Научная статья на тему 'Творческий потенциал студентов вузов Вологодской области'

Творческий потенциал студентов вузов Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСТВО / МОЛОДЁЖЬ / РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / POTENTIAL / CREATIVITY / YOUTH / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются результаты исследования состояния и условий формирования творческого потенциала студентов вузов Вологодской области на основе данных анкетирования, проведённого ИСЭРТ РАН в 2011 году. Предложен вариант расчёта интегрального индекса творческого потенциала студентов, а также некоторые направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative potential of the students in the Vologda Oblast universities

The article describes the research results concerning the state and conditions of developing the creative potential of the students attending the Vologda Oblast higher educational institutions. The research is based on the data of the ISEDT RAS survey carried out in 2011. The way of calculating the students' creative potential integral index is provided, and certain guidelines of its development are proposed.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал студентов вузов Вологодской области»

УДК 316.346.32 - 053.6(470.12) ББК 60.542.15(2Рос-4Вол)

© Соловьева Т.С.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются результаты исследования состояния и условий формирования творческого потенциала студентов вузов Вологодской области на основе данных анкетирования, проведённого ИСЭРТРАН в 2011 году. Предложен вариант расчёта интегрального индекса творческого потенциала студентов, а также некоторые направления его развития.

Потенциал, творчество, молодёжь, развитие, креативность.

Решение инновационных задач развития России напрямую связано с наращиванием человеческого капитала, требующего благоприятной среды, которая в высокой степени обеспечивается в инновационно-ориентированном научно-образовательном пространстве территории.

Основным объектом организации инновационного процесса должна стать молодёжь - самая активная составляющая гражданского общества. Представители молодого поколения более приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильны и полны сил для устройства своей жизни. Молодое поколение быстрее адаптируется к новым условиям, больше и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.

СОЛОВЬЕВА Татьяна Сергеевна старший лаборант ИСЭРТ РАН Solo [email protected]

Молодые талантливые специалисты особенно востребованы в динамично развивающихся отраслях.

Создание условий для самореализации молодёжи предполагает выявление и реализацию интеллектуального и творческого потенциала. Решение этого вопроса видится в создании в образовательных учреждениях (школах, вузах и т. д.) благоприятных условий для подготовки и становления кадров высшей квалификации, активном включении молодых в научноисследовательскую работу.

Целью настоящего исследования является анализ творческого потенциала студенческой молодёжи Вологодской области и выявление условий его реализации.

Информационной базой исследования стал социологический опрос, проведённый ИСЭРТ РАН в IV квартале 2011 года среди студентов вузов Вологодской области (534 студента старших курсов).

Значимость полученных результатов в том, что они демонстрируют возможности улучшения показателей творческого потенциала, что в свою очередь будет способствовать оптимальному использованию ресурсов научно-образовательного пространства территории для формирования качества человеческого потенциала населения.

Основные подходы к понятию «творческий потенциал», сложившиеся в отечественной науке, представлены в таблице 1.

По нашему мнению, творческий потенциал - это совокупность способностей людей и их активность в постановке и решении новых творческих задач, проявлении инициативы и предприимчивости, новаторской, рационализаторской и изобретательской деятельности, которые способствуют как саморазвитию личности и её профессиональному росту, так и решению проблем экономического развития территорий.

Анализ результатов опроса показал, что студенческая молодёжь признаёт важность творческих способностей (97%; рис. 1).

Вместе с тем во время учёбы, по мнению студентов, наиболее важно приобрести навыки самостоятельной жизни - так ответили 68% опрошенных (табл. 2).

Возможность получения профессиональных навыков и поиск будущей работы являются приоритетом для 58% респондентов (в 2010 году - 57%). При этом проявлять творческую активность желает лишь каждый пятый старшекурсник (21%).

Несмотря на сравнительно малую долю студентов (21%), поставивших перед собой задачу реализации творческих способностей во время обучения в вузе, значительная часть учащихся (56%) всё же старается лично развивать творческие способности (рис. 2).

Таблица 1. Основные подходы к определению «творческий потенциал»

Авторы Содержание понятия

1. В.В. Сартаков - характеристика уровня развития личности в том или ином отношении (профессиональном, квалификационном, культурном и т. д.)

2. Б.Д. Парыгин - определённый уровень психических возможностей личности, её внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение

3. В.Ф. Овчинников - синтетическое качество личности, характеризующее меру её возможностей ставить и решать новые задачи в сфере своей деятельности, имеющей общественное значение

4. Е.Л. Яковлева - комплексная характеристика личности, определяющая степень реализации человеком собственной индивидуальности

5. М.С. Соколова, Н.А. Неволина - система творческих (креативных) качеств личности

Источник: Байгильдина З.Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 3. -С. 693-696.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, важно ли для современного человека развивать творческие и интеллектуальные способности?», %

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, является самым важным во время учёбы?», в % к числу ответивших

Варианты ответов 2010 г. 2011 г.*

Научиться самостоятельной жизни, умение переучиваться, быть ответственным 39,9 68,5

Хорошо учиться, стать настоящим профессионалом в избранной сфере 57,5 58,4

Подыскать себе будущую работу, установить контакты с потенциальными работодателями 33,8 56,6

Общаться со сверстниками, друзьями 15,3 27,2

Весело проводить время, чтобы было что вспомнить после окончания учёбы 19,6 26,8

Быть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творчески 9,7 21,0

Завести семью 1,0 8,2

Затрудняюсь ответить 0,8 0,7

Другое 0,3 1,9

* Ранжировано по 2011 году. Респонденты имели возможность дать несколько вариантов ответа.

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Лично Вы стараетесь развивать свои творческие и интеллектуальные способности?», в % к числу ответивших

Филиал ИНЖЭКОНа в Череповце ИМИТСПбГПУ

Череповецкий государственный университет Филиал ИНЖЭКОНа в Вологде

Вологодский институт права и экономики

Вологодская государственная сельскохозяйственная академия

Вологодский государственный технический университет Вологодский государственный педагогический университет

Да, скорее да □ Нет, скорее нет

100

100

] 88,6 ] 90

-----------1--------------1--------------1--------------1---------------1----------------1

0 20 40 60 80 100 120

Наиболее активными в этом плане являются студенты вологодского и череповецкого филиалов ИНЖЭКОНа (100%), а также ЧГУ (95%).

Уровень развития творческих способностей проявляется прежде всего в успеваемости старшекурсников. Большинство студентов довольно своей успеваемостью (70%). Однако треть учащихся

череповецкого филиала ИНЖЭКОНа, Череповецкого государственного университета, Вологодского государственного педагогического университета, а также филиала ИМИТ СПбГУ недовольны уровнем своих знаний (рис. 3).

70% студентов полагают, что успешную учёбу в вузе определяет личная заинтересованность в образовании (табл. 3).

0

0

0

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Довольны ли Вы своей успеваемостью

в вузе?», в % к числу ответивших

2,5 3,6

80 -

60 -

40 -

20 -

30

67,5

23,4

73

28,4

66,6

15,6

84,4

13,3

86,6

3,5

31

65,4

16,7

27,8

55,6

33,3

66,6

3,6

26,6

69,9

>

с

<

X

т

с

>

с

0

0

0

5

0

□ Да □ Нет □ Затрудняюсь ответить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, помогает/мешает Вам успешно учиться в вузе?», в % к числу ответивших

Помогает Мешает

Моя заинтересованность в образовании 68,7 Отсутствие личной заинтересованности в учёбе 16,9

Доброжелательное отношение преподавателей 42,3 Недоброжелательное отношение преподавателей 17,6

Высокая квалификация преподавателей 42,1 Низкая квалификация преподавателей 10,3

Поддержка, помощь родителей 28,7 Отсутствие поддержки, помощи со стороны родителей 3,2

Моё крепкое здоровье 19,1 Моё плохое здоровье 12,4

Наличие углублённых программ по ряду предметов 5,4 Отсутствие углублённых программ по ряду предметов 33,0

Наличие факультативов, дополнительных курсов и т. д. 3,0 Отсутствие факультативов, дополнительных курсов и т. д. 22,8

Другое 9,6 Другое 21,2

Доброжелательное отношение и высокая квалификация преподавателей также являются важными факторами успешного обучения, что отметили 42% опрошенных.

Среди причин, препятствующих успешному усвоению знаний, студенты отметили отсутствие углублённых программ по ряду предметов, отсутствие факультативов и дополнительных курсов.

Условиями для творческого развития личности, имеющимися в вузах, в той или иной степени удовлетворены 63% студентов (табл. 4).

Более 65% студентов Вологодского института права и экономики и около половины старшекурсников череповецкого филиала ИНЖЭКОНа не устраивают сложившиеся условия для личностного роста.

Научно-исследовательская работа - неотъемлемая часть обучения в вузе. Приобретение студентами навыков самостоятельного научного исследования является базовым условием для их дальнейшего профессионального роста, а также подготовки будущих научно-педагогических кадров.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены условиями, созданными в Вашем вузе для творческого развития личности?», в % к числу ответивших

Вариант ответа ВГПУ ВоГТУ ВГМХА ВИПЭ Филиал ИНЖЭКОНа в Вологде ЧГУ ИМИТ СПбГПУ Филиал ИНЖЭКОНа в Череповце Среднее

Полностью или скорее удовлетворён 60,8 71,3 73,4 12,5 80,0 59,3 88,9 44,4 63,4

Полностью или скорее не удовлетворён 30,0 18,0 18,0 65,7 13,4 26,6 11,1 44,4 25,7

Затрудняюсь ответить 9,2 10,8 6,7 21,9 6,7 14,2 0 11,1 10,9

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Принимаете ли Вы участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС)?», в % к числу ответивших

Важность занятий научной деятельностью в вузе осознают 80% студентов, однако каждый десятый считает необязательным личное включение в инновационную и рационализаторскую работу. Поэтому лишь 71% студентов в той или иной степени принимает в ней участие, а треть опрошенных не считает её важной для своего творческого развития (рис. 4).

Среди причин, препятствующих участию в научно-исследовательской работе, большинство студентов отмечает нехватку времени (59%), отсутствие интереса к научным исследованиям (41%) и недостаток знаний для научной работы (23%).

Студенты вузов области полагают, что научной деятельностью необходимо заниматься как можно раньше, начиная со второго - третьего года обучения (52%). 40% студентов ВИПЭ и вологодского филиала ИНЖЭКОНа высказывают мнение о более раннем участии - с первого курса (табл. 5).

В проведённом исследовании для оценки творческого потенциала студентов использовалось построение интегрального индекса, который формируется как среднее арифметическое пяти частных индексов, перечень и содержание которых представлены в схеме на рисунке 5.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «С какого курса, по Вашему мнению, студенты должны активно включаться в научно-исследовательскую работу?»,

в % к числу ответивших

Вариант ответа ВГПУ ВоГТУ ВГМХА ВИПЭ СПбГИЭУ (Вологда) ЧГУ ИМИТ СПбГПУ СПбГИЭУ (Череповец) Среднее

С первого курса 24,2 25,7 30 43,8 40 19,5 11,1 22,2 25,5

Со второго курса 34,2 21 33,3 18,8 6,7 27,4 11,1 33,3 26

С третьего курса 28,3 26,9 26,7 21,9 40 31,9 44,4 22,2 28,8

С четвёртого курса 5,8 9 8,3 3,1 0 9,7 22,2 11,1 8,2

С пятого курса 1,7 3 1,7 0 0 2,7 0 0 2,1

Вообще не должны 3,3 4,2 0 0 0 1,8 0 11,1 2,6

Затрудняюсь ответить 2,5 10,2 0 12,5 13,3 7,1 11,1 0 6,7

Рисунок 5. Индексы творческого потенциала студентов

<> •!>

Оценка важности развития творческих качеств современного человека

Усилия, предпринимаемые для развития творческих качеств

Оценка важности занятий научной деятельностью

Участие в научноисследовательской работе студентов

Оценка условий, создаваемых вузом для творческого развития личности

* Для расчёта того или иного индекса из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных, затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, полностью отрицательные ответы дали бы общий индекс 0, только положительные - 200, равновесие первых и вторых - индекс 100, являющийся по сути нейтральной отметкой.

При этом частные индексы могут быть рассмотрены в качестве основных факторов, формирующих творческий потенциал.

Индекс отношения к творчеству рассчитывался на основе ответов на вопрос: «Как Вы считаете, важно ли для совре-

менного человека развивать творческие и интеллектуальные способности?»

Все вузы имеют высокие показатели по данному индексу - в пределах 190 - 200 единиц. Это говорит о том, что все студенты понимают важность развития своих интеллектуальных и творческих ресурсов.

Индекс творческой активности был рассчитан на основе положительных и отрицательных ответов на вопрос: «Лично Вы стараетесь развивать свои творческие и интеллектуальные способности?» Студенты всех вузов показали высокий уровень данного индекса (183 ед.), демонстрирующий их активность в реализации своих способностей. Несколько ниже среднего по вузам показатели Вологодского института права и экономики, Вологодской молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина и Вологодского государственного технического университета (175, 177 и 178 ед. соответственно).

Отношение студентов к научной деятельности было оценено по ответам на вопрос: «Насколько важно, на Ваш взгляд, заниматься научной (инновационной, рационализаторской) деятельностью, обучаясь в вузе?» Лидерами по данному показателю являются студенты ВГМХА и ВГПУ (183 и 178 ед. соответственно), а аутсайдерами - учащиеся филиалов столичных вузов (133 - 144 ед.).

Самым низким является уровень индекса исследовательской активности, рассчитывавшегося по вопросу: «Принимаете ли Вы участие в научно-исследовательской работе (НИРС)?»

Менее всего включаются в научную жизнь студенты вологодского филиала ИНЖЭКОНа и Института права и экономики (27 - 38 ед.). Возможно, это связано с недостаточно активной учебно-методической работой по вовлечению молодёжи в научную среду. Череповецкие филиалы вузов имеют наиболее высокие показатели исследовательской активности обучающихся (78 - 89 ед.).

Индекс удовлетворённости студентов условиями для творческого развития личности, созданными в вузе, рассчитан по результатам ответов на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены условиями, созданными в вузе для творческого развития личности?» В целом по высшим учебным заведениям области данный индекс имеет средние значения (140 - 150 ед.). Исключение составляют студенты ВИПЭ, чей уровень удовлетворённости условиями для творческого развития составил всего 47 единиц. Причиной этого может быть неинформированность студентов об имеющихся ресурсах института, либо отсутствие факторов, способствующих творческому росту молодёжи.

Творческий потенциал студентов вузов характеризуется как средний. Интегральный индекс творческого потенциала составляет 148 ед. (табл. 6).

Таблица 6. Индексы творческого потенциала студентов вузов Вологодской области

Индекс ВГПУ ВоГТУ ВГМХА ВИПЭ ИНЖЭКОН (Вологда) ЧГУ ИМИТ СПбГПУ ИНЖЭКОН (Череповец) Среднее

Индекс отношения к творчеству 200 189,9 200 200 200 192 188,9 200 187,4

Индекс творческой активности 181,7 177,8 176,7 175 200 190,3 194,5 200 182,6

Индекс отношения к научной деятельности 177,5 163,4 183,4 150 133,3 167,3 149,9 144,4 167,2

Индекс исследовательской активности 68,4 53,8 43,4 37,5 26,6 59,3 77,8 88,8 56,7

Индекс удовлетворённости условиями для творческого развития личности 130,8 153,3 153,4 46,8 166,7 132,5 177,8 100 143,7

Интегральный индекс творческого потенциала 151,7 147,6 151,4 121,9 145,3 148,3 157,8 146,6 147,5

Источник: Опрос студентов общеобразовательных учреждений Вологодской области.

Самый низкий индекс творческого потенциала наблюдается у студентов Вологодского института права и экономики (на 26% меньше среднего по вузам области), что является следствием наименьших значений индексов исследовательской активности и удовлетворённости условиями для творческого развития личности. Уровень этих индексов также является наиболее низким среди всех составляющих интегрального индекса.

