УДК 130 + 37.01
Левинская Алена Романовна
магистрант кафедры педагогики по направлению «Тьюторство в образовании и культуре»
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАОУ «СОШ № 104»)
Alyona R. Levinskaya
Graduate Student of Department of Pedagogy
Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: leviy803@yandex. ru
THE POSSIBILITIES OF TUTOR SUPPORT OF PUPILS IN THE FIELD OF CULTURE IN THE CONDITIONS OF A COMPREHENSIVE SCHOOL (ON EXAMPLE, THE PROGRAMM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
SACONDARY SCHOOL № 104)
Аннотация. Современному образованию брошены глобализационные вызовы. В связи с чем возникла необходимость в индивидуализации процесса образования и замене знаниевой парадигмы общего образования на деятельностную. Статья посвящена возможному способу организации тьюторства в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: общеобразовательная школа; вызовы образованию; индивидуализация; тьютор; образовательная картография; индивидуальная образовательная карта.
Abstract. Globalization challenges are thrown to modern education. In this connection, there is a need for individualization of educational process and changing from the knowledge - paradigm to the activity-education. The article is devoted to the possible way of organizing tutoring in a secondary school.
Key words: secondary school; challenge to the education; individualization; tutor; educational cartography; individual and educational route.
© Левинская А.Р., 2015
Все оптимальные сценарии существования человечества в XXI в. предполагают переход к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как главных стратегических ресурсов, а также широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.
В связи с этим большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, ставящему перед человечеством всё новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI в. (информационный, динамический, адаптационный и др.), и должны сегодня определять основные направления развития системы образования, ее стратегическую целевую ориентацию.
Так, в докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» [1] главной задачей образования в условиях «общества знания» становится научить обучаться, помочь сформировать мотивацию к обучению и выявить интересующую область и способ ее изучения в системе формального, неформального или дополнительного образования.
Осуществляя поиск решений поставленных проблем, в российском образовательном сообществе с начала 1990-х гг. ведутся активные дискуссии о необходимости индивидуализации образования и о том, кто должен осуществлять данный функционал. Так, после активных исследований зарубежного и российского опыта в 2006 г. в Едином квалификационном справочнике должностей появилась новая для российского образования профессия - тьютор [2]. Тьютором называют педагога, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы.
В связи с вышеуказанными тенденциями система российского образования претерпевает изменения, связанные с вступлением России в Болонский процесс, сменой образовательной парадигмы на деятельностную и курсом на индивидуализацию образования. Так, в Законе об образовании в РФ [5], вступившем в силу 1 сентября 2013 г., появляется понятие «индивидуальный учебный план», «обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»; в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования -понятия «построение индивидуальной образовательной траектории», УУД [4], «личностные», «предметные», «метапредметные результаты».
Имеется и практический опыт применения тьюторского сопровождения в нашей стране. С 1993 г. проводится исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии в новосибирском, ростовском и красноярском государственных университетах. Гуманитарное тьюторское сопровождение основывается на идеях и принципах культурно-исторического подхода
Л.С. Выготского, психологии развития (теории продуктивного действия) Б.Д. Эльконина, гуманитарно-технологического подхода в философии и методологии.
На вызовы современному образованию отвечает и политика Пермского края, что отразилось в Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 г. [3].
Необходимо обратить внимание, что Пермский край стал одной из площадок развития тьюторских технологий. В Перми активно применяются тьюторские методики на базе школ № 116 и 135, лицеев № 2, 4 и 8, существует проект «Основная школа - пространство выбора», в Пермском крае активно реализуется проект «Новые образовательные центры - школы для старшеклассников».
Не стала исключением средняя общеобразовательная школа № 104. В ней созданы все условия для тьюторского сопровождения школьников в пространстве культуры, на основе принципа «образование через культуру» в рамках проекта «Арт-навигация. Я точка отправления». Принцип «образование через культуру» позволяет создать избыточную среду средствами искусства и культуры города Перми для успешной реализации тьюторского сопровождения личностного и профессионального самоопределения школьников.
