Научная статья на тему 'Творческая группа «Штиль» (1989)'

Творческая группа «Штиль» (1989) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
258
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART-GROUP SHTIL' / I. ZINATULIN / A. IONCHENKOV / A. KAMALOV / E. MAKEEV / V. POGREBNYAK / V. SEROV / S. SIMAKOV / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Камалов Георгий Андреевич

В статье идет речь о своеобразии группы «Штиль» и ее месте в изобразительном искусстве Приморья в период конца 1980-х начала 2000-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Art-group Shtil (1989)

The article deals with the peculiarities of the art-group Shtil and the place it held in the figurative arts of Primorye in the late 1980s early 2000s.

Текст научной работы на тему «Творческая группа «Штиль» (1989)»

УДК 7.036

Г. А. Камалов

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ШТИЛЬ» (1989)

В статье идет речь о своеобразии группы «Штиль» и ее месте в изобразительном искусстве Приморья в период конца 1980-х - начала 2000-х годов.

Ключевые слова: группа «Штиль», постмодернизм, И. Зинатулин, А. Ионченков, А. Камалов, Е. Макеев, В. Погребняк, В. Серов, С. Симаков.

The Art-group Shtil (1989). GEORGY A. KAMALOV (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).

The article deals with the peculiarities of the art-group Shtil and the place it held in the figurative arts of Primorye in the late 1980s - early 2000s.

Key words: art-group Shtil’, postmodernism, I. Zinatulin, A. Ionchenkov, A. Kamalov, E. Makeev, V. Pogrebnyak, V. Serov, S. Simakov.

Известно, что группа «Штиль», судя по первой выставке в Дальневосточном художественном музее, была организована в 1989 г. В нее вошли 7 приморских художников (графиков и живописцев): А. Камалов (предложивший название группы), И. Зинатулин, А. Ионченков, А. Куценко, Е. Макеев, В. Погребняк, С. Симаков. Позднее В. Серов дополнил число членов этой группы, а Куценко выбыл из нее.

В 1990-м, когда они проводили третью выставку группы во Владивостоке, в залах Приморской картинной галереи, в буклете к выставке они указали свое credo: «Нас объединяет индивидуальность каждого. Мы идем из одной точки в разных направлениях, где точка - встреча в безбрежности времени и пространства. Точка “Штиль” - состояние, при котором неотри-цаемое прошлое заново переживается будущим или, как заметил С. Дробноход, состояние после и до метаморфоз» [1, с. 541].

Как видим, сами художники, выделяя независимость и индивидуальность каждого, общность группы, «точку встречи» ощущают не в выработке общих эстетических законов, а в состоянии «после и до метаморфоз», в «неотрицаемом прошлом», которое «заново переживается будущим».

Сразу следует оговориться, что все художники группы «Штиль» - это представители постмодернизма в пространстве современного искусства Приморья. И это тоже, несомненно, их «общая» точка, из которой они расходятся в разные стороны.

Всего прошло 6 выставок группы «Штиль»: в 1989 г. в Хабаровске и в том же году в Биробиджане; в 1990-м во Владивостоке; 1992-м - в г. Джуна, США; 1993-м - во Владивостоке, в галерее Артэтаж; 2004м -во Владивостоке, в Союзе художников (см. [1, с. 541-647]).

Каждая из этих экспозиций оставила свой заметный след в искусстве Приморья. На каждой были выставлены работы, ставшие со временем классическими (не в смысле стиля, а в смысле мастерства). Например:

совместные диптихи А. Камалова и В. Серова -«Гостинка» (1990, х., м., 150x2000) [3], «Житие-1» и «Житие-11» (1993, дерево, масло, 100х150);

полотна И. Зинатулина - «Мусульманин XXI» (1993, х., м., 680х140), «Послание мусульманам» (1993, х., м., см. техн., 200х240), «Дзенский пляж» (2001, х., м., 60х70) и другие;

