УДК 7.036
Г. А. Камалов
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ШТИЛЬ» (1989)
В статье идет речь о своеобразии группы «Штиль» и ее месте в изобразительном искусстве Приморья в период конца 1980-х - начала 2000-х годов.
Ключевые слова: группа «Штиль», постмодернизм, И. Зинатулин, А. Ионченков, А. Камалов, Е. Макеев, В. Погребняк, В. Серов, С. Симаков.
The Art-group Shtil (1989). GEORGY A. KAMALOV (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
The article deals with the peculiarities of the art-group Shtil and the place it held in the figurative arts of Primorye in the late 1980s - early 2000s.
Key words: art-group Shtil’, postmodernism, I. Zinatulin, A. Ionchenkov, A. Kamalov, E. Makeev, V. Pogrebnyak, V. Serov, S. Simakov.
Известно, что группа «Штиль», судя по первой выставке в Дальневосточном художественном музее, была организована в 1989 г. В нее вошли 7 приморских художников (графиков и живописцев): А. Камалов (предложивший название группы), И. Зинатулин, А. Ионченков, А. Куценко, Е. Макеев, В. Погребняк, С. Симаков. Позднее В. Серов дополнил число членов этой группы, а Куценко выбыл из нее.
В 1990-м, когда они проводили третью выставку группы во Владивостоке, в залах Приморской картинной галереи, в буклете к выставке они указали свое credo: «Нас объединяет индивидуальность каждого. Мы идем из одной точки в разных направлениях, где точка - встреча в безбрежности времени и пространства. Точка “Штиль” - состояние, при котором неотри-цаемое прошлое заново переживается будущим или, как заметил С. Дробноход, состояние после и до метаморфоз» [1, с. 541].
Как видим, сами художники, выделяя независимость и индивидуальность каждого, общность группы, «точку встречи» ощущают не в выработке общих эстетических законов, а в состоянии «после и до метаморфоз», в «неотрицаемом прошлом», которое «заново переживается будущим».
Сразу следует оговориться, что все художники группы «Штиль» - это представители постмодернизма в пространстве современного искусства Приморья. И это тоже, несомненно, их «общая» точка, из которой они расходятся в разные стороны.
Всего прошло 6 выставок группы «Штиль»: в 1989 г. в Хабаровске и в том же году в Биробиджане; в 1990-м во Владивостоке; 1992-м - в г. Джуна, США; 1993-м - во Владивостоке, в галерее Артэтаж; 2004м -во Владивостоке, в Союзе художников (см. [1, с. 541-647]).
Каждая из этих экспозиций оставила свой заметный след в искусстве Приморья. На каждой были выставлены работы, ставшие со временем классическими (не в смысле стиля, а в смысле мастерства). Например:
совместные диптихи А. Камалова и В. Серова -«Гостинка» (1990, х., м., 150x2000) [3], «Житие-1» и «Житие-11» (1993, дерево, масло, 100х150);
полотна И. Зинатулина - «Мусульманин XXI» (1993, х., м., 680х140), «Послание мусульманам» (1993, х., м., см. техн., 200х240), «Дзенский пляж» (2001, х., м., 60х70) и другие;
«состояния» А. Ионченкова - «Сон» (1992, х., м., 130х150), «Каррозия-1» (1993, х., м., 128х128), «Композиция - № 1-10» (2004, х., м., 100х100);
работы Е. Макеева - «Модель и ее художник» (2004, х., акрил, 170х120), цикл «Времена года» (2004, х., акрил, 60х80);
картины В. Погребняка - «Свет» (1993, бумага, гуашь, 60х40), «Свет приходящий» (1993, х., м., 120х90), «Свет уходящий» (1993, х., м., 120х87);
клеенки С. Симакова - «Конек Горбунок» (1990, клеенка, масло, 93х126), «Какемоно» (1990, клеенка, масло, 50х126), «Тайная вечеря» (2003, х., м., 173х122).
КАМАЛОВ Георгий Андреевич, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: [email protected] © Камалов Г.А., 2011
12
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2011
Творческая группа «Штиль».
Г.А. КАМАЛОВ
В современном искусстве Приморья художники группы «Штиль» заняли авангардное место, определив по праву ее ведущее положение в период конца 1980-х - начала 2000-х годов. Именно тогда были введены в оборот видеоряда вышеназванные работы, именно в это время приморское искусство было обогащено пейзажными этюдами Е. Макеева, А. Ион-ченкова, В. Погребняка, В. Серова, философской картиной мира А. Камалова, С. Симакова, портретной живописью И. Зинатулина, Е. Макеева, В. Серова.
Двигаясь из одной точки (постмодернизма), каждый из них эволюционировал внутри собственного творчества. Это особенно заметно в сжатый по времени период существования группы. Каждый из художников группы «Штиль» за это время из молодого автора преобразился в мастера: и по зрелости мировоззрения, и по темам творчества, и по виртуозности техники.
Они не были ограничены рамками эстетических обязательств: творить в русле модернизма, или реализма, или соц-арта, примитивизма и т.д. Их всех отличало, по замечанию О.Г. Дилакторской, «свободное дыхание» [1, с. 649]. Каждый развивался по законам собственного творчества: например, Ионченков как мастер фигуративной живописи, Зинатулин как представитель монументализма, Погребняк как поклонник соц-арта, Симаков как экстрасенсист в изобразительном искусстве, Камалов как философ.
Вместе с тем эта творческая свобода лежала в русле социальной ситуации, была обусловлена процессами реальной действительности, умонастроениями текущей современности, ее героями, событиями, состояниями. Именно поэтому творчество художников группы «Штиль» привлекает внимание зрителей на выставках. М.Э. Куликова в 1993 г. прозорливо отметила: «проходя по всей выставке, проницательный зритель может увидеть весь спектр общечеловеческих проблем, волнующих современного человека. В этом состоит
вся парадоксальность творчества художников группы «Штиль». Каждый из них, выступая как индивидуум, создает свои произведения в соответствии со своими художественными пристрастиями и вкусами. Каждый из них решает свои собственные проблемы творчества и художественного мастерства. Но, выступая вместе как единое целое, имя которому «Штиль», они заявляют о себе как художники социального направления в искусстве, в то время как о каждом из них отдельно сказать этого нельзя. Столь разных мастеров объединяет не общность художественно-живописной концепции, а общность единого жизненного и философского мироощущения» [1, с. 556].
Следует оговориться: «штилевцев» связывают не мировоззренческие узы (это тоже сугубо индивидуально), а время, которое они сами формируют и в котором создают пространство для нового искусства (см. также [2]). Им это удалось. Они заняли свою «нишу», свое место в ряду приморских художников, вписав своими рисунками, офортами, этюдами, портретами, пейзажами, натюрмортами размышления, состояния группы «Штиль» в общий контекст ощущения времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В потоке времени и памяти... Живопись, графика А. Камалова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 720 с.
2. Дилакторская О.Г. Фольклорные и библейские параллели как один из путей эстетических исканий в постмодернизме художников группы «Штиль» // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 35-36.
3. Камалов Г.А. «Гостинка» А. Камалова и В. Серова: своеобразие художественного языка // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 37-39.
2011 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 13