Научная статья на тему 'Составление и использование интегрированных контрольных работ и тестов в начальной школе'

Составление и использование интегрированных контрольных работ и тестов в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
417
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕСТЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ / INTEGRATION / TESTS / INTEGRATIVE EXAMINATION WORKS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каясова Татьяна Анатольевна

В статье автор развивает мысль о необходимости систематического использования тестов на различных уроках в начальной школе и, в первую очередь, эта работа должна осуществляться на уроках литературного чтения. Использование тестов готовит учащихся к выполнению заданий более сложного уровня – интегрированных контрольных работ, которые широко внедряются в практику современных уроков в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING UP AND USE OF THE INTEGRATIVE EXAMINATION WORKS AND TESTS IN PRIMARY SCHOOL

In this article the author talks about the necessity of using tests on different lessons in primary school systematically. First of all this work should be done on the lessons of literature. The using of tests helps children to get ready for the more hard tasks – integrative examination works, which are often used on the lessons in primary school.

Текст научной работы на тему «Составление и использование интегрированных контрольных работ и тестов в начальной школе»

УДК 37

СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2013 Т.А.Каясова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 09.07.2012

В статье автор развивает мысль о необходимости систематического использования тестов на различных уроках в начальной школе и, в первую очередь, эта работа должна осуществляться на уроках литературного чтения. Использование тестов готовит учащихся к выполнению заданий более сложного уровня - интегрированных контрольных работ, которые широко внедряются в практику современных уроков в начальной школе.

Ключевые слова: интеграция, тесты, интегрированные контрольные работы.

В настоящее время в начальной школе на практике широко используются интегрированные (комплексные) контрольные работы, предназначенные для оценки уровня подготовки учащихся начальной школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Для составления контрольных работ различными авторами берутся тексты естественнонаучного характера, из которых учащиеся должны извлечь необходимую информацию. Проблема подготовки детей к восприятию, написанию таких работ - задача учителя начальных классов. Мы считаем, что для успешного написания интегрированных работ нужна систематическая подготовительная работа. Наши учащиеся, работая на уроках и дома с текстами, параллельно очень много работают с тестами. Кроме того, тесты (необходимые для обучения детей навыку извлечения нужной информации из текста) используются не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.

Учащимся было предложено ознакомится с произведениями разных авторов по теме «Дикие животные. Слоны». Так, на уроках литературного чтения учащимися были прочитаны следующие произведения: индийская сказка «На кого похож слон», С.Михалков «Слон-живописец», С.Михалков «Слон, заяц и осёл», А.Куприн «Слон».

Каясова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования ПГСГА, докторант,; доцент кафедры начального образования Самарского института повышения квалификации работников образования, заместитель директора по УВР (начальные классы) гимназии №3. E-mail: kayasova@mail. ru

Для дополнительного чтения для учащихся были подобраны следующие произведения: Б.Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Л.Толстой «Слон», Ю.Тувим «Слон Хоботов-ский», вьетнамская сказка «Слон и муравей». Для работы над произведениями на уроках литературного чтения нами были составлены разноуровневые задания:

I. Басня «Слон-живописец» (С.Михалков). Задания базового уровня.

1. Ответьте на вопросы.

1) Что такое «пейзаж» и «вернисаж»?

2) Зачем слон позвал друзей?

3) Чего опасался живописец?

4) Почему Слон так легко согласился с друзьями?

5) Зачем он нарисовал мёд?

6) Почему картина не понравилась гостям?

7) Что такое «ералаш»?

8) О чем предупреждает С. Михалков своей басней?

9) А как бы вы себя повели на месте Слона?

10) Как звери оценили картину и какие недостатки нашли? Заполните таблицу.

Крокодил

Тюлень

Крот

Свинья

2. Соедините стрелочками два столбика.

вниманием принял

ценители угодил

пожеланья польщен

кистью пришли

3. Чего не было на картине? Подчеркните варианты ответа. Снега, льда, Нила, дуба, молока, огорода, мёда.

4. А почему гости прошептали: «Ералаш», а не прокричали, например? II. Басня «Слон, заяц и осёл» (С.Михалков).

