ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37 (09) (470.58)
ББК Ч 33 (2)
М. В. Булыгина Шадринск
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ШКОЛАХ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ
ГСНТИ 14.09.25 Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: благотворительность; попечительство; региональное образование; традиции; меценатство.
АННОТАЦИЯ. С позиций ментально-миссионного подхода в статье рассматриваются значимые для развития отечественного регионального образования явления благотворительности и попечительства, приводятся конкретные примеры благотворительной деятельности в дореволюционных школах Южного Зауралья.
M.B. Bulygina
Shadrinsk
CHARITY AT PRE-REVOLUTIONARY SCHOOLS OF SOUTHERN ZAURALYE
KEY WORDS: charity; guardianship; regional education; traditions; patronage.
ABSTRACT. The article considers the phenomena of charity and guardianship significant for the development of domestic regional education from the position of the mentally-missionary approach, concrete examples of charity at pre-revolutionary schools of Southern Zauralye are given.
Перспективой развития образования сегодня является привлечение к этому процессу всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей, руководителей различных предприятий, общественности. Особенно остро такой вопрос стоит на уровне регионов, где государственный заказ в сфере образования нужно соотнести с потребностями и возможностями (часто весьма огра-
ниченными) региона, выстроить перспективные модели развития, оптимально интегрировать индивидуально-
личностные и социально-региональные потребности. Важной составляющей в разработке таких социально-педа-
гогических проектов может и должен стать исторический региональный опыт сотрудничества школы и социума.
Отечественное дореволюционное ре-
гиональное образование накопило богатый опыт сотрудничества с общественностью, органами местного самоуправления (земствами), отдельными представителями регионального социума, властями. В историко-педагогических и краеведческих исследованиях эти широко распространившиеся явления российской действительности обозначаются терминами «благотворительность» и « попечительство ».
Трактовка термина «благотворительность» дается многими источниками и семантизируется как:
- благотворительная деятельность, т. е. «безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу» или «направленные на оказание материальной помощи неимущим» [9. С. 50];
- «оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности» [8. С. 5];
- «оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя [10]. Рассматривая благотворительность с
позиций ментально-миссионного направления в образовании, А. С. Белкин и Т. А. Сутырина дополняют семантическое поле понятия социально-образовательной (1), социально-психологической (2) и психолого-педагогической (3) трактовками, понимая благотворительность:
1) как «отражение накопленного социального опыта гуманистического, бескорыстного служения благородным целям, актуализированного как группами, так и отдельными членами общественности в целях сотворения блага»;
2) как «проявление отношения личности, группы, общественности к социально-личностно значимым проблемам личности, группы, общественности на основе сформированной готовности служения людям, сотворения блага»;
3) как «результат целенаправленного, организованного образовательного процесса, направленного на воспитание у членов общества ценностного отношения к идее сотворения блага людям, ценностного знания и умения реализации благотворительной деятельности» [2. С. 88—89].
А. С. Белкин и Т. А. Сутырина выделяют четыре наиболее распространенные формы благотворительности:
- материальная форма;
- форма социально-значимой поддержки;
- форма духовно-нравственной поддержки;
- интеллектуально-эмоциональная поддержка [2. с.90].
Термин «попечительство» понимается как «меры для попечения над кем-либо», и особо оговаривается дореволюционное понимание попечительства как «учреждения для попечения о ком-либо, чем-либо». «Попечение» закрепилось в русском языке с семантикой «покровительство», «забота» [9. С. 562].
Историко-педагогическое исследование показывает, что в дореволюционной школьной системе Уральского региона в целом и Южного Зауралья как одной из его составляющих были распространены все формы благотворительности и попечительство.
Исторически первой в ЮжноЗауральском регионе может быть обозначена форма духовно-нравственной поддержки, которую оказывали приходящим учиться «младенцам» в стенах первого на территории Зауралья СвятоУспенского Далматовского монастыря. С момента его возникновения (1644 г.)
он оказывал безвозмездные образовательные услуги. Став образовательным центром края и получив духовную монополию, монастырь реализовывал возможности по распространению грамотности, расширению сети церковных школ, увеличению числа учителей [4. С. 13—69].
