Научная статья на тему 'Пожертвования и социальная помощь обучающимся в Южном Зауралье: досоветский период'

Пожертвования и социальная помощь обучающимся в Южном Зауралье: досоветский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михащенко Анатолий Лаврентьевич

Рассмотрена система благотворительности в народном образовании. Приведены примеры пожертвований городским школам. Освещена деятельность попечительских советов при учебных заведениях. Раскрыт устав попечительского общества и сфера его социальной помощи. Показано зарождение Общества вспомоществования при женских гимназиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Donations and the social help the trainee:

The summary. In this article is considered the system of charity in national education. Examples of donations to city schools are resulted. Activity of boards of guardians is covered at educational institutions. The charter of a trustee society and sphere of his social help are examined. Origin of the Society of a relief aid is shown at female grammar schools.

Текст научной работы на тему «Пожертвования и социальная помощь обучающимся в Южном Зауралье: досоветский период»

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ЮЖНОМ ЗАУРАЛЬЕ: ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Новый виток общественно-экономического развития России, капитализация с ее грабительской приватизацией народной собственности привели к баснословному обогащению одних и значительному обнищанию других. Материальные трудности породили отсев из школ и безнадзорность детей, ликвидировать которые в какой-то степени возможно путем благотворительности и попечительства. Однако состоятельные предприниматели не спешат с гуманитарной помощью образованию, да и государство еще не разработало систему поощрительных мер за благотворительность. В связи с этим уместно обратиться к истории и критически использовать позитивный опыт наших предшественников в развитии образования. Предлагаем материалы, относящиеся к Южному Зауралью, многие из которых были аналогичны для всей Российской империи.

Государственных средств, выделяемых правительством образовательным школам, не хватало, поэтому они нуждались в дополнительной материальной помощи. Один из источников был найден — добровольные пожертвования граждан. В феврале 1816 г. Министерство народного просвещения приняло постановление «О наградах для благотворителей училищ». В нем указывалось, что в училищах необходимо иметь специальные прошнурованные книги в сафьяновом переплете с золотым обрезом для записи имен благотворителей и указанием внесенных пожертвований. Далее приводились поощрительные меры в зависимости от внесенных средств. Человека, пожертвовавшего не менее 1000 руб., следовало называть почетным благотворителем, а в училище на особой доске в золоченой раме «изображать золотыми буквами чин, имя, отчество, фамилию с означенными пожертвованиями». Внесшие свыше 3000 руб., к тому же, изображались на портрете, помещенном в учебном заведении; пожертвовавшие свыше 5000 руб. заносились в Рескрипт с императорской подписью, имена внесших 20 000 руб. МНП предоставляло «на высочайшее его императорскому величеству усмотрение». После смерти таких благотворителей в училищных залах устанавливались на пьедесталы их памятники. Постановление было подписано министром народного просвещения графом Алексеем Разумовским и разослано по всей России.

В Курганском и Шадринском учебных округах Южного Зауралья придерживались положений этого документа. Начало благотворительной деятельности было положено Курганским Благородным Обществом, которое организовывало сборы средств путем подписных листов. Подобным образом в 1818

и 1819 гг. было пожертвовано, соответственно, 330 и 140 руб. на приобретение книг для училищной библиотеки [1, л. 7]. Благотворительную помощь оказывали люди самых различных социальных групп, должностей и званий. В книгу с сафьяновым переплетом и золотым обрезом были внесены имена курганского городского исправника, купцов и чиновников, коллежских асессоров и титулярных советников, священников, военных, крестьян. Небольшие суммы в пользу мужского высшего начального училища вносили заезжие чиновники: по 5 руб. пожертвовали магистр Московского университета Лидин и директор училищ Тобольской губернии надворный советник И.П. Менделеев (отец знаменитого химика). В середине XIX века в России на

5 руб. можно было купить мужской костюм-тройку и хромовые сапоги. Ежегодные суммы поступлений были от 20 до 500 руб. При открытии Богородице-Рождественского приходского училища местные купцы, а также иногородние, ведущие торговлю в Кургане, обязались ежегодно жертвовать до 69 руб. серебром на нужды учебного заведения. Содержатель питейного откупа обязался в течение трех лет вносить по 50 руб., а зажиточный крестьянин уезда Павел Иванов — по 15 руб. серебром ежегодно. Но вскоре многие благотворители по разным причинам отказались от взносов [2].

