Научная статья на тему 'Развитие литературно-творческих способностей магистров в условиях современной теории и методики обучения литературе'

Развитие литературно-творческих способностей магистров в условиях современной теории и методики обучения литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МАГИСТР / ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕАУДИТОРНАЯ) РАБОТА / СПЕЦСЕМИНАР-ПРАКТИКУМ / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AN AFTER-HOUR (OUT-OF-CLASS) WORK / LITERARY-CREATIVE ABILITIES / MASTER / A SPECIAL SEMINAR-PRACTICAL WORK / LITERARY STUDY OF LOCAL LORE / LITERARY CREATIVITY / ART AND PERFORMING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина Александра Викторовна

В статье поднимаются вопросы развития литературно-творческих способностей магистров в условиях модернизации школьного и профессионального литературного образования. На примере спецсеминара-практикума определены содержание, основные направления по развитию литературно-творческой деятельности обучающихся, разработаны вопросы и задания, формирующие нравственно-психологическую и практическую готовность к творческому исполнению будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолина Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие литературно-творческих способностей магистров в условиях современной теории и методики обучения литературе»

Каждый из рассмотренных методологических подходов несет в себе существенные аспекты, позволяющие пролить свет на причинно-следственные связи реализации механизма социального неравенства в рамках системы образования, и, в частности, в студенческой среде. Однако нельзя забывать о том, что исследуемое социальное явление является весьма сложным и многогранным, вот почему при выделении какого-то одного из них в качестве базового высока вероятность упустить нечто важное. На наш взгляд, наиболее эффективен в сложившейся ситуации синтезирующий мультипарадигмальный подход (полипарадигмальный [8, с. 10]), включающий в себя все три описанные ранее парадигмы.

Литература

1. Бондаренко, В.А. Эмпирическая модель воспроизводства социального статуса / В.А. Бондаренко // Мир России. - 2002. - № 4. - С. 129 - 132.

2. Зборовский, Г.Е. История социологии / Г.Е. Зборовский. - М., 2007. - URL: http://pidruchniki.com.ua/ 15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge)

3. Константиновский, Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Д.Л. Константиновский. - М., 1999.

4. Масловский, М.В. Современная западная теоретическая социология / М.В. Масловский. - Н. Новгород, 2005. -URL: http://forsociologists.narod.ru/csth/lecture7.html

5. Радаев, В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. - М., 1996.

6. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1998.

7. Смирнова, Е.Э. Введение в социологию образования / Е.Э. Смирнова. - СПб., 2006.

8. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций / В.А. Ядов. - СПб., 2006.

9. Weber, M. The Rationalization of Education and Training / M. Weber // Gerth H., Mills C.W.R. From Max Weber: Essays in Sociology. - N.Y., 1946.

УДК 80:371:3: 378 (076)

А.В. Смолина

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье поднимаются вопросы развития литературно-творческих способностей магистров в условиях модернизации школьного и профессионального литературного образования. На примере спецсеминара-практикума определены содержание, основные направления по развитию литературно-творческой деятельности обучающихся, разработаны вопросы и задания, формирующие нравственно-психологическую и практическую готовность к творческому исполнению будущей профессии.

Литературно-творческие способности, магистр, внеурочная (внеаудиторная) работа, спецсеминар-практикум, литературное краеведение, литературное творчество, художественно-исполнительская деятельность.

The article considers the questions of development of literary-creative abilities of masters in the conditions of modernization of school and professional literary formation. On an example of a special seminar-practical work the maintenance, the basic directions on development of literary-creative activity trained are defined, questions and the tasks forming moral-psychological and practical readiness for creative execution of the future trade are developed.

Literary-creative abilities, master, an after-hour (out-of-class) work, a special seminar-practical work, literary study of local lore, literary creativity, art and performing activities.

В период активного социально-экономического и нравственного преобразования нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательной, так и для высшей школы. Совершенно очевидно, что современный рынок труда требует профессионально мобильных, нестандартно и творчески мыслящих специалистов, а результатом непрекращающийся модернизации школьного литературного образования является постоянно увеличивающийся объем художественных произведений и параллельное сокращение количества часов на их изучение. В связи с этим важную роль играет внеклассная работа по литературе, направленная не только на расширение и уг-

лубление знаний школьников по литературе, но и на развитие их творческих способностей.

