УДК 378.11
ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА*
В статье раскрывается технология тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов. Тюьторское сопровождение рассматривается как последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: мотивационного, проектировочного, исследовательского, рефлексивного. Основными формами тьюторского сопровождения авторы рассматривают: индивидуальные, групповые, тьюторские консультации, учебный тьюторский семинар, тренинги и др.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, учебно-профессиональная самореализация, векторы тьюторского действия.
Сегодня во всем мире проявляется большой интерес к открытому образованию, которое представляет собой систему, при которой каждый элемент образовательной среды может иметь специфические образовательные функции. Принцип открытости образования реализуется на уровне каждого обучающегося, имеет свой способ выбора и сооргани-зации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу [1, с. 7]. Использование всего ресурса открытого образования и построение студентом своей индивидуальной образовательной траектории требует создания открытого образовательного пространства, подготовки преподавателя высшей школы к тьюторской, сопровождающей деятельности во взаимодействии со студентами, создания условий для учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста.
Тьютор - педагог-наставник, отвечающий за личностное, творческое и психологическое развитие обучающегося посредством создания индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного пространства [5]. Сопровождать - сопутствовать, идти вместе, быть рядом, помогать. Соответственно, под тьюторским сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого обучающийся совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Основная задача тьюторского сопровождения - направить образовательный интерес обучающегося таким образом, чтобы его ключевые и специальные компетенции как личностные характеристики проявились в направленности на учебно-профессиональную самореализацию, в активной творческой позиции.
Тьюторское сопровождение имеет существенный отличительный признак. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы деятельности, которые затем обсуждает с тьютором. Таким образом, чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, обучающийся должен, прежде всего, самостоятельно совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором [4].
Необходимо различить позицию и профессию тьютора. Сегодня в образовательных учреждениях после утверждения профессиональных квалификационных групп должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых закреплена и должность «тьютора», существуют реальные возможности для введения в вузе должности тьютора. Речь также может идти и об осуществлении задач тьюторского сопровождения обучающихся преподавателями, психологами, кураторами студенческих групп в высшей школы. В этом случае говорят о тьюторской компетентности, которой должен обладать педагог и психолог современного вуза. Тем не менее, при реали-
И. Ф. Исаев В. Н. Кормакова
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
[email protected] [email protected]
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Департамента приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта №613872001.
зации тьюторского сопровождения и в одном, и в другом случаях принципиальным является отличие тьюторских функций: психолог осуществляет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу; куратор отвечает за осуществление образовательного процесса в своей студенческой группе.
Выполнение преподавателями тьюторских функций мы видим следующим образом: с одной стороны, осуществление помощи студенту в осознанной учебно-профессиональной деятельности, с другой, обсуждение проблем и трудностей этого процесса, возникающих у будущих специалистов, а также создание условий для индивидуализации образовательного процесса. Тьютор осуществляет сопровождение каждого студента в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы как возможности самостоятельного конструирования своего образовательного движения. Благодаря осуществлению тьюторских функций становится возможным мониторинг динамики процесса становления осознанной учебно-профессиональной самореализации у каждого студента [2].
Под тьюторским сопровождением учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза нами понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания помощи в самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно-профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации студента в образовательной среде вуза представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: мотивационного, проектировочного, исследовательского, рефлексивного. Каждый из этапов имеет свою специфику, которая отражается в содержании деятельности тьюторанта и в соответствующих способах работы тьютора [6]. Продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение портфолио. Портфолио применяется на всех этапах тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации в вузе. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио.
Портфолио, который ведет студент как будущий специалист на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и изменяя его, помогает ему самостоя-тепльно отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая студенту организовывать работу по сбору и анализу материалов портфолио, одновременно ведет собственный педагогический портфолио, где записывает результаты своих наблюдений и размышлений о тьюто-ранте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность.
1. Мотивационный этап.
На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюто-рант представляет тьютору свой учебно-познавательный и учебно-профессиональный интерес, рассказывая историю его возникновения. Тьютор фиксирует первичный учебно-профессиональный запрос студента, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет жизненные стратегии студента как будущего специалиста и образ желаемого профессионального будущего (в зависимости от той ступени обучения, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). В тьюторской практике накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на первом этапе: методика запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта объема ключевых и специальных компетенций.
