Научная статья на тему 'Образование как новая культурная практика'

Образование как новая культурная практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Оксана Валерьевна

Переход к постиндустриальному обществу связан с освоением новой образовательной парадигмы, ориентированной на формирование нового типа культурного поведения, проявляющегося в области самовыражения каждого человека, его активном участии в культуре информационного века. Вариант объединения культуры и образования через реализацию культурной политики постиндустриального типа был представлен в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как новая культурная практика»

УДК 37 ББК Ч4в

Игнатьева 0. В.

образование как новая культурная практика

Переход к постиндустриальному обществу связан с освоением новой образовательной парадигмы, ориентированной на формирование нового типа культурного поведения, проявляющегося в области самовыражения каждого человека, его активном участии в культуре информационного века. Вариант объединения культуры и образования через реализацию культурной политики постиндустриального типа был представлен в Пермском крае.

Ключевые слова: постиндустриальная парадигма образования, культура, концепция культурной политики Пермского края.

Происходящий в настоящее время переход к постиндустриальному (информационному) обществу обусловливает необходимость освоения и реализации новой образовательной парадигмы. Одним из документов, представляющих постиндустриальную парадигму образования, является Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005).

На первый план в докладе выдвигается характеристика современного состояния мирового социума как этапа перехода к обществам знания: «Общества знания - это общества, источником развития которых являются собственное многообразие и собственные способности» [1, с. 19].

Одним из ключевых достижений современного общества является информационная революция, в связи с этим в обществах знания «каждый человек должен будет уметь свободно ориентироваться в потоке информации, который нас захлестывает, и развивать когнитивные способности и критический ум, чтобы отличать «полезную» информацию от бесполезной» [1, с. 21].

Информационное общество само по себе не ведет к переходу к обществам знания, для его создания «необходимо обмениваться информацией, сопоставлять, критиковать, оценивать и осмысливать информацию при помощи научного и философского поиска

для того, чтобы каждый человек был способен производить новые знания на основе информационных потоков» [1, с. 31].

Обществам знания соответствует новое культурное поведение, проявляющееся в области самовыражения, активном участии каждого члена социума в новой культуре информационного века. Новым потребностям общества соответствует культурная политика расширенного гражданского участия. Таким образом, культура, образование и общество оказываются тесно связанными новой образовательной парадигмой.

Переход от старого к новому, от традиционной парадигмы образования к инновационной не проходит одинаково в разных странах и регионах, что требует учета культурных особенностей и культурного разнообразия.

Один из вариантов соединения культуры и образования через реализацию культурной политики постиндустриального типа был представлен в пермском культурном проекте [2]. В рассматриваемом документе образование занимало достаточно важное место в ряду «мягких инфраструктур»: «нового образа жизни, комфортной атмосферы и среды, современных гуманитарных технологий, малого предпринимательства, инноваций в культуре и образовании, а также реализации крупных культурных проек-

тов». Более того, подчеркивалось, что «региональное развитие должно идти в ногу с культурной и образовательной политикой». При этом образование понималось в русле международных трендов «образование без границ», «образование в течение жизни», «открытого образования» [2].

Одним из принципов культурной политики Пермского края был провозглашен принцип «Обучаем, действуя»: «Текущая практика и перспективные проекты (такие как Пермский открытый университет) -плацдарм для обучения и повышения квалификации, формирования новой генерации менеджеров, творцов, зрителей, меценатов. В соответствии с принципом непрерывного образования все проекты включают в себя разнообразные образовательные компоненты (экскурсии, лекции, конференции и т.п.) и, в свою очередь, привлекают преподавательские, абитуриентские, студенческие, аспирантские ресурсы, предоставляют рабочие места дипломированным специалистам» [2, с. 16].

Ориентация культурного проекта на многочисленные события и развитие внутрикра-евого туризма одновременно связывалась с развитием «мобильной образовательной инфраструктуры, площадками творческого образования и диагностики одаренных молодых людей для активного включения в культурную жизнь края» [2, с. 26].

