Исследования молодыхученых.
УДК 371.12+004
Тьюторское сопровождение педагогов в формировании готовности к работе с персональным профессиональным блогом
Л. С. Науменко, Н. О. Яковлева
Tutoring support of teachers in forming readiness for work with a personal professional blog
L. S. Naumenko, N. O. Yakovleva
Аннотация. Актуализируется проблема наличия персонального профессионального блога педагога. Описываются особенности педагогического блога, раскрываются его возможности для использования в области образования. Приведены эмпирические данные констатирующего эксперимента. Высвечиваются возможности тьюторского сопровождения и показана необходимость реализации данного вида педагогической деятельности для формирования готовности педагогов к работе с персональным профессиональным блогом. Графически представлен механизм тьюторского сопровождения, состоящий из нескольких основных этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического.
Дано детальное описание каждого этапа. На диагностико-мотивационном этапе проводится диагностика интересов педагогов, раскрываются перспективы использования персонального профессионального блога.
Проектировочный этап направлен на оказание помощи тьюторанту в вопросах выстраивания своего образовательно-познавательного маршрута. Реализационный этап имеет дело с оказанием помощи тьюторанту по внедрению запланированного маршрута. Аналитический этап направлен на организацию и проведение тьютором итогового мероприятия.
Abstract. The problem of having a personal professional blog of a teacher is updated. The features of pedagogical blog are described, and its possibilities for use in the field of education are revealed. The empirical data of the ascertaining experiment are presented. The possibilities of tutoring support are highlighted and the necessity of realizing this kind of pedagogical activity is shown to form the readiness of teachers to work with a personal professional blog. The mechanism of tutoring support is graphically presented. It consists of several main stages: diagnostic-motivational, implementa-tional, realizable, and analytical. The detailed description of each stage is given. Diagnostics of teachers' interests is carried out at the diagnostic- motivational stage, and also the prospects for using a personal professional blog are revealed. The projecting stage is aimed at assisting the tutor in the issues of formation of his/her educational and cognitive route. The implementational stage deals with assisting the tutor to implement the planned route. The analytical stage is aimed at organizing and holding the tutor of the final event.
Ключевые слова: персональный профессиональный блог, тьюторское сопровождение, механизм тьюторского сопровождения, педагог образовательной организации.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Л. С. Науменщ Н. О.Яковлева Шьюторскре сопровождение педагогов...
Keywords: personal professional blog, tutoring support, tutoring support mechanism, educator of educational organization.
Сегодня отношение к блогу педагога не является однозначным. Происходит смешение понимания профессионального и личного блога. Это проявляется в содержательном наполнении многих блогов педагогов, которое часто выходит за рамки образовательного процесса.
Говоря о процессе, обеспечивающем формирование готовности к работе с персональным блогом, следует вести речь не только об умении педагога создавать блог самостоятельно; редактировать информацию на его страницах, работая в технологическом компоненте (мы подробно писали об этом в более ранних статьях); но и адекватно отбирать информацию для его наполнения, четко придерживаясь принципов размещения материалов на страницах блога, нравственных норм. Следовать указанному крайне необходимо. Это позволяет развести личные и профессиональные аспекты жизнедеятельности педагога в интернет-пространстве.
Далее остановимся на термине «блог». Данный термин является достаточно новым в российской практике, но устоявшимся за рубежом. Его появление относится к концу 90-х гг. ХХ века. Авторство приписывают специалисту в области сетевых коммуникаций Дж. Бэрге-ру [1]. Суть определения сводится к пониманию блога как журнала событий, содержимым которого являются добавляемые на регулярной основе записи. Последнее может быть представлено различным форматом: текстом, изображениями, мультимедиа [2].
Фрагментарно нами показы некоторые характеристики блога, однако, считаем необходимым пояснить то, каким содержанием наполняется данное понятие в нашей работе.
Принципиальным в данной статье является понимание блога как персонального профессионального образовательного интернет-ресурса педагога, созданного им самостоятельно (или при участии компетентного помощника на начальном этапе), реализуемого для решения практических задач в профессиональной деятельности в урочное время и вне его, наполняемого значимой информацией
для участников образовательного процесса, которая подобрана педагогом с учетом особенностей пользовательской аудитории. Указанные манипуляции с персональным профессиональным блогом осуществляются педагогом самостоятельно, что становится источником развития значимых качеств педагога и совершенствования его компетенций.