На начальной ступени тьюторского сопровождения значимым является создание ситуации «позитивной образовательной среды», психологического комфорта, что способствует вхождению будущего специалиста в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом работа на данном этапе направлена, прежде всего, на стимулирование у тьюторанта мотивации к учебно-профессиональной самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
2. Проектировочный этап.
Основное содержание данного этапа - проектирование предстоящей работы, организация сбора информации относительно зафиксированного учебно-профессионального интереса студента. Тьюторант формирует тематический портфолио, содержательно представляющий информационный портфолио, в котором собирает материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и студентом. На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты проекта сложенные в портфолио «продукты» необходимо заранее внимательно рассмотреть и обработать.
Тематический портфолио для сбора информации целесообразно применять в дальнейшем - на этапе разработки исследовательского проекта, в процессе планирования индивидуального образовательного маршрута, научного исследования, при подготовке к деловым и имитационным, профессионально ориентированным играм.
В тематический портфолио входят: материалы по истории и теории вопроса; оригиналы авторских работ по предмету исследования; список образовательных ресурсов и возможных информационных источников; рецензии на прочитанные материалы, связанные с учебно-профессиональным интересом; фотографии, иллюстрации и т. п.; разработанная «карта учебно-профессионального интереса»; маршруты предполагаемой учебно-профессиональной деятельности; списки необходимого, по мнению тьюторанта, инструментарий для реализации будущего проекта, исследования, творческие работы и др.; материалы, которые тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием.
Материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору представление о том, каковы учебно-профессиональные интересы каждого студента. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки вузовских дисциплин. К этой информации тьютор, вузовские преподаватели и сам студент будут многократно возвращаться: сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию; планировать и анализировать время, предназначенное для того или иного проекта или исследования, намечать перспективы учебно-профессиональной деятельности.
На этом этапе тьютор помогает студенту составить «карту учебно-профессионального интереса», проводит индивидуальные консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора при этом является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты учебно-профессиональных интересов. Фрагменты тематического портфолио, составляемого студентом, при условии предварительного его согласия могут быть впоследствии продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консультационных встречах, в том числе с родителями студентов, в беседах с психологом и куратором студенческой группы.
3. Исследовательский этап.
На этом этапе тьюторант осуществляет исследование, поиск, проект, и затем представляет полученные им результаты этого исследования. Презентация результатов может быть организована следующими способами:
• устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тью-торантов с одинаковыми познавательными интересами в определенном виде учебно-профессиональной деятельности;
• выступление на кураторском часе или практическом занятии (тьютор может заранее договориться с куратором или преподавателем по поводу предоставления времени для выступления тьюторанта с рефератом или небольшим сообщением в рамках темы учебного занятия или кураторского часа);
• специально организованная презентация научно-исследовательских и проектных работ студентов на научно-практической конференции в рамках проведения внутривузов-ской недели науки и др.
На этом этапе оформляется новый, презентационный, портфолио, который создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специ-
ально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска, учебного проекта, научного исследования. Эти материалы демонстрируются во время презентации или защиты работы.
В презентационный портфолио могут входить:
• отобранные материалы из тематического портфолио, которые помогают увидеть наиболее значимые для будущего специалиста этапы осуществленного им поиска и сделать их интересными: исследовательские находки, фактический материал учебно-профессиональной деятельности, возникшие затруднения в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, др.;
• статистические материалы;
• обоснование студентом отобранных им в портфолио материалов;
• рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих поисков;
• «знаки отличия» - документы, позволяющие обнаружить социально-профессиональную значимость полученных в изучении темы результатов. Возможны письменные рецензии преподавателей, сокурсников, интересующихся данной проблемой. Круг потенциальных рецензентов студент намечает совместно с тьютором.
