ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
УДК 378. 091.398
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-102-109
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ТЬЮТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
А. А. Севрюкова1, Д. Ф. Ильясов1, О. А. Костенко2
1 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
Челябинск
2 Коелгинская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза
С. В. Хохрякова Еткульского муниципального района Челябинской области, с. Коелга
Современное российское образование характеризуется введением в общеобразовательные организации тьюторов. Установлено, что эти специалисты редко обращаются в практике к сопровождению профессионального самоопределения школьников, не готовы осуществлять этот процесс. Определено понятие готовности тьютора к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. Это сложная личностно-профессиональная характеристика тьютора, включающая осознание им важности сопровождения профессионального самоопределения школьников, заинтересованный настрой в творческом использовании теории тьюторства в практике профориентационной работы с обучающимися, наличие рефлексивных способностей, позволяющих своевременно принимать адекватные решения в процессе построения и реализации индивидуального маршрута по выбору тьюторантами будущей профессии. Разработан критериально-оценочный аппарат, предлагающий уровневую характеристику компонентов готовности тьюторов (мотивационного, дея-тельностного, аналитического) к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. На основе анализа литературы обоснована целесообразность использования мощных ресурсов внутриорганизационного обучения для развития этого качества. Смоделирована система внутриорганизацион-ного обучения, в программе которого предложены три содержательные линии: нормативно-правовые основы тьюторской деятельности; психологические основания профессионального самоопределения школьников как объекта тьюторского сопровождения; эффективные технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Дано описание деятельностных методов работы по повышению профессионализма тьюторов в рамках внутриорганизационного обучения. Представлены данные констатирующего исследования, демонстрирующие необходимость развития готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. Проинтерпретированы результаты контрольного эксперимента, позволяющие оценить влияние осуществленного внутриорганизационного обучения на положительные изменения во всех компонентах готовности тьюторов к осуществлению сопровождения школьников в выборе ими будущей профессии.
Ключевые слова: тьюторы, профессиональное самоопределение школьников, тьюторское сопровождение, готовность тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников, критерии сформированности готовности, внутриорганизационное обучение педагогов.
Одним из актуальных атрибутов современной российской системы образования является тью-торство, направленное на удовлетворение индивидуальных запросов личности, раскрытие потенциала школьников. Значимость тьюторской деятельности в системе образования подтверждает факт наличия в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» отдельного раздела, посвященного тьюторскому сопровождению обучающихся. Согласно этому документу, одним из трудовых действий тьютора является оказание консультативной поддержки обучаю-
щимся в процессе их профессионального самоопределения [1]. В результате изучения практики обнаружено, что в школе тьюторы сопровождают, как правило, либо одаренных детей, либо детей с ограниченными возможностями здоровья. Для сопровождения процесса профессионального самоопределения тьюторство используется исключительно редко, даже несмотря на то, что содействие выбору школьниками своей будущей профессии инициируется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Этот вывод подкрепляется результатами проведенного в 2017-2018 гг. опроса 150 тьюторов общеобразовательных организаций Челябинской области: всего лишь 2 % респондентов связали свои профессиональные интересы с сопровождением профессионального самоопределения школьников. Были также проанализированы дополнительные профессиональные программы, которые реализуются в организациях дополнительного профессионального образования и отражают в своем содержании специфику тьюторской деятельности. Объектом анализа стали 38 дополнительных профессиональных программ, использующихся в практике организаций Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов. Цель анализа состояла в выявлении содержательной направленности программ на изучение педагогами вопросов тьюторско-го сопровождения профессионального самоопределения школьников. Выявлено, что профессиональное самоопределение школьников в программах дополнительного профессионального образования, посвященных тьюторству, представлено крайне слабо или не представлено вообще. Исходя из этого, можно считать установленным наличие профессиональных дефицитов тьюторов в данной области и необходимость целенаправленной работы для повышения их готовности к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников.