Спокойная и размеренная жизнь курганских обывателей была потревожена ссыльными декабристами. В 1830—1857 гг. в Кургане на поселении в разное время проживало тринадцать декабристов (Н.В. Басаргин, Ф.М.Башмаков, А.Ф. Бригген, В.К. Кюхельбекер, В.Н. Лихарев, Н.И. Лорер, М.М. Нарышкин, М.А. Назимов, И.С. Повало-Швей-ковский, А.Е. Розен, П.Н. Свистунов, И.Ф. Фохт, Д.А. Щепин-Ростовский), внесших посильный вклад в дело становления образования в г. Кургане. Государственным преступникам многое запрещалось, в том числе и преподавательская деятельность. И, тем не менее, они пытались каким-то образом оказать помощь народному образованию. Ссыльные оставались верны своим программным документам, в которых одним из условий было распространение грамоты среди народа. Реализацию своих планов декабристы стали осуществлять через благотворительные пожертвования Курганскому уездному училищу: дарили книги, комплекты периодических изданий прошлых лет, денежные суммы. Пример благотворительной помощи показала Елизавета Петровна Нарышкина, жена декабриста М. Нарышкина, бывшего гвардии полковника. Она пожертвовала для фундаментальной библиотеки книги «Описание войска Донского», «Новая

История

Греция». Среди многочисленной литературы были довольно дорогие издания, в частности, сочинения Эразма Роттердамского стоимостью в 20 руб., «Детская книжка» — 41 руб. Книжные полки училища пополнились журнальной библиотекой декабриста Назимова, которую оценили в 220 руб., собранием польских королей, подаренных Бриггеном. Он же пожертвовал «Историю Фукидида» на греческом и латинском языках. Особую активность в благотворительной деятельности проявила баронесса Анна Васильевна Розен, жена А. Розена, подарившая историческую литературу и статистическое описание Российской империи. Декабристы Басаргин и Фохт не располагавшие большими личными библиотеками, пожертвовали училищу журнал «Современник» за 1842 г. и «Журнал министерства внутренних дел» за предыдущие три года. Кроме литературы, ссыльными были подарены карта Российской империи, географический атлас [3, л. 10—21].

Делались и денежные пожертвования. Различные суммы (от 13 до 26 руб.) были внесены Басаргиным, Повало-Швейковским, Щепин-Ростовским, деньги по тем временам не малые. В середине XIX века российский рубль был очень весом: на него можно было купить 6 пудов пшеничной муки, столько же стоил пуд первосортного говяжьего мяса, от 30 до 200 руб. стоили дома с надворными постройками. В одном из отчетов того времени было указано: «В числе означенных пожертвований могут считаться взносы проживающих в Кургане Михайла Александровича Назимова на 62 р. 85 с половиной к., Петра Николаевича Свистунова на 40 р. и состоявшего на службе в Курганском окружном суде Александра Федоровича Бриггена — 113 р. 14 с четвертью к. серебром». Особое милосердие проявил Свистунов к побочному сыну декабриста Барятинского П.П. Тернугову. Мальчик жил и воспитывался в семье декабриста вместе с его собственными детьми. Он окончил Тобольскую гимназию и почти 45 лет работал народным учителем. Уехав в центральную Россию, Свистунов систематически до самой своей смерти переписывался с Терпуговым, который скончался в 1909 г. в селе Петропавловском Тюменского уезда [4, л. 56 об.].

Иногда денежные фонды учреждений народного образования пополнялись за счет духовных завещаний состоятельных граждан. Так, купеческая вдова Березина в предсмертном наказе отметила, что завещает по 500 руб. женской гимназии, трем приходским училищам, Курганскому Николаевскому детскому приюту. Деньги помещались в банк и оставались неприкосновенными, а проценты с них шли на нужды указанных детских учреждений [5, с. 53].

Одним из путей сбора денежных средств были подписные листы, с помощью которых чиновники народного образования пытались поправить финансовые дела. На заседании педагогического совета Курганского высшего начального училища в 1916 г.

было решено для организации неприкосновенного фонда устроить сбор по подписному листу среди учащихся, родителей, обществ и частных лиц. Пожертвования собирались на строительство школьных зданий, на помощь нуждающимся ученикам. В 1917 г. был организован сбор денег на пополнение средств родительского комитета. Курганцы внесли различные суммы — от 1 до 10 руб. Всего по подписному листу собрали 116 руб.[6, л. 14].