4. Рефлексивный этап.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты учебно-профессиональной деятельности или научно-исследовательской работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время самопрезентации, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со студентом разрабатывают критерии успешной самореализации). Завершается рефлексивный этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе новой темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
В целом данный этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора индивидуального образовательного маршрута, достигнутых на данном этапе результатов. Рефлексивны этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать собственные способы действия и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Таким образом, определяются перспективы продолжения учебного поиска по той же теме или аргументируется смена соответствующего учебно-профессионального интереса на новый.
На этом этапе востребован портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты. Такой портфолио помогает оценивать динамику достижений студента в развитии профессионального интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме, других видов итоговых работ.
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с вопросом студента или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения.
Своевременно и корректно поставленные вопросы тьютора, направленные на углубление учебно-профессионального интереса будущего специалиста; вопросы, позволяющие сузить или расширить тему и план предполагаемого тьюторантом проекта или исследования; вопросы, помогающие определить дальнейшее развитие и реализацию профессионального досамоопределения характеризуют тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации студента вуза как будущего специалиста. Метафорически можно сказать, что все вопросы тьютора направлены, прежде всего, на то, чтобы «расширить существующее образовательное пространство каждого студента до преобразования этого пространства в открытое».
В рамках выполнения исследовательского проекта тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студента в образовательной среде вузе нами разработана модель профессионального ориентированного тьюторского сопровождения. Модель представляет тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации как открытие перед студентом возможностей будущей профессии. Специальная рабо-
та с потенциальными возможностями как ресурсным расширением помогут тьюторантам, во-первых, развивать свой учебно-познавательный и учебно-профессиональный интерес; во-вторых, формировать профессиональную культуру, выстраивая свою индивидуальную образовательную программу.
Пространство тьюторского действия можно изобразить в виде трех векторов: А -образовательный вектор тьюторского действия; В - социокультурный вектор тьюторского действия; С - личностный вектор тьюторского действия.
Образовательный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой вуза, которые для студента осмыслены в рамках его учебно-профессиональной деятельности. Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (студенческой группе, научном кружке, факультативной группе студентов и др.), студент часто даже не предполагает учебно-профессиональные возможности этой инфраструктуры. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого будущего специалиста.
Для тьюторанта это направление тьюторского сопровождения связано с расширением его личной «образовательной географии»: студент в процессе тьюторских консультаций знакомится с ресурсами образовательной среды вуза (спецкурсы, тренинги, научные кружки, открытые семинары, научно-практические конференции и др.), где он может себя реализовать как будущий профессионал в ходе осуществления своей образовательной программы.
Социокультурный вектор тьюторского действия указывает на социальную направленность работы тьютора с учебным материалом, выбранным его тьюторантом. Тьютор каждый раз фиксирует продвижение студента в границах интересующей его сферы профессиональной деятельности и с помощью внешних консультантов (других преподавателей, специалистов в данной предметной или профессиональной области, экспертов и т. д.) оказывает помощь тьюторанту в освоении социокультурной традиции.
Так как социальные границы всегда в той или иной степени условны, работа в любой культурной области, выбранной студентами на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других культурных областей и тем самым расширять границы самого социокультурного знания. Изменение границ социокультурного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы студента.
Личностный вектор тьюторского действия заключается в том, что, реализуя собственную индивидуальную образовательную программу, каждый студент должен понимать, какие требования ее реализации предъявляются именно к нему; на какие личностные и профессионально важные качества он может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить требования каждой индивидуальной образовательной программы к личности будущего специалиста. Конечный же выбор всегда остается за самим обучающимся: принимать данный вызов или корректировать образовательную программу на основании ранее сформированных личностных и профессионально важных качеств.
Таким образом, в целом деятельность тьютора или педагога, обладающего тьютор-ской компетентностью, в каждом из указанных выше направлений (образовательном, социокультурном, личностном) позволяет студенту реализовать себя в учебно-профессиональной деятельности и начать эффективно использовать потенциал образовательной среды вуза для построения индивидуальной образовательной программы [3].
