Научная статья на тему 'Творческий портрет Владимира Николаевича Минина как создателя современного русского камерного хора'

Творческий портрет Владимира Николаевича Минина как создателя современного русского камерного хора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
940
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРНЫЙ ХОР / CHAMBER CHORUS / ДИРИЖЁР / CONDUCTOR / РУССКАЯ МУЗЫКА / RUSSIAN MUSIC / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / ГОЛОС / VOICE / ТЕМБР / TIMBRE / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ МАНЕРА / PERFORMING MANNER / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / PERFORMING STYLE / ТРАКТОВКА / INTERPRETATION / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ХОРМЕЙСТЕРОВ / HIGH SCHOOL TRAINING OF CHORUS MASTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Байкова Е. Н.

В статье рассматривается феномен Московского камерного хора как явления в отечественном хоровом искусстве. Отмечается роль Владимира Николаевича Минина в создании нового типа певческой формы музицирования. Сформулированы основные позиции в творческой деятельности коллектива и его художественного руководителя. Определена роль репертуара, а именно значение русской хоровой музыки а cappella как главного направления, отражающего специфические черты исполнительского стиля дирижёра и Московского камерного хора. В аспекте рассматриваемой темы в центре внимания автора оказывается певческая манера, особенностью которой становится тембр голоса. Именно феномен голоса утверждается как необходимое условие творческого поиска художественного результата интерпретации сочинений С. Рахманинова, С. Танеева, Г. Свиридова, В. Гаврилина. Структурный принцип распределения представленного в статье материала основан на ряде положений, сквозь призму которых выделяются главные грани в оценке рассматриваемой проблемы. Большое значение имеет характеристика качества звучания Московского камерного хора в аспекте взгляда В. Н. Минина, отражённого в чертах интерпретационного подхода дирижёра к исполнению произведений отечественных композиторов. Такой подход в полной мере проявляется в многообразии фактурно-тембровых решений, палитре темброво-динамических красок, уникальной выразительности певческо-голосовых возможностей данного коллектива. Представленный материал может быть использован в качестве дополнительного образовательного компонента в содержании подготовки современного хормейстера в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladimir Nikolaevich Minin''s Art Portrait as Creator of Modern Russian Chamber Chorus

The phenomenon of the Moscow Chamber Choir as the appearance in Russian choral art is considered in this article. Vladimir Nikolaevich Minin ’s role in creation of new type of a singing form of playing music is noted. The main positions in creative activity of collective and his artistic director are formulated. The repertoire role, namely significance of the Russian choral music of a Cappella as the main direction reflecting peculiar features of performing style of the conductor and Moscow Chamber Choir is defined. In aspect of the considered subject the singing manner characterized by a voice timbre is the focus of attention of the author. The phenomenon of a voice is seen as a necessary condition in the creative search of art result the interpretations of compositions by S. Raсhmaninov, S. Taneev, G. Sviridov, V. Gavrilin. The structural principle of distribution of the material presented in article is based on a number of provisions through which prism the main sides in assessment of the considered problem are allocated. The characteristic of quality of sounding of the Moscow Chamber Choir is great importance in aspect of V.N. Minin’s look reflected in lines of interpretative approach of the conductor for the performance of works of Russian composers. Such approach is fully shown in variety of impressive and timbre decisions, a palette of timbre and dynamic paints, unique expressiveness of singing and voice opportunities of this collective. The presented material can be used as an additional educational component in the content of training of the modern chorus master in the course of training in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет Владимира Николаевича Минина как создателя современного русского камерного хора»

122

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА МИНИНА КАК СОЗДАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО КАМЕРНОГО ХОРА

Е. Н. Байкова,

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Российская Федерация, 121069

Аннотация. В статье рассматривается феномен Московского камерного хора как явления в отечественном хоровом искусстве. Отмечается роль Владимира Николаевича Минина в создании нового типа певческой формы музицирования. Сформулированы основные позиции в творческой деятельности коллектива и его художественного руководителя. Определена роль репертуара, а именно значение русской хоровой музыки а cappella как главного направления, отражающего специфические черты исполнительского стиля дирижёра и Московского камерного хора В аспекте рассматриваемой темы в центре внимания автора оказывается певческая манера, особенностью которой становится тембр голоса. Именно феномен голоса утверждается как необходимое условие творческого поиска художественного результата - интерпретации сочинений С. Рахманинова, С. Танеева, Г. Свиридова, В. Гав-рилина Структурный принцип распределения представленного в статье материала основан на ряде положений, сквозь призму которых выделяются главные грани в оценке рассматриваемой проблемы. Большое значение имеет характеристика качества звучания Московского камерного хора в аспекте взгляда В. Н. Минина, отражённого в чертах интерпретационного подхода дирижёра к исполнению произведений отечественных композиторов. Такой подход в полной мере проявляется в многообразии фактурно-тембровых решений, палитре темброво-дина-мических красок, уникальной выразительности певческо-голосовых возможностей данного коллектива. Представленный материал может быть использован в качестве дополнительного образовательного компонента в содержании подготовки современного хормейстера в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: камерный хор, дирижёр, русская музыка, репертуар, голос, тембр, исполнительская манера, исполнительский стиль, трактовка, вузовская подготовка хормейстеров.

