М. В. Егорова
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ УРАЛА В СТАНОВЛЕНИИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Статья посвящена анализу деятельности уральской общественности в деле становления среднего образования на Урале в XIX - начале ХХ в. Автором выявляются основные направления, где в наибольшей степени проявилось участие общественных сил в сфере народного образования. Показаны основные слои населения, наиболее заинтересованные в развитии среднего образования.
Ключевые слова: Урал, народное образование, общественность, благотворительность, средняя школа.
Наиболее ярким показателем участия уральской общественности в становлении среднего образования являлась благотворительная деятельность частных лиц и общественных организаций, направленная на поддержку средней школы. Говоря о благотворительности как о социокультурном феномене, надо иметь в виду, что помощь нуждающимся всегда была характерна для русских людей. Помочь ближнему, находящемуся в затруднительном положении, оказать ему материальную и моральную поддержку было в духе христианской морали. Кроме того, благотворительные тенденции всемерно поддерживались и государственной властью, понимавшей необходимость распределения части средств населения для сохранения относительно стабильных отношений между различными слоями российского общества.
В первой половине XIX в. на Урале работало всего три гимназии. Первая мужская гимназия было учреждена в Перми в 1808 г. Следующей была Вятская мужская гимназия, которая появилась в 1811 г. И, наконец, в 1828 г. в Уфе было создано третье среднее учебное заведение. Именно эти три средних школы и представляли собой систему среднего гражданского образования на Урале в первой половине XIX в.
Учреждение средней школы в губернском городе, несомненно, являлось выдающимся событием. Наиболее передовые горожане, в основном из образованных слоев общества, сочли важным поучаствовать в благотворительности в пользу этих учебных заведений. При этом весьма характерно, что в пожертвованиях на учреждение этих школ приняли участие представители и дворянства, и купечества. Пермской мужской гимназии, преобразованной из народного училища в 1808 г., графом и бароном Строгановыми было назначено ежегодное пособие по 400 р. Кроме того, она продолжала пользоваться процентами «с принадлежавшего ей капитала в 4000 р. и образовавшегося из пожертвований частных благотворителей еще в период существования главного народного училища»1. Также было собрано и еще 100 р. от других частных лиц. Более солидные пожертвования были сделаны жителями Вятки, когда их главное народное училище было преобразовано в мужскую гимназию. Всего было пожертвовано 13624 р. 85 коп. ассигнациями. Самое крупное пожертвование сделал уржумский купец Матвеев (5000 р.). Этот вклад был оценен правительством, и Матвеев был награжден золотой медалью с надписью «За полезное» для ношения на шее на алой ленте2.
Благотворительные пожертвования на нужды гимназий продолжались и после их учреждения. Представители городского общества не оставляли своим вниманием соз-
данные средние учебные заведения. Так, например, вятский купец Яков Петрович Маш-ковцев в 1836 г. для обмундирования четырех беднейших и лучших по успехам учеников гимназии пожертвовал сто рублей ассигнациями3. Стоимость формы в 25 р. была неподъемной тратой для беднейших учащихся, и благотворительные средства в ряде случаев помогали справиться с этой проблемой.
Наиболее крупные пожертвования в начале XIX в. на нужды среднего образования были сделаны представителями пермского общества, в основном, членами купеческого сословия. На создание пансиона при Пермской мужской гимназии вместе с материалами для строительства было пожертвовано около 60 тыс. р.4
В середине XIX в. появляется и еще одна форма благотворительной деятельности в области среднего образования на Урале - это учреждение частных стипендий при гимназиях для беднейших учеников. Одна из таких стипендий появилась в 1850 г. при Пермской гимназии на проценты с пожертвованного капитала в 3000 р. действительного статского советника Жилина5. Стипендия назначалась ученику, не имевшему возможность оплатить свое обучение, но при этом он должен был хорошо учиться и иметь примерное поведение.
Именно в первой половине XIX в. проявились основные тенденции в благотворительности в области среднего образования на Урале, которые получили свое дальнейшее развитие уже в пореформенный период в гораздо более крупных масштабах. В первой половине века определились социальные слои, которые в дальнейшем приняли самое широкое участие в благотворительной деятельности. Дворянство и купечество, заявившие себя как активных участников благотворительной деятельности в области среднего образования, продолжили эту работу и в пореформенный период.
