УДК 371.213.3
Пигарева Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№ 135», Пермь, Россия 614051, г. Пермь, ул. Старцева, д. 9; тел. +7 (342) 266-23-60 е-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
Natalia G. Pigareva
The Teacher of Initial Classes
School № 135, Perm, Russia 9, Startseva, Perm, Russia, 614051 e-mail: [email protected]
PROCESS MODELING THE FORMATION OF THE TUTOR POSITION
Аннотация. В системе образования введены новые стандарты, выдвинуты требования к изменению учителя, которые делают актуальным повышение профессиональной компетентности педагога. Готовность к изменениям, переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, активность, самостоятельность и ответственность в принятии решений - часть характеристики успешной деятельности педагога, педагога нового формата. Современный педагог одновременно является учителем, организатором образовательной деятельности детей, активным участником общения с детьми и их родителями, коллегами, а также исследователем педагогического процесса, моделирующим образовательный процесс с учетом индивидуальных запросов учащихся, родителей. Многоплановость и полифункциональность профессиональной деятельности педагога определяет необходимость его личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, тьюторская позиция педагога, моделирование процесса, формирование.
Abstract. New standards have been introduced in the education system, requirements have been put forward to change the teacher, which make it relevant to improve the professional competence of the teacher. Readiness for changes, changes, mobility, ability to non - standard labor actions, activity, independence and responsibility in decision-making-part of the characteristics of the successful activity
© Пигарева Н.Г., 2018
т4! вестник пггпу
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
of the teacher, the teacher of the new format. The modern teacher is also a teacher, an organizer of educational activities of children, an active participant in communication with children and their parents, colleagues, as well as a researcher of the pedagogical process, modeling the educational process, taking into account the individual needs of students and parents. The diversity and polyfunctionality of professional activity of the teacher determines the need for his personal and professional development.
Key words: personal and professional development of the teacher, tutor position of the teacher, process modeling, formation.
Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации образовательного процесса, сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Реализация принципов и идей ФГОС определяет необходимость поиска новых путей для развития профессиональной компетентности педагога и его личностного совершенствования. Одним из возможных вариантов непрерывного личностно-профессионального развития педагога становится формирование тьюторской позиции педагога, наращивание профессиональных компетенций. Формирование тьюторских компетенций педагога - системный динамичный процесс не только освоения, но и осознания педагогом профессиональной деятельности в современных условиях. Данный процесс предполагает стимулирование самопроцессов (самопознания, самоопределения, самообразования, самосовершенствования и др.), ведет к развитию личностных качеств, развитию субъектной позиции, формированию индивидуальных профессиональных качеств педагога, в частности, тьюторской позиции.
Современные реалии образования позволяют актуализировать подходы, направленные на профессиональное и личностное развитие педагогов, на формирование его профессионально-исследовательской деятельности. Моделирование процесса формирования тьюторской позиции педагога опирается на компетентностный, личностный и деятельностный подходы, идеи синергии (дополнительности) и самоорганизации (как основания для моделирования результата и процесса формирования тьюторской позиции педагога), а также теорию взаимопереходов «практика - теория» и «теория -практика», принцип индивидуализации - как теоретические основания разработки механизмов реализации данного процесса.
Мы рассматриваем компетентностный в единстве с личностным подходом, подчеркивая право на саморазвитие и готовность личности к профессиональному развитию, создание условий для осмысления (мотивы, ценности) профессиональной деятельности. Компетенции рассматриваем как личностное новообразование педагога в профессиональной деятельности. С позиции компетентностного подхода мы можем рассмотреть процесс развития компетенций как поэтапное достижение нового профессионально значимого личностного результата в деятельности; можем определить
готовность педагога к конструированию пути своего образования в личностно -профессиональном развитии.
Фокус деятельностного подхода позволяет нам определить деятельностный характер изменений педагога как субъекта профессиональной деятельности, «автора» изменений, направленных на формирование и совершенствование личностных и профессиональных качеств.
Идея дополнительности характеризует разнообразные аспекты как взаимоисключающие друг друга элементы, в совокупности дающие полное представление об объекте или проектировании педагогического процесса [1]. Процесс формирования тьюторской позиции педагога представляет собой систему личностно-профессионального развития, в которой компоненты и логика их взаимодействия направлены на развитие личностных качеств и профессиональных компетенций с учетом внешних и внутренних условий развития.
Идеи дополнительности и самоорганизации проявляются в сочетании этапов: а) выявления теории как результата организации познавательной деятельности на основе анализа практики и б) следующим за этим индивидуальным проектированием педагогом процесса саморазвития как субъекта деятельности [1]. Дополнительность видов деятельности, внешних и внутренних условий (теоретическое осмысление, профессиональная проба, становление «самости» и рефлексия, проектирование и реализация индивидуального маршрута формирования компетентности и др.) способствуют профессиональному и личностному развитию, формированию тьюторской позиции педагога.