VLADIMIR NIKOLAEVICH MININ'S ART PORTRAIT AS CREATOR OF MODERN RUSSIAN CHAMBER CHORUS

Yelena N. Baykova,

Gnessin Russian Academy of Music (RGMA), Moscow, Russian Federation, 121069

Abstract. The phenomenon of the Moscow Chamber Choir as the appearance in Russian choral art is considered in this article. Vladimir Nikolaevich Minin's role in creation of new type of a singing form of playing music is noted.. The main positions in creative activity of collective and his artistic director are formulated.. The repertoire role, namely significance of the Russian choral music of a Cappella as the main direction reflecting peculiar features of performing style of the conductor and Moscow Chamber Choir is defined.. In aspect of the considered subject the singing manner characterized by a voice timbre is the focus of attention of the author. The phenomenon of a voice is seen as a necessary condition in the creative search of art result - the interpretations of compositions by S. Rach-maninov, S. Taneev, G. Sviridov, V. Gavrilin. The structural principle of distribution of the material presented in article is based on a number of provisions through which prism the main sides in assessment of the considered problem are allocated. The characteristic of quality of sounding of the Moscow Chamber Choir is great importance in aspect of V. N. Minin's look reflected in lines of interpretative approach of the conductor for the performance of works of Russian composers. Such approach is fully shown in variety of impressive and timbre decisions, a palette of timbre and dynamic paints, unique expressiveness of singing and voice opportunities of this collective. The presented material can be used as an additional educational component in the content of training of the modern chorus master in the course of training in higher education institution.

Keywords: chamber chorus, conductor, Russian music, repertoire, voice, timbre, performing manner, performing style, interpretation, high school training of chorus masters.

123

Введение

В предлагаемой статье рассматривается деятельность Владимира Николаевича Минина, одного из выдающихся хоровых дирижёров второй половины прошлого - начала нынешнего столетия, создателя хорового коллектива нового типа - современного русского камерного хора, одним из магистральных направлений которого стали творческие поиски особого темброво-фонического хорового

звучания, отвечающего природе русского хорового пения.

Для молодых специалистов в области академического хорового искусства ознакомление с творческой деятельностью В. Н. Минина и его воззрениями на хоровое пение, особенностями темброво-фонического звучания, необходимого для исполнения образцов прежде всего русской хоровой классики, открывает новые грани профессии хорового дирижёра, по-

124

зволяет проникнуть в некоторые секреты данного ремесла.

Искусство Владимира Минина -олицетворение лучших традиций, раскрывающихся в особом качестве звучания Московского камерного хора. И все его воспитанники, прошедшие вокально-певческую подготовку в условиях репетиционных занятий с маэстро, а также коллеги по совместной творческой деятельности являются адептами его исполнительского стиля. Стиля, который не только базируется на глубинных, корневых основах русской школы хорового пения, но и указывает перспективный путь дальнейшего развития отечественного хорового исполнительства на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Воззрения В. Н. Минина на развитие хорового искусства обозначили целый ряд проблемных вопросов, которые оставались нерешёнными и до конца не востребованными в сфере данного вида исполнительства [1-3]. Он разработал концепцию нового подхода к хору как особому явлению - музыкальному инструменту, возможности которого ни в прошлом, ни в настоящем не были в полной мере раскрыты в концертно-репетиционной работе исполнительских коллективов. И в этом заключается то главное, что актуально для образовательных тенденций на современном этапе и связано с осознанием роли выдвигаемых дирижёром эстетических позиций в сфере расширения художественно-звукового потенциала хора как особого музыкального инструмента. Очевидно, что в современной практике хоро-управления как в среде молодых музыкантов, так и в сфере профессиональной деятельности зрелых мастеров подобного рода явление, к сожалению, не находит должного применения.

Изучение творческих воззрений и практического опыта выдающегося музыканта современности позволит не только расширить представление о внутренних ресурсах хора как творческого организма, но, что особенно важно, поможет по достоинству оценить новую модель исполнительского коллектива, представляющую собой образец камерного типа музицирования. В ней хор рассматривается с точки зрения ансамбля солистов, что открывает новые грани в осмыслении данного понятия в наше время [4].

На пути к созданию современного русского камерного хора

Имя этого выдающегося музыканта широко известно как в нашей стране, так и за рубежом. Воспитанник школы

A. В. Свешникова, Владимир Минин унаследовал черты исполнительского стиля своего учителя и, сохранив их, приумножил в исполнительском искусстве Московского камерного хора. Воспринятые им традиции русского певческого искусства, нашедшие воплощение в исполнительском мастерстве Государственного академического хора под управлением А. В. Свешникова, он претворил в собственной исполнительской практике.

Безусловно, школа А. В. Свешникова, продолжателем которой стал

B. Н. Минин, была не единственным базисом, определившим направленность его исполнительского стиля в дальнейшем. Важной вехой в процессе профессионального становления дирижёра стала встреча с В. Г. Соколовым - блистательным музыкантом-практиком, в классе которого В. Минин учился в стенах Московской консерватории.

Несомненно, большое влияние на его творческое становление оказали и

те первоначальные шаги, которые сделал В. Минин в период обучения в капелле мальчиков в Ленинграде, где были заложены базовые навыки владения голосом и пения в хоре. Но главной школой в его профессиональной жизни стала самостоятельная творческая деятельность в таких коллективах, как хоровая капелла «Дойна», Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, учебные хоры в Новосибирской консерватории и ГМПИ имени Гнесиных и, наконец, Московский камерный хор.

Камерный хор как одно из направлений развития отечественного хорового искусства

Камерное хоровое исполнительство в нашей стране - новая форма светского музицирования, сложившаяся во второй половине ХХ века. Прежде существовала исключительно характерная для отечественного хорового искусства традиция, основанная на звучании большого состава, имеющего определённую репертуарную направленность и певческую манеру исполнения. Создание Московского камерного хора в начале 70-х годов прошлого столетия стало заметным событием в концертно-музыкаль-ной жизни нашей страны. Возник, по определению В. Минина, «современный камерный русский хор» [5, с. 42] - коллектив, у которого не было аналогов по качеству звучания, что выражалось в тембровом многообразии сочетания певческих голосов и особой исполнительской манере музицирования. Не менее важной в аспекте понимания тактики и стратегии нового коллектива стала творческая позиция его руко-

водителя. Рассуждая о предназначении и миссии хора в жизни современного общества, Владимир Николаевич отмечал: «...задача хорового искусства - духовное совершенствование личности, эмоциональный и искренний разговор со слушателем. Функция этого жанра, именно жанра - "катарсис слушателя"» [6, с. 9].

Очевидно, что в то время, когда создавался коллектив, такое направление, как камерное хоровое исполнительство, только формировалось в виде некой тенденции в отечественном исполнительском искусстве. Помимо хора В. Минина, эту ветвь в музыкально-сценическом искусстве представляла деятельность ещё одного коллектива - камерного хора под управлением В. Полянского. Но эти две структурно-певческие единицы, работавшие в жанре камерного музицирования, различались по своим художественно-эстетическим установкам. Это отражалось и в направленности исполняемого репертуара, и в характере звучащей формы с точки зрения исполнительского стиля её преподнесения.

Не случайно впоследствии один из коллективов, а именно камерный хор под управлением В. Полянского, был преобразован в новую структурную форму - Государственную академическую симфоническую капеллу России, а Московский камерный хор по-прежнему оставался верен своим, сформировавшимся ранее принципам, присущим именно камерному хоровому исполнительству. Отличительным признаком этого коллектива всегда была приверженность своим стилевым особенностям, одна из которых - певческая манера.

Голос Московского камерного хора можно безошибочно узнать среди мно-

125

126

жества других голосов. Его характерные свойства заключаются в многообразии тембровой палитры, в отношении к слову, в проникновенности звучания. При этом именно русская музыка становится главным направлением в творческой деятельности данного коллектива, поскольку, по утверждению самого В. Н. Минина: «Наш хор был создан для исполнения, в первую очередь, русской музыки, и мы свято следуем своему назначению» [7, с. 2].

Искусство дирижёрской интерпретации В. Н. Минина как «искусство интонируемого смысла»

Каждое произведение, исполненное Московским камерным хором, оставляет глубокое впечатление от погружения в его содержательную основу, наполненную яркой образностью и интонационно-выразительным смыслом. Безусловно, для любого музыканта-исполнителя проблема содержания является важной составляющей, но для В. Минина она приобретает первостепенное значение. Ведь тезис «как и о чём поём» - доминирующее обстоятельство в процессе творческих поисков дирижёра, та фундаментальная основа, что формирует интонационно-тембровую сферу музицирования, наполняя её смысловыми вибрациями.

Определяя исполнительскую стратегию Московского камерного хора на долгие годы, именно русская музыка обусловливает стилистику звучания данного коллектива. Речь идёт о таком уровне фонизма, когда певческое и содержательное начала совпадают по внутреннему накалу, экспрессии чувства, глубине переживания и проникновения в художественный образ исполняемого произведения. Данный синтез раскрывается, прежде всего,

через процесс интонирования, поиск правдивой интонации, заложенной в симбиозе «слово-звук», что всегда детерминирует итоговый результат -явление искомого смысла [8; 9].

Для В. Минина существует только одна универсалия, выраженная в соотношении «слово-звук-мысль». По его мнению, при отсутствии такого симбиоза «исполнение не поднимается до акта художественного творчества... слушателю преподносится звучащая оболочка слова» [10, с. 182]. Именно исполнение, наполненное пониманием содержания произведения, а не сольфеджирование составляет суть его собственных исполнительских решений. Поэтому трактовка дирижёра являет собой пример гармоничного сочетания музыкально-звукового и содержательно-смыслового компонентов. И как следствие - искусство дирижёрской интерпретации В. Минина есть искусство интонируемого смысла.

В ряду имён композиторов, к творчеству которых постоянно обращается Владимир Николаевич, следует прежде всего назвать С. Рахманинова, С. Танеева, Г. Свиридова, В. Гаврили-на. И это не случайно. Ведь именно в творческой антологии этих авторов есть образцы духовной и светской музыки, являющиеся эталоном композиторского мастерства в раскрытии глубины и полноты драматургического содержания средствами хорового звучания. К такого рода произведениям, часто звучащим в исполнении Московского камерного хора, следует отнести «Литургию святого Иоанна Златоуста» С. Рахманинова, хоровые миниатюры из цикла «Двенадцать смешанных хоров» на слова Я. Полонского, огромное количество произведений из творческого наследия Г. Сви-

ридова («Пушкинский венок», «Ночные облака», «Ладога») и, конечно же, «Перезвоны» В. Гаврилина.

Важно, что, продумывая интерпретацию сочинения, В. Н. Минин находит в нём главное, что составляет самую суть художественного образа. Несомненно, это феномен звука. Дирижёр утверждает: «Мне нужен "живой" звук. Звук, выражающий различные эмоции, переживания» [5, с. 65]. Звуковая красота и выразительность и составляют то особенное, без чего звучание Московского камерного хора не может не быть узнанным как по качеству фразировки, так и по исполнительской гибкости в выполнении всех авторских ремарок.

Следует отметить, что трактовка В. Н. Мининым каждой партитуры отличается и привнесением в процесс исполнения своей точки зрения, своих смысловых нюансов. В работе над ней он умеет достичь неповторимости трактовки художественного образа исключительно в границах авторского замысла, выделяя необходимые моменты в процессе развития драматургической идеи каждого сочинения. Такого рода творческая позиция руководителя Московского камерного хора в полной мере соотносится с высказыванием выдающегося немецкого дирижёра Ф. Вейнгартнера (1863-1942): «Целостное ощущение всего музыкального произведения и ведёт к художественному его исполнению; оно вытекает из глубокого внутреннего чувства» [11, с. 14]. Поэтому все трактовки В. Минина очень индивидуальны и отличаются особым характером дирижёрского решения, в котором есть живая энергия обновлённого материала с точки зрения музыкально-звукового целого. Его подход к проблеме интер-

претации не является стереотипом ни по отношению к тому, что звучит в общемузыкальном контексте (трактовки других дирижёров), ни в направлении акцентуации собственных поисков. В. Н. Минин стремится к результату, позволяющему расширить представление о содержательной основе исполняемого произведения, придав ему несколько иное прочтение. Дирижёр полагает: «Музыкант тем полнее раскрывает содержание исполняемого произведения, чем больше испытывает сомнений в правильности своей интерпретации» [5, с. 141].

Такого рода явления наиболее часто встречаются в концертной практике при исполнении хоровых сочинений С. Танеева, Г. Свиридова, В. Гав-рилина. Здесь в полной мере заметна тенденция к множественному и дифференцированному показу музыкального материала средствами его постоянного развития. В центре внимания дирижёра оказываются порой незначительные, но весьма существенные изменения звукового образа в сфере динамики, агогики, артикуляции.

Поэтому каждая встреча с коллективом Московского камерного хора для слушателя - радость открытия известного ранее сочинения, но уже в новом для него ракурсе. Новизна, как правило, затрагивает очевидные, но вместе с тем неожиданные моменты в ощущении целостного восприятия содержания исполняемого произведения благодаря трактовке важных деталей, встречающихся в тексте. Их преподнесение всегда сопряжено с желанием услышать и передать специфические особенности интерпретируемой музыки присущими данному коллективу средствами исполнительской выразительности.

127

128

Как правило, В. Минин находит дополнительный ресурс для усиления внутренней экспрессии хорового звучания, обращая внимание на качество многоголосия, развивающегося определённым способом в музыкальной фактуре изучаемой партитуры. И в этой работе творческий компонент проявляется в явном или в скрытом виде.

В таких исполнительских решениях предлагаемый вариант тесно связан с особенностями голосоведения каждой хоровой партии, с теми версиями сочетаний отдельных голосов, которые, дополняя друг друга, обогащают звуковое целое интонационными оттенками темброво-голосовых красок. Усиливая общую картину певческого фонизма, В. Минин стремится максимально полно отразить вокально-певческую природу хора, обладающего неограниченным запасом вариативных возможностей. Среди них - тембровая окраска голоса и его выразительность как необходимые условия для полноты раскрытия переживаемой эмоции.

В этой функции голос выступает как инструмент, наделённый способностью реагировать на малейшие психофизические изменения в характере восприятия каждого хориста и всех поющих. В. Н. Минин, используя вокально-певческие ресурсы хора, не ограничивает свои поиски стандартными решениями, изменяя силу звука отдельных партий - столь распространённый приём в исполнительской практике других дирижёров. Он находит особые возможности в направлении расширения темброво-динамиче-ской палитры хорового звучания, что в наибольшей степени соотносится именно с нюансом, подчёркивая тем самым уникальность певческо-голосо-вого инструмента. Таким образом ди-

рижёр выделяет тембровый компонент как один из важных стилистических признаков звучания Московского камерного хора в каждой своей интерпретации.