Для церковной системы образования вплоть до революции 1917 г. типичным был безвозмездный труд учителя (учителя-священнослужители редко получали жалование, даже если таковое и полагалось, то выплачивалось нерегулярно, с большими задержками), обязательной стала духовно-нравственная поддержка обучаемых в становлении православной веры, терпения, в преодолении жизненных трудностей. В этом типе школ впервые возникли материальные формы благотворительности. Школы при Далма-товском монастыре обеспечивали письменными принадлежностями, давали кров и пищу приходящим детям. Исторически первой стало оказание помощи беднейшим учащимся продуктами питания, одеждой, затем распространились разного рода сборы пожертвований на нужды школ и для обеспечения получения образования детьми-сиротами. В сельской местности такие формы прочно вошли в жизнь крестьянской общины. Вне зависимости от экономического положения, община при открытии школ предусматривала льготные группы учащихся, к которым чаще всего относили детей-сирот и детей бедняков.
Крупные церкви и храмы городов (Шадринска, Кургана), крупных сел (Введенского и др.) оказывали значительную помощь не только церковным школам своего прихода, но и другим учебным заведениям. Учитывая тот факт, что на территории Южного Зауралья долгое время не было профессиональных светских учителей и правом обучения обладали только священники, трудно переоценить их вклад в развитие
регионального образования.
Особое значение благотворительность приобрела в процессе развития регионального светского образования, прежде всего женского, которое изначально планировалось как частное и в условиях недофинансирования центром опиралось на «местные средства».
Традиции благотворительности и меценатства в региональном образовании начали складываться с возникновением первых школ — Малого народного училища в г. Шадринске (1789 г.) и Уездного училища г. Кургана (1817 г.). Оба училища долгое время существовали за счет средств городских сообществ и пожертвований купцов.
Особые масштабы частная благотворительность приобрела в Кургане и Курганском уезде, так как там не было предусмотрено создание органов местного самоуправления. Среди примеров масштабной финансовой помощи первому учебному заведению следует назвать покупку двух деревянных домов и флигеля (1823 г.), что стало возможным благодаря тюменскому купцу Е. Ф. Курсанову. К середине XIX в., когда деревянные строения изветшали, классы стали тесными, их ремонт вновь провели за счет городских властей и купцов. Значительную сумму на переоборудование училища внес курганский купец Незговоров. В 1863 г. школа переместилась в построенное городом новое просторное каменное здание. Большинство своих финансовых вопросов училище также решало при помощи разного рода пожертвований. Даже в 1911 г. казначейство выделяло только 50% от требуемой на содержание суммы, 13 оплачивало городское общество, /10 составляла плата за учение. Остальное покрывали пожертвования и банковские проценты от них. В число жертвователей входили богатые купцы, городские чиновники, декабристы, простые жители города. Новый этап в развитии материально-технической базы и
учебно-воспитательного процесса начался с избранием почетным смотрителем училища известного мецената, купца-миллионера Д. И. Смолина, благодаря которому укрепилось финансовое положение, улучшилась оснащенность учебной литературой и наглядными средствами, удалось повысить статус училища (преобразовать в 4-хклассное). Д. И. Смолин, дети которого учились в этом учебном заведении, не только финансово поддерживал школу, но и влиял на ход воспитательно-образовательного процесса [6. С. 40]. Впоследствии купец открыл бесплатную частную школу для детей своих рабочих, помогал продуктами и одеждой детям других курганских школ. Сыновья Смолина также занимались благотворительностью на дело образования — так в Кургане появилась одна из первых династий региональных меценатов, чья деятельность становилась стереотипом поведения для городской элиты.
Важным стимулом для распространения частной благотворительности стало разрешение с 1877 г. именовать заведения, капиталы и стипендии личными именами жертвователей или их родственников. Крупнейшим благотворителям присваивалось звание «Почетный гражданин города». В связи с этим особое внимание в Южном Зауралье оказывается гимназиям, как наиболее востребованному, но недостаточно поддерживаемому государством типу светской школы в городах. К числу таковых может быть причислена мужская гимназия г. Кургана (1911—1919 гг.). Требования открыть подобное учебное заведение звучали давно, но препятствием было отсутствие подходящего помещения и недостаток средств. Только заметные волнения общественности заставили городские власти действовать. Общественное мнение учли и при выборе статуса учебного заведения — большинство населения города высказалось за открытие
классической мужской гимназии. Впоследствии образовательные запросы населения (выбор иностранных языков, введение дополнительных предметов и т. д.) обязательно учитывались попечительским и педагогическим советами. Здание для учебного заведения было построено городом, основную долю на содержание удалось получить за счет бюджета, но недостающие суммы ежегодно собирались с благотворителей. На «благородное дело» деньги ассигновало городское общество, купцы выделяли проценты от свои капиталов, подписные листы и кружечные сборы позволяли поддерживать льготные группы обучающихся. Популярными у купцов стали именные стипендии для лучших гимназистов.
