О.В. Игнатьева, А.Р. Левинская
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Тьюторство: между музеем и образованием
(Статья подготовлена в рамках проекта № 034-ф Программы стратегического развития ПГГПУ)
Тьюторство, как технология сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, для российского образования является по-прежнему инновацией, не смотря на более чем двадцатилетни опыт существования на разн ступенях и формах образования. Хотя открытое образовательное пространство для тьюторского сопровождения включает и ресурсы культуры, но обозначение тьютора как посредника между культурой и образованием в большей степени стало актуально для Перми. В 2011 году на базе Пермского государственного педагогического университета при финансовой поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края был проведен Всероссийский методический семинар «Театр, кино, музей - новой школе». В работе семинара приняли участие представители учреждений образования и культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Хельсинки, Рязани, Ярославля, Вологды, Чебоксар, Перми, Лысьвы и других территорий Пермского края. В итоговом документе Семинара эксперты и участники отметили, что Пермский край в последние годы стал инициатором и лидером по продвижению новых форм культурной и образовательной деятельности, здесь существуют благоприятные условия для развития тьюторских технологий не только в сфере образования, но и культуры. Пермский край может стать экс-
периментальной площадкой по отработке моделей подготовки тьюторов для сферы культуры и образования, а также моделей координации деятельности уч-еждений образования и культу-ы в сфере творческого образо-ния молодежи. Результатом работы Семинара является Сборник материалов Семинара «Театр, кино, музей - для новой школы», который был подготовлен и распространен среди учреждений культуры и библиотек
Пермского края.
Одной из проблем, обозначенных в ходе работы семинара, стала задача индивидуализации —в построении образовательных программ учреждений культуры, в том числе музеев. В дальнейшем, с 2012 по настоящий момент, тьюторское сопровождение «вхождения» в культуру, в музейные события и проекты, стало основой работы Школы арт-менеджмента для старшеклассников «SAM» при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Идея тьюторского сопровождения старшеклассников оформилась первоначально, как студен-"ческий проект, и была поддержана в рамках Программы стратегического развития университета. В последний год Школа арт-менеджмента осуществляется как волонтерский проект студентами и преподавателями отделения культурологии.
Одним из ведущих методов, как в тьюторском сопровождении, так и в работе Школы арт-менеджмента, стала технология
В статье представлен опыт тьюторского сопровождения старшеклассников Перми студентами отделения культурологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в рамках Школы арт-менеджмента. Одним из ресурсов в образовательной картографии стали музеи города Перми, музейные проекты и события.
Кпючевые слова: тьюторство, музей, школа арт-менеджмента, образовательная картография.
O.V. Ignatiyeva, A.R. Levinskaya
Perm State Humanitarian Pedagogical
University
(Perm)
Tutoring: between museum and education
Abstract. The article presents the experience of senior tutor support of students from culturological department of Perm State Humanitarian Pedagogical University within the framework of art management school. Perm museums, museum projects and events became one of the resources in educational cartography.
Keywords: tutoring, museum, art management school, educational cartography.
Игнатьева Оксана Валерьевна,
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой культурологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
Левинская Алёна Романовна,
куратор проекта арт-школа SAM (School of Art Management (г. Пермь)
образовательного картирования и навигации. Любой современный человек, отправляясь в путешествие, как на ближние, так и на дальние расстояния, предпочитает заранее прокладывать свой маршрут. В связи с этим, мы наблюдаем появление таких приложений для современных гаджетов, как 2GIS, яндекс карты, google карты и др. И это логично, для того чтобы достигнуть определенной точки, необходимо пройти путь, при чем вариации этих путей тоже могут быть разными. Данный процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определенном пространстве передвижения мы можем обозначить как навигация. Она состоит из двух основных частей: теоретическое обоснование и практическое применение методов управления объектом; маршрутизация, выбор оптимального пути следования объекта в пространстве [1].
Если переносить навигацию в образовательное пространство, то можно понимать ее как процесс выстраивания собственного маршрута развития, путь к цели, которую тьюторант поставил перед собой исходя из своих интересов, знаний, умений, навыков и направленности своей личности. Данный прием называется образовательная картография - «это технология аналитической и проектной работы, направленная на создание внешней плоскостной формы (модели) реальной действительности» [2].
Образовательная картография - это та технология, которая позволяет организовывать коммуникативное пространство любого коллектива (класса, школы, учебной группы и т.д.). Данная образовательная методика была апробирована в проекте школы арт-менеджмента SAM со старшеклассниками города Перми, что и стало первым этапом осуществления тьюторского сопро-
вождения в культурном пространстве.
Существуют разные вариации работы с образовательной картографией, мы выбрали игру с профориентирующим подтекстом. В школе собрались ребята из разных учебных заведений города Перми, с совершенно разными интересами в сфере искусства и культуры. Некоторые пришли с определенной целью и пониманием того, чего они хотят, другие еще не оформили окончательно свой выбор, но их объединяло одно - мотивация сконструировать модель своего личностного роста.
