Научная статья на тему 'Совершенствование системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий'

Совершенствование системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / SUBSIDISING OF AGRICULTURAL PRODUCERS / STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION / AGRARIAN PRODUCTION / THE MECHANISM OF SUPPORT OF AGRICULTURAL LAND USE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Арсен Ильмияминович, Алклычев Алклыч Магомедович

В статье дан краткий анализ состояния финансирования АПК Республики Дагестан из федерального и республиканского бюджета РД, определены основные направления совершенствования системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий, которые могут способствовать интенсификации сельскохозяйственного производства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедов Арсен Ильмияминович, Алклычев Алклыч Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE SYSTEM OF SUBSIDISING OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The article gives a brief analysis of the state of financing of the agricultural sector of the Republic of Dagestan from the federal and republican budgets of the Republic of Dagestan, defines the main areas of focus of perfecting the system of subsidising of agricultural enterprises that can promote intensification of the agricultural production in the region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий»

МАГОМЕДОВ А.И.,АЛКЛЫЧЕВ А.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕ ННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация: В статье дан краткий анализ состояния финансирования АПК Республики Дагестан из федерального и республиканского бюджета РД, определены основные направления совершенствования системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий, которые могут способствовать интенсификации сельскохозяйственного производства в регионе.

Ключевые слова: субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, государственная поддержка сельскохозяйственного производства, аграрное производство, механизм поддержки сельскохозяйственного землепользования.

MAGOMEDOV A.I. , ALKLYCHEV A.M.

PERFECTION OF THE SYSTEM OF SUBSIDISING OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Abstract: The article gives a brief analysis of the state of financing of the agricultural sector of the Republic of Dagestan from the federal and republican budgets of the Republic of Dagestan, defines the main areas of focus of perfecting the system of subsidising of agricultural enterprises that can promote intensification of the agricultural production in the region.

Keywords: subsidising of agricultural producers, state support of agricultural production, agrarian production, the mechanism of support of agricultural land use.

Основной мерой государственной поддержки сельскохозяйственного производства продолжает оставаться прямое бюджетное субсидирование отрасли. Необходимость бюджетной поддержки доходов сельского хозяйства обусловлена как значением отрасли в связи с выполнением функций по обеспечению продовольствием и сохранению сельского уклада жизни, так и тем, что часть доходов сельского хозяйства продолжает изыматься из-за неэквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими сферами АПК.

В странах с развитой экономикой прямое бюджетное субсидирование сельского хозяйства включает широкий спектр различных типов платежей, оказывающих различное воздействие на экономику отрасли: компенсационные платежи, субсидии в расчете на единицу площади или поголовье скота, страховые и возмещающие платежи и другие выплаты. В целом около 2/3 выплат в странах с развитой экономикой осуществляются в расчете на земельную площадь и поголовье животных.

Соотношение расходов федерального и республиканского бюджетов показано в табл. 1.

Таблица 1

Объемы финансирования АПК Республики Дагестан из федерального и республиканского бюджета РД в 2012 г. и лимиты 2013 г. (тыс. руб.)*

Направления расходования средств 2012 2013

РФ РД РФ РД

Государственная поддержка животноводства:

субсидии на поддержку племдела 51333 8698,8 61988,1 15000

субсидии на поддержку овцеводства 192031 12000 187612,8 9700

поддержка молочного скотоводства 191890 55411,18 20000

поддержка мясного скотоводства 46359 16850 5000

субсидии на корма 5000

поддержка птицеводства 30344 10000 10000

перевозка овец 26000

развитие овцеводства (программа) 4000

субсидии на 1л реализованного молока 48472,1 5500

Поддержка пищевой и перераб. промышленности 75971 15000 20000

Продолжение таблицы 1

Направления расходования средств 2012 2013

РФ РД РФ РД

Поддержка растениеводства:

поддержка элитного семеноводства 13743 9970 1105,8 2500

субсидии на поддержку садоводства 61697 30000 74843,6 20000

субсидии на раскорчевку старых садов 3938,3 2300

субсидии на поддержку виноградарства 147597 126252 25000

поддержка овощеводства 6825 10000 20000

на приобретение средств химизации 2033 3000

на приобретение питомниками посадочного материала 15400

на производство рапса 130

несвязанная поддержка 33560 9200

Виноградарство эк. значимые программы 56219,5 74148

Поддержка рисоводства 22000 20000

Комп. на страхование 27137,6 1428 7100

Субсидии на возмещ. % ставок по кредитам 305026 30278,9 224389,9 39200

Субсидир. приобретения с/х техники 16000 25000

Мелиорация 115132 106000 81866

Мероприятия по борьбе с саранчой 11000 8000

Рыбомелиоративные мероприятия 19958 20000

ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.» 609266 421919,15 299712

Поддержка начинающих фермеров 120844 21140 21140

Поддержка развития семейных животн. ферм 38955 17506 23600

ИТОГО 2092403,1 1038560,03 635910,6 760348

* Данные Министерства сельского хозяйства РД

Из табл.1 видно, что объем финансирования за 2012 г. сельского хозяйства из федерального бюджета составляет 2092,3 млн руб. или 66,8%, а из республиканского бюджета —1038,6 млн руб. или 33,2%. Основные расходы приходятся на программу ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.» — около 32% и соответственно на другие направления финансирования. Расходы на социальное развитие села в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 г.» осуществляются по следующим позициям: расходы на строительство (приобретение) жилья, развитие электро- и водоснабжения, строительство школ и др.

За рассматриваемый период возросла доля расходов на субсидирование процентной ставки по кредитам с 9 до 36,2% и доля расходов на социальное развитие сельских территорий — с 19,6 до 23,5%.

Значительную долю расходов на сельское хозяйство составляют субсидии отраслям животноводства, т. к. в республике оно более развито, чем растениеводство.

Субсидирование животноводства из республиканского бюджета осуществлялось по следующим направлениям:

— на производство и реализацию молока;

— на поддержку племенного дела;

— на компенсацию части затрат по содержанию маточного поголовья овец, коз;

— на птицеводство;

— на свиноводство;

— другие направления.

Субсидирование животноводства из федерального бюджета осуществлялось по более узкому кругу направлений:

— поддержка овцеводства;

— поддержка племенного дела;

— поддержка табунного коневодства.

Субсидирование растениеводства осуществлялось по следующим направлениям в виде компенсации части затрат на приобретение: средств химизации; дизельного топлива; элитных семян зерновых культур отечественного производства.

Основными проблемами, связанными с распределением бюджетных средств, остаются:

— усложненность условий и порядка распределения бюджетных средств;

— определение необходимого уровня субсидирования сельского хозяйства.

На наш взгляд, обе эти проблемы можно решить, определяя потребность в бюджетных субсидиях воспроизводственным способом, предложенным Н. А. Борхуновым [1]. По этому способу общая потребность в бюджетных субсидиях определяется с учетом простого или расширенного воспроизводства по нормативу субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, на поголовье или по нормативу от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Например, подсчитано, что для обеспечения расширенного воспроизводства на 10% объем бюджетного финансирования сельского хозяйства должен составлять 310-320 млрд руб. или 20% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Фактический объем бюджетного финансирования сельского хозяйства страны составляет 60-80 млрд руб., что недостаточно для обеспечения расширенного воспроизводства.

В 2010 г. ведущими банками, кредитующими отрасль АПК, предприятиям и организациям АПК выдано 796 млрд руб. кредитных ресурсов. Это на 3% больше, чем в 2009 г. При этом основной объем кредитных ресурсов предоставлен Сбербанком России и Россельхозбанком. В 2010 г. доля выданных ими кредитов в общем объеме привлеченных кредитных средств в отрасль составила 90%.

Следует отметить, что прямые сезонные кредиты коммерческих банков в сельское хозяйство пока не носят массового характера. По объективным причинам банки не заинтересованы в кредитовании предприятий в целом, а сельскохозяйственных предприятий в особенности [2]. В нынешних условиях многие предприятия реального сектора экономики являются неблагонадежными заемщиками. Кроме того, банкам выгоднее с целью снижения риска невозврата представлять краткосрочные кредиты и по более высокой процентной ставке, в то время как сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в долгосрочном кредитовании.

В 2010-2012 гг. средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса, возросла на 4%. В 2010 г. она снизилась и составила 13,1%.

Предоставление субсидируемых кредитов является одним из основных направлений реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 гг.».

В 2012 г. Дагестанским филиалом ОАО «Россельхозбанк» сельхозтоваропроизводителям республики выделены кредитные средства на общую сумму 2991,7 млн руб., в т. ч. краткосрочных кредитов — на 252,4 млн руб., инвестиционных — 370,7 млн руб., в т. ч. на технику и технологическую модернизацию сельского хозяйства сроком до 10 лет — 73,0 млн руб., на строительство и реконструкцию животноводческих помещений — 252,5 млн руб., на приобретение племенного скота — 38,4 млн руб., на закладку виноградников — 6,8 млн руб. На развитие малых форм хозяйствования в 2012 г. было выделено 2368,6 млн руб., в т. ч. 7293 ЛПХ получили 2173,6 млн руб. кредитных средств и 51 КФХ — 195,0 млн руб.