Резюмируя, выделим характеристики данного понятия из предложенного выше определения. Персональный профессиональный блог педагога - это:
- самостоятельно созданный образовательный интернет-ресурс;
- инструмент осуществления профессиональной деятельности педагога;
- источник информации, наполняемой и корректируемой самим педагогом;
- механизм взаимодействия и общения пользовательской аудитории.
Следует отметить, что в целом использование персональных блогов российскими педагогами в профессиональной деятельности зарекомендовало себя с положительной стороны. Педагогический блог предоставляет широкий спектр возможностей.
К ним относим следующие: формирование и совершенствование компетенций учащихся и педагога, обеспечение информацией и умение работать с ней, возможность взаимодействия и пр.
Более того, ведение и использование персонального блога педагогом позволяет осуществить самопрезентацию педагога в профессиональном сообществе.
В этом случае педагог обеспечивает себе репутацию инновационного, современного, творчески осуществляющего собственную деятельность специалиста и, что самое главное, чутко реагирующего на сильно изменившееся общество в целом и мир подростков в частности.
Последние особенно заинтересованы в использовании электронных ресурсов, в том числе созданных педагогом.
Персональный профессиональный блог педагога позволяет получать конкретную информацию обучающимся (рекомендации, алгоритмы, памятки, дорожные карты, маршруты и пр.), моментально осуществлять обратную связь, общаться фокус-аудитории между собой.
50% 40% 30% 20% 10% 0% Результаты анкетирования педагогов
ь. л
и и и и ^
1 2 3 4 5 б 7
МРяд! 9% 6% 6% 17% 4% 15% 43%
Рис. 1. Результаты анкетирования педагогов на вопрос целесообразности персонального профессионально блога и готовности его создать, наполнять и использовать в профессиональной деятельности
Проведенное констатирующее анкетирование 53 педагогов образовательной организации города Челябинска показало, что педагогические работники:
- видят целесообразность наличия персонального профессионального блога у педагога, используют его в профессиональной деятельности (5 педагогов - 9%);
- имеют созданный персональный профессиональный блог, но не используют его (3 педагога - 6%);
- видят целесообразность наличия персонального профессионального блога у педагога, не имеют такового, но хотят создать его и использовать в профессиональной деятельности (3 педагога - 6%);
- не видят необходимость иметь педагогу персональный профессиональный блог в виду затрат личного неоплачиваемого времени на его ведение (9 педагогов - 17%);
- не имеют персонального профессионального блога, но готовы подумать над его созданием и использованием в профессиональной деятельности (2 педагога - 4%);
- не видят целесообразности в наличии у педагога персонального профессионального блога в виду существования других педагогических средств (8 педагогов - 15%);
- категорически возражают против наличия персонального профессионального блога у педагога (23 педагога - 43%).
Представим вышеприведенные данные графически и отразим процентное содержание (рис. 1). Следует заметить, что участвовавшие в анкетировании педагоги являются членами одной образовательной организации, их возраст варьируется от 25 до 55 лет. При этом значительная часть педколлектива в данном учреждении, как многих других образовательных организаций, представлена специалистами выше 45 лет. Данный возраст характеризуется наличием длительного опыта работы в школе, документально засвидетельствованной частой сменой требований к педагогу, к результатам его деятельности, присутствием профессиональной усталости и синдромом эмоционального выгорания. Исходя из этого легко объясняется частичное или полное отрицание педагогами факта наличия и использования в деятельности персонального профессионального блога.
Наоборот, возраст до 40-45 лет является наиболее сензитивным для освоения инновационного опыта, в том числе в области использования цифровой педагогики и цифровых форм/технологий повышения квалификации. На наш взгляд, это объясняется следующим: значительный интерес самого педагога к цифровым технологиям, частное использование данного вида технологий в обычной и профессиональной жизни, наличие воспитанников и собственных детей, относящихся
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Л.. С. Науменщ Н. О.Яковлева Тьюторское сопровождение педагогов...
к новому цифровому поколению 2, желание лучше понять их, осуществлять воспитательное воздействие и пр.
