Научная статья на тему 'Историко-методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей'

Историко-методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / RESOCIALIZATION OF JUVENILE OFFENDERS / ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ / JUVENILE CORRECTIONAL EXPERIENCE / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / EDUCATIONAL PENAL CENTERS FOR JUVENILE OFFENDERS / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ЗАДАЧИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / THE PROBLEMS OF RE-SOCIALIZATION OF CONVICTED JUVENILES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Полякова Яна Николаевна

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных в условиях отбывания наказания, в частности преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры. По мнению автора, это возможно только при условии синтеза исторически оправданного положительного опыта и современных тенденций, детерминирующих противоправное поведение детей и подростков при условии гуманизации исполнения наказания несовершеннолетних правонарушителей, создания для этого оптимальных условий на основе дифференциации осужденных с учетом их нравственной запущенности, общественной опасности, индивидуальных психологических особенностей, склонности к раскаянию и покаянию, степени исправления и перевоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Полякова Яна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines some aspects of psycho-pedagogical support for juvenile offenders under punishment. The relevance of these issues revealed in the context of the transformation of correctional facilities for juvenile offenders in penal centers. From the point of view of the authors, optimization nature of these changes is possible only as the synthesis of historically justifiable positive experience and current trends, determining the criminal behavior of children and adolescents. In this case, the humanization of punishment of juvenile offenders should be combined with the creation of optimal conditions for serving on the basis of differentiation convicted in accordance with their moral neglect, public danger, individual psychological characteristics, propensity to repentance, reformation and re-education.

Текст научной работы на тему «Историко-методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей»

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ *

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних осужденных в условиях отбывания наказания, в частности преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры. По мнению автора, это возможно только при условии синтеза исторически оправданного положительного опыта и современных тенденций, детерминирующих противоправное поведение детей и подростков при условии гуманизации исполнения наказания несовершеннолетних правонарушителей, создания для этого оптимальных условий на основе дифференциации осужденных с учетом их нравственной запущенности, общественной опасности, индивидуальных психологических особенностей, склонности к раскаянию и покаянию, степени исправления и перевоспитания.

Ключевые слова: ресоциализа-ция несовершеннолетних осужденных, опытвоспитательных колоний, воспитательные центры для несовершеннолетних осужденных, гуманизация, задачи ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Summary: the article examines some aspects of psycho-pedagogical support for juvenile offenders under punishment. The relevance of these issues revealed in

Т. А. Симакова, Я. Н. Полякова

the context of the transformation of correctional facilities for juvenile offenders in penal centers. From the point of view of the authors, optimization nature of these changes is possible only as the synthesis of historically justifiable positive experience and current trends, determining the criminal behavior of children and adolescents. In this case, the humanization of punishment of juvenile offenders should be combined with the creation of optimal conditions for serving on the basis of differentiation convicted in accordance with their moral neglect, public danger, individual psychological characteristics, propensity to repentance, reformation and re-education.

Keywords: resocialization of juvenile offenders, juvenile correctional experience, educational penal centers for juvenile offenders, humanization, the problems of re-socialization of convicted juveniles.

Проблема осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних осужденных остается на протяжении последних лет одной из наиболее актуальных. Важнейшими ее характеристиками являются системность, меж-дисциплинарность, комплексный характер [1, 13, 16, 17, 25]. Это, в свою очередь, предполагает в качестве детерминанты успешного решения интеграцию потенциальных возможностей всех институтов современного общества. В по-

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области. Проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» № 14-16-62001а(р).

становлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. было установлено, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно обеспечивать их ресоциализацию. Достижение целей уголовного наказания, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетних не представляется возможным без осуществления параллельного, целенаправленного психолого-педагогического, социально-правового комплексного и межведомственного воздействия на осужденного, обеспечивающего формирование у него правового самосознания, реализацию правомерных поведенческих моделей, устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности и навыков правопослушного поведения.

Развитие уголовно-исполнительной системы (УИС) на современном этапе ориентировано на обеспечение гуманизации процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных [2, 6, 9, 14, 15, 18]. Реализация такого подхода в отношении несовершеннолетних возможна только при условии интеграции всех позитивных достижений отечественной пенитенциарной науки и практики с учетом критического анализа зарубежного опыта. Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних осужденных не должна сводиться исключительно к послаблению режима содержания, поскольку это может спровоцировать «обогащение» криминогенной природы личности подростка новыми патологическими качествами, такими как приспособленчество, тунеядство, безответственность, иждивенчество. Эффективная гуманизация предполагает компенсацию дифи-цитарного психолого-педагогического

воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного на предшествующих этапах развития. При этом компенсация дифицитарности понимается как оптимальная реализация методологических принципов пенитенциарной психологии и современных методов кор-рекционного воздействия, нацеленных на восстановление ранее нарушенных основ формирования правового самосознания личности несовершеннолетнего осужденного, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе [12].

