УДК 314.93 (472.12)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА
Леонидова Г.В.
Цель
В статье дан анализ основных теоретико-методологических подходов к категории «творческий потенциал», показана общая тенденция снижения творческого потенциала в обществе.
Метод или методология проведения работы
Анализ творческого потенциала населения проведен на основе социологических опросов с применением экономико-математических методов расчета индексов.
Результаты
В исследовании выявлены основные факторы, детерминирующие процесс снижения творческого потенциала населения.
Область применения результатов
Предложены направления, позволяющие активизировать воспроизводство интеллектуальных ресурсов в регионе.
Ключевые слова: творческий потенциал; население, регион;
воспроизводство.
POPULATION CREATIVE POTENTIAL: THE STATE AND CONDITIONS OF REPRODUCTION
Leonidova G.V.
Purpose
The article analyzes the main theoretical and methodological approaches to the category of "creative potential" and shows the general downward trend of creativity in society.
The method or methodology of work
The analysis of the population creative potential is conducted on the basis of opinion polls using economic and mathematical methods for indices calculating.
Results
The study identified key factors that determine the process of the population creative potential reduction.
Scope of results
Suggested the directions allowing to intensify the reproduction of intellectual resources in the region.
Keywords: creative potential, population, region, reproduction.
Современная экономика характеризуется интеллектуализацией основных факторов производства. Происходящие в мире процессы - глобализация мирохозяйственных связей, виртуализация экономики, рост сферы услуг, ускоренное развитие высокотехнологичных производств, создание и внедрение ИКТ, рост роли человеческого фактора - стали конституирующими признаками формирования нового типа экономики [8, с. 48]. Все эти процессы приводят к изменению структуры рабочей силы. В общем плане эти изменения связаны с более интенсивным «включением интеллекта и творческих способностей в исполнение рутинных операций» [7, с. 15].
Проблемы развития творческого потенциала человека, необходимого для современного воспроизводства и экономического роста, успешно решаются в Японии, где разрабатывают и реализуют национальные программы, которые предусматривают постоянное поощрение творчества работников, развитие их
способностей, экономического мышления более высокой оплатой за более квалифицированный, творческий труд и ответственную работу.
Интеллектуализация человеческого капитала отнесена к числу ключевых факторов перехода к инновационному типу развития экономики, обозначенному в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: «Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» [3].
Целью данной статьи является анализ основных теоретикометодологических подходов к исследованию творческого потенциала, тенденций его развития в регионе, выявление факторов, влияющих не его воспроизводство.
Серьезные исследования творческого потенциала активно проводятся за рубежом на протяжении ряда лет. В середине ХХ века концепции, подчеркивающие значимость специфических характеристик человека, приобрели особую актуальность в связи с переходом мировых экономик к инновационному развитию.
Ряд зарубежных исследователей включает в понятие творческого потенциала поведенческие и мыслительные аспекты. Д. Гилфорд выделял в творческом поведении такие действия, как изобретение, проектирование, планирование [14, с. 78]. Э. Фромм - способность озадачиваться, концентрироваться, принимать конфликт и готовность к преобразованиям каждый день [13, с. 45]. Креативное мышление, по мнению исследователей, самонаправлено и нацелено на создание нового [10, с. 23]. Основными характеристиками творческого человека А. Маслоу считал самопроизвольность, выразительность, легкость и др. Творческие черты идентифицировали и такие исследователи, как Ф. Барон, Н. Мейер, Э. Хилгард и др. [5]
Современные исследователи выделяют такие свойства, присущие креативной личности, как воображение, проницательность (интуиция), открытость
и восприимчивость, готовность пойти на риск и высокая толерантность ко всему неясному (Д. Пиирто) [15], пытливость, любознательность, целеустремленность, предвидение, память, обучаемость, связь идей, распознавание форм, социальная приспособляемость (У. Грей Уолтер) [12].
Сущность творческого потенциала личности изучается и современными отечественными специалистами в области философии, психологии, социологии и экономики (табл. 1).