Тем самым Владимир Николаевич утверждает тембр в значении основополагающей позиции в развитии певческой стратегии хора. Прежде, до В. Минина, в традициях русской школы хорового пения данная певческая категория не была представлена так ярко. И только в исполнительском искусстве В. Минина и Московского камерного хора тембровый компонент выполняет особую роль, выступая в активной функции средства выразительности в раскрытии содержания музыкального произведения. Благодаря тембровым оттенкам хорового звучания, кардинально изменяется и качество певческого многоголосия в полноте его темброво-фонических характеристик [12].

Эти две особенности выразительно-содержательного и выразительно-изобразительного моментов ясно ощущаются во всех интерпретационных подходах дирижёра к прочтению того или иного композиторского замысла. К примеру, «Вечерняя музыка» из хоровой симфонии-действа В. Гаврили-на - образец хоровой сонорики. Ещё один пример - «Тебе поем» из «Литургии святого Иоанна Златоуста» С. Рахманинова. В этом произведении звуки каждой хоровой партии сливаются в единый унисон внутреннего соборного чувства, переживаемого всеми одновременно как единое целое, напоминая эффект органного звучания.

Нельзя не отметить и другой нюанс в характеристике певческих голосов в представлении В. Минина, когда все темброво-мелодические линии начинают существовать в совокупности

их сочетания в фактурно-музыкальном пространстве целостной ткани композиции. Яркое подтверждение тому -хоровые миниатюры «Вечер», «Посмотри, какая мгла» С. Танеева на слова Я. Полонского, где с особым мастерством отражается полифоническая идея развёртывания музыкального материала. В. Минин, тонко чувствуя способы организации звукового целого, создаёт адекватную форму певческого многоголосия, в которой, сочетаясь, отождествляются по своим функциям внутри данной композиции темброво-фонические и темброво-мелодические линии. В результате возникает ощущение звучащей партитуры: визуальное - нотно-графическое изображение и аудиовпечатление, представленное в качестве певческого фонизма, совпадают в полной мере.

Необходимо отметить и другие примеры в отношении поиска В. Мининым певческих возможностей хора, но уже связанных со словом. Особой страницей в исполнительском творчестве коллектива становится совместная работа с Г. В. Свиридовым. Эта судьбоносная встреча определила магистральный путь развития Московского камерного хора на долгие годы. Работа над произведениями композитора явилась ещё одной школой дирижёрского мастерства в овладении музыкальной формой сочинения средствами глубоко и проникновенно интонируемого слова, окрашенного темброво-смысловой выразительностью в звучании певческих голосов. Тем самым В. Минин сумел воплотить масштабные по содержанию авторские композиции, создав великолепные образцы хорового звучания в сфере камерного музицирования. И тогда, и впоследствии интонируемое слово становится ключевым моментом

в стратегии руководителя прославленного коллектива, что, по мнению В. Минина, «и есть искусство переживания» [5, с. 75].

Ещё одна немаловажная черта дирижёрского стиля В. Минина проявляется в его взгляде на певческо-голо-совой ресурс хора, а именно в открытии персонифицированных возможностей каждой партии как активного участника в происходящем событии. Этот пример имеет отношение не к функциональной мобильности какой-либо темброво-фонической линии, а скорее к некоему действу, разыгрывающемуся по определённому сценарию «в лицах».

Речь идёт о театрализации исполняемых хоровых сочинений, где выписана ролевая функция каждой хоровой партии, индивидуально реагирующей на внутрисюжетный контекст. Созданная В. Гаврилиным симфония-действо «Перезвоны» - образец такого рода произведения, где использован более широкий диапазон хоровых возможностей как стимул для развития театрального действа. Посвящён-ное В. Н. Минину, это сочинение стало этапным в творчестве дирижёра, раскрыв и новые певческо-артистиче-ские качества хористов коллектива Московского камерного хора.

Исполнив «Перезвоны» В. Гаврили-на, В. Минин уже тогда, одним из первых в нашей стране музыкантов воспринял идею театрализации, реализовав ранее не использованный инструментарий темброво-интонационных и тем-брово-выразительных средств певче-ско-хорового звучания. Такого рода эксперимент указал на дальнейший путь развития самого хорового жанра как исполнительского вида искусства, а трактовка В. Минина стала ярким под-

129

130

тверждением возможности реализации этих открытий в будущем. В. Гаврилин, комментируя результат их совместной работы, отмечал: «Где-то в перспективе чудится хоровой театр» (цит. по: [13, с. 354]).

И сегодня мы можем наблюдать подобные явления, связанные с включением театрализации как компонента в концертно-сценическую среду ряда профессиональных и любительских коллективов. Такая тенденция заметна и в исполнении современной авторской музыки, и в оригинальных аранжировках народных песен, включающих сонористические эффекты в сочетании с элементами сценической пластики и хореографии.

Но в исполнительском прочтении В. Минина «Перезвонов» В. Гаврилина одновременно ощущается и классический, и современный подход к реализации авторского проекта: прочтение партитуры средствами неограниченных возможностей голоса в проекции общего хорового звучания. Подобный принцип включения всех партий в динамически развивающееся звуковое целое (яркость сюжетной линии - элемент театрализации) заложен в самой идее создания Московского камерного хора по образцу ансамбля солистов. Данная экспериментальная певческая модель, актуальная и в момент её зарождения, и в наше время, - явление многогранности хора в роли феноменального инструмента как в раскрытии композиционных возможностей самого музыкального материала (интенция автора), так и в сфере исполнительского средства выразительности (интерпретация дирижёра). Имеются в виду богатство и разнообразие тембровой палитры в звучании хора, яркость фонизма, певческий артистизм в искусстве лицедей-

ства, определяющие многофункциональность певческо-исполнительских ресурсов Московского камерного хора. По словам В. Минина, для него «хор -это не аккуратно подстриженный газон, не безликий ансамбль, а творческий коллектив индивидуальностей, ансамбль солистов» [5, с. 44].

В результате совместных поисков в композиторской (симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны») и дирижёрской сферах деятельности (трактовка В. Минина) рождается новый абрис хора - певческий коллектив, способный решать самые разнообразные творческие задачи. Последователем данной инициативы выступает в наше время, наряду с Московским камерным хором, хоровой театр под руководством Бориса Певзнера. Будучи учеником Владимира Николаевича, он развивает тенденции мининского хора, но исключительно в ансамблевой форме музицирования.

Общей чертой исполнительской деятельности двух дирижёров и возглавляемых ими коллективов является мастерство в работе с певческими голосами как с персонифицированными явлениями, наделёнными яркими тем-брово-индивидуальными исполнительскими характеристиками. И, кроме того, сам факт музицирования средствами голоса (гибкая фразировка, широкая амплитуда темброво-интонаци-онных оттенков, артистизм) становится значимым в ощущении свободы певческого дыхания при смене различных темпоритмических, агогических, динамических нюансов в восприятии музыкального образа. Благодаря этим качествам раскрывается уникальная роль Московского камерного хора как носителя передовых идей в жанре хорового исполнительства.

Несмотря на широкий репертуарный пласт коллектива в целом: вокально-симфоническая музыка западноевропейских и отечественных композиторов ("Gloria" А. Вивальди, «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини, «Реквием» В. А. Моцарта, «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Симфония псалмов» И. Стравинского), хоровые миниатюры без сопровождения зарубежных авторов (О. Лассо, К. Монтеверди, Г Форе, К. Дебюсси, М. Равеля), многообразие жанровых микстов, представленных в концертных программах данного коллектива (участие в оперных постановках совместно с оркестром под управлением В. Федосеева, музыкально-литературные композиции, исполнение мюзиклов Л. Бернстайна в ансамбле с бродвейскими артистами), главной линией в творческой деятельности Московского камерного хора остаётся русская хоровая музыка a cappella. Это произведения С. Рахманинова, С. Танеева, Г Свиридова, В. Гаврили-на, которые, будучи классикой отечественного музыкального искусства, в трактовках Владимира Минина всякий раз обретают своё непреходящее значение как уникальная культурная ценность. «Голос хора, - утверждает дирижёр, - должен быть голосом духовной сути народа, выявлением его нравственных идеалов» [5, с. 44].

Таким образом, певческое искусство коллектива, возглавляемого Владимиром Мининым, по своим художественным ориентирам не только ассоциируется с лучшими традициями школы А. В. Свешникова (звуковой идеал), но и открывает новые пути в развитии самого исполнительского жанра в аспекте неограниченных возможностей хора как особого музыкального инструмента. А главное кре-

до исполнительского стиля В. Минина состоит в раскрытии содержания произведения средствами тембрового интонирования как процесса осмысления драматургического концепта всего сочинения, выраженного в дирижёрской интерпретации выдающегося музыканта. «Исполняемые произведения, - убеждён маэстро, - должны заставлять человека задумываться над тем, зачем и как он живёт» [Там же, с. 42]. Поэтому каждая встреча с искусством этого мастера - пример непревзойдённой трактовки темброво-певческих возможностей хора как необходимого условия дирижёрской интерпретации, как искусства интонируемого смысла. Именно в этом аспекте особым образом актуализируется значение фигуры маэстро В. Минина и на страницах данной статьи, и в плане общественного резонанса как феномена универсальной работы дирижёра с певческими голосами в структуре хорового звучания.

Очевидно, что одно из самых важных достижений В. Минина в практической работе с певческим коллективом - это его отношение к голосу как первооснове исполнительского процесса. Для дирижёра это не только голосовой материал априори, но и уникальная возможность для раскрытия дополнительных ресурсов в певческой структуре хорового звучания, где тембр голоса каждого исполнителя является главной движущей силой в реализации художественно-творческого проекта [14].

