1777-2007). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. С. 126-138.
13. О содержании на счет Ставропольского купеческого общества и тамошних почетных граждан десяти девиц в женском заведении Св. Александры в г. Ставрополе // Полное собрание законов Российской Империи. 2-е собр. Т. 33. Отд. II. № 33932 от 22.12.1858 г. СПб., Типография II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1860. С.525.
14. Отчеты Исполнительной по училищным делам комиссии за 1904-1905 уч. год // Отчеты по Ставропольскому городскому общественному управлению. Ставрополь: [б.и.], 1905. 11 с.
15. Отчет о деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства за 1896 г. Ставрополь: Тип. Т. М. Тимофеева, 1897. 111 с.
16. Отчет о деятельности Ставропольского Римско-католического общества пособия бедным за 1907 г. Год пятый. Ставрополь: Тип. губернского правления. 1908. 13 с.
17. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1901 г. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1902. 411 с.
18. Отчет Попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1878 год. Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878. 172 с.
19. Отчет правления Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защиты детей за 1911 год. Ставрополь: Тип. П. Науменко, 1912. 38 с.
20. Отчет состоящего под августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Ставропольского женского благотворительного общества Св. Александры за 1892 и 1893 годы. Ставрополь: Тип. губернского правления, 1894. 20 с.
21. Покотилова Т. Е. К проблеме исторического контекста образования феномена ставропольской общественности // Культура и общество: история и современность. Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ставрополь: ООО «Ветеран», 2013. С. 397-402.
22. Прозрителев Г. Н. Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю-на-Кавка-зе и его окрестностям // Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: СГУ, 2010. С. 338-363.
23. Сборник сведений о Северном Кавказе. К 125-летию Ставрополя на Кавказе. Т. VI. Ставрополь: Типография «Северный Кавказ», 1910. 234 с.
24. Сергиенко В. С. Исторический очерк состояния Ставропольской Ольгинской женской гимназии (1861-1897). Ставрополь, 1898. 105 с.
25. Ставрополь в документах и материалах (1777-2007). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. 496 с.
26. Ставропольская городская Дума. 200 лет. Историческая хроника. М: Воскресенье, 2009. 384 с.
27. Ставропольские губернские ведомости. 1853. № 1.
28. Ставропольские губернские ведомости. 1890. № 3.
29. Ставрополь Кавказский. Историко-статистический очерк // Ставрополь в описания, очерках, исследованиях за 230 лет. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. С. 320-325.
30. Стрелов В. И. Ольгинская женская гимназия (к 140-летию со дня открытия) // Ставропольский хронограф на 2000 год. Ставрополь: СГКУНБ им. М.Ю. Лермонтова, 2000. С. 148.
31. Устав Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защиты детей. Ставрополь: Тип. Т. М. Тимофеева, 1914. 12 с.