Готовность тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников является многомерным качеством. Позиция авторов состоит в том, что развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации в обозначенном сегменте должно включать в себя не только пополнение знаний в области тьюторства и профессионального самоопределения школьников, не только овладение способами тьюторского сопровождения детей, но и формирование высокой мотивации к взаимодействию с обучающимися в выборе ими будущей профессии. Очень важными являются умения педагогов адекватно оценивать, анализировать как собственные действия, так и положительные изменения школьников. Эти обстоятельства положены в основу представления о готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. Это сложная личностно-профессиональная характеристика тьютора, включающая осознание им важности сопровождения профессионального самоопределения школьников, заинтересованный настрой в творческом использовании теории тью-торства в практике профориентационной работы с обучающимися, наличие рефлексивных способностей, позволяющих своевременно принимать адекватные решения в процессе построения и реализа-
ции индивидуального маршрута по выбору тьюто-рантами будущей профессии. Согласно данному представлению разработан критериально-оценочный аппарат, обеспечивающий соотнесение каждым тьютором своих реальных умений с характеристиками критериев: мотивационного, деятель-ностного, аналитического (табл. 1).
Существуют разные способы развития профессионализма педагогических работников: посещение курсов повышения квалификации, обращение к средствам муниципальных методических служб, самообразование. Мы считаем, что для повышения готовности тьюторов к осуществлению профессионального самоопределения школьников целесообразно использовать ресурсы внутриорганизаци-онного обучения, выступающего в качестве важного элемента системы непрерывного профессионального образования. Это весьма гибкий и оперативный вид повышения квалификации сотрудников.
О. А. Богачев предлагает рассматривать этот процесс с позиции теории «ядра» знаний и «оболочки» [2]. Внутриорганизационное обучение как раз направлено на развитие «оболочки» в силу того, что сегодня в стремительном мире знания рождаются и устаревают каждую секунду. Поэтому важно сосредоточить усилия на прикладной, практической ориентированности внутриоргани-зационного обучения педагогов, например технологиям тьюторского сопровождения выбора школьниками будущей профессии.
К проблеме внутриорганизационного обучения обращается Е. Н. Дубиненкова. В своем диссертационном исследовании автор утверждает, что система внутрифирменного обучения направлена на решение стратегических и тактических задач организации, реальных проблем; она основывается на открытых коммуникациях и осознании ценностей организации. Такое обучение повышает трудовую мотивацию сотрудников, их профессионально-личностное развитие. Интересна позиция, касающаяся исключительной роли психолога в процессе повышения уровня квалификации работников [3]. Действительно, идея использования технологии консультирования психологом учителей может быть взята на вооружение при организации внутриорганизаци-онного обучения тьюторов сопровождению профессионального самоопределения школьников.
Существенный вклад в теорию профессионального развития сотрудников на рабочем месте внес Е. С. Малахов. Он предложил создать эффективно функционирующие алгоритмизированные модели корпоративного обучения: 1) «Компания - КУ», которая предполагает наличие собственного учебного центра как отдельного структурного и функционального подразделения компании, преимущественно стационарного; 2) «Компания - мобильный КУ»,
Таблица 1
Характеристика уровней готовности тьюторов
к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников
Уровни Характеристика уровней по критериям
Мотивационный Деятельно стный Аналитический
Высокий Тьютор понимает и признает философию тьюторства, обеспечивающего индивидуализацию образовательного процесса, считает важным уметь применять технологии и методы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Активно проявляет личную заинтересованность в овладении технологий тьюторского сопровождения. Мотивирует себя на достижение успеха в сопровождении детей в выборе профессионального пути Тьютор понимает психолого-педагогические особенности возрастного и личностного развития детей, умеет правильно отобрать технологии и методы тьюторского сопровождения школьников в их профессиональном самоопределении. Реализует эффективные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса в профори-ентационной работе. Создает среду для раскрытия потенциала каждого школьника и использует для этого ресурсы и возможности школы и социальных партнеров. Использует современные ИКТ в осуществлении сопровождения профессионального самоопределения школьников Тьютор умеет хорошо анализировать цель, задачи профессионального самоопределения школьников, проблемы и затруднения в собственной деятельности в этой области. Способен оценить собственный выбор технологий в профориентационной работе. Осуществляет контроль своих действий в процессе организации профессионального самоопределения, оценивает результаты