1. Почему уже заглавие басни «Слон, заяц и осёл» С.Михалкова вызывает улыбку?

2. Как представляют себе мост герои? Соедините стрелочками два столбика.

Слон как будем строить? Вдоль иль поперек

Заяц на каменных быках

Осёл мост легким должен быть

3. Найдите ошибки:

Решили строить дом_.

Твердил огромный Слон_.

Мост длинный должен быть_.

Тогда будем строить_.

4. Объясните устно значение слова «быки» в тексте.

III. А.Куприн «Слон».

1. Ответьте на вопросы:

1) Чем была больна девочка в рассказе?

2) Какой совет дал маме врач?

3) Что предлагала девочка маме?

4) Какими изобразил писатель родителей девочки?

5) Почему папа побежал в магазин?

6) Как выглядел игрушечный слон?

7) Почему маме стало вдруг так тревожно?

8) Куда решил отправиться папа?

9) С какой просьбой обратился папа к хозяину зверинца?

10) Как автор показывал удивление немца-хозяина?

11) Почему папе так хотелось выполнить любой каприз дочки?

12) Какой первый вопрос задал немец и почему?

13) Что тревожило немца в данной ситуации?

14) Зачем хозяин зверей и Надин папа ехали к ним домой?

15) Каков размер Слона?

16) Как Слон вел себя на улице?

17) Как Слон вел себя в доме?

18) Почему Томми сразу не дали весь торт?

19) Почему девочка утром, проснувшись, сразу спросила про Слона?

20) Каким девочка увидела Слона? Заполните таблицу.

рост глаза

кожа уши

голова хобот

хвост клыки

ноги

1) Почему девочка обращалась к Слону на вы?

2) Отчего Надя захохотала и захлопала в ладоши?

3) Какие куклы были у Нади?

4) Какую игру придумала Надя?

5) Как проходил обед?

6) Чем заканчивается рассказ?

7) Как вы думаете, что помогло девочке выздороветь?

8) Как бы вы назвали этот рассказ?

9) Заполните таблицу (по рассказу А.Куприна «Слон»).

Автор

Вид произведения

Название

Главные герои

Незнакомые слова

Составьте план текста

2. Выберите правильные варианты ответов.

1) Какие животные были в цирке?

а) собаки

б) лисы

в) обезьянки

г) львы

д) тюлени

е) медведи

ж) жирафы

з) слоны

2) Что делал большой Слон?

а) стоит на задних лапах

б) ходит по бутылочкам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) скачет сквозь обруч

г) ходит по бочке

д) ходит по канату

е) обедает

3. Найдите ошибки.

Придется привести Слона днем_.

Надя лежит уже несколько дней_

В белой попоне он грустно скачет по улице

Перед дверью слон останавливается

4.Чем угощали Слона. Запишите по порядку.

а) ореховый торт

б) фисташковый торт

в) булки

5. Определите последовательность абзацев.

а) Папа сидит в зверинце...

б) - Не надо, мама, я ничего не хочу.

в) «Здравствуй, Томми», - произнесла девочка.

г) Ночью Слона ведут в гости.

д) Маленькая девочка нездорова.

е) - А можно мне слона?.. Задания повышенного уровня. Поменяйте буквы местами так, чтобы получились слова. Составьте из получившихся слов ключевое слово.

ы у б о т к ■ 1

ш н и р а 2

к ш в р е 3

л п а ы 1 4

о о ш р и к ■ 5

Ь о б л н з е 1 6

к р т х я я ■ 7

Ключевое слово:

Заполните таблицу, пользуясь текстами, изученных произведений по данной теме

название произведения описание, черты характера Слона

Авторы-составители интегрированных работ практически всегда используют тексты научно-популярной литературы, мы считаем возможным составление интегрированных работ (и тестов) на материале художественных текстов, а необходимые данные по предметам «Математика» и «Окружающий мир» дети могут почерпнуть в дополнительном тексте из научно-популярной литературы.

Интегрированная контрольная работа (по сказке «На кого похож слон»).

I. Русский язык

1. Запишите слова на слоне, город, слепые и разберите их по составу.

2. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

Нищие поспешно бросились в сторону.

3. Разделите слова для переноса.