Во второй половине XIX в. дворяне становятся учредителями средних учебных заведений Урала. Так, в Нижнетагильском заводе Пермской губернии в 1862 г. на средства П. П. Демидова князя Сен-Донато было учреждено реальное училище. Ежегодно он жертвовал на его содержание 11260 р. В 1912 г. потомственный дворянин, генерал-майор Владимир Николаевич Смирнов, открыл в Воткин-ском заводе Вятской губернии частное учебное заведение 2-го разряда. Последний был не только учредителем учебного заведения, но и сам работал в нем, преподавая уроки гимнастики.
Многие дворяне, имевшие владения в Пермской губернии, с сочувствием отнеслись к открывшемуся женскому училищу в Перми в 1860 г. и жертвовали определенные суммы на его содержание. Так графиня Наталья Павловна Строганова «вносила в течение 5-ти лет около 1000 р. ежегодно. Всего же от семейства графов Строгановых за 8 лет, по 1871 год, поступило 8206 р. 20 коп. Княгиня Абамелек-Лазарева с 1861 г. ежегодно жертвовала 130 р., что за 25 лет составило 3019 р. 50 коп. Графиня Надежда Александровна Стембок-Фермор с 1862 г. ежегодно жертвовала по 150 р., что за 24 года составляет 3363 р. Павел Павлович Демидов ежегодно вносил по 500 р. до самой своей смерти в 1885 г., всего же поступило от него за 24 года 12000 р. Камергер Иван Алексеевич Яковлев жертвовал с 1861 г. по 100 р. ежегодно... Всего получено от заводовладельцев за первое 25-летие - 30115 р. 18 к. Пермские заводовладельцы сделали также крупные пожертвования на постройку нового здания женской гимназии материалами. Пожертвования в течение 10 лет до преобразования училища в гимназию доставляли ежегодно, средним числом, до 39,5 % всей суммы прихода, причем были года, когда они возрастали до 70 %»6.
Но поистине широчайший размах в пореформенный период приняла купеческая благотворительность в области среднего образования. Купцы и промышленная буржуазия приняли самое активное участие в создании учебных заведений. Именно они, владельцы множества предприятий, в первую очередь были заинтересованы в том, чтобы иметь квалифицированный персонал. Многие из них были попечителями или членами попечительских советов гимназий, прогимназий или реальных училищ. Очень часто купцы, являясь гласными или руководителями городских дум, выступали инициаторами учреждения средних учебных заведений. В 1873 г. городской голова города Перми «купец 1-й гильдии Иван Иванович Любимов внес в городскую думу предложение об основании реального училища, с наименованием Алексеевское в память о пребывании в городе великого князя Алексея, сына императора Александра II. Для этой цели он пожертвовал свой каменный двухэтажный дом на Вознесенской площади, против Воскресенской церкви, и взял обязательство в течение пяти лет вносить на его содержание по 2 тысячи рублей»7. Подобное предложение внес на обсуждение Слободской городской думы в 1901 г. ее председатель, почетный гражданин города Слободского, купец 1-й гильдии Михаил Петрович Онучков. Под помещение реального училища в городе Слободском он предложил отдать свой «новый каменный дом на Ро-ждественнской улице с флигелем при нем, приспособив под училище первый и отремонтировав второй»8.
Необходимо отметить, что купечество Пермской губернии прославилось своими пожертвованиями на дело становления среднего образования. Многие пермские купцы второй половины XIX в. были выходцами из крестьянского сословия, как правило, не имели образования, но благодаря своему характеру, смекалке, настойчивости смогли организовать свое дело и составить приличное состояние. Не получив образования в юношеские годы, активно занимались самообразованием, а потому с уважением и пониманием относились к развитию среднего образования в губернии.
Благотворительность была характерна не только для дворян, купцов, предпринимателей, но и для других сословий российского общества. Определенные суммы денег выделялись на учреждение учебных заведений почетными гражданами городов, мещанами, крестьянами, мастеровыми, приказчиками, городскими и сельскими обществами. В 1908 г. разночинцы села Куртамыш Челябинского уезда собрали около 4000 р. на открытие в селе прогимназии.