Таблица 1
Основные подходы к определению «творческий потенциал»
Подходы Творческий потенциал личности - Авторы
Психологический комплексная характеристика личности, определяющая степень реализации собственной индивидуальности Е.Л. Яковлева
определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, направленной на ее творческое самовыражение и самоутверждение Б.Д. Парыгин
Философский это относительно устойчивая система, такое качество человека, которое характеризует его устремленность в будущее З.Ф. Байгильди-на
Социологический система творческих (креативных) качеств личности М.С. Соколова Н.А. Неволина
уровень развития субъекта, интегративная характеристика, отражающая его системное качество П.Ф.Кравчук В.А. Лысенко
Экономический синтетическое качество личности, характеризующее меру ее возможностей ставить и решать новые задачи в сфере своей деятельности. Совокупность возможностей реализации новых направлений деятельности. В.Ф. Овчинников
характеристика уровня развития личности в профессиональном, квалификационном, культурном плане В.В. Сартаков
Источник: составлено автором по: Байгильдина, З. Ф. Творческий потенциал личности / З. Ф. Байгильди-на. - Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 19. - №3; Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. Л., 1984; Парыгин Б.Д. Научнотехническая революция и личность. М.: Наука, 1998; Кравчук П. Ф., Лысенко В.А. Формирование и реализация коммуникативной культуры личности посредством творчества // Вопросы культурологи. - 2010. -№1.
Обобщая приведенные точки зрения, можно утверждать, что творческий потенциал - это одна из важнейших составляющих человеческого капитала, отражающая возможности отдельной личности реализовать себя в профессиональном, социальном и личностном плане.
В отличие от традиционного понимания творчества, современные исследователи все чаще рассматривают роль креативности в экономике. Например, Р. Флорида (теория креативного класса) определяет ее в качестве основного источника конкурентных преимуществ территорий: «движущей силой стала именно человеческая креативность, играющая ключевую роль в экономике и обществе» [9, с. 19].
Творческий потенциал общества, по нашему мнению, это совокупность способностей людей и их активность в постановке и решении новых, творческих задач, проявлении инициативы и предприимчивости, новаторской, рационализаторской и изобретательской деятельности, которые способствуют как саморазвитию личности и ее профессиональному росту, так и решению задач экономического развития территорий. В соответствии с данным подходом основными измеряемыми показателями творческого потенциала населения в исследованиях1 Института социально-экономического развития территорий РАН являются:
- отношение людей к интеллектуальной и творческой деятельности;
- творческая активность населения, то есть проявление творческих способностей людей в профессиональной деятельности и общественном поведении;
- социальная активность населения (участие в различных общественно значимых мероприятиях).
Исследование качества трудового потенциала, проведенное в Вологодской области [4, с. 75], показывает убывающий тренд творческого потенциала (в динамике с 1997 по 2011 г.; рис. 1).
1 Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области (1997 - 2011 гг.), объем выборки - 1500 чел.; «Условия реализации творческого потенциала молодежи Вологодской области» (2010 - 2011 гг.), объем выборки - 593 чел. в 2010 г. и 1213 чел. в 2011 г.
------Творческий потенциал - - - Линия тренда
Рисунок 1. Динамика индекса творческого потенциала населения Вологодской области
Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2011 г.
Индекс творческих способностей, рассчитываемый по оригинальной методике (по показателям отношения человека к творческой деятельности и его реального участия в творчестве) , является самым низким среди восьми базовых индексов качества трудового потенциала.
В целом наиболее высокими значениями индекса творческого потенциала в 1997 - 2011 гг. характеризовались: в территориальном разрезе - жители городов, по полу - женщины, по возрасту - лица моложе 35 лет, по образованию -лица с высшим профессиональным образованием (табл. 2).
Таблица 2
Динамика индексов творческого потенциала населения Вологодской области
Критерий Группа 1997 -1999 гг. 2000 -2002 гг. 2003 -2005 гг. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. Темп роста (2011 г. к 1997 г.), %
Территория Область 0,587 0,590 0,573 0,581 0,558 0,571 0,572 0,591 101
Вологда 0,609 0,625 0,617 0,615 0,575 0,570 0,567 0,592 97
Череповец 0,603 0,609 0,583 0,598 0,583 0,600 0,624 0,598 99
Районы 0,565 0,558 0,551 0,557 0,538 0,559 0,548 0,582 103
Пол Мужчины 0,593 0,585 0,567 0,576 0,549 0,567 0,567 0,587 99
Женщины 0,580 0,593 0,578 0,585 0,565 0,576 0,578 0,590 102
Возраст До 35 лет 0,600 0,606 0,585 0,591 0,571 0,570 0,576 0,588 98
Старше 35 лет 0,572 0,573 0,559 0,570 0,542 0,573 0,569 0,590 103
2 Согласно методике в ходе мониторинга измеряются такие структурные компоненты трудового потенциала, как физическое и психическое здоровье населения, когнитивный потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровень, потребность в достижении. Интегральный индекс индивидуального качества, так же как и частные индексы, не может приобретать нулевого или отрицательного значения (как не может быть, к примеру, нулевого здоровья). Это всегда некоторая положительная величина больше нулевого значения. Максимальное значение равно единице.