Русско-японская и первая мировая войны значительно истощили царскую казну. Правительство призывало к пожертвованиям, к организации различных благотворительных обществ. В 1906 г. было открыто «Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям». Обращения, листовки, положения, рассылались по всей России. В них говорилось об оказании посильной помощи обществу, о поощрении за пожертвования. В фондах Государственного архива Курганской области сохранилась информация о наградах за благотворительную помощь. Министерством внутренних дел были утверждены особые нагрудные знаки — золотые жетоны 1-й степени с бриллиантовыми розами и 2-й степени, серебряный жетон 3-й степени с золотой эмблемой и т. д. Для менее обеспеченных предлагался медный знак. Желающие иметь эти награды должны были оплатить их стоимость и изготовление (от 59 коп. до 65 руб.), которое поручалось фирме Фаберже.

В 60-х гг. XIX века при курганских школах начали работать попечительские советы, которые формировались из состоятельных граждан. В состав обязательных членов попечительского совета курганской женской школы вошли попечительница учебного заведения, городской староста, смотритель уездных училищ. Кроме того, был включен представитель от дворян — земский исправник, от купцов — Д.И. Смолин, который стал первым председателем попечительского совета. В состав этого органа стали привлекать состоятельных людей с условием ежегодных членских взносов. От Тобольского губернского управления поступило уведомление о том, что чиновники Кургана изъявили желание на ежегодные пожертвования в пользу школы, а общество купцов и мещан дало «приговор» об ежегодных денежных взносах, получаемых от записи в гильдии и от оформления торговых документов. К 1864 г. из этих источников в школу поступило 1051 рубль [7, л. 10].

Попечителями женского училища стали купеческие жены Березина, Несговорова, Смолина, обязавшиеся выплачивать по 50 руб. ежегодно. Такую же сумму пожертвовали в 1867 г. купец 1-й гильдии Меныциков и купец 2-й гильдии Смолин. Взнос в попечительский совет сделали и сыновья купцов Осипова, Папулова, Несговорова. При открытии четвертого класса Курганской женской прогимназии попечительским советом было предложено со-

стоятельным гражданам сделать денежные пожертвования. Купцы Дерягин и Шветов обязались в течение пяти лет вносить по 50 руб. Их примеру последовали братья Меньшиковы и Иван Бронников, 25 руб. пожертвовал Илья Кошечев. Для открытия параллельного класса в Курганском 2-классном училище нужны были средства. Деньги для этой цели внес купец Соколов, благодаря чему появилась возможность обучать еще 50 детей. Шадринский купец 1-й гильдии Соснин купил за 2500 руб. двухэтажный каменный дом с мезонином и пожертвовал его городскому 4-классному училищу [8, с. 79].

В марте 1892 г. в Южном Зауралье было учреждено «Общество попечения об учащихся в учебных заведениях г. Кургана», цель которого — оказание социальной помощи обучающимся. Через пять лет существования, оно имело отлаженную организационную структуру. Общество возглавлял совет, состоящий из председателя, его заместителя, казначея и секретаря. «Непременными» членами являлись городской Голова и штатный смотритель училищ. В ревизионную комиссию входило три человека, как правило, из купеческого сословия. В состав «правительственных» агентов избиралось также три человека, а в почетные члены общества — десять состоятельных горожан. В 1895/96 уч. году в попечительскую организацию входило 154 действительных члена, из которых одна треть относилась к иногородним горожанам. Среди них были представители Москвы и Петербурга, Омска и Красноярска, Тюмени и Тобольска, а также из Самары, Иркутска, Ялуторовского округа, из больших сел Южного Зауралья (Введенское, Лебяжье, Петухово). Значительную часть действительных членов общества составляли состоятельные люди и, в частности, купцы

А. Балакшин, Ф. Дунаев, Е. Несговоров, П. Шветов, П. Юдин и др. [5, с. 50].

Попечительское общество имело устав, в котором указывалась его цель: а) оказывать вспомоществование беднейшим учащимся г. Кургана и округа приобретением для них учебных пособий и платой за право учения; б) доставлять способы к дальнейшему продолжению учения, окончившим курс в учебных заведениях г. Кургана и округа; в) содействовать Городскому общественному управлению, сельским обществам и частным лицам, имеющим надлежащее разрешение в открытии училищ и в расширении существующих; г) открывать и содержать начальные и воскресные школы на собственные средства; д) вообще содействовать делу народного образования устройством библиотек, читален, народных чтений, музеев, книжных складов и публичных чтений. Цель устава трактовалась довольно широко и по сути дела включала задачи и даже содержание работы попечительской организации.

Средства общества формировались разными путями: членскими взносами, составляющими 1 рубль в год; 6-ти процентными поступлениями с

основного капитала, находящегося в Курганском городском Общественном Банке; абонементной платой за пользование библиотекой общества; производством линованной бумаги; организацией платных спектаклей и концертов; проведением лотерей аллегри, дававших деньги от продажи билетов; пожертвованиями. В 1895/96 уч. году основной капитал попечительского общества составлял 1096 руб. 95 коп. [9, л. 36].