Благотворителями являлись не только представители уральского общества, но и сами непосредственные участники системы среднего образования, а именно учителя. Очень ярким примером благотворительной деятельности учителей может служить история открытия в городе Перми Мариинского училища первого разряда в 1860 г. Известный деятель народного образования Пермской губернии Иван Флорович Грацинский на заседании педагогического совета мужской гимназии 5 сентября 1860 г. предложил учительской корпорации посодействовать развитию в губернии женского среднего образования. Это предложение было воспринято с большим воодушевлением. Члены совета постановили взять на себя бесплатное преподавание всех предметов в новом учебном заведении, а также отчислять процент из своего жалования на развитие женской школы.
Не только отдельные частные лица участвовали в благотворительной деятельности в сфере среднего образования. Нередки были случаи, когда представители одного или нескольких сословий собирали сход, на котором ставили вопрос о необходимости открытия в городе среднего учебного заведения. Они жертвовали
определенные суммы денег, а также дома под учебное заведение, открывали подписку на пожертвования, либо по приговору схода постановляли отчислять определенные проценты от доходов в течение нескольких лет на нужды учебного заведения.
В конце XIX - начале ХХ столетия в России появляются некоммерческие и неполитические организации, общества, которые также считают своим долгом поучаствовать в благотворительной деятельности в сфере среднего образования. В 1899 г. Общество потребителей города Чердыни Пермской губернии пожертвовало 12 р. 6 коп. в пользу Чердынской женской прогимназии. В 1911 г. Уфимское общество любителей пения, музыки и драматического искусства поставило спектакль, сбор с которого поступил в пользу недостаточных учениц фельдшерско-акушерской школы. Ижевское Александро-Невское попечительство в том же году пожертвовало 600 р. Ижевскому частному мужскому учебному заведению 2-го разряда9.
Одной из ярких сторон благотворительности в среднем образовании являлась деятельность Обществ вспомоществования нуждающимся ученикам. Такие общества были организованы при многих средних учебных заведениях Урала в конце XIX - начале ХХ в. Цель этих обществ имела благотворительный и нравственно-воспитательный характер по отношению к учащимся. Общества были призваны оказывать материальную и духовную поддержку малообеспеченным ученикам. Выражаться эта помощь могла в виде взноса платы за право обучения, бесплатной выдаче книг и учебных пособий либо продаже учебников по удешевленной цене. Общества вспомоществования снабжали учащихся одеждой, продуктами питания, предоставляли приют, если они не могли приобрести все это собственным трудом. Помогали нуждающимся ученикам найти работу, если она не мешала обучению. Снабжали бедных больных учащихся медикаментами или за свой счет помещали в больницу, а также содействовали в погребении умерших. В исключительных случаях могли назначать денежные пособия учащимся. Участвовали в организации учебных экскурсий, дополнительных занятий, в устройстве санаториев, дач-колоний. Учреждали для бедных учеников столовые, дешевые квартиры, общежития. При этом в уставах отмечалось, что большинство видов вспомоществования предназначалось беднейшим ученикам при условии их хорошей учебы и поведения.
Учредителями обществ вспомоществования недостаточным учащимся выступали в первую очередь учителя и попечители средних учебных заведений. К участию в них привлекались известные благотворители и все, кто был неравнодушен к проблемам народного образования. Так, учредителями общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Челябинском реальном училище были: директор Челябинского реального училища статский советник Петр Михайлович Андреев; законоучитель училища священник Константин Прокопьевич Прокопьев; исполняющий обязанности инспектора Челябинского реального училища коллежский асессор Яков Леонидович Борман; протоиерей Челябинского кафедрального собора Петр Георгиевич Холмогорцев; жена действительного статского советника Анна Альфонсовна Бакалинская; председатель родительского комитета при Челябинском реальном училище, присяжный поверенный округа Саратовской судебной палаты Иван Аристархович Коровин; челябинский купец 2-й гильдии Иван Андреевич Катков.
Одной из форм благотворительной деятельности в сфере среднего образования являлось учреждение стипендий при средних учебных заведениях. Эта традиция берет свое начало на Урале еще в первой половине XIX в. В пореформенный период стипендии имеются практически при всех средних школах. При некото-
рых учебных заведениях их насчитывалось более 20. В самом старейшем среднем учебном заведении Урала - Пермской мужской гимназии в 1908 г. имелось 17 стипендий частных лиц и общественных организаций и, кроме того, еще 20 казенных стипендий. Но и Троицкая мужская гимназия, открытая только в 1873 г. и имевшая не столь солидный период деятельности, как Пермская, также располагала в 1900 г. 21 стипендией благодаря благотворительным пожертвованиям Троицкого городского общества. Учредителями стипендий выступали как отдельные частные лица, группа частных лиц, так и общества, общественные организации, банки, предприятия, органы местного самоуправления.