В этом отношении интересным, на наш взгляд, является сочетание положительного исторически оправданного отечественного опыта пенитенциарной работы с несовершеннолетними правонарушителями и тенденций изменчивости личности современного ребенка, подростка, молодого человека. В последние десятилетия обстановка в России оказалась нестабильной в экономическом и социальном плане, что негативно отразилось на социально уязвимых слоях населения, в том числе детях.

Д.И. Фельдштейн в числе особенностей, характеризующих современное детство, отмечает следующее: «В ряду факторов, определяющих кардинальные изменения детей, выступает, во-первых, маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция (искусственное включение индивида в какую-либо группу), отрывающая ребенка от культурных традиций общества. ...Налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в

образовании. .Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей. Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились "горизонтальные связи"» [24].

В силу возрастающей социальной незрелости, психофизиологических возрастных особенностей современные дети нуждаются в повышенном внимании и опеке со стороны общественных институтов и государственных структур, в том числе правоохранительных органов, поскольку педагогически запущенные несовершеннолетние склонны к отклоняющимся, аномальным формам поведения, совершению правонарушений [2, 19, 20, 21, 22, 23].

Система работы и управления воспитательными колониями (ВК) имеет свою правовую базу. Необходимость учета особенностей при назначении наказания несовершеннолетним закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации, а при исполнении наказания — в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах. Существование управленческой структуры, специализирующейся на ВК, предусмотрено в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543.

При разработке документов по организации работы исправительных учреждений с детьми в максимальной степени учтены международные нормы, стандар-

ты и принципы применительно к обращению с детьми: Пекинские правила, Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН, принятые в Эр-Рияде; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

В воспитательных колониях концентрируются наиболее социально дезадаптированные подростки [3, 4, 5, 10, 11]. По данным судебной статистики, к реальному лишению свободы осуждается лишь четвертая часть несовершеннолетних. Суды не спешат применять к ним самое суровое наказание, прибегая прежде всего к условному осуждению к лишению свободы или другим видам наказания. Особенно это касается девочек: к лишению свободы осуждается только 16 % из них. Но, несмотря на это, численность осужденных в ВК в последние годы растет, а объявляемые амнистии не оказывают на этот процесс существенного влияния. Меняется возрастной состав воспитанников за счет увеличения доли лиц, достигших 18-летнего возраста (до 20 %).

Данная тенденция осложняет реализацию исполнения наказания, организованную с учетом подросткового возраста контингента, и ставит вопрос об изменении типологии и организационной структуры учреждений. Осужденные становятся в педагогическом отношении более трудными, растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Увеличивается число подростков, имевших до осуждения опыт взаимодействия с системой правосудия: более половины впервые отбывающих наказание ранее были осуждены к лишению свободы условно, стояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

В места лишения свободы все больше поступает нездоровых подростков [7, 8]. Уровень осужденных несовершеннолетних с заболеваниями, передающимися половым путем, превышает общероссийский в той же возрастной группе в 9 раз, больных алкоголизмом и злоупотребляющих алкоголем — в 2,5 раза, больных наркоманией и употребляющих наркотические средства — в 12 раз, больных туберкулезом — в 33 раза. Более 25 % подростков, поступающих в ВК, имеют дефицит веса в различных стадиях, практически треть подростков — различные отклонения в психическом развитии.

Подавляющая часть воспитанников не имеет образования, соответствующего возрасту. Каждый 10-й ребенок—сирота или оставшийся без попечения родителей. Причем количество детей, фактически утративших связь с родителями, с каждым годом становится больше, и этот факт существенно затрудняет процесс ресоциализации [9].

В сложившейся ситуации перед сотрудниками ВК прежде всего стоит задача оказать психологическую, медицинскую и педагогическую помощь детям, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. И лишь затем речь идет об обеспечении коррекции личностной деформации юных правонарушителей и работе по подготовке их к жизни в обществе. Эти задачи решают около 11 тыс. сотрудников.

В каждой воспитательной колонии имеется общеобразовательная школа, в которой подростки обучаются по типовым общеобразовательным программам. Ежегодно осваивают программу обучения и выдерживают аттестацию более 80 % учащихся. Воспитанники по-

лучают документы, соответствующие государственным образцам, без указания на то, что закончили школу, находящуюся в местах лишения свободы. В отличие от школ, работающих в исправительных колониях, они полостью находятся в ведении УИС, являясь структурным подразделением ВК.

