Научная статья на тему 'Творческий инновационный подход к проведению образовательного процесса на кафедре клинической микробиологии'

Творческий инновационный подход к проведению образовательного процесса на кафедре клинической микробиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / индивидуальный творческий подход / элективный курс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железняк Н. В., Данющенкова Н. М., Зубарева И. В., Беренштейн Т. Ф., Фролова А. В.

Современная педагогика характеризуется творческим подходом к образовательному процессу, в котором используются технологии личностно-ориентированного обучения, создания высокого уровня мотивации обучающегося и позитивного отношения к изучаемому предмету. Обширный спектр изучаемой информации на кафедре клинической микробиологии требует высокого уровня подготовки преподавателей и знания специфики будущей специальности студента. Одним из элементов высокоэффективной подготовки специалистов и примером творческого подхода к обучению является проведение элективного курса. В основу курса положен коммуникативный принцип, ориентированный на перспективную востребованность полученных знаний и навыков. Конечным и основным результатом деятельности педагога является компетентный специалист, обладающий конкурентоспособностью на международном уровне. Эффективное усвоение материала невозможно без глубоких современных знаний по предмету, творческого подхода к изложению материала, инновационных способов и приемов в преподавании клинической микробиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Железняк Н. В., Данющенкова Н. М., Зубарева И. В., Беренштейн Т. Ф., Фролова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pedagogics is characterized by creative educational approach encompassing multiple technologies of personality oriented training that stimulates high level of student.s working motivation with positive attitude to the subject studied. A great spectrum of special information provided at the chair of clinical microbiology requires top-score level of teacher.s professional abilities together with proper knowledge of the specific character of student.s future speciality. Innovative methods in higher school training include numerous educational techniques; one of them is the socalled.elective course. that implies strict scrutiny of the selected branch in the field of bacteriology, virology or immunology. This course is based on the principles of close teacher-students communication oriented towards implementation of acquired knowledge and practical skills in their future career. It is evident that the final result of all pedagogical efforts should be the training of highly skilled specialist capable of competing at the international level. An efficient learning is impossible without acquisition of modern comprehensive content of the discipline by students, creative approach to the subject delivery, usage of innovative techniques in the course of clinical microbiology teaching.

Текст научной работы на тему «Творческий инновационный подход к проведению образовательного процесса на кафедре клинической микробиологии»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2010

ТВОРЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

ЖЕЛЕЗНЯК Н.В., ДАНЮЩЕНКОВА Н.М., ЗУБАРЕВА И.В., БЕРЕНШТЕЙН Т.Ф., ФРОЛОВА А.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Резюме. Современная педагогика характеризуется творческим подходом к образовательному процессу, в котором используются технологии личностно-ориентированного обучения, создания высокого уровня мотивации обучающегося и позитивного отношения к изучаемому предмету. Обширный спектр изучаемой информации на кафедре клинической микробиологии требует высокого уровня подготовки преподавателей и знания специфики будущей специальности студента. Одним из элементов высокоэффективной подготовки специалистов и примером творческого подхода к обучению является проведение элективного курса. В основу курса положен коммуникативный принцип, ориентированный на перспективную востребованность полученных знаний и навыков. Конечным и основным результатом деятельности педагога является компетентный специалист, обладающий конкурентоспособностью на международном уровне. Эффективное усвоение материала невозможно без глубоких современных знаний по предмету, творческого подхода к изложению материала, инновационных способов и приемов в преподавании клинической микробиологии.

Ключевые слова: педагогика, индивидуальный творческий подход, элективный курс.

Abstract. Modern pedagogics is characterized by creative educational approach encompassing multiple technologies of personality oriented training that stimulates high level of student’s working motivation with positive attitude to the subject studied. A great spectrum of special information provided at the chair of clinical microbiology requires top-score level of teacher’s professional abilities together with proper knowledge of the specific character of student’s future speciality. Innovative methods in higher school training include numerous educational techniques; one of them is the so-called “elective course” that implies strict scrutiny of the selected branch in the field of bacteriology, virology or immunology. This course is based on the principles of close teacher-students communication oriented towards implementation of acquired knowledge and practical skills in their future career. It is evident that the final result of all pedagogical efforts should be the training of highly skilled specialist capable of competing at the international level. An efficient learning is impossible without acquisition of modern comprehensive content of the discipline by students, creative approach to the subject delivery, usage of innovative techniques in the course of clinical microbiology teaching.

