А.В. Яговитина
УЧАСТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В последние годы четко прослеживается тенденция снижения общего уровня поддержки сельского хозяйства. Сельскому хозяйству возвращают примерно десятую часть из того, что получает от него государственный бюджет. Однако в условиях недостатка бюджетных средств, задачи стабилизации и роста производства в аграрной сфере необходимо решать, прежде всего, на основе повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.
Сельхозтоваропроизводители агропромышленного комплекса Приморского края действуют на потребительском рынке в рамках сформированного правового поля, которое определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве» и Федеральным законом от 14 июня 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (с изменениями от 10 января 2003 г.).
Изучение положений указанных законов показало, что как на федеральном, так и региональном уровне государственного регулирования агропромышленного комплекса осуществляется кредитование, финансирование, льготное налогообложение, страхование агропромышленного производства; дотирование и компенсирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие и поддержка производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; предоставление субсидий на покрытие части выплат по процентам коммерческих банков, представляющих сельскохозяйственным товаропроизводителям заемные средства; поддержка инвестиционной деятельности; содействие развитию инфраструктуры и информационного обеспечения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развитие социальной сферы села. Таким образом, в сложившейся системе государственного регулирования аграрного производства нет четкого разграничения направлений федерального и регионального уровней поддержки.
В условиях перехода к рыночной экономике в сельском хозяйстве сложилась ситуация, характеризующаяся ростом диспаритета между ценами на сельскохозяйственную продукцию и на продукцию смежных сфер агропромышленного комплекса. В образовании цен на аграрном рынке специалисты выделяют несколько периодов:
74
1) 1992-1995 гг. - переход к свободному ценообразованию, в результате которого повысились все виды цен: закупочные - на сельскохозяйственное сырье, оптовые - на продукты его переработки, потребительские - на товары для населения.
2) 1996-1998 гг. - наблюдается замедление роста всех видов цен, а по некоторым снижение. Индексы цен на сельскохозяйственную продукцию составили в 1996 г. - 1,3, в 1997 г. - 1,11, в 1998 г. - 0,99. индексы цен на промышленную продукцию соответственно составили - 1,60, 1,28, 1,07;
3) с 1998 г. и по настоящее время - характеризуется существенными изменениями конъюнктуры аграрного рынка. После августовского кризиса 1998 г. резкое подорожание импортной продукции привело к увеличению спроса на отечественную продукцию, к его значительному превышению над предложением. Индексы цен на сельскохозяйственную продукцию составили в 1999 г. - 2,39, 2000 г. - 1,3, 2001 г. - 1,12, 2002 г. - 92,6. Индексы цен на промышленную продукцию соответственно составили - 1,62, 1,56, 1,23, 1,18.
Таким образом, рыночная конъюнктура изменилась не в пользу сельского хозяйства. Неразвитость рыночной конъюнктуры, отсутствие достаточной конкуренции в первой сфере агропромышленного комплекса и более выгодное положение предприятий промышленности, стоящих гораздо ближе к конечному потребителю, не дают сельским товаропроизводителям в полной мере воспользоваться благоприятной ситуацией.
Для решения этой проблемы, прежде всего применяется такой механизм, как бюджетное финансирование.
Финансовая поддержка агропромышленного производства края за последние три года характеризуется сокращением доли федерального бюджета и ростом краевого, что нельзя назвать положительной динамикой.
Из федерального бюджета финансируются субсидии на поддержку племенного дела в животноводстве, отечественного овцеводства, компенсацию части стоимости минеральных удобрений и средств защиты растений, на элитное семеноводство, на поддержку садоводства и виноградарства.
Постановлением Правительства РФ «О предоставлении в 2003 г. субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных программ и мероприятий в сельском хозяйстве» № 120 от 25 февраля 2003 г. продлен порядок предоставлений субсидий, действовавших в 2002 г., но в него внесены некоторые изменения и дополнения.
Все субсидии (а ранее дотации), которые получают сельхозпроизводители в настоящее время, можно разделить на несколько групп: продуктовые (в животноводстве - животноводческие дотации и дотации на шерсть и племенное дело, в растениеводстве - дотации на лен и сою), субсидии, компенсирующие (частично или полностью) производственные расходы (дотации на комбикорма,поддержание элитного семеноводства, приобретение удобрений, компенсация расходов на энергоносители и пр.)
75
и прочие субсидии, к которым мы относим компенсации потерь от стихийных бедствий, страховых платежей. В этот раздел включены также бюджетные расходы по сезонному кредитованию сельскохозяйственных работ, расходы, связанные с формированием лизингового фонда.
