Кривуля О.А. ©
Доцент, кандидат исторических наук, кафедра всемирной истории и международного права,
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
УЧАСТИЕ ГОРОЖАНОК СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЛЕГАТСКИХ СОБРАНИЙ (1919-1932 гг.)
Аннотация
Анализируются особенности деятельности женщин в делегатских собраниях и влияние этих собраний на формирование новой субкультуры женщин-горожанок в советской Украине.
Ключевые слова: женщины, горожанки, делегатские собрания, субкультура, советская Украина. Keywords: women, the cities woman, the delegates of the meeting, sub-culture, the Soviet Ukraine.
Под влиянием внешних факторов женская субкультура на протяжении всего периода истории человечества постоянно трансформировалась, что, в свою очередь, влекло за собой изменения социального статуса женщин в обществе и семье. Неоднозначные последствия этого процесса имеют продолжение в современном обществе Украины. При этом социальные роли женщин сместились по отношению к их традиционным векторам, что, с одной стороны, способствует установлению гендерного паритета, с другой - порождает углубление проблемы нивелирования ценностей в обществе. Данный процесс имеет глубокие корни, так как начался в конце Х1Х в. и активизировался с установлением советской власти на Украине, когда проводилось целенаправленное «воспитание» или «перевоспитание» женщин в соответствии с новой идеологией, целями и задачами пришедших к власти большевиков. Фактически происходила трансформация женской субкультуры не естественным - эволюционным - путем, а «сверху». Исследование исторического опыта этих изменений и их результатов сегодня будет актуальным для представителей власти, которые разрабатывают стратегию гендерной политики, а также конкретные мероприятия, связанные с установлением в государстве гендерного равенства. В этой связи ярким примером выступает опыт советской власти по широкой организации женщин при помощи женских делегатских собраний, благодаря которым, в том числе, и трансформировалась женская субкультура.
Целью статьи выступает раскрытие особенностей деятельности женщин в делегатских собраниях и влияние этих собраний на формирование новой субкультуры женщин-горожанок в советской Украине.
Учитывая тот факт, что наше исследование базируется в основном на архивных материалах и документах, мы использовали критический метод, а также методы структурного анализа, квантитативного анализа, хронологический. При этом придерживались принципов научности, объективности и историзма. Статья подготовлена в контексте исторической феминологии -исторического знания, предметом которого выступают женщины в истории, в том числе изменение их социального статуса и функциональных ролей.
Дефиниция «женская субкультура» определяет жизненное пространство женщины, женское бытие, отделенное от общего бытия общества, субординацию женщины по отношению к мужчине. Процесс формирования и изменения женской субкультуры непосредственно связан с изменением мировоззрения женщин. Ярким примером целенаправленного воздействия на изменение социальной роли и сознания женщин в первые годы советской власти на Украине были женские делегатские собрания, которые организовывались компартией с 1919 по 1932 гг. Направлением их работы стали «отсталые» слои, к которым партийные активисты относили всех женщин, не воспринимавших новую власть или колеблющихся. Проводимая с ними работа, как в группе, так и персонально со временем приносила плоды: большая часть «обработанных» женщин-делегаток становилась на так называемый «правильный» путь. Они объединялись в группы, которые, собственно, и назывались делегатскими собраниями. Работающие делегатки избирались трудовым коллективом, домохозяйки — на районных собраниях, а кустарные работницы — на объединенных собраниях кустарок. С 1919 по 1922 гг. срок их полномочий был действительным 1 год, с 1922 г. — полгода.
© Кривуля О.А., 2013 г.
Несмотря на то, что делегатские собрания начали работу еще в 1919 г., распространение они получили в начале 20-х гг. В 1921 г. на совещании заведующих губернскими женотделами при ЦК РКП(б) официально были определены их основные задачи: «Объединить вокруг партии, советов и профсоюзов отсталые слои работниц и крестьянок, привлечь их к общественным, производственным, профессиональным и партийным интересам, научить вести определенную практическую работу по советскому, партийному и профессиональному строительству и сделать работницу и крестьянку активными членами партии и работниками во всех общественных и государственных органах и учреждениях» [1, 90]. Фактически представители новой власти предполагали организованно и целенаправленно изменить взгляды женщин на их место в советском обществе. Причем в лозунгах относительно раскрепощения женщин и предоставления им равных прав с мужчинами сознательно вуалировалась ключевая задача партии: овладение их культурным пространством с целью подчинения общественно-политической активности женщин в пользу партийных интересов.