Для удовлетворения потребности педагогов, которым необходим персональный профессиональный блог и сформированная готовность работать с ним, целесообразно воспользоваться возможностями педагогического коллектива и, реализуя возможности внутрифирменной подготовки в стенах образовательной организации, осуществить подготовку таких заинтересованных в данном вопросе педагогов.
Следует заметить, что тактически правильным является и тот подход, который позволит тому немногому количеству проявивших интерес педагогов, получить знания в области информационно-коммуникационных технологий в образовании, в частности вопросах создания, наполнения и использования персонального блога в профессиональной деятельности. Существуют разные способы решения данного вопроса. Одним из способов реализации указанного может стать тьютор-ское сопровождение.
Тьюторское сопровождение является достаточно новым феноменом в российской школе. Оно только наращивает темп. Но уже сегодня есть определенные результаты (появление тьюторских магистратур по всей стране, наличие должности тьютора в образовательных организациях и педагогов с тью-торской компетентностью, вступивший в действие профессиональный стандарт тьютора) и можно констатировать, что за столь короткий период существования данного направления деятельности получены положительные образовательные эффекты. К ним смело можно отнести выстраивание индивидуальной образовательной траектории для детей с ОВЗ [3] и высокомотивированных обучающихся [4], часто болеющих и редко посещающих образовательную организацию ребят. Авторы статьи, вслед за Т. М. Ковалевой (заведующая кафедрой тьюторства при МГПУ, доктор наук, профессор) [5], выражают уверенность, что тьюторство как феномен и тьюторское сопровождение как процесс имеют большое будущее.
Сутью тьюторского сопровождения является особого рода деятельность педагога по
индивидуализации образования, направленного на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося [3].
Из представленного определения следуют выводы. Тьюторское сопровождение - это:
- деятельность по индивидуализации образования;
- деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов, поиск образовательных ресурсов обучающихся;
- деятельность, имеющая результатом реализованные потребности через самостоятельное участие личности в своем образовании, формирование готовности рефлексировать, выстраивать образовательный маршрут исходя из личностных предпочтений и возможностей.
Делая выбор в пользу тьюторского сопровождения педагогов в формировании готовности работать с персональным профессиональным блогом, возникают очевидные вопросы: как же осуществлять данную деятельность? из чего (каких этапов) сказывается тьюторское сопровождение исследуемого нами процесса и каким должно быть сущностное наполнение каждого этапа?
Целью данной статьи является демонстрация механизма тьюторского сопровождения педагогов в формировании готовности работать с персональным профессиональным блогом. Данный механизм состоит из четырех этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Указанные этапы являются традиционными в деятельности по индивидуализации образования и обеспечению тьютор-ского сопровождения. Их содержательное наполнение подробно описано в литературе [5; 6]. Мы, в след за Т. М. Ковалевой, Д. А. Логиновым и другими авторами, делим процесс тьюторского сопровождения на предложенные этапы и опираемся на характеристику этапов, представленную данными исследователями.
Покажем механизм тьюторского сопровождения педагогов в формировании готов-
ности работать с персональным профессиональным блогом. Механизм представлен средствами использования приема «тайм-лайн» (с англ. «временная шкала», графическое представление промежутка времени и хронологической связи событий), являющегося устоявшимся способом визуализации информации в области использования технологий тьюторского сопровождения (рис. 2).
Представим описание механизма формирования готовности педагога к работе с персональным профессиональным блогом.
Механизм тьюторского сопровождения мы связываем с наличием четырех этапов. Первый этап - диагностико-мотивационный -состоит из трех последовательно реализуемых подэтапов (на рисунке 2 они представлены цифрами от 1.1 до 1.3), основное содержание которых нацеливает на диагностику интересов и фиксацию образовательных потребностей педагога в вопросах:
- создания персонального профессионального блога (зачем создавать?);
- определения целевой аудитории (для кого создавать?);
- использования персонального профессионального блога педагогом (какие аспекты профессиональной деятельности педагога отражать на страницах блога?);
- презентации материалов (в какой форме размещать материалы?).