Средний Тьютор понимает и признает философию тьюторства, но не считает важным уметь применять технологии и методы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Демонстрирует нейтральную позицию в стремлении овладеть технологиями тьюторского сопровождения. Проявляет сомнение в достижении успеха при тьюторском сопровождении детей в выборе будущего профессионального пути Тьютор недостаточно разбирается в психолого-педагогических особенностях возрастного и личностного развития детей, не всегда умеет правильно отобрать технологии и методы тьюторского сопровождения школьников в их профессиональном самоопределении. Реализует способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса в профориентационной работе по просьбе администрации. Не умеет создать среду для раскрытия потенциала каждого школьника. Испытывает трудности в использовании современных ИКТ в организации профессионального самоопределения школьников Тьютор в целом умеет анализировать цель, задачи профессионального самоопределения школьников, не всегда видит проблемы в собственной деятельности в этой области. С трудом способен оценить выбор технологий в профори-ентационной работе. Имеет затруднения в осуществлении контроля своих действий в организации профессионального самоопределения, в оценке собственных результатов
Низкий Тьютор не понимает и не признает философию тьютор-ства, обеспечивающего индивидуализацию образовательного процесса, считает нецелесообразным применение технологий и методов тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Демонстрирует нежелание овладеть технологиями тьюторского сопровождения. Показывает неверие в необходимости сопровождения детей в выборе ими будущей профессии Тьютор не знает психолого-педагогические особенности возрастного и личностного развития детей. Не может отобрать необходимые технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Не стремится организовать эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса в профори-ентационной работе. Не пытается создать продуктивную среду для развития индивидуальности каждого школьника. Не использует современные ИКТ в организации профессионального самоопределения школьников Тьютор не способен анализировать цель, задачи профессионального самоопределения школьников, не видит проблем в собственной деятельности в этой области. Не может оценить выбор технологий в профориентационной работе. Не осуществляет контроль своих действий в организации профессионального самоопределения школьников, оценку собственных результатов
которая предполагает, что корпоративное обучение сотрудников реализуется мобильной командой тренеров, выезжающих на отдаленные территориальные подразделения. В диссертационной работе данного автора имеется ценная система показателей
оценки эффективности системы корпоративного образования, реализующей программы внутрифирменного обучения [4].
О. С. Ярилова приводит весьма весомые аргументы в пользу личностно ориентированного под-
хода к повышению квалификации управленческих кадров вузов. Этот подход ориентирует на то, что будущий слушатель системы дополнительного профессионального образования может сам определить содержание своего учебного плана, выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Для успешной реализации этой идеи в практике необходимо соблюдение ряда условий: личностный опыт слушателя должен стать специфическим элементом содержания образования; образовательные программы должны содержать 4 компонента: знания и способы деятельности, творческий и собственный личностный опыт [5].
Подробные выводы о возможностях внутриорга-низационного обучения содержатся в работе А. С. Кахарова и Н. У Ярычева [6]. Этими учеными на основе анализа литературы доказано, что практика внутриорганизационного обучения показывает необходимость широкого применения активных методов обучения, которые наиболее соответствуют целям, содержанию и условиям повышения квалификации и обучения педагогов. В указанной работе подчеркивается, что при таком обучении реализуются практическая значимость передаваемых знаний и формируемых умений, познавательная активность обучаемых, непосредственное участие в процессе. Отмечено, что обучение осуществляется непосредственно на рабочем месте, что позволяет учесть не только задачи образовательной организации, но и интересы и затруднения педагогов; обучение на рабочем месте характеризуется наличием особой рефлексивной среды, содействующей саморазвитию и самообразованию взрослых. Особенно важным является вывод об уникальности процесса внутриорганизационного обучения.
Авторы статьи полностью разделяют данную позицию: действительно, внутриорганизационное обучение может быть «настроено» под цели и задачи развития готовности тьюторов осуществлять сопровождение профессионального самоопределения школьников.
Заслуживают особого внимания труды ученых-андрагогов, установивших преимущества обучения на рабочем месте: педагоги работают над реальными задачами, выдвигаемыми жизненными обстоятельствами; педагоги учатся друг у друга, а не у преподавателя, что активизирует их потенциал; активные методы лежат в основе обучения; участники приобретают дополнительные профессиональные навыки (расширение сфер деятельности); результаты немедленно внедряются в практику образования [7-9].
