Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение спортивного класса'

Тьюторское сопровождение спортивного класса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РОДИТЕЛИ / СПОРТИВНЫЙ КЛАСС / TUTOR SUPPORT / THE YOUNGER THE STUDENT / THE PARENTS / THE SPORTS CLASS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яблокова Любовь Степановна

В статье описывается практический опыт работы в рамках реализации педагогического проекта по сопровождению коллективов учащихся и родителей спортивного класса. Особое внимание уделено условиям тьюторского сопровождения спортивного класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of this article describes the practical experience in the framework of the implementation of the pedagogical project to support groups of students and parents sports class. Special attention is paid to the context of tutor support sports class.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение спортивного класса»

УДК 371.25

Яблокова Любовь Степановна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

предметов образовательной области "Технология "», Пермь, Россия 614051, Пермь, Старцева, 9, +7 (342) 266-69-67

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОГО КЛАССА

Lubov S. Yablokova

Primary School Teacher

High School with Profound Studying of Subjects of the Educational Area «Technology» 9, Srartseva, 614051, Perm, Russia

TUTOR SUPPORT SPORTS CLASS

Аннотация. В статье описывается практический опыт работы в рамках реализации педагогического проекта по сопровождению коллективов учащихся и родителей спортивного класса. Особое внимание уделено условиям тьюторского сопровождения спортивного класса.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, младший школьник, родители, спортивный класс.

Abstract. The author of this article describes the practical experience in the framework of the implementation of the pedagogical project to support groups of students and parents sports class. Special attention is paid to the context of tutor support sports class.

Key words: tutor support, the younger the student, the parents, the sports class.

Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Как воспитание нравственности, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья человека, то они демонстрируют это на своем собственном примере, формируют у ребенка культуру физических занятий. Однако если родители ошибочно считают, что для ребенка самое важное - это хорошо учиться, то внимание к занятиям спортом ребенка становится второстепенным.

Структура заболеваемости детей младшего школьного возраста характеризуется доминированием патологии опорно-двигательной системы,

© Яблокова Л.С., 2017

болезней органов пищеварения, нервной системы. Среди функциональных нарушений доминируют нарушения со стороны костно-мышечной системы, нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ [1]. По данным департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, зарегистрировано больных детей (общие болезни) в возрасте от 0 до 14 лет по Пермскому краю в 2015 и 2016 гг. соответственно: 1401476 и 1404218; анемия -21804 и 23700; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - 25402 и 27166 [2].

Необходим учет физиологии и гигиены ребенка для организации эффективного образовательного процесса в начальной школе. Педагоги в школе замечают некоторые внешние признаки ухудшения здоровья и изменения в поведении учащихся: вялость, сонливость, головная боль, потеря интереса к изучаемому предмету и др. Нарушения в рациональном чередовании умственного труда и отдыха, прогулок на свежем воздухе, физического труда, недостаточный сон, перегрузки дополнительными занятиями ведут к умственному переутомлению школьников. В поведении детей проявляются быстрая возбудимость и раздражительность или заторможенность, они становятся капризными и плаксивыми, агрессивными в поведении, замкнутыми в общении, рассеянными, им трудно запоминать и усваивать учебный материал, быть усидчивыми на уроках. К организационным проявлениям можно отнести и такие причины, влияющие на общее физическое состояние учащихся, как леность, неумение противостоять вредным привычкам, несоблюдение правил здорового питания.

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь!», «Не будешь тепло одеваться - простудишься!», и т.д. Но практически очень редко в семьях родители говорят детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным!», «Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении». Поэтому у младших школьников среди жизненных ценностей здоровье не является приоритетным. Заданные учебной программой в школе три часа в неделю занятия физической культурой не могут в полной мере сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Все организованное пространство и окружающие люди должны способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Необходимо формирование правильного отношения к здоровью у младших школьников, так

как ценности, привитые с детства, программируют правильное поведение в будущем.

Учитывая важность воспитания здорового поколения детей, в 2012 г. возникла идея создания спортивного класса со специализированным направлением «Хоккей на траве» и осуществления классным руководителем тьюторского сопровождения учащихся и родителей данного класса. Так был создан педагогический проект, в котором объединение усилий педагогических и тренерско-преподавательских кадров, медицинских работников, родителей, представителей общественных организаций направлено на создание условий для осуществления спортивной подготовки обучающихся. Цель работы: создание условий для рационального сочетания образовательного и учебно-тренировочного процессов. Задачами проекта мы определили: активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; повышение личной успешности учащихся в образовательной и спортивной деятельности; снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся; а также разработку индивидуальных образовательных и оздоровительных маршрутов обучающихся.

Участниками данного проекта являются учащиеся начальной школы, учитель начальных классов и классный руководитель спортивного класса -Любовь Степановна Яблокова, старший тренер - преподаватель МАОУ ДОД СДЮСШОР «Орленок» - Нина Анатольевна Захарова, тренеры РОО «Федерация хоккея на траве Пермского края», медицинские работники школы, родители учащихся. Комплектование спортивного класса производится из числа учащихся школы на добровольных принципах, на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка о принятии в спортивный класс и медицинской справки, обследования о состоянии здоровья ребенка.