Критерий Группа 1997 -1999 гг. 2000 -2002 гг. 2003 -2005 гг. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. Темп роста (2011 г. к 1997 г.), %
Образование Ниже среднего и среднее 0,550 0,555 0,544 0,544 0,527 0,523 0,539 0,558 101
Среднее специальное 0,570 0,578 0,555 0,567 0,549 0,578 0,558 0,574 101
Высшее и н/высшее 0,653 0,662 0,616 0,635 0,597 0,614 0,621 0,628 96
Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 -
2011 г.
За исследуемый период уровень творческого потенциала повысился у жителей сельских районов и у людей старше 35 лет (на 3%), у женщин (на 2%) и у людей, не имеющих высшего образования (на 1%). В остальных социальнодемографических группах наблюдается снижение этой важной для инновационного развития экономики качественной характеристики трудовых ресурсов.
Творческая деятельность мало распространена среди населения региона. В среднем более 42% населения трудоспособного возраста «никогда ничего не предпринимали, делали только то, чему их научили раньше или что подсказывали другие» (табл. 3), т.е. никогда не обращались к творчеству; 21% занимались творчеством только по принуждению со стороны руководства; 25% прибегали к творчеству в случае практической необходимости, и лишь для 9% населения «творчество - это стиль жизни».
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской) ___________________________деятельностью?», %___________________________
Вариант ответа Год
1997 1999 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2011
Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т. д. - это стиль моей жизни 6,0 6,7 7,1 7,8 9,6 9,1 8,5 9,7 7,5 3,5 7,6 9,3
Придумываю, изобретаю и т. д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как - неизвестно, нет готовых решений 32,9 25,0 22,9 24,6 21,9 20,7 25,6 20,7 19,7 23,9 21,9 24,7
Придумываю, изобретаю, сочиняю и т. д., когда получаю соответствующее задание от начальства 22,9 19,8 23,4 24,1 25,7 24,5 28,9 27,0 21,4 30,1 25,1 21,4
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше
или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах, справочниках и т. д. 38,1 47,3 46,6 43,3 42,4 45,0 36,9 42,6 51,4 42,5 45,4 42,3
Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 -2011 г.
Творческий потенциал почти не востребован рабочими местами. Наиболее высокие требования работодатели предъявляют к коммуникабельности претендентов на вакансии (индекс требований рабочих мест составил в среднем за период - 0,797 ед.), их физическому (0,771 ед.) и психическому здоровью (0,797 ед.). Наименее важными для работы, судя по значениям индексов, являются творческий потенциал (в среднем за период - 0,639 ед.) и социальные притязания работников (0,686 ед.).
Как мы видим, в обществе происходит процесс творческого «истощения» трудовых ресурсов. И сегодня перед обществом стоит острейшая задача их воспроизводства. На формирование творческого потенциала, в первую очередь, должна быть нацелена вся система образования территории за счет организации деятельности различных объединений, обществ, научно-исследовательских школ, кружков на базе образовательных учреждений различного типа и уровня (рис. 2).
С
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
э
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
х н 15 о
X ^
25
О
Зт О ^ х х
о х
^ III
в
<
ой8
Рисунок 2. Факторы развития творческого потенциала
Источник: составлено автором.
