Экономика
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
л
К. А. КРУТЧАНКОВА, 641300, Курганская обл.,
Кетовскии p-он, с. Лесниково;
аспирант, тел. 8 (35231) 44-1-40;
Курганская государственная сельскохозяйственная академия, e-mail: krutchankova@mail.ru
Т. И. БУХТИЯРОВА, М 614099, Г. Пермь, доктор экономических наук, профессор, тсл1 'оз-’Д’23
Пермская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: vioia_1_49@maii.ru
Положительная рецензия представлена Е. А. Захаровой, доктором экономических наук, доцентом, профессором кафедры управления сельскохозяйственным производством Челябинской государственной агроинженерной академии.
Реформа радикальных изменений социально-экономического развития АПК объективно обуславливает необходимость определенных мер обеспечения материально-технических, финансовых и других экономических возможностей государства по поддержке процессов реанимации и развития важнейшего народного хозяйственного комплекса, его регулирования при законодательном закреплении данного процесса на основе обоснованных программ.
Многие экономисты-аграрники В. В. Милосердов, А. Ф. Серков, А. И. Костяев, И. Г. Ушачев, В. П. Пригарин, Э. Н. Крылатых, О. Г. Строкова и др. подчеркивают, что аграрное реформирование может обеспечить положительные изменения только при условии конструктивного государственного регулирования [1].
Системный подход к проблеме формирования и совершенствования государственного регулирования агроэкономики предполагает разработку и обоснование направлений, методов, механизмов и инструментов реализации, адекватных содержанию современной аграрной политики государства, формирующейся и опирающейся, в свою очередь, на собственные принципы, направления, механизмы и инструменты.
В качестве принципов совершенствования государственной агроэкономики выделяют: устойчивость господдержки и адресности, гарантированность государственных обязательств и равнодоступность хозяйствующих субъектов, единство аграрного рынка и соблюдение равных условий, последовательность и устойчивость аграрной политики.
Государственная агроэкономика должна быть направлена на развитие: сельских территорий и приоритетных подотраслей, почвенного плодородия и технико-технологической модернизации производства, аграрных рынков и антимонопольного регулирования, формирование и реализация инновационной политики, информационное и правовое регулирование.
Механизмы и инструменты реализации государственной агроэкономики разнообразны, но наиболее адекватными к особенностям сельскохозяйственной практики считаются: дотации, компенсации, субсидии, гарантии; госзаказы и квоты; товарные и закупочные интервенции; залоговые операции; гарантированные, целевые, минимальные цены; льготное кредитование и налогообложение; таможенные пошлины; прогнозирование и планирование; лизинг; разработка программ.
Несмотря на то, что действующая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., механизм
ее осуществления имеют определенные недостатки, следует констатировать:
— во-первых, заложены основы относительной устойчивости государственной политики на срок действия программы — 5 лет;
— во-вторых, установлены направления и источники финансирования мероприятий поддержки за счет бюджетов разных уровней, в первую очередь — федерального бюджета.
За время реализации национального проекта «Развитие АПК» и госпрограммы по развитию сельского хозяйства (с 2006 г.) объемы производства отрасли выросли на 21 %, производство мяса увеличилось на 29 %, зерна — на 24 %, доход от экспорта отечественной сельхозпродукции достиг 5 млрд долларов США.
Это стало возможным благодаря эффективной государственной поддержке АПК (таможенно-тарифное регулирование, субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частного капитала). Так, на 1 руб. господдержки в агропромышленный комплекс привлекается 10 руб. инвестиций; совокупный инвестиционный портфель составляет более 1 трлн руб. и обеспечивает устойчивый темп роста и модернизации сельскохозпроиз-водителей [12].
Государство при помощи экономических рычагов формирует экономическую структуру АПК, поддерживает доходы сельских производителей, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны.