В процессе модернизации системы образования наиболее важными оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами [1, 2, 3]. Одним из приоритетных направлений в деятельности кафедры клинической микроби-

Адрес для корреспонденции.-г. Витебск, ул. Кирова, д.4, кв.76, тел. +375296067506. - Железняк Н.В.

ологии является внедрение инновационных технологий в учебно-педагогический процесс, таких, как компьютерные технологии обучения, деловые игры, различные виды тестирования, рейтинговый контроль оценки знаний студентов, проведение элективных курсов. Созданы базы компьютерных тестов (тематических, обучающих, контролирующих), подготовлены и используются обучающие мультимедийные программы.

Для оптимизации педагогического процесса, повышения качества преподавания и эффективности усвоения знаний, умений и навыков на кафедре осуществляется инновационное преподавание, включающее управляемую самостоятельную работу (УСР), рейтинговую систему оценки знаний (РСОЗ) и контроль качества знаний (ККЗ).

В качестве основного средства учебнометодического обеспечения образовательного процесса принят учебно-методический ком -плекс по учебной дисциплине (УМК). Подготовка УМК осуществляется по единому алгоритму и с единой структурой, разработанной в ВГМУ, в соответствии с выбранной преподавателями моделью дидактического процесса, зафиксированной в программе по изучаемой дисциплине (учебной программе).

Именно в данной программе отражаются особенности как самой дисциплины, так и специфика ее выполнения.

Методологический подход к преподавании клинической микробиологии

Преподавание дисциплины «Микробиология, иммунология, вирусология» на лечебном и фармацевтическом факультетах проводится в 4 и 5 семестрах, на стоматологическом факультете - в 3 и 4 семестрах. Она является одной из наиболее важных базовых дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе. В клиническом отношении она является частью пропедевтики инфекционных болезней, клинической иммунологии и аллергологии, клинической лабораторной диагностики. Поэтому занятия на кафедре клинической микробиологии проводятся по новым типовым программам, которые соответствуют программам ведущих зарубежных медицинских университетов.

Одной из центральных фигур современного образования является преподаватель. Инновации в образовании можно понимать как внесение нового, так и совершенствование уже существующего. Опыт работы кафедры показывает, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного, и поэтому необ-

ходимо уважительное, бережное отношение к традициям, которые являются базой инновационного обучения. Преподаватель должен быть творческой личностью с проблемно-педагогическим и критическим мышлением, опираться на новые передовые технологии обучения и применять их в практической деятельности. В широком понимании сущность педагогического творчества состоит в осознании и решении педагогом проблем, учебновоспитательных задач, постоянно возникающих в педагогическом процессе [4].

Повышение педагогического мастерства преподавателя связано с совершенствованием его педагогической деятельности. Все преподаватели кафедры клинической микробиологии проходят курсы повышения квалификации, ориентированные на целенаправленное систематическое изучение педагогики, систем и технологий обучения, которые имеют прикладной характер и отражают эффективную практику организации педагогического процесса. Современное понимание педагогического образования предусматривает демократический стиль взаимоотношений между преподавателем и студентами, когда формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые преподаватель и студент обсуждают совместно. Главной целью педагога является обучение учащегося самостоятельной творческой деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, который сводится не к пассивному запоминанию, а к усвоению и обмену информацией, что предусматривает значительную самостоятельную работу студента [5].

Одним из актуальных вопросов модернизации высшего образования на данном этапе является подготовка компетентных специалистов, владеющих всей совокупностью практических навыков и способных по окончании вуза эффективно трудиться с первого дня своей профессиональной деятельности.

При проведении занятий по микробиологии на разных факультетах учитывается специфика будущей специальности студентов.

Так, на лечебном факультете во время разбора тем по частной медицинской микро-

биологии и вирусологии акцентируется внимание студентов на молекулярные механизмы патогенеза, новые методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Решение ситуационных задач будущими врачами позволяет преподавателю вовлечь в дискуссию всю группу. Возникает «консилиум», во время которого студенты учатся клиническому мышлению, предлагают наиболее важные, с их точки зрения, лабораторные методы постановки диагноза. Преподаватель помогает им лучше понять значение различных методов современной диагностики и область их применения. Заостряя внимание на мерах профилактики инфекционных заболеваний, преподаватель подготавливает студентов к пониманию важных вопросов эпидемиологии. Кроме того, получение первоначальных знаний по применению антибактериальной и противовирусной терапии позволяет студентам сформировать базовые понятия, необходимые для дальнейшего обучения на клинических дисциплинах.