Для бюджета ряда средних учебных заведений благотворительные средства играли существенную роль. Так, в 60-70-е гг. Вятская Мариинская женская гимназия путем частной благотворительности получила около 30000 р. За 50 лет существования женской Мариинской гимназии в Перми ей было пожертвовано 155233 р. 85 коп., что составило 13,5 % от общей суммы поступивших средств10. Это, конечно же, были весьма солидные суммы, которые позволяли учебным заведениям выживать в трудные годы, успешно функционировать и развиваться.
Но в то же время нельзя и преувеличивать роль благотворительных средств в бюджетах большинства средних учебных заведений. Как правило, их поступление зависело от доброй воли благотворителей и они не могли считаться стабильными статьями в бюджетах средних школ. В 1894 г. в Оренбургском учебном округе была проведена перепись учебных заведений всех ведомств и наименований. Одним из пунктов этой переписи была статья доходов гимназий, реальных училищ прогимназий, средних технических училищ. Анализируя этот материал, можно сделать вывод, что для большинства средних учебных заведений пожертвования частных лиц и обществ не играли существенной роли. В ряде случаев их процент от общей суммы дохода составлял мизерную сумму. Так, в доходах мужских гимназий Оренбургского учебного округа благотворительные средства составляли - 0,4 %; в доходах реальных училищ - 0,7 %; женских гимназий - 0,6 %; женских прогимназий - 0,7 %. С другой стороны горные средние учебные заведения большую часть дохода получили именно от частных пожертвований -44,7 %11. Скорее всего, анализируя благотворительную деятельность в сфере среднего образования, не следует сводить ее к простым математическим подсчетам. За цифрами стоят люди - со своими мотивами, желаниями, устремлениями, со своим пониманием благотворительности. Мотивы, по которым участвовали в благотворительной деятельности в области образования представители практически всех слоев населения Урала, были различны. Здесь преследовались и альтруистические цели: средства на образование выделялись ради поддержания самого образовательного процесса. Преследовались и эгоистические в какой-то степени цели: остаться в памяти потомков, получить награду от правительства за благотворительность, прославиться, выделиться среди окружающих. Представители торговых, промышленных кругов Урала преследовали чисто практические цели: они прекрасно понимали, особенно в пореформенный период, что для развития их торговых и промышленных предприятий нужны образованные, квалифицированные кадры работников. В архивах уральского региона отложилось немало документов, которые говорят и о глубоко личных мотивах благотворителей в области народного образования. Так, А. С. Губкин, учреждая Елизаветинскую женскую рукодельную школу, делал это в память о своей умершей дочери. Многие стипендии, создававшиеся для учащихся средних учебных заведений, также учреждались в память о родственниках или друзьях. Сам факт существования благотвори-
тельности в сфере среднего образования может говорить о том, что средняя школа понималась уральским обществом того периода как необходимая часть повседневной жизни и общество стремилось участвовать в ее становлении.
Существенную роль в становлении среднего образования на Урале сыграли органы местного самоуправления, в которых были представлены практически все слои местного населения. Однако надо отметить, что работа органов местного самоуправления в сфере среднего образования стала заметным явлением в жизни Урала лишь в пореформенный период. В первой половине XIX в. городские думы и органы попечительства не сыграли заметной роли в распространении среднего образования. К 1865 г. на Урале действовало всего 24 мужских и женских гимназий и прогимназий, которые располагались, в основном, в губернских городах. Лишь с приходом в общественную жизнь региона земских учреждений заметно повысилась роль органов местного самоуправления в становлении средней школы. Уже с первых шагов этих учреждений стало понятно, что ведущую роль в области становления средней школы на Урале на себя возьмут губернские земские учреждения как наиболее крупные образования, обладающие солидными финансовыми капиталами, которые можно было направить на нужды средней школы. Правда и уездные земства, заинтересованные в подготовке учительского персонала для начальных школ, в меру своих сил, старались поддерживать среднюю школу. В первую очередь земства обратили свое внимание на женские средние учебные заведения и реальные училища, в которых обучались будущие работники огромного «земского хозяйства».
