ПЕВЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В РУССКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Е. Н. Байкова,
Российская академия музыки имени Гнесиных
Аннотация. В статье рассматривается значение понятия «певческий компонент» в русской культуре. Определяются его место и роль в системе социокультурных связей. Предлагается аспектация смысловых значений данного понятия. Во-первых, оно неотделимо от русского народного творчества, где певческое начало было доминирующей тенденцией в песенно-бытовой практике. Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к устной традиции, в контексте которой сознание народа формировалось как целостное явление. В этом явлении запечатлевалась и историческая память народа, и первоначальный опыт культуры этно-общения в повседневной жизни каждого человека. Во-вторых, устанавливается связь певческого компонента с характером православного церковного богослужения как важной его составляющей. В этом плане акцентируется значение певческого компонента как необходимого условия в раскрытии соборного чувства верующих - основы молитвенно-духовного состояния. Кроме того, это и фактор усиления национального самосознания русского народа, и образец уникального искусства древнего распева. В-третьих, певческая форма представляет явление профессионального исполнительского искусства и композиторского творчества в жанре хоровой музыки. Это тот пласт общекультурного наследия, где певческий компонент выступает в роли активного созидательного импульса (концертная деятельность хоровых коллективов, репертуар, характер слушательского восприятия). В заключение обобщается значение певческого компонента как объединяющего начала, обладающего огромной нравственной силой для социокультурного контекста в целом.
Ключевые слова: певческий компонент, песенная культура народа, церковно-певческое искусство, исполнительская деятельность профессиональных хоровых коллективов, композиторское творчество, национальная идея, социокультурный контекст, музыкальное просветительство.
Summary. This article discusses the meaning of "vocal component" in Russian culture. Define the place and role of the singing component in the system of sociocultural relations. Offers aspectize semantic meanings of the concept. First, in the field of Russian folk art, where singing the beginning was the dominant trend in song and domestic practice. This is directly related to the sphere of oral tradition, where the consciousness of the entire nation was formed as a holistic phenomenon. The phenomenon, which was etched and the historical memory of the people, and the initial experience of culture idealsedia in the daily life of every person. Secondly, the connection of the singing component to the nature of the Orthodox Church worship as an important part of it. In this regard, emphasizes the importance of singing as a necessary component of the conditions in the erection of the Cathedral
42
of feelings of believers is the basis of prayer-spiritual state. In addition, it is also the factor of strengthening of national consciousness of the Russian people, and sample the unique art of ancient chant. And, third,, the singing form is the phenomenon of professional performing arts and music in the genre of choral music. This is the formation of common cultural heritage, where the singing component acts as an active creative impulse (concert activities choral ensembles, the repertoire, the nature of audience perceptions). In the conclusion summarizes the importance of singing as a unifying component beginning, with great moral force for the socio-cultural context in General.
Keywords: component singing, song culture of the people, Church-singing art, performing activities of professional choirs, composition creation, the national idea, the socio-cultural context, musical enlightenment.
Объём понятия «певческий феномен» для русского человека чрезвычайно широк. Это - целый мир, где переплетаются многие смыслы, чувства, эмоции всего народа, где человеческое «я» обретает отдохновение от земных забот, оставаясь при этом предельно связанным с ним. О несокрушимости этого единства, обладающего необычайной силой и прочностью, говорит то, что любая песня, спетая народом, является не только потребностью его души, но и частью той жизненной ситуации, в которой она родилась.
Поэтому понятно, почему так велика сила воздействия от переживаемого песенного образа. В первую очередь, речь идёт о песенном наследии, сложившемся в русле устной традиции, где бытовой и художественно-смысловой элементы были неотделимы друг от друга. Это - мощная область этнознания об окружающем человека мире, в котором запечатлена историческая память всего народа. Это - среда общения, самопроизвольно образующаяся на пересечении многих «я», где общее и индивидуальное слились воедино. «...Для русских пение, - пишет Л. В. Шамина, - всегда
было устойчивой традицией, потому оно обрело статус коренного признака культуры. Оно во все времена несло в себе серьёзные социальные функции и в конце концов вылилось в насущную духовную потребность нации...» [1, с. 317].
И в этом аспекте пение, а если шире - песенная культура народа, становится обязательным условием его внутреннего единства. В такие моменты осознаётся глубинный смысл данного явления: оно перерастает границы своего привычного значения и приобретает иной масштаб - становится важной составляющей исторической памяти народа.
Безусловно, певческий компонент - это не только песенная культура народа, воплощённая в развивающейся стихии устной традиции. Другая ветвь, отражённая в ещё одном аспекте народно-певческого наследия, характеризует идею соборности в сфере христианской морали. В данном процессе роль певческого феномена также чрезвычайно велика. Речь идёт как о мастерах в области православного церковно-певческого искусства - выдающихся распевщиках, творивших на Руси на протяжении мно-
43
44
гих веков, так и о певческом явлении в христианскую эпоху в целом.