Принцип «Выращивать таланты и просвещать публику» в тексте проекта развивается в следующих направлениях:

- Концепция непрерывного образования. Создание системы семинаров, лабораторий, практикумов и образовательных площадок различного формата для профессионалов. Пермский край должен стать центром повышения квалификации работников культуры со всей страны, а также центром обмена опытом с зарубежными коллегами;

- Создание собственной постоянной лицензированной образовательной про-

граммы в области арт-менеджмента, включающей успешные практики, реализованные в Пермском крае;

- Развитие системы образования для широкой публики - организация публичных лекций, лекториев, семинаров и выступлений, «выращивание» собственной аудитории, в том числе просвещение публики через досуг и развлечение [2, с. 31].

Особенностью пермского культурного проекта стала поддержка «флагманских проектов», одним из которых представлен образовательный проект, выстраиваемый на трех уровнях: 1) развитие системы повышения квалификации для работников культуры и творческих предпринимателей; 2) создание современной лицензированной образовательной программы в области менеджмента в культуре (от российской магистратуры до МВА и бакалавриата в области менеджмента современной культуры и искусства); 3) создание курсов эстетического и специализированного «образования для всех», в том числе общедоступных курсов по направлениям: «Современная культура», «Современное искусство», «Творческое мышление» [2, с. 37].

Таким образом, в концепции культурной политики Пермского края образование рассматривается, с одной стороны, как проводник новых культурных ценностей и практик среди самой широкой аудитории, с другой стороны, как результат успешной реализации региональной политики «прорыва» -«образовательные эффекты» от культурных вложений.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» идет речь о пяти этапах образования: дошкольное образование, базовое школьное образование, профессиональное (высшее) образование, непрерывное образование, образование пределами профессиональной жизни [2, с. 80-81]. Рассмотрим, какие из этих этапов образования оказались в поле зрения культурной политики Пермского края.

Прежде всего, большое внимание в региональной политике уделялось высшему образованию. В докладе О. А. Чиркунова «Социально-экономическое и политическое положение Пермского края» (2010) создание инновационных кластеров связывалось с развитием инновационных университетов. Среди вузов, которые могут претендовать на эту «миссию», обозначаются пермские вузы, получившие статус национально-исследовательских. С целью создания и поддержки научных школ и ведущих ученых были введены доплаты. С целью привлечения лучших абитуриентов в пермские вузы была введена «губернаторская» стипендия. Активно высказывалась идея создания университетского кампуса с приглашением ведущих ученых мирового значения.

В 2011 г. при поддержке Пермского края Пермский государственный педагогический университет принял участие в конкурсе Министерства образования и науки РФ и вошел в состав вузов, которые получили финансовую поддержку на реализацию программы стратегического развития. В основу конкурсной заявки ПГПУ была заложена идея университета как центра развития человеческого потенциала по следующим приоритетным направлениям: создание проактивной образовательной среды; создание условий для сохранения здоровья и долгожительства; активное участие в формировании безопасного пространства жизнедеятельности; развитие эффективной системы социальной защиты населения; продвижение и развитие лучших культурных достижений и практик.

Многочисленные фестивали создавали возможности для студенческого волон-терства и различных вариантов практики, исследовательской деятельности, что оказалось особенно значимым для гуманитарных, культурологических специальностей. Например, в рамках фестиваля «Флаэртина» возникает проект «Вуз - Флаэртиана»,

к которому присоединились школы (педагогическая практика студентов ПГГПУ), детские сады. Именно данное образовательное направление фестиваля получило особую оценку жюри и экспертов. Впоследствии из этого вырастает департамент медиаобра-зования «Пермкино».

Студенты пермских вузов участвуют в конкурсах проектов социально-культурной направленности, например, проекты «Творческая музейная студенческая лаборатория» (2012 г., ПГГПУ), Школа арт-менеджмента «БАМ» (2012-2014 гг., ПГГПУ) и др.

Активное взаимодействие университетского образования и сферы культуры приводит к инициативам в области образовательных программ и практик (например, магистратура «Тьюторство в образовании и культуре»).