«состояния» А. Ионченкова - «Сон» (1992, х., м., 130х150), «Каррозия-1» (1993, х., м., 128х128), «Композиция - № 1-10» (2004, х., м., 100х100);

работы Е. Макеева - «Модель и ее художник» (2004, х., акрил, 170х120), цикл «Времена года» (2004, х., акрил, 60х80);

картины В. Погребняка - «Свет» (1993, бумага, гуашь, 60х40), «Свет приходящий» (1993, х., м., 120х90), «Свет уходящий» (1993, х., м., 120х87);

клеенки С. Симакова - «Конек Горбунок» (1990, клеенка, масло, 93х126), «Какемоно» (1990, клеенка, масло, 50х126), «Тайная вечеря» (2003, х., м., 173х122).

КАМАЛОВ Георгий Андреевич, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: [email protected] © Камалов Г.А., 2011

12

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2011

Творческая группа «Штиль».

Г.А. КАМАЛОВ

В современном искусстве Приморья художники группы «Штиль» заняли авангардное место, определив по праву ее ведущее положение в период конца 1980-х - начала 2000-х годов. Именно тогда были введены в оборот видеоряда вышеназванные работы, именно в это время приморское искусство было обогащено пейзажными этюдами Е. Макеева, А. Ион-ченкова, В. Погребняка, В. Серова, философской картиной мира А. Камалова, С. Симакова, портретной живописью И. Зинатулина, Е. Макеева, В. Серова.

Двигаясь из одной точки (постмодернизма), каждый из них эволюционировал внутри собственного творчества. Это особенно заметно в сжатый по времени период существования группы. Каждый из художников группы «Штиль» за это время из молодого автора преобразился в мастера: и по зрелости мировоззрения, и по темам творчества, и по виртуозности техники.

Они не были ограничены рамками эстетических обязательств: творить в русле модернизма, или реализма, или соц-арта, примитивизма и т.д. Их всех отличало, по замечанию О.Г. Дилакторской, «свободное дыхание» [1, с. 649]. Каждый развивался по законам собственного творчества: например, Ионченков как мастер фигуративной живописи, Зинатулин как представитель монументализма, Погребняк как поклонник соц-арта, Симаков как экстрасенсист в изобразительном искусстве, Камалов как философ.

Вместе с тем эта творческая свобода лежала в русле социальной ситуации, была обусловлена процессами реальной действительности, умонастроениями текущей современности, ее героями, событиями, состояниями. Именно поэтому творчество художников группы «Штиль» привлекает внимание зрителей на выставках. М.Э. Куликова в 1993 г. прозорливо отметила: «проходя по всей выставке, проницательный зритель может увидеть весь спектр общечеловеческих проблем, волнующих современного человека. В этом состоит

вся парадоксальность творчества художников группы «Штиль». Каждый из них, выступая как индивидуум, создает свои произведения в соответствии со своими художественными пристрастиями и вкусами. Каждый из них решает свои собственные проблемы творчества и художественного мастерства. Но, выступая вместе как единое целое, имя которому «Штиль», они заявляют о себе как художники социального направления в искусстве, в то время как о каждом из них отдельно сказать этого нельзя. Столь разных мастеров объединяет не общность художественно-живописной концепции, а общность единого жизненного и философского мироощущения» [1, с. 556].

Следует оговориться: «штилевцев» связывают не мировоззренческие узы (это тоже сугубо индивидуально), а время, которое они сами формируют и в котором создают пространство для нового искусства (см. также [2]). Им это удалось. Они заняли свою «нишу», свое место в ряду приморских художников, вписав своими рисунками, офортами, этюдами, портретами, пейзажами, натюрмортами размышления, состояния группы «Штиль» в общий контекст ощущения времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В потоке времени и памяти... Живопись, графика А. Камалова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 720 с.

2. Дилакторская О.Г. Фольклорные и библейские параллели как один из путей эстетических исканий в постмодернизме художников группы «Штиль» // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 35-36.

3. Камалов Г.А. «Гостинка» А. Камалова и В. Серова: своеобразие художественного языка // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 37-39.

2011 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.