Таким образом, проведенный анализ первоисточников, посвященных внутриорганизацион-ному обучению персонала, позволяет утверждать, что оно обладает большими ресурсными возмож-
ностями. Поэтому его можно применить и для развития готовности тьюторов к осуществлению профессионального самоопределения школьников. Этот вывод можно подкрепить следующими положениями:
- внутриорганизационное обучение без затруднений ориентируется на потребности конкретных тьюторов и может их быстро активизировать за счет легкого вхождения специалистов в обучение в знакомой среде;
- профессиональное развитие тьюторов в области профориентационной работы со школьниками во внутриорганизационном обучении происходит с учетом реальной ситуации на рынке труда, сложившейся в окружении образовательной организации;
- внутриорганизационное обучение позволяет держать «руку на пульсе» - быстро применять изученное в практике тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников;
- мнения обучающихся, их родителей по поводу тьюторского сопровождения профессионального самоопределения могут тщательно изучаться и давать повод для оперативного внесения изменений в содержание и методы обучения.
Авторами статьи смоделирована система вну-триорганизационного обучения тьюторов сопровождению профессионального самоопределения школьников. Цель внутриорганизационного обучения заключается в том, чтобы содействовать тьюторам в освоении ими способов сопровождения профессионального самоопределения школьников. Формулировка основных задач внутриорганизаци-онного обучения обусловлена выделенными компонентами готовности учителей к использованию технологий тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников: моти-вационный, деятельностный и аналитический компоненты. Нами обозначены следующие задачи:
1) поддержка учителей в процессе развития их мотивации к использованию технологий тьюторско-го сопровождения профессионального самоопределения школьников;
2) содействие учителям в расширении теоретических представлений о сущности тьюторства и на их основе в освоении практических способов по организации и осуществлению тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников различных возрастных групп;
3) сопровождение учителей в освоении способов рефлексии.
При отборе содержания внутриорганизацион-ного обучения принимались во внимание: нормативная база тьюторства, особенности применения технологий тьюторского сопровождения в современной общеобразовательной организации, специфика профессионального самоопределения школь-
ников различных возрастных групп. Исходя из этого определены следующие содержательные линии: нормативно-правовые основы тьюторской деятельности; психологические основания профессионального самоопределения школьников как объекта тьюторского сопровождения; эффективные технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Каждая линия нашла свое отражение в программе внутри-организационного обучения, рассчитанной на 72 часа.
Акцент в программе сделан на практической составляющей: для проведения практических занятий предусмотрено 52 часа. Это позволяет освоить широкий веер тех технологий, которые рекомендуются в теории тьюторства и подходят, по мнению участников внутриорганизационного обучения, для работы по содействию школьникам в их профессиональном самоопределении. Прежде всего стоит назвать такие технологии, как вопросно-ответные технологии, технологии консультирования, модерации, рефлексии, методы визуализации и вербализации. Под углом зрения тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников рассмотрены технологии образовательного туризма, развития критического мышления, социального проектирования, исследовательские технологии, интерактивные методы обучения. Принимая во внимание, что с возрастом все большее значение приобретает собственный жизненный опыт человека, возрастает его требовательность к занятиям и желание работать активно, рекомендуются следующие деятельностные методы работы с учителями: ситуационный анализ, моделирование ситуаций, дебаты, дискуссии, деловые игры, метод усложняющихся заданий, обзор обратной связи. Использование последнего метода направлено на развитие рефлексивных умений педагога. Несомненно, что такие активные занятия, выполнение заданий в группах были выбраны неслучайно. Они обеспечивают повышение мотивации тьюторов к освоению технологий сопровождения профессионального самоопределения школьников, позволяют педагогам успешно освоить предложенный курс. Что касается средств, то здесь предпочтение отдается ресурсам РЭШ (Российской электронной школы), Интернету, библиотекам, в том числе электронным, а также персональ-
ным профессиональным блогам педагогов Российской Федерации, которые могут послужить отправной точкой для создания собственных блогов тьюторами [10].
Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что развитие готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников будет реализовано успешно, если использовать внутриорганизационное обучение, нами проведено исследование. В нем приняли участие тьюторы из Коелгинской средней общеобразовательной школы имени дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова Еткульского муниципального района Челябинской области, являющегося региональной инновационной площадкой. В состав респондентов вошли также тьюторы школ Еткульского муниципалитета, Еманжелинского и Южноуральского городского округов. 40 тьюторам, попавшим в выборку, было предложено оценить с помощью разработанного критериального аппарата (табл. 1) свою готовность к сопровождению профессионального самоопределения школьников. Результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 2.