Условия реализации творческого потенциала учащейся молодежи как категории населения, которой в ближайшем будущем необходимо воплощать стратегию инновационного развития России, оценивались в 2010 г. Анализ данных опросов позволил выявить возможности научно-образовательной сферы для развития и реализации креативных способностей молодого населения региона. Проведенное исследование показало, что, несмотря на широкий спектр мероприятий по развитию интеллектуальных и творческих способностей, общеобразовательные учреждения отдают приоритет традиционным формам. Наиболее часто в учебной деятельности, по оценкам обучающихся, используются конспектирование и чтение учебника (71%) (табл. 4). Реже используются те формы (30%), методика проведения которых направлена на развитие творческих способностей, навыков научного поиска, умение разрешать проблемные ситуации (деловые игры, дискуссии).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Какие формы учебной деятельности и как
часто используются на уроках в Вашей школе?» (в % от числа опрошенных школьников)
Формы учебной деятельности Очень часто и часто Редко Никогда
Чтение учебника 77,6 16,7 1,9
Конспектирование учебника 64,7 27,6 1,9
Написание творческого сочинения, изложения 59,0 36,5 1,3
Написание реферата 54,5 37,8 3,2
Проведение семинаров, коллоквиумов 31,4 45,5 17,3
Проведение деловых игр и дискуссий 30,1 55,8 9,0
Проведение лабораторных экспериментов 26,3 58,3 10,3
Другое 25,0 10,9 5,8
Примечание. При ответе на вопрос предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа.
Источник: данные опроса учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).
Помимо учебных занятий в общеобразовательных школах проводятся различные массовые соревнования с целью развития творческого потенциала учащихся - предметные олимпиады, спортивные состязания, конкурсы. Проведение подобных мероприятий в учебных заведениях отметили 86% старшеклассников. В то же время упоминания о научных обществах, интеллектуальных, дискуссионных клубах, профильных лагерях для одаренных детей в ответах школьников встречаются реже (27%). Тем не менее, именно эти организа-
ционные формы направлены на развитие творческих способностей у детей (67% школьников, посещающих профильные лагеря, считают творчество «стилем своей жизни»). В то же время ответы учащихся показали их недостаточную осведомленность по поводу учебных и внеклассных мероприятий, которые проводятся в учебном заведении: 29% старшеклассников не смогли оценить функционируют ли в их школе дискуссионные клубы и научные общества.
Учреждения профессионального образования также предоставляют дополнительные виды услуг, развивающих интеллектуальные и творческие способности учащихся и студентов. К примеру, в вузах распространены научные студенческие общества, кружки, клубы, семинары (их наличие отметили 57% студентов вузов). В профессиональных училищах подобная работа проводится реже в 1,6 раза, в техникумах - в 1,2 раза (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Организованы ли в Вашем учебном заведении мероприятия для учащихся и студентов?» (в % от числа опрошенных старшекурсников)
Мероприятия Всего по опросу Учреждения профобразования
НПО СПО ВПО
Занятия в спортивных секциях 71,8 63,5 68,5 79,2
Практика на производстве 61,6 49,4 66,4 63,5
Кружки, творческие занятия 57,3 53 59,8 57,3
Предоставление времени для работы на компьютере 56,7 28,3 57,7 71
Научные кружки, клубы, семинары 43,7 32,9 35,6 57,2
Предоставление времени для работы в Интернете 52,4 20 48,3 73,6
Факультативные занятия, курсы по отдельным предметам 46,3 27 53,7 49,7
Изучение дополнительного иностранного языка 34,9 21,2 14,8 61
I Примечание. При ответе на вопрос предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа.
Источник: данные опросов учащихся и студентов учреждений профессионального образования, II кв. 2010 г. (общая выборка - 393 чел.).
Социальная активность, или повышенное по сравнению с принятым в обществе или в той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо (участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества) [2], оказывает значительное влияние на формирование творческого потенциала.
Наибольшее распространение в образовательных учреждениях получили традиционные формы самоуправления (школьные советы - 54%), более сложные формы самоуправления менее распространены, например, «школьные рес-
публики» - 35%. Однако, несмотря на наличие структур школьного самоуправления в образовательных учреждениях, в их деятельности принимают участие 58% школьников (рис. 2). Среди старшеклассников, имеющих высокий уровень творческого потенциала, активное участие в школьном самоуправлении принимают 24% школьников, а учащиеся, имеющие низкие показатели творческого потенциала, в подобных мероприятиях почти не заняты (9%).
Участвую постоянно Участвую время от Почти не участвую Не участвую
времени
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Принимаете ли Вы участие в школьном
самоуправлении?» (в % от числа опрошенных)
Источник: данные опросов учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).
Невелика также доля старшеклассников, вовлеченных в волонтерские движения («Команда добрых дел», «Белая лента» и т. д.) и конкурсы социальных проектов («Наш город», «Наши родители», «Я - гражданин России» и т.д.). В подобных мероприятиях участвует треть старшеклассников. Причем активно -лишь 1/10 от числа опрошенных. Среди тех, кто положительно ответил на этот вопрос, доля творчески активных (постоянно что-либо изобретает, сочиняет, пишет) составляет 41%; среди тех, кто ответил отрицательно, творчески активных меньше (33%).