Согласно намеченным в 1921 г. задачам, делегатские собрания начали создавать на предприятиях, в учреждениях, при городских и районных женотделах для работниц государственных предприятий, кустарных работниц, домохозяек и жен рабочих. Например, по распоряжению секретаря фракции Южного бюро ВЦСПС Гольцмана предполагалось в лечебных учреждениях, где большинство сотрудников были женщинами, выделить организаторов среди женщин губотдела союза и ячеек, провести выборы делегаток. Причем планировалось их участие не только в делегатских собраниях, но и в общих собраниях работников лечебных учреждений. Акцентировалось внимание на введении женщин во все выборные органы союза, местные комитеты и комиссии. Подчеркивалось, что параллельно необходимо проводить кружковые занятия с женщинами для разработки политпросветительских вопросов [2, 13]. Последняя фраза Гольцмана выступала ключевой: именно политическое перевоспитание играло главную роль в процессе изменения сознания женщин.
Достаточно быстро делегатские собрания получили широкую популярность. Быть «делегаткой» стало в некоторой степени почетно и даже престижно. Избрание в делегатские собрания означало уважение со стороны сотрудников, хотя, по мнению партийцев, в них выбирали преимущественно «культурно и политически отсталых» женщин, но при этом таких, которые пользовались уважением на уровне микрогруппы. Для осуществления влияния на других членов в делегатские собрания в обязательном порядке включались несколько коммунисток, комсомолок и женщин, имеющих опыт проведения общественной работы.
Перевыборы кандидаток, на которых заслушивались отчеты делегаток о проделанной за год работе, проходили на общих собраниях трудового коллектива, в которых принимали участие также и мужчины. В отчетах указывались особенности проведения занятий и прохождения практики делегатками, что, в свою очередь, помогало другим женщинам ознакомиться с основными общественно-политическими направлениями, которые пропагандировались партией, и влияли на сознание женщин.
С целью пролетарского влияния на других делегаток собрания комплектовались таким образом, чтобы в каждой группе были работницы. На местах обычно устанавливались делегатские представительские нормы для различных категорий женщин. Примерные нормы были следующими: работницы государственно-промышленных предприятий - 50 %, частных предприятий - 25 %, кустарки - 15 %, домохозяйки - 10 %. Однако, в случае слаборазвитой в отдельном регионе промышленности доминировали женщины - работницы частных предприятий и кустарки. Нормой представительства от работниц государственной промышленности была 1 делегатка на 10100 женщин, а затем на каждую сотню по одной. Количество делегаток на собраниях не должно было превышать 200 женщин, но не менее 30 [3, 141]. По распоряжению завжженотделом ЦК КП(б)У Филатовой перед собранием делегатки в обязательном порядке заполняли анкету по форме. Обработанные в местных женотделах статистические данные о делегатках отправлялись в центральный отдел работниц [4, 175].
Главой каждого делегатского собрания компартия назначала руководителя. Он организовывал обучение и практическую работу делегаток в определенном партией идейно-политическом русле, помогал поддерживать связь делегаток с избирателями.
Деятельность делегаток состояла из трех частей: теоретических занятий, на которых, собственно, и происходило «перевоспитание» женщин и формировались основы новой женской субкультуры; прохождения практики в учреждениях и общественных организациях; участия в кампаниях общественно-политической жизни. Программу теоретических занятий составлял женотдел. На них 2 раза в месяц обсуждались различные политические вопросы и некоторые
вопросы естествознания, заслушивались доклады о прохождении практики в учреждениях и общественно-политических организациях. Практика делегаток выступала основной частью их работы, и имела 3 формы: экскурсии, которые сопровождались научно-популярными лекциями (на заводы, в музеи, учреждения, агробазы, физкабинеты); обследования (организации охраны труда на предприятиях, санитарно-гигиенического состояния детских учреждений и здравоохранения, столовых, магазинов, складов и т.д.); участие в работе государственных и общественных организаций (советов, профсоюзов, кооперативов и т.д.).
Помимо практики делегатки вместе с другими женщинами принимали участие в различных кампаниях: перевыборах советов и правлений, в субботниках и организации бытовых учреждений. Для повышения эффективности их работы между делегатскими собраниями организовывались соревнования.