На первом этапе мы разделили их произвольно по группам, вне зависимости от их направленности и предложили нарисовать плакат, на котором им нужно было отразить доставшийся им профиль (театр, дизайн, фото, музей). Что входило в понимание «отразить профиль»? Во-первых, ребятам, пообщавшись между собой, нужно было определить места или события в нашем городе, где они могут получить знания или научиться чему - то. Во-вторых, им нужно было определить круг профессий, которые связаны с их направлением. И, в-третьих, написать те качества личности, которые свойственны людям в этой сфере. Соответственно, школьникам было необходимо гармонично вписать все эти три блоки, составить своеобразную схему в виде плаката.
Второй этап - защита. Несколько человек от команды выходили и представляли свои плакаты. Работы получились творческого характера, от схем из детективных фильмов до замков и зрительных залов.
Музейный «ландшафт»
старшеклассники отразили в своих работах в виде следующих объектов: Музей современного искусства РЕИММ, Пермская государственная художественная галерея, Пермский краевой му-
зей, Музей советского наива, Арт-резиденция, Выставочный зал, Музей пермских древностей, Дом - музей имени Дягилева, «Ночь музеев», музейные форумы.
Среди музейных профессий были представлены: куратор выставок, музейный хранитель, PR-менеджер музея, экскурсовод, реставратор, научный сотрудник.
Кроме музеев на картах были обозначены и другие культурные сферы, театры, кино, дизайн и т.д. Таким образом, места и события в этом плакате определили ресурсную карту образовательной среды города Перми, блок с профессиями показал возможности для работы в этой сфере, а качества составили профессиограмму.
Следующий этап был связан с выбором школьниками направления, которое наиболее точно отражает их интересы и способности, и составления своего образовательного маршрута. После того как тьюторанты определились, они присоединились к своему тьютору (студент отделения культурологии), вместе с которым уже выбрали для себя приоритетные направления для работы, точки в данной образовательной среде. Дома школьникам было необходимо оформить свою собственную карту - разработать масштаб, отметить наиболее важные для них точки, места, которые они уже посетили или собираются посетить. И по мере своей работы заполнять свою карту своими образовательными событиями, крепить стикеры и помечать, что нового они узнали. А также, тьюторы подарили тью-торантам специальные «папки-копилки» и блокноты, для того чтобы бы они записывали свои мысли и идеи, собирали интересный им материал в одном месте, накапливали свой личный опыт и отношение к полученным знаниям в своем портфолио.
Стоит отметить, что образовательная картография является тьюторской технологией и возможна лишь в открытой образовательной системе. Так как артшкола является дополнительным образованием, то у нас была возможность свободно посещать любые учреждения, попадать на проходящие в Перми мастер-классы и легко изменять свой образовательный маршрут.
Преимуществом образовательной картографии заключается в том, что карта одновременно является и маршрутом, и собственным портфолио, карточкой личного роста, где можно отражать те новые навыки, которые школьники получили в ходе тех или иных событий. Помимо этого, у ребят развивается топографическое ориентирование в культурном пространстве города. А так же карту можно увеличивать, доклеивая карты других микрорайонов, соседних районов и даже городов, что влияет на пространственное мышление и способствует пониманию и осознанию своей личности и ее роли в своем городе и не только.
Интересным аналогом образовательной картографии стал опыт пермских музеев: проект «На старт! Внимание! В музей», в котором школьникам разных возрастов предлагалось пройти маршрут по трем музейным «китам» - Пермская государственная художественная галерея, Музей современного искусства Регтт, Пермский краевой музей - и выполнить различные тематические задания.
Дальнейшая система занятий в Школе арт-менеджмента была представлена аудиторными и внеаудиторными встречами.
Аудиторный вид занятий подразумевал работу по обучению проектированию - «что такое проект? как его писать и реализовывать?». Раз в неделю приглашали специалистов, которые профессионально ориентируются в рамках своей сферы
деятельности, они делились опытом, рассказывали обо всех тонкостях и специфике их работы, о том, как знания превращаются в практику, давали экспертную оценку.
План аудиторных занятий:
1. Занятие - знакомство и основы дизайн - мышления
2. Образовательная картография
3. Общие основы проектной деятельности
4. Как организовать свое мероприятие?
5. Как штурмовать идеи?
6. Как собрать свою команду?
7. Как собрать бюджет проекта?
8. Как использовать рг - технологии в проектной деятельности?
9. Методика работы с современным искусством.
10. Мастер - класс по мультипликации немецкого мультипликатора Хермана Йорга.
11. Мастер - класс по тайм -менеджменту
12. Рефлексия по созданию Арт-объекта в Пермской государственной художественной галерее.
13. Как правильно защитить свой проект?
14. Консультации по проекту. Рефлексионный тренинг.
Помимо проектных семинаров проводились занятия на развитие креативности, дизайн -мышления, способностей нестандартно мыслить. В качестве примера можно привести, занятие по созданию собственного арт-объекта к празднику 8 Марта «Женщина запуталась», который ребята сами сконструировали из проволоки и ваты и в канун международного женского дня предлагали посетителям Пермской государственной художественной галереи смастерить вместе с ними букет для их экспоната.
