Научная статья на тему 'Основные тенденции в изобразительном искусстве Приморья на рубеже XX-XXI веков. К истории вопроса'

Основные тенденции в изобразительном искусстве Приморья на рубеже XX-XXI веков. К истории вопроса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1686
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИМОРСКАЯ ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / НЕОМОДЕРНИЗМ / АВАНГАРДИЗМ / ПОЛИСТИЛИЗМ / ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА / PRIMORSKI SCHOOL OF FINE ARTS / NEOMODERNISM / POSTMODERNISM / AVANT-GARDISM / ART ASSOCIATION / ART GROUP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левданская Наталья Андреевна

В статье рассматриваются результаты исследования основных тенденций приморского искусства в конце ХХ начале XXI вв., пришедших на смену реализму генеральному направлению в искусстве СССР, основанному на методе социалистического реализма. Выявляются источники и обстоятельства освоения традиций модернизма приморскими художниками, ход развития неомодернистских и постмодернистских тенденций, роль в этом процессе творческих групп и объединений. Делается попытка выделить региональные особенности изобразительного искусства территории в конце XX-первого десятилетия XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends of the Primorye art in the late XX century and beginning of XXI century. To history of problem

The article contains the results of studies of the main trends of the Primorye art in the late of the XX century and beginning of the XXI century, which replaced the socialist realism. The identification of the sources and conditions of development of modernism's traditions, of evolution of postmodernism and neomodernism trends in the art works of Primorskye artists, the role of art groups and associations in this process is considered. It highlights some of the features of the artistic process of the first decade of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в изобразительном искусстве Приморья на рубеже XX-XXI веков. К истории вопроса»

уДК 7036 Н. А. ЛЕВДАНСКАЯ

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПРИМОРЬЯ НА РУБЕЖЕ XX—XXI ВЕКОВ. К ИСТОРИИ ВОПРОСА___________________________________________

В статье рассматриваются результаты исследования основных тенденций приморского искусства в конце ХХ — начале XXI вв., пришедших на смену реализму — генеральному направлению в искусстве СССР, основанному на методе социалистического реализма. Выявляются источники и обстоятельства освоения традиций модернизма приморскими художниками, ход развития неомодернистских и постмодернистских тенденций, роль в этом процессе творческих групп и объединений. Делается попытка выделить региональные особенности изобразительного искусства территории в конце XX—первого десятилетия XXI вв.

Ключевые слова: приморская школа изобразительного искусства, неомодернизм, авангардизм, полистилизм, творческое объединение, творческая группа.

Статья выполнена при поддержке государственного задания Министерства образования и науки РФ по теме: «Междисциплинарные исследования механизмов международной коммуникации в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Изобразительное искусство Приморья занимает видное место в художественной жизни Дальнего Востока России и страны в целом начиная с 1950-х годов. Произведения художников, работавших в рамках метода социалистического реализма, представляли край на всех крупных всесоюзных, всероссийских и зональных выставках [1].

Однако в конце 1980-х годов впервые появляются на выставках произведения приморских авторов-нонконформистов, чьи профессиональные интересы в течение 1960-х— 1980-х годов были направлены на поиски не только нового содержания, но и разнообразных форм выражения, лежащих в русле ведущих мировых тенденций искусства ХХ века, в частности, модернистских. Таким образом, была нарушена монополия социалистического реализма. Отметим, что явление нонконформизма в Приморье имеет как общие, так и отличительные от столичного (Москвы и Ленинграда) черты [2].

Поскольку противоречивость определений таких терминов, как модерн и модернизм, авангард и авангардизм, модернизм и авангардизм, постмодерн и постмодернизм, встречающихся в исследованиях искусствоведов [3 — 5] и эстетиков [6, 7], затрудняет использование формально-стилистического метода при анализе предмета исследования — творчества приморских художников конца 1980-х — 2000-х годов, сразу оговоримся, что для целей настоящего исследования принимается за основу терминология В. М. Полевого [3] в отношении направлений и течений российского и советского искусства 1945—1980-х годов, с предлагаемыми нами дополнениями в отношении периода 2000-х годов.