Одной из форм проведения делегатских собраний на Украине была организация секций: социального воспитания, профдвижения, кооперативного движения, обществоведения, охраны материнства и детства и т.д. Запись делегаток в секции проводилась добровольно. Содержание работы секций также находилось под контролем партии, с помощью которой подбирались соответствующие теоретические и практические сведения по изучаемому предмету: разрабатывались доклады, темы собеседований, отбирались иллюстрированные диаграммы, которые использовались в учебном процессе. Проводили занятия на секциях «политобразованные» - коммунисты и беспартийные, которые трактовали политику партии в «правильном направлении» и не допускали каких-либо сомнений относительно государственного курса большевиков. Кроме того, на занятия приглашали педагогов, ученых, врачей для освещения специфических тем. Некоторое время делегатки занимались на секциях вместо посещения делегатских собраний 2 раза в неделю в нерабочее время: один раз они изучали теоретические вопросы на секциях, второй - занимались практической работой, обследуя детские учреждения, помогая голодающим и т.д. Когда намеченная программа в секциях исчерпывалась, их распускали [5, 110]. Прохождение практических занятий, в соответствии с направлением работы секции, согласовывалось женотделом с соответствующим предприятием или учреждением. Например, на практических занятиях в секции по кооперативному движению женотдел договаривался с кооперативом о предоставлении делегатке права доступа в кооператив, а также в конторы, склады и магазины. Кроме того кооператив выделял рабочего, который объяснял особенности работы [6, 187]. Но прикрепление делегаток к предприятиям и учреждениям для прохождения практики в большинстве случаев носило формальный характер. Работа делегаток часто не проверялась, отчетности не было, поскольку фактически практическую работу делегаток на предприятиях руководители не поддерживали и о совещаниях не сообщали
[7, 22].
Введение в практику секционных занятий способствовало возникновению параллелизма собственно секций и делегатских собраний. Они дублировали друг друга, хотя и помогали привлечь к общественно-политической работе большее количество женщин.
В целом содержание деятельности делегатских собраний определялось политикой партии. Городские делегатские собрания женщин проходили в соответствии с рекомендациями, разрабатываемыми партией и женотделом, с точным указанием, что и как говорить. Например, женотделы ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У разрабатывали программы работы делегатских собраний, которые затем в печатном виде посылали на места. Стоили они 50 копеек и по предварительному заказу их могли получить все желающие делегатки. Большинство программ печаталось в России на русском языке, но в условиях начавшегося процесса украинизации руководители женотделов, особенно центральных и западных регионов советской Украины, просили издавать их на украинском языке. Поэтому систематически для Украины выделялись ассигнования на оплату «политически сознательных» руководителей-организаторов делегатских собраний и подготовку необходимой литературы для делегаток с целью «исправления их ошибок и общего улучшения работы». Только в 1927-1928 гг. на реализацию указанного было ассигновано 70000 руб. [8, 22]. Это наглядно свидетельствовало о первоочередном направлении средств на издание агитационнопропагандистской литературы с целью идеологической обработки широких женских масс, нежели решение неотложных социально-бытовых нужд.
Однако, несмотря на достаточно жесткий контроль за деятельностью делегатских собраний со стороны партии, они не всегда показывали «политическую зрелость». Например, один из секретарей губкома после изучения протоколов делегатских собраний отметил, что их деятельность представляет «полную оторванность агитпропа партии от агитационно-пропагандистской работы женотделов, политическую безграмотность докладов, подающихся под соусом коммунистической
пропаганды, а также полное искажение коммунистической мысли в докладах представительниц от женотдела» [9, 122].
Завершение обучения на делегатских собраниях знаменовалось коллективным обсуждением проведенной за год работы и праздничным вечером, на котором устраивались литературные чтения, пение, постановки показательных судов. На вечер приглашались партийные и профсоюзные работники. Иногда лучшие делегатки получали премии.
В течение 1919-1932 гг. менялась не только качественная составляющая делегатских собраний, но и их количественные показатели. Количество делегаток в течение только первой половины 1920-х гг. постоянно росло: если в 1924 г. их было 69275 (в том числе горожанок - 16729 -24,1 % от всех делегаток), то уже в 1926 г. - 93838 (в том числе горожанок - 24107 - 25,7 % от всех делегаток). Причем посещали делегатские собрания в среднем 75 % делегаток и лишь в некоторых случаях - 40-45 % [10, 21]. Мы считаем, что причины относительно небольшого количества горожанок в делегатских собраниях по сравнению с крестьянками были следующие: во-первых, в отличие от села, общественно-политическая организация женского населения в городах имела несколько форм, поэтому партия не акцентировала внимание на привлечении горожанок именно в делегатские собрания; во-вторых, пик активной деятельности делегатских собраний пришелся на первую половину 1920-х гг., в последующее время собрания постепенно начали терять популярность среди горожанок, что и сказалось на невысоких темпах увеличения их численности.