В 70-90-е гг. XIX в. земства Урала на своих заседаниях рассматривают самые разнообразные вопросы, касающиеся жизни средних школ: от финансирования этих учреждений до изменений в учебно-воспитательном процессе. К 1900 г. на Урале насчитывалось уже 43 мужских и женских гимназий, прогимназий и реальных училищ, где обучалось 13606 человек. Часть из этих средних школ были открыты по инициативе земств, многие из них получали финансовую поддержку от земских учреждений. К концу XIX в. благодаря помощи губернских и уездных земств для большинства средних учебных заведений были построены хорошие школьные здания, отвечавшие всем требованиям. Однако несмотря на все усилия земских учреждений школы, созданные к началу XX в., не могли обеспечить нужды десятимиллионного уральского края.
Усиление и материального, и морального влияния на среднюю школу со стороны земств началось с начала ХХ в. Земские учреждения расходуют огромные суммы денег на пособия средним школам, на стипендии, на строительство зданий средних учебных заведений. К 1913 г. земства Пермской губернии, например, участвовали в материальной поддержке 39 средних учебных заведений. В связи с этим они вполне обоснованно начинают вникать и во внутреннюю жизнь школ, обсуждают учебные программы, требуют от правительства предоставления им права обсуждать на государственном уровне вопросы реформирования средней школы. Очень хорошо видели представители земских органов недостатки средней школы, ее бюрократический характер, отсутствие индивидуальной работы с учащимися, недостаточное внимание к такой проблеме, как совместная работа семьи и школы по воспитанию ребенка. Свое влияние на внутреннюю жизнь школы органы местного самоуправления пытаются реализовать через попечительские советы, создающиеся при школах. Представители земских учреждений и городских дум играют самую активную роль в их работе. На заседаниях попечи-
тельских советов обсуждаются как вопросы материального обеспечения средних учебных заведений, так и вопросы внутренней жизни той или иной школы.
Благодаря усилиям земств на Урале появляются земские средние учебные заведения, создающиеся исключительно на их средства, где обучение становится бесплатным. Немало таких школ появилось в Вятской губернии. Благодаря этим школам стало возможным получение среднего образования большого количества детей из малообеспеченных семей крестьян, мещан, разночинцев. Стараясь приблизить среднюю школу к местному населению, земства создают учебные заведения не только в городах, но и в сельской местности.
За 1901-1915 гг. количество средних школ и число учащихся в них увеличилось примерно в 2,5 раза. К 1915 г. на Урале было уже 114 общеобразовательных средних учебных заведений, где обучалось 40 тысяч юношей и девушек. Во многом благодаря именно органам местного самоуправления школьное строительство на Урале шло довольно быстрыми темпами.
Существенной силой в становлении среднего образования на Урале в начале ХХ в. становятся родительские комитеты. Однако на протяжении всего XIX - начала ХХ в. весьма непросто складываются отношения между родителями и средними учебными заведениями. Еще в 1804 г. в Уставе гимназий отмечалось, что при поступлении ребенка в школу педагоги берут на себя обязанность не только обучать его, но и замещают место его родителей. Воспитательной стороне школьного дела придавалось огромное значение. В § 44 Устава гимназий отмечалось, что учитель должен «наставлять» детей «говорить правду», «приучать к учтивст-ву, опрятности, исправности и руководствовать ко всему доброму своими речами и примерами»12. При этом учитель не должен забывать, что он не может самоуправствовать и полностью замещать родителей. Только лишь совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка признавалась целесообразной и правильной. Совместные и равноправные усилия, по мнению учебного начальства, могли способствовать развитию целостной личности. Однако на практике нередко возникали самые разнообразные проблемы, столкновения между учителями и родителями учащихся. Педагоги жаловались, что родители, отдав ребенка в учебное заведение, совершенно забывали о своих прямых обязанностях и считали, свою миссию по воспитанию учащегося законченной. В свою очередь и родители жаловались высшему начальству на учителей, ограничивавших их влияние на воспитательную сторону школьного дела.
Один из дореволюционных педагогов Н. Бельский, начавший свою педагогическую деятельность в 80-е гг. XIX в., в своих воспоминаниях говорил о серьезных проблемах во взаимоотношениях между родителями и учебными заведениями. В 1906 г. в своих воспоминаниях он писал: «Главнейшие факторы воспитания, семья и школа, не только не идут в деле воспитания дружно, рука об руку, но находятся в постоянной взаимной оппозиции, как два враждебных лагеря, каждый из которых зорко следит за своим противником. Школа не доверяет семье, семья, оскорбляемая этим недоверием, платит ей тем же, и в конечном итоге страдают от этого взаимного недоверия только интересы воспитания наших подрастающих поколений»13.