Формирование творческой личности школьника -одна из центральных проблем современной педагогики. Следует отметить, что развитие литературнотворческих способностей обучающихся происходит в том случае, если педагог сам наделен этими способностями, если он умеет вводить обучающихся в мир художественного творчества, эстетических переживаний, активного поиска оригинальных решений поставленных задач. Эффективность развития литературно-творческих способностей школьника повышается, если использовать ресурс не только урочной, но и внеурочной деятельности. В этом процессе совершенно очевидна центральная роль буду-

щего учителя-словесника, характеризующегося

осознанной устойчивой мотивацией деятельности по нравственно-эстетическому воспитанию школьников, и будущего профессионала, работающего на высоком научно-методическом уровне в высшей школе. В связи с этим важным становится осознание приоритета творчества как профессионального успеха. Реализовать эти задачи сможет, на наш взгляд, спецсеминар-практикум «Внеурочная (внеаудиторная) работа по литературе в системе школьного и профессионального литературного образования».

Предлагаемый спецсеминар призван сформировать у магистров, обучающихся по направлению 540305 М «Литературное, речевое и эстетическое образование школьников», такие компетенции:

- развитие представлений о роли различных видов и форм внеурочных (внеаудиторных) занятиях в развитии литературно-творческих способностей школьников и студентов;

- вооружение знаниями, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации методов, средств и форм обучения (технологий обучения) в зависимости от уровня подготовленности обучаемых и целей обучения, подготовка к внеучебной работе в учебных заведениях различного типа и профиля;

- приобретение практических навыков работы с учебными материалами (сценарии внеурочных (внеаудиторных) занятий по литературе; программами элективных и факультативных курсов; заданиями для олимпиад в школьном и профессиональном литературном образовании и др.);

- владение умением проводить исследования, связанные с изучением литературы по внеурочной (внеаудиторной) работе (различные подходы к изучению литературных тем, формирование навыков самостоятельной работы и развития литературно-творческих способностей учащихся, студентов, организация их учебной деятельности и др.).

Работу по развитию литературно-творческих способностей обучающихся предлагаем планировать по следующим направлениям:

1. Занятия литературным краеведением в школьном и профессиональном литературном образовании.

Заметим, что данное направление является одной из важных проблем современной педагогики, теории и методики обучения литературе и позволяет сформировать знания не только о национальных достояниях науки, истории и культуры, но и о ее региональных вариантах, в частности, о литературном краеведении Сахалинской области.

2. Литературное творчество школьников и студентов, которое заключается в попытке ученика, студента выразить себя в слове, образе. Несомненно, чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения.

3. Художественно-исполнительская деятельность. Студии художественного слова в высшей школе, школьные театры создают условия для самовыражения через интерпретацию литературных произведений.

Названные направления внеурочной работы свя-

заны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями средней и высшей школы, поиском новых форм внеклассной работы по литературе учителей-словес-ников, ученых-методистов; с другой стороны - источником литературно-творческого, художественноисполнительского характера становится ярко выраженная одаренность или творческие способности педагога-поэта, театрала, мастера художественного слова.

В каждую тему семинара мы предлагаем включить вопросы и задания, направленные как на развитие литературно-творческой деятельности магистров, так и на формирование их готовности к внеурочной (внеаудиторной) деятельности на этапах школьного и профессионального литературного образования.

С указанных позиций рассмотрим каждую тему семинара. Так, на первом занятии «Основные этапы развития теории и практики внеклассной (внеаудиторной) работы по литературе в системе школьного и профессионального литературного образования» магистрам предлагается познакомиться с опытом ученых-методистов прошлого, определить принципы их методики проведения внеурочной работы по литературе, выяснить, каково значение опыта прошлого на современном этапе литературного образования и ответить на следующие вопросы:

- как они рассматривался вопрос об отборе литературных произведений для их изучения во внеурочной работе;

- каково содержание и задачи внеклассного чтения на разных этапах литературного образования;

- рассмотрите вопросы преемственности: какие методические идеи и концепции нашли свое дальнейшее развитие и дополнение в работах современных исследователей в аспекте рассматриваемой проблемы?

К заданиям, развивающим творческое мышление магистров, можно отнести следующие:

1. Подготовьте аннотированный список методической литературы по данной теме. Что из методического опыта Вы бы использовали в собственной работе?

2. Напишите эссе по одной из предложенных тем: «За строкой учебника литературы», «После уроков словесности», «Литература в мире искусств и науки...».