Констатирующий эксперимент позволил выявить реальное состояние мотивационного, дея-тельностного и аналитического компонентов готовности тьюторов. Анализ результатов исследования показывает, что:
1. Мотивационный компонент представлен преимущественно на среднем и низком уровнях (каждый показатель - 40 %). Это можно объяснить боязнью тьюторов нарушить свою «зону комфорта», так как при освоении нового придется потратить время, интеллектуальные ресурсы.
2. Тьюторы показали низкий уровень владения технологиями сопровождения профессионального самоопределения школьников (80 %). Это свидетельствует об отсутствии системных знаний этих технологий, психологических особенностей детей, что мешает в продвижении современной идеи индивидуализации, в том числе в профессиональном самоопределении.
3. Рефлексивные умения также требуют совершенствования: 25 % респондентов посчитали, что их аналитический компонент находится на среднем уровне, а 60 % участников опроса отметили низкий уровень. Ответы показывают, что тьюторы не владеют способами оценки собственных ресур-
Таблица 2
Результаты констатирующего исследования готовности тьюторов к сопровождению профессионального самоопределения школьников
Критерии Уровни
высокий средний низкий
Мотивационный 20 % (8 человек) 40 % (16 человек) 40 % (16 человек)
Деятельно стный 5 % (2 человека) 15 % (6 человек) 80 % (32 человека)
Аналитический 15 % (6 человек) 25 % (10 человек) 60 % (24 человека)
Таблица 3
Результаты исследования компонентов готовности педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников до и после внутриорганизационного обучения
Критерии Уровни
Высокий Средний Низкий
до после до после до после
Мотивационный 20 % (8 человек) 42,5 % (17 человек) 40 % (16 человек) 55 % (22 человека) 40 % (26 человек) 2,5 % (1 человек)
Деятельно стный 5 % (2 человека) 27,5 % (11 человек) 15 % (6 человек) 30 % (12 человек) 80 % (32 человека) 42,5 % (17 человек)
Аналитический 15 % (6 человек) 45 % (18 человек) 25 % (10 человек) 50 % (20 человек) 60 % (24 человека) 5 % (2 человека)
сов, не имеют опыта в принятии управленческих решений на основе диагностики обучающихся, в том числе в организации совместной со школьниками деятельности по проектированию их будущей профессиональной траектории.
Итак, можно уверенно констатировать острую необходимость развития у тьюторов всех компонентов готовности к использованию технологий тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Как авторы обосновали уже выше, повышение профессионализма тьюторов может успешно проходить в рамках вну-триорганизационного обучения. Такое обучение было предложено участвующим в исследовании тьюторам в 2017-2018 учебном году, оно реализовано в Коелгинской СОШ. После проведения вну-триорганизационного обучения было проведено повторное исследование компонентов готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального сопровождения школьников. Результаты исследования представлены в табл. 3.
Сравнение данных двух исследований дает возможность уверенно говорить о том, что наблюдается положительная динамика всех показателей, повышение уровня всех компонентов готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников.
В результате проведенного исследования можно сделать важные выводы. Институт тьюторства, обеспечивающий индивидуализацию образовательного процесса, крайне редко обращается в практике к сопровождению профессионального самоопределения школьников, важной задачи с точки зрения федеральных государственных образовательных стандартов, не готов осуществлять этот процесс. Готовность тьютора к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников представлено авторами как сложная личностно-профессиональная характеристика тьютора. Она включает осознание им важности сопровождения профессионального самоопределения школьников, заинтересованный настрой в творческом использовании теории тьюторства в практи-
ке профориентационной работы с обучающимися, наличие рефлексивных способностей, позволяющих своевременно принимать адекватные решения в процессе построения и реализации индивидуального маршрута по выбору тьюторантами будущей профессии. Авторами разработан критериально-оценочный аппарат, предлагающий характеристику трех уровней готовности тьюторов (мотивационно-го, деятельностного и аналитического компонентов) к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников.