По мнению В. И. Нечаева, А. А. Керашева, государственное регулирование сельского хозяйства — это системное воздействие государства на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на материально-техническое обеспечение агропромышленного производства, вызванное объективной необходимостью поддержания экономического равновесия, пропорций и доходов товаропроизводителей в целях достижения наивысшей экономической и социальной эффективности функционирования АПК, продовольственной безопасности страны [10].
Системный подход государственного регулирования в России, способствующий достижению финансовой устойчивости и технико-технологической модернизации сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации в действующей аграрной практике уступает место точечному влиянию. Необходимость активной роли государства в функ-
ционировании экономических процессов в АПК обусловлена потребностью в выравнивании внешних факторов, оказывающих влияние на отрасль и неспособностью рыночного механизма решать государственные задачи.
Наиболее продуктивным является сочетание государственного регулирования и саморегулирования, но преобладание системы государственного регулирования на данном этапе вывода АПК из кризиса позволит предметно управлять процессом финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, восстановить платежеспособность аграрного производителя и превратить его в самостоятельного потребителя техники, удобрений, новых технологий, быть конкурентоспособным на рынках продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Система государственного регулирования агропромышленного комплекса включает в себя две основные подсистемы: подсистему государственной координации рыночного механизма в АПК и подсистему государственной поддержки сельского хозяйства [1].
Экономический механизм развития агропромышленного производства, базирующийся на эквивалентном товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями, создании условий для расширенного воспроизводства АПК предполагает увеличение масштабов государственной поддержки, финансирование и кредитование, регулирование продуктовых рынков, осуществление государственного управления и контроля в сельском хозяйстве.
В 2010 г. совокупная поддержка сельского хозяйства в России составила 555,7 млрд руб., за счет ценовой поддержки сельхозпроизводители получили
279.4 млрд руб. или 59,3 % совокупной поддержки сельского хозяйства.
На реализацию мероприятий Госпрограммы в 2011 г. было выделено 125 млрд руб., из которых субсидии на поддержку сельского хозяйства составили 111,8 млрд руб. (90 %).
До конечных получателей средства федерального бюджета были доведены в объеме 49,7 млрд руб. (67 %), из региональных бюджетов сельхозтоваропроизводителям перечислено 17,4 млрд руб. или 47 % годовых объемов.
Согласно заключенным Соглашениям между Министерством сельского хозяйства РФ и субъектами, общий бюджет на поддержку АПК в 2011 г. составил
149,1 млрд руб. Из них 75 % или 111,8 млрд руб. — средства федерального бюджета и 25 % или 37,3 млрд руб. — средства региональных бюджетов.
В 2011 г. на господдержку аграриям в оформлении земли были выделены 120 млн руб. из федерального бюджета, в этом году в федеральном бюджете на эти цели заложены 1,5 млрд руб. Таким образом субсидируются 100 % затрат на кадастровые работы, которые в 2012 г. в среднем обходятся в 3 тыс. руб. с 1 га.
В 2011 г. на повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села было направлено 7,7 млрд руб., вместо
28.4 млрд руб., утвержденных изначально.
При формировании системы госрегулирования АПК России следует учитывать региональные особенности и условия, стимулировать приоритетные
направления развития агропроизводства и реализации инновационных программ.
На региональном уровне целесообразно осуществлять системное комплексное регулирование агропромышленного производства в целях создания благоприятных финансовых и социальных условий для обеспечения населения продуктами питания в требуемых размерах, а сельскохозяйственных производителей — необходимым уровнем доходности.
За последние три года правительство Курганской области осуществило реализацию программ, направленных на создание условий для устойчивого развития АПК: «Производство зерна с применением ресурсосберегающих технологий в Курганской области на 2005-2010 гг.»; «Производство молока в Курганской области на 2006-2010 гг.»; «Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006-2010 гг.»; «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в Курганской области»; «Социальное развитие села до 2012 г.»; «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 гг.»; «Развитие мясного скотоводства Курганской области на 2011-2015 гг.»; «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 гг.»; «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств» (2009-2011 гг.) и «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм» (2009-2011 гг.), проект «Российский фермер».
