Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития организации последипломного образования на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ГБОУ ВПО "ОмГМА"'

Анализ и перспективы развития организации последипломного образования на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ГБОУ ВПО "ОмГМА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / НОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ФОРМЫ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ ЦИКЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матущенко Е. В., Батурлина С. Н., Кумпан Л. В., Темникова Н. В.

В настоящее время серьезное внимание уделяется переподготовке врачей в свете новых внедренных и действующих законодательных и нормативных документов Российской Федерации. С 1 сентября 1995 года кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии осуществляет совершенствование образовательной деятельности в сфере послевузовского и дополнительного образования.В основу переподготовки специалистов с высшим медицинским образованием были положены типовые программы дополнительного профессионального образования по специальностям «Бактериология», «Вирусология» и «Паразитология». На основании Приказа № 210н от 23.04.09 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическимобразованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» и Приказа № 705н от 09.12.08 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» в процессе деятельности ПДО используются различные педагогические формы и методы преподавания дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матущенко Е. В., Батурлина С. Н., Кумпан Л. В., Темникова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития организации последипломного образования на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ГБОУ ВПО "ОмГМА"»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

заложенной в методической теме, на кафедре были созданы следующие условия: составлен учебный план, разработаны методические рекомендации для студентов по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов. Обновлены с переработкой методические разработки для преподавателей кафедры. Преподаватели кафедры работают по утвержденной образовательной программе по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов.

На сайте академии помещены рабочие программы, методические рекомендации, тексты лекций по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Кафедра располагает электронными пособиями и различными вариантами компьютерных программ. Создан мультимедийный курс лекций для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов.

Преподавателями кафедры разработаны учебно-методические материалы для работы с заочниками фармацевтического факультета, электронный учебник для дистанционной работы со студентами и тестовый контроль, а также разработаны учебно-методические материалы на электронных носителях для выездных семинаров к студентам-заочникам.

Для проведения учебного процесса на кафедре имеются приборы, лабораторное оборудование, наборы таблиц, слайды, нормативная литература, проекционная техника.

В рекреациях размещены 8 тематических стендов по истории кафедры и основным разделам учебной программы, 2 учебно-методических стенда, стенд для объявлений, стенд научного студенческого кружка кафедры. Имеется набор учебных материалов на видео- и электронных носителях. Все разделы учебной работы

обеспечены современными изданиями. Создана видео-тека (12 видеофильмов), коллекция учебных лазерных дисков (электронный атлас микроорганизмов, пособия по современным генетическим методам исследований, методам лабораторной диагностики, пособия для практических занятий и др.). На кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА проводится элективная форма обучения по «Клинической микробиологии» со студентами педиатрического факультета на 11 семестре, лечебного, медико-профилактического факультета на 12 семестре, со студентами стоматологического факультета на 10 семестре обучения. Со студентами медико-профилактического курса в 12 семестре ведутся занятия также на элективе «Генетика микроорганизмов».

На кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии наметилась тенденция развития научно-исследовательских работ в области стратегических направлений развития отечественной науки: микробиологии, вирусологии, молекулярно-биологических методов исследования, создания и изучения новых медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения инфекционной патологии. Активно работает в этом направлении СНО кафедры. Два раза в год проводятся студенческие олимпиады и конференции по предмету. Основными направлениями НИР были: «Коррекция дисбиозов кишечника пребиотиками у переболевших сальмонеллезами», «Разработка новых методов выделения риккетсий», «Вирус НШ1 California. Изучение иммунного статуса студентов, привитых против гриппа» и многие другие темы.

За 2001-2010 годы в кружке занималось в среднем 300 студентов. Многие молодые преподаватели и студенты неоднократно становились победителями и призерами различных межвузовских и межфакультетских конференций.

Преподаватели кафедры активно осваивают и внедряют новые формы и методы педагогической работы.

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ С КУРСОМ ИММУНОЛОГИИ ГБОУ ВПО «ОмГМА»

Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Л.В. Кумпан, Н.В. Темникова

ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития, г. Омск

В настоящее время серьезное внимание уделяется переподготовке врачей в свете новых внедренных и действующих законодательных и нормативных документов Российской Федерации. С 1 сентября 1995 года кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии осуществляет совершенствование образовательной деятельности в сфере послевузовского и дополнительного образования.

