РОССИЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЛИДЕРСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ 1920-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ)
© Тедеева Н.В.* *, Дзагурова Н.Х.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, г. Владикавказ
В статье анализируется исторический опыт развития женского общественного лидерства на примере движения делегаток в Северной Осетии. Вовлечение в движение делегаток рассматривается как стратегия активного приспособления, которая с одной стороны способствовала повышению социального статуса женщин, а с другой давала государству возможность использовать женские массы для реализации производственных интересов.
Ключевые слова социальные модернизации, делегатские собрания, женское лидерство, делегатки, женотделы.
В условиях структурной модернизации России проблема гендерных перекосов (особенно в региональном аспекте) и их негативное влияние на социальные и политико-правовые практики женского социума остается весьма актуальной. В этом смысле изучение тоталитарного прошлого России позволяет выявить попытки решения данного вопроса для определения главных препятствий на пути достижения гендерного равенства в современном российском обществе. Анализ раннего советского исторического контекста проблемы может способствовать развитию институциональной и правовой поддержки всех форм женского лидерства на современном этапе, поскольку в период 1920-30-х годов закладывалась основа советской эмансипации, которая определила перспективу женского лидерства.
Вовлечение в социальные и экономические модернизации, в сочетании с работой по дому, проблемами, связанными с воспитанием детей, обусловили многообразие стратегий выживания у женского населения страны в 1920-х - 30-х годов. Исследователь Ш. Фицпатрик характеризует их таким образом: «Эти стратегии представляют собой набор способов, позволяющих человеку, на долю которого выпало получать приказы, а не отдавать их, добиваться того, что он хочет» [8, с. 12]. Анализируя эти стратегии, она выде-
* Доцент кафедры Общих гуманитарных и социальных наук Северо-Осетинского государственного педагогического института, кандидат исторических наук.
* Старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук.
Исторические науки
15
ляет среди них стратегии пассивного приспособления (неохотное признание государством правил игры) и активного приспособления (занятие более высоких позиций в социальной иерархии) [8, с. 12].
Для многих женщин, занявших активную позицию и стремившихся реализоваться в советском пространстве, становилось необходимым участие в модернизационных процессах, проводимых государством. В рамках политики культурного строительства и обустройства быта в стране развивалось движение делегаток и жен-общественниц, а коллективизация и индустриализация дала стимул для развития движения ударников и стахановцев. Несмотря на различные цели этих движений, однозначный контроль над ними партией, для женщин Осетии, как и для женщин всей страны, они существенно расширяли горизонт возможностей, способствовали повышению социального статуса, создавая прецедент женского общественного лидерства.
Еще в 1919 году были созданы делегатские собрания, как основная форма работы партии среди женщин. Они были предложены И. Арманд: «Делегатские собрания дают нам возможность путем длительного влияния воспитывать беспартийных работниц и крестьянок в духе коммунизма, через делегатские собрания мы привлекаем работниц и крестьянок к партийным и советским кампаниям» [1, с. 102]. Делегатки работали по трем направлениям: теоретические занятия, учебная практика и участие в различных политических и экономических кампаниях. Во время теоретического курса, делегатки на общих собраниях знакомились с широким кругом пропагандистских вопросов, касающихся теоретических основ построения нового общества. На втором этапе женотделы организовывали для делегаток практику в государственных и общественных учреждениях. Они были связаны с обсуждением состояния охраны труда, культурной работы, работы профсоюзов, кооперативов, рабоче-крестьянской инспекции [11, с. 95]. Третья часть практики - трудоустройство. На два, три месяца делегатки практиковались в профсоюзах, судах, школах, больницах. Делегатки в процессе практики приобретали профессиональные навыки, способствовали пополнению кадрами администрации советов. Овладев политическим сознанием и квалификацией, они должны были оказать влияние на не вовлеченных в движение женщин. Перевыборы делегаток ЦК рекомендовало использовать для того, чтобы «выявлять политические настроения женских масс и учитывать те практические вопросы, которые эти массы выдвигают перед партией и государством» [6, с. 278].