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села Курганской области. Около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 % — доход ниже прожиточного уровня.
В 2011 г. среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 9916 руб. (130,8 % к январю-октябрю 2010 г.), в пищевой промышленности — 13790 руб. (112,9 %).
Ассигнования на проведение закупочных и товарных интервенций зерна, напротив, увеличились в 5,6 раза.
В 2011 г. в Курганской области проводились точечные государственные закупочные интервенции зерна: продано 84,9 тыс. т зерна на общую сумму 379 млн руб., сельхозтоваропроизводители области получили 20,7 тыс. т льготного топлива (экономия составила 127 млн руб.), хозяйства приобрели более 11 тыс. т фуражного зерна из интервенционного фонда по ценам закупки, куплено 86 единиц техники с пятидесяти процентной скидкой.
Вместе с тем, эффективность мер государственной поддержки и регулирования товаропроизводителей региона продолжает оставаться низкой. Так, основную массу доходов товаропроизводители области получают от производства и реализации зерна, однако действия государства на зерновом рынке остаются достаточно пассивными. Государственные интервенционные закупки зерна пока существенного влияния на ценовую конъюнктуру не оказывают, не проявляется действенность государственного вмешательства и при оказании помощи своим товаропроизводителям при реализации зерна на внешнем рынке.
За девять месяцев 2011 г. 72 % сельхозорганиза-ций имели прибыль (в 2010 г. — 54 %), уровень рентабельности составил 15,6 % (в 2010 г. — 0,4 %).
В 2008-2009 гг. наблюдалось снижение объема инвестиций в основной капитал аграрного сектора. В 2010 г. этот показатель составил 183 млрд руб., снизившись на 9,5 % по сравнению с предыдущим годом. Доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций за три последних года сократилась с 3,5 до 2,9 %.
Сельхозпредприятия в результате проводимой государством экономической политики не имеют собственных средств для осуществления расширенного воспроизводства, а кредитные ресурсы при существующем уровне рентабельности для средних и малых предприятий недоступны.
За 9 месяцев 2011 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве региона составил 176,4 %, в пищевой промышленности — 150 %.
Изменилась структура производства сельскохозяйственной продукции: доля продукции доля растениеводства возросла с 34,3 % (1991 г.) до 50 % (2010 г.). Валовой сбор зерновых и зернобобовых составил
97,5 млн т в бункерном весе, что превышает почти на 50 % урожай 2010 г. Максимальный урожай за российскую историю получен аграриями по подсолнечнику (9,4 млн т), сое и рапсу, картофелю и овощам.
В хозяйствах Курганской области с убранных площадей намолочено 2615 тыс. т зерновых и зернобобовых культур в первоначально-оприходованном весе (277 % к уровню предыдущего года), картофеля
402,3 тыс. т (205 %), собрано овощей 187,1 тыс. т (136 %).
По состоянию на 01.01.2012 г. во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота составило 199,6 тыс. голов (98,7 % к соответствующему периоду предыдущего года), в том числе коров 92,3 тыс. голов (98,2 %), численность свиней составила 130,5 тыс. голов (90,3 %), овец и коз — 138,6 тыс. голов (102 %), птицы в сельхозпредприятиях — 739,9 тыс. голов (96 %).
Положительная тенденция развития растениеводства выявляет одно из основных направлений специализации на ближайшую перспективу.
Снижение продуктов животноводства связано в основном с тем, что в 2011 г. относительно 1990 г. увеличилась доля зерновых и зернобобовых в структуре посевов основных культур увеличилась на 4 % и достигла 57,5 %, доля технических культур (возросла на 9,6 %) достигла 14,5 %, но существенно снижена доля кормовых — с 38 % до 24 %.
Отсутствие в 2010 г. финансовой поддержки из федерального бюджета на развитие консультационной помощи сельсхозтоваропроизводителям и сельскому населению отразилось на общем объеме ее финансирования (в суммарном объеме по всем организациям системы сельскохозяйственного консультирования — 500 млн руб. и уменьшение на 156,5 млн руб.).