На основе анализа первоисточников доказано, что для развития готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников целесообразно использовать потенциал внутриорганизационного обучения. Разработана система внутриорганизационного обучения, программа которого предлагает три содержательные линии: нормативно-правовые основы тьюторской деятельности; психологические основания профессионального самоопределения школьников как объекта тьюторского сопровождения; эффективные технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Для проверки вывода о целесообразности использования ресурсов внутриорганизационного обучения для развития готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников проведено исследование, в котором участвовало 40 человек. Сравнение результатов констатирующего эксперимента и итогового исследования, проведенного после внутриорганизаци-онного обучения, явно убеждает в достоверности выдвинутой гипотезы. Внутриорганизационное обучение позволяет развить все компоненты готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике образования для развития готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников средствами внутриорганизационного обучения.
Список литературы
1. Приказ Минтруда России от 10 .01. 2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"» (Зарегистрировано в Минюсте России 26 .01.2017 N 45406) URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_199498/ (дата обращения: 16 .08 .2018) .
2 . Богачёв О . А. Внутрифирменное профессиональное обучение работников на современном предприятии: автореф .... канд . пед . наук .
М ., 2011.22 с.
3 . Дубиненкова Е . Н . Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса:
дис .... канд . психол . наук. М . : РГБ, 2005. 230 с .
4 . Малахов Е . С . Развитие корпоративного обучения в системе услуг дополнительного профессионального образования: автореф . дис ....
канд . эконом . наук. М . , 2010 .25 с .
5 . Ярилова О . С . Развитие системы повышения квалификации управленческих кадров вуза на основе личностно ориентированного под-
хода: автореф дис . канд пед наук М , 2010 27 с
6 . Кахаров А. С . , Ярычев Н . У. Возможности внутриорганизационного обучения в обеспечении подготовки молодого преподавателя кол-
леджа к проектированию индивидуальной методической системы // Современные проблемы науки и образования . 2012 . № 4 . URL: http://www. science-education iu/ru/artide/view?id=6874 (дата обращения: 20 .08.2018) .
7 . Змеёв С . И . Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых . М .: ПЕР СЭ, 2007 . 272 с.
8 . Кулюткин Ю . Н . Психология обучения взрослых . М .: Просвещение, 1985. 128 с.
9 . Колесников И . А. , Марон А. Е . , Тонконогая Е . П . Основы андрагогики: учеб . пособие . М .: Академия, 2003. 240 с.
10 . Науменко Л . С ., Яковлева Н . О . Тьюторское сопровождение педагогов в формировании готовности к работе с персональным професси-
ональным блогом // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018 . № 2 (35) . C . 62-69 .
Севрюкова Алла Александровна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Россия, 454092). E-mail: alla107@inbox.ru
Ильясов Динаф Фанильевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Россия, 454092). E-mail: dinaf_chel@mail.ru
Костенко Ольга Анатольевна, директор, Коелгинская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова Еткульского муниципального района Челябинской области (ул. Советская, 5, с. Коелга, Еткульский муниципальный район, Челябинская область, Россия, 456576). E-mail: koelga_school@mail.ru
Материал поступил в редакцию 04.09.2018.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-102-109
DEVELOPMENT OF READINESS OF THE TUTORS IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION TO SUPPORT STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
A. A. Sevryukova1, D. F. Il'yasov1, O. A. Kostenko2
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Koelga Secondary General School named after twice Hero of the Soviet Union S. V. Khokhryakov, Koelga village,
Russian Federation
Modern Russian education is characterized by the adoption of tutors into general education organizations. It is established that these specialists rarely turn to the practice of supporting a professional identity of schoolchildren, are not ready to carry out this process. The concept of the tutor's readiness to support the professional identity of schoolchildren is defined. This is a complex personal and professional description of a tutor which includes the awareness of importance of the supporting professional identity of schoolchildren, an interested mood in the creative use of the theory of tutoring in the practice of career guidance work with students, the presence of reflexive abilities that allow timely making adequate decisions in the process of constructing and implementing an individual way of choosing the future profession by tutors. A criterial evaluation system has been developed. It offers a level characterization of the components of the readiness of tutors (motivational, activity, analytical) to support the professional identity of schoolchildren. Based on the analysis of the literature, the expediency of using the powerful resources of intracorporate training for the development of this quality is justified. The system of intracorporate training is simulated, the program of which three meaningful lines are proposed: the legal framework for tutoring; psychological foundations of professional identity of schoolchildren as an object of tutoring; effective technologies of tutoring support of professional identity of schoolchildren. The description of the activity methods of work to improve the professionalism of tutors within the framework of intracorporate training is
given. The findings of the authoritative study are presented, demonstrating the need for the development of readiness of tutors to support the professional identity of schoolchildren. The results of the control experiment are interpreted that allow one to assess the impact of internal training on positive changes in all components of tutors' readiness to support schoolchildren in choosing their future profession.