В период, когда закладывались основы христианского мировоззрения, певческий элемент нёс одну из главных функций в создании необходимой атмосферы молитвенного состояния. При церквях и монастырях создавалось множество хоров, являющихся неотъемлемой частью церковной службы.
В данном контексте певческий элемент способствует усилению углублённого характера внутреннего созерцания. В этом качестве певческое начало становится формой, объединяющей верующих, присутствующих в храме во время богослужения. Как отмечает Е. С. Тугаринов, «.это именно художественно выраженное духовное переживание, не личное, не субъективное, а цельное, общее, разделённое всеми.» [2, с. 11].
Обязательность данного компонента необходима и для утверждения структурной целостности церковной службы. Именно поэтому в сфере цер-ковно-певческого искусства певческая форма предстаёт как одно из главных условий, определяющих своё значение в структуре церковной службы.
Нельзя не сказать и об уникальном творческом наследии мастеров-распев-щиков. Не сохранившееся в «звуковой летописи» нашего народа, оно не утратило своей актуальности и сегодня. Это пример величия духа, претворившегося в удивительном искусстве распева таких певцов-самородков, как Ф. Крестьянин, С. Голыш, братья С. и В. Роговы и многие другие.
На таких примерах формировались целые школы мастеров-распев-щиков, создававших образцы одноголосной и многоголосной версий пер-
воисточника (знаменный, демествен-ный распевы и др.). Высокое певческое искусство распева было и остаётся значимым явлением в русской культуре, о чём свидетельствует репертуар профессиональных академических хоровых коллективов, таких, например, как Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Московский государственный академический камерный хор под руководством В. Н. Минина, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга под руководством В. А. Чернушенко и др.
И в этом смысле пение (шире - певческая культура) народа (песенно-бы-товое плюс церковно-певческое искусство) становится условием внутреннего единства людей как некой общности (этноаспект, христианские идеалы). В такие минуты очень чётко осознаётся глубинный смысл данного явления, когда оно перерастает границы своего привычного значения, становясь неизмеримо большим, нежели просто действие, способ, функция.
Безусловно, певческая форма -особое качество народного сознания, его духовной силы, воплощённое в исторической памяти многих поколений (этноопыт, христианские ценности). Это мощный фундамент, на котором развивается как песенная ветвь народного творчества, так и огромный пласт, существующий в сфере церковно-певческого искусства.
Сегодня, как и ранее, значение певческого феномена чрезвычайно велико. Его роль определяется не только задачами современного профессионального исполнительского искусства (народное и академическое
пение), но и необходимостью значительного усиления культурно-просветительского начала в отечественной музыкальной культуре и образовании в целом. Имеется в виду стимулирующее воздействие певческого компонента на рост культурного потенциала народных масс, на активизацию общественно-политического сознания людей как единой ментальной единицы.
Поэтому в современных условиях чётко кристаллизуется абрис объединяющего начала, представленного в связующей функции певческого феномена. Наиболее ярко эта функциональная направленность проявляется там, где певческое начало представлено наиболее полно. В качестве такой формы, ассоциирующейся с высокой миссией певческого искусства, выступает хоровое пение, главной функцией которого, по словам В. Н. Минина, является «...очищение души, своеобразный эстетический катарсис» [3, с. 42].
Именно хоровое пение обладает особой силой воздействия на современный социотип людей. Ведь традиционно для русской ментальности хоровое пение - это явление, в равной степени характерное как для песенно-бытовой области, так и для профессионально-исполнительской практики. Поэтому для русского человека певческая форма (шире - хоровое пение) - это некая аксиома, не только сложившаяся в его песенно-бытовой, религиозной практике, но и получившая своё дальнейшее развитие в сфере профессионально-исполнительского искусства и композиторского творчества как в прошлые столетия, так и в наше время. Необходимо подчеркнуть важность содержательно-тематического аспекта, образующегося на пересечении высоких смыслов, опре-
деляющих масштаб и развёрнутый характер певческо-хоровой формы.
В области композиторского творчества это крупные циклические композиции, кантатно-ораториальный жанр, опера (в творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина). В сфере кон-цертно-исполнительской деятельности, затрагивающей проблему профессионального мастерства, это высокое певческое искусство целого ряда как уже упоминавшихся нами отечественных хоровых коллективов, так и многих-многих других.
Важно отметить, что большое значение имеет и репертуар хоровых коллективов, определяющий художественно-стилевое качество исполняемых произведений. Кроме того, это и творческо-исполнительский ресурс, обусловленный посредством голоса реализовывать масштабную по своему замыслу художественную задачу. «Голос хора, - считает В. Н. Минин, -должен быть голосом духовной сути народа, выявлением его нравственных идеалов» [Там же, с. 44].
Здесь необходимо подчеркнуть, прежде всего, роль певческого искусства в создании драматургического образа. Имеются в виду и те темброво-певческие формы, создающиеся в звучании хоровых голосов, и сам звуковой процесс, определяемый подходом дирижёра к использованию певческо-голосового материала как элемента выразительности. Ведь именно возможности хора как инструмента воспринимаются в качестве основного условия в процессе интерпретации музыкального произведения. «Исполняемые произведения, - пишет В. Н. Минин, - должны заставлять че-
45
46
ловека задумываться над тем, зачем и как он живёт» [3, с. 42].