Несмотря на все эти негативные факторы, школьные педагоги все же пытались хоть как-то сблизиться с семьями учеников, получить от них помощь в воспитании детей, привлечь внимание родителей к нуждам и проблемам учащихся. Одним из способов участия родителей в совместной деятельности со школой при-
знавалось анкетирование, позволявшее выявить различные стороны жизни и деятельности воспитанников.
Революционные 1905-1907 гг. стали наивысшим пиком в формировании реально работающих, оказывающих свое влияние на среднешкольную систему родительских комитетов практически во всех средних учебных заведениях Урала. Согласно циркуляру министра народного просвещения от 25 ноября 1905 г. о создании при средних учебных заведениях родительских комитетов, они начинают организовываться и в средних школах Урала. В одном из старейших учебных заведений уральского региона Пермской мужской гимназии родительский комитет создается в январе 1906 г. Однако родительские собрания в этом учебном заведении созываются уже в конце 1905 г., в связи с неправильным ходом занятий из-за забастовок учащихся старших классов. По решению родительских совещаний для обеспечения учебных занятий в младших классах, последние были отделены от старшеклассников, а родителям учеников, мешающих правильному ходу занятий, рекомендовано было следить за поведением детей.
7 января 1906 г. состоялось общее собрание родителей этого учебного заведения, на котором присутствовало 132 человека. В родительский комитет было избрано 42 человека - по 3 лица от каждого класса. Председателем комитета стал товарищ председателя Пермского окружного суда В. И. Тихомиров, заместителем - податной инспектор города Перми Н. А. Оглоблин. Уже на первых заседаниях были созданы особые комиссии: первая отвечала за организацию чтения учеников гимназии, вторая должна была выработать обязательные правила для учащихся, регулирующие школьную дисциплину.
Вопросы, обсуждавшиеся на заседаниях родительского комитета, в комиссиях и на родительских собраниях, были самые разнообразные, например: «1) закрытие пансиона при гимназии и открытие прогимназии в Перми с целью устранить переполнение гимназии учащимися; 2) возобновление дисциплины среди учащихся, расшатанной вообще в период общественного возбуждения после манифеста 17 октября 1905 г.; 3) обсуждение мер к устранению беспорядков, имевших место среди учеников некоторых классов и выражавшихся в нарушении школьной дисциплины; 4) организационная деятельность, направленная к поднятию умственного развития учащихся через устройство лекций для них по философии, психологии, истории, словесности, географии в связи с геологией и ботаникой и по другим предметам; 5) обсуждение других сторон жизни учащихся и мер к поднятию их физического воспитания и об оказании помощи несостоятельным ученикам гимназии, и 6) целый ряд мер к упорядочению учебновоспитательного дела в гимназии»14. Уже с первых шагов своей деятельности родительские комитеты включили в сферу своих интересов самые разнообразные проблемы школьной жизни: начиная с благотворительной деятельности и до вопросов обучения и воспитания учащихся. Имея свой взгляд на среднешкольную систему того периода, они попытались на уровне своих школ оказать влияние на постановку учебно-воспитательного дела.
В эти годы начальство учебных округов также признает насущную необходимость привлечения родителей к решению непростых внутришкольных проблем. На одном из совещаний попечительского совета Оренбургского учебного округа в 1906 г. поднимается вопрос о разрешении присутствовать на занятиях родителям учащихся. Понимая, что присутствие всех родителей на уроках невозможно, учебное начальство разрешает присутствовать на занятиях председателям родительских комитетов и их заместителям15.
В предреволюционные годы довольно ярко проявились новые веяния в системе среднего образования. Родительские комитеты средних учебных заведений Урала не остались равнодушными к происходившим изменениям, к реформам, проводившимся Министерством народного просвещения. Одной из новых идей в области образования стало предложение об отмене балловой системы отметок в средних школах. Вопрос этот довольно широко обсуждался общественностью и в кругах близких к системе образования. Родительский комитет Оренбургской частной женской гимназии М. Д. Комаровой-Калмаковой 16 сентября 1915 г. также поднял этот вопрос на своем заседании. Специальный доклад по этому вопросу был сделан товарищем председателя родительского комитета М. П. Остромен-ским, однако к однозначному выводу придти не удалось, и было решено отложить решение этого вопроса на будущее время. Животрепещущим был и вопрос о перегруженности учебных программ. На заседании родительского комитета было решено «просить Педагогический Совет гимназии в соответствии с высказанными Министерством Народного Просвещения взглядами на постановку всего дела преподавания в школе и ее задачами, пересмотреть программы отдельных предметов в целях изъятия из них излишнего, загромождающего программу материала, который в изобилии накоплен программами современной школы»16.
И все же не стоит думать, что родительские комитеты всех средних учебных заведений Урала проявляли столь бурную активность в делах своих учебных заведений. Нередки были случаи, когда директора школ жаловались учебному начальству на пассивность и халатность родителей, родительских собраний и родительских комитетов по отношению к своим прямым обязанностям.
Взаимоотношения семьи и школы на протяжении XIX - начала ХХ в. прошли сложный и весьма неоднозначный путь. Вплоть до начала ХХ в. в действиях родителей по отношению к школе не было сколько-нибудь организованных совместных действий, направленных на улучшение системы среднего образования. Отдавая ребенка в школу, часть родителей считали свою миссию по воспитанию оконченной и во всем полагались на школьных педагогов. Другая часть, изначально настроенная против современной системы обучения негативно, настраивала и детей относиться к школе не как к учреждению, где необходимо получить знания для будущей жизни, а как к заведению, которое необходимо закончить, чтобы иметь аттестат для дальнейшего обучения в университете. И лишь небольшая часть родителей проявляла неподдельный интерес к современной системе образования и живо интересовалась состоянием обучения и воспитания в школе, которой они доверили своих детей.
Общественный подъем в революционные 1905-1907 гг. нашел свое отражение и во взаимоотношениях семьи и школы. Министерство народного просвещения в эти годы разрешает создание родительских комитетов при школах. Социальная активность родителей приводит к тому, что созданные родительские комитеты становятся существенной силой, способной решать многие насущные проблемы повседневной как бытовой, так и учебно-воспитательной жизни школы. Родительские комитеты в первую очередь берут на себя обязанности по материальному поддержанию неимущих учеников, оказывая им помощь в виде оплаты за обучение и снабжение их учебниками и другими школьными принадлежностями, обеспечивая им бесплатные завтраки. Но на этом многие родительские комитеты средних учебных заведений не останавливаются. Прекрасно видя все недостатки современной системы образования, они активно обсуждают проблемы внутришкольной учебно-воспитательной жизни. Авторитет ряда родительских
комитетов возрастает со временем настолько, что их председателей приглашают участвовать в объединенных комиссиях той или иной губернии, того или иного учебного округа, где решаются весьма насущные проблемы школьной жизни. В предреволюционные годы родительские комитеты уже непосредственно обращаются в Министерство народного просвещения с предложениями об усовершенствовании системы среднего образования. Однако наряду с этим все же необходимо учитывать, что общественная активность родителей была на Урале не повсеместной. В глубинке, где образованных родителей было не много, родительские комитеты, как правило, не играли существенной роли в развитии среднего образования.
Таким образом, роль уральской общественности в становлении среднего образования проявилась в основном в двух направлениях. Во-первых, в организации материальной поддержки средней школы на Урале. Благотворительная деятельность как отдельных частных лиц, причем практически представителей всех социальных слоев уральского общества, так и общественных организаций, органов местного самоуправления, позволяет говорить о понимании уральской общественностью необходимости распространения образования среди населения, о стремлении поддержать учащуюся молодежь, которой предстояло в будущем работать на благо уральского региона. Во-вторых, вкладывая серьезные средства в школьное строительство на Урале, благотворители, общественные организации, попечительские советы, органы местного самоуправления вправе были рассчитывать, что их интересы в области среднего образования будут учитываться. Неслучайно на своих заседаниях попечительские советы, органы местного самоуправления поднимают вопросы не только о материальной помощи школам, но и о лучшей организации учебного процесса. Требуют учитывать особенности уральского региона, подготавливать специалистов, пригодных к работе в местных условиях. Отсюда - как создание земских средних школ, так и поддержание в первую очередь реальных училищ и женских гимназий, которые обеспечивали специалистами земское хозяйство. И все же, если благотворители и органы местного самоуправления в основном оказывали влияние на среднюю школу в виде финансовых вложений, поддерживая ее материальное состояние, то родители и родительские комитеты как наиболее заинтересованные лица в получении учащимися необходимых знаний пытались непосредственно влиять на учебные программы и вообще на всю внутреннюю учебно-воспитательную жизнь школы. Особенно ярко это проявилось в предреволюционные годы. На заседаниях родительских комитетов обсуждались весьма серьезные и актуальные вопросы, связанные с реорганизацией в целом всей системы среднего образования.
