УДК 373.1.02:372.8
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МАРИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT PUPILS ON BASIS OF THE MARI FOLK CRAFTS AT SHOP CLASSES
Т. И. Полевщикова
T. I. Polevshchikova
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования на уроках технологии марийских народных ремесел с целью развития творческих способностей школьников. Дается обоснование актуальности предлагаемого материала. Раскрывается понятие «творчество», которое чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика, состоящая из нескольких составляющих. Выделены необходимые условия развития творческих способностей школьников. В ходе исследования определены показатели уровня развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
Abstract. This article discusses the necessity of involving the Mari folk crafts to develop creative abilities at pupils at shop classes. The substantiation of the relevance of the proposed material is given. The article reveals the notion of creativity that is often associated with creative abilities and regards it as an individual characteristic which consists of several components. The necessary conditions for the development of creative abilities at students are revealed. The study identifies the indicators of the level of development of creative abilities of students at shop classes.
Ключевые слова: технология, творческие способности, марийские народные ремесла.
Keywords: technology, creative abilities, Mari folk crafts.
Актуальность исследуемой проблемы. Введение в общеобразовательные школы России предметной области «Технология» явилось результатом поиска принципиально новых подходов к трудовой подготовке молодежи, к формированию широко образованной личности и адаптации ее к складывающимся социально-рыночным условиям. Это обуславливает необходимость повышения качества подготовки школьников, формирования у них готовности к самостоятельной творческой деятельности, воспитания потребности в творческом труде, реализации потенциальных возможностей [1], [4], [7].
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий спектр научно-педагогических исследований по проблеме подготовки творческой, конкурентоспособной личности, творческий потенциал выпускников общеобразовательных школ остается недостаточно высоким. Именно в школе идет закладка фундамента творческой деятельности ребенка, в вузе - ее развитие, а в профессиональной деятельности происходит ее совершенствование [3].
Большую помощь в развитии творческих способностей школьников на уроках технологии может оказать изучение марийских народных ремесел. Все вышесказанное подчеркивает актуальность нашего исследования.
Материал и методика исследований. Работа базируется на изучении марийских народных ремесел как основы для исследования традиций, новаций и норм в современной культуре, которая участвует в образовании нового человека, формируя его социальный опыт.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов деятельности учителей технологии и учащихся, наблюдение, беседы, анкетирование, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы статистической обработки экспериментальных данных и др.
Результаты исследований и их обсуждение. На протяжении многих веков декоративно-прикладное искусство и народные ремесла являлись одним из средств духовно-творческого воспитания детей, обладающим значительной силой воспитательного воздействия. Исследователи доказали благотворность влияния различных видов рукоделия на развитие фантазии детей, образного мышления, на активизацию процесса их творчества, а также на эстетическое воспитание в целом. Во время творческого процесса изготовления художественных изделий осуществляется глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров народных промыслов. Тем самым реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика, которая состоит из нескольких составляющих: способности, любознательности, активности, воображения, внимания, наблюдательности, мотивации и трудолюбия. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций. Когда творчество как навык включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой, тогда оно позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны, встречаться с новым и неизвестным, создавая из него с помощью имеющегося знания новые эмоции.
Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Способности к творчеству нужно воспитывать и развивать в направленной деятельности. Центральное место в творчестве занимает способность человека к постановке новых вопросов. Корни этой способности лежат в природной любознательности ребенка и в тех ситуациях общения и деятельности, в которых осуществляется его развитие [3].
Выделяются две крайние группы школьников - активные, творческие и пассивные, нетворческие. У первых наблюдается рост избирательности интересов их исследовательского и подлинно творческого характера. У вторых активность резко снижена, интересы носят шаблонный, нетворческий характер. Творческая активность детей позволяет сохранить и значительно повысить интерес к учебе. Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором подросток находится в школе. Одной из основных проблем современной школы является формирование познавательной активности школьников.