Женские светские школы также привлекали внимание общественности, тем более что их содержание изначально подразумевало финансовое участие дворянства и городского общества. Решение правительства совпало с ростом финансовых возможностей и потребностей растущего города в обучении девочек. Это привело к тому, что давно возникшая идея обрела свое воплощение: в Кургане открыли первое светское учебное заведение для девочек — женское училище II разряда (1858 г.), преобразованное затем в прогимназию (1872 г.) и, наконец, женскую гимназию (1903 г.). Даже начальный капитал школы состоял из пожертвований — 105 руб., на которые не было возможным ее существование. Поэтому школе была оказана помощь. Первыми стали учителя, согласившиеся бесплатно преподавать (инициатор — священник И. Волков), часть средств собрали образованные жители города, весомым оказался вклад купцов и их жен. Значительную роль в становлении школы сыграла супруга городничего М. М. Бучковская и дочь купца II гильдии Шишкина. Став первыми попечительницами училища, они ежегодно
жертвовали деньги на жалование надзирательницы и необходимые материалы для работы девушек из бедных семей. Их примеру последовали другие состоятельные люди, например, купец II гильдии М. П. Меньшиков «принял на свой счет» жалование другим учителям школы. Некоторые попечители инициировали введение новых для учебного заведения, но необходимых в тот период для общества ремесел и промыслов (например, башмачное дело, ткачество), обеспечивая учениц всеми необходимыми материалами и приглашая наставников [5. С. 250].
Хотя с июня 1859 г. все действующие на частные и общественные пожертвования училища были отданы в ведение МНП, это не улучшило их финансового положения. Курганская женская школа по-прежнему нуждалась в материальной поддержке, которая оказывалась на протяжении всего периода ее существования, приняв несколько иную форму — через деятельность попечительского совета училища.
Городские власти также не оставляли школу без внимания: в 1863 г. она получила несколько комнат в новом каменном здании, вместе с уездным училищем. Но наиболее значимым в этом плане представляется деятельность попечительского и педагогического советов. Попечительский совет начал действовать в 1863 г., по сложившейся традиции в его состав вошли влиятельные люди города и губернии: городской староста, попечительница, смотритель училищ Тобольской губернии, представители дворянства и купечества. С деятельности попечительского совета и его председателя, Д. И. Смолина, начинается период расцвета училища. Совместно с педагогическим советом удалось решить вопрос улучшения материальной базы училища, ликвидировать нехватку учителей, повысить их образовательный ценз. Педагогический совет разработал новые учебные
планы, добивался повышения уровня знаний учащихся. Многие вопросы удалось решить благодаря деятельному участию Д. И. Смолина. Купец интересовался школьными делами ничуть не меньше, чем собственными торговыми предприятиями. Попечительский совет заботился о численном составе учащихся (на протяжении 20 лет обучение было бесплатным), о повышении статуса учебного заведения (школа стала прогимназией), улучшал условия обучения (прогимназия получила собственное каменное двухэтажное здание, за которое Смолин заплатил 3000 руб. из 13600 руб., запрошенных за него; оставшуюся сумму внесли городская дума и прогимназия). Получив прекрасное помещение, педагогическому совету удалось открыть 4 класс. В 1880—81 учебном году прогимназия получила имя «Александровская», что давало новые перспективы развития [5. С. 252]. Учителя проявляли интерес к бытовым проблемам иногородних девочек, соблюдению гигиены, предотвращению второгодничества, оставлению гимназии раньше установленного срока. Наиболее способных выпускниц рекомендовали к зачислению в педагогический класс. В целом для гимназии было типичным морально-нравственное наставление девочек, воспитание собственным примером, что в условиях жесткой регламентации учебно-воспитательного процесса типично для того времени.
