нам не страшен... новый век
творческая энергия личности как основной показатель
инновационных процессов в экономике
Креативность как процесс - это поиск нового, неизвестного или „неизведанного в окружающем человека мире. Психологи определяют творчество как деятельность, порождающую новые материальные и духовные ценности1. При этом отмечается, что отличительными
_чертами творческой деятельности являются неповторимость,
оригинальность, общественно-историческая уникальность.
_В творчестве выражается глубокое личностное начало,
_без которого немыслим сам предмет творчества. В широком
смысле в нем раскрывается потребность личности
_в самовыражении, самоактуализации и расширении своих
__созидательных возможностей.
Мельников О.Н.
д-р экон. наук, профессор кафедры «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность» МГТУ им. НЭ. Баумана
Насибян С.С.
канд. экон. наук, профессор, декан факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Психологи считают, что творческая деятельность как конкретного индивида, так и коллектива в целом складывается из творческого выражения, творческой позиции и творческой продукции. В творческом выражении человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мотивы и чувства в повседневной деятельности.
Творческая позиция означает открытый, гибкий и самостоятельный способ реагирования на окружающую действительность. Творческая продукция - это то, что человек в течение творческого процесса создает, или такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым. Отвечая на вопрос о том, что характерно для творческой личности, специалисты в облас-
1 Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутутшкиной. - М.: АСБ; СПб.: Дидактика Плюс, 1997. - 336 с. - С. 142.
ти человеческих взаимоотношений подчеркивают:
1) чувство нового, способность каждого человека оценивать ситуации и видеть возможности их развития.
2) самобытность каждого из субъектов творческой деятельности и их склонность к риску. У таких людей отмечается уверенность в развитии необычных идей, их мысль гибка и способна к трансформации.
3) самостоятельность, терпимость к неустойчивым ситуациям и способность выдвигать альтернативные предложения и оценки независимо от авторитетов.
4) широкий диапазон мышления, так как творческий человек способен быстро предложить множество идей, а также выдвигать комплексные решения. Он умеет отделить существенное от несущественного и всегда реалистичен. Творческий человек принимает и передает информацию. Он занимает прямую непредвзятую позицию, обладает позитивным любопытством и умеет слушать. Очень важными качествами творческого человека являются воля, четкость собственных взглядов и мотивации целей.
С этими выводами психологов нельзя не согласиться. Однако анализ выдвигаемых ими заключений говорит о том, что указанные качества, безусловно, необходимые для творческого человека, не отвечают экономической сути интеллектуально-креативной деятельности специалистов любых, в том числе финансовых организаций. Наблюдающаяся сегодня интеллектуализация экономики является объективным процессом значительного расширения зоны использования творческой, или созидательной энергии современного специалиста, которая, в частности, определяет технологию производства финансовых услуг, приближаясь к использованию таких ее видов, которые приносят максимальный эффект от использования экономических, психологических, социальных факторов, определяющих поведение клиентов. Чрезвычайно важным является то, что если созидательные (креативные) действия при-
интеллектуализация экономики является объективным процессом значительного расширения зоны использования творческой, или созидательной энергии современного
специалиста
творческая энергия в бизнесе■ _
--->-
работу
интеллекта
человека,
проявляемую
им через
_генерирование
_своих
_созидательных
действий, можно
_оценивать
_с помощью
_коэффициента
_творческой
_энергии
:тЬ
к
водят к экономическим изменениям в организациях и в обществе в целом, то на уровень или степень проявления творческой энергии решающее влияние оказывают сложившиеся в конкретный момент времени социальные отношения как в конкретных коллективах, так и на региональном и государственном уровнях.
Рассмотрим методологический подход к управлению интеллектуально-креативными ресурсами компании. Это требует четкого определения такого понятия, как интеллектуальная и творческая (креативная) энергия.
Энергию интеллекта, или интеллектуальную энергию следует рассматривать как энергию поглощения и переработки человеком (личностью) внешней информации, необ-:одимой для накопления знаний (основно-
2)н
капитала2), которые затем подвергаются «внутренней» переработке, в результате чего они превращаются в умения, навыки и опыт, которые затем в той или иной степени могут быть использованы на практике (а могут быть и не использованы!).
Созидательные же действия (или творческая энергия) - это внешнее проявление интеллектуальных способностей человека, направленных на целевое изменение материальных или нематериальных (духовных, неосязаемых, в том числе информационных) объектов. Схематично творческую энергию личности можно представить в виде триады объективных показателей, присущих любому человеку3.
Созидательная (экономически направленная) деятельность человека, проявляемая им через генерирование креативных (творческих) действий, характеризуется и зависит от триединства следующих факторов:
2 Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Машиностроение, 2004, 400 с.
3 Там же.
а) экономических показателей созидательных действий каждого работника организации
(Кэ1);
б) ресурсной направленности способностей работников на выполнение работ в материальной, духовной (интеллектуальной) или управленческой сферах деятельности (Кэ2);
в) биосоциального уровня подготовки работников к проявлению созидательных действий
(Кэ3).
В отношении работников финансовой сферы данный подход может быть представлен в следующем виде. Они должны обладать природной («генной») склонностью к ведению учетно-финансовых операций (Кэз>), требующей особого склада мышления, свойственного «физикам» и «математикам» (Кэ2), способным свободно оперировать факторами и понятиями на уровне математической логики, но свободно понимать и принимать рациональные финансово-экономические решения (Кэ1). По-видимому, это объясняет тот факт, что во главе подавляющего большинства российских банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и других финансовых организаций сегодня находятся специалисты, пришедшие в этот бизнес из научно-технической сферы, отличающейся повышенными знаниями в области точных наук.