К воспитательной работе с осужденными активно привлекаются родители. Они принимают участие в деятельности учебно-воспитательных и попечительских советов, родительских комитетов, ведут работу в многочисленных кружках. Ежегодно в каждой воспитательной колонии проводятся родительские конференции. Родители в колонии — это не только дополнительные силы в помощь сотрудникам, но и форма очень серьезного общественного контроля за работой администрации, условиями содержания несовершеннолетних осужденных.

Практически при всех воспитательных колониях работают попечительские советы. Их задачи ориентированы на оказание помощи администрации в воспитательной работе, создании необходимой материальной базы для улучшения условий содержания подростков, содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых. Конечно, это форма систематического общественного контроля за условиями содержания несовершеннолетних, участия в вопросах защиты прав и законных интересов детей. Отдача от них при оказании материальной помощи различна и зависит от дислокации колонии и от того, насколько хорошо налажено взаимодействие с руководителями различных органов власти. Уголовно-исполнительная система России, частью которой являются воспита-

тельные колонии, переживает процесс преобразования и развития, направленного на приоритет гуманного отношения к человеку, строгое соблюдение при исполнении наказания его прав, стимулирование правопослушного поведения осужденных.

В практику деятельности воспитательных колоний уже внедрены новые для уголовно-исполнительной системы элементы. В повседневную жизнь воспитательных колоний вошли такие формы поощрения, как длительные свидания в колонии и за ее пределами, краткосрочные и длительные отпуска, в том числе с выездом к месту жительства, телефонные переговоры с родственниками, посещение зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии.

Руководителей ВК заботит вопрос социальной адаптации своих выпускников. Они ищут средства для создания центров социальной адаптации, договариваются с воинскими частями об устройстве в них освободившихся сирот и др. Согласно проводимой в России новой уголовно-исполнительной политике воспитательные колонии в последнее время перестают быть закрытой системой. Эти учреждения все активнее посещают представители зарубежных делегаций, средств массовой информации, общественных объединений и церкви. К проблемам несовершеннолетних осужденных приковано внимание президентских и правительственных структур, народных депутатов и правозащитников, средств массовой информации.

На основании анализа социально-криминологических данных несовершеннолетних осужденных основными направлениями ресоциализирующего

воздействия являются следующие задачи:

- проводить медико-психологическое обследование всех вновь прибывших несовершеннолетних осужденных с целью обеспечения необходимых лечебно-профилактических мероприятий, направленных на поправку здоровья, в том числе психологического;

- прививать соблюдение элементарных норм гигиены и в случаях необходимости формировать навыки самообслуживания;

- формировать элементарные навыки и постоянно обучать умению соблюдать правила проживания в коллективе в ВК, а в дальнейшем — в самостоятельной жизни;

- реализовывать систему соблюдения правил поведения в ВК путем предъявления к ним требовательности всеми сотрудниками, имеющими отношение к исправительно-воспитательному процессу;

- развивать умение анализировать свое поведение, критически оценивать свои поступки и поступки других людей, развивать нравственный релятивизм;

- вовлекать в образовательную деятельность, проводить работу с целью повышения мотивации образования, применяя систему стимулов, закрепляющих интерес к учебе;

- вовлекать в социально значимую трудовую деятельность, прививать навыки разных форм труда, используя собственные земельные угодья, мастерские в «зоне» и за ее пределами, а также подсобное хозяйство ВК;

- создавать условия для получения несовершеннолетними осужденными профессиональной подготовки, используя возможности собственного произ-

водства и совместную деятельность с предприятиями других форм собственности;

- проводить психодиагностическую работу с целью оптимальной организации психокоррекции и соответствующей терапии с лицами, имеющими психические отклонения, наркотическую и алкогольную зависимость;

- привлекать к воспитательной работе священнослужителей для привития христианских норм нравственности;

- развивать интерес к работе в общественных формированиях, прививать навыки дифференцированного просмотра телепередач с акцентом на передачах, имеющих культурно-историческое и познавательное содержание;

- обучать воспитанников навыкам ведения самостоятельного образа жизни и умениям, связанным с решением задач по самообеспечению продовольствием и предметами первой необходимости, исключая криминальный путь.