Финансирование консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовки специалистов для сельского хозяйства полностью прекратилось. За 2010 г. произошло снижение количества районных центров (на 18 организаций). Всего на начало 2010 г. функционировало 531 районных (межрайонных) центров сельскохо-
зяйственного консультирования, из которых 209 являются структурными подразделениями региональных формирований, 7 образовательных учреждений, 181 центр организован в форме муниципальных учреждений (предприятий). Существенное снижение в 2010 г. наблюдается в организации деятельности районных центров в виде некоммерческих и коммерческих структур.
Государственная поддержка частично покрывает полученные убытки от хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и увеличивает прибыль до налогообложения, что способствует улучшению платежеспособности организаций и их финансовой устойчивости.
На государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2011 г. были предусмотрены субсидии в объеме
109515.8 млн руб. По состоянию на 1 октября 2011 г. указанные субсидии профинансированы в объеме
80322.8 млн руб. (73,3 %). Из них:
— на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет предусмотрено — 47513,2 млн руб., профинансировано — 34802,6 млн руб. (73,2 %);
— на возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе предусмотрено — 5897,6 млн руб., профинансировано — 4160,2 млн рублей (70,5 %);
— на поддержку элитного семеноводства предусмотрено — 1716,9 млн руб., профинансировано —
1021,1 млн руб. (59,5 %);
— на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений предусмотрено — 252,8 млн руб., профинансировано —
194,4 млн руб. (76,9 %);
— на поддержку племенного животноводства предусмотрено — 3500,0 млн руб., профинансировано — 3436,9 млн руб. (98,2 %).
Финансирование мероприятий по развитию приоритетных отраслей было сокращено: животноводства — на 2 млрд руб., растениеводства — на 25 % (с 4,5 млрд до 3,4 млрд руб.).
Среди приоритетных направлений господдержки в Курганской области — развитие элитного семеноводства, субсидирование процентных ставок по кредитам, реализация Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.», субсидии на поддержку мелкотоварного производства — за реализованную продукцию животноводства и за вовлечение в сельскохозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни и поддержка фермерства на селе [5]. В 2011 г. на реализацию данных направлений были предусмотрены субсидии, и сумма средств, выделяемых из федерального бюджета, составила 453,5 млн руб., а из областного бюджета — 138,5 млн руб.
За 2011 г. через Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области из областного бюджета на развитие АПК, сельских территорий направлено 570 млн руб. (100 % к годовому лимиту), из федерального бюджета — 655,5 млн руб. (100 %).
Субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств растений отечественного производства — показывает стабильный рост. Для проведения ком-
плекса осенних полевых работ в регионе требуется
806,4 тыс. т д. в. минеральных удобрений на сумму около 21 млрд руб. Накопленные ресурсы минеральных удобрений составляют 614 тыс. т действующего вещества. Обеспеченность минеральными удобрениями к осенним полевым работам составляет 76 %.
В Курганской области наибольший удельный вес в мероприятиях государственной поддержки предприятий АПК в последние годы занимают мероприятия по поддержке развития животноводства, а также субсидирование процентных ставок по кредитам сельскохозяйственных предприятий региона.
Министерство сельского хозяйства РФ и Правительство Курганской области оказывает значительную поддержку животноводам Курганской области. В настоящее время 155 сельхозтоваропроизводителей получают субсидии на содержание маточного поголовья скота; 63 производителя — за реализацию молока, у которых продуктивность по прошлому году составляет от 3000 кг на одну корову; 80 хозяйств получают субсидии за содержание маточного поголовья свиней.
С начала 2011 г. на поддержку отрасли из областного бюджета выплачено 98,9 млн рублей, из них на поддержку молочного животноводства 92 млн руб., на поддержку свиноводства 4,3 млн руб. Кроме того, хозяйствам перечислены все средства, выделенные в текущем году из Федерального бюджета на поддержку племенного хозяйства средства в размере 17 млн 896 тыс. руб. На содержание племенного маточного поголовья федеральные субсидии получили все племенные предприятия области, занимающиеся разведением крупного рогатого скота.