В основу переподготовки специалистов с высшим медицинским образованием были положены типовые программы дополнительного профессионального образования по специальностям «Бактериология», «Вирусология» и «Паразитология».

На основании Приказа № 210н от 23.04.09 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ

образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» и Приказа № 705н от 09.12.08 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» в процессе деятельности ПДО используются различные педагогические формы и методы преподавания дисциплин.

За многолетний период внедрены новые обучающие формы: мультемидийные презентации, учебные фильмы, «круглые столы», ролевые игры, тренинги, тестовый контроль, практические занятия, учебные конференции, различные виды семинаров с проведением занятий на базах лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора города Омска. В последние годы слушателям предоставлена возможность получать необходимую информацию для практической работы на электронных, магнитных носителях, что значительно повышает уровень подготовки специалистов в современных условиях.

Преподаватели кафедры, принимающие участие в переподготовке врачей на цикле ПДО, регулярно совершенствуют свои знания на иногородних базах в городах (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Смоленск, Сочи) , на межвузовских и внутривузовских конференциях.

Программы дополнительного образования включают в себя циклы: тематического усовершенствования (от 72 до 14 часов); общего усовершенствования (432 часа); профессиональной переподготовки (576 часов), сертификационные циклы (от 144 до 216 часов); ординатуру (3456 часов). Обучение проводится на бюджетной и внебюджетной основе с очными и очно-заочными формами обучения.

С 2007 года на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии успешно внедряются выездные сертификационные циклы по специальностям «Бактериология» и «Паразитология». Последипломное образование врачей по данным специальностям на выездных циклах получили врачи-бактериологи в городах Салехард, Ноябрьск, Новосибирск, Курган.

С 2009 года проведена актуализация плана переподготовки специалистов на цикле ПДО. Были включены новые тематики циклов усовершенствования. Большое внимание уделяется подготовке врачей-бактериологов по наиболее востребованным темам в разрезе тематических циклов: «Санитарная микробиология», «Рациональная антибиотикотерапия инфекционных заболеваний», «Клиническая микробиология», «Современные методы лабораторной диагностики паразитарных инфекций», «Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций».

С 2006 по 2010 г. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии обучено всего 418 человек, из них 360 врачей-бактериологов, 43 врача-вирусолога, 15 врачей-паразитологов. Вновь сертификат специалиста получили 122 слушателя курсов ПДО, сертификат продлен у 296 человек.

Кафедрой микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии разрабатываются перспективные направления в планировании циклов ПДО для врачей-бактериологов, вирусологов, паразитологов совместно с другими кафедрами ОмГМА. Запланированы выездные сертификационные и тематические циклы по санитарной бактериологии в города Западно-Сибирского региона.

К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

С.Т. Абимульдина, А.Б. Абжалелов, Г. Бабаева

РГП «Национальный центр биотехнологии РК», г. Астана, РК

В долгосрочной программе Республики Казахстан «Стратегия - 2030» подняты и занимают главное место проблемы устойчивого развития. Многочисленные исследования, проведенные и проводимые во всех странах мира и в нашей стране, показывают, что мир с конца ХХ века подошел к экологическому кризису. Противоречия между природой и обществом достигли предела, что послужило решением принятия «Концепции устойчивого развития».

Но для ее выполнения и достижения поставленной цели необходимо формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом.

Экологическая культура, как и всякая культура, -это не только комплекс знаний, это еще и совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Просто донести нужные, полезные знания до какой-либо категории людей мало, так как никакая сумма знаний сама по себе не может автоматически пе-

рейти во внутренние убеждения. Очень важно, не ослабляя внимания к экологическому образованию, экологическому воспитанию, делать упор на реализацию получаемых знаний в какие-либо общественно значимые инициативы, движения, начинания, практические дела.

Необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического образования, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Работа в этом направлении в основном ложится на плечи школы и учреждений дополнительного образования.

Стержнем экологического образования необходимо сделать интерактивные методы обучения. Тогда школьники работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.