Важной чертой начального этапа подготовки магистров к развитию литературно-творческих способностей обучающихся на этапах школьного и профессионального литературного образования является овладение ими теоретических основ организации внеучебной работы по литературе. Исследования магистров должны начинаться с переноса известных методических принципов на решение конкретной проблемы. Такая работа требует от обучающихся знания методических приемов и форм организации внеурочной (внеаудиторной) работы как в традиционных формах внеучебной деятельности - читательские конференции, литературные вечера, творческие встречи, экскурсии и т.д., так и в современном инно-

вационном формате - с использованием новых образовательных технологий (проектная деятельность, элективные курсы, создание профессиональнокоммуникативных ситуаций т.д.).

Так, в процессе изучения следующей темы «Внеклассная (внеаудиторная) работа по литературе: теоретические основы» предлагаем выполнить групповые и индивидуальные задания:

1. Проанализируйте программы научно-практических конференций по литературе для студентов вуза за последние 5 лет. Каковы цели проведения подобных конференций? Как связаны научнопрактические конференции с основными предметами филологического цикла, с различными формами внеаудиторной работы по литературе?

2. Подготовьте вариант планирования системы занятий для факультатива в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классной и внеклассной работы.

3. Подготовьте план внеаудиторного занятия для студентов, посвященного обсуждению одной из литературных новинок. Подготовьте вопросы и задания для самостоятельной работы студентов с текстом.

4. Познакомьтесь с опытом работы преподавателей ЮСПК СахГУ [1] ответьте на следующие вопросы:

а) Какие формы внеклассной работы в большей степени способствуют совершенствованию умений школьников анализировать поэтику и интерпретировать художественный текст, а также способствует речевой грамотности?

б) На какие формы внеклассной работы, на ваш взгляд, не нашедшие места в пособии, нужно обратить внимание учителю? Почему?

5. Продумайте план мероприятий для школьной филологической декады на заключительном этапе школьного литературного образования. Докажите целесообразность каждого из предлагаемых мероприятий.

6. Какой проблеме организации внеклассной работы по литературе вы бы посвятили диссертационное исследование? Почему?

Организация и проведение выставок по литературе является важной частью внеклассной (внеаудиторной) работы в системе школьного и профессионального литературного образования. Выставочные мероприятия способствуют разностороннему развитию литературно-творческих способностей обучающихся. Материалы выставки, работа с ними, несомненно, способны значительно обогатить и разнообразить работу по изучению и пропаганде искусства художественного слова и литературы, привлечь внимание будущих учителей-словесников, учащихся, способствовать продуктивному решению проблем как современного школьного образования, так и профессионального педагогического. В процессе изучения темы спецсеминара «Организация выставок по литературе» предлагаем рассмотреть вопросы: содержание выставок, их виды; характер экспонатов по биографии писателя; выставки, посвященные искусству звучащего слова; вопрос организации (местоположения выставок); нестандартные и интерактивные выставки.

Примером заданий, направленных на развитие литературно-творческих способностей обучающихся, могут быть следующие:

1. Изучите опыт организации литературных вы-

ставок в школе по учебно-методической литературе и на практике. Приведите примеры индивидуальных заданий исследовательского характера. Раскройте содержание и специфику работы по организации литературных выставок-кроссвордов, выставок-

викторин и покажите их роль в развитии творческих способностей школьников. Описание подтверждайте примерами из практики.

2. Предложите темы для литературной выставки по жизни и творчеству современных писателей и поэтов. На каких именах остановился ваш выбор? Почему?

3. Какие есть, на ваш взгляд, пути сближения литературной выставки и других форм внеклассной работы? Насколько целесообразны такие сближения?

4. Вместе со студентами организуйте интерактивные литературные выставки, посвященные творчеству русских и зарубежных писателей XX века.

Действенной формой нравственно-эстетического воспитания, средством развития интереса, воспитания, любви к художественной литературе являются студии художественного чтения. Учитель-словесник должен понимать, что без звучащего слова, наполненного живыми представлениями, мыслями, чувствами не может и быть настоящего занятия по литературе. Важность выразительного чтения для художественного развития школьника признана всеми. Ученые-методисты М.А. Рыбникова и В.В. Голубков подчеркивали его огромную роль в изучении литературы и эстетическом воспитании учащихся. Разработанные вопросы и задания для занятия «Студии художественного слова в школьном и профессиональном литературном образовании» способствуют включению магистров в учебную работу, содержащую элементы профессиональной деятельности, в том числе и деятельности по развитию творческой активности школьника и студента. В центре занятия

- обсуждение проблем, связанных с этапами подготовки к исполнению художественного текста, методикой подготовки спектаклей с учетом возраста обучающихся, профильности и типа учебного заведения, определения значения студии художественного слова. Приведем примеры заданий:

1. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников и студентов, скорректируйте цели и задачи организации студии художественного слова.

2. Подготовьте вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по подготовке к исполнению художественного текста.

3. Разработайте сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству одного из художников слова или литературной теме, изучаемых в старших классах.

Одним из методических проблем современного преподавания литературы является создание проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование новейших технологий в области теории и методики обучения литера-

туре. Проектная деятельность открывает большие возможности, так как направлена на духовное и профессиональное становление личности через организацию активных способов действий, стимулирует ее литературно-творческие способности, стремление к самовыражению. В процессе изучения темы спецсеминара «Организация проектной деятельности по литературе в школьном и профессиональном литературном образовании» предлагаем обсудить вопросы, связанные с возникновением проектной системы обучения, основными задачами проектов, их спецификой на разных этапах литературного образования, этапами создания проектов, их оформлением и формами презентаций, роли интерактивных учебников, электронных хрестоматий для организации проектной деятельности по литературе. Задания в процессе изучения темы спецкурса могут быть такими:

1. Разработайте интерактивную лекцию по теме «Проектная деятельность на внеклассных (внеауди-торых) занятиях по литературе в системе школьного и профессионального литературного образования».

2. На основе календарно-тематического плана разработайте тематику проектов по литературе для 5 - 7-х, 8 - 9-х и 10 - 11-х классов средней школы. К каждой теме проекта определите цели, задачи и методические приемы.

3. Составьте темы проектов по дисциплине «История русской литературы XVIII века» для студентов филологических отделений. Обоснуйте мотивы выбора тем. Разработайте один из вариантов предложенных проектов к итоговому занятию.

В практике методики преподавания литературы одним из распространенных видов внеклассной работы является олимпиада. Данная форма внеучебной работы в последнее время приобретает все большую популярность. Эта популярность стимулируется проведением региональных предметных олимпиад, а также всероссийских олимпиад по литературе, открывающих для победителей двери в лучшие вузы России. Школьные и внутривузовские олимпиады по литературе являются не только хорошей «тренировкой» для участников, но и позволяют активизировать их интерес к чтению, знанию истории и теории литературы, развивать познавательную активность, исследовательские навыки оживить их самостоятельную творческую деятельность. В связи с указанными задачами остановимся на теме спецсеминара «Олимпиады как один из видов внеклассной (внеаудиторной) работы по литературе на этапах школьного и профессионального литературного образования». Узловыми вопросами занятия являются: организация олимпиад, их воспитательный характер; специфика всероссийских дистанционных эвристических олимпиад по литературе; школьные, региональные, федеральные международные олимпиады по литературе; формы олимпиад; условия эффективности проведения олимпиад; этапы подготовки и проведения олимпиад, их композиционное построение; система оценивания работ. Примером заданий для магистров могут быть следующие:

1. Подготовьте обзор современной методической литературы по данной теме.

2. Дайте оценку олимпиадным заданиям по литературе для учащихся 9 - 11-х классов. Проведите сопоставительный анализ современных областных олимпиад по литературе с точки зрения роли и места в них сведений по теории и истории литературы, интерпретации художественного произведения. Определите методические позиции авторов-составителей олимпиад.

3. Разработайте олимпиадные задания для студентов первых курсов, включив работу по историкокультурному комментарию, знанию и толкованию текста, теоретико-литературному компоненту, анализу и интерпретации текста. Выберите из вопросов и заданий ваших коллег наиболее удачные и реализуйте получившийся проект в аудитории студентов.

В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы по литературному краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. Они способствуют развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач, вызывают интерес к «малой» Родине, пробуждают чувство любви к родному городу, формируют в ходе занятий исследовательский интерес к предметному миру, учат школьника понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи. В произведениях заложены огромные возможности в плане идейнонравственного, патриотического и эмоционального воспитания, литературного развития учащихся, профессиональной ориентации будущих специалистов гуманитарного профиля. Сложившиеся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы гуманизации, модернизации, происходящие в общеобразовательной и высшей школе, попытки создать условия для формирования у учащихся и студентов ценностных отношений к достижениям культуры, потребности в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования краеведения в литературном образовании. Поэтому неслучайно включена в спецсеминар тема «Литературное краеведение в системе школьного и профессионального литературного образования».

На данном этапе предлагаем вести работу по следующим направлениям: литературное краеведение в системе внеклассной (внеаудиторной) работы как форма активного познания родины, ее истории, культуры; принципы изучения биографии писателя, родившегося в пределах области; специфика литературных экскурсий; пребывание писателей в пределах области; литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин; историко-теоретический комментарий проблем изучения литературного краеведение; историко-литературный очерк пути литературы родного края.

В процессе изучения указанной темы предлагаем остановиться на следующих групповых и индивидуальных заданиях для магистров:

1. Составьте картотеки писателей, связанных с местным краем.

2. Составьте летопись «Современная литературная жизнь нашего города».

3. Разработайте литературно-музыкальную композицию по стихотворениям поэтов Сахалинской области.

4. Составьте методические рекомендации к изучению художественных произведений сахалинских писателей и поэтов. В методические рекомендации включите планирование темы и определение общих целей каждого занятия по литературному краеведению; обоснование выбора пути анализа художественных текстов; краткое содержание каждого занятия с указанием основных методов и приемов изучения текстов; использование наглядности и ТСО; разработку системы вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся; развернутый конспект одного урока анализа стихотворения сахалинского поэта; список использованной литературы (подбирается самостоятельно).

По окончании спецсеминара предлагаем защиту магистрами разработанного пособия по внеклассной работе, в который должны войти сценарии литературно-музыкальных композиций, литературные викторины, конкурсы, тексты олимпиад для школьного и профессионального литературного образования.

Таким образом, нами смоделирована форма работы, позволяющая в процессе профессиональной подготовки углубить знания о будущей профессии, дающая возможность проанализировать свои педагогические способности, а также стимулирующая поиск возможных путей самосовершенствования, формирующая нравственно-психологическую и практи-

ческую готовность к овладению и творческому исполнению будущей профессии.

Включение в тематику спецсеминара разработанных нами вопросов и заданий позволяет обращаться к различным видам деятельности магистров, связанных с восприятием, оценкой, интерпретацией художественного произведения, литературно-творческой деятельностью, помогает глубже осмыслить одну из важнейших тем курса теории и методики обучения литературы, увеличить литературно-творческую самостоятельность обучающихся, формировать профессиональные компетенции в моделировании разных видов и форм внеклассных (внеаудиторных) занятий по литературе.

Изучение спецсеминара не отменяет дальнейшей работы преподавателя над повышением своего педагогического мастерства, изучением педагогического опыта ученых-методистов и поиску новых форм и методик внеурочной (внеаудиторной) работы на этапах школьного и профессионального литературного образования.

Литература

1. Организация внеклассной работы на заключительном этапе школьного литературного образования: из опыта работы ЮСПК СахГУ / под общ. ред. Р.В. Якименко. -Южно-Сахалинск, 2000.

УДК 37.02

Ю.С. Чмутова, И.А. Рудакова

РАЗРАБОТКА НОВОЙ ТИПОЛОГИИ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В статье приведена новая классификация типов коммуникативных барьеров, в основании которой положена причинная обусловленность. Представленные типы «барьеров» выделены по строго субъективным критериям как индивидуальнопсихологические факторы обучаемого, ведущие к деструкции совместной коммуникативной деятельности и снижению эффективности обучения.

Коммуникативный барьер, типология «барьеров», личностно-смысловой барьер, индивидуально-психологические факторы личности.

The new classification of types of communicative barriers is given in the article based on causation. Presented types of “barriers” were identified by subjective criteria as individual and psychological factors of the student, leading to destruction of joint communicative activity and reducing the effectiveness of training.

Communicative barrier, typology of barriers, personal and semantic barrier, individual and psychological factors of a personality.

Коммуникативный барьер - один из немногочисленных феноменов, который представлен в структуре психолого-педагогической проблематики довольно разнообразными, многогранными, а порой противоречивыми сведениями об его сущности, причинах и факторах возникновения. Под коммуникативным барьером можно понимать «абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее

в ситуации общения» [2, c. 193]. Исследовательские вехи по данной проблематике представлены в работах отечественных (Е.В. Залюбовская, Б. Д. Парыгин, Р.П. Козлова, Е.В. Фаготова, Р.Х. Шакуров, Л.И. Божович, В.Н.Куницына, М. А. Горячева, И.Г. Антипова, М.Н. Григорьева, Л.И. Новикова, И. А. Зимняя, Е.В. Руденский, Ю.Н. Варзонин, Э.Г. Дадаян и др.) и зарубежных ученых (C.R. Rogers, E. Aronson, W.C. Schutz, H. Hiebsch, M. Vorwerg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.