В целом на поддержку растениеводства в 2011 г. направлено 44,8 млрд руб., из них 29,7 млрд. рублей— на субсидирование процентных ставок по кредитам и 8,9 млрд руб. — прямая поддержка.
Одним из наиболее распространенных инструментов государственного регулирования экономики являются налоги. В первом полугодии 2012 г. поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 126 316 тыс. руб. Рост поступлений в 2012 г. в Зауралье наблюдается по следующим видам налогов: по налогу на прибыль организаций 19266 тыс. руб., налогу на доходы физических лиц — 93904 тыс. руб., налог на имущество — 15813 тыс. руб.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидированного бюджета в 2012 г. обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (33,3 %), налога на прибыль (26,0 %), налога на добавленную стоимость (21,2 %).
Примененный сейчас фиксированный налог необходимо сохранить и на ближайшие годы, поскольку его отмена приведет к росту налоговой нагрузки на агротоваропроизводителей.
Налоговая политика в аграрном секторе Курганской области должна быть направлена на проведение следующих мероприятий: введение для сельских товаропроизводителей единого земельного налога; уменьшение налогооблагаемой базы налога на величину собственных средств, вложенных в улучшение земли, расширение и развитие производства; введение льгот по налогообложению для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, направляющих свои средства на раз-
витие сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и социальной сферы; снижение ставки налога на добавленную стоимость на средства производства, поставляемые селу, и на основные продовольственные товары.
Современная кредитная политика в АПК включает бюджет развития, льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей, предусматривающие увеличение доли долгосрочных кредитов, снижение процентных ставок, развитие залоговых операций как одну из форм государственного льготного кредитования.
За 2011 г. сельхозтоваропроизводителями получено 2,8 млрд руб. кредитных средств или 148 % к уровню 2010 г. За 2011 г. коммерческими банками и кредитными кооперативами прокредитовано 620 ЛПХ на общую сумму 110,7 млн руб. и 313 КФХ на 573 млн руб.
Для сохранения доступности кредитов в условиях агрокризиса реализован ряд мер: субсидирование по кредитам, полученным на рефинансирование ранее взятых инвестиционных кредитов; увеличение возмещаемой из федерального бюджета части ставки рефинансирования (с 2/3 до 80 % и до 100 %) для стимулирования развития молочного и мясного скотоводства; увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк».
В Курганской области льготное кредитование из средств федерального бюджета осуществляется при краткосрочном кредитовании весенне-полевых, уборочных и других сезонных работ; долгосрочном кредитовании агропромышленного производства; залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; лизинге в сфере агропромышленного производства.
Все принимаемые в настоящее время меры по стабилизации ситуации в аграрном секторе крайне необходимы и актуальны, но необходимо расширить кредиты инвестиционного характера на реконструкцию, внедрение новых технологий, инновационные процессы.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям следует предоставлять право на компенсацию за счет федерального бюджета двух третей произведенных ими затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а заключившим договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур со страховыми организациями, имеющими лицензию на его проведение, компенсировать часть затрат по договору страхования.
Субсидии на поддержку племенного животноводства предоставляются на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных. Субсидии на поддержку элитного семеноводства следует выделять сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере, обеспечивающем компенсацию не менее 30 % их затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.
Сельскохозяйственные товаропроизводители должны иметь право на субсидии из федерального бюджета, предоставляемые на компенсацию части первоначального лизингового взноса, затрат на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений отечественного производ-
ства, комбикормов, горючего и смазочных материалов, электроэнергии, топлива и газа.
В целях создания благоприятных финансовых условий для хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий всех организационноправовых форм необходимо создать систему страхования посевов сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных в целях возмещения ущерба.