Основными видами деятельности учащихся в спортивном классе являются: учебные (школьные) занятия; участие в общешкольных и классных (спортивных) мероприятиях; тренировочные (спортивные) занятия по хоккею на траве; выездные учебно-тренировочные сборы; участие в мероприятиях согласно календарному плану Федерации хоккея на траве спортивных соревнований.

В процессе тьюторского сопровождения коллектива учащихся, их родителей, тренерского состава необходимо сочетание в деятельности несколько функциональных действий педагога, классного руководителя и тьюторских компетенций. Такой симбиоз активизирует следующие педагогические действия по осуществлению сопровождения спортивного класса:

Учитель Классный руководитель

1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОСНОО. 1. Организация, сплочение классного коллектива учащихся и коллектива родителей.

2. Осуществление поддержки и сопровождение личностного развития учащихся.

3. Выявление их образовательных запросов и потребностей.

4. Работа в тесном контакте с другими учителями, родителями.

5. Обеспечение включения учащихся в различные формы внеучебной деятельности.

2. Создание условий для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся.

3. Формирование межличностных отношений учащихся, корректировка и регуляция.

4. Диагностика учебных и спортивных успехов каждого ученика, фиксация успехов и неудач с целью оказания своевременной помощи.

5. Забота о здоровье учеников, вовлечение их в физкультурную, спортивную деятельность, развитие мотивации.

Важно выделить некоторые особенности в деятельности классного руководителя по сопровождению спортивного класса, в частности, в работе с родителями учащихся такого класса. На начальном этапе, при формировании спортивного класса, необходимо было сотрудничество с тренерами СДЮСШОР «Орленок» по агитационно-рекламной работе: выступление на собраниях, индивидуальные беседы с родителями, проведение спортивного семейного праздника «Веселые старты» среди потенциальных будущих первоклассников школы.

На этапе развития сопровождения спортивного класса работа с родителями строится на организации совместных спортивных мероприятий: привлечение родителей в роли болельщиков на соревнованиях, в роли организаторов по созданию комфортных условий для занятия спортом (корректировка расписания, аренда спортивных залов, обустройство раздевалок и инвентарной). Также родители осуществляют контроль за систематическим посещением учащихся тренировок по хоккею на траве, участвуют в совместном планировании и проведении классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни; в организации встреч с интересными и известными спортсменами Пермского края. Особое внимание уделяется ведению портфолио учащегося (индивидуальная форма фиксации достижений). Дети фиксируют не только результаты обучения, но и спортивные достижения, результаты контрольно-измерительных тестов, изменения антропометрических данных и количество пропусков по болезни (простудные заболевания).

Особая деятельность родителей, совместно с классным руководителем, по сопровождению ребенка спортивного класса проявляется в организации его индивидуального образовательного и оздоровительного маршрутов. Это организация и сопровождение детей в оздоровительно-образовательных

путешествиях (Анапа, Калининград); в спортивном лагере «Раздолье» (Чайковский); на соревнованиях разного уровня (Москва, Электросталь, Казань, Санкт-Петербург, Уфа, Азов). При этом под сопровождением понимается нами такая деятельность, которая направлена на стимулирование и развитие способностей детей, на создание воспитывающей и образовывающей среды и условий. Инициатива родителей спортивного класса проявляется также в организации катания на коньках и лыжных прогулок; организации и проведении (совместно с тренерами спортивной школы «Орленок») ежегодного первенства школы по хоккею на траве среди мальчиков и девочек начальной школы в целях пропаганды данного вида спорта.

Создание условий для формирования ценностного отношения к здоровью, организации условий для рационального сочетания образовательного и учебно-тренировочного процессов учащиеся-спортсмены овладевают универсальными учебными действиями, помогающими легко и быстро адаптироваться к современным условиям жизни. При реализации педагогического проекта по сопровождению спортивного класса наблюдаем следующие изменения младших школьников:

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;

- умение работать в команде; умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях, сохранять сдержанность, рассудительность;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

- умение характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки, отбирать способы их исправления;

- навык организации самостоятельной учебной деятельности во время выездных тренировочных сборов и соревнований; умение выстраивать собственный образовательный маршрут с учетом календарного плана всероссийских и региональных соревнований.

Во время процесса сопровождения педагоги и родители отмечают положительную динамику состояния здоровья (сокращение количества пропусков уроков по болезни); стабильный уровень качества успеваемости; психофизическую комфортность образовательного и учебно-тренировочного процессов, в частности: снижение коэффициента утомляемости учащихся, напряженности эмоциональной сферы, привлекательность коллектива класса для учащихся, удовлетворенность педагогов и тренеров учебно-тренировочным процессом; повышение уровня мотивации к занятиям

физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; повышение родительской грамотности по сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Список литературы

1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности [Электронный ресурс] / НЦЗД РАМН. - М., 2002. -URL: http://www.nczd.ru/art12.htm (дата обращения: 14.09.2017).

2. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2016 году. Статистические материалы. Ч. VI [Электронный ресурс]. - М., 2017. -URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 20.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.