Таким образом, опрос студенческой молодёжи Вологодской области, проведённый в ноябре - декабре 2011 года, позволил установить, что:

■ важность развития творческих и интеллектуальных способностей для современного человека понимают практически все студенты (97%);

■ подавляющее большинство студентов лично старается развивать творческие и интеллектуальные способности (86%);

■ значительная часть студентов (69%) заинтересована в получении образования, что является главным мотивом их успешной учёбы в вузе;

■ важность участия в научной деятельности осознают 80% студентов;

■ большинство студентов (63%) удовлетворено условиями для творческого развития личности, имеющимися в вузах.

Вместе с тем выявлены следующие проблемы:

в практической деятельности (учёбе, исследовательской, рационализаторской деятельности) творческие способности выражены слабо (71% студентов не принимает участия в НИРС);

низкая активность студентов в инновационной и рационализаторской деятельности (каждый десятый считает необязательным личное включение в данные виды деятельности).

Занятие научно-исследовательской деятельностью для большей части молодёжи не является привлекательным, поскольку это, как правило, пока не оплачиваемая и трудоёмкая работа.

Ключевая задача в связи с этим - мотивировать молодёжь активно заниматься инновационными проектами. Многие учреждения профессионального образования уже включились в этот процесс. Однако на практике у молодёжи нет большого выбора работы, чаще всего молодым людям приходится устраиваться на должности не по приобретённой профессии. В этих условиях их потенциал используется неэффективно [7].

Нужно создавать такие условия, которые содействовали бы развитию у студентов качеств и склонностей, характерных для творческой личности. Также необходимо расширять инновационные и творческо-поисковые формы образовательной деятельности и внеучебных работ, развивающих творческую и интеллектуальную активность молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байгильдина, З.Ф. Творческий потенциал личности [Текст] / З.Ф. Байгильдина // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 3. - С. 693-696.

2. Головчин, М.А. Интеллектуальный потенциал населения: территориальный аспект [Текст] / М.А. Головчин, Т.С. Соловьева // В мире научных открытий. Экономика и инновационное образование. - 2011. - № 3(15). - С. 137-146.

3. Инновационный путь развития для новой России [Текст] / отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М. : Наука, 2005. - 343 с.

4. Леонидова, Г.В. Социальный портрет творческих людей [Текст] / Г.В. Леонидова, А.В. Попов // Проблемы развития территории. - 2012. - № 2. - C. 45-53.

5. Мартыновская, С.Н. О развитии творческого потенциала студента в процессе изучения материаловедения / С. Н. Мартыновская // Современные наукоёмкие технологии. - 2005. -№ 10 - С. 22-23.

6. Национальные инновационные системы в России и ЕС [Текст]. - М. : ЦИПРАН РАН, 2006. -С. 170.

7. Олейниченко, И.А. Инновационный потенциал молодёжи. Создание центра молодёжных проектов в области научно-технического творчества [Электронный ресурс] / И.А. Олейниченко, Е.В. Балебанова. - Режим доступа: http://innclub.info/wp-content/uploads/2011/02/ олейниченко_6..(дата обращения: 5.03.2012].

8. Рогов, С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? [Текст] / С.М. Рогов // Независимая газета. - 2010. - 22 янв.

9. Хахалева, О.А. Развитие творческого потенциала личности в информационном обществе [Текст] / О.А. Хахалева // Вестник КрасГУ - 2011. - № 5. - С. 211-214.

От редакции. Публикуемая статья Т.С. Соловьевой получила в целом положительную оценку рецензента. Однако, на его взгляд, вызывает сомнение корректность некоторых вопросов, заданных студентам при проведении опроса. Например, второй вопрос: «Что, по Вашему мнению, является самым важным во время учёбы?» предполагает несколько вариантов ответа. Автор сетует на то, что только 21% пятикурсников имеет желание быть активным, проявлять себя в творческом плане. Однако из ответов видно, что большинство студентов планирует стать настоящими профессионалами, а также научиться самостоятельной жизни, уметь переучиваться. Разве это не составляющие творческого потенциала личности? Рецензент считает, что полученные результаты в большей степени связаны с выявлением предпосылок для формирования творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.