За последние два года значительно увеличены средства на поддержку элитного семеноводства и племенного животноводства, как основных, перспективных направлений господдержки из федерального бюджета. В поддержке племенного животноводства произошли существенные изменения: в 2003 г. не будут субсидироваться затраты на приобретение племенных животных, птицы, яиц, семени племенных про изводителей. Все средства, предусмотренные на поддержку племенного животноводства, сконцентрированы на субсидировании содержания маточного поголовья племенных животных, пушных зверей и племенных быков -производи телей.
Это позволило увеличить ставки субсидий в 2004 г. до 1,8 тыс. руб. в год, в расчете на одну условную голову маточного поголовья в перспективных племенных репродукторах, до 0,8 тыс. руб. в базовых хозяйствах, 100% компенсация затрат по комплектации пунктов искусственного осеменения согласно утвержденной смете.
В части поддержки элитного семеноводства изменение произошло в выплате по ставке субсидий на оригинальные семена сои: они увеличены до 5610 руб./т.
Иное направление с 2002 г. получила компенсация затрат на приобретение минеральных удобрений и химических, средств защиты растений. До 2002 г. эти средства направлялись заводам - производителям удобрений. Теперь их получателями становятся непосредственно товаропроизводители сельскохозяйственной продукции, что на наш взгляд является правильным решением Правительства РФ. Ассортимент минеральных удобрений и средств защиты растений, на которые предоставляются субсидии, сохранился на уровне 2002 г., хотя удельный вес компенсаций по минеральным удобрениям составляет 15 - 20%, а на химические средства защиты растений 27% - 30%, что ниже уровня 2002 г. Согласно Постановлению РФ с 2001 г. прекращено субсидирование затрат на покупку комбикормов.
Новым направлением бюджетного финансирования АПК является субсидирование части страхового взноса сельскохозяйственных товаропроизводителей при страховании урожая сельскохозяйственных культур. В 2003 г. по этому направлению размер бюджетного финансирования составил более 8 млн.руб. В 2005 г. субсидии на уплату части страхового взноса возросли более чем в 1,5 раза, что позволило охватить страхованием с государственной поддержкой более 10% урожая сельскохозяйственных культур. Страхование сельскохозяйственных культур признано приоритетным направлением в этом году. В соответствии с указанными правилами сельхозтоваропроизводители должны заключать договоры
76
добровольного страхования урожая сельскохозяйственных культур, исходя из экономической возможности и производственной необходимости. При этом лимиты бюджетных обязательств по субсидиям на уплату части страхового взноса будут доводиться регионам исходя из фактических потребностей в субсидиях, именно по заключенным и оплаченным договорам по страхованию сельскохозяйственных культур.
Затраты капитального характера, финансируемые из федерального бюджета, составили более 75 млн. руб. Эти средства направлены в основном на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производственных строек и объектов федеральной собственности, также на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек для государственных учреждений, и реконструкцию общежитий государственных образовательных учреждений.
Согласно Постановлению № 477 Законодательного собрания Приморского края от 22 октября 2003 г. впервые принята «Федеральная целевая программа социального развития села до 2010 года». На реализацию этой программы в нашем регионе предусмотрено выделить 1360,9 млн. руб. в том числе 260,73 млн. руб. за счет средств федерального бюджета (19,2%), 701,32 млн. руб. - средства краевого бюджета (51,53%), 398,85 млн. руб. -средства внебюджетных источников. В том числе на водоснабжение всего 168,3 млн. руб., в том числе федеральный бюджет - 33,66 млн. руб. и краевой бюджет - 100,98 млн. руб., жилищное строительство всего 487,16 млн. руб, в том числе федеральный бюджет - 110,4 млн. рублей и краевой -259,76 млн. рублей.
Существенные изменения претерпела кредитная политика, проводимая на федеральном уровне. Около 50% всех расходов федерального бюджета на АПК составляют кредитные программы. Они включают программы поддержки сезонного кредита, лизинга сельхозтехники, инвестиций и, по существу, также являются программами компенсации затрат на ресурсы. При этом должны приниматься во внимание специфичность ресурса, эластичность его предложения и конкурентность рынка.