Как было сказано выше, к 1990-м годам в приморском искусстве метод социалистического реализма перестает быть единственно возможным: одновременно сосуществуют несколько стилевых потоков: реалистический, модернистский, отчасти постмодернистский. Причем наиболее распространенными

и плодотворными становятся модернистские тенденции. Термин «неомодернизм» пока не получил распространения в отношении изобразительного искусства, употребляется в архитектуре [8], тем не менее мы склонны определить эти тенденции как нео-модернистские, поскольку естественное развитие «классического» модернизма (и авангардизма как одного из его течений) начала ХХ века в стране было прервано после принятия известного правительственного постановления1. Новое обращение к традиции модернизма происходило в творчестве нонконформистов и следующих за ними художников постсоветского периода. Кроме того, в отличие от модернистов, неомодернисты имеют в своем распоряжении и используют в своих произведениях выразительные возможности любых течений модернизма, в том числе, и авангардистских.

Неомодернистские тенденции зарядили приморское искусство новой креативной энергией, позволившей ему выйти на международный уровень, занять определенное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявить о себе как о значимом и оригинальном явлении.

Нельзя сказать, что реалистическая традиция не развивалась — «суровый стиль» 1960-х — тому яркий пример. По словам В. М. Полевого, «суровый стиль» «сыграл в то время историко-художественную роль главной силы, разрушавшей монопольный порядок и утверждавшей отныне многообразие искусства» [3, с. 392].

В Приморье с «суровым стилем» связано творчество участников известной художественной группы — «Художники на Курилах», или «Шикотанская группа», как ещё её называли. Более чем на три десятилетия художники из разных городов России, в основном из Приморья, связали свое творчество с поездками на Курильские острова, из таких поездок выросло своеобразное художественное явление, с присущими только ему стилевыми особенностями

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

изображения, отбором предметов, героев и природных явлений. В данной группе, состоящей из художников разных российских регионов, в том числе и столичных, приморцы занимали лидирующее положение, их вариант «сурового стиля», наполненный оптимистичным романтизмом (это проявилось в яркости, смелой контрастности колорита их произведений), возможно, оказал определенное влияние на развитие романтических тенденций в российском искусстве 1980-х.

Материал творческих биографий художников-нонконформистов позволяет установить нижнюю границу приморского нонконформизма — 1960-е годы. Верхняя обусловлена открытием первой выставки произведений художников-нонконформистов в Приморской картинной галерее и основанием группы «Владивосток» — октябрь 1988-го.

Целый ряд творческих объединений, возникших, примерно, в то же время, на рубеже 1980-х— 1990-х годов, оставили в истории приморского изобразительного искусства глубокий след.

Молодежные выставки и рожденное ими объединение «Штиль» превратили неомодернизм в главенствующее направление. С творчеством художников объединения связаны и первые проявления тенденций, близких к постмодернистским. Благодаря деятельности группы и галереи «Триада» в крае были впервые опробованы, пусть не совсем удачно, рыночные отношения между художниками и дилерами. Группа «ЛИК» стала примером объединения представителей разных национальностей для организации и проведения выставок. «Цветы мира» открыли дорогу на международную арену художникам-жен-щинам. Таким образом, деятельность групп и объединений исследуемого периода решительно изменила картину художественной жизни и художественного процесса в Приморском крае.

В Приморье в конце ХХ века сложились объективные условия для завершения формирования региональной школы изобразительного искусства.

Главные признаки, отличающие признанные художественные школы, — передача традиций мастерства непосредственно от учителей к ученикам на протяжении нескольких поколений, в одних стенах, на одном материале [9]. Понятие школы в ХХ веке включает три основных признака: приверженность определенным традициям, наличие полного цикла художественного образования, объективно существующие особенности географического ли, климатического ли характера места, оказывающие непреложное воздействие на способ отображения их в произведениях изобразительного искусства.

Географическое положение, климат и природа края — факторы, которые изначально определяли особенности приморского изобразительного искусства. Здесь, как выражаются художники, требуются совершенно другие «замесы».

Постепенно сложился и полный цикл профессионального художественного образования. В военном 1944 году приняло первых учеников Владивостокское художественное училище (ВХУ), в 1962-м — открылся художественный факультет Дальневосточного института искусств.