На основании поступивших заявлений совет общества оказал материальную помощь ученикам и учебным заведениям. Около 100 рублей было выделено за право учения 33 учеников уездного училища и 20 учениц прогимназии. Обучающимся из бедных семей в мужских и женских народных школах, уездном училище и прогимназии выделили 87 рублей для приобретения одежды и обуви. На них закупили 144 аршина ситца и других материалов, 8 пуховых платков, 20 пар ботинок, 10 пар валенок, 6 пар сапог. Троицкому женскому училищу для работы рукодельного класса общество попечения выдало 30 руб., на 10 из них были закуплены ножницы, бумага, ситец и коленкор, канва и шнуры, иголки и нитки, а также наперстки, крючки и прочие необходимые для рукоделия предметы. Оставшиеся деньги планировалось израсходовать в новом учебном году. В соответствии со сметой совет выдал 69 руб. воскресной школе, на которые закупили бумагу, письменные принадлежности, учебные книги. Среди последних были Азбуки-картинки, Буквари, книги для церковно-славянского чтения. Появилась потребность в волшебном фонаре, на покупку которого председательница совета и казначей выделили еще 70 руб. [10, с. 15].

Предметом особой заботы общества попечения

об учащихся была деятельность платной и бесплатной библиотек. Их работой руководила библиотечная комиссия, состоящая из семи членов, в число которых входили А. Балакшин и П. Юдин. Для бесплатной библиотеки отобрали 250 томов из платного абонемента, а список представили курганскому окружному исправнику для утверждения. В июне 1896 г. в присутствии городского Головы, исправника, председательницы общества и некоторых его членов состоялся молебен и открытие бесплатной библиотеки.

Недостаток книг и большое количество читателей заставили библиотечную комиссию приобрести из книжного склада дополнительную литературу. К 1 сентября 1896 г. в бесплатной библиотеке общества насчитывалось 329 наименований книг, а число читателей дошло до 385 человек, из которых 212 были учащиеся курганских школ. В отчете библиотечной комиссии отмечалось: «Книги брались нарасхват, оставались только некоторые тяжеловесные произведения и часто читатели уходили из библиотеки неудовлетворенными или совсем без книг». Из-за недостатка литературы приходилось иногда

История

давать восьмилетним мальчикам «человеческое тело Бока, учебник минералогии Герда и пр. И многие соглашались взять лучше минералогию, чем уходить совсем без книг — настолько велика потребность в чтении» [И, с. 18].

С разрешения Тобольского губернатора попечительское общество организовало Курганский школьный музей. Задачи его заключались в сборе, хранении, выставке и использовании материалов при обучении. Это были учебные пособия по истории и географии (рисунки, карты, планы городов, рукописи, нумизматические и этнографические коллекции), физике и химии (различные приборы и вещества), естественной истории (гербарии, зоологические, минералогические, геологические коллекции и атласы). Среди экспонатов музея находились продукты различных производств (сельскохозяйственного, текстильного, металлургического, гончарного, стекольного и др.), ремесел и их орудий производства (столярного, бондарного, кожевенного и др.). Члены общества собирали пожертвования в пользу школьного музея.

Социальная помощь обучающимся шла из нескольких источников. Посильную поддержку оказывало уездное земство, Общество вспомоществования, городская управа, общественный банк, родительские комитеты, городское население. Шад-ринское уездное земство выделяло специальные средства на стипендии ученикам, обучающимся как в Шадринском уезде, так и за его пределами. Так, в 1905 г. оказывалась материальная помощь двум учащимся Московского земледельческого училища и Кунгурского технического училища Губкина, получавшими соответственно 300 и 200 руб. стипендии в память 25-летия царствования императора Александра И; две стипендии по 200 руб. в память коронования «их Императорского Величества Государя Императора Николая II и Государыни Александры Федоровны» планировалось платить обучающимся в любом ремесленном училище [11, с. 385].

Шадринское земство выделяло пособие и за счет особого кредита составлявшего в 1912 г. 3000 руб., в 1913 г. — 3500 руб., а кроме того, ассигновало 300 руб. на обучение детей нижних чинов армии и флота, погибших в войне с Японией. В 1913 г. такие пособия составляли от 30 до 90 руб. в год и ими пользовались 97 человек, среди которых было 67 учениц женской гимназии и 18 человек реального училища [12].