Key words: tutors, professional identity of schoolchildren, tutors support, tutors' readiness to support a professional identity of schoolchildren, criteria ofpreparedness formation, intracorporate training of teachers.
References
1. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 N 10n «Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya"» [Order of the Ministry of Labor of Russia of 10 . 01. 2017 no . 10n «About the approval of the professional standard "Specialist in the field of education"»] (in Russian) . URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_199498/ (accessed 16 August 2016) .
2 . Bogachev O . A. Vnutrifirmennoye professional'noye obucheniye rabotnikov na sovremennom predpriyatii. Avtoref. dis . dokt . ped . nauk [Intracor-
porate professional training of staff in a modern enterprise . Abstract of thesis doct . of ped . sci . ] . Moscow, 2011. 22 p . (in Russian) .
3 . Dubinenkova E . N . Vnutrifirmennoye obucheniye kak faktor formirovaniya organizatsionnoy kul'tury predpriyatiya malogo biznesa. Dis . dokt.
psikhol . nauk [Intracorporate learning as a factor in the formation of the organizational culture of a small business enterprise . Diss . doct . of psy. sci .] . Moscow, 2005. 230 p . (in Russian) .
4 . Malakhov E . S . Razvitiye korporativnogo obucheniya vsisteme uslug dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis . dokt . ekonom .
nauk [The development of corporate training in the system of services of additional professional education . Abstract of thesis doct . of econom . sci . ] . Moscow, 2010 . 25 p . (in Russian) .
5 . Yarilova O . S . Razvitiye sistemy povysheniya kvalifikatsii upravlencheskikh kadrov vuza na osnove lichnostno orientirovannogo podkhoda. Av-
toref. dis . dokt . ped . nauk [The development of the system of raising the qualification of the managerial staff of the university on the basis of the person-oriented approach Abstract of thesis doct of ped sci ] Moscow, 2010 27 p (in Russian)
6 . Kakharov A. S . , Yarychev N . U . Vozmozhnosti vnutriorganizatsionnogo obucheniya v obespechenii podgotovki molodogo prepodavatelya
kolledzha k proektirovaniyu individual'noy metodicheskoy sistemy [Possibilities of intracorporate training in ensuring the preparation of a young college teacher for designing an individual methodical system] . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2012, no . 4 (in Russian) . URL: http://www. science-education . ru/en/article/view?id=6874 (accessed 20 August 2016) .
7 . Zmeyov S . I . Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: the fundamentals of theory, history and technol-
ogy of adult teaching] . Moscow, PER SE Publ . , 2007 . 272 p . (in Russian) .
8 . Kulyutkin Yu . N . Psikhologiya obucheniya vzroslykh [Psychology of adult teaching] . Moscow, Akademiya Publ ., 1985. 128 p . (in Russian) .
9 . Kolesnikov I . A. , Maron A . E . , Tonkonogaya E . P. Osnovy andragogiki: ucheb. posobiye [Fundamentals of andragogy: textbook] . Moscow, Aka-
demiya Publ , 2003 240 p (in Russian)
10 . Naumenko L . S . , Yakovleva N . O . T'yutorskoye soprovozhdeniye pedagogov v formirovanii gotovnosti k rabote s personal'nym professional'nym
blogom [Tutor support of teachers in forming readiness for work with a personal professional blog] . Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov - Scientific Support of a System of Advanced Training, 2018, no . 2 (35), pp . 62-69 (in Russian) .
Sevryukova A.A., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (ul. Krasnoarmeys-kaya, 88, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092). E-mail: alla107@inbox.ru
Il'yasov D. F., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (ul. Krasnoarmeyskaya, 88, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092). E-mail: dinaf_chel@mail.ru
Kostenko O. A., Koelga Secondary General School named after twice Hero of the Soviet Union S. V. Khokhryakov (ul. Sovets-kaya, 5, Koelga, Etkul district, Chelyabinsk region, Russian Federation, 456576). E-mail: koelga_school@mail.ru