Важным компонентом советской системы образования являлись дополнительные образовательные учреждения для детей и юношества, где осуществлялось наращивание творческого потенциала молодежи. Характерно, что в западных странах инфраструктура такого рода учреждений отсутствовала, что давало советскому образованию большие конкурентные преимущества. Кризис 90-х годов ХХ в. отразился на развитии данной сферы: фиксировалось устойчивое сокращение числа учреждений допобразования [6], что сказалось и на снижении творческого потенциала молодых россиян. Учреждения дополнительно-
го образования, судя по результатам опроса, посещают 63% старшеклассников (табл. 6). В сферу дополнительного образования вовлечено 73% учащихся старших классов с высоким уровнем творческого потенциала.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Посещаете ли Вы учреждения дополнительного ____________образования?» (в % от числа опрошенных старшеклассников)_______________
Варианты ответов Общее по опросу
Да 62,8
Из них посещают:
Художественные школы 18,4
Музыкальные школы 17,3
Молодёжные центры, исторические клубы и пр. 8,2
Дворец творчества детей и молодежи 8,1
Языковые школы 7,1
Центр туризма и экскурсии 4,1
Компьютерные курсы 4,1
Курсы по подготовке к ЕГЭ 4,1
Школу традиционной народной культуры 3,1
Театральные студии 3,1
Танцевальные школы 2,0
Нет 37,2
Примечание. При ответе на вопрос предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа.
Источник: данные опросов учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).
Большое влияние на отношение школьников к развитию творческих способностей оказывает семья. Так, родители той части школьников, которые стремятся развивать свои творческие и интеллектуальные способности, имеют высшее образование (58%). Родители 50% учащихся, не развивающих свои способности, имеют начальное профессиональное образование. Положительным является тот факт, что среди учащихся старших классов творческой деятельностью в какой-либо степени занимаются 88% детей, причем для 36% из них творческая деятельность является стилем жизни, Остальные создают, изобретают, сочиняют что-то новое, только, когда возникает необходимость.
Уровень творческого потенциала оказывает влияние на профессиональное самоопределение молодежи [1, с. 139]. К моменту проведения опроса (май
- апрель 2010 г.) 80% школьников, имеющих высокий уровень творческого потенциала, сделали выбор будущей профессии (или профессионального образовательного учреждения). В основном, они нацелены на получение высшего об-
разования, и считают необходимым послевузовское образование, в том числе обучение в аспирантуре. Судя по результатам опроса, молодежь весьма активна как в учебной, так и в досуговой деятельности. Значительная доля школьников (от 45 до 72%) участвуют как в послеурочной учебной деятельности (факультативы и элективные курсы, олимпиады), так и в мероприятиях, связанных с развитием умения эффективного отдыха в свободное от учебы время (турпоходы, слёты, смотры художественной деятельности и т.д.; табл. 7).
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «В каких видах учебной и досуговой деятельности ________Вы участвуете в Вашей школе?» (в % от числа опрошенных учащихся)________________
Виды учебной и досуговой деятельности Участвуют Не участвуют
Факультативы и элективные курсы 71,9 28,1
Предметные олимпиады 60,7 39,3
Турпоходы, слёты 48,1 51,9
Спортивные состязания 47,7 52,2
Смотры художественной деятельности 44,5 55,4
Дискуссионные клубы 24,8 75,2
Научное школьное общество 22,6 77,4
КВН 22,1 77,8
Интеллектуальные клубы 20,6 79,4
Профильный лагерь для одаренных детей 11,0 89,0
Примечание. При ответе на вопрос предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа.
Источник: данные опросов учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).
Менее развиты и востребованы, судя по ответам старшеклассников, интеллектуальные клубы и профильные лагеря. Тем не менее, именно эти формы помогают молодежи развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, находить оригинальные и нестандартные решения задач.
Необходимо отметить, что ученики часто не используют те возможности, которые предоставляет им школа в досуговом плане. Так, в работе кружков по интересам, дискуссионных и интеллектуальных клубов, научных обществ, КВНов и профильных лагерей 77% школьников не участвуют, хотя эти виды деятельности присутствуют в их образовательных учреждениях. Это указывает на необходимость активизации работы по повышению мотивации к участию в подобных мероприятиях.