Завершению процесса формирования приморской школы, выработке основных креативных тенденций, позволивших говорить о существовании такого явления, послужили творчество и деятельность художников-нонконформистов и неомодернистов в последние десятилетия ХХ века. Благодаря бурному всплеску их творческой энергии искусство При-

морья превратилось в сложное явление, богатое стилистическим и жанровым многообразием. Подтверждением данного факта служат успешные международные выставочные проекты 1990-х с участием приморских авторов, интерес к ним со стороны художественных институций Азиатско-Тихоокеанского региона (США и Японии), Европы и Москвы. Имеются в виду главные выставки и события международного культурного сотрудничества: «14 из Владивостока» (1992, США); «Ветер с Востока»(1994, Москва); перекрестная выставка «Владивосток — Роттердам —Владивосток» (Россия — Нидерланды, 1994 и 1996); «Художественная выставка дружественных народов Восточной Азии» (1992, 1999, Япония).

На основании вышеизложенного, с учетом того, что востребованными на международной арене оказались не отдельные персоналии, а десятки авторов, делается вывод, что к тому времени в Приморье сложилась региональная школа изобразительного искусства, которая могла бы со временем претендовать на то, чтобы стать Дальневосточной.

Чрезвычайно важным представляется, на основе сравнительно-стилистического анализа творчества наиболее талантливых и активно работающих художников, выявить, какие именно неомодернистские тенденции в приморском изобразительном искусстве конца 1980-х—1990-х оказались основными, какое место занимали постмодернистские поиски.

Ключевыми в приморском искусстве исследуемого периода становятся постимпрессионистиче-ские тенденции. Отталкиваясь от них, прежде всего, приморские художники начинали постижение ведущих тенденций мирового изобразительного искусства ХХ века. А для Виктора Михайловича Шлихта, Виктора Авраамовича Федорова, Юрия Валентиновича Собченко, Владимира Пенчеровича Цоя, Евгения Евгеньевича Макеева и многих других они оказались главными.

Пережив увлечение постимпрессионизмом, Геннадий Алексеевич Омельченко, Александр Александрович Пырков, Александр Иванович Ионченков, Ильяс Фернанович Зинатулин нашли себя в абстрактном искусстве; Владимир Николаевич Погребняк — в примитивизме; Сергей Дмитриевич Горбачев — в символизме. Этот перечень можно продолжить.

Участники группы «Владивосток», представители старшего поколения Рюрик Васильевич Тушкин и Владимир Николаевич Самойлов в 1970-х годах порвали с социалистическим реализмом, обрекая себя на непонимание и даже преследование со стороны официальных художественных кругов, однако обрели новый путь в искусстве, развивая собственные варианты сюрреалистических (Р. Тушкин) и символических (В. Самойлов) тенденций.

Линия примитивизма сильна в произведениях Лидии Александровны Козьминой, Виктора Игоревича Серова, Николая Александровича Савченко. Интересное и своеобразное раскрытие получили традиции экспрессионизма в произведениях Валерия Г еннадьевича Ненаживина и раннего Фёдора Михайловича Морозова. В творческом наследии Андрея Владимировича Камалова, одной из самых ярких фигур искусства Приморья рубежа ХХ — ХХ1 столетий, можно найти отражение многих из перечисленных выше неомодернистских тенденций, причем его интересы были широки: живопись, графика (станковая и экслибрис, офорт, вручную раскрашенный акварелью, сухая игла и акватинта, причем материалом для графики часто становилась изготовленная

вручную бумага), декоративно-прикладное искусство (роспись по ткани, керамика и роспись по керамике и фарфору).

Каждому из приморских художников разработка неомодернистских тенденций позволяет вести свой диалог с современниками, поднимая разные темы — от анекдота до морально-этической дидактики и обобщений философского уровня.

Как известно, модернизм — направление, включающее большое число течений, которые, в свою очередь, членятся на более узкие течения (как, например, авангардизм) [3]. Следует отметить, что в приморском неомодернистском искусстве представлен далеко не весь спектр течений модернизма: конструктивизм, футуризм, кубизм, социальный и живописный реализм, супрематизм, неопластицизм не получили здесь заметного развития.

Для целей практического искусствознания основополагающими характеристиками постмодернизма, на наш взгляд, можно считать: использование готовых форм и цитат из произведений прошлого, прямые заимствования и даже симуляции заимствований; иронические манипуляции любыми готовыми формами и стилями прошлых времен, ирония автора по отношению к самому себе в оправдание вторич-ности своего искусства, отказ от роли творца, демиурга [10, с. 138].

Постмодернистские тенденции наиболее ярко и последовательно проявились в творчестве Екатерины (Кати) Кандыбы. Проекты: «Воскресение. Глава 2-я» (1993) — страницы одноименного романа Л. Н. Толстого; «В комнатах» (1995) — девяносто девять распашонок, камни с тихоокеанского берега, листы с распечатанными русскими пословицами; «Катюша.ру» (2002) — оформленные в паспарту и рамы под стеклом пары мужских носков разной степени изношенности, а также многие другие проекты-инсталляции 2000-х годов — вполне очевидно несут в себе черты постмодернистских тенденций.

На наш взгляд, постмодернистские тенденции, заметные в некоторых произведениях молодых художников объединения «Штиль» на рубеже 1980-х — 1990-х годов, в приморском изобразительном искусстве представлены единичными примерами, в которых, к тому же, имеются далеко не все признаки постмодернизма. Так, анализ произведений соавторов А.Камалова и Е. Макеева, созданных под псевдонимом Иван Бродин, постмодернистских, по их мнению, позволяет предполагать, что обращение к стилистике сюрреализма и тромплея (обманки), не свойственных каждому из авторов в отдельности, было продиктовано стремлением расширить диапазон применяемых выразительных средств. Однако в этих произведениях не наблюдается использования готовых форм, цитат из известных произведений, иронии по отношению к классике, хотя ирония по отношению к самим себе присутствует.

На наш взгляд, новой тенденцией, характеризующей искусство первого десятилетия XXI столетия, является стремление к синтезу, одновременному существованию, взаимопроникновению, сплетению разных стилей и даже разных видов искусства. Нео-модернистские тенденции сосуществуют с реалистическими, постмодернистскими. Помимо традиционных для Приморья живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства успешно заявляют о себе новые виды: дизайн (среды, одежды), художественная фотография.

Стремление к синтезу сказалось и на выставочной деятельности в Приморье, в частности в органи-

зации целого ряда оригинальных выставочных проектов. «Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья», «Приколы нашего городка» (оба — музей современного искусства «Артэтаж», 2008), «Проект 12», (2008, галерея «Арка»), «Лестница в небо» (2012, галерея «Арка») — наиболее характерные примеры таких синтетических художественных проектов. В них, объединенные общей идеей, экспонировались произведения живописи, графики, скульптуры, объекты, макеты, фотография, дизайн, газеты и т. п.

Объективная оценка реального положения в изобразительном искусстве края 2000-х годов станет возможна с появлением определенной временной дистанции. Мы ставим своей задачей предложить первичный анализ материала, который послужит ступенью для дальнейших исследований и более основательных выводов.

Исследование особенностей процесса развития приморского искусства в конце 1980-х— 1990-х годах, влияния новых социальных и экономических условий, в которых оказалось оно в 2000-е годы; творческих методов, стилевых предпочтений художников нео- и постмодернизма в Приморье позволило впервые выявить и определить следующие региональные особенности:

1. В 1960-е— 1980-е годы в Приморье имело место явление нонконформизма (художники Фёдор Морозов, Валерий Ненаживин, Александр Пырков, Владимир Самойлов, Юрий Собченко, Рюрик Тушкин, Виктор Фёдоров, Виктор Шлихт). Однако, в отличие от нонконформистов столичных (Москвы и Ленинграда), приморские представители андеграунда были разобщены, не предпринимали попыток заявить о себе, организовать неофициальные выставки, их деятельность протекала латентно.

2. В Приморье изначально существовали географические и климатические особенности, требующие от художников адекватных способов выражения, и это легло в основу формирования своей живописной школы. Создание полного цикла профессионального художественного образования также сыграло важную роль в этом процессе. Активная творческая деятельность художников конца 1980-х— 1990-х годов, развивавших неомодернистские и, частично, постмодернистские тенденции (творческие объединения «Владивосток», «Штиль», «Триада», «ЛИК», «Цветы мира»), позволила приморскому искусству по-новому заявить о себе в масштабе России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Признание приморского изобразительного искусства на международной арене является фактором, свидетельствующим о завершении процесса формирования приморской школы.

3. Региональной особенностью приморского искусства является преимущественное развитие таких неомодернистских тенденций, как: постимпресси-онистические, экспрессионистские, символистские, сюрреалистические и примитивистские.