Главной целью проекта стало создание полидеятельностной образовательной и воспитательной среды как условия для развития личности: формирования ключевых компетенций, необходимых для самоидентификации и самореализации в поликультурном пространстве современного общества.
Для осуществления эффективного тьюторского сопровождения личностного и профессионального самоопределения была организована внеучебная работа согласно логике общего тьютрского действия:
1. Диагностико-мотивационный этап
Сборы «7Я.PERM» составили диагностико-мотивационный этап тьюторского сопровождения школьников, целью которого было выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей. Этот этап состоял из следующих частей:
знакомство коллектива, создание комфортных условий для творчества, сплочение коллектива внутри направления. Разумеется, данную задачу не решить на двух занятиях, поэтому внутренний климат коллектива наших тьюторантов поддерживался посредствам неофициального общения тьюторов и тьюторантов в социальных сетях и во время постоянных совместных внеаудиторных занятий;
- поиск средств самообразования. Создание ситуации выбора. Необходимость показать все возможные ресурсы, для того чтобы тьюторант смог увидеть все разнообразие направлений и смог выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Для решения этой задачи была проведена игра «Образовательная картография» и создана ресурсная карта искусства и культуры Перми и Пермского края;
осознание и формулирование целей и задач самообразовательного действия. На данном этапе тьютору посредствам тьюторской беседы было
необходимо оказать помощь в понимании неких проблем, личных интересов, которые мог бы решить совместный проект;
- прохождение вводных тестов. Тьюторантам, у которых возникали проблемы с выбором или с коммуникативными навыками, в рамках уроков психологии было предложено пройти ряд отобранных психологических и педагогических тестов с целью определения психологического состояния учащегося, особенности типа его личности и его направленности, что могло помочь сформулировать познавательный интерес школьника.
2. Этап проектирования
сбор информации, необходимой тьюторанту для развития своих знаний, умений, навыков в рамках своего направления через прохождение своей образовательной карты. Специфика расположения школы в отдаленном районе обусловливала дистанционный вариант работы - фотографии выставок, записи спектаклей, интервью и др.;
соотнесение собственных результатов и их культурных аналогов (творческие встречи с людьми, которые «нашли себя» профессионально, например, встреча с американским режиссером Джо Брюссером);
осознание собственной успешности в процессе самообразования (постоянные посты в социальных сетях о работе тьюторантов, словесная похвала тьюторов, получение положительных эмоций после работы на мастер-классах);
знакомство с произведениями литературы и фильмами, необходимыми тьюторантам для понимания нюансов профессиональной деятельности в рамках их направления;
- интегрированные уроки по МХК, где на предметном содержании ученикам было предложено апробирование технологий (создание собственной коллекции искусства, разработка концепции фестиваля, журналистское расследование, выявление музыкальных предпочтений учащихся, разработка экскурсии по школе и городу и др.).
Основной формой осуществления тьюторского сопровождения учащихся в процессе самообразования является творческий проект, поэтому все формы работы этого этапа напрямую или косвенно ориентированы на его создание. Образовательный проект позволяет осуществлять цельный самообразовательный процесс: от определения целей самообразования до осознания смыслов и значения полученных результатов. В ходе его реализации происходит формирование отдельных навыков и компетентностей самообразовательной деятельности. Сущность образовательного проекта заключается в поиске новых для субъекта способов преодоления разрыва между незнанием и знанием средствами самообразования. Отличие образовательного проекта от учебного заключается в качественно ином целеполагании. Если для учебного проекта значимо преодоление ситуации незнания (не знаю, хочу узнать, нахожу способ узнавания, проектный продукт - овеществленное присвоенное знание), то целью образовательного проекта является знание, которое изменяет самого субъекта самообразования, так как оно ориентировано на его индивидуальность, имеет смысл и значение в контексте этой индивидуальности. И это изменение - основной продукт образовательного
проекта. Такими изменениями могут быть новые компетентности, присвоение новых для субъекта способов действий, овладение культурными формами деятельности и, соответственно, достижение нового (для субъекта) уровня культуры.