Работа тьютора в каждом конкретном случае строится во многом ситуативно и направлена на ресурсное обеспечение самостоятельности студента. Но взаимодействие тьютора и тьюторанта в ходе консультации каждый раз организуется по поводу ресурсной карты, индивидуального учебного плана или индивидуальной образовательной программы. Для работы в каждом направлении тьютор опирается на определенные открытые педагогические технологии, позволяющие ему в условиях образовательной среды вуза более эффективно решать тьюторские задачи. В настоящее время в российском высшем образовании идет активный поиск педагогических технологий, обладающих таким потенциалом.
В данном контексте открытыми педагогическими технологиями являются такие, которые позволят тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов и при этом обладают как минимум тремя важными характеристиками: являются «открытыми» возрасту, т.е. работают с любыми возрастными категориями студентов; являются «открытыми» сфере будущей профессиональной деятельности, т. е. «работают» с любым учебным содержанием; являются организационно «открытыми», т.е. работают в любых организационных условиях, как на аудиторном занятии, так и во внеаудиторной деятельности. Среди таких технологий, наиболее часто применяемых сегодня в вузе, можно назвать «Портфолио», «Кейс-обучение», пресс-конференции, «круглые столы», деловые и ролевые профессионально ориентированные игры и др.
Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Основными формами тью-торского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личностным саморазвитием и учебно-профессиональной самореализацией студента. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения учебно-профессиональной самореализации целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта с учетом особенностей его профессиональной направленности и мотивации, профессионального доса-моопределения, характера учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности в вузе, стремления к дальнейшей самостоятельной работе по реализации индивидуальной образовательной программы.
Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с конкретным студентом, тьютор и тьюторант совместно составляют план реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы. Для того чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо установить диалог, основу которого составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных свою точку зрения; а также эмоционально комфортные взаимоотношения. Условия взаимодействия организуются таким образом, чтобы участники чувствовали свою необходимость, успешность и самостоятельность. Каждая тьюторская беседа должна иметь образовательный и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем было возможно проводить более глубокий анализ учебно-профессиональной ситуации каждого студента.
На групповых тьюторских консультациях тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов с похожими учебно-познавательными и учебно-профессиональными интересами. В рамках групповых занятий тьютор одновременно осуществляет несколько функций сопровождения студента как будущего специалиста: мо-тивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационное сопровождение заключается в определении уровня мотивации студента на развитие учебно-профессионального интереса; в соотнесении различных ожиданий студентов, их приоритетов и целей в построении индивидуальных образовательных программ. Коммуникативное тьюторское сопровождение направлено на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения консультации важны совместная работа студента и тьютора и взаимодействие студентов между собой. Рефлексивное тьюторское сопровождение направлено на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и в нее изначально включались все члены группы.
Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения консультации, с другой, по-
буждает тьюторов и студентов к совместному творческому поиску, обеспечивая продуктивность консультации.
Тьюториал (учебный тьюторский семинар) - открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов.
Тьюториал имеет целью «оживить» и разнообразить учебный процесс, активизировать учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность студентов, активизировать реализацию творческих способностей, побудить к применению полученных компетенций в практической деятельности. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение будущих специалистов. Ведущие создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, заинтересованности, используя в работе личный опыт; осуществляют рефлексию работы группы и собственных действий, внедряя активные формы и методы обучения: групповые дискуссии, case-study, тренинги, метод «мозгового штурма» и др.
Тьюториал активно применяется в сфере дистанционного образования. Тьюториа-лы целесообразно проводить один раз в месяц в удобное для студентов время. В целях повышения эффективности тьюториалов тьютору необходим регулярный анализ их проведения совместно со студентами. Такая работа тьютора также способствует овладению обучающимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии, выработке критериев оценки результатов эффективности групповой работы в целом.
Тренинги активно применяются преподавателями и тьюторами как одна из эффективных форм организации сопровождения учебно-профессиональной самореализации в вузе. Освоение необходимых умений во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике в ходе тренинговой работы. В тренингах более широко, чем в тьюториалах, используются методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных профессионально важных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого участника тренинга.
В тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации студентов чаще используются мотивационные тренинги. На начальном этапе работы со студентами тьютором применяются социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, умений сотрудничества и самоопределения. Ориентиром тьюторского сопровождения студентов может служить ресурсная схема общего тьюторского действия. Выбор конкретных форм, методов и технологий тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит от возрастных и личностных особенностей будущего специалиста, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Образовательное профессионально ориентированное событие как форма тьютор-ского сопровождения студентов имеет целью развитие профессиональной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ и проектов студентов. Образовательное событие соответствует какому-либо культурному образцу («профессиональный праздник», «научная экспедиция», «учебная инициация», др.); оно тесно связано с историей конкретного профессионального сообщества, участников события; имеет развернутый этап подготовки и привлекательную перспективу; включает различные виды учебно-профессиональной деятельности и профессиональные позиции участников; в нем могут принимают участие интересные, успешные в профессии и в жизни люди («лидеры», «авторы», «эксперты», др.); в ходе события уместна импровизация, профессиональные пробы. Работа с событиями может вестись для одного тьюторанта и для группы. Работа с событиями строится в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты или их педагоги.
К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести: 1) обращение тьюторантов к проблеме творчества в будущей профессии, профес-
сионального досамоопределения личности обучающегося, социокультурного взаимодействия; развития профессиональной мотивации; 2) решение индивидуальных образовательных задач (осознанное формирование индивидуального стиля мышления, творческой учебно-познавательной деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие субъектности; новых творческих инициатив); з) успешная учебно-профессиональная самореализация (в различных видах учебно-профессиональной деятельности: публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах, практиках и др.). Кроме того, образовательные события дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюто-рантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Опираясь на технологии тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации, тьютор на протяжении всего периода обучения студента в вузе помогает ему выстраивать индивидуальную образовательную программу, корректирует ее по необходимости, оказывает помощь будущему специалисту в определении траектории учебно-профессиональной самореализации. В результате у будущих специалистов формируется динамическая «программа» овладения профессиональными компетенциями, самоактуализации в учебно-профессиональной деятельности, формирования профессионально важных качеств.
Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза рассматривается нами как системообразующий фактор его профессиональной подготовки, обеспечивающий формирование и реализацию его индивидуальной образовательной программы, развития необходимых профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Гордон Э. Столетия тьюторства. - Ижевск: ERGO, 2008. - 351 с.
2. Исаев И. Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в России: историко-педагогический контекст (1755 - 1917 гг.). Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. - № 6 (77) Выпуск 5, 2010. - С. 83 - 92.
3. Исаев И .Ф., Исаева Н. И., Богданова Е. В., Болотова Е. А., Опыт исследования психологических условий развития научного потен-циала личности в контексте культуротворческого подхода. Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. - № 12 (107) Выпуск 10, 2011. - С. 242 - 247.
4. Кобзева Л. В., Грибов Е. Н. Типология университетов и уровни тьюторской работы. Подход к разработке квалификационных характеристик тьютора. Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: подходы к разработке стандарта тьюторской деятельности // Мат-лы Второй международ. науч.-практ.конф. - М.: МПГУ, 2009. - 81 с.
5. Ковалева Т. М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании // Сб. мат-лов Всероссийской науч.-практ. конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы»/ МПГУ: Изд-во «Прометей», 2008. - 114 с.
6. Кормакова В. Н., Ерошенкова Е. И. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения личности в системе взаимодействия «школа-вуз» // Вестник высшей школы. - 2011. - № 8. - С. 40 - 44.
7. Теров А. А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора // Мат-лы Всерос. науч.-практич. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / М.: АПКиППРО, 2009. - 188 с.
THE TECHNOLOGY OF THE TUTORIAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL-PROFESSIONAL
SELF-ACTUALIZATION OF THE STUDENTS
The article deals with the technology of the tutorial support of the educational-professional self-actualization of the future specialists. The tutorial support is considered as the sequence of the connected with each other stages: motivational, projecting, research and reflexive. The authors name the main forms of the tutorial support, they are: individual, group; tutorial consultation, educational tutorial seminar, training and others.
Keywords: tutor, tutorial support, educational-professional self-actualization, vectors of the tutorial action.
I. F. Isaev V. N. Kormakova
Belgorod National Research University
e-mail: