УДК 331.548(470.12)
© Головчин М.А.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЁЖИ (на примере г. Вологды)
В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на профессиональные планы молодёжи, и возможности для консолидации усилий образовательных учреждений, органов власти, объединений работодателей и общественных организаций с целью создания условий для осознанного выбора будущей профессии молодыми людьми.
Образование, трудовые ресурсы, профессиональная ориентация, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профориентационное взаимодействие.
Переход общественного производства с традиционного (индустриального) на инновационный путь развития ставит на повестку дня вопрос о соответствии квалификации работников новым экономическим требованиям. Особую роль в решении данной проблемы играет система профессионального образования, которая реализует задачу подготовки квалифицированных специалистов для экономики и социальной сферы [8].
От того, насколько качественным будет процесс обучения, зависит возможность работника реализовать накопленный им интеллектуальный потенциал в трудовой деятельности. В то же время преодолеть относительную ограниченность традиционных ресурсов средствами образования можно главным образом посредством учёта потребностей рынка труда в подготовке специалистов. От образовательных учреждений требуется не только передача знаний, но и создание
ГОЛОВЧИН Максим Александрович младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]
условий молодёжи для осознанного профессионального выбора.
В свете потребностей сегодняшнего дня вопросы подготовки квалифицированных кадров приобретают важное значение для укрепления экономики муниципалитетов. В этом плане г. Вологда обладает значительными преимуществами по сравнению с другими муниципальными образованиями Вологодской области. На территории города находятся 12 учреждений начального профессионального образования (НПО), 8 учреждений среднего специального образования (СПО), 11 высших учебных заведений и филиалов иногородних вузов (ВПО). В 2008 г. численность учащихся и студентов, закончивших эти учреждения, составила 10,4 тыс. чел. В сравнении с уровнем 2000 г. выпуск из профессиональных училищ сократился на 9%, а выпуск из техникумов (колледжей) и вузов увеличился в 1,4 и 2,3 раза соответственно1. В период с 2004 по 2007 г. в г. Вологде в 2,3 раза уменьшилось количество выпускников учреждений профессионального образования, не сумевших трудоустроиться после окончания учебного заведения2.
1 Районы и города Вологодской области. 2000 -2008: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009.
2 Труд и занятость в разрезе районов и городов Вологодской области: 2003 - 2007: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2008.
Таблица 1. Факторы, влияющие на выбор профессии учащимися и студентами
образовательных учреждений (в баллах по 5-балльной шкале)
Факторы Общее по опросу НПО СПО ВПО
Собственные интересы, склонности 3,8 4,2 3,4 3,9
Престиж профессии 3,3 3,8 2,9 3,2
Возможность трудоустройства после окончания вуза 3,3 3,8 2,9 3,2
Востребованность профессии на рынке труда, спрос на профессию в современном обществе 3,3 3,7 3,0 3,1
Высокие шансы поступления 3,1 3,3 3,2 2,9
Мнение родителей, друзей, учителей 3,0 2,9 3,1 2,9
Источник: данные опроса учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).
Молодёжь предпочитает высшее образование начальному профессиональному и среднему специальному образованию: в 2008/2009 учебном году в вузах города обучалось в 8 раз больше молодых людей, чем в училищах, и в 5 раз больше, чем в техникумах3.
Однако, согласно данным мониторинга качества трудового потенциала, проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН, доля жителей г. Вологды, работающих по специальности, в период с 2007 по 2009 г. снизилась в 1,3 раза. На предприятиях и в организациях города в 2009 г. по специальности работало 48% населения4. Подобная ситуация делает актуальным анализ социальнопрофессиональных ориентаций молодёжи.
Профессиональные планы молодёжи были изучены в ходе опроса ИСЭРТ РАН во втором квартале 2010 г. учащихся общеобразовательных школ г. Вологды и учащихся и студентов учреждений профессионального образования. Для опроса были отобраны учащиеся 10-х классов четырёх школ с наибольшим и четырёх -с наименьшим средним баллом по ЕГЭ за 2008 г., а также студенты 4 и 5-х курсов, обучающиеся по трём специальностям с наибольшим и по трём - с наименьшим конкурсным рейтингом. В опросе приняли участие 156 школьников, 85
3 Районы и города Вологодской области. 2000 -2008: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009.
4 Данные опроса ИСЭРТ РАН по измерению качества трудового потенциала среди населения области в трудоспособном возрасте. Общая выборка опроса: по Вологодской области - 1500 чел., по г. Вологде - 232 чел.
учащихся профессиональных училищ, 149 студентов техникумов и колледжей и 159 студентов вузов.
Результаты опроса показали, что профессиональная ориентация связана с мотивами, которыми молодёжь руководствуется при выборе учебного заведения. Основные мотивы профессионального выбора приведены в таблице 1.
Круг потребностей студентов средних специальных и высших учебных заведений более широк, чем учащихся ПТУ: наряду с получением знаний, умений и навыков по своему профилю первых интересуют любые проявления жизни образовательного учреждения, а последние ориентированы главным образом на получение оптимальных учебных результатов. Так, для обучающихся в учреждениях НПО факторы престижа и спроса на профессию в современном обществе являлись более важными при выборе учебного заведения, чем для студентов техникумов и вузов (3,8 против 3,1 балла).
Проявлять творческую активность, приобрести навыки самостоятельной жизни во время обучения стремятся в наибольшей степени студенты учреждений СПО и ВПО (26%), а в наименьшей -учащиеся ПТУ (19%).
Поэтому на научных конференциях, в дискуссионных клубах, конкурсах, проводимых в стенах своего образовательного учреждения, чаще других (27%) участвуют студенты техникумов, колледжей и вузов и реже (16%) - учащиеся профессиональных училищ.
Подобная разница в подходах молодёжи к образовательному процессу во многом определяет то, что своим профессиональным выбором более довольны учащиеся учреждений НПО, чем студенты техникумов и вузов (91% против 80%).
Высокая степень удовлетворённости выбором учебного заведения является причиной того, что 79% старшекурсников, проходящих обучение в профессиональных училищах, планируют работать по своей специальности (табл. 2). Удельный вес студентов техникумов, колледжей, имеющих подобные планы, в 1,3 раза меньше, студентов вузов - в 1,2 раза.
Вместе с тем необходимо отметить, что удельный вес студентов учреждений СПО и ВПО с наименьшим конкурсным рейтингом, собирающихся работать по специальности, сравнительно невысок (52%). В вопросе о дальнейшей занятости ещё не определились 15% учащихся и студентов в учебных заведениях с наименьшим рейтингом и только 9% - с наибольшим. Возможно, это связано с низким уровнем профориентационных работ в учебных заведениях, которые имеют невысокий конкурсный рейтинг и более доступные условия приёма.
Место будущей трудовой деятельности большинство студентов связывают с престижем профессии и размером заработка. Так, 43% старшекурсников указали, что не хотят работать по специальности из-за низкого уровня оплаты труда работников в учреждениях избранного профиля. Среди тех, кто в выборе профессии ориентируется на достойный уровень заработной платы,
студентов вузов больше в 1,4 раза, чем учащихся учреждений НПО, и в 1,2 раза, чем студентов СПО.
Среди тех, кто обучается экономическим специальностям, 79% учащихся и студентов собираются работать по профилю подготовки, соответственно среди обучающихся техническим и рабочим специальностям - 65%, медицинским специальностям - 64%. Примечательно, что только 37% обучающихся педагогическим специальностям планируют работать в образовательных учреждениях.
Творческий характер труда и соответствие характера работы личностным склонностям и способностям интересует лишь 23% учащихся и студентов. К числу тех, кого интересуют именно эти факторы, относятся учащиеся и студенты с высоким уровнем творческой активности. Так, среди старшекурсников, постоянно участвующих в творческих мероприятиях, удельный вес тех, кто хотел бы заниматься интересной и творческой работой, составляет 46%, а тех, кто ориентирован на престиж профессии и низкую вероятность потери работы, - 5%.
Учащиеся и студенты, руководствующиеся при выборе специальности собственными интересами и склонностями, наиболее довольны профилем своего обучения. Так, среди старшекурсников, «крайне довольных» своим выбором, наиболее высокий удельный вес (50%) имеют те, кто считает, что для работы необходимы хорошие условия труда, возможность карьерного роста и достойный уровень заработной платы.
Таблица 2. Удельный вес старшекурсников, планирующих работать по специальности после получения диплома (в % от числа опрошенных старшекурсников)
Варианты ответов Всего по опросу НПО СПО ВПО
Всего Рейтинг Всего Рейтинг Всего Рейтинг
наибольший наименьший наибольший наименьший наибольший наименьший
Собираюсь 68,2 78,8 72,8 85,4 59,7 71,8 43,8 70,4 82,6 59,5
Не собираюсь 18,8 14,1 22,7 4,9 26,8 20,0 36,0 13,8 2,7 23,8
Затрудняюсь ответить 13,0 7,1 4,5 9,8 13,5 8,2 20,2 15,8 14,7 16,7
Источник: данные опроса учащихся и студентов учреждений профессионального образования, II кв. 2010 г. (общая выборка - 393 чел.).
Вместе с тем в сложившейся экономической обстановке молодые люди имеют завышенные ожидания в отношении оплаты своего труда. Так, в 2007 г. желаемый уровень заработной платы, который хотели бы иметь студенты вузов г. Вологды сразу же после получения диплома (29,6 тыс. руб.), в 1,7 раза превосходил средний фактический уровень в г. Вологде (17,3 тыс. руб.)5. Определённые ожидания в отношении размера своих будущих заработков отсутствовали лишь у 9% студентов6.
Таким образом, в настоящее время существует проблема недостаточного профессионального самоопределения молодёжи. В этой связи целесообразно будет обратиться к вопросу организации системы профессиональной ориентации.
В 2008 г. со сферой профессионального образования взаимодействовали 74% общеобразовательных заведений города. Тем не менее это взаимодействие нельзя назвать разноплановым. Самой распространённой (98%) формой сотрудничества является организация дней открытых дверей. В практике взаимодействия учреждений профессионального образования с общеобразовательными отсутствует большая часть форм профориентационного сотрудничества (проведение профдиагностических тренингов, информирование учащихся, их родителей и персонала школ об условиях обучения)7.
В 92 случаях из 100 профориентацию проводят работники школы: завуч по учебно-воспитательной работе, классные руководители, психологи, социальные педагоги. Консультанты из учреждений профессионального образования приглашаются только в три школы, в остальных
5 Районы и города Вологодской области: социальноэкономические показатели районов области. 1998 -2007: стат. сб / Вологдастат. - Вологда, 2008.
6 Данные опроса студентов вузов г. Вологды (IV кв. 2006 - I кв. 2007 г.). Общая выборка - 579 чел.
7 Источник: данные опроса ИСЭРТ РАН среди ру-
ководителей учреждений профессионального образования г. Вологды (II - III кв. 2008 г.). Объём выборки -21 чел.
образовательных учреждениях данная форма работы не используется вообще8.
Следовательно, существует необходимость планирования системы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях.
Доля старшеклассников, определившихся в вопросе выбора профиля дальнейшего обучения, велика (75%; рисунок). Это говорит о том, что главная причина, по которой будущие специалисты выбирают специальность не в соответствии со своими запросами, - отсутствие необходимого качества профориентационного взаимодействия между образовательными учреждениями различных уровней.
Таким образом, в настоящее время модель «профориентация в школе -желание получить профессию - приобретение профессионального образования» является недостаточно результативной. Для совершенствования работы по профориентации необходимо построение системы взаимодействия между образовательными учреждениями разного уровня с целью создания условий для осознанного выбора молодыми людьми будущей профессии.
Проблему, препятствующую осуществлению подобного взаимодействия, представляет разный уровень подчинения образовательных учреждений, находящихся на территории города. Так, высшие и средние учреждения профессионального образования федерального значения подведомственны Министерству образования и науки РФ, учреждения начального и среднего профессионального образования - Департаменту образования Вологодской области, общеобразовательные учреждения - Управлению образования Администрации города Вологды.
В таких условиях оптимизация профориентационного взаимодействия учебных заведений предполагает создание органи-
8 Источник: данные опроса ИСЭРТ РАН среди руководителей общеобразовательных учреждений г. Вологды (II - III кв. 2008 г.). Объём выборки - 35 чел.
Удельный вес школьников, определившихся с выбором профиля дальнейшего обучения (в % от числа опрошенных старшеклассников)
□ Определились □ Скорее определились
□ Скорее не определились □ Не определились
Источник: данные опроса учащихся общеобразовательных школ, II кв. 2010 г. (общая выборка - 156 чел.).
Таблица 3. Уровни взаимодействия в рамках единого городского образовательного пространства
Уровень Структура Функции
1. Школа Заместители директора по организации взаимодействия с учреждениями профессионального образования Сбор информации о состоянии взаимодействия и потребностях в нём образовательных учреждений Налаживание связей с учреждениями профессионального образования по вопросам сотрудничества и проведения профориентационной работы
2. Управление образования Администрации г. Вологды Отдел профильного обучения и взаимодействия с учреждениями профессионального образования Аккумулирование и анализ информации о состоянии взаимодействия и потребностях в нём образовательных учреждений города Оказание помощи школам в проведении профориентационной работы
3. Департамент образования Вологодской области Управление профессионального образования Правовое и информационное обеспечение взаимодействия Осуществление анализа, прогнозирование основных тенденций взаимодействия Составление рекомендаций руководителям образовательных учреждений по оптимизации сотрудничества
4. Администрация г. Вологды Координационный совет по содействию в подготовке квалифицированных кадров Согласование позиций субъектов системы образовательного сотрудничества Разработка и принятие решений по организации и обеспечению взаимодействия школ и учреждений профессионального образования
зационных структур в составе образовательных учреждений, органов управления образованием и муниципальных органов власти (табл. 3).
Для координации профориентационного взаимодействия при Администрации г. Вологды может быть создан
Координационный совет по содействию в подготовке квалифицированных кадров. Опыт деятельности подобных органов имеют Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, Департамент образования и науки Администрации г. Сургута и др.
Таблица 4. Схема деятельности создаваемого при Администрации г. Вологды Координационного совета по содействию в подготовке квалифицированных кадров
Состав Представители Ожидаемые результаты Индикаторы эффективности деятельности
1. Органы власти Администрация г. Вологды Создание нормативно-правовой базы для осуществления социального партнёрства Стратегия развития учреждений профессионального образования г. Вологды
2. Образовательные учреждения Совет ректоров вузов Вологодской области Определение объёмов целевой и контрактной подготовки кадров Количество и содержание договоров
Развитие системы профессиональной ориентации Количество и удельный вес трудоустраиваемых по специальности выпускников
3. Работодатели Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области Предоставление информации о потребности в кадрах Информационный банк данных о потребности в кадрах предприятий города
Заключение договоров о целевой подготовке кадров с учебными заведениями Количество договоров о подготовке кадров; количество трудоустраиваемых выпускников
Заключение договоров на обновление материальнотехнической базы учебных заведений Стоимость основных средств и технологий
Предоставление учебнотехнической базы для прохождения практики обучающихся и повышения квалификации преподавателей Количество и удельный вес прошедших практику студентов и учащихся Количество и удельный вес повысивших квалификацию педагогов
4. Общественные организации Ассоциация независимых профсоюзов Вологодской области Участие в создании нормативноправовой базы для социального партнёрства Разработка проекта о включении расходов на профориентационные мероприятия в муниципальный бюджет
Координационный совет призван выполнять функции постоянно действующего совещательного органа, целью деятельности которого может являться координация действий в сфере управления единым образовательным пространством.
Для осуществления поставленной цели Координационный совет может реализовывать следующие задачи:
• выработка единой стратегии в вопросах подготовки кадрового обеспечения для экономики и социальной сферы г. Вологды в соответствии с запросами рынка труда;
• оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием г. Вологды и отраслей городского хозяйства;
• координация действий организаций (предприятий) и учреждений профессионального образования и других заинтере-
сованных сторон в подготовке квалифицированных конкурентоспособных рабочих кадров и в обеспечении ими реального сектора экономики;
• содействие в нормативно-правовом обеспечении партнёрства между учреждениями профессионального образования и работодателями;
• обеспечение деятельности, направленной на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений г. Вологды;
• создание единого информационного пространства по проблемам кадрового обеспечения отрасли городского хозяйства;
• обеспечение взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования.
Координационный совет должен взаимодействовать с органами управления образованием, иными государственными, муниципальными органами власти и управления, общественными структурами, научными и образова-
тельными организациями, объединениями работодателей. Схема деятельности Координационного совета представлена в таблице 4.
Для совершенствования профориентационной работы необходима чёткая взаимосвязь между субъектами этой системы. Формами подобной взаимосвязи могут быть:
1. Подготовка заместителями директоров школ по организации взаимодействия с учреждениями профессионального образования ежеквартальных отчётов для отдела профильного обучения Управления образования Администрации г. Вологды о профориентационной работе в образовательных учреждениях.
2. Проведение специалистами отдела профильного обучения Управления образования ежемесячных совещаний с заместителями директоров школ по взаимодействию с учреждениями профессионального образования.
3. Проведение специалистами отдела профильного обучения инспекторских проверок деятельности общеобразовательных учреждений в сфере профессиональной ориентации учащихся.
4. Создание при Координационном совете рабочих групп из представителей Совета ректоров вузов Вологодской области, Управления образования и Департамента образования по рассмотрению отдельных вопросов координации взаимодействия образовательных учреждений.
Применение данного комплекса мер может создать условия для достижения в среднесрочной перспективе таких результатов, как создание информационного банка данных о потребности предприятий (организаций) в кадрах; приведение номенклатуры специальностей и объёмов подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования в соответствие с количеством свободных рабочих мест; увеличение численности трудоустраиваемых по специальности выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В результате применения этих мер появится возможность влияния на процессы формирования трудовых ресурсов необходимых экономике города профиля и уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврамова, Е.М. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е.М. Аврамова, И.Б. Гурков. - М.: Макс Пресс, 2006. - 128 с.
2. Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин. - М.: Экономика, 2003. - 428 с.
3. Барабанова, С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы / С.В. Барабанова. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. - 360 с.
4. Баранов, А.А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан / А.А. Баранов, Н.Г. Иванова // Социс. - 2003. - №2. - С. 72.
5. Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Ж. Куклин // Университетское управление: практика и анализ. -2003.- №3 (26).- С. 10.
6. Вифлеемский, А. Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А.Б. Вифлеемский // Вопросы экономики. - 2002. - №8. - С. 115.
7. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В. Воронина. - М.: «5» за знания», 2006. - 256 с.
8. Кванина, В.В. Г ражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования / В.В. Кванина. - М.: Готика, 2005. - 368 с.