Собственные средства, стипендиальные фонды, широкая благотворительность позволяли гимназии оказывать помощь нуждающимся ученицам. Это могли быть:
- именные стипендии. К 1917 г. гимназия имела 16 именных и специальных стипендий: 5 имели небольшой капитал — 240—500 руб., 3 стипендии с капиталом от 1100 до 2000 руб., 8 — от 2500 до 5600 руб. Ежегодные отчисления с капиталов в размере от
4—6% поступали в фонд гимназии. Состоятельные жители города учреждали именные стипендии (купца Д. И. Смолина, железнодорожного инженера Кенге, почетного гражданина города Урбановича, купчих Ещепко-вых и Цветовой и т. д.).
- освобождение от платы за обучение: в разные годы число учениц, освобождавшихся от платы за учение, составляло от 25 до 40 человек в год;
- помощь нуждающимся одеждой, обувью, школьными принадлежностями, продуктами и т. д. Размеры помощи значительно увеличились с появлением в гимназии во время I мировой войны детей беженцев, инвалидов и сирот. В этом случае помощь оказывали не только благотворители, но учителя и одноклассницы. В Кургане и уезде создавались благотворительные общественные организации. Полученные от различного рода общественной деятельности средства (от проведения концертов, спектаклей, вечеров, продажи книг, членских взносов и т. д.) они перечисляли на развитие образования. Наибольшую известность получило созданное в начале 80-х годов «Общество попечения об учащихся в учебных заведениях Кургана» [7. С. 21]. В Шадринске подобное общество («Общество вспомоществования учащимся в уезде») оказывало поддержку сельским детям, обучавшимся в низших и средних учебных заведениях, стремившимся продолжить обучение в других городах, поддерживало выпускников школ. За счет Общества оплачивалась учеба, приобретались учебники, одежда, обувь, медикаменты для больных детей. Долгое время во главе Общества находилась начальница женской гимназии Н. К. Лон-гинова, хорошо знавшая проблемы образования. Она ходатайствовала об открытии в г. Шадринске бесплатной круглосуточной столовой для бедных учащихся [1].
Несколько иные отношения складывались в процессе развития светской системы образования в г. Шадринске и Шадринском уезде. Если первоначально благотворительность играла здесь заметную роль, то с созданием местных органов самоуправления (1870-е гг.) — уездного и городского земств — такая необходимость во многом отпала. Получая миллионные доходы, значительную их часть (до полумиллиона в год) земство тратило на нужды образования. Земство решало все ключевые вопросы по открытию светских школ, укомплектованию их учителями, улучшению материальной базы и т. д. Выборность органов давала возможность связи с общественностью, требовала учета образовательных потребностей населения. Финансирование из общественных средств позволило достичь достаточно высокого уровня развития образования (особенно гимназического) в городе и уезде, создать корпус учителей, укрепить материальную базу школ. Благодаря деятельности земства в Шадринском уезде возник особый тип сельской земской школы — школки домашнего обучения, — получивший широкую известность за пределами региона [3]. Представители земства становились членами попечительских советов, педагоги нередко избирались в городскую думу, что давало возможность ближе узнавать проблемы образования и успешнее их решать.
Тем не менее, благотворительность частных лиц была достаточно широко распространена. Среди наиболее ярких примеров могут быть названы:
- обеспечение преподавания необходимых для города учебных предметов (такие случаи известны в Шад-ринске со времен Малого народного училища, где благодаря местным купцам было введено преподавание коммерции, для чего из столицы за двойное жалованье был приглашен специалист);
- создание фондов для открытия учебных заведений (начало самой крупной на Урале женской гимназии, ставшей впоследствии гордостью города, было положено благодаря письму неизвестного доброжелателя и взносом в 1000 руб. Это событие так задело городского голову, что в кратчайшие сроки было найдено помещение, учителя и обеспечено достойное финансирование);
- финансирование воспитательнообразовательных проектов (пополнение библиотек, проведение праздничных вечеров и т. д.). Один из самых известных и дорогостоящих проектов — проводимые с 1913 г. экскурсии выпускниц Шадринской женской гимназии по 11 городам России — не удалось воплотить ни одному другому учебному заведению Южного Зауралья;
- предоставление помещений для нужд школ (широко известен пример купца Начапкина, сначала «уступившего» в аренду каменный особняк для церковной женской школы, затем взявшего на себя все расходы по его содержанию, отоплению, ремонту и обеспечению мебелью и т. д., что уже не приносило ему прибыли, но сделало школу популярной; горожане назвали ее Начапкинской);
- дары на нужды образования (самым дорогостоящим стал подарок купца-миллионера Ф. А. Соснина — каменный особняк для размещения школы, за что он получил звание почетного гражданина города, в его честь была названа улица, о его поступке Пермский губернатор доложил царю).