Благодаря финансовой поддержке, оказываемой государством развитию отраслей АПК РД, в 2012 г. был обеспечен рост индекса производства продукции сельского хозяйства.

На поддержку отдельных отраслей АПК в 2012 г. было выделено из федерального бюджета 1795,8 млн руб., в т. ч. на поддержку овцеводства — 192,0 млн руб., племдела — 51,3 млн руб., на приобретение кормов — 7,2 млн руб., на поддержку молочного скота — 191,9 млн руб., мясного скота — 46,3 млн руб., птицеводства — 30,3 млн руб., пищевой и перерабатывающей промышленности — 75,9 млн руб., элитного семеноводства — 13,7 млн руб., садоводства — 101,6 млн руб., овощеводства — 6,8 млн руб., мелиорации — 115,1 млн руб., начинающих фермеров — 120,8 млн руб., на развитие семейных ферм — 38,9 млн руб., на компенсацию затрат по приобретению минеральных удобрений — 2,0 млн руб., возмещение процентной ставки по кредитам — 306,4 млн руб., возмещение части затрат по страхованию сельхозкультур — 40,9 млн руб., на приобретение жилья в сельской местности — 262,6 млн руб., водоснабжение — 119,8 млн руб., развитие ФАПов — 40,4 млн руб., строительство образовательных учреждений — 31,4 млн руб.

Из республиканского бюджета выделено 727,1 млн руб., из них на перевозку овец — 36,5 млн руб., поддержку племдела — 8,7 млн руб., овцеводства — 12,0 млн руб., молочного скота — 55,4 млн руб., мясного скота — 16,8 млн руб., птицеводства — 10,0 млн руб., пищевой и перерабатывающей промышленности — 15,0 млн руб., садоводства — 30,0 млн руб., элитного семеноводства — 10,0 млн руб., овощеводства — 10,0 млн руб., рисоводства — 22,0 млн руб., рыбоводства — 20,0 млн руб., начинающих фермеров — 21,1 млн руб., семейных молочных ферм — 17,5 млн руб., мелиорации — 106,0 млн руб., на борьбу с вредителями — 11,0 млн

руб., на возмещение процентной ставки по кредитам — 32,3 млн руб., на техническую оснащенность — 16,0 млн руб., страхование сельхозкультур — 2,1 млн руб., на минеральные удобрения — 3,0 млн руб., строительство и приобретение жилья в сельской местности — 120,0 млн руб., водоснабжение — 63,4 млн руб., общеобразовательные учреждения — 58,7 млн руб., ФАПы — 20,8 млн руб., повышение квалификации — 4,0 млн руб., на проведение Дня чабана — 2,45 млн руб., на борьбу с наркокультурами — 0,195 млн руб., развитие науки — 2,0 млн руб.

По результатам анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий республики за 2012 г. из 682 предприятий 454 (66,6%) завершают год с прибылью в сумме 171,7 млн руб. и 228 предприятий (33,4%) — с суммой убытка 337,9 млн руб. Сальдированный финансовый результат составил 166,2 млн руб. убытка. Уровень убыточности составил минус 6,8%.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Согласно данной Программе, формами государственной поддержки агропромышленного комплекса выступают субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

- на приобретение средств химизации;

- на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства;

- на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений;

- на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам);

- на развитие отраслей растениеводства, в т. ч. элитного семеноводства;

- на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.

Действующий порядок регламентирует предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Дагестан по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан [3].

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Дагестан.

Субсидии предоставляются получателям:

- за счет средств федерального бюджета — по ставкам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. При этом получатели должны иметь на начало текущего года не менее 50 гектаров площади плодовых насаждений, не менее 2 гектаров площади садов интенсивного типа, не менее 3 гектаров площади питомников, не менее 10 гектаров площади ягодных кустарниковых насаждений;

- за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан — по ставкам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан. При этом получатели должны иметь на начало текущего года не менее 1 гектара площади плодовых насаждений, садов интенсивного типа, питомников, ягодных кустарниковых насаждений.

Субсидии предоставляются на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых и бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградников, плодовых, ягодных и орехоплодных насаждений, плантаций хмеля и чая).