По сведениям центрального женотдела ЦК КП(б)У с 1928 г. на некоторых предприятиях, где женщин среди работников было больше, чем мужчин, делегатские собрания вообще не организовывались. Там, где они еще действовали, отмечалось, что практическая работа делегаток носит формальный характер, ибо руководители предприятий и учреждений не желают прикреплять женщин для прохождения практики, заявляя, что «нечего им у нас делать, и без делегаток обойдемся». В этот период делегатки уже перестали отчитываться о проделанной работе. Большой процент среди них составляли те, кого избрали дважды. Наблюдалась постоянная текучесть состава руководителей и т.д. Подобное положение вещей подтверждали и завженотделами по разным губерниям и городам Украины. Например, в Днепропетровске считали, что «делегатские собрания уже не являются инициативой полезных начинаний, они не ставят в соответствующих организациях вопросов, направленных на улучшение труда и быта женщин. Посещение делсобраний в лучшем случае составляет 35-40 %, но они проводятся также и там, где посещение лишь 15-20 %. Кроме того, партийные ячейки полностью игнорируют работу среди женщин и даже не пытаются ею управлять». В Киеве констатировали, что, «поскольку руководители предприятий не реагируют на негативы на производстве, то участие женщин в делегатских собраниях среди работниц стало непопулярным и неавторитетным». На Волыни подчеркивали, что «работа среди женщин ограничилась только работой делегатских собраний. До сих пор существует ироничное отношение к женработникам и к их работе» [11, 10-15].
В целом делегатские собрания, как форма организации женских масс, на исходе первого десятилетия советской власти на Украине себя исчерпала. К тому же, поскольку в конце 1920-х гг. так называемые «отсталые» женщины по количеству оказались в меньшинстве, то и потребность в дальнейшем проведении делегатских собраний отпала. С началом реализации курса на ускоренную индустриализацию качественный состав делегатских собраний изменился. Отныне в них выбирали не «отсталые женские элементы», а наиболее авторитетных и передовых работниц-активисток. Соответственно занятия и практика для таких делегаток были уже не нужны, главное внимание сосредотачивалось на выполнении планов развития промышленного потенциала страны. Партийные руководители понимали, что эта форма организации и воспитания женщин уже недееспособна. Новые задачи, поставленные партией перед обществом, требовали иных подходов в использовании женщин в общественно-производительном труде. Это обстоятельство привело к тому, что в 1931 г. состоялись последние выборы в делегатские собрания. Некоторое время они еще существовали, но в 1933 г. уже вообще не собирались. «Однако они вошли в историю как лучшая форма работы среди отсталых масс женщин в период перехода от капитализма к социализму» [12, 100].
В целом делегатские собрания для женщин стали школами коммунизма, которые постоянно совершенствовали качество своей работы. Именно делегатские собрания помогали выбирать из их числа женщин, которых в последующем выдвигали на руководящую работу. Они, по сути, выступали составной частью политической организации общества, на которую опиралась партия, помогая ей управлять большим количеством беспартийных женщин и создавая условия для трансформации их субкультуры.
Таким образом, женские делегатские собрания в советской Украине сыграли чрезвычайно большую роль в процессе формирования новой «советской» субкультуры городских женщин. Во-первых, проведение делегатских собраний способствовало быстрому росту общественнополитической активности горожанок, значительная часть которых после прохождения этих «политкурсов» была привлечена к агитационно-пропагандистской работе, востребованной в новом государстве для распространения основ коммунистической идеологии среди широкой общественности; во-вторых, благодаря делегатским собраниям партийному руководству удалось привлечь большое количество патриотически-настроенных женщин к практической работе в советских, партийных и профессиональных органах, тем самым подняв значимость женщин в их собственных глазах; в-третьих, участие женщин в делегатских собраниях предоставляло возможность пересмотреть свои взгляды на их место в обществе и изменить либо расширить свои социальные роли. Однако негативом стало то, что с помощью этой формы организации женских масс целенаправленно, «сверху», был начат процесс их перевоспитания в направлении, начерченном компартией, которая, в свою очередь, не допускала ни инакомыслия, ни колебания на политической почве. Это в некоторой степени лишило женщин права выбора: советские женщины, которые официально получили равные права с мужчинами, оказались вновь «покоренными», дискриминированными, но уже государством.
Литература
1. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937 гг.). - М. : Мысль, 1978.
2. Центральный государственный архив общественных объединений Украины (далее ЦГАОО Украины). -Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 1554.
3. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 1554.
4. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 401.
5. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 1554.
6. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 1557.
7. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 2274.
8. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 2712.
9. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 447.
10. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 2274.
11. ЦГАОО Украины. - Ф. 1. - Оп. 20. - Д. 2712.
12. Чирков П.М. Указанный труд.