Внеаудиторные встречи не имели жесткого расписания. Дата проведения мероприятий за-
висела только от совместной договоренности и текущих событий.
Тьюторанты - музейщики составили себе нестандартный маршрут. Они начали с галереи и выставок, которые наименее популярны среди школьников, а затем перешли к наиболее популярным. Путевой маршрут музейного направления: Музей советского наива; Пермский краевой музей; Музей пермских древностей; галерея «Green Art», выставка «Щит-парад»; Пермская государственная художественная галерея, выставка «Анимационное кино Германии», Зиграм Польке «Музыка неизвестного происхождения».
В ходе работы, тьюторанты и тьюторы постоянно взаимодействовали между собой и посещали мероприятия все вместе. Например, лекции о значении искусства, методики понимания современного искусства, дискуссии на тему личности в искусстве. А так же неким синтезом всех видов деятельности стал путеводитель по трем китам пермских музеев - пермская государственная художественная галерея, музей современного искусства и краеведческий музей. Эти путеводители были созданы в рамках программы «На старт! Внимание! В музей!». В них тьюторанты оценили и идею, и оформление, и само путешествие, в которое их погружает этот путеводитель.
Среди общих мероприятий были: мастер-класс дизайнеров Э. Кагарова и В. Чайки; музейные путеводители в Пермской государственной художественной галерее, «Бродячий код», «Русское святое»; открытия выставок в музее современного искусства, ПГХГ, Арт-резиденции; творческая встреча с уличным художником Sad Face; лекция в галерее Д. Козлова «Искусство советского авангарда: Черный квадрат и Красный клин»; лекция в музее современного искус-
ства Х. Сокола «О чем молчит современное российское искусство?»; мастер-классы по мультипликации Йорга Хермана; мастер-классы по созданию арт-объекта «Женщина запуталась».
Результатом освоения индивидуального образовательного маршрута стали проекты, решающие одну из проблем выбранной сферы культуры, в том числе в музейной сфере.
Краевой конкурс проектов школьников в сфере искусства и культуры состоялся 20 апреля 2013 года на Культурологическом форуме ПГГПУ, в рамках программы школы арт - менеджмента «SAM». Целью проведения конкурса являлось привлечение учащихся школ города Перми и Пермского края к активной проектной деятельности в сфере искусства и культуры, выявление и поддержка одаренной молодежи, имеющей оригинальные идеи и желание преобразовать культурную жизнь города.
В программе школьного дня Культурологического форума были представлены работа секций, мастер-классы по театральному мастерству, созданию арт-объектов и видеороликов, церемония награждения. В конкурсе приняло участие более 30 проектов из 10 территорий Пермского края.
Школа арт-менеджмента «SAM» явилась эффективным способом развития старшеклассников. В ходе работы школы проводилось психолого-
педагогическое диагностирование. Были использованы тесты для измерения креативности (методика Г. Айзенка, Е. Торренса и Дж. Гилфорда, Э. Вартега), самооценки (Г. Айзенк), мотивации (тематический апперцептивный тест Х. Хекхаузена), мотивации к успеху и избегания неудач (Т. Элерс), самооценки (многофакторный личностный опросник Р. Кеттела), художественно-эстетической потребности
(В. С. Авенесов), школы социально-психологической адаптивности (К. Роджерс, Р. Дай-монд, Т.В. Снигерева). По завершении работы Школы тесты, проведенные тесты показали рост уверенности тьюторантов в себе, рост уровня развития креативных способностей, понижение шкалы страха неудач, повышение мотивации к культур-творчеству и к профессиональному ориентированию.
Построение траекторий развития в рамках арт-школы осуществлялось посредствам социального партнерства в условиях открытого образования. Музеи, театры, выставочные залы, кинотеатры стали площадкой для проектного исследования
школьников. Таким образом, ученики арт-школы попадали в реальную профессиональную среду арт-пространства и появлялась возможность для мини-профессиональных проб, прямого общения с профессионалами.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам мы определяем личностные, предметные и мета-предметные результаты по окончанию проекта. Личностные результаты:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
- сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- сформированность основ эстетического восприятия;
- осознанный подход к выбору будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- готовность нестандартно мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять поиск новых путей развития.
Активная работа тьюторантов дают право делать вывод о таких метапредметных результатах, как:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполага-
ние и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и комму-
никационных технологий, участвовать в дискуссии;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Таким образом, опыт Школы арт-менеджмента стал своего рода курсом тьюторского сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в сфере искусства и культуры, в котором основополагающая роль отводилась образовательной картографии, социокультурному проектированию и мини - профессиональным пробам.
Литература: 1. Навигация // Википедия [Эл. ресурс] Режим доступа:
http://ru.wikipedia.0rg/wiki/%CD%E0 %E2%E8%E3%E0%F6%E8%FF 2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. с. 136 - 138.