Министерство финансов Республики Дагестан в установленном порядке перечисляет средства на выплату субсидий на счет Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан, в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

Субсидии предоставляются получателям на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в размере 50 процентов страховой премии по договору страхования. Страховая премия рассчитывается с учетом установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации предельных размеров ставок для расчета размера субсидии.

Информация о лимитах финансирования сельского хозяйства представлена в табл. 2.

Магомедов А.И., Алклычев А.М.

совершенствование системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий

Таблица 2

Лимиты финансирования сельского хозяйства РД в 2012 г. (млн руб.)*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п/п Наименование статьи финансирования Всего В том числе из:

ФБ РД бюджета

1 Субсидии на поддержку мясного скотоводства 63,21 46,36 16,85

2 Субсидии на поддержку племенного животноводства 10 10,0

3 Субсидии на поддержку отечественного овцеводства 204 192,0 12,0

4 Субсидии на развитие производства и переработки мяса птицы 10 10,0

5 Субсидии на поддержку молочного скотоводства 164,8 124,8 40,0

6 На мероприятия по перевозке овцепоголовья с летних на зимние пастбища и обратно 36 - 36,0

7 Субсидии на поддержку элитного семеноводства 19,8 9,8 10,0

8 Субсидии на поддержку рисоводства 19 19,0

9 Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями (сады) 131,6 101,6 30,0

10 Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях 250,6 222,9 27,7

11 Компенсация части затрат на приобретение средств химизации 5,45 0,45 5

12 Компенсация части затрат по страхованию урожая сельхозкультур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений 21,58 20,5 1,08

13 Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение дизельного топлива использованного на проведение сезонных сельхоз работ 1,3 - 1,3

14 ФЦП «Соц. развитие села до 2012 г.», всего 791,5 451,9 339,6

В т. ч. на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе 313,7 193,7 120,0

На строительство фельдшерско-акушерских пунктов 37,4 37,4 -

На развитие газификации в сельской местности 222,6 91,1 131,5

На развитие водоснабжения в сельской местности 152,1 98,3 53,8

Строительство образовательных учреждений 65,7 31,4 34,3

15 Взнос в уставной капитал лизингодателя для осуществления поставок сельхозтехники по лизингу за счет средств республиканского бюджета 100,0 - 100,0

16 Прикладные научные исследования и разработки в сфере АПК 2,4 - 2,4

17 Субсидии на возмещение части затрат по приобретенной технике сельхозтоваро-произв одителям 30,0 - 30,0

18 Субсидии на оплату стоимости электроэнергии, потребляемой внутрихозяйственными мелиоративными насосными станциями 6,0 - 6,0

19 Мероприятия в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов (поддержка рыбоводства) 25,6 - 25,6

20 Средства на реализацию РЦП «Развитие мелиорации сельхозземель в Республике Дагестан на период до 2020 г.» 100,0 - 100,0

21 Средства на мероприятия против особо опасных вредителей (саранчовых) 8,0 - 8,0

22 Средства на реализацию ВЦП «Организация выставочно-ярмарочной деятельности в сфере АПК на 2011-2012 гг.» 4,2 - 4,2

23 Переподготовка и повышение квалификации работников АПК 4,0 - 4,0

24 Средства на ВЦП «Консультационная поддержка организация и индивидуальных предпринимателей по внедрению прогрессивных технологий и по правовым и иным вопросам в сфере АПК» 12,9 - 12,9

25 Средства на РЦП «Развитие овощеводства в Республике Дагестан на 2012-2020 гг.» 16,8 6,8 10,0

26 Средства на РЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Дагестан на 2012-2020 гг.» 15,0 - 15,0

27 Итого 2053,74 1177,11 876,63

* Данные Министерства сельского хозяйства РД.

Одним из важнейших направлений совершенствования субсидирования сельхозорганиза-ций является субсидирование процентной ставки. Субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным целевым кредитам — мера, призванная решить задачу повышения доступности заемных средств для сельхозтоваропроизводителей, что позволило бы им привлечь инвестиции, модернизировать свои основные фонды, пополнить оборотные средства. В свою очередь, эта задача является одним из основных средств достижения более глобальной цели, поставленной Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. — повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Субсидирование процентной ставки применяется с 2002 г., однако наиболее широко — с

2006 г., когда стартовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В госпрограмме эта мера является одной из основных, аккумулируя в 2009 г. 58 млрд руб. или 35% всех средств, направленных из федерального бюджета на финансирование госпрограммы (без субсидирования малых форм хозяйствования).