Работа над тембром для В. Минина - магистральная линия, охватывающая широкий диапазон творческих поисков самого мастера, тот камертон, который определяет степень личностного участия каждого певца-

131

132

ансамблиста как музыканта в сотвор-ческом процессе совместно с дирижёром. Тембр для маэстро - это и удивительная краска, и редкое по своей выразительной силе средство воздействия на рецепцию слушательского восприятия в процессе раскрытия художественного образа произведения.

Заключение

Ознакомление с творческим методом В. Минина - это стимул для раскрытия творческой позиции каждого студента в границах понимания хормейстерских задач и осознания путей эффективности их решения в самостоятельной учебно-практической работе. Представленный в данной статье материал призван способствовать активизации интереса к творческой лаборатории Мастера, изучению его опыта в концертно-репетиционной деятельности, а также в аудио- и видеозаписях. Сформировавшиеся впечатления станут импульсом к поиску креативного результата в учебно-образовательной практике, усилят когнитивный эффект в процессе рефлексии студентами собственной деятельности.

Приобретаемый интонационно-слуховой опыт в полной мере может быть применим в изучении хоровой партитуры на занятиях по предмету «Дирижирование» в аспекте осмысления более детального и многогранного характера её звучания. Искусство В. Минина, воплощённое в певческом мастерстве артистов Московского камерного хора, представляет собой некий эталон, который формирует мыслительную и интонационно-слуховую активность студента. Это предпосылка, активная внутренняя мотивация для самостоятельной творческой работы обучающихся в поиске необхо-

димого звукового решения. Это процесс накопления особого рода знаний относительно темброво-акустической реакции на итоговый и художественный результат.

Таким образом, получаемая информация фиксирует в сознании студента необходимый комплекс впечатлений, где звучащая форма - тембр -генерирует основную эмоционально-смысловую энергию, являясь трансформирующим звеном, посредником между исполнителем и слушателем. И в этом коммуникационном действии заложена важная идея для образовательного процесса - пристальное внимание ко всем деталям изучаемой партитуры, к тем средствам выразительности (динамика, агогика, артикуляция, фразировка, штрихи), где голос играет решающую роль.

Осмысление рассмотренного в статье опыта позволит обучающимся не только изучить методику данного дирижёра, но и взглянуть шире на современный исполнительский звуковой контекст (певческое искусство других хоровых коллективов) и тем самым совершенствовать собственный подход к работе с учебным материалом как в классе хорового дирижирования (изучение партитуры), так и при подготовке дипломной программы с учебным хором. Ведь опыт В. Минина в аспекте нового взгляда на художественно-акустический феномен хора позволит воспринять тембр голоса как важное выразительное средство в процессе интонирования музыкального текста произведения, что создаёт в сочетании с другими факторами исполнительской «лексики» (динамика, фразировка, фактура, штрихи) дополнительную возможность для дирижёрской интерпретации.

Именно поэтому каждая трактовка Владимира Минина в сотворчестве с Московским камерным хором есть школа профессионального мастерства для обучающегося в вузе контингента, что способствует как расшире-

нию музыкального кругозора студентов, так и приобретению ими художественно-эстетического опыта в качестве необходимого критерия в работе с музыкально-звуковым материалом.

Исследование выполнено в русле научных исследований кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных.

The research is carried out in line with the research of the Department of Choral and Solo Folk Singing of the Gnessin Russian Academy of Music.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Минин, В. Н. Могучее средство объединения людей [Текст] / В. Н. Минин // Советская музыка. - 1982. - № 9. - С. 50-52.

2. Минин, В. Н. Эта музыка должна звучать как откровение [Текст] / В. Н. Минин // Г. Свиридов в воспоминаниях современников / сост. А. Б. Вульфов. - М. : Молодая гвардия, 2006. - С. 196-205.

3. Минин, В. Н. Мы оппонировали казённому искусству [Текст] / В. Н. Минин. Беседа записана Т. Тхарёвой // Музыкальная жизнь. - 2009. - № 1. - С. 37-39.

4. Байкова, Е. Н. Хору Владимира Минина - 40 лет [Текст] / Е. Н. Байкова // Музыка и время. - 2013. - № 9. - С. 18-21.

5. Минин, В. Н. Соло для дирижёра [Текст] / В. Н. Минин. - М. : Композитор, 2010. - 146 с.

6. Дар прекрасного искусства [Текст] / авт.-сост. Г. Гинзбург. - М. : П. Юргенсон, 2007. - 67 с.

7. Московский камерный хор [Текст] : буклет / ред. Е. Точиева. - М. : б. и., 1987. - 33 с.

8. Саркисова, Р. А. Творческая слава России: Владимир Минин [Текст] / Р. А. Сар-кисова // Музыкальная академия. - 2009. -№ 3. - С. 1-4.

9. Саркисова, Р. А. Голос из хора: к 40-летию Московского камерного хора [Текст] / Р. А. Саркисова // Музыкальная академия. - 2012. - № 4. - С. 131-135.