Примечания
1 Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми : к столетию Пермской мужской гимназии (1808-1908) / А. В. Зверев. - Пермь, 1908. - С. 32-33.
2 См.: Васильев, М. Г. История Вятской гимназии за сто лет ее существования / М. Г. Васильев. -В ятка, 1911. - С. 6-7.
3 Там же. - С. 102.
4 См.: Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение... - С. 40; Верхоланцев, В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее : кр. ист.-стат. очерк / В. С. Верхоланцев. - Пермь, 1913. - С. 200.
5 См.: Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение... - С. 43.
6 Мариинская женская гимназия в Перми : к пятидесятилетнему юбилею. - Пермь, 1913. - С. 49-50.
7 Спешилова, Е. Старая Пермь : Дома. Улицы. Люди : 1723-1917 / Е. Спешилова. - Пермь, 1999. - С. 410.
8 ГАКО. Ф. 881, Оп. 2. Д. 465. Л. 12 об.
9 См.: ГАПО. Ф. 693, Оп. 1. Д. 2. Л. 50; ЦГИА РБ. Ф. И-121, Оп. 1. Д. 1. Л. 28; ГАКО. Ф. 205, Оп. 3. Д. 2981. Л. 13.
10 См.: Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет ее существования : (1859-1909 гг.) / сост. Ф. Иванов. - Вятка, 1910. - С. 32; Мариинская женская гимназия. С. 51.
11 См.: Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894 года. - Оренбург, 1896. - С. 8, 20, 54, 70, 130, 156.
12 Васильев, М. Г. История Вятской гимназии. - С. 49.
13 Бельский, Н. Записки учителя : в 2 ч. Ч. 1 / Н. Бельский. - СПб., 1906.- С. 44-45.
14 Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение... - С. 104.
15 См.: ЦГИА РБ. Ф. И-119, Оп. 1. Д. 174. Л. 22.
16 ГАОО. Ф. 89, Оп. 1. Д. 28. Л. 2.
М. В. Мельников
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ
В статье рассматриваются важнейшие этапы преобразования денежного обращения России в конце XIX в. Большое внимание уделяется анализу законодательных актов денежной реформы и особенностям бюрократической борьбы вокруг вопроса введения золотой валюты. Подчеркивается решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения.
Ключевые слова: С. Ю. Витте, денежная реформа, золотой рубль, валюта, бюрократия.
В настоящее время и в научных кругах, и в обществе в целом сохраняется устойчивый интерес к финансовым преобразованиям конца XIX в., в результате которых Россия впервые обрела стабильную и высоко котирующуюся на международном рынке валюту. Денежная реформа 1895-1897 гг. и деятельность «отца золотого рубля» С. Ю. Витте стала предметом изучения как современников пре-образований1, так и нынешних исследователей2, внесших существенный вклад в развитие историографии проблемы.
В процессе разработки программы реформирования денежного обращения С. Ю. Витте хорошо осознал, что для успешного проведения реформы, а также для достижения и сохранения в течение длительного времени ее результатов требуется преобразование экономической системы страны в целом. В ходе подготовки денежной реформы Витте, опираясь на достижения своих предшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского, завершил широкие и комплексные изменения в бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, внешнеторговой сфере, которые послужили не только обязательным условием для введения металлического денежного обращения, но и сыграли огромную роль в социально-экономическом развитии страны. Преобразования в финансовой сфере привели к необходимости создания целостной концепции реформирования России. Укрепление национальной валюты являлось не только важнейшим условием политики модернизации страны, проводимой Витте, но и ее причиной3.
К середине 90-х гг. XIX в. были выполнены все важнейшие условия для введения в стране золотого денежного обращения. Витте окончательно подготовил все экономические предпосылки реформы и теоретически обосновал необходимость немедленного осуществления преобразования денежной системы страны