Рассмотрим, какой эффект дало применение этой меры и какие проблемы проявились, в т. ч. и в кризисный период 2008-2009 гг.

Эффект состоит в следующем. Доступность заемных средств для сельхозтоваропроизводителей, которую можно измерить показателями объема привлеченных заемных средств, роста доли долгосрочных кредитов и займов в валюте баланса сельскохозяйственных организаций и показателем охвата договорами субсидированного кредитования, существенно увеличилась. Так, объем всех полученных сельскохозяйственными организациями в 2002 г. кредитов и займов составил 79,9 млрд руб., а в 2009 г. — 472,7 млрд руб. (с учетом дефлятора — 184,2 млрд руб.). При этом в 2009 г. было субсидировано 32% всех краткосрочных кредитов, полученных в этом году сельскохозяйственными организациями. Доля долгосрочных кредитов и займов выросла в структуре сводного баланса сельскохозяйственных организаций России с 6,5% в

2007 г. до 27% в 2010 г. При этом просроченная кредиторская задолженность перестала выполнять роль источника пополнения оборотных средств сельскохозяйственных организаций — на конец 2009 г. ее величина составила всего 8,8%. Только за период 2004-2008 гг. субсидировано более 19 тыс. кредитных договоров по инвестиционным проектам сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК.

Программа инициировала рост производства, прежде всего в животноводстве — наблюдается статистически достоверная положительная корреляционная зависимость между величиной субсидируемых 8-летних кредитов, взятых сельскохозяйственными организациями преимущественно на строительство, реконструкцию животноводческих комплексов, ферм, и приростом выручки от реализации продукции животноводства. Так, каждая тысяча рублей субсидируемого в 2009 г. кредита, взятого на эти цели, повышала прирост выручки от реализации продукции животноводства в 2009 г. в среднем на 140 руб. Следует иметь в виду, что прирост выручки рассчитывался по всем сельскохозяйственным организациям, из-за того что не было возможности вычленить данные только по организациям, взявшим кредит, — по ним прирост был бы гораздо выше. Так, инвестиционные проекты, осуществляемые с помощью Россель-хозбанка, выбранного основным агентом государства для реализации кредитной поддержки АПК, уже дают ощутимый эффект.

Таким образом, перед органами управления стоит непростая задача сохранить программу, не усугубив имеющиеся проблемы. Минсельхоз РФ с 2010 г. принял решение об отборе на федеральном уровне по представлению регионов инвестиционных проектов, осуществление которых начинается с 2010 г. и претендующих на субсидированные кредиты для своей реализации (приказ Минсельхоза РФ от 10 февраля 2010 г. № 41). Таким образом, получить субсидии по новым проектам стало намного сложнее. Кроме того, штучный отбор затратен по времени, а анализ протоколов комиссии показывает, что приоритет отдается крупным проектам, то есть доступность данной поддержки снизилась и сместилась в сторону тех, кто может дать большие объемы освоения средств.

На наш взгляд, совершенствовать программу необходимо, но не за счет сужения ее охвата. Так, выплата положенных бенефециарию субсидий после освоения кредита и подтверждения целевого характера его использования (это происходит за год, максимум два после его взятия), не зависящая от последующей пролонгации и иных условий, определяемых банком, избавила бы государство от многолетних переходящих обязательств, необходимости их длительного администрирования и дала бы простор для новых кредитов.

Литература

1. Борхунов Н. А., Шибалкин А. Е. Перспективы развития агрострахования// ЛПК: экономика, управление. 2012. № 3. С. 49-52

2. Алиев Б.Х. , Гаджиев Н.Г., Алклычев А.М. Кредитная и налоговая политика в отношении малого предпринимательства в РФ // Финансы и кредит. - 2007. - № 42. - С. 3-7

3. Сельскохозяйственное страхование. Портал об агростраховании и управлении рисками в сельском хозяйстве.

4. URL: http://www.agroinsurance.com.ru Bibliography:

1. Borkhunov N. A., Shibalkin A. E. Perspectives of the development of agro-insurance//LPK: economics, management. 2012. No. 3. P. 49-52

2. Aliev B. Kh., Gadzhiev N. G., Alkchev A. M. Credit and taxation policy towards small entrepreneurs in the Russian Federation //Finances and credit. - 2007. - No. 42. - P. 3-7

3. Agricultural insurance. Portal about agro-insurance and risk management in agriculture.

4. URL: http://www.agroinsurance.com.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.