Стремление старшеклассников и старшекурсников к проявлению творческих способностей подтверждается их активным участием в различных конкур-
сах. Судя по результатам обследования, только 8% школьников за время своей учебы ни разу не участвовали в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах различной направленности. Необходимо отметить, что в учебных конкурсных мероприятиях участвует значительно больше школьников, чем в научных конференциях (92 против 29%). Отчасти это объясняется тем, что научные мероприятия в образовательных учреждениях проводятся реже, чем конкурсные. Так, в 2009 г. в муниципальных образовательных учреждениях г. Вологды было проведено 3 научно-практические конференции и 9 творческих игр, конкурсов, олимпиад. Опрос показал, что старшеклассники и старшекурсники расценивают обучение в качестве ступеньки для следующего этапа жизненного пути. В то же время получение профессиональных навыков они не связывают с активной реализацией творческих способностей: важным «реализовать себя творчески» считают только 10% обучающихся. Заметим, что хотят при этом быть активными в творческом плане, приобрести навыки самостоятельной жизни студенты учреждений СПО: число таких в 2 раза больше, чем студентов вузов и учащихся ПТУ. На первом же месте для большинства старшекурсников (58%) -хорошо учиться, получить профессиональные навыки в избранной сфере (табл.
9).
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос: «Что является самым важным во время учебы?»
____________________________(в % от числа опрошенных) _________________________________
Варианты ответов Общее по опросу НПО СПО ВПО
Хорошо учиться, стать настоящим профессионалом в избранной сфере 57,5 63,5 59,7 52,2
Научиться самостоятельной жизни, умение переучиваться, быть ответственным 39,9 31,8 36,9 47,2
Подыскать себе будущую работу, установить контакты с потенциальными работодателями 33,8 34,1 25,5 41,5
Весело проводить время, чтобы было что вспомнить после окончания учебы 19,6 12,9 21,5 21,4
Общаться со сверстниками, друзьями 15,3 10,6 16,8 16,4
Быть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творчески 9,7 7,1 14,1 6,9
Завести семью 1,0 1,2 2,0 0,0
Затрудняюсь ответить 0,8 2,4 0,0 0,6
Другое 0,3 0,0 0,0 0,6
Примечание. При ответе на вопрос предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа.
Источник: данные опросов учащихся общеобразовательных школ и студентов профессиональных учреждений, II кв. 2010 г.
Для трети опрошенных важно подыскать будущую работу. После получения диплома пройти обучение еще в одном учебном заведении или получить дополнительное образование хотят более половины учащихся и студентов (табл. 10). Высшее образование рассчитывают получить 77% студентов техникумов и 44% учащихся ПТУ.
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос: «Собираетесь ли Вы в будущем..?»
_________________________(в % от числа опрошенных старшекурсников) ______________________
Перспективы Всего по опросу НПО СПО ВПО
Получить высшее (второе высшее) образование 56,2 43,5 76,5 44,0
Получить дополнительное образование 55,2 32,9 63,1 59,7
Продолжить обучение за рубежом 10,2 9,4 10,1 10,7
Учиться в магистратуре 5,3 3,5 8,1 3,8
Учиться в аспирантуре 3,6 2,4 6,0 1,9
Источник: данные опросов учащихся и студентов учреждений профессионального образования, II кв. 2010 г. (общая выборка - 393 чел.).
На творческий потенциал старшекурсников оказывает влияние не только обучение в образовательных учреждениях, секциях и курсах, но и участие в мероприятиях творческого и интеллектуального плана. В научных конференциях, заседаниях дискуссионных клубов, КВНах, смотрах художественной самодеятельности, постоянно и время от времени участвуют 36% старшекурсников с высоким творческим потенциалом и 12% - с низким и ниже среднего. В своем образовательном учреждении старшекурсники активнее участвуют в творческих, а не в научных мероприятиях (70% против 25%; табл. 11).
