РАЗДЕЛ 5. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371.385
Алешкина Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
предметов образовательной области "Технология "», Пермь, Россия 614051, Пермь, Старцева, 9, +7 (342) 266-69-67
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Tatyana V. Aleshkina
Primary School Teacher
High School with Profound Studying of Subjects of the Educational Area «Technology» 9, Srartseva, 614051, Perm, Russia
TUTOR SUPPORT RESEARCH ACTIVITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Аннотация. В данной статье рассматриваются этапы и содержания исследовательской деятельности учащихся. Особое внимание уделяется организации педагогом с тьюторскими компетенциями сопровождения исследования учащегося: от замысла до представления результатов. Сделана попытка обозначить действия педагога в тьюторской позиции в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, младший школьник, тьюторское сопровождение, педагог в тьюторской позиции.
Abstract. This article discusses the contents, stages of students' research activities. Special attention is paid to the organisation of support by a teacher of tutor competences of research student: from concept to presentation of results. Attempt to designate the actions of the teacher in tutoring positions in educational organizations.
Key words: research activities, Junior high school student, tutor support, the teacher in a tutor position.
© Алешкина Т.В., 2017
РАЗДЕЛ 5. Тьюторское сопровождение в образовании
Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.
Г. Галилей
Под исследовательской деятельностью учащихся понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания. Исследовательская деятельность обучающихся предполагает прохождение основных этапов исследования: от постановки проблемы, изучения теории, подбора методик исследования и практического овладения ими, сбора, анализа и обобщения собственного материала, до оформления собственных выводов.
В современной образовательной практике исследовательская деятельность в начальной школе рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Данный способ познания обеспечивает развитие мотивации учащихся и формирует познавательные универсальные учебные действия (УУД), указанные в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), также позволяет реализовать индивидуальные образовательные интересы учащегося.
В рамках современного урока невозможно достаточно внимания уделять учащимся с особыми образовательными потребностями, желающими и могущими реализовать собственные познавательные интересы. Педагог решить данную проблему может, применяя технологию тьюторского сопровождения. Кто же такой педагог, обладающий тьюторскими компетенциями, в нашем понимании? Тьютор - это наставник, консультант. Его задача - помочь ребенку найти собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать на практике. Главной задачей тьютора является сопровождение, а основной инструмент - вопрос. Учитель в тьюторской позиции является одновременно организатором мыследеятельности и вопрошания ученика, консультантом в совместном планировании и наставником в поиске решений затруднений в учебно-исследовательской деятельности. Педагог в тьюторской позиции решает широкий круг задач, первостепенной из которых является оказание помощи учащемуся в построении индивидуального образовательного маршрута. В результате сопровождения обучающийся получает опыт саморазвития, формирует компетенции, обеспечивающие главную цель начального образования - умения учиться.
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьника можно представить в виде нескольких последовательных этапов.
Первый этап - мотивационный. На данном этапе ученик выбирает (определяет) тему исследования, если он точно знает, что его интересует в данный момент. На мотивационном этапе педагогу очень важно владеть техникой задавания вопросов. Определить тему помогают такие вопросы: «Что тебе интересно больше всего?», «Что из изученного в школе (в учебном
Гп ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
предмете) хотелось бы узнать более глубоко?», «Есть ли что-то такое, что ты хотел бы проверить, провести эксперимент?». На этом этапе ученик представляет педагогу свой познавательный интерес, рассказывая о себе и своей инициативе, об истории возникновения своего интереса. Учащиеся начальных классов определили свой интерес в исследовании в следующих темах: «Вред или польза кока-колы», «Существуют ли русалки?», «Как определить настоящий мед?», «Как можно сохранить зрение?» и др.
Педагог в тьюторской позиции фиксирует образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данном этапе тьюторского сопровождения необходимо создать ситуацию «позитивной атмосферы», психологического комфорта, которая способствует вхождению учащегося во взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у учащихся мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности.
Второй этап - проектировочный. На этом этапе в деятельности учащегося и педагога в тьюторской позиции основными являются организация сбора информации, планирование и составление карты ресурсов. Важно правильно направить деятельность ребенка, чтобы его познавательный интерес не угас, но при этом не указывать действия, а совместно их планировать: «Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопросы: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? К каким источникам знаний можно обратиться?».
Третий этап - реализационный. На данном этапе происходит непосредственно исследовательская работа по обозначенной теме. Деятельность учащихся осуществляется по определенным этапам: постановка вопросов в процессе исследования; выдвижение гипотез; использование различной информации для построения доказательства гипотезы; составление плана исследования; обработка полученных данных исследования (эксперимента); оформление работы; презентация результатов.
Учитель с тьюторскими компетенциями оказывает помощь в формировании вопросов, касающихся темы исследования; развивает рефлексивное мышление учащегося. Основной задачей педагога в тьюторской позиции на данном этапе становится поддержка самостоятельности и активности юного исследователя: «Подумай над целями и задачами своей работы», «Ответь на вопрос: "Зачем ты проводишь исследование?"», «Запиши гипотезу, используя слова: "Предположим, допустим"», «Запиши все новое, что ты узнал о предмете своего исследования», «Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений и эксперимента», «Продумай план эксперимента, запиши его, а затем и результаты своих экспериментов».
РАЗДЕЛ 5. Тьюторское сопровождение в образовании
Четвертый этап - аналитический. На данном этапе в деятельности учащихся важны анализ, презентация опыта и достижений исследования, планирование будущей работы. Также формируется и оформляется портфолио достижений учащихся. На этом этапе организуется тьюторская консультация -обсуждение представленных результатов работы учащихся, анализируются трудности, возникшие во время защиты исследовательской работы или проекта, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи. Завершается этот этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий учащихся в выборе новой темы исследования.
Следует отметить, что апробированные приемы тьюторского сопровождения показали свою эффективность на практике, определились некоторые результаты применения технологии тьюторского сопровождения в деятельности учителя с тьюторскими компетенциями (см. таблицу).
Анализ результатов применения технологий тьюторского сопровождения в деятельности учителя начальных классов
Результаты Плюсы («+») Минусы («-»)
По отношению к школьникам Развитие познавательных интересов; коммуникативных и творческих компетенций; формирование культуры выбора Не все готовы получать тьюторскую поддержку в рамках реализации собственного исследования
По отношению к учителю начальных классов Повышение функциональной грамотности в результате овладения технологией тьюторского сопровождения; мотивация на развитие тьюторского взаимодействия с учащимися Дефицит времени учителя в тьюторской позиции; сохранение тьюторской позиции на протяжении всего сопровождения исследования учащихся
Реализация тьюторского сопровождения очень интересна и привлекательна для педагога, который поддерживает самостоятельность учащихся, их активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия, преодоления трудностей и принятия ответственности за свои действия.