И в этом смысле важна содержательная часть концертной программы, которая настраивает слушательскую аудиторию на «определённую волну». В этой связи следует учитывать несколько показателей, влияющих на итоговый результат. Во-первых, это репертуарная часть программы хоровых коллективов, охватывающая различные жанрово-стиле-вые пласты и имеющая при этом чётко выраженный концептуальный план выражения (характер содержания). Во-вторых, это высокий уровень профессионального мастерства артистов хора, свидетельствующий о принадлежности к высокому рангу исполнительского искусства. В третьих, гражданская позиция, отражённая в стремлении всех участников концертного действа выразить определённое отношение к исполняемой музыке (проблематика содержания, нравственный коллективно-личностный тонус высказывания). Наконец, это сонастро-енность на слушателя-единомышленника, разделяющего общие творческие устремления всех участников концертного действа.
Оказывая определённое влияние на характер слушательского восприятия, певческий феномен проявляет себя с точки зрения связующей формы единства, пробуждая активность каждого реципиента к общему процессу осмысления звукового события. Таким образом, певческий компонент становится мощным катализатором всех процессов, стимулирующих коллективно-личностную инициативу слушательской аудитории.
Координируя внутренние процессы в сознании коллективно-личност-
ного «я», пение как процессуальный элемент не только сохраняет своё значение в рамках исполнительского момента (звуковая форма), но и имеет более широкий эффект воздействия -в масштабе характера восприятия в целом. Поэтому взгляд на певческое искусство становится движущей силой в пробуждении гражданской и нравственной позиции многих людей. В этом аспекте роль просветительской функции хорового искусства (академическое и народное пение, профессиональное и любительское музицирование) в развитии коллективно-личностного фактора весьма велика.
Таким образом, определение значения певческого феномена в системе социокультурных связей формирует представление о нём как о национальном феномене, существующем в природе русской ментальности. Мощное организующее начало, воплощённое в соборной силе коллективно-личностного соучастия в певческом процессе, делает сам процесс чрезвычайно масштабным явлением. В нём фокусируется огромная энергия единого чувства и восприятия содержания интонируемого смысла, общей сонастроенности на характер музыкального образа.
В этой связи актуализируется значение певческого феномена как высшей формы (хоровое пение), объединяющей множество людей в границах художественно-звуковой реалии, многократно усиливающей качество национального единства и социокультурный контекст в целом. И в этом отношении мы солидарны с позицией А. А. Юрлова, который пишет: «Русское певческое искусство. Как родной язык, оно понятно и близко каж-
дому русскому человеку. В нём - древнем и нестареющем - живая связь времён. В нём - обострённое и взволнованное чувство России, Родины» [4, с. 103].
Сегодня роль певческого феномена как объединяющего начала в русской музыкальной культуре по-прежнему чрезвычайно важна, поскольку певческая форма обладает способностью сплачивать людей в едином порыве мысли и чувства. Благодаря колоссальным объединяющим возможностям, сосредоточенным в певческой природе коллективного действия, в ней заключается огромная нравственная сила. В наше время на певческий феномен оказывают влияние не только исторический опыт его становления и развития, но и особенности современного социокультурного контекста. И в этом смысле необходимо подчеркнуть, что пение как уникальная форма коллективно-певческого единства обладает запасом внутренних сил, консолидирующих общественные отношения в социуме. Такой взгляд на содержательный аспект певческого феномена определяет его значение в масштабах национальной идеи как сегодня, так и в будущем.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. В. Шамина. «Голос из хора». Документальная хроника [Текст] : науч.-мето-дич. издание для руководителей народных хоров и самодеятельных коллективов / протоирей Артемий Владимиров. -М. : б. и., 2016. - 374 с.
2. Тугаринов, Е. С. Русские регенты [Текст] / Е. С. Тугаринов. - Т. 1. - М. : Паломник, 2014. -350 с.
3. Минин, В. Н. Соло для дирижёра [Текст] / В. Н. Минин. - М. : Композитор, 2010. -146 с.
4. Александр Юрлов. Статьи и воспоминания [Текст] / сост. И. Б. Марисова. - М. : Советский композитор, 1983. - 199 с.
REFERENCES
1. L. V. Shamina. "Golos iz khora". Dokumen-tal'naya khronika. - Nauch.-metodich. izda-nie dlya rukovoditelei narodnykh khorov i samodeyatel'nykh kollektivov. Moscow: b. i., 2016. 374 p.
2. Tugarinov E. S. Russkie regenty. T. 1. Moscow: Palomnik, 2014. 350 p.
3. Minin V. N. Solo dlya dirizhera. Moscow: Kompozitor, 2010. 146 p.
4. Aleksandr Yurlov. Stat'i i vospominaniya. Sost. I. B. Marisova. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1983. 199 p.
47