Таблица 11
Распределение ответов обучающихся на вопросы об участии в предметных олимпиадах, творческих и научных мероприятиях(в % от числа опрошенных старшекурсников)_________________
Варианты ответа Общее по опросу НПО СПО ВПО
Олим- пиады Мероприятия Олим- пиады Мероприятия Олим- пиады Мероприятия Олим- пиады Мероприятия
Творче- ские Науч- ные Творче- ские Науч- ные Творче- ские Науч- ные Творче- ские Науч- ные
Участвуют 15,4 70,3 25,0 12,4 67,8 16,6 15,2 67,1 34,2 16,9 74,5 20,7
Не участвуют 84,6 29,7 75,0 87,6 32,1 83,4 84,8 32,9 65,7 83,1 25,5 79,3
Источник: данные опросов учащихся и студентов учреждений профессионального образования, II кв. 2010 г. (общая выборка - 393 чел.).
В научных конференциях, дискуссионных клубах, конкурсах в большей мере (34%) участвуют студенты техникумов и колледжей, в меньшей (16%) -учащиеся профессиональных училищ. Из таблицы 12 мы видим, что возмож-
ность участвовать в научных исследованиях у студентов высших профессиональных учреждений, согласно результатам ежегодного мониторинга инновационной деятельности в вузах региона, имеется: в среднем 64% кафедр ведут работы по хоздоговорам.
Вероятно, низкая активность студентов связана с тем, что они не связывают участие в этих мероприятиях со своими обязанностями как учащихся и студентов, не видят в них возможностей для совершенствования своих профессиональных навыков.
Таблица 12
Проведение кафедрами хоздоговорных работ, % __________________________
Вуз 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. (2011 г. - 2008 г.)
Череповецкий государственный университет 60,0 50,0 66,7 52,6 - 7,4
Вологодский государственный педагогический университет 75,0 75,0 83,3 52,2 - 22,8
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина 83,3 83,3 89,1 45,0 - 38,3
Вологодский государственный технический университет 45,5 45,5 55,6 н/д 10,1*
В целом по выборке 66,0 63,5 75,0 50,0 - 16,0
* Показатель рассчитан как разница между 2010 г. и 2008 г.
Источник: Мониторинг инновационной деятельности вузов Вологодской области, ИСЭРТ РАН.
Проведенный нами анализ позволяет предположить, что творческий потенциал личности характеризует возможность социального субъекта при наличии социального заказа или жизненно важной силы реализовать свои задатки и способности, создавая в различных видах деятельности новые элементы материального мира и духовной культуры. Опыт, накопленный учреждениями образования в развитии творческого потенциала, оказывает значительное влияние на успешность обучения молодежи в образовательном учреждении, их профессиональное самоопределение, активность в различных видах учебной и досуговой деятельности, активность в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах.
Экономическое превосходство развитых стран базируется в большей мере на использовании результатов творческой деятельности человека, чем на величине человеческого капитала самого по себе. Наращивание творческого потенциала молодежи зависит от следующих факторов:
- использование образовательными учреждениями инновационных, творческо-поисковых и научно-исследовательских форм образовательной деятельности и внеучебных работ;
- работа сети учреждений дополнительного образования;
- социальная активность молодежи;
- наличие реальных научно-исследовательских работ на кафедрах учреждений профессионального образования, имеющих практическую значимость для хозяйствующих субъектов (будущих работодателей).
Недостаточное использование в системе образования инновационных и творческо-поисковых форм образовательной деятельности и внеучебных работ, которые развивают творческую и интеллектуальную активность, лидерские задатки и ораторские способности (дискуссии, деловые игры, лабораторные эксперименты, научные общества, интеллектуальные клубы, профильные лагеря для одаренных детей) препятствует росту творческого потенциала.
В условиях существующей экономической конкуренции будут выигрывать те территории, которые обеспечат наиболее благоприятные условия для воспроизводства интеллектуальных ресурсов. Достижение этого невозможно без четко определенных направлений развития потенциала науки и техники и выбранных приоритетов его реализации, что позволит консолидировать имеющиеся ресурсы для решения поставленных задач как в регионах, так и в целом по России.
Список литературы
1. Головчин, М.А., Соловьева Т.С. Интеллектуальный потенциал населения: территориальный аспект // В мире научных открытий. 2011. №3(15). С. 137-145.
2. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo New. 2009. №3. URL: http://www.credonew.ru (дата обращения: 15.01.2012)
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г.
4. Леонидова Г.В. Основные направления оценки интеллектуального потенциала // Федерализм. 2011. № 2. С. 69-80.
5. Лукьянов А.С. Самореализация творческого потенциала человека и инновации: методологические проблемы исследования // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 218
- 221.