Ставки для расчета размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат при страховании урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений по риску частичной утраты колеблются в УрФО: для озимых зерновых в Курганской области составляет 7,2-12,8 %, в Челябинской области — 7,7-11 %; для яровых — 5,3-11,1 и 6-12,6 % соответственно.
В Курганской области сумма субсидий на агрострахование, предусмотренных областным бюджетом 2008 г., была в несколько раз меньше, чем в других областях Уральского федерального округа (Курганская — 2,39 млн руб., Свердловская — 6 млн руб., Челябинская — 10 млн руб.).
На сегодняшний день по данным сельхоздепар-тамента из-за неблагоприятных агроклиматических условий в Курганской области погибли сельскохозяйственные культуры на площади в 323 тыс. га. Пострадали 602 хозяйства, в 22 районах области. Материальный ущерб по предварительным данным составил более двух миллиардов рублей.
В текущем году господдержка агрострахования будет осуществляться в форме выделение льготного дизельного топлива. В этом году уже выделено на 10 % больше, чем в прошлом. Для сохранения поголовья скота 4 тыс. т (июльские объемы) льготного топлива распределены между хозяйствами, занимающимися животноводством. Второе направление — пролан-гация кредитов при условии сохранения государственного субсидирования. Третье направление — помощь в получении застрахованными хозяйствами страховых сумм за погибший урожай. И четвертое направление — помощь сельхозпредприятиям и крестьянско-фермерским хозяйствам в заготовке семенного материала.
В 2012 г. увеличены площади страхования сельскохозяйственных культур — застраховано более 350 тыс. га посевов (план составлял 282 тыс. га). Однако, по данным специалистов, хозяйства пока не обращаются в страховые компании, поскольку нужны данные от центра по гидрометеорологии для доказательства наступления страхового случая, куда и поступают обращения сельхозпроизводителей.
Важным направлением государственной поддержки агарного сектора экономики становится развитие лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. ОАО «Росагролизинг» является основным поставщиком техники и племенного скота аграрному сектору на условиях лизинга.
В декабре 2011 г. Правительство Российской Федерации принято решение о выделении ОАО «Рос-агролизинг» 3,5 млрд руб., которые предназначены для запуска в 2012 г. программы обновления парка сельскохозяйственной техники. В свою очередь компания дополнительно направляет на реализацию данной программы 5 млрд собственных средств.
В соответствии с расчетами ОАО «Росагролизинг» Курганской области определен лимит финансовых средств в количестве 159 498 тыс. руб. На основании данного лимита Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области произведен расчет лимитов финансовых средств по районам и городам Курганской области.
В Курганской области господдержка осуществляется преимущественно в сфере малого и среднего предпринимательства. Развитие малых организационных форм хозяйствования выступает одним из главных источников дохода сельского населения; сферой, сдерживающей массовую безработицу в сельской местности; сферой для многих семей из дополнительного источника дохода, а иногда основного.
В области функционирует 1972 крестьянских (фермерских) хозяйства и 192,8 тыс. личных подсобных хозяйств населения.
Учитывая, что в структуре валовой продукции сельского хозяйства доля малых форм хозяйствования значительна, правительство Курганской области, департамент сельского хозяйства и продовольствия области, научно-исследовательские учреждения системы АПК постоянно ищут и совершенствуют механизмы и меры, позволяющие повысить эффективность функционирования малых форм хозяйствования, в том числе и ЛПХ.
Меры по содействию развитию малых агроформ хозяйствования на селе осуществляются в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Курганской области на 2008-2012 гг.» в Курганской области.
В целях повышения уровня и качества жизни сельского населения, создания условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышения привлекательности проживания в сельской местности [2]. Крестьянские (фермерские) хозяйства наравне с крупными сельхозтоваропроизводителями области являются равноправными участниками программы развития сельского хозяйства. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, управления сельского хозяйства районов области, работая в тесном сотрудничестве с кредитными организациями, оказывает помощь крестьянским хозяйствам в привлечении кредитных ресурсов
Сельхозтоваропроизводителям малых форм хозяйствования, в том числе гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, оказываются все меры государственной поддержки, предусмотренные в областном и федеральном бюджетах (субсидии на молоко, возмещение процентной ставки по привлекаемым кредитам). Для повышения доступности и привлекательности кредитных ресурсов за счет средств областного и федерального бюджетов субсидируется часть затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам [5].
За 10 месяцев 2011 г. крестьяне области получили более 538 млн руб. кредитных ресурсов, что более чем в 2 раза выше уровня прошлого года. Более 65 % всех кредитов взято в Курганском филиале ОАО «Россельхозбанк». На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам выплачено 40 млн руб. субсидий.
В 2011 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами за счет собственных средств и кредитов приобретено 53 единицы зерноуборочных комбайнов различных марок, 95 единиц тракторов.
Исходя из специфики агропромышленного комплекса Курганской области, можно отметить, что здесь развита прямая бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей по направлениям: субсидирование программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводства, техническое оснащение и перевооружение сельхозпроизводства, мероприятия по улучшению уровня жизни сельского населения.
Реализация механизма государственной поддержки предусматривает разработку систем, способов, инструментов его формирования и контроля, на всех стадиях сельскохозяйственного производства, на всех стадиях жизненного цикла.
Многообразие форм государственной поддержки способствует созданию многоканальной системы государственной поддержки отрасли. Так, на федеральном уровне можно выделить форму прямой бюджетной поддержки вбирающей в себя предоставление субсидий на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий и организаций АПК; предоставление
субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельхозкультур; субсидии на затраты капитального характера.
Форма косвенной поддержки заключается в осуществлении закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд; регулировании производственного рынка, посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном; защите экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК.
Форма, представленная мерами организационноэкономического характера, связанными с агропродо-вольственной политикой и не требующих расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, может быть реализована через регулирование цен и тарифов, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, установление различного рода льгот, запретов и ограничений в интересах отрасли.
Система государственного регулирования аграрным сектором осуществляется посредством реализации механизмов: административных, экономических и правовых, прямых и косвенных методов, организационных и фискальных инструментов, применяемых на всех уровнях управления в АПК.
Литература
1. Асланов А. Р. Современные проблемы государственного регулирования агропромышленного производства // Региональные проблемы преобразования экономики. ИСЭИ ДНЦ РАН. Махачкала. 2009. № 2. С. 92-105.
2. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в Курганской области. Качество жизни в современной России : мат. Всеросс. (заочной) науч.-практ. кон. Пермь : ПГУ, 2011. 308 с.
3. Инновационная деятельность в Курганской области. Состояние и перспективы // Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области. URL : http://economic.kurganobl.ru/3446.html.
4. Карпенко Г. Г. Совершенствование механизма регулирующего воздействия государства на экономику аграрного сектора : автореф. ... дис. д-ра экономических наук. М., 2011. 78 с.
5. Крутчанкова К. А., Бухтиярова Т. И. Совершенствование системы государственного регулирования экономики сельского хозяйства (на материалах Курганской области). Экономика, социология, право : новые вызовы и перспективы : мат. науч.-практ. конф. М. : ИСИ, 2011. 212 с.
6. Малые формы хозяйствования // Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3537/html.
7. Собанти Б. М. Развитие финансов и финансовой науки в России. Иркутск : Из-во Иркутского ун-та, 1986. С. 21
8. Целевая программа Курганской области «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 гг.» // Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. URL : http:// dsh.kur-ganobl.ru/assets/files/prog2012.pdf.
9. Целевая программа Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 гг.» // Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области. uRl : http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/_left/PK0D_3406_23-09-2008.pdf.
10. Нечаев В. И., Керашев А. А. Программно-целевая стратегия инновационного развития АПК : монография. Майкоп : Мысль, 2011. 256 с.
11. Хаутов Д. Х. Совершенствование системы государственного регулирования региональной агроэкономики : авто-реф.дис. к-та экономических наук. Краснодар, 2010. 24 с.
12. URL : http://www.gsk.ru.