Кончик -_,

один -_.

4. Спишите первое предложение и поставьте ударение в словах

5. Найдите и подчеркните ошибки. Изучял, скозал, похожы.

6. Подберите однокоренные слова.

Слон -_,

хвост -_,

спорили -_.

II. Математика

7. Сколько нищих было в сказке? Запишите два двузначных числа, где исходное число обозначает:

а) количество десятков_;

б) количество единиц_.

8. Запишите двузначное число, где количество единиц и десятков - исходное число из сказки. К нему подберите два предыдущих и два последующих числа.

III. Чтение и понимание прочитанного текста

9. Почему люди не убежали, увидев Слона?

10. Что хотелось сделать этим людям?

11. Для чего нищим предложили пощупать Слона? Заполните таблицу словами из текста, характеризующими, как нищие представили себе Слона.

1-й нищий 2-й нищий 3-й нищий 4-й нищий 5-й нищий

часть тела Слона

что представил?

12. Почему слепые не соглашались друг с другом?

13. Почему слепые не хотели уступить друг другу?

14. Чем интересна и необычна концовка сказки?

15. Ответьте на вопрос: «О чем эта сказка?»

Интегрированная контрольная работа (по рассказу А.Куприна «Слон»).

I. Русский язык

1. Назовите орфограммы в словах: Михаил Петрович -_

2

3

5

6

1

4

7

Девочка - _

Давно -_

Серьёзно -_.

Скучать -_

2. В словах первого предложения расставьте ударение.

3. Выпишите из второго предложения слова, состоящие из 3-х слогов.

4. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Девочка смотрит в потолок. Папа заводит ключиком слона.

5. К слову смотрит подберите однокорен-ные слова.

II. Чтение и понимание прочитанного текста

6. Выберите правильный вариант ответа.

1) Почему девочка просит именно Слона?

а) она о них читала книги

б) она любит этих животных

в) ей обещали показать живого Слона в зверинце

2) Почему девочка не просит достать ей солнце?

а) оно жжется

б) оно некрасивое

в) понимает, что его нельзя достать

3) Почему Слона можно было везти только ночью?

а) публика соберется

б) он ночью спит

в) полиция не разрешит

4) Почему один раз слон немного рассердился?

а) он устал

б) он хотел кушать

в) к нему подбежал мальчишка

5) Пол был густо застелен.

а) коврами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) бумагой

в) соломой

6) Почему знакомые папы уезжают через 5 минут?

а) они испугались

б) они торопились

в) не хотели видеть слона

Таким образом, говоря об использовании интегрированных контрольных работ в начальной школе, нужно отметить следующее: данные работы способствуют приобретению навыка системной переработки информации из текстов различных школьных предметов.

Различные авторы предлагают свои критерии оценки знаний учащихся. Например:

Н.А.Разагатова1 предлагает следующие критерии оценки знаний учащихся:

№ Проверяемые знания, умения, способы действия Кол-во баллов

З.А.Кокарева и Л.С.Секретарева2 предлагают свои критерии оценки знаний учащихся:

Показатели сформиро-ванности умения № задания Максимальное количество баллов Критерии проставления баллов

1 Разагатова Н.А. Интегрированные контрольные работы на основе единого текста. Начальная школа. 3 - 4 классы: Контрольно-измерительные материалы. - Самара: 2009.

2 Кокарева З.А., Секретарева Л.С. Интегрированная контрольная работа для выявления уровня сформиро-ванности универсальных учебных действий у первоклассников // Управление начальной школой. - 2012. - №5, май.

DRAWING UP AND USE OF THE INTEGRATIVE EXAMINATION WORKS AND TESTS IN PRIMARY SCHOOL

© 2013 T.A.KaflcoBa"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In this article the author talks about the necessity of using tests on different lessons in primary school systematically. First of all this work should be done on the lessons of literature. The using of tests helps children to get ready for the more hard tasks - integrative examination works, which are often used on the lessons in primary school.

Key words: integration, tests, integrative examination works.

Kayasova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogics,

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, docent of the chair of social pedagogics, psychology and pedagogics of primary education, the deputy director of the educational work in Gymnasium №3. E-mail: kayasova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.