На данном этапе уделяется внимание мо-тивационным аспектам использования персонального профессионального блога в деятельности педагога. Тьютор демонстрирует тьюторантам спектр возможностей, предоставляемых персональным профессиональным блогом для решения практических задач в образовании. Особый акцент делается на наиболее удачных педагогических блогах, которые давно существуют; обладают потенциалом для обучения и воспитания подрастающего поколения; содержат качественные материалы, форма и содержание которых отражают единство. Отдельного внимания тьютора и обучающихся требуют персональные профессиональные блоги педагогов, которые брошены; наполнение материалами которых прекращено. Следует проанализировать в деталях типичные ошибки, совершаемые педагогами-блогерами; возможности
изменения ситуации, предложение путей выхода. Практика показывает, что указанные аспекты работы тьютора и осуществления тьюторского сопровождения в формировании готовности педагога к работе с персональным профессиональным блогом обеспечивает тьюторантам значимую помощь, ориентирует в представлениях о блоге педагога; идеальном соотношении количества материалов, форме и способе их представления, цветовом оформлении персонального профессионального блога и пр.
Второй этап - проектировочный - включает подэтапы, отмеченные на рисунке 2 цифрами от 2.1 до 2.5 Данный этап ставит в приоритет оказание помощи тьюторанту, находящемуся в процессе формирования готовности к работе с персональным профессиональным блогом, по составлению маршрута познавательного интереса. Тьюторанты самостоятельно собирают информацию по значимым для них вопросам в теории и практике освоения персонального профессионального блога. Составление маршрута проходит посредством проведения тьютором консультаций, индивидуальных бесед и встреч, групповых тьюториалов. Указанные формы организации деятельность тьюторан-тов зарекомендовали себя, но не являются исчерпывающими и дополняются в процессе деятельности тьютора и длительности осуществления тьюторского сопровождения. Следует заметить, что на данном этапе актуальность приобретают мозговые штурмы и банки идей, касающиеся основных правил ведения персонального профессионально блога педагога; выясняются причины необходимости следовать выявленным принципам и пр.
Особое внимание тьютора в совместной деятельности с тьюторантом уделяется построению таймлайнов и интеллект-карт освоения технологий работы с персональным профессиональным блогом.
Третий этап - реализационный - представлен четырьмя подэтапами, отмеченными на рисунке 2 цифрами от 3.1 до 3.4. Данный этап направлен на максимальное расширение образовательного пространства тьюторанта, организацию площадок для осуществления взаимодействия данного обучающегося с другими тьюторантами.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Л.. С. Науменщ Н. О.Яковлева Тьюторское сопровождение педагогов...
4.4. Быстр анЕанне перспектив д алЕнейш ей работы педагогом по освоению персонального профессионального опсп
4.2. Оценка и анализ предстагленньсх тьютс-рантом резулвтатсЕ леятелЕностн. направленной на фсрмс^юванне готоенссти рабо-nibî персональным проф&ссгежалькым блс-гом
3.4. Прсьедениекрутого стола по труд ногтям е резлишщн технслс гнй р абгты с персональным про фесс некальки?,г &ПОПШ
3.2. Организация группсьъсх консультащш пс вопросам освоения техншогай работы с персо-налвным профессиональный блогом
2.5. Проведение тьютор налов пс вопросам cî ноеных методов н их еозмсвк ьк?сгей д ля р а-боты г персональный профессионалвным блогом
2.3. Построениетанмшшшов освоения технологий работы с персональным профессиональным слогом
2.1. ПрсЕедениекс нсулЕтаций. позвжягацнх Еьсстрснть марттрутссЕоеню! теоретических аспектов перссналвиитопрофеспснального блога
1.2. Демонстрация необходимости наличия про ф есс ио нэльносо блсгз е гтрс фесснонгльксй деятельности н презентация спектра его еоз-мож НОСТеЙ Е д анис й о5л асти д еятельностн
4.3. Анал HS труд гектен а реализации д еятельнсстн пс формнроьанню гстоьности работать с персональным пр гфе::нснальным блогом
4.1. Публ нчге;е пред ¿тавленне со зданногс. наполнение -
го H НСПОЛЬЗуеМОГС П=рССН2ЛЕНОГС Проф =СС НС НаЛЕНО ГС
I блога педагога
'3.3. Организация плсщадск взаимен eferEioi педагогов, занимающихся проблематикой освоения технологий работыс персональным профессиональным блогом
J3.1. ПрОЕ=ДЕНИе ННД ИЕИДу ЗЛЬНЬСХ консультаций по Еспроса-м ГТрСЛЕЮКеННЯ В ОСЕС еННИ ТеОреТНЧ eCKIOi в пр актич есхих оснсе р абсты с персональным проф есс н-^налвным блогом
I 2.4. Проведениеио-тшоп)штурш по вьиьле-ншо принципов работы персснзленого про-фессноналвнсгс блога
2.2. Проведение ннд ивндугльньгхЕстр еч пс вопросам, связанным с построением интеллект-карт практического освоения персонального про фессно налвне го блога
