УДК 155.5+371.3 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-88-93
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Вуколова Оксана Ивановна
МАОУ СШ № 51, Россия, г. Липецк, е-маД: [email protected]
В статье рассматриваются средства развития креативных способностей старшеклассников на занятиях по математике. Раскрывается сущность креативных способностей и специфические возможности творческих заданий с использованием математического содержания. Рассмотрены виды творческих самостоятельных работ, способствующих развитию творческого математического мышления и воображения старшеклассников.
Ключевые слова: стратегия современного образования, математика, старшеклассники, творческий потенциал, творческое мышление, креативные способности, творческие задания, самостоятельная работа
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) делается особый акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъективный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников как основы, без которой самореализация личности на следующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
К сожалению, до сих пор многие считают, что главная задача образовательного уч-
реждения - обучающая, т. е. передача ученику определённого набора знаний, умений и навыков. Но это далеко не так! В последнее десятилетие в педагогическом сознании произошёл сдвиг в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием. Мы наблюдаем, как происходит смена рецептивно-отражательного подхода к мышлению и образованию на конструктивно-деятельност-ный. Всё больше актуализируется лично-ориентированное образование, связанное с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений.
По нашему мнению, задача педагога -организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся не только должны и могут овладевать установленной системой научных знаний, получать и отрабатывать учебные умения и навыки, но и развивать свои познавательные способности, накапливая опыт творческой деятельности и развивая творческое воображение. Развитие творческого потенциала ученика возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л. Н. Тол-
стым, который считал: «Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать». Эти слова актуальны и сейчас.
Современная педагогика уже неоднократно доказывала, что учить творчеству возможно [1, 2, 3]. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся следует понимать то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности[4].
Основными показателями сформирован-ности творческих способностей по мнению А. В. Бутенко и Е. А. Ходос являются:
1. Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
2. Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
3. Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности старшеклассников.
Первоначальное тестирование старшеклассников, проведенное нами, показало невысокий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей старшеклассников в организации учебного процесса. Кроме того, недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителя для целенаправленного развития креативных способностей не позволяет педагогам самостоятельно контролировать динамику развития данных способностей старшеклассников.
Любой человек, обладающий специальными знаниями и навыками выполнения определённой деятельности (в том числе творческой), способен осуществить её, поскольку нет принципиальных различий между деятельностью вообще и творческой деятельностью. Таким образом, несмотря на то, что творческая деятельность есть сложнейший процесс, включающий в себя цели, интересы
и средства их достижений, она не является уделом только избранных, талантов, гениев.
Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики в старших классах? Попробуем ответить на эти вопросы.
Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, соблюдать последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, но вносят в этот процесс что-то новое, пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д.
Инструментом для развития творческого мышления, творческого воображения, которые ведут к формированию творческой деятельности старшеклассника, являются задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи [5]. Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного пути для формирования элементов творческой деятельности. Для решения заданий характерен процесс поисковых проб, т.к. появляется догадка, которая свидетельствует о развитии у школьников таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Поэтому целесообразным считаю применение заданий для развития умений выделять существенное, сравнивать и обобщать.
Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе -несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности старшеклассников на уроке математики им может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зре-
ния творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По нашему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.
Итак, под творческим заданием мы понимаем вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.
Предложим следующую структуру занятия по математике, направленную на развитие творческих способностей старшеклассников. Урок включает в себя четыре этапа: 1. Разминка; 2. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения; 3. Этап выполнения частично-поисковых задач; 4. Решение творческих заданий, которые направлены на новые «повороты».
1. На этапе «Разминка» предлагается «Цифровой диктант»: Я утверждаю, что: - 348 делится на 8 без остатка;
- 888 можно разделить пополам так, чтобы ничего не осталось.
Прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3... 4? 5! 6?! 7, 8, 9. А теперь сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально?
Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как звучит это по-английски?
На втором этапе предлагались задания: В течение трех секунд посмотреть на нарисованные фигуры, затем быстро закрыть их и воспроизвести в тетради в таком же порядке (развитие памяти)
1. На быстроту реакции. Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все цифры кроме той, которая выделена отдельно:
10, 18, 11, 15, 12, 14, 48, 21, 6, 23, 9, 36, 40, 30, 42. 27, 7, 4, 9, 11, 13, 30, 14, 15, 6, 17, 9, 22. 20, 17, 18, 5, 6, 3, 25, 32, 40, 51, 15, 42. 24, 20, 18, 8, 13, 14, 12, 15, 36, 32, 44, 42
6
3 5
4
2. На развитие логического мышления. 1) Заполни четвертый квадрат.
2) Расставьте в пустые клетки недостающие цифры так, чтобы их сумма по всем направлениям была равна девяти (цифры могут повторяться)
На третьем этапе: решение задач частично-поисковых.
- По какому признаку можно объединить следующие числа: 121, 40, 31, 22 ? 2, 9, 20 ? 1, 5, 7 ?
- Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись:
1, 3, 4, 7, 11, 18...
2, 8, 3, 7, 4, 6.
- Найдите принцип, по которому расставлены числа, и вставьте пропущенное число:
4 8 6 9 4 1
6 2 4 6 6 2
8 6 ? 1 9 ?
- Посмотрите на это выражение: 9+8=5
Подумайте, в какой ситуации оно будет
верно (на языке часов).
Пример творческого задания на четвертом этапе.
Мы спрашиваем у старшеклассников: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+» изобразить сумму 20?
Затем предлагается при тех же условиях изобразить сумму 14 (перевернуть 2 карточки «вверх ногами»)
Задания даются всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Эти задачи решались в процессе закрепления, как один из номеров проверочной или контрольной работ.
Мы убеждены, что применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости старшеклассников том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. В. В. Утемов и В. В. Зи-новкина [6] так определяют требования к творческим заданиям в целостном педагогическом процессе, в частности на уроках математики:
- организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
- творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
- необходимо учитывать индивидуальные особенности старшеклассников, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
- необходимо учитывать возрастные особенности старшеклассников и влияние переходного периода на развитие воображения;
- работа по выполнению старшеклассниками творческих заданий на уроке математики может быть различной длительности по времени (от 5 минут до 45 минут);
- отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны и актуализация прошлого опыта;
- творческие задания позволяют самим старшеклассникам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;
- на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание старшеклассников, их мотивы;
- оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.
Нельзя не отметить значение самостоятельной работы старшеклассников на уроках математики. Именно она занимает одно из ведущих мест среди факторов, способствующих формированию творческой активности старшеклассников, позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.
Все виды самостоятельных работ, применяемых в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели; по характеру учебной деятельности; по степени самостоятельности; по элементу творчества и т.д. В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие и контрольные.
Творческие самостоятельные работы вызывают у старшеклассников наибольший интерес. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Такой вид работ по математике служит формированию у старшеклассников интереса к предмету, развивает математическое мышление. Они предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности.
Вот те виды самостоятельных творческих работ, которые мы используем на уроках:
- решение задач и доказательство теорем нестандартным способом;
- решение задач несколькими способами;
- решение задач на нахождение и составление закономерностей;
- задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, заполнить таблицу;
- математические сочинения, кроссворды;
- исследовательские работы;
- конструирование и моделирование.
Выбор сочетания форм при выполнении
творческих заданий зависит от целей выполнения этих заданий и уровня сложности. В процессе выполнения этих заданий создается атмосфера творчества. Ребята глубже проникают в изучение предмета, понимая значимость и величие науки. Старшекласс-
ники стали сами создавать творческие задания, которые отличались разработанностью и оригинальностью. Это были исследовательские работы, рефераты, сказки, шарады, головоломки, кроссворды. Уроки становятся интересными, насыщенными и увлекательными. Учащиеся ждут с интересом нового.
В заключении хочется отметить, что моя задача как педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у старшеклассников повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения математике старшеклассники не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.
Литература
1. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.
4. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Креативное мышление: метод, теория, практика. М., 2002.
5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.
6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. 2013. Вып. 1. URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
References
1. Khutorskoj А. V. Didakticheskaya evristika: Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic heuristics: Theory and technology of creative training]. M., 2003.
2. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvor-cheskikh sposobnostej [Psychology of creative abilities]. M., 2002.
3. Makarova L. N., Sharshov I. А. Tekhnologii professional'no-tvorcheskogo samorazvitiya uchash-chikhsya [Technologies of professional and creative self-development of pupils]. M., 2005.
4. Butenko А. V., Khodos E. А. Kreativnoye myshleniye: metod, teoriya, praktika [Creative thinking: method, theory, practice]. M., 2002.
5. Zagashev I. O., Zair-Bek S. I. Kriticheskoye myshleniye: tekhnologiya razvitiya [Critical thinking: technology of development]. SPb., 2003.
6. Utyomov V. V., Zinovkina M. M. Struktura kreativnogo uroka po razvitiyu tvorcheskoj lichnosti uchashchikhsya v pedagogicheskoj sisteme NFTM-
TRIZ [Structure of a creative lesson of development of the creative person of pupils in the pedagogical system Continuous Formation of Creative Thinking-Theory of Inventive Problem Solving] // Kontsept. 2013. Vyp. 1. URL: http://e-koncept.ru/2013/ 53572.htm
* * *
CREATIVE TASKS AS THE DEVELOPMENT TOOL OF CREATIVE ABILITIES OF SENIORS AT MATHEMATICS LESSONS
Vukolova Oksana Ivanovna
MAEI SS № 51, Russia, Lipetsk, e-mail: [email protected]
In article the author considered development tools of creative abilities of seniors at the lessons of mathematics, revealed the essence of creative abilities and specific opportunities of creative tasks with use of mathematical contents and considered types of the creative independent works promoting development of creative mathematical thinking and imagination of seniors.
Key words: strategy of modern education, mathematician, seniors, creative potential, creative thinking, creative abilities, creative tasks, independent work
Об авторе:
Вуколова Оксана Ивановна, учитель математики МАОУ СШ № 51 г. Липецка
About the author:
Vukolova Oksana Ivanovna, mathematics teacher of Lipetsk MAEI SS № 51