10. Паисов, Ю. И. Беседы с В. Мининым [Текст] / Ю. И. Паисов // Современные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проблемы советского музыкально-исполнительского искусства : сб. статей / ред.-сост. А. Алексеев. - М. : Советский композитор, 1985. - С. 179-183.

11. Вейнгартнер, Ф. О дирижировании [Текст] / Ф. Вейнгартнер. - СПб. : Композитор,

2015. - 56 с.

12. Байкова, Е. Н. Хор как оркестр человеческих голосов [Текст] / Е. Н. Байкова // Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. -

2016. - Вып. 2 (22). - С. 166-174.

13. Тевосян, А. П. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина [Текст] / А. П. Тевосян ; отв. ред. Г. Г. Белов ; ред.-сост. Я. Л. Бутовский, Н. Е. Гаврилина. - 133 СПб. : Композитор, 2009. - 354 с.

14. Звук хора Минина. К 45-летию коллектива [Текст] / сост. В. Ойвин, отп. в типографии СД, 2017. - 31 с.

REFERENCES

1. Minin V. N. Moguchee sredstvo ob'edineniya lyudej [Powerful means of association of people]. Sovetskaya muzyka, 1982, no. 9, pp. 50-52 (in Russian).

2. Minin V. N. Eta muzyka dolzhna zvuchat' kak otkrovenie [This music has to sound as a revelation]. G. Sviridov v vospominani-yakh sovremennikov [G. Sviridov in the memoirs of his contemporaries]. Compiler A. B. Vul'fov. Moscow: Molodaya gvar-diya Publ., 2006, pp. 196-205 (in Russian).

3. Minin V. N. My opponirovali kazennomu iskusstvu [We opposed state art]. Muzykal'naya zhizn ' - Musical Life, 2009, no. 1, pp. 37-39 (in Russian).

4. Bajkova E. N. Khoru Vladimira Minina - 40 let [Vladimir Minin's Choir is 40 years]. Muzyka i vremya, 2013, no. 9, pp. 18-21 (in Russian).

5. Minin V. N. Solo dlya dirizhera [Solo for the conductor]. Moscow: Kompozitor, 2010. 146 p. (in Russian).

6. Darprekrasnogo iskusstva [Gift of fine art]. Author-compiler G. Ginzburg. Moscow: P. Yurgenson Publ., 2007. 67 p. (in Russian).

7. Moskovskij kamernyj khor [Moscow Chamber Choir]. Ed. E. Tochieva. Moscow: s. n., 1987. 33 p. (in Russian).

8. Sarkisova R. A. Tvorcheskaya slava Rossii: Vladimir Minin [Creative glory to Russia: Vladimir Minin]. Muzykal'naya akademi-ya - Music Academy, 2009, no. 3, pp. 1-4 (in Russian).

9. Sarkisova R. A. Golos iz khora: k 40-letiyu Moskovskogo kamernogo khora [Voice from chorus: to the 40 anniversary of the Moscow Chamber Choir]. Muzykal'naya akademi-ya - Music Academy, 2012, no. 4, pp. 131135 (in Russian).

10. Paisov Yu. I. Besedy s V. Mininym [Discussions with V. Minin]. Sovremennye problemy sovetskogo muzykal'no-ispolnitel 'skogo iskusstva: sb. statej [Modern problems of Soviet music and performing arts: a collection of articles]. Editor-compiler A. Alekseev. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 1985, pp. 179-183 (in Russian).

11. Weingartner F. O dirizhirovanii [On conducting]. St. Petersburg: Kompozitor Publ.,

2015. 56 p. (in Russian).

12. Bajkova E. N. Khor kak orkestr chelo-vecheskikh golosov [Choir as orchestra of human voices]. Vestnik PSTGU. Seriya V. Vo-prosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva,

2016. Issue 2 (22), pp. 166-174 (in Russian).

13. Tevosyan A. P. Perezvony: zhizn', tvorchest-vo, vzglyady Valeriya Gavrilina [Ringing: life, creativity, Valery Gavrilin's views]. Responsible editor G. G. Belov. Eds.-comp. Ya. L. Butovskij, N. E. Gavrilina. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 2009. 354 p. (in Russian).

14. Zvuk khora Minina. K 45-letiyu kollektiva [Sound of the Minin's chorus. to the 45 anniversary of the collective]. Compiler V. Ojvin. Printed in the printing-house SD,

2017. 31 p. (in Russian).

134

Статья поступила в редакцию 18.11.2017. The article was received on 18.11.2017.

Байкова Елена Николаевна, профессор кафедры хорового и сольного

народного пения

e-mail: lena.baykowa@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных», ул. Поварская, 30-36, Москва, Российская Федерация, 121069

Yelena N. Baykova, Professor at the Department of Choral and Solo Folk e-mail: lena.baykowa@yandex.ru

Federal State Educational Institution of Higher Education "Gnessin Russian Academy of Music" (RGMA),

Povarskaya Street, 30-36, Moscow, Russian Federation, 121069

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.