Студенты стоматологического факультета, занимаясь на нашей кафедре, изучают состав нормальной микрофлоры ротовой полости, патогенетическое значение аутохтонной и аллохтонной микрофлоры, влияние различных факторов на микрофлору полости рта. С большим интересом они относятся к изучению микропрепаратов, сделанных из собственного зубного налета. На занятиях по клинической стоматологической микробиологии студенты знакомятся с микроорганизмами - возбудителями заболеваний челюстно-лицевой области, с правилами забора материала из гнойных очагов, с методикой посева и количественного учета микробной обсемененнос-ти. Изучение иммунных механизмов в полости рта позволяет студентам глубже понять неспецифические и специфические факторы защиты ротовой полости.

Для студентов фармацевтического факультета весьма важным является знакомство с микрофлорой растений, лекарственного сырья и готовых лекарственных препаратов. Студенты самостоятельно определяют микробную контаминацию лекарственных средств, используя

методы микробиологического анализа. Изучение нормативов Государственной Фармакопеи Республики Беларусь по микробиологической чистоте лекарственных средств, субстанций и вспомогательных материалов для производства лекарственных препаратов помогает будущим провизорам понимать важность таких исследований в фармации.

Особое место при проведении лабораторных занятий на кафедре клинической микробиологии занимает освоение студентами практических навыков (технологических ком -петенций). Следует отметить, что студенты проявляют значительный интерес к практическим манипуляциям, возможно, даже больший, чем к усвоению теоретического материала. Курс микробиологии как учебной дисциплины включает большой объем овладения практическими навыками. Переоснащение материально-технической базы учебного процесса позволит максимально приблизить технологическую компетентность студентов к современным международным требованиям. Так, оснащение кафедры конфокальным микроскопом позволит демонстрировать студентам изучаемые объекты в режиме реального времени, получать их трехмерное изображение, оценить экспрессию окрашенных белков в клетке, проводить оценку функций клеток. Использование лаборатории ПЦР-диагности-ки даст возможность научить студентов проводить высокоспецифичную идентификацию различных возбудителей на самом современном уровне. Внедрение в учебный процесс таких современных методов исследования позволяет не только продемонстрировать студентам возможности новейших технологий, но и привлечь их к научной исследовательской работе.

Во время проведения лабораторных занятий преподаватели применяют метод проверочно-обучающей работы над пройденным материалом. При этом используют как фронтальный вид проверки знаний, так и индивидуальный с осуществлением дифференцированного подхода к студентам. При переходе к изучению нового материала подчеркивается связь настоящей темы с ранее изучен-

ной. Создается положительная мотивация обучения, поощряется инициатива, мнение студента, его творческие находки. После каждого занятия преподаватель подводит итоги о качестве выполненной студентами работы, о допущенных ошибках и просчетах в каждом конкретном случае.

Сегодня содержание образования, его методы и средства структурируются таким образом, чтобы позволить студенту проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В связи с этим разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал интегрируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими студентами [6].

Одной из форм таких занятий и примером творческого подхода к обучению является проведение элективных курсов.

Электив как элемент инновационного подхода к образовательному процессу

На кафедре микробиологии проводится элективный курс «Лабораторная диагностика иммунного статуса». В основу курса положен коммуникативный принцип, ориентированный на перспективную востребованность полученных знаний и навыков. При изучении элективного курса теоретическая и практическая подготовка слушателей осуществляется на лекционных и практических занятиях.

Основными задачами элективного курса являются: получение знаний о различных видах иммунного ответа; повышение уровня знаний по современным методам оценки иммунного статуса; обучение методам оценки иммунного статуса; ознакомление с методами оценки контроля качества исследований в иммунологии.

После обучения на элективном курсе по клинической иммунологии студент должен иметь представление о современных методах диагностики иммунного статуса, методах оценки клеточного и гуморального звена иммунитета; должен знать неспецифические и

специфические механизмы иммунного ответа, клеточный и гуморальный иммунный статус человека; иметь навыки оценки клеточного и гуморального звеньев иммунитета.

Проблемное изложение материала, обсуждение выводов, конкретные практические примеры раскрывают путь к истине с помощью системы логических доказательств и фактов. В рамках электива проблемное изложение материала используется в лекционном курсе по плану и программе, которые предусматривают определенную последовательность учебного процесса. На начальном этапе обучения преподаватель систематизирует научную информацию по теме электива, далее проводит анализ этой информации, предлагает методики решения проблем на основе её системного анализа.