6. Образование как фактор экономического развития / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. М.: Научный эксперт, 2008. 104 с.
7. Римашевская Н.М., Доброхлеб В.Г. Эффективность человеческого потенциала в «новой» экономике // Народонаселение. М.: 2010. № 2 (48). С. 10 -25.
8. Симкина Л.Г. Инновационный экономический рост в условиях глобализации: российские проблемы и перспективы // Вестник ИНЖЕКОНА. Серия: Экономика. Вып. 2(3). 2004. С. 47 - 52.
9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 421 с. - С. 19.
10. Формирование и реализация коммуникативной культуры личности посредством творчества / П.Ф. Кравчук, В.А. Лысенко // Вопросы культурологии.
- № 1. - 2010. - С. 22 - 27.
11.Чекмарева Е. А. Повышение уровня реализации трудового потенциала: роль заработной платы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Вологда, 2011. №2(14). С.165 - 172.
12.Шнипова А.Р. О творческом потенциале и его реализации / А.Р. Шни-пова // Мир науки, культуры, образования. № 3 (10). 2008. С. 108 - 109.
13.Fromm E. The Creative Attitude, in Creativity and Its Cultivation, ed., Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959. C. 44 - 45.
14.Guilford J.P. Intelligence, creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp, Publisher San Diego, California, 1968. C. 78.
15.Piirto J. Creativity for 21st Century Skills: How to Embed Creativity into the Curriculum / Jane Piirto. 2011. 214 p.
References
1. Golovchin M.A., Solov'eva T.S. Vmire nauchnyh otkrytij 15, no. 3 (2011): 137-145.
2. Ivanenkov S.P., Kostrikin A.V. Problemy issledovanija social'noj aktivnosti molodezhi [Problems of Studying the Social Activity of Youth]. Credo New, no. 3 (2009). http://www.credonew.ru (accessed January 21, 2012)
3. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Ros-sijskoj Federacii na period do 2020 goda: utverzhdena Rasporjazheniem Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii № 1662-r ot 17 nojabrja 2008 g. [The Concept of Russia's Long-term Social and Economic Development until 2020: Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation № 1662-p, November 17, 2008].
4. Leonidova G.V. Federalizm, no. 2 (2011): 69-80.
5. Luk'janov A.S. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik Vol. II, no. 1 (2011): 218-221.
6. Yakounin V.I., Sulakshin S.S., Bagdarasyan V.E., Netesova M.S. Obrazo-vanie kak faktor jekonomicheskogo razvitija [Education as a Factor of Economic Development]. M.: Nauchny Ekspert, 2008. 104 p.
7. Rimashevskaja N.M., Dobrohleb V.G. Narodonaselenie 48, no. 2 (2010): 1025.
8. Simkina L.G. Vestnik INZhEKONA. Serija: Jekonomika 3, no. 2 (2004): 4752.
9. Florida R. Kreativnyj klass: ljudi, kotorye menjajut buduwee [Creative Class: People Who Change the Future]. M.: Classic-XXI, 2005. 421 p.
10.Kravchuk P.F., Lysenko V.A. Voprosy kul'turologii, no. 1 (2010): 22-27.
11.Chekmareva E. A. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, ten-dencii, prognoz 14, no. 2 (2011): 165-172.
12.Shnipova A.R. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija 10, no. 3 (2008): 108-109.
13.Fromm E. The Creative Attitude, in Creativity and Its Cultivation, ed., Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959. С. 44 - 45.
14.Guilford J.P. Intelligence, creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp, Publisher San Diego, California, 1968. С. 78.
15.Piirto J. Creativity for 21st Century Skills: How to Embed Creativity into the Curriculum / Jane Piirto. 2011. 214 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Леонидова Г алина Валентиновна, заведующий лабораторией проблем трудового потенциала, кандидат экономических наук
Институт социально-экономического развития территорий РАН ул. Горького, д.56а, г. Вологда, Вологодская область, 160014, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Leonidova Galina Valentinovna, Head of the Laboratory of Labor Potential, Ph.D. (Econ).
Institute of Territories Socio-Economic Development of RAS:
56а Gorky St., Vologda Oblast, Vologda, Russia, 160014 e-mail: [email protected]
Рецензент:
Сорокина Наталья Юрьевна, доцент кафедры финансов и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»