В ходе тьюторского сопровождения осуществляется процесс самообразования подростка, основанный на самостоятельности субъекта самообразования и ориентированный на приобретение научных знаний, имеющих значение и смысл для его дальнейшего образования и построения жизни.
Наиболее важным эффектом, результатом тьюторского сопровождения является «самообразующийся» человек, т.е. человек способный и стремящийся ставить и реализовывать самообразовательные цели как в рамках институциональных форм образования, так и вне их.
Результаты этого этапа складываются в персональное портфолио тьюторанта и дополняется на реализационном этапе.
Поэтому в рамках проект «Арт-навигации. Я точка отправления» были разработаны несколько направлений:
творческие проекты детских художественных разновозрастных объединений (по направлениям художественное искусство, музыка, культурология, журналистика, литература, театр);
социальные проекты классных коллективов по решению интересующих проблем;
- творческий проект о профессии в рамках психологии;
- исследовательские проекты своих интересов в культуре по МХК.
3. Реализационный этап
- создание собственных творческих продуктов тьюторантов (выступления на сборах, школьных мероприятиях, защита исследований);
- посещение культурных мест города;
- реализация творческих, исследовательских, социальных проектов;
- организация малых творческих профориентирующих сборов «Академия наук и развлечений АРТфорд» совместно со школьниками и их родителями.
4. Аналитический этап
Аналитический этап направлен на рефлексию собственной работы как со стороны тьютора, так и со стороны тьюторанта и будет осуществлен посредством:
тренинга, целью которого стало осознание того, что «я умел в начале года, и что я умею сейчас» (как со стороны тьюторов, так и со стороны тьюторантов);
оценки тьюторантов своих проблемных мест, выявления возможных причин и составления предположительной корректировки своих действий;
- рекомендаций тьюторов тьюторантам, которые могут помочь избежать ошибок;
анализа своего портфолио, которое состояло из собственных отзывов, фотографий, «продуктов» мастер-классов;
- выражения тьюторантами своего личного вкуса посредствам выбора наиболее понравившегося произведения искусства, личности, мастер-класса;
- заполнения анкет, психологических и педагогических тестов, с целью диагностики качественных изменений себя;
- интереса тьюторанта к профессии, которая показалась ему наиболее соответствующий его запросу;
- прогнозирования своей деятельности на будущий год;
- пожеланий друг другу (как тьюторы тьюторантам, так и наоборот, и между собой).
Для закрепления проделанной работы в рамках МХК школьникам было предложено прохождение летней практики. Они должны сформировать собственный маршрут на лето, исходя из своего запроса. Им были предложено 3 линии - образование через книги, фильмы, путешествия. Школьники могли их выбрать в списках рекомендаций или предложить свой вариант при его обосновании.
Так, результатом проекта стало создание 6 творческих проектных коллективов, 1 карты Перми и Пермского края с объектами искусства и культуры, медиахолдинг школы. В качестве результатов можно назвать развитие проектных и организаторских навыков, критического мышления, а также коммуникативных и репрезентативных навыков. Наиболее нестандартным и важным результатом стало развитие пространственного мышления и видения потенциальных ресурсов своего города как возможностей для собственного роста и площадок для исследований в рамках своего интереса и профессионального самоопределения. Как отметили школьники, этот учебный год помог им определиться с профилем и индивидуальным учебным планом на следующий год.
Список литературы
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания». - Париж, 2005.
- 19 с.
2. Профессиональный стандарт «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы» [Электронный ресурс] // Тьюторская ассоциация. - URL: http ://www.thetutor.ru/expertise/standart.
3. Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года.
- Пермь, 2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для основной и старшей школы. - М., 2010.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2. - М., 2012.