На практических элективных занятиях слушатели закрепляют свои знания, самостоятельно оценивая показатели иммунного статуса на примерах конкретных препаратов, иммунограмм, результатов проточной цитометрии. Обязательное обсуждение полученных результатов совместно с преподавателем дает возможность сделать правильное заключение о наличии патологии клеточного или гуморального звеньев системы иммунитета. Выводы обязательно интерпретируются с учетом критериев значимости того или иного показателя.

Впервые в элективном курсе выделена тема «Контроль качества иммунологических лабораторных исследований». Важность этой темы обусловлена тем, что за последние годы разработано и внедрено много новых лабораторных методов анализа. И перед будущими врачами будут стоять задачи, касающиеся организации диагностического процесса, определения оптимального количества необходимых исследований, выбор их последовательности, оценки точности диагностики.

В процессе занятия студенты учатся оценивать лабораторные тесты с учетом четырех возможных альтернатив [7]:

- интерпретация «отрицательный» (нет заболевания) для истинно отрицательного случая или нормы;

- интерпретация «положительный» (имеет место заболевание для истинно больного пациента);

- интерпретация «отрицательный» для истинно положительного случая (ложноотрицательные случаи);

- интерпретация «положительный» для истинно отрицательного случая (ложноположительные случаи).

Очевидно, что все основные этапы деятельности врача связаны с проблемой принятия решения. Отсюда студенты должны быть готовы к тому, что постановка диагноза во многом зависит от качества произведенного лабораторного исследования. Преподаватель объясняет, что, выбирая метод лабораторной диагностики для подтверждения предполагаемого диагноза, будущий специалист должен руководствоваться такими показателями, как чувствительность и специфичность. Слушатели электива впервые узнают, что чувствительность и специфичность представляют две категории точности: первая - для фактически положительных случаев, вторая - для фактически отрицательных.

На примере аутоиммунного заболевания студенты обсуждают критерии значимости лабораторных тестов на СРП, ревматоидный фактор, АТ к циклическому цитруллинирован-ному пептиду.

Занятие сопровождается мультимедийной презентацией основных показателей оценки контроля качества с учетом конкретных клинических случаев.

Используя догматический, объяснительно-иллюстративный и творческий тип обучения, преподаватель не только преподносит слушателям электива готовые истины, но и дает комментарии, объяснение возможных причин возникновения той или иной иммунопатологии, учит правильно интерпретировать результаты лабораторных исследований по оценке иммунного статуса пациента.

В целом, образовательный процесс на кафедре клинической микробиологии характеризуется достаточной эффективностью, твор-

ческим и обоснованным применением различных инновационных форм и методов обучения.

Заключение

Преподавание клинической микробиологии студентам разных факультетов требует творческого подхода к образовательному процессу и знания специфики будущей специальности студентов. Комплексный инновационный подход к обучению, использование наиболее современных методов диагностики в учебном процессе, проведение элективов по интересующим студентов темам позволяют подготовить компетентных специалистов с творческим мышлением, готовых постоянно совершенствоваться и эффективно применять свои знания на практике.

Пройдя курс клинической микробиологии, студенты не только получают теоретические знания, но и усваивают практические приложения дисциплины, без чего немыслимы диагностика, лечение, иммунопрофилактика и иммунотерапия многих заболеваний.

Литература

1. Косинец А.Н. Инновационное образование - глав-

ный ресурс конкурентоспособной экономики государства /А.Н. Косинец // Советская Белоруссия. -30 окт. 2007. - С. 11-14.

2. Научно-методические инновации в высшей школе.

-Минск, 2008.

3. Педагогические основы управляемой самостоятель-

ной работы студентов./ под общ. ред. О.Л. Жук. - Минск, 2005.

4. Смирнова, О.В. Творческий подход к преподаванию

на кафедре клинической иммунологии и аллергологии / О.В. Смирнова, Л.Р. Выхристенко, В.В. Ян-ченко // Вестн. ВГМУ, 2009. - т.8, №>3. - С. 185-189.

5. Рекомендации о статусе преподавательских кадров

высших учебных заведений по результатам 29 сессии Генеральной конф. ООН по вопросам образования, науки и культуры, Париж, 21 окт. - 12 нояб. 1997 г. //Юнеско. - 1997.

6. Церковский, А.Л. Технологии личностно-ориентиро-

ванного обучения / А.Л. Церковский // Информационный бюл. - Витебск, 2009. - 18 с.

7. Касаткин, Ю.Н. Методы принятия решения в радио-

нуклидной диагностике / Ю.Н. Касаткин, В.И. Ви-дюков // Методические рекомендации. - Москва, 1983. - 48 с.

Поступила 28.12.2009 г. Принята в печать 02.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.