Особое значение в этом контексте приобретает образовательно-воспитательная работа по формированию, развитию и саморазвитию правового самосознания воспитанников [12]. Воспитательная работа с трудновоспитуемыми детьми и подростками в нашей стране долгое время строилась на глубоком изучении и творческом использовании наследия А.С. Макаренко, вобравшем в себя принципы и практические методы педагогической, психологической, криминологической и других наук. В колониях был накоплен значительный потенциал интересных и содержательных форм воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые заслуживают изучения и использования на современном этапе раз-

вития пенитенциарной системы. Однако со временем произошло выхолащивание психолого-педагогической сути опыта талантливого педагога. На практике, к сожалению, часто можно увидеть, что психолого-педагогическое воздействие ограничивается уровнем формирования позитивных представлений о правопо-слушном поведении. А.С. Макаренко учил, что процесс перевоспитания должен опираться на практику правильного поведения, своего рода нравственную гимнастику, он был мастером формирования навыков правильного поведения. Не закрепленные в поступках нравственные ценности, ориентации, скорее всего, уступят место апробированному в прошлом криминальному опыту, когда несовершеннолетний осужденный, пусть даже бывший, окажется перед самостоятельным выбором способа реализации своего намерения.

Опираясь на исторически сложившийся отечественный опыт по организации предупреждения преступлений несовершеннолетних, можно сделать важные для настоящего времени выводы. Главный из них заключается в том, что большую силу в превентивной деятельности представляет общественность и именно ее мобилизация позволяет успешно решать злободневные вопросы. Вывод, сделанный почти сто лет назад, и сегодня не утратил своего зна-чения:серьезный успех в борьбе с детской преступностью может быть достигнут лишь совместными и широко развитыми усилиями общества и государства, сочетанием мер общественных и государственных. Направления этой деятельности вполне проверены временем и представляют собой определенную систему, в которую входят:

а) специальные учреждения для несовершеннолетних различных категорий (делинквентов, подследственных и подсудимых, осужденных), с определенной системой воспитания, опирающейся на открытость, связь с жизнью общества, участие общественности в воспитании;

б) специальная (особая) система ювенального правосудия;

в) хорошо налаженная ресоциали-зация (социальная адаптация) несовершеннолетних различных категорий: вышедших из учебно-воспитательных учреждений; освобожденных из колоний, из зала суда (независимо от оснований); употребляющих наркотики; психически нездоровых, и др.;

г) четкая и продуманная правовая регламентация предупредительной деятельности.

В настоящее время гуманизация исполнения наказания несовершеннолетних правонарушителей должна сочетаться с созданием оптимальных условий его отбывания на основе дифференциации осужденных с учетом их нравственной запущенности, общественной опасности, индивидуальных психологических особенностей, склонности к раскаянию и покаянию, степени исправления и перевоспитания.

Литература

1. Ананьев О.Г. О совершенствовании образовательно-воспитательной системы реабилитационной деятельности ИУ для несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 121-131.

2. Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.

3. Датий А.В. Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-

санитарного обеспечения осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 16-21.

4. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.

5. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 100-107.

6. Датий А.В, Бовин Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.

7. Датий А.В, Данилин ЕМ, Федосеев АА. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 16. С. 24-28.

8. Датий А.В, Дикопольцев Д.Е, Федосеев АА. Некоторые характеристики осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях в 2011 году // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 121-124.

9. Датий А.В, Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В. Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.

10. Датий А.В, Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.

11. Датий А.В, Федосеев АА, Дикопольцев Д.Е. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.

12. Симакова Т.А. К вопросу о проблеме правового самосознания // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 32-37.

13. Симакова Т.А. Некоторые теоретико-методологические аспекты гуманизации и ресоциали-зации несовершеннолетних осужденных: постановка проблемы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 11-15.

14. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.

15. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.

16. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.

17. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психо-патизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.

18. Сочивко Д.В, Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.

19. Сочивко Д.В, Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-75.

20. Сочивко Д.В, Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я»—фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.

21. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: от-

веты на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

22. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.

23. Тенета ЕЛ., Датий А.В. Некоторые аспекты характеристики ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 32-34.

24. Фельдштейн Д.И. Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества. Доклад на заседании Правления Российского книжного союза. 2013. URL: http:// letidor.ru/article/70585/.

25. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ *

Н. В. Яковлева

Аннотация: в статье представлен анализ психологических исследований здоровья и предложен новый подход к здоровью как здоровьесберегающей деятельности. Описаны авторские методики исследования здоровьесберегающей деятельности личности.

Ключевые слова: психология здоровья, методологическая парадигма, здоровьесберегающая деятельность, психодиагностические методики.

Summary: the article presents an analysis of psychological research of health andoffers a new approach to health

as health activities. It describes the author's methods of health-research activities of the person.

Keywords: health psychology, methodological paradigm, health activities, psychodiagnostic techniques.

Здоровье человека — сложное, поли-детерминированное явление. Известно не менее ста авторских определений, делающих упор на различные аспекты здоровья, например на уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резерв-

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Рязанской области. Проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» № 13-16-62001а(р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.