«Запуск» процесса саморазвития инициирует теория многократного вариативного перехода «теория-практика», «практика-теория» [3], которая реализуется на основе компетентностного похода, представляет собой цикл решения педагогической задачи, совпадает с педагогической деятельностью педагога, отражает его профессиональную компетентность. Взаимопереходы предполагают преобразование объективного знания и субъективного опыта педагога через принятие и рефлексию ценностей и алгоритмов профессиональной деятельности в профессионально-исследовательскую деятельность, обеспечивают механизм формирования профессиональных, в том числе тьюторских компетенций.
Принцип индивидуализации реализуется через процессы самоопределения и самообразования, направленные на определение приоритетов, собственной образовательной цели [2], на изменение позиции -развитие субъектной позиции педагога в профессиональной деятельности. Индивидуализация становится ориентиром при проектировании инновационного опыта педагога через замысел и реализацию индивидуального педагогического проекта.
Й ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
Формирование тьюторской позиции педагога предполагает, что педагог должен обладать потенциалом к разработке и реализации своего педагогического проекта, который выступает посредником от внутреннего осознания до внешнего действия - отображения своего профессионального шага, так и собственной индивидуальной траектории профессионального развития. Педагог должен иметь возможность анализировать, прогнозировать свое профессиональное действие и предполагать варианты профессионального и личностного движения, получить индивидуальный результат своей деятельности.
Моделирование процесса формирования тьюторской позиции педагога зависит от ряда организационно-педагогических условий: новые формы управленческих решений (сопровождение педагога) и организационные формы, влияющие на изменение и развитие профессиональной деятельности; расширение образовательной среды, наличие образовательного и рефлексивного пространств; проявление субъектности педагога в профессиональной деятельности и др. В процессе формирования тьюторской позиции происходит личностно-профессиональное развитие педагога «по вертикали» и «по горизонтали» - от имеющихся профессионального опыта и личностных установок к преобразованию образовательной среды и саморазвитию в новых условиях [4].
Таким образом, формирование тьюторской позиции педагога в контексте личностно-профессионального развития является процессом
системообразующим, с опорой на последовательность, индивидуальность, самостоятельность развития, в котором заложены возможности и механизмы перехода с одного этапа на другой: от возникновения замысла до преобразования деятельности.
Каждый переход сопровождается принятием педагогом образовательной ситуации (внешних условий) и осмыслением новых ценностей (внутренних установок) в профессиональной деятельности на основе теоретического знания или практического действия. Тем самым происходит фиксация процесса саморазвития, самоорганизации на основе мыследеятельности и пробного действия. Поэтому сопровождение педагога в процессе личностно -профессионального развития основывается на реализации цикличных и последовательных этапов формирования тьюторской позиции: выявление образовательного запроса - работа с ресурсами образовательного пространства - организация пространства рефлексии и мыследеятельности - работа с новыми образовательными потребностями [4; 5].
Моделирование процесса формирования тьюторской позиции педагога на основе принципа индивидуализации позволяет формировать личностные смыслы и удерживать субъектную позицию в профессиональной деятельности. Педагогу важно видеть перспективу выхода в новую профессиональную
позицию, выстраивать индивидуальный маршрут личностно-профессионального развития как на основе тенденций развития и реализации общей идеи образовательного учреждения, так и на основе обозначения личностной задачи для собственного профессионального роста.
Развитие личности педагога становится одним из факторов проектирования и дальнейшего развития его профессиональной деятельности. Поэтому моделирование процесса формирования тьюторской позиции педагога, учет организационно-педагогических условий для перехода педагога в позицию субъекта и динамики процессов саморазвития, способствуют достижению таких результатов как личностно-профессиональное развитие педагога (индивидуальное профессиональное, личностное, субъектное развитие), совершенствование образовательного процесса, достижение новых образовательных результатов.
Список литературы
1. Косолапова Л.А. Идеи дополнительности и самоорганизации сложных нелинейных систем как методологическая основа педагогических исследований // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 3 (70). - С. 32-37.
2. Косолапова Л.А. Индивидуализация как педагогическая проблема: поиски и решения // Непрерывное образование. - 2018. - № 1 (23). - С. 23-27.
3. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель // Российский научный журнал. - 2011. -№ 2 (21). - С. 98-107.
4. Пигарева Н.Г. Условия формирования тьюторской позиции в контексте личностно-профессионального развития педагога // Перспективы науки. - 2017. - № 8 (95). - С. 78-84.
5. Пигарева Н.Г. Тьюторская позиция педагога как фактор развития профессиональной компетентности // Современная начальная школа: инновации и традиции. Сб. ст. по материалам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посв. 60-летию факультета педагогики и методики начального образования ПГГПУ. - Пермь, 2017. - С. 424-431.