Следующей составляющей творческих способностей является воображение. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Необходимо привлечь внимание школьников к учебному материалу, удерживать его. Внимание - это ядро системы познавательных процессов. Все познавательные процессы начинаются с внимания. Развитие внимания до его высших творческих форм, пробуждающих фантазию и воображение, заключается в особенности видеть новое, неизведанное, интересное и удивляться всему, что способствует развитию творчества - открытию и созиданию нового знания. Важна и наблюдательность - способность замечать предметы и явления. Знакомясь с творческим трудом, школьники познают себя: направленность своих интересов и способностей, черты характера и свои возможности, приобретают первичные специальные знания и навыки. Они овладевают различными формами творческой деятельности по интересам, знакомятся с людьми творческих профессий [1].
Учитель, желающий развить в ученике неудержимую тягу к творчеству, обязательно должен быть во всех своих проявлениях «изобретателем», человеком, которому для существования творчество необходимо как воздух. Первый способ развития творческих способностей основан на том, что творчество заразительно. Способ второй - это непрерывно предлагать задачи, преодолевать препятствия, выполнять работу при дефиците какого-либо ресурса (например, времени, материалов и т. д.). Но главное правило - задать тон учебной жизни и учебному процессу. Исследования показали, что именно стремление к познанию или познавательная потребность в наибольшей мере ответственны за уровень развития творческих и умственных способностей детей. Для развития творческого потенциала личности ребенка необходимо систематически обращаться к эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свое эмоциональное состояние дает ощущение реализованности собственной индивидуальности.
Диагностику успешности процесса обучения необходимо осуществлять с помощью повседневного наблюдения, заданий и задач, выставления отметок в соответствии с критериями: особенностями самостоятельного мышления, творческого воображения, теоретического и художественного мышления, критического анализа, владения приемами умственного и практического труда, практического приложения знаний, приложения культуры потребностей и интересов [2], [5], [6].
Наше исследование развития творческих способностей школьников в процессе организации занятий по технологии осуществлялось на основе марийских народных ремесел, где художественная культура народа мари выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре.
При выявлении и оценке уровня развития творческой личности школьников мы руководствовались следующими критериями: наличием творческой активности и творческого мышления, наличием специальных знаний, умений и навыков. Мы обнаружили, что действующая программа школ республики по технологии не полностью учитывает использование национальных особенностей марийских народных ремесел. Отбор произведений марийских народных ремесел для изучения школьниками должен определяться постепенным усложнением задач эмоционального восприятия, а также предоставлением широких возможностей для развития творческой активности школьников, для формирования личности ребенка в целом.
В зависимости от материальных возможностей школьных мастерских, учебно -творческих задач и способностей школьников должна выстраиваться логика освоения определенных видов марийских народных ремесел. Соответственно смене форм эстетического познания должна быть смена видов художественно-практической работы. В связи с этим необходимо разработать серии художественно-творческих задач, практических работ с материалом, усложняющимся в пооперационной деятельности в различных видах народных ремесел.
Таким образом, была выстроена логическая структура последовательности изучения марийских народных ремесел, внедрялась в учебный процесс дидактически обоснованная система самостоятельных художественно-творческих заданий, имеющих тенденцию к усложнению, предполагающих разный уровень понимания творческих принципов повтора, вариации, импровизации. С этой целью нами были разработаны специальные задания для организации самостоятельной творческой работы школьников.
Основным содержанием художественно-практического направления процесса организации занятий по изучению марийских народных ремесел является следующее:
- формирование у учащихся умений воспринимать художественный образ предметов декоративно-прикладного искусства;
- формирование у школьников навыков работы с различными материалами (тканями, берестой, глиной, соломкой и др.);
- освоение школьниками технологий изготовления предметов декоративно -прикладного искусства;
- вооружение школьников специальными знаниями и умениями самостоятельно изучать марийские народные ремесла мастеров прошлого.
При организации занятий по рукоделию в зависимости от содержания теоретического материала были использованы в определенной последовательности различные формы их проведения. Применение разнообразных форм организации занятий было предусмотрено также с целью развития творческих способностей школьников, для чего применялись традиционные и инновационные формы организации учебного процесса в школе.