1.3. Выяснение планов педагога на испслвзсЕанне персс нальге: го блегаь профессиональной деятелв-нсстн н представление (словесное. схематичное, гр афнческоеС-будущего персонального гтрофессно-I налЕного блога
1.1. Ф нес ация первичного образователвного запроса по наличное персснзленсго професси-} сналЕнсго блога у педагога
Рис. 2. Механизм тьюторского сопровождения в формировании готовности педагогов к работе
персональным профессиональным блогом
Указанное содействует поддержанию мотивации тьюторанта, углублению его интересов, ощущению причастности к одному общему делу - повышению качества образования через реализацию принципа «образование через всю жизнь». Важными формами организации деятельности тьюторантов становятся индивидуальные и групповые консультации, круг-
лые столы, беседы и др. Тьютору следует обращать особое внимание на затруднения тью-торантов, предлагая варианты решения сложившихся проблем, показывать новые возможности развития ситуации, выхода из нее. Это позволяет активизировать нереализованные ресурсы тьюторанта, содействовать мотивации его познавательных интересов, побу-
дить к дальнейшему поиску и содействовать предстоящей работе.
Четвертый этап - аналитический - включает четыре подэтапа, которые на рисунке 2 имеют нумерацию от 4.1 до 4.4. Данный этап представляет результаты деятельности тью-торантов (презентация созданных персональные профессиональные блогов педагогов), но в большей степени ориентирован на умение анализировать процесс и итоги деятельности, отвечать на вопросы коллег -педагогов, планировать действия по данному направлению. Опыт тьюторского сопровождения формирования готовности педагога к работе с персональным профессиональным блогом убедительно доказывает, что блоги за время осуществления тьюторского сопровождения (создание, наполнение блога информацией и материалами), претерпевают значительные изменения. Они «живут», обогащаются и изменяются в соответствии с возникающими ситуациями средствами размещаемых материалов на страницах блога. Информация представляется разнообразно, высвечиваются наиболее предпочтительные направления деятельности педагога с помощью блога. Авторы блогов свободно комментируют трудности, с которыми столкнулись в процессе освоения технологий работы с персональным профессиональным блогом; отвечают на вопросы других тьюторантов по интересующей их тематике, но связанной с блогами; дают рекомендации того, как обойти некоторые сложности в работе с блогом; определяют перспективы развития персонального профессионального блога; выстраивают новые направления его использования. На данном этапе, как правило, организуется итоговый индивидуальный консультационный тьюто-риал (существуют авторы (Т. М. Ковалева и др.), придерживающиеся мнения, что тьюто-риал является групповым практическим занятием; другие авторы (В. Трайнев) полагают, что тьюториал может носить как групповую, так и индивидуальную форму организации деятельности тьюторантов), целью которого является анализ собственных способов действий с вопросах формирования готовности к работе с персональным профессиональным блогом, так и способов деятельности коллег-блогеров; определение перспектив дальней-
шего развития как блога, так и личности педагога его средствами.
Таким образом, в статье рассмотрены основные понятия «тьюторское сопровождение», «блог», уточнено понятие «персональный профессиональный блог педагога». Кроме того, предложен механизм тьюторского сопровождения педагогов в формировании готовности к работе с персональным профессиональным блогом, состоящий их четырех этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Диагностико-мотивационный этап предполагает диагностику интересов педагогов и фиксацию их образовательных потребностей в основных вопросах, касающихся определения необходимости персонального профессионально блога, определения его целевой аудитории, а также вопросов, ориентирующих на раскрытие перспектив использования персонального профессионального бло-га на примерах действующих педагогических блогов. Проектировочный этап направлен на оказание помощи тьюторанту в вопросах выстраивания своего образовательно -познавательного маршрута в формировании готовности к работе с персональным профессиональным блогом. Реализационный этап имеет дело с оказанием помощи тьюторанту по внедрению запланированного маршрута в формировании интересуемой готовности через самостоятельное освоение тьюторантом теоретического и практического материала; возможное изменение намеченного пути в виду изменения ситуации и пр. Аналитический этап имеет дело с организацией и проведением тьютором итогового мероприятия (индивидуальная беседа, тьюториал, дебаты и пр.), позволяющего тьюторантам проанализировать результаты деятельности по формированию готовности к работе с персональным профессиональным блогом, указать на трудности в процессе осуществления данной деятельности, а также наметить дальнейшие действия (перспективы) для совершенствования готовности к работе с блогом.
