УДК 37
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
© 2012 Т.А.Каясова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 09.07.2012
В статье раскрывается мысль о необходимости системного использования творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе. Далее автор статьи говорит о том, что в современный образовательный процесс должны быть внедрены разноуровневые творческие задания, способствующие развитию языковой личности младшего школьника, т.к., вызывая интерес к авторскому тексту, такие задания способствуют формированию мотивации, направленной на собственную творческую деятельность. Ключевые слова: языковая личность младшего школьника, творческие задания.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания1.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собст-
Каясова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования ПГСГА, докторант,; доцент кафедры начального образования Самарского института повышения квалификации работников образования, заместитель директора по УВР (начальные классы) гимназии №3. E-mail: kayasova&mail. ru
1 Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. - Ч. 1. - М.:
2011. - С. 96.
венного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)2.
Исходя из нужности и важности развития творческого потенциала младших школьников, мы посчитали необходимым составить к каждому произведению творческие задания разного уровня. На уроках литературного чтения дети читали басни И.Крылова о львах: «Лев и мышь», «Лев и волк», «Лев и лисица», «Воспитание льва». В качестве дополнительного чтения учащимся были предложены следующие произведения: Л.Толстой «Лев и собачка», кубинская сказка «Как слон и лев путешествовали», болгарская сказка «Львиное войско».
I. И. Крылов «Лев и Мышь». Задание базового уровня. 1. Ответьте на вопросы: 1) Чем объясняет Мышь свою просьбу? 2) Какова была реакция Льва? 3) Почему Мышь не побоялась обратиться с просьбой ко Льву? 4) Что означает выражение «со всех ног»? 5) Как ведет себя Лев в клетке? 6) Почему, когда Лев вспомнил Мышь, было уже поздно? 7) В чем смысл басни? 8) Что означает слово «кичливость»?
Задание повышенного уровня. Поменяйте буквы местами так, чтобы получились слова. Составьте из получившихся слов ключевое слово.
г о м ч У 2
я а д н е б 5
д б е о 4
с е л д 3
з д р к е е и 7
ь т а т е и ч л 8
а к к т л е 1
п а а р н е н с 6
" Там же. - С. 99.
Педагогика
Ключевое слово:
2 3
5 6 7 8
Страшен встретив
П.И.Крълов «Лев и Волк». Задание базового уровня. Ответьте на вопросы. 1) Почему Лев позволил собачонке взять мясо? 2) Что означает «из-под когтей»? 3) Как характеризует эта ситуация Льва? 4) Почему глупость и молодость можно простить? 5) Какое впечатление сложилось у Волка? 6) Почему Волк сам оказался на блюде и был съеден?
Задания повышенного уровня. 1. Заполните пропуски. У льва из-под когтей...урвала. Она...еще. И лапу.к ягненку. Она еще глуха, а ты уж...
2. Соедините стрелочками два столбика.
Задание повышенного уровня. 1. Поменяйте буквы местами так, чтобы получились слова. Составьте из получившихся слов ключевое слово.
о с д у р 1
а л с и 2
й и т е р 8
ь м о в л 6
м о о п т 5
н г о о и 4
о ь п к л о 7
а з р 3
Ключевое слово:
1
4
лев то снёс
собачонка убирал
Царь зверей вспало
волку ты вздумал
дружок урвала
1 2 3 4 5 6 7 8
IV. И.Крылов «Воспитание льва». Задания базового уровня. 1. Почему не отдали Львенка в родном лесу?
3. Заполните таблицу. Ответьте «Да» или «Нет».
Да Нет
Вышло с волком плохо
Волк растерзал его
Я не дам потачку
Коль так смирен
Лисе Кроту Барсуку Слону
4. Соедините стрелочками два столбика.
убирал схватила
вертясь ел
снёс слаб
урвала кружась
не силен пережил
III. И.Крьлов «Лев и Лисица». Задания базового уровня. 1. Ответьте на вопросы.
1) Что означает выражение «Дать потачку»?