Самой большой проблемой в связи с инициативами пермского культурного проекта стали ведомственные барьеры между образованием и культурой. В какой-то мере эту проблему стремились решить появлением посредника между культурой и образованием, тьютора. В октябре 2011 г. при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры Пермского края (финансирование семинара) было решено провести Всероссийский методологический семинар «Театр, кино, музей - для новой школы» с целью координации деятельности учреждений культуры и образования в области тьюторских технологий. На семинаре решались следующие задачи: выявить опыт тьюторского сопровождения в сфере культуры в РФ; выявить опыт тьюторского сопровождения в сфере образования в РФ; представить модель взаимодействия учреждений культуры и образования через тьюторские технологии. В итоговом документе семинара эксперты и участники отметили, что Пермский край в последние годы стал инициатором и лидером по продвижению новых форм культурной и

образовательной деятельности; в нем созданы благоприятные условия для развития тьюторских технологий не только в сфере образования, но культуры; Пермский край может стать экспериментальной площадкой по отработке моделей подготовки тьюторов для сферы культуры и образования, а также моделей координации деятельности учреждений образования и культуры в сфере творческого образования молодежи.

В 2011 г. появилась инициатива «Школы города Перми - пермскому культурному проекту», был проведен двухдневный семинар «Культура и образование» с приглашением агентства «Творческие индустрии». Итогом работы семинара стали «Карты культурных и образовательных инициатив города Перми». Были поддержаны отдельные инициативы, например: театральная школа К. Хабенского, проект инновационных образовательных учреждений. По инициативе Пермского центра дизайна (Э. Кагаров) возникла пермская школа дизайна, где работают и учителя, и дизайнеры, и художники, и т.д.

Министерство культуры Пермского края финансировало отдельные проекты в сфере образования, например, экскурсионные поездки для школ Пермского края. С целью инициировать в школе преподавание курса «Художественная культура Пермского края» были подготовлены программа и учебное пособие.

Неоднократно высказывались идеи относительно того, что подготовка учителей и повышение квалификации педагогов должны включать курсы, практики по современному искусству и культуре. Поскольку это направление закреплялось за ПГГПУ, то и реализовывалось в проектах университета. Задачами лаборатории «Образование через культуру», созданной при университетском округе (2012 г.), являлись, прежде всего, привлечение ресурсов культуры для развития образовательной

и воспитательной среды школ университетского округа и освоение инновационных технологий, связанных с медиапедагогикой, музейной и театральной педагогикой. В 2013 г. открылась Школа новых гуманитарных практик для педагогов Пермского края.

Особый интерес пермского культурного проекта к художественному образованию нашел свое отражение в подготовке «Концепции развития художественного образования Пермского края», открыто обсуждаемой представителями сферы образования, культуры, творческих индустрий. Концепция учитывала мировой опыт (Дорожная карта художественного образования Европы) и предлагала следующие флагманские направления: модернизация существующей сети; создание новых институций и учреждений; повышение уровня общеэстетического образования детей и молодёжи; выявление и поддержка одаренных детей; поддержка педагогов и деятелей культуры и искусства, работающих с детьми; подготовка экспертов и тьюторов в сфере образования и культуры

В 2013 г. Министерством культуры Пермского края был проведен конкурс для школ Пермского края, участие в котором предполагало партнерство с учреждениями культуры. Пять школ получили финансовую поддержку для развития эксперимента в области художественного «всеобуча».

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» вводится концепт «обучающее общество», под которым понимается «новый тип общества, где приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений, ни завершением начального образования (во времени). Модель обучения распространилась уже далеко за пределы мира учителей, проникла в поры экономической и социальной жизни. Отныне все чаще допускается, что все более будет усиливаться образователь-

ная, «обучающаяся» составляющая в любой организации, вне зависимости от того, имеет ли она коммерческое предназначение или нет» [1, с. 59].

Среди проектов Концепции культурной политики Пермского края, связанных с идеологией открытого образования, можно представить следующие инициативы.