Представленная система мероприятий на каждом этапе тьюторского сопровождения в формировании готовности к работе с персональным профессиональным блогом позволяет увидеть как весь процесс сопровождения
Научное обеспечение системи повъшения квалификации кадров
Л. С. Науменщ Н. О.Яковлева Шьюторскре сопровождение педагогов...
целиком, так и детально проработать каждый этап для возможности использования данного механизма тьюторского сопровождения педагогов в других образовательных организациях, проявляющих интерес к решению данного вопроса.
Библиографический список:
1. Богданова Д. Блоги в системе сетевых коммуникаций [Электронный ресурс] / Д. Богданова. -Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?leveU=main &level2=articles&textid=1093 (дата обращения: 05.06.2018).
2. Блог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% BB%D0%BE%D0%B3 (дата обращения: 05.06.2018).
3. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ : методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений [Электронный ресурс] / сост. С. В. Алещенко. -Томск, 2014. - Режим доступа: http://cdo. tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/Tyutorskoe-soprovozhdenie.pdf (дата обращения: 05.06.2018).
4. Тьюторское сопровождение [Электронный ресурс] / Одарённые дети России XXI века. Открытый информационный социально-образовательный Портал. - Режим доступа: http://genius. pstu.ru/joomla/tutorsupport (дата обращения: 05.06.2018).
5. Ковалева Т. М. Тьюторство как культура индивидуализации [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалева // Отечественные записки. -2012. - № 4 (49). - Режим доступа: http: //www .strana-oz. ru/2 012/4/tyutorstvo -kak-kultura-individualizacii (дата обращения: 05.06.2018).
6. Логинов Д. А. Индивидуализация образования, или Зачем школе тьютор? / Д. А. Логинов //
Школа управления образовательным учреждением. - 2016. - 2. - С. 11-16.
References:
1. Bogdanova D. Blogs in the system of network communications [Blogi v sisteme setevyh kommu-nikacij] [Web resource], access mode: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/ wa/Main?level 1=main&level2=articles&textid=10 93 (accessed date: 06/05/2018).
2. Blog [Web resource], access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB %D0%BE%D0%B3 (accessed date: 06/05/2018).
3. Aleshchenko S. V. Tutoring support of children with HIA: methodical recommendations for tutors, teachers, specialists of educational institutions [T'yu-torskoe soprovozhdenie detej s OVZ: metodicheskie rekomendacii dlya t'yutorov, pedagogov, specialistov obrazovatel'nyh uchrezhdenij], Tomsk, 2014 [Web resource], access mode: http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/Tyutorskoe-soprovozh denie.pdf (accessed date: 06/05/2018).
4. Tutoring support Gifted children of Russia of the XXI century. Open informational social-educational portal [T'yutorskoe soprovozhdenieO-daryonnye deti Rossii XXI veka. Otkrytyj infor-macionnyj social'no-obrazovatel'nyj Portal] [Web resource], access mode: http://genius.pstu.ru/ joomla/tutorsupport (accessed date: 06/05/2018).
5. Kovaleva T. M. Tutoring as a culture of in-dividualization [T'yutorstvo kak kul'tura individu-alizacii], 2012, No. 4 (49). [Web resource], access mode: http://www.strana-oz.ru/2012/4/tyutorstvo-kak-kultura-individualizacii (accessed date: 06/05/2018).
6. Loginov D. A. Individualization of education, or Why does the school need a tutor? [Indi-vidualizaciya obrazovaniya, ili zachem shkole t'yu-tor?], School of Management of Educational Institution, 2016, No. 2, pp. 11-16.