В целом в городе и уезде благотворительность была широко распространена. Большинство видных деятелей, представители купечества и зажиточного крестьянства были почетными попечителями, активно привлекались к участию в
благотворительности и попечительству женщины. Особое место занимали учителя. Педагоги крупных гимназий, будучи людьми состоятельными, сами жертвовали не только на дело образования, но и на прочие нужды общественности. Собранные средства уступали финансовым потокам со стороны купечества, но показывали пример учащимся, вовлекали их в посильное служение на благо общества, учили помогать ближним. В годы I мировой войны в учебных заведениях организовывали сбор вещей для фронта, с открытием в городе госпиталя учителя и ученики старших классов безвозмездно работали там, помогали появившимся в городе беженцам и переселенцам. Благодаря учительскому составу в школах осуществлялась морально-психологическая поддержка обучаемых, что стало особенно необходимо в преддверии революции. Попечительские и педагогические советы, учителя и воспитатели уделяли внимание настроениям учащейся молодежи. Особенно ярко это проявилось в женской гимназии, где ученицы, особенно иногородние, находились под пристальным вниманием своих наставников. С одной стороны, этого требовали должностные инструкции, с другой — воспринималось как моральный долг учителей, стремление помочь детям адаптироваться к новым условиям жизни, уберечь от соблазнов, привить им лучшие человеческие качества.
Таким образом, деятельность частных благотворителей, благотворительных обществ, земств принесла значимую пользу обществу, повышая общий уровень образования и его качество. Большое число жителей Южного Зауралья, вне зависимости от уровня благосостояния, оказалось задействовано в актуализации общественной идеи «сотворения блага», на их примере у подрастающего поколения формировалась и развивалась готовность к безвозмездному слу-
жению обществу. Наиболее ярко в Южном Зауралье проявилась материальная форма благотворительности и форма духовно-нравственной поддержки, хотя нельзя исключить и социально значимую и интеллектуально-эмоциональную поддержку, которые не фиксировались в архивных документах, но фрагментарно представлены в мемуарной литературе и биографических данных.
ствовала увеличению школьной сети, повышению качества образования, созданию квалифицированного учительского корпуса, дала возможность адресной поддержки учащимся и отдельным школам. Попечительские советы стабилизировали общественную поддержку. Масштабы благотворительности и попечительства придали системе образования Южного Зауралья особенности, которые заключались в релевантных условиям доступности образования для больших слоев населения, демократичном принципе отбора учащихся, достижении отдельными типами школ значительных успехов в учебно-воспитательном процессе, сопоставимых с лучшими учебными заведениями страны.
Благотворительность и попечительство давали возможность женщинам заняться общественно значимой деятельностью, проявить себя на руководящих постах, что в свою очередь повышало их социальный статус, способствовало интеллектуальному и духовному развитию.
Широкая благотворительность на ну-
жды регионального образования способ-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БАЖИНА Н. М. Н. К. Лонгинова: материалы к биографии // Шадринская старина. Краеведческий альманах. — Шадринск: ПО Исеть, 1998. — С. 132—139.
2. БЕЛКИН А. С., СУТЫРИНА Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании: монография. — М.: Издательство «Спутник+», 2009.
3. БУЛЫГИНА М. В. Земские школки домашнего обучения конца XIX в. в Шадрин-ском уезде Пермской губернии // Образование и наука. 2005. № 5. С.130—137.
4. БУЛЫГИНА М. В. Школы Зауралья (70-е годы XVII в. — 20-е годы XX в.): монография — Екатеринбург: УрГПУ, 2008.
5. ВАСИЛЬЕВА А. М. Забытый Курган — Курган: Зауралье, 1997.
6. МИХАЩЕНКО А. Л. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719—1917 гг. (на материале южно-зауральского региона Западной Сибири): монография. — Курган: Курганский гос. ун-т., 2004.
7. НЕМИРОВА О. Г., Новикова Е. В., Уткина А. В. [и др.] Курганская школа в XIX — начале XX вв. — Курган, 1993.
8. Новая иллюстрированная энциклопедия. Т. 3. — М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
9. ОЖЕГОВ С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1997.
10. РАЙЗБЕРГ Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2007.
© М. В. Булыгина , 2010