Во-первых, «Пермский открытый университет», появившийся в 2010 г. Как сказано в аннотации проекта концепции, «в 2009 г. в Перми были проведены социологические исследования, целью которых было выявить степень удовлетворенности населения теми видами культурного досуга, которые традиционно существовали на протяжении продолжительного периода времени. Результаты этих исследований показали, произошедшее за последнее двадцатилетие «вымывание» из сферы культуры и досуга недорогих, а тем более бесплатных мероприятий, замена их на бездуховные и дорогостоящие привели к тому, культурные запросы наиболее образованной и активной части населения остаются неудовлетворенными». Суть проекта «Пермский открытый университет» заключалась в организации и проведении в Перми и в крае бесплатных лекций, мастер-классов и творческих встреч с участием известных российских и зарубежных ученых, культурологов, общественных деятелей. Сохранился и доступен видеоархив университета. В 2010 г., судя по отчету, был проведено 36 лекций, 27 из них - в Перми, их посетило 8 тыс. человек.

В-вторых, в 2010 г. открылась лаборатория «Музей и дизайн: социокультурные проекты в городе» - своеобразная форма повышения квалификации, знакомства с передовым опытом в сфере музейного дела (в т.ч. музейных коммуникаций), дизайна и пр. Например, в программе первой Лаборатории предусматривалась однодневная игра «Город будущего», которую в рамках про-

граммы Creative Cities провел Британский Совет; а также лекции о креативной экономике, дизайне, роли культуры в городском и территориальном развитии, передовом зарубежном и российском опыте музейной работы, роли творческих сообществ в развитии городов и модернизации культурных институций; проведены мастер-классы профессионалов-практиков, посвященные современным инициативам в области дизайна, созданию творческих бизнесов и управлению проектами, освоению новых экономических и правовых инструментов повышения устойчивости творческих бизнесов. Естественно, что участие в подобных мероприятиях, общение с коллегами, обмен опытом приводило к тому, что пермские музеи активно участвовали в конкурсах, в том числе привлекая партнеров из образования. Появились отдельные образовательно-музейные программы, например, «На старт, внимание, музей!».

В-третьих, открытое образование в рамках медиаобразования реализуется «Пермской синематекой», ежегодно проходят мастер-классы, семинары, форумы, ориентированные на широкую аудиторию.

В-четвертых, практически все фестивали и форумы стали включать образовательную часть, что, в свою очередь, расширяло аудиторию и в какой-то степени заставляло «присмотреться» к своей аудитории.

К сожалению, мониторинг реализации пермского культурного проекта не велся, в том числе и относительно осуществления образовательных инициатив. В связи с этим, сложно говорить об «образовательных эффектах» культуры в цифрах. Но, с нашей точки зрения, большая часть образовательных инициатив пермского культурного проект состоялась. Благодаря поддержке региона сложилась уникальная ситуация по национально-исследовательским университетам, появились новые направления в образовании и науке. Через «язык»

и ресурсы культурного проекта осваивались новые тренды в образовании и культуре. Пермским трендом стала идея тьюторства не только в образовании, но и в культуре, что, в свою очередь, привело к новым формам взаимодействия культуры и образования, например, появлению «Пермской синематеки», разработке программ магистратуры и аспирантуры. Открытое образование в виде мастер-классов, форумов, лекций стало привычным форматом, адаптируясь, в том числе, и к отсутствию поддержки культурного проекта. В свою очередь, открытое образование способствовало медиатизации научных знаний, их трансляции за пределы научных кругов.

Возвращаясь к Всемирному докладу ЮНЕСКО «К обществам знания», необходимо обратить внимание на понятие «гуманитарной безопасности», которое «включает в себя все, что обеспечивает самореализацию индивидуума: права человека, в т.ч. экономические, социальные и культурные права, доступность образования и медицинского обслуживания, равные возможности, грамотное управление и т.д.» [1, с. 149]. Культурная политика, которая ориентируется на образование, и образование, активно использующее ресурсы и практики культуры, могут формировать новую образовательную парадигму, связанную с программой гуманитарной безопасности.

список ЛИТЕРАТУРЫ:

1. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2005.

2. Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края. Пермь, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.