Моделирование процесса развития творческих способностей школьников в процессе организации занятий по изучению марийских народных ремесел на уроках технологии позволило нам теоретически наметить показатели развития их творческих способностей, которые определяются специфичностью решаемой нами научной проблемы. Это следующие показатели:
- понимание сущности марийских народных ремесел в процессе организации занятий по технологии как особого типа художественного творчества;
- знание основных видов марийского декоративно-прикладного искусства;
- понимание роли занятий по изучению марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников;
- наличие художественно-практических умений и навыков у обучаемых, основанных на принципах марийских народных ремесел;
- наличие развитых способностей школьников к художественному творчеству в области технологии и декоративно-прикладного искусства;
- умение выделять свою мотивационную направленность в творчестве;
- владение рефлексивной оценкой своего творчества.
Разнообразие методов обучения позволило активизировать у школьников любознательность, познавательную самостоятельность, творческое отношение к работе, исследовательский подход, развивать умственные силы, сформировать различные типы мышления (эмпирический, абстрактно-логический, художественный и т. д.). Для развития творческих способностей школьников очень важна их самостоятельная деятельность, поэтому большое внимание уделялось выполнению практических работ с использованием различных природных материалов в разных техниках декоративно-прикладного искусства. Выполнение данных работ развивает умения, учит сравнивать и анализировать, формирует навыки самостоятельной работы детей.
К творческой работе можно отнести выполнение творческих проектов по различным видам марийских народных ремесел. Здесь школьники оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершенствуют поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. Такие работы нравятся учащимся, они с удовольствием их выполняют, развивая при этом творческие способности, активность, самостоятельность. Это позволяет формировать нестандартное мышление ребенка, учит выбирать рациональное решение, делать выводы и обобщения, развивать познавательный интерес к миру и к себе, повышает веру в свои возможности для достижения поставленных целей [7].
Структуру творчества можно охарактеризовать как оптимальное развитие всех возможностей индивидуальности школьника и определить по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Говоря о мотивационной готовности школьников к развитию творческих способностей, следует также иметь в виду потребность в достижении успеха. Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запомнить сведения, решить проблемы мотивации, делать что-то самому интересней [3].
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, а также нашего исследования творческих способностей школьников в процессе организации занятий по технологии, можно сделать вывод, что творчество, как и способность к нему, развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях жизни ребенка, и это развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта школьников.
Резюме. В ходе исследования мы определили показатели уровня развития творческих способностей школьников на уроках технологии, а также разработали методические рекомендации по использованию элементов марийских народных ремесел в развитии творческих способностей учащихся.
Ведущая роль в работе отводилась уроку, реализации лекционных, семинарских и практических форм проведения учебных занятий, самостоятельной работе школьников, посещению выставок и музеев. Лекционные занятия выполняли научные, воспитательные и мировоззренческие функции. Главным звеном дидактического и методического обучения в процессе организации занятий по изучению марийских народных ремесел было сочетание разнообразных форм проведения лекций с использованием мастер -классов учителей-новаторов и видеозаписей.
По итогам работы были изданы печатные работы [8], [9], [10]. Успешность проведенного исследования доказана полученными достаточно высокими показателями развития творческих способностей школьников в процессе организации занятий по технологии на основе марийских народных ремесел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 5. - С. 49-58.
2. Вельдбрехт, Е. Е. Диагностика творческих способностей / Е. Е. Вельдбрехт. - Херсон : Видавництво ХДПУ, 2002. - 104 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя /
JI. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
4. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - М. : Прометей, 1993. - 33 с.
5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер Ком, 1999. -
368 с.
6. Кругликов, Г. И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. - Курск : Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1998. - 321 с.
7. Павлова, М. Б. Технологическое и предпринимательское образование России / М. Б. Павлова. -Н. Новгород : НГЦ, 2003. - 173 с.
8. Полевщикова, Т. И. Дизайн-проектирование : учебное пособие / Т. И. Полевщикова, М. Г. Букреева. -Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2011. - 228 с.
9. Полевщикова, Т. И. Учебный рисунок : учебное пособие / Т. И. Полевщикова. - Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2011. - 176 с.
10. Полевщикова, Т. И. Художественные ремесла. Сборник образовательных программ по технологии / Т. И. Полевщикова. - Йошкар-Ола : Педагогическая инициатива, 2007. - 128 с.