В городах делегатские собрания создавались на крупных предприятиях, а также при городских, районных женотделах для работниц мелких предприятий, кустарок, жен работников. В сельской местности делегатские собрания организовывались для батрачек, кустарок, а позже для тружениц колхозов и совхозов.
16
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 1921 году в Горской республике прошел I областной съезд горянок, который стал отправной точкой в работе делегатских собраний, на нем присутствовало 163 делегатки с решающим голосом и 33 с совещательным [10, д. 56, л. 52]. В 1921-1922 годах по Владикавказу было избрано 72 делегатки, на 1923-1924 годы их количество увеличилось до 142 по городу и 200 по округу. Они выбирались из расчета из 10 человек (по городу) одна делегатка. В 1925 году - 268 делегаток, из них членов и кандидатов в партию - 35 человек и 15 - комсомолок [5, с. 329]. Анализ имеющихся документов показал, что на первых порах существования делегатские собрания носили формальный характер. Повседневная практика делегатства сталкивалась со стереотипами, ограничивающими его распространение. Делегатка на окружной конференции в 1923 году рассказывала, что во время сбора женщин на конференцию, председатель исполкома с. Христиановского ей заявил: «Ваша женская конференция не нужна, и без этого обойдемся» [10, д. 56, л. 8]. В докладе Горского областного отдела о проделанной работе в 1921 году говорилось: «Работа в Округах ведется почти исключительно коммунистами -туземцами, которые по своему социальному положению принадлежат к крестьянству, т.е. с мелкособственнической психологией и еще плюс переплетенной с мусульманскими, горскими обычаями и адатами, от которых они еще не совсем освободились и особенно от своего взгляда на женщину, как на низшее существо. Подчас коммунисты туземцы не пускают своих жен на собрания...» [10, д. 56, л. 7]. Однако женщины со свойственным им упорством втягивались в работу. По Горской республике наиболее полно сохранился архив с материалами работы областного отдела работниц за 1921год. Из него явствует, что делегатская работа наиболее продуктивно была налажена в городе Владикавказе. Связано это было с тем, что: во-первых, во Владикавказе находился областной женотдел, регулирующий работу делегаток; во-вторых, в сельской местности инструктора женотдела сталкивались с языковым барьером, а для того, чтобы организовать инструкторов из горянок, с ними нужно было вести большую подготовительную работу. Когда она была организована, работа делегатских собраний начала давать результаты. Делегатки принимали участие в создании «Кружков горянки», проводили агитационную работу по вовлечению женщин в кружки кройки и шитья [10, д. 56, л. 21]. Делегатки-практикантки были разосланы по предприятиям республики, где основная их работа в восстановительный период была связана с созданием рабочих мест для женщин и борьбой с женской безработицей, агитацией по вовлечению женщин в кооперацию: «немаловажно значение участия женщин в кооперации, для каковой цели повести широкую агитацию на местах, в предприятиях, учреждениях» [10, д. 56, л. 18].
Социальный состав делегаток был неоднороден. Поскольку советская власть продолжала вести борьбу с оппозиционными ей силами, при выборах учитывалась классовая принадлежность, преобладание работниц дости-
Исторические науки
17
галось различными нормами представительства. В первую очередь выдвигались представители пролетарских неимущих слоев: беднячки, батрачки, затем шли красноармейки и середнячки. В 1926 году по неполным данным на 1 сентября 1925 года общее количество делегаток по Северному Кавказу составило 42 200 человек [7, с. 9]. В 1925-1926 годах собрания делегаток по Владикавказу набирало в общем 659 человек. Они были прикреплены к секциям Горсовета, обследовали предприятия и учреждения на предмет выполнения заданий бюро секций. Задания в основном были связаны с работой по вовлечению женщин в кооперацию. Делегатки, прослушав лекционную часть, а затем, освоив счетоводство и бухгалтерию, направлялись на практику [9, д. 36, л. 165]. Практикантки работали в комиссиях по содействию школам, в отделе опеки, выдачи пособий безработным при Бирже труда, выдачи пособий инвалидам и женам погибших красноармейцев. Подготовленные делегатки читали лекции своим избирательницам на собраниях [9, д. 36, л. 166].