4. Стремление к синтезу не только стилистических приемов в рамках одного произведения или в творчестве одного художника, но и различных видов изобразительного искусства, даже предметов, не имеющих прямого отношения к последнему — в едином художественном пространстве выставочного проекта, возможно, также является региональной особенностью изобразительного искусства Приморья 2000-х годов.

Особые условия, в которых проходило приобщение приморского изобразительного искусства

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

к мировым тенденциям двадцатого века, представляется, способствовали органичному сплавлению в творчестве художников края воздействия природных факторов, национальных русских, западноевропейских живописных традиций и новаторства. И потому достижения приморских художников исследуемого периода, подтверждённые на международном уровне, должны быть вписаны в общую картину изобразительного искусства России конца XX —начала XXI века.

Примечания

1 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.

Библиографический список

1. Кандыба, В. И. Художники Приморья / В. И. Кандыба. — Л. : Художник РСФСР, 1990. - 125 с.

2. Андреева, Е. Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма / Е. Ю. Андреева. Москва—Ленинград, 1946 — 1991. — М. : Искусство — XXI век, 2012. — 464 с., ил.

3. Полевой, В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира / В. М. Полевой. — М. : Советский художник, 1989. — 452 с., ил.

4. Турчин, В. С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем / В. С. Турчин. — М. : Прогресс-Традиция, 2003. — 644 с.

5. Якимович, А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х—1960-х на Западе и в России /А. К. Якимович. — М. : Галарт, 2001. — 174 с.

6. Ванслов, В. В. Эстетика и изобразительное искусство. Статьи о произведениях и художниках / В. В. Ванслов. — М. : Памятники исторической мысли, 2007. — 344 с., ил.

7. Очерки эстетики и теории искусства / Отв. ред. Н. А Хренов, А. С. Мигунов. — М. : КАНОН-ПЛЮС, 2013. — 447 с.

8. Неомодернизм. — иИЬ: http://arx.novosibdom.ru/node/ 474 (дата обращения 04.11.2013).

9. Очерк истории Ленинградской живописи. — иИЬ: Ы1р:// www.leningradartist.com/outline_r.htm (дата обращения 30.10.2013).

10. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И. Г. Мосин. — СПб. : ООО «СЗКЭО», 2008. — 192 с..

11. Постмодернизм. — иИЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Постмодернизм (дата обращения 09.02.2013).

ЛЕВДАНСКАЯ Наталья Андреевна, доцент кафедры изобразительного искусства Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета, заслуженный работник культуры РФ. Адрес для переписки: lna293@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2013 г.

© Н. А. Левданская

УДК 1302 С. Н. ОВОДОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ_________________________________________

В статье обосновывается необходимость проведения гуманитарной экспертизы дизайн-проектов, обусловленная высокой степенью влияния дизайна на повседневность в современной культуре. Автор описывает ряд подходов и критериев (системно-структурный, функциональный, ценностный, партиципативный, диалогический, философско-антропологический, культурологический, социальный подходы, эмоциональные критерии), применение которых к анализу дизайн-проектов помогает произвести оценку социальных, культурных и антропологических последствий реализации дизайн-проектов.

Ключевые слова: дизайн-проект, гуманитарная экспертиза, системно-структурный подход, ценностный подход, диалогический подход, антропологический подход, культурологический подход.

Актуальность и необходимость гуманитарной экспертизы не нуждаются в доказательствах, об этом написано много работ. Меж тем выработка определенных предписаний, позволяющих проводить гуманитарную экспертизу социальных практик и культурных проектов, до сих пор не осуществлена.

Возникновение гуманитарной экспертизы связано с появлением биоэтики («Основная задача биоэтики — способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики» [1]). Актуализация такого рода проблем связана с тем, что человек

начинает использоваться как материал и объект при проведении научных изысканий, а также то, что в качестве ключевых тем выступают вопросы о жизни и смерти.

Расширение границ использования гуманитарной экспертизы за пределами биомедицинских исследований предполагает необходимость разработки принципов и критериев проведения гуманитарной экспертизы в других областях.

Объектом нашего внимания являются дизайн-проекты — проекты, представляющие собой целостное художественно-эстетическое и технически-ути-литарное оформление пространственно-предметной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.