2) Что так сильно разозлило Льва? 3) Что, как вы думаете, напугало Лису? 4) Почему второй раз ей не было так страшно? 5) Почему в третий раз она даже с ним заговорила? 6) Объясните своими словами смысл басни.
2. Подберите синонимы.
Сроду_,
несколько_,
пустилась -_.
3. Подберите антонимы.
2. Ответьте на вопросы. 1) Почему Лев задумался о судьбе сына?
а )_.
б )_.
в)_;
2) Каким должен быть царь зверей? 3) Почему именно Орёл захотел помочь Льву? 4) Почему Лев обрадовался предложению Орла? 5) Почему Лев не беспокоится о судьбе сына? 6) Что, по-вашему, означает «срочный год»? 7) Зачем Лев собирает весь народ в лесу? 8) Почему Лев при всех собирается узнать, чему научился сынок? 9) Почему папа, как вы думаете? Почему И.Крылов употребляет данное слово с ударением на втором слоге? 10) Какова реакция царя и Совета зверей на рассказ Львенка? 11) Почему все они так расстроились? 12) Львенок научился многому, а царь считает, что тот учился пустякам. С чьим мнением вы согласны? 13) Как вы поняли смысл басни?
3. Найдите замену.
А маленький Львенок давно уж вышел
Без палки шага он не ступит
Какие ж воевать уроки он подает
И захотел сам Львенка воспитать
Что Львенок не тому учился
Задания повышенного уровня. 1. Сравните годовалого ребёнка и годовалого львёнка.
Незнакомые слова
Слова в переносном значении
2) Заполните таблицу по прочитанным басням о львах.
ребёнок львёнок
2. Поменяйте буквы местами так, чтобы получились слова. Составьте из получившихся слов ключевое слово.
с й а к ц и 1
и п ь р т в 2
т ц а 3
т о й Ц к 4
к с н о 5
ь г а л 6
а в л л и о 7
е р л 8
Ключевое слово:
1 2 3 4 5 6 7 8
К изученным басням можно предложить учащимся следующие задания:
1) Заполните таблицу к любому произведению о львах.
Автор
Вид произведения
Главные герои
название басни качества льва
Лев и Мышь
Лев и Волк
Волк и Лисица
Воспитание Льва
? Отличный, верный друг.
3) Подобрать к басне пословицу. 4) Определить героев и подобрать загадку к басне.
5) Сочинить на тему басни прозаический текст.
6) Придумать свой текст с данными героями.
7) Составить кроссворд к басне. 8) Составить толковый словарик со словами из басни, объяснить значение незнакомых слов. 9) Найти устаревшие слова и обороты в баснях И.Крылова.
Мы уверены, что систематическое использование творческих заданий на уроках литературного чтения - неотъемлемая часть современного урока. Наличие именно таких заданий воспитывает у детей в начальных классах заинтересованность, внимательное отношение к тексту, формирует активное отношение к любым видам творчества (выпуск газет, составление кроссвордов, проведение викторин), что ведет к повышению мотивации обучения и способствует развитию языковой личности учащихся начальных классов.
CREATIVE TASKS AS A METHOD OF CREATING THE ALL-ROUND PERSONALITY
OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT
© 2012 T.A.Kayasova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
In this article the author deals with the necessity of systematic implementation of creative tasks at the lessons of literature in primary school. Creative tasks of different levels, that help to form the all-round personality of a primary school student, should be introduced into the modern educational process, because they increase the interest to the literary texts. This tasks help to form motivation of their own creative work. Key words: all-round personality of a primary school student, creative tasks.
Tatyana Anatolievna Kayasova, PhD in pedagogical sciences, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, associate professor of the chair of social pedagogics, psychology and pedagogics of primary education, the deputy director of the educational work in Gymnasium №3. E-mail: kayasova&mail. ru