Женщины помимо практикантства, непременно занимались самообразованием, т.е. ликбез и ОДН были обязательным атрибутом делегатства. В этом смысле делегатство становилось способом подняться вверх по социальной лестнице. В газете «Власть труда» опубликовано письмо «Что дало мне делегатское собрание», в котором рассказывается следующее: «В октябре 1924 года меня избрали делегаткой. Первое время я не знала, для какой цели меня туда посылают... Тогда я стала читать популярные брошюры и знакомиться с основными вопросами партийного и советского строительства. Первое мое выступление произошло по докладу «Год без Ленина и его заветы». В своем выступлении я сказала то, что чувствовала. С этого времени меня стали выдвигать в президиум, в различные комиссии, я вступила в партию. Участвуя в общественной работе, вращаясь среди деловых, развитых людей, я - домохозяйка из домашнего рабства вышла на широкую дорогу общественной деятельности» [2].
Делегатство являлось по сути первоначальной ступенью выдвижений на выборные должности, административную и хозяйственную деятельность. Делегатки становились резервом партии и комсомола. В составе делегаток 1926-1927 годов на 790 человек, выбранных по Владикавказу, приходилось 2 члена партии, 10 кандидаток и 48 комсомолок [3]. В 1928 году в Северной Осетии в делегатских собраниях участвовало 4002 женщины, а через год почти вдвое больше, в 1930 году в их составе было 133 коммунистки и 230 комсомолок [4, с. 9]. Это становилось показателем того, что для многих женщин делегатство стало ступенькой для продвижения на ответственную работу, что определялось и спросом на кадры, и идеологическими установками. Государство, таким образом, получало сторонников новой власти. Следует отметить, что делегатские собрания не были особой женской организацией, а лишь представляли политическую организацию беспартийных ра-
18
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ботниц. Выборы в делегатки расценивались, как оказанное женщине уважение и надежда на то, что она станет активным проводником политики партии.
Таким образом, государством была поставлена задача широкого вовлечении женской части общества в активную общественно-политическую деятельность, что, несомненно, повышало как политический, так и социальный статус женщины. Однако реализуя уникальный эмансипационный проект, власти не были последовательны в этом важном прогрессивном направлении по отношению к женскому лидерству. Постепенно шло сворачивание делегатских собраний. Последние перевыборы прошли в 1931 году, а в 1933 году они перестали созываться. Представляется, что это было связано с закрытием женотделов. Государство уже подготовленные женские массы собиралось использовать для реализации производственных интересов, а дальнейшее развитие женской активности, видимо, предполагало другие формы.
Список литературы:
1. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. - М., 1975.
2. Власть труда. - 1925. - 23 сентября.
3. Власть труда. - 1927. - 7 марта.
4. Гагиева М.А. Женщины гор. - Орджоникидзе, 1966. - С. 79.
5. История Владикавказа (1781-1990 гг.). Сборник документов и материалов. - Владикавказ, 1991.
6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. -М., 1970. - Т. 1.
7. Пять лет работы среди женщин на Северном Кавказе. 1920-1925 гг.: сб. материалов. - Ростов н/Д, 1926.
8. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. - М., 2001.
9. Центральный государственный архив историко-партийной документации республики Северная Осетия Алания (Далее ЦГА ИПД РСО-А). Ф. 4. Оп. 1.
10. ЦГА ИПД РСО-А. Ф. 204. Оп. 1.
11. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР. 1917-1937. - М., 1978.