Известно, что чтобы осуществить необходимые изменения, следует использовать тот или иной вид энергии, существующий в природе. Однако это может произойти только в результате совершения созидательных, или креативных действий со стороны человека, то есть как последствие затрат его творческой энергии. Порожденные таким воздействием и зафиксированные изменения (AN = Nнов - Nстар) являются объектом всех последующих хозяйственных операций с экономическими объектами. Подчеркнем, что именно этот показатель отражает удовлетворение потребностей субъектов рынка.
Работу интеллекта человека, проявляемую им через генерирование своих созидательных действий, можно оценивать через коэффици-
чтобы
осуществить необходимые изменения, следует использовать тот или иной вид энергии, существующий в природе
творческая энергия в бизнесе
к
управление
_интеллектуально_креативными
ресурсами является
_прерогативой
_топ-менеджмента
„предприятия,
который должен
обеспечить
_формирование
_рационального
_поведения
_работников
_в интересах
выполняемых ими _бизнес-задач
ент творческой энергии Кэ. - экономический показатель, который выражается в максимальных изменениях (^тах), вносимых работником в продукты своего труда, которые он предлагает к продаже как результат собственных умственных усилий, в минимальное (конкурентоспособное) время ¿тп 4 Управление интеллектуально-креативными ресурсами является прерогативой топ-менеджмента предприятия, который должен обеспечить формирование рационального поведения работников в интересах выполняемых ими бизнес-задач. Целью же данного процесса является создание у сотрудников максимально заинтересованного отношения к труду.
Однако экономический показатель творческой энергии Кэ1 зависит как от показателя рациональности выбора области проявления творческой энергии, т.е. правильности выбранного места приложения Данная зависимость будет выглядеть следующим образом:
Кэ1 = I (Кэ2, Кэ3)
(1)
Если конкретный человек на конкретном месте не блещет способностями, то это может быть и потому, что он занимается не своим делом, так как каждому типу интеллекта соответствует тип задач, с которыми он лучше всего справ-ляется5. Поэтому одним из ответственных показателей указанной триады является коэффициент, который определяет преобладание у человека вектора способностей к работе либо в духовной (Кд), либо в материальной (Км), либо в организационно-управленческой (Ку) сфере деятельности:
4 Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функция затрат творческой энергии субъектов рынка. - М.: ИД «МЕЛАП», 2000. - 170 с.
5 Дружинин Е., Кортеева Н. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации // Управление персоналом. - 2000, № 1. - С. 48-53.
еативная экономика, 2007, № 11 8
Кэ2 = Кд + Км + Ку.
(2)
рост социальной
Биосоциальный показатель творческой энергии человека может быть представлен в виде суммы векторов: биологической (генной) и социальной составляющих творческой энергии, т.е.
Кэ3 К ген + К соц >
(3)
составляющей
творческой энергии
Ксоц. выражается,
через увеличение
образовательных
личности
где Кген - вектор генной (биологической) составляющей коэффициента творческой энергии человека, определенный ему природой («механик», «химик», «музыкант» и т.п.); Ксоц - вектор социальной составляющей коэффициента творческой энергии личности, определяемый в основном направлением его деятельности («финансист», «механик», «музыкант» и т.п.), а также уровнем образования. Рост социальной составляющей творческой энергии Ксоц. на практике выражается, прежде всего, через увеличение образовательных (в том числе повышения квалификации и т.п.) векторов развития личности. Поэтому сегодня центральной в политике государства, фирм, корпораций и особенно компаний, занимающихся, в частности, развитием кредитно-финансового бизнеса, становится задача разработки целевых программ по повышению образовательного уровня своих сотрудников. Навыки, опыт, умение, рост квалификационных знаний, социальная стабильность, здоровый образ жизни - вот то, что способно увеличивать творческую, или созидательную отдачу специалистов финансовой сферы.
Концептуально модель процессов преобразования окружающего мира в духовный и материальный (предметный), а также отражение этих преобразований в духовной и материальной сферах деятельности человека можно представить в виде процесса использования индивидуальной творческой энергии. Так как биологическая (генная) творческая энергия «заложена» в каждом человеке природой, совершенно ясно, что у каждого чело-
творческая энергия в бизнес
е
биологическая
_(генная)
_творческая
_энергия
_«заложена»
_в каждом
_человеке
_природой,
_и у каждого
_человека
_она будет
_различной
века она будет различной: у кого-то больше, у кого-то меньше, но не менее важно и то, что она имеет характер некоего векторного пространства.
У одних людей может быть более развит вектор творческих способностей, направленный на материальное преобразование окружающего мира (т.е. создание материальных экономических продуктов - в основном это люди находят свое место в сфере материального производства). У других более развит вектор, направленный на духовное преобразование окружающего мира, т.е. на создание духовных, или интеллектуальных экономических продуктов. Это ученые в различных областях знаний, специалисты финансовой сферы и т.д.
Сегодня в полном масштабе в Исландии, Эстонии, Англии и ряде других стран ведутся исследования с целью разработки генного паспорта человека. По всей видимости, это одно из первых подтверждений наличия гена творческой энергии, которая пока может оцениваться только косвенными, а не прямыми параметрами.
Такими параметрами могут быть, например, социальные или экономические показатели, достигнутые конкретным человеком в результате его практической деятельности. То есть, творческая энергия это интегральный показатель биологической (генной) и социально-экономической активности любого человека. Последнее является очень важным фактором при подходе к определению интеллектуально-креативных характеристик топ-менеджеров, работающих в кредитно-финансовой сфере, поскольку не столько от уровня их интеллектуального капитала, сколько от умения творчески разрешать сложные финансовые проблемы зависит успешность функционирования банков, страховых компания, инвестиционных фондов и других организаций, работающих в финансовой сфере.