В 90-х годах сельхозпроизводителям предоставлялся кредит за счет федеральных источников под льготный процент. Хотя данный кредит и размещался через уполномоченные банки, его реальное распределение по заемщикам осуществляли управления сельского хозяйства на местах. Централизованный кредит был построен таким образом, что уполномоченные банки получали свою маржу помесячно, а основной долг и проценты по нему уплачивались по окончании сельскохозяйственного года. В этих условиях банк, как и в советское время, осуществлял по существу чисто кассовую операцию и не был заинтересован в возврате долгов. Таким образом, заинтересованность банков в участии в распределении данных средств держалась на двух моментах. Во-первых, это были преимущественно банки, ориентированные на сельскохозяйственных заемщиков и в большинстве
77
случаев ограниченные в выборе клиентуры, а это значит, что получаемые централизованные кредиты были для них основным источником кредитных ресурсов. Во-вторых, получая государственные финансовые ресурсы для кредитования села, банки имели возможность использовать их в своих коммерческих интересах, осуществляя краткосрочные вложения на более прибыльных денежных рынках, что первоначально плохо поддавалось контролю и было крайне выгодно в условиях высокой инфляции.
Другой формой централизованного сезонного кредита для аграрного сектора стал так называемый товарный кредит, введенный весной 1995 года. В Приморском крае этот механизм получил широкое применение, так как позволял обеспечить сельских товаропроизводителей ГСМ, запасными частями, минеральными удобрениями средствами защиты растений с оплатой. Нефтяным компаниям было предложено поставить сельхозпроизводителям горюче-смазочные материалы в порядке погашения их задолженности перед федеральным бюджетом. Сельское хозяйство получало основной лимитирующий ресурс для посевной и обязывалось погасить долг перед бюджетом в конце сезона. Таким образом, получался своеобразный беспроцентный кредит аграрному сектору за счет доходной части федерального бюджета, то есть за счет отсрочки поступлений платежей в доходную часть бюджета.
Таким образом, получая ГСМ по государственному товарному кредиту, сельхозпроизводитель фактически платил определенный процент, выражавшийся в разнице между зафиксированными в контрактах на товарный кредит ценами на сельхозпродукцию и ГСМ, и реальными их соотношениями.
В 1997 году был создан Фонд льготного кредитования АПК. Его средства должны были предоставляться предприятиям АПК под 1/4 текущей ставки рефинансирования Центрального Банка России, а банки-кредиторы имели право взимать дополнительно 4% маржи. Фонд не оправдал возложенных на него надежд, и прежде всего потому, что из-за заблокиро-ванности счетов большинства сельскохозяйственных предприятий деньги доставались не самим предприятиям, а региональным администрациям, перерабатывающей промышленности. В 1998 году был проведен конкурсный отбор уполномоченных банков для работы с Фондом льготного кредитования. Однако какой-либо конкуренции между ними за распределение средств Фонда не подучилось. Так как далеко не все из отобранных банков располагали филиальной сетью, очень часто они работали через корреспондентские отношения с местными банками, что, во-первых, добавляет маржу, и, следовательно, делает дороже займы для сельскохозяйственных производителей, и, во-вторых, местные банки, как правило, зависимы от региональной администрации, что позволяет последней усиливать свое влияние при распределении кредитов и означает вновь не банковский, а бюрократический механизм кредитования.
78
В настоящее время бюджетный фонд льготного кредитования упразднен.
Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка. Это направление на сегодняшний день наиболее актуально и перспективно.
С введением новой схемы кредитования кредитные ресурсы стали более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если в 2012 г. от общего объема кредитов сельхозтоваропроизводителями было привлечено более 50%, то уже в прошлом году 70% составляли кредиты именно сельскохозяйственных товаропроизводителей. Свыше 200 организаций воспользовались кредитами коммерческих банков, в том числе 3% - крестьянско - фермерские хозяйства, 76% - хозяйства края, 21% - предприятия переработки. Наибольший объем субсидированных кредитов - более 75 % от общего объема - предоставил Сбербанк, 25 % -Россельхозбанк.
В 2002 г. новой формой государственной поддержки сельского хозяйства стало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам сроком до трех лет. В 2003 г. инвестиционные кредиты стали привлекаться сроком до 5 лет.
Таковы основные направления государственной поддержки АПК региона из федерального бюджета. По всем направлениям определены лимиты бюджетных средств. Однако, по мнению специалистов, выделяемых из федерального бюджета средств недостаточно для поддержки сельхозтоваропроизводителей края. Так, например, выделяемый лимит на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам позволяет произвести их возмещение только на треть от потребности. Постановление Правительства РФ, регламентирующее порядок субсидирования кредитования из Федерального бюджета принимается, только в конце апреля, когда в Приморском крае уже развернуты весеннее - полевые работы. Это снижает эффективность данного направления. Кроме того, лимит бюджетных ассигнований утверждаемый при составлении федерального бюджета, не соответствует потребностям нашего региона в этих средствах.
79