В начале XX века по инициативе земского врача

В.А. Любимова было создано Общество вспомоществования нуждающимся ученикам. Председателем и секретарем в течение многих лет являлась Н.К. Лонгинова, начальница Алексеевской женской гимназии. В отчете о своей работе она отмечала, что за десять лет (1905—1915 гг.) была оказана помощь 718 лицам для лечения, приобретения одежды и

обуви, учебников и «взносной» платы за право учения. Общество оказывало помощь учащимся низших и средних учебных заведений, а также бывшим выпускникам средних учебных заведений г. Шад-ринска для продолжения учебы в других городах [13, с. 5—7].

Социальную помощь ученицам Курганской женской гимназии оказывало Общество вспомоществования при учебном заведении, возглавляемое потомственной дворянской Александрой Галицкой. Под ее руководством в 1910/11 уч.году было собрано 1099 руб., которые внесли за право обучения 25 «недостаточников»; в следующем учебном году доход от сборов составил 1644 руб., израсходованных затем на плату за обучение 40 учениц, в 1912/13 уч. году собрали с населения 1675 руб. 35 коп. и оплатили ими право на обучение 41 гимназистки. За «усердную и полезную деятельность по учреждениям МНП» дворянка А. Галицкая в декабре 1915г. была «Всемилостивейше пожалована» золотой медалью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте [14, л. 1].

Посильную поддержку обучающимся старались оказывать родительские комитеты учебных заведений. Среди них особо выделялась деятельность общественного органа Курганской Александровской женской гимназии. Так, например, во втором полугодии 1916 г. родительский комитет организовал дешевые вкусные завтраки и бесплатный чай для всех. Ученицы из малообеспеченных семей получали пищу вообще без оплаты, за счет завещанных средств бывшего председателя попечительского совета гимназии Меньшикова. В январе 1917 г. попечителем Западно-Сибирского учебного округа было утверждено положение о капитале имени знатного купца, согласно которому деньги в сумме 5000 руб. помещались в Курганский городской Общественный Банк, а ежегодные проценты с капитала планировалось использовать на оплату завтраков для беднейших учениц гимназий.

Одним из источников формирования различных специальных фондов являлись кружечные сборы, в которых участвовали учащиеся. Подобная акция была проведена в Кургане 21 мая 1916 г. ученицами Александровской женской гимназии с целью создания при учебном заведении фонда помощи детям-сиротам воинов, погибших в первой мировой войне. Весь город условно был разбит на 25 районов сбора денег. Горожанами было пожертвовано 1040 руб. 75 коп. На «кружечные» деньги были приобретены облигации краткосрочного военного займа, а на проценты с капитала попечительский совет учредил Георгиевскую имени императора Николая II стипендию для детей-сирот и воинов, пострадавших в войне 1914—1916 гг. и награжденных орденами Св. Георгия, Георгиевским оружием и Георгиевскими медалями [14, л. 100].

Таким образом, местные органы власти, общественные организации, состоятельные граждане и не очень зажиточные люди Южного Зауралья старались оказывать посильную помощь обучающимся. Однако их пожертвования и социальная помощь не могли в полной мере удовлетворить потребности народного образования, финансируемого минимизированными государственными ассигнованиями.

Литература

1. Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. 147, оп. 1, д. 5.

2. Курганский вестник — 1913, 25 июля.

3. ГАКО, ф. 147, оп. 1, д. 3.

4. ГАКО, ф. 147, оп.1, д.1.

5. Емельянов, Н.Ф. Город Курган, 1782—1917, Соц.-эконом, история/Н.Ф. Емельянов. — Курган: Изд-во Кург. гос. пед. ин-та, 1991. — 256 с.

6. ГАКО, ф. 147, оп. 1, д. 88.

7. ГАКО, ф. 147, оп. 1,д. 5.

8. Немирова, О.Г. и др. Курганская школа в XIX — начале XX века / О.Г. Немирова. — Курган : Изд-во Кург. гос. пед. ин-та, 1993. — 137 с.

9. ГАКО, ф.169, оп.1, д.1.

10. Отчет Общества попечения об учебных заведениях г. Кургана за 1896/97 уч.год. — Курган : Тип. Ф.И. Шубина, 1897. — 23 с.

11. Журналы Шадринского уездного земского собрания XXXV и XXXVI чрезвычайных сессий 1904 года. — Шадринск : Тип С.И. Иванчикова, 1905. —1499 с.

12. Михайлова, Н. Кто получал именную стипендию / Н. Михайлова // Шадринский курьер. — 1999, 3 июня.

13. Лонгинова, Н.К. Обзор Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Шадринского уезда за 10 лет существования / Н.К. Лонгинова. — Шадринск, 1915